Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-МУЗЫКАНТА И ТРЕБОВАНИЯ К ЕГО ДИРИЖЁРСКО-ХОРОВОЙ ПОДГОТОВКЕ'

СПЕЦИФИКА МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-МУЗЫКАНТА И ТРЕБОВАНИЯ К ЕГО ДИРИЖЁРСКО-ХОРОВОЙ ПОДГОТОВКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ-МУЗЫКАНТ / МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ХОРОВОЕ ДИРИЖИРОВАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богатов Виктор Васильевич

Специфика музыкально-педагогической деятельности учителя-музыканта состоит не только в преподавании музыки, но средствами музыкального искусства она решает и педагогические задачи. Большую роль в развитии личности школьника играет хоровое искусство. Вот поэтому к учителю музыки наибольшие требования к дирижёрско-хоровой подготовке. Содержание педагогической культуры педагога исходит из его профессиональной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF MUSICAL AND PEDAGOGICALACTIVITIES OF A TEACHER-MUSICIAN AND REQUIREMENTS FOR HIS CONDUCTING AND CHORAL TRAINING

The specificity of musical and pedagogical activity of a teacher-musician consists not only in teaching music, but it solves pedagogical problems by means of musical art. Choral art plays an important role in the development of a student's personality. That is why the music teacher has the greatest requirements for conducting and choral training. Professional competence of a teacher is the content of pedagogical culture.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-МУЗЫКАНТА И ТРЕБОВАНИЯ К ЕГО ДИРИЖЁРСКО-ХОРОВОЙ ПОДГОТОВКЕ»

9. Грибанова, В.А. Формирование гражданской активности студенческой молодежи в воспитательной работе вуза// автореферат дис. ... кандидата педагогических наук / Волгогр. гос. соц.-пед. ун-т. Волгоград, 2016.

10. Грибанова, В.А. Задачи формирования гражданской активности студенческой молодежи в воспитательной работе вуза// Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2016. № 1. - С. 163-165.

11. Грибанова, В.А. Исследование гражданской активности студенческой молодежи// Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. - Т. 1. - № 3 (50). - С. 164-171.

В. В. Богатов

СПЕЦИФИКА МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-МУЗЫКАНТА И ТРЕБОВАНИЯ К ЕГО ДИРИЖЁРСКО-ХОРОВОЙ ПОДГОТОВКЕ

Аннотация. Специфика музыкально-педагогической деятельности учителя-музыканта состоит не только в преподавании музыки, но средствами музыкального искусства она решает и педагогические задачи. Большую роль в развитии личности школьника играет хоровое искусство. Вот поэтому к учителю музыки наибольшие требования к дирижёрско-хоровой подготовке. Содержание педагогической культуры педагога исходит из его профессиональной компетентности.

Ключевые слова: учитель-музыкант, музыкально-педагогическая деятельность, хоровое дирижирование, личность, профессионализм, культура.

V. V. Bogatov

SPECIFICS OF MUSICAL AND PEDAGOGICALACTIVITIES OF A TEACHER-MUSICIAN AND REQUIREMENTS FOR HIS CONDUCTING AND CHORAL TRAINING

Abstract. The specificity of musical and pedagogical activity of a teacher-musician consists not only in teaching music, but it solves pedagogical problems by means of musical art. Choral art plays an important role in the development of a student's personality. That is why the music teacher has the greatest requirements for conducting and choral training. Professional competence of a teacher is the content of pedagogical culture.

Key words: teacher-musician, musical and pedagogical activity, choral conducting, personality, professionalism, culture.

Потребность в подготовке специалистов-музыкантов творческого и профессионального потенциала, и многофункциональной деятельности всегда велика.

Профессия просветителя в музыкально-просветительской деятельности всегда привлекает дирижеров-хормейстеров особенно в детской хоровой самодеятельности, это:

- общедоступность занятий хоровым пением, не требующей специальной подготовки игры на музыкальных инструментах;

- традиционность хорового пения;

- многообразие песенного репертуара;

- естественное желание детей научиться петь;

- повышение интереса детей к различным видам хорового исполнительства: академического,

церковного, народного и т. п. [2].

Хоровое пение всегда оказывает влияние на формирование личности ребёнка, благодаря единству слова и музыки. Поэтому участие детей в хоровой деятельности представляется актуальным средством музыкально-эстетического воспитания.

Подготовка выпускников педагогических вузов к решению указанной задачи, успешному профессиональному становлению будущих учителей музыки, руководителей классной и внеклассной вокально-хоровой работы является важным фактором их творческой самореализации.

Единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности педагога и характеризует его профессионализм. Содержание педагогической культуры педагога, которая выступает во взаимодействии педагогической, общей и гуманитарной культур, исходит из его профессиональной компетентности, что многое зависит от глубины его педагогических и профессиональных знаний. Это и освоение разными методиками работы с детьми, овладение различными необходимыми ему для работы знаниями, навыками и умениями. В системе музыкально-педагогического образования это может рассматриваться как своеобразная подсистема, если исходить из общих представлений о педагогической деятельности. Поэтому, говоря о профессии учителя музыки, мы говорим о его деятельности как музыкально-педагогической, специфика которой и состоит в решении педагогических задач средствами музыкального искусства [1].

Музыкально-педагогическая деятельность учителя сочетает в себе педагогическую, хормейстерскую, музыкально-исполнительскую, музыковедческую, музыкально-просветительскую, исследовательскую работу,

основанную на умении самостоятельно обобщать и систематизировать получаемые знания. Художественно -творческое начало является особенностью же музыкально-педагогической деятельности.

Так, по мнению Л. Арчажниковой, «в работе учителя музыки художественное творчество проявляется в умении интересно, увлекательно проводить уроки музыки и внеклассные занятия, ярко, образно исполнять музыкальные произведения» [1, 18].

Подготовка учителей музыки для работы в общеобразовательных школах производится в педагогических институтах на музыкальных кафедрах педагогических факультетов.

Профессия учителя музыки, представляя собой единство педагогики и музыкального искусства, требует обширного комплекса как общепедагогических, так и специальных способностей. И, кроме того, учитель музыки должен не только хорошо знать свой специальный предмет, ему необходимо усвоить такие науки, как философские, эстетические, социальные, психо лого-педагогические знания и уметь их применять в своей практике.

Необходимо отметить, что лишь при высоком уровне педагогических способностей и подчинении им других специальных способностей может быть обеспечена результативность педагогической деятельности. Музыкальные, артистические, художественные способности при высоком уровне развития общепедагогических способностей помогают более творческому осуществлению педагогической деятельности.

В своей практической деятельности для развития профессиональных качеств учителя музыки важное значение имеет взаимосвязь между игрой на музыкальном инструменте, дирижированием, вокалом и музыкально-теоретическими знаниями.

Если конкретные профессиональные знания формируются путем изучения дисциплин специального направления, а также освоения различных видов практической деятельности, то основные качества личности учителя - в процессе его психолого-педагогической подготовки. «Специальная подготовка учителя музыки предусматривает знание специальных методик, музыкальной педагогики и психологии, а также эстетики. Особо следует выделить владение учителем методикой музыкального воспитания, ибо сюда включаются как сугубо специальные, так и психолого-педагогические знания и умения в аспекте преподавания предмета «Музыка» в школе» [1, 59].

Теоретическая подготовка позволяет учителю музыки глубже понимать основные закономерности истории и теории музыки, явления музыкального искусства в их взаимосвязи и взаимообусловленности с тем, чтобы использовать их в своей работе в школе.

Музыкально-исторические знания учителя должны охватывать музыкальную культуру с древних времен и до наших дней.

Учитель должен иметь высокий уровень музыкальной культуры, уметь разбираться в особых признаках и специфических проявлениях различных композиторских школ и направлений, знать наиболее выдающиеся произведения, уметь охарактеризовать их стиль, форму, средства музыкальной выразительности. Изучение теории и истории музыки учителю необходимо как для проведения уроков, так и для организации внеклассной и просветительской работы.

Как и любой грамотный музыкант, учитель должен иметь представление о гармоническом языке классической, романтической и современной эпохи, понимать значение гармонии во взаимосвязи с другими элементами выразительности в музыке.

Результативность работы учителя музыки во многом зависти и от уровня его слухового развития: способности слышать внутренним слухом и воспроизводить голосом мелодии, интервальные, аккордовые последовательности, секвенционные и модуляционные обороты и т.п., т.е. от его подготовки по гармонии и сольфеджио. Целостному восприятию и осмыслению музыки помогает анализ музыкальных произведений. Знакомство учителя с основами анализа позволяет ему подходить к пониманию музыкального образа произведения с позиций его культурно-исторической обусловленности.

Умение читать хоровые партитуры, дирижировать, владеть методикой постановки голоса, а также знание особенностей работы с хором, деятельность учителя музыки невозможна без достаточной вокальной и дирижерско-хоровой подготовки. Пополнение знания стилей и особенностей хорового письма разнообразной хоровой музыкальной литературы, развитие слуховой сферы, слышание звучания каждой хоровой партии, глубокое освоение произведения в целом, выработка у учителя умения осмысливать и представлять внутренним музыкальным слухом звучание произведения, всесторонне его анализировать невозможно без самостоятельного чтения хоровых партитур. Моделирование музыкального образа и воплощение его в том или ином конкретном звучании без навыков дирижирования, знаний особой системы движений рук не позволили бы учителю. Учитель, освоивший дирижирование, должен уметь дирижировать одной рукой и одновременно другой играть партитуру (или какой-либо голос), показывать вступление и снятие на любую долю такта, показывать динамическое развитие, взятие дыхания и т.п.

Учитель, осуществляя педагогическую деятельность, выступает одновременно в роли методиста, воспитателя и психолога. Единая по своей структуре педагогическая деятельность требует от учителя овладения специальными знаниями, навыками, умениями, что, в свою очередь, ведет к развитию педагогических способностей и в итоге к совершенствованию педагогическим мастерством.

Раскрывая особенности музыкально-педагогической деятельности учителя, как уже отмечалось, она включает в себя педагогическую деятельность, творческую деятельность, музыкальную, сочетающую в себе хормейстерскую, музыковедческую, музыкально-исполнительскую, исследовательскую работу и т.д.

«Живым» инструментом в дирижерской деятельности учителя музыки является хоровой коллектив детей, состоящий из множества личностей, с различным уровнем подготовки, разными характерами и другими психологическими особенностями. Умение общаться с детьми, налаживать деловые, творческие взаимоотношения с учащимися и использовать эти умения для осуществления своих художественных намерений является психологическим качеством, необходимым педагогу-музыканту. По мнению Л. Арчажниковой к этим качествам учителя музыки в дирижерской деятельности можно добавить его творческий потенциал; сила же передачи творческого замысла зависит от глубины и серьезности моральных воззрений педагога-музыканта, богатства эмоциональной жизни, широты умственного кругозора [1, 65].

Решение множество стихийно возникающих проблем, обусловленных особенностями хорового музыкального материала, формами и методами проведения хоровых репетиций, организации хорового коллектива в школе и являются спецификой профессиональной деятельности учителя-хормейстера и связанные с ней трудности, которые требуют от него не только определенной системы знаний, но и умения гибко применять эти знания на практике в школе. Специалисту этого профиля нужна не только система знаний, навыков и умений, но и способности трансформировать знания в своей творческой деятельности. Эти мысли мы находим в работах многих авторов, в частности у Л. Безбородовой, где она также выдвигает требования к деятельности учителя-хормейстера, это:

- интеграция музыкального развития певцов и просветительской деятельности в детском хоре;

- ориентация на активную динамику результатов воспитательной работы;

- организация работы с учетом музыкальных интересов воспитанников [2,11].

Готовность же учителя-хормейстера к музыкально-просветительской деятельности определяется наличием соответствующего мастерства, в основе которого, по мнению Л. Безбородовой, должны быть:

- соединение музыкально-педагогических и просветительских способностей;

- стремление к самообразованию и самосовершенствованию;

- музыкальность, дар педагогического общения, вера в успех;

- направленность хормейстера на практическую реализацию воспитательных возможностей музыкального искусства (музыкальное просвещение школьников через пропаганду хоровой музыки);

- интеллектуальная готовность к выполнению коммуникативных, организационных, диалогических, прогностических функций;

- владение знаниями, навыками и умениями для решения художественно-педагогических и просветительских задач [2, 14].

Поскольку учитель-музыкант очень часто оказывается в роли дирижера (руководителя классного, школьного хора), мы считаем необходимым осветить важные, на наш взгляд, аспекты дирижерской профессии и деятельности. Профессия хорового дирижера, по мнению многих музыкантов, является одной из самых сложных музыкальных специальностей. Она отличается многогранностью, а потому требует от человека, посвятившего себя ей, целого комплекса различных качеств как духовных, моральных, так и интеллектуальных и физических. Отметим, однако, что дирижерская специальность, как и всякая другая, имеет свою специфику и состоит она в том, что каждый дирижер должен быть прежде всего педагогом, ибо он имеет дело непосредственно с людьми. Как в свое время отмечал известный советский дирижер Н. М. Данилин: «Дирижеру вверяется не сухой бездушный инструмент, а инструмент особого склада, труднейшего типа, сложнейшего характера» [3, 125]. Именно этому многоликому инструменту дирижер должен придать единство мысли, воли, чувства.

Анализируя работы И. Мусина, С. Казачкова, А. Иванова-Радкевича, Г. Ержемского и др., отметим некоторые сходства в их высказываниях. В частности, их можно свести к следующему. Имея дело с большим коллективом, дирижер должен обладать совершенным музыкальным слухом и обостренным чувством ритма и постоянно контролировать исполнение хора.

Вместе с тем, дирижер должен понимать музыкальную драматургию произведения, диалектичность, конфликтность ее развития: что из чего вытекает, куда ведет и т.д. Но главное, его музыкальные представления должны быть яркими, образными и найти столь же образное отражение в жестах, и также дирижер должен уметь заражаться и заражать исполнителей эмоциональным строем произведения.

Чтобы глубоко вникать в музыку, ее содержание, идеи, чтобы объяснить исполнителям свой замысел, дирижер должен обладать обширными знаниями теоретического, исторического, эстетического порядка. К тому же, дирижер, как и педагог, должен замечать неточности исполнения, уметь распознать их причину и указать на способ их устранения.

Из анализа работ вышеперечисленных авторов можно сделать вывод, что специфика деятельности дирижера требует от него многообразных способностей: исполнительских, педагогических, организаторских, наличия воли и умения подчинять себе коллектив. Вдобавок ко всему, дирижер должен иметь выявленную способность к постоянному распределению своего внимания между большим количеством объектов, составляющих в совокупности динамическую структуру его творческого взаимодействия с хором, стремиться развивать ее и совершенствовать. Не случайно Г. Берлиоз специально подчеркивал, что «дирижер обязан все видеть и слышать».

Хочется также отметить, что профессия дирижера требует наличия творческого воображения и фантазии, музыкального вкуса; только при наличии этих качеств будущий учитель музыки может стать примером для школьников, их руководителем.

Дирижер как учитель музыки и воспитатель - это высокообразованный человек, в совершенстве владеющий своей профессией, понимающий задачи музыкального искусства и свой долг перед обществом. Прежде всего он должен быть человеком, несущим великие идеи правды, мира и добра людям.

Н.А. Римский-Корсаков в статье «Эпидемия дирижерства», говоря о предпосылках, необходимых для того, чтобы стать дирижером, указывает: «... Надо быть хорошим музыкантом, т.е. хорошим исполнителем или композитором», чтобы иметь возможность приобрести требуемые для этого знания» [4, 38]. Ту же мысль развивает он и в другой статье, где говорит о том, что дирижеры, хормейстеры и аккомпаниаторы образуются все из тех же инструменталистов и певцов.

Не каждому хорошему музыканту-исполнителю или композитору удается сделаться и хорошим дирижером, так как для этого необходим не только ряд специальных знаний и навыков, но и специфически дирижерское дарование. Несомненно, однако, что каждый хороший дирижер должен быть прежде всего хорошим музыкантом-исполнителем или композитором, обладать хорошим слухом, чувством ритма, музыкально-теоретическими знаниями и, что не менее важно, быть образованным и широко эрудированным человеком.

Нельзя не согласиться также с мнением известного психолога Б. Теплова о том, что дирижером может стать только человек высокоразвитый духовно, интеллектуально и эмоционально, имеющий багаж разнообразных знаний и умений. Ведь «музыка,- пишет Теплов,- есть средство общения между людьми. Чтобы говорить музыкой, нужно не только владеть этим «языком», но и иметь что сказать. Мало того, даже и для того, чтобы понимать музыкальную речь во всей ее содержательности, нужно иметь достаточный запас знаний, выходящих за пределы самой музыки, достаточный жизненный и культурный опыт» [5, 49].

Итак, подводя итог сказанному, отметим, что специфика музыкально-педагогической деятельности состоит в том, что она решает педагогические задачи средствами музыкального искусства. Музыкально-педагогическая деятельность учителя сочетает в себе педагогическую, хормейстерскую, музыковедческую, музыкально-просветительскую, музыкально-исполнительскую, исследовательскую работу. Деятельность учителя музыки невозможна без достаточной специальной, теоретической подготовки, подготовки по гармонии, сольфеджио, анализу музыкальных произведений, а также достаточной вокальной и дирижерско-хоровой подготовки.

Особенности же дирижерской деятельности учителя музыки требуют от него наличия разнообразных качеств - духовных, моральных, интеллектуальных, физических, а также наличия дирижерского дарования, творческого соображения и фантазии, музыкального вкуса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арчажникова, Л.Г. Профессия - учитель музыки. - М.: Просвещение, 1985. - 110 с.

2. Безбородова, Л.А. Дирижирование. - М.: Флинта, 2000. - 214 с.

3. Елисеева, В. Н.Данилин, его значение в становлении дирижёрско-хорового образования в СССР. Сб. статей / Сост. - ред. А. Наумов. -М.: Советский композитор, 1986. - 125 с.

4. Римский-Корсаков, Н.А. Эпидемия дирижёрства. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. Т. 2. - М., 1963. - 38 с.

5. Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961. - 536 с.

И.Е. Буршит, А.А.Зайцева

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАСШИРЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О МИРЕ

ПРОФЕССИЙ

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема недостаточной готовности дошкольного образования к участию в разработке системы раннего профессионального самоопределения. Авторами представлена экспериментально-практическая работа по разработке парциальной программы «В мире новых профессий».

Ключевые слова: раннее профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация, профессиональное воспитание, парциальная программа, игра, сюжетно-ролевая игра.

I.E. Burshit, A.A. Zayceva

THE GAME AS AN AID FOR WIDENING OF PRE-SCHOOL PUPILS KNOWLEDGE ABOUT

WORLD OF PROFESSIONS

Abstract. This article considers problem of insufficient readiness of pre-school education to take part in developing of system of early professional self determination. Authors provide experimental and practical work about developing of fractional program "In the world of new professions".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.