Научная статья на тему 'ИГРА КАК СРЕДСТВО РАСШИРЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О МИРЕ ПРОФЕССИЙ'

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАСШИРЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О МИРЕ ПРОФЕССИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
887
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ИГРА / СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буршит Ирина Евгеньевна, Зайцева Анастасия Александровна

В данной статье рассматривается проблема недостаточной готовности дошкольного образования к участию в разработке системы раннего профессионального самоопределения. Авторами представлена экспериментально-практическая работа по разработке парциальной программы «В мире новых профессий».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GAME AS AN AID FOR WIDENING OF PRE-SCHOOL PUPILS KNOWLEDGE ABOUT WORLD OF PROFESSIONS

This article considers problem of insufficient readiness of pre-school education to take part in developing of system of early professional self determination. Authors provide experimental and practical work about developing of fractional program “In the world of new professions”

Текст научной работы на тему «ИГРА КАК СРЕДСТВО РАСШИРЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О МИРЕ ПРОФЕССИЙ»

Дирижер как учитель музыки и воспитатель - это высокообразованный человек, в совершенстве владеющий своей профессией, понимающий задачи музыкального искусства и свой долг перед обществом. Прежде всего он должен быть человеком, несущим великие идеи правды, мира и добра людям.

Н.А. Римский-Корсаков в статье «Эпидемия дирижерства», говоря о предпосылках, необходимых для того, чтобы стать дирижером, указывает: «... Надо быть хорошим музыкантом, т.е. хорошим исполнителем или композитором», чтобы иметь возможность приобрести требуемые для этого знания» [4, 38]. Ту же мысль развивает он и в другой статье, где говорит о том, что дирижеры, хормейстеры и аккомпаниаторы образуются все из тех же инструменталистов и певцов.

Не каждому хорошему музыканту-исполнителю или композитору удается сделаться и хорошим дирижером, так как для этого необходим не только ряд специальных знаний и навыков, но и специфически дирижерское дарование. Несомненно, однако, что каждый хороший дирижер должен быть прежде всего хорошим музыкантом-исполнителем или композитором, обладать хорошим слухом, чувством ритма, музыкально-теоретическими знаниями и, что не менее важно, быть образованным и широко эрудированным человеком.

Нельзя не согласиться также с мнением известного психолога Б. Теплова о том, что дирижером может стать только человек высокоразвитый духовно, интеллектуально и эмоционально, имеющий багаж разнообразных знаний и умений. Ведь «музыка,- пишет Теплов,- есть средство общения между людьми. Чтобы говорить музыкой, нужно не только владеть этим «языком», но и иметь что сказать. Мало того, даже и для того, чтобы понимать музыкальную речь во всей ее содержательности, нужно иметь достаточный запас знаний, выходящих за пределы самой музыки, достаточный жизненный и культурный опыт» [5, 49].

Итак, подводя итог сказанному, отметим, что специфика музыкально-педагогической деятельности состоит в том, что она решает педагогические задачи средствами музыкального искусства. Музыкально-педагогическая деятельность учителя сочетает в себе педагогическую, хормейстерскую, музыковедческую, музыкально-просветительскую, музыкально-исполнительскую, исследовательскую работу. Деятельность учителя музыки невозможна без достаточной специальной, теоретической подготовки, подготовки по гармонии, сольфеджио, анализу музыкальных произведений, а также достаточной вокальной и дирижерско-хоровой подготовки.

Особенности же дирижерской деятельности учителя музыки требуют от него наличия разнообразных качеств - духовных, моральных, интеллектуальных, физических, а также наличия дирижерского дарования, творческого соображения и фантазии, музыкального вкуса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арчажникова, Л.Г. Профессия - учитель музыки. - М.: Просвещение, 1985. - 110 с.

2. Безбородова, Л.А. Дирижирование. - М.: Флинта, 2000. - 214 с.

3. Елисеева, В. Н.Данилин, его значение в становлении дирижёрско-хорового образования в СССР. Сб. статей / Сост. - ред. А. Наумов. -М.: Советский композитор, 1986. - 125 с.

4. Римский-Корсаков, Н.А. Эпидемия дирижёрства. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. Т. 2. - М., 1963. - 38 с.

5. Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961. - 536 с.

И.Е. Буршит, А.А.Зайцева

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАСШИРЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О МИРЕ

ПРОФЕССИЙ

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема недостаточной готовности дошкольного образования к участию в разработке системы раннего профессионального самоопределения. Авторами представлена экспериментально-практическая работа по разработке парциальной программы «В мире новых профессий».

Ключевые слова: раннее профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация, профессиональное воспитание, парциальная программа, игра, сюжетно-ролевая игра.

I.E. Burshit, A.A. Zayceva

THE GAME AS AN AID FOR WIDENING OF PRE-SCHOOL PUPILS KNOWLEDGE ABOUT

WORLD OF PROFESSIONS

Abstract. This article considers problem of insufficient readiness of pre-school education to take part in developing of system of early professional self determination. Authors provide experimental and practical work about developing of fractional program "In the world of new professions".

Key words: early professional self determination, professional orientation, professional upbringing, fractional program, game, socio-dramatic play.

В настоящее время происходят преобразования во всех сферах жизни нашего общества, которые оказывают влияние на отечественную систему общего образования. Возникновение различных моделей обучения в системе общего образования привело к тому, что возникли разнопрофильные школы, лицеи, гимназии, которые являются первой ступенью обучения и включают ряд особенностей, которые присущи конкретной школе в целом.

Выбирая для ребенка профиль школы, дошкольная образовательная организация (ДОО) могла бы дать обоснованную рекомендацию, какой профиль для ребенка предпочтителен. Однако, в настоящий момент, дошкольное образование не располагает научно-методической базой, а следовательно, не готова к участию в реализации проектирования профиля будущей сферы профессиональной деятельности ребенка, то есть к участию в разработке системы раннего профессионального самоопределения.

В современной педагогической практике сложилось явное противоречие между потребностью в системе раннего формирования представлений о мире профессий у дошкольников и недостаточной разработанностью научно-методических основ ее проектирования и средств реализации.

Ранняя профориентация дошкольников, как считает Н.П. Кубайчук, содержит в себе «создание условий для формирования ранних профессиональных устремлений, выделение этапов формирования представлений о профессиональной деятельности взрослых, обеспечивая тем самым свободный выбор его предстоящего жизненного пути» [1, 234-235]. Выделяют основные направления ранней профориентации:

> Профессиональное воспитание.

> Профессиональное информирование.

Профессиональное воспитание заключается в формировании у детей интереса к труду и развитие трудолюбия, тогда как профессиональное информирование включает предоставление детям информации о мире профессий.

Кроме того, ранняя профессиональная ориентационная работа включает в себя информационные консультации для родителей, которые направлены на приобщение родителей к совместной с дошкольной образовательной организацией работе по ранней профориентации детей.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Наиболее важным являются сюжетно-ролевые и дидактические игры.

С помощью сюжетно-ролевых игр можно познакомить детей с элементами труда взрослых и донести до них особенности тех или иных профессий. Содержание дидактических игр связано с окружающей действительностью, трудом людей. Важнейшим средством развития, обучения и воспитания дошкольников является игра. Она служит неотъемлемым средством знакомства детей с профессиями взрослых.

В современных условиях развития общества при смене культурных, социальных, экономических ценностей, норм и отношений возникла необходимость поиска более эффективных путей подготовки детей к выбору профессии.

Всё больше профессий и занятий отдают роботам и машинам. Рыночная экономика призывает к эффективности, поэтому владельцы предприятий или магазинов заменяют человека автоматом, которому не нужно платить и который не склонен совершать ошибки.

Еще в 2015 году Школа управления «Сколково» выпустила собственный «Атлас новых профессий» -подробный справочник по профессиям, которые к 2030 году должны окончательно устареть, и профессиям, которые к этому моменту, напротив, станут наиболее популярными (последних, впрочем, в справочнике почти в три раза больше -186 против 57 «умирающих»).

Среди новых профессий можно выделить следующие: оператор дрона, робототехник, актуарий, ландшафтный дизайнер, валеолог, военный оператор, шоппер, титестер.

Экспериментально-практическая работа по применению игровой деятельности как средства расширения представлений дошкольников о мире профессий была проведена в МБДОУ детский сад № 52 «Лукоморье» г. Таганрога. В данном дошкольном учреждении используется программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой [2].

На первоначальном этапе нами была проведена диагностическая работа по определению уровня знаний дошкольников о труде взрослых. Были определены критерии и показатели уровня знаний дошкольников о труде взрослых, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Критерии и показатели уровня знаний дошкольников о труде взрослых

Критерии Уровневые показатели

Высокий уровень Выше среднего уровень Средний уровень Низкий уровень

Знание дошкольников о таких Знает названия профессий работников детского сада, также Знает названия профессий -воспитателя, Знает не все названия профессий, Не знает названия профессий, не может назвать даже

профессиях как воспитатель, помощник воспитателя, повар, врач, библиотекарь. может назвать другие профессии (врач.) помощника воспитателя, повара, врача, библиотекаря. вспоминает только с помощью взрослого после подсказки взрослого.

Знание названий инструментов и трудовых действий данных профессий. Называет инструменты и трудовые действия, может привести примеры из жизни, назвать инструменты и трудовые действия других профессий. Называет трудовые действия, входящие в непосредственную деятельность работников (сервировка стола; мытье посуды; поддержание чистоты и порядка в групповой комнате; приготовление пищи; определяет, какие предметы, материалы и инструменты нужны для выполнения трудовых действий и получения результата, соответствующего его назначению). Называет не все инструменты и трудовые действия, ошибочно называет назначение инструментов, не всегда правильно соотносит трудовую деятельность и профессию. Не знает или знает только два-три инструмента, не может назвать трудовые действия либо называет одну- две, не может определить в какой профессии выполняется трудовое действие (например, не может ответить на вопрос; кто готовит обед?)

Знание значения труда работников для общества. Понимает направленность трудовых процессов на результат, может объяснить, что будет, если работник не будет трудиться, может назвать трудовой результат работника другой профессии. Понимает направленности трудовых процессов на результат (например, повар заботится, чтобы дети были вкусно накормлен

В исследовании приняло участие 26 дошкольников старшей группы «Русалочка», в возрасте от 5 до 6 лет. Дети были разделены на две группы: контрольную и экспериментальную.

Нами была использована диагностика Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик, которая позволяет определить уровень информированности дошкольников о труде взрослых [3]. В исследовании использовались опрос и беседа с применением наглядных средств (картинок).

Серия №1. Опрос проводился в двух группах: контрольной и экспериментальной. Каждому ребенку индивидуально было предложено ответить на 20 вопросов по профессиям, с которыми дети раннее были знакомы. Опрос проводился во второй половине дне, в свободное от занятий время.

Серия №2. В данной серии дошкольникам предлагается рассказ по картинкам. Дошкольникам предлагается 8 картинок, на которых изображены представители новых профессий, их место и орудия труда: оператор дрона, робототехник, актуарий, ландшафтный дизайнер, валеолог, военный оператор, шоппер, титестер. Выбирая картинку, дети самостоятельно должны рассказать о месте работы представителя этой профессии, о его трудовых действиях, орудиях труда, а также значимости этой профессии для общества.

При ответе на вопросы серии 1 наибольшие затруднения у дошкольников вызвали те вопросы, в ответах на которые необходимо было назвать инструменты труда представителя той или иной профессии.

Несмотря на это дошкольники уверенно рассказали о функциях врача и его трудовых действиях («лечит детей и взрослых», «делает уколы», «даёт таблетки»). Также большинство дошкольников назвали почти все инструменты повара. Беседа по картинкам серии 2 показала, что все дошкольники ничего не знают о представителях новых профессий.

Результаты проведенной экспериментально-практической работы показали, что необходимо создать педагогические условия, которые способствовали бы эффективному расширению представлений о мире профессий у дошкольников. В частности, была создана пространственно-предметная среда в группе детского сада, подготовлен информационный материал для педагогов и родителей, презентационный и видео материал, разработана парциальная программа «В мире новых профессий», позволяющая расширить представления дошкольников о мире новых профессий.

Цель программы - сформировать представления дошкольников о мире новых профессий. Задачи:

1. Познавательная область развития:

- Расширять знания дошкольников о профессиях, которые дошкольникам раннее были знакомы (врач, воспитатель, помощник воспитателя, библиотекарь, повар).

- Познакомить детей с новыми профессиями: оператор дрона, робототехник, актуарий, ландшафтный дизайнер, валеолог, военный оператор, шоппер, титестер.

- Развивать у дошкольников любознательность и интерес к данным профессиям.

- Воспитывать уважение к труду людей данных профессий.

2. Речевая область развития:

- Развивать у дошкольников умение использовать в речи, логически построенные высказывания.

- Формировать умения получения нужной информации посредством общения со сверстниками и взрослыми.

3. Основные формы, методы и приёмы, которые направлены на реализацию данной программы:

1. Основные формы:

- Непосредственно образовательная деятельность.

- Беседы.

- Дидактические игры.

- Сюжетно-ролевые игры.

2. Основные методы и приемы:

- Игра с правилами.

- Сюжетно-ролевые игра.

- Игры-упражнения.

- Игра с ориентировкой на какие-либо достижения.

Дети получают навыки самооценки и взаимооценки деятельности. Наглядные:

- Непосредственное наблюдение, демонстрация.

- Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность). Словесные:

-Объяснение. -Рассказ.

-Рассказывание без опоры на наглядный материал. -Обобщающая беседа.

-Поисковые и проблемные вопросы к детям. -Оценка деятельности детей, поощрение, подведение к выводу. Практические: -Дидактические игры. -Игры-драматизации. -Дидактические упражнения.

4. Предварительная работа:

-Поисковая работа по подбору материала для программы. -Подбор художественной литературы. -Подбор соответствующих иллюстраций.

-Подготовка наглядных пособий для изобразительного искусства и моделирование, через LEGO конструктор, лепка из пластилина.

5. Предполагаемые итоги реализации программы:

- У дошкольников сформируется обобщенное представление о новых профессиях, об инструментах и трудовых действиях новых профессий.

- Активизируется познавательная деятельность дошкольников, появление интереса к новым профессиям взрослых.

- Проявление уважения к людям разных профессий и понимания значимости труда для общества.

6. Организационно-методический блок программы «В мире новых профессий» в себя включает:

1. Организацию педагогических условий, включающих оформление пространственно-предметной среды, проведение бесед с педагогами и родителями, создание эмоционально-благоприятной атмосферы.

2. Организацию и проведение НОД и игровой деятельности:

- НОД (3 раза в неделю по 30 минут каждая НОД).

- Игровая деятельность ежедневно (сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра, подвижные игры, конструирование).

- Подбор и использование игр с учетом поставленных задач и индивидуальных особенностей детей [4,

37-39].

7. Перечень тем парциальной программы «В мире новых профессий»:

Блок 1. Профессии, с которыми дошкольники знакомятся в рамках ООП ДО:

1. Тема «Профессия врач»

2. Тема «Профессия воспитатель»

3. Тема «Профессия помощник воспитателя»

4. Тема «Профессия библиотекарь»

5. Тема «Профессия повар»

Блок 2. Знакомство дошкольников с новыми профессиями:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Тема «Профессия оператор дрона»

2. Тема «Профессия робототехник»»

3. Тема «Профессия актуарий»

4. Тема « Профессия ландшафтный дизайнер»

5. Тема «Профессия валеолог»

6. Тема «Профессия военный оператор»

7.Тема « Профессия шоппер»

8.Тема «Профессия титестер»

Программа реализуется в режимных моментах, а также в специально организованной воспитателем деятельности и в процессе самостоятельной деятельности детей. В качестве образца приведем содержание одной темы:

Таблица 2

Содержание темы «Профессия оператор дрона»

№ раздела Название раздела Тема НОД День недели Содержание деятельности Содержание деятельности в режимных моментах

I «Профессия «Оператор дрона» «Увлекательная профессия будущего» Понедельник 1.Беседа о профессии «Оператор дрона». 2. Наблюдение за работой оператора дронов (видео). 3. Хлопните в ладоши, если это надо для... 4. Дидактическая игра «Кому что Понедельник 1. Дидактическая игра: «Кто где работает?» 2. Дидактическая игра: «Угадай профессию» (используются уже знакомые профессии и профессия «Оператор дрона»)

нужно» Вторник 1. Конструирование из LEGO «Дрон»

«Инструменты оператора дрона» Среда 1. Дидактическая игра: «Найди лишнее» (карточки) 2. Дидактическая игра: «Кто это знает Среда 1.Рисование на тему «Готовим выставку в картинной галерее».

и умеет?» 3. Дидактическая игра: «Исправь ошибку» 4.Загадки о профессиях Четверг 1.Подвижная игра: «Ловкий оператор дрона и нарушители порядка» 2. Дидактическая игра: «Мастерская по ремонту» З.Подвижная игра: «Кто больше назовет действий?» (игра с мячом)

«Забавные приключения оператора дрона» Пятница 1. Сюжетно-ролевая игра: «Спаси кварталы своего города». Пятница 1.Логическое лото 2.Викторина «Путешествие по миру профессий»

Результаты экспериментально-практической работы показали, что большая часть дошкольников экспериментальной группы смогли правильно назвать новые профессии и объяснить последовательность действий их представителей.

Таким образом, одним из основных условий эффективного формирования представлений о мире новых профессий у дошкольников является игровая деятельность, осуществляемая в рамках НОД, во время режимных моментов, позволяющая расширить представления дошкольников о труде взрослых, о новых профессиях. Именно игровая деятельность способствует их раннему профсамоопределению.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кубайчук, Н.П. Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI международной научной конференции (г. Пермь, апрель 2015 г.). - Пермь: Меркурий, 2015. - С. 97-101.

2. Программа «от рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы., Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика -Синтез, 2015.

3. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений / Г.А. Урунтаева. - М.: Изда,тельский центр «Академия», 2016. - 336 с.

4. Буршит, И.Е. Дошкольник и младший школьник в мире профессий: учебно-методическое пособие / И.Е. Буршит, Е.А. Монченко, Е.В. Пономаренко / под ред. И. Е. Буршит. - Таганрог, 2019. - 94 с.

А.А. Веселая, А.В. Мухортова

НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОК - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КВЕСТ-ИГРА «ДЕНЬГИ, ДЕНЕЖКИ, ДЕНЬЖАТА»

Аннотация. В данной статье представлен один из вариантов нетрадиционного урока - экономическая квест-игра. Цель урока - на конкретном примере донести до сознания учащихся, что деньги не дают просто так, чтобы заработать их, нужно потрудиться. В данной игре учащиеся на основе совместной деятельности будут зарабатывать «фанты» - своеобразная модель способа получения денег.

Ключевые слова: нетрадиционный урок, квест-игра, фанты, деньги.

A.A. Veselaya, A.V. Mukhortova NON-TRADITIONAL LESSON - ECONOMIC QUEST-GAME «MONEY, MONEY, MONEY»

Abstract. This article will present one of the options for an unconventional lesson-an economic quest game. The game is the leading activity of students, through the quest game you can convey to students that money is not given just like that, you need to work hard to earn it. In this game, students will earn "forfeits" - a kind of way to get money. Key word: non-traditional lesson, quest game, fants, money.

В последнее время наблюдается опасная тенденция снижения интереса учащихся к изучению предметов. Использование традиционных форм обучения привело к тому, что учащимся стало скучно учиться - нет реализации своих потребностей в самовыражении, самопознании и самоутверждении. Формирование активной личности невозможно без активности в овладении знаниями. Многое здесь зависит от мастерства учителя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приёмов обучения.

Нетрадиционный урок - это импровизация учебного процесса, имеющее нетрадиционную структуру. Такой урок включает в себя приёмы и методы различных форм обучения. Он основан на совместной деятельности учителя и учащихся, апробировании новых форм работы, что в конечном итоге положительно влияет на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках. Среди большого числа форм нетрадиционных уроков самым популярным является квест-игра, ведь учащиеся любят соревноваться между собой, разгадывая различные ребусы, загадки, показывая свои интеллектуальные возможности. Поэтому, именно данная форма была выбрана для проведения урока.

Цели урока:

Образовательная: расширить у учащихся представления об истории, функциях и видах денег, сформировать потребности к повышению финансовой независимости и умению правильно обращаться с деньгами, сформировать умение проводить элементарные финансовые расчёты.

Воспитательная: воспитать у учащихся умение ведения диалога с собеседником, воспитать умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; аргументировать свою точку зрения.

Развивающая: развить у учащихся умение договариваться о совместной работе, развить умения работать в группе, слушать других, предлагая свою помощь, сотрудничество.

Обеспечение урока:

Раздаточный материал: три ксерокопии (100 рублей, 100 долларов, 100 евро), фанты, карточки-задания №1 и №2, листы ватмана, фломастеры, ксерокопии купюр номиналом 200 рублей, 500 рублей и 1000 рублей, сертификаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.