Научная статья на тему 'Развитие творческих способностей студентов-хормейстеров в процессе профессиональной подготовки'

Развитие творческих способностей студентов-хормейстеров в процессе профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / CREATIVE ABILITY / ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ARTISTIC AND CREATIVE ACTIVITY / ХОРОВОЕ ИСКУССТВО / CHORAL ART / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шинтяпина Инна Викторовна

В статье дается анализ проблемы развития творческих способностей студентов в области вокально-хорового искусства, являющейся частным аспектом в педагогической проблематике развития творческих качеств и свойств личности. Современный этап реализации новой парадигмы образования в России предусматривает разработку новых концептуальных подходов, ориентированных на обеспечение развития творческого потенциала будущих специалистов, в том числе в области музыкального искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Creative Abilities of Students-Choirmasters in the Process of Professional Training

The article analyzes the problem of development of creative qualities of students in the field of vocal and choral art, which is a private aspect in the pedagogical problems of development of а creative qualities of the individual. The current stage of implementation of the new paradigm of education in Russia provides for the development of new conceptual approaches aimed at ensuring the development of the creative potential of future professionals, including in the field of musical art.

Текст научной работы на тему «Развитие творческих способностей студентов-хормейстеров в процессе профессиональной подготовки»

И. В. Шинтяпина

УДК 78.087.68-051(07.07)

РАЗВИТИЕ

ТВОРЧЕСКИХ

СПОСОБНОСТЕЙ

СТУДЕНТОВ-ХОРМЕЙСТЕРОВ

В ПРОЦЕССЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКИ

I зучение проблемы развития творческих способностей студентов-хормейстеров является важным аспектом в профессиональной подготовке обучающихся. Особенное внимание привлекает вопрос о возможности применения их личностных умений и навыков в специализированной вокально-хоровой области. Творческая направленность будущего специалиста-хормейстера предусматривает наличие нескольких факторов. Во-первых, это система знаний в области хорового искусства, которые в совокупности формируют определенный тезаурус и уровень профессионального и творческого кругозора. Во-вторых, это художественные принципы творчества, которые способствуют повышению профессионального уровня будущих хормейстеров. В-третьих, это непосредственно хормейстерская деятельность, благодаря которой происходит накопление музыкального опыта и формирование творческих умений. Последнее требует введения в репертуар разностилевых и разножанровых произведений и, в частности, лучших образцов духовной, фольклорной, классический и современной хоровой музыки, благодаря чему и повышается уровень творческой активности будущих дирижеров-хормейстеров. В-четвертых, это возможность использования в дирижерско-хоровой подготовке эвристических методов, средств, приемов, применяемых в творческо-исполнитель-ской деятельности. И, наконец, в художественно-творческой деятельности будущих дирижеров можно выделить эмоционально-чув-

ственный уровень, интуитивные процессы, вдохновение, творческую динамичность, творческий риск как совокупность важных компонентов творческой активности в практике исполнительстве.

В научной литературе творчество обучающихся рассматривается в основном с позиций проблем профессионального музыкального образования (В. Живов, Я. Медынь, И. Мусин, К. Ольхов, М. Осенеев, В. Самарин). В современных условиях система подготовки руководителей-хормейстеров в высшей школе направлена на формирование и развитие профессионалов, способных осуществлять художественно-творческую деятельность. Но, в свою очередь, это требует от студентов-хормейстеров освоения навыков самообразования, методов работы с представителями различных возрастных групп, профессиональных и любительских коллективов, индивидуального подхода к обучению, развития музыкально-творческих способностей для продуктивной практической хормейстерской деятельности [1].

Необходимость подготовки обучающихся к профессиональной деятельности как творческому процессу обусловлено не только объективными требованиями общественного развития, не только сущностными возможностями человека, но и самой природой музыкально-педагогического труда как творчества. Деятельность профессионала с примерно одинаковыми личностными характеристиками и уровнем профессионального мастерства отличается по стилю, по тем особенным характерным чертам, которые определяют индивидуальность. Поэтому необходимо готовить студентов к будущей исполнительской деятельности как субъектов творчества, т.е. как индивидуальность [6].

В связи с тем, что творческая индивидуальность реализуется исключительно в творческой деятельности, именно она обладает формирующими возможностями. Ведущая деятельность студента - обучение, поэтому, в первую очередь, этому виду деятельности необходимо придать подлинно творческий характер. Если процесс обучения будет органи-

20/Я/&

зован с учетом этого требования, то в этой деятельности не только проявится творческая индивидуальность каждого обучаемого, но и произойдет творческое становление на новом более высоком уровне.

Продуктивная музыкально-творческая деятельность является определенным показателем глубины постижения музыкального искусства, свидетельствует о наличии процесса индивидуально-личностного развития студентов. Поэтому формирование навыков и умений продуктивного музыкально-исполнительского сотворчества можно выделить в особую педагогическую и художественную задачу.

Особую актуальность приобретает вопрос о реализации продуктивного, творческого потенциала будущих студентов-хормейстеров как важного компонента в структуре их подготовки в высших учебных заведениях. Это возможно благодаря многогранной хормейстерской деятельности, развитию творческих качеств личности в процессе работы над разноплановыми произведениями, овладению методами музыкального познания и аналити-ко-синтетическими формами художественной деятельности, а также благодаря творческому поиску в процессе интерпретации того или иного хорового произведения.

Основная задача дирижера - донести художественно-музыкальный образ до слушателей. В сложной художественно-информативной схеме «композитор - дирижер - хор - слушатель» дирижер несет основную творческую нагрузку. Художественный результат интерпретации хорового произведения зависит от того, как дирижер осмысливает его структурные элементы: архитектонику, темп, артикуляцию, агогику, штрихи, динамику, тембр, способы дирижирования, подходы к частичной и главной кульминации, в какой мере он владеет законами развития музыкальной драматургии, основанной на приемах сопоставления, сравнения, контрастности, ассоциативности и понимания основного драматургического конфликта.

Вышесказанное требует создания такой системы воспитания дирижера, в которой интегрированы общекультурологические и музыкально-художественные компоненты. Анализ

научной литературы свидетельствует о том, что в теоретическом и особенно практическом аспектах наиболее тщательно в разное время рассматривались вопросы технологии хор-мейстерско-дирижерской деятельности (П. Чес-ноков, А. Свешников, К. Птица, А. Юрлов, Б. Тевлин и др.). В то же время обзор исследований по данной проблематике показал, что аспект творческой реализации студенческого потенциала в процессе профессиональной подготовки еще не нашел комплексного научно-теоретического обоснования. Таким образом, актуальность дальнейшего изучения этой проблемы и направления усилий высшей школы на повышение качества профессиональной подготовки будущих хормейстеров и, в частности, актуализация творческого аспекта в данном процессе очевидна.

В теоретических и практических исследованиях относительно особенностей работы по уточнению структурных компонентов личности будущего руководителя хорового коллектива определяются так называемые «наборы качеств», необходимые специалисту-хормейстеру [3]. Но их строгой научной классификации не существует. Под моделью личности будущего специалиста дирижера-хормейстера следует понимать эталон, идеал специалиста, который должен быть реализован в ходе вузовской подготовки с тем, чтобы деятельность выпускника отвечала современным требованиям социокультурной практики, профессиональной компетентности.

Существующие модели специалиста, на которые можно ориентироваться в профессии дирижера-хормейстера, включают следующие параметры: требования к специалисту; необходимые знания и умения; специфические социальные, психологические, педагогические свойства и профессиональные качества. Каждый из этих параметров в модели может быть представлен в определенном ракурсе.

Деятельность хормейстера характеризуется полифункциональной структурой, широким диапазоном видового проявления, реализуется в объемной социокультурной среде и соответствует показателю - макросоциокуль-турному уровню. В этой связи направлен-

ность личности дирижера-хормейстера необходимо рассматривать как некую систему взглядов, убеждений, отношения не только к хоровому искусству, но и к духовным ценностям в целом. Они являются стержнем художественно-творческой ориентации в ценностях хоровой музыкальной культуры, в интерпретации произведений, в просветительской, учебной, воспитательной работе (как в творческом коллективе, так и на макросо-циокультурном уровне).

Основой формирования всех творческих качеств будущего специалиста-хормейстера, источником его жизнетворчества можно считать направленность личности будущего хормейстера, а именно - систему его взглядов, убеждений, отношения к хоровой музыке, и в том числе к общечеловеческим ценностям в целом [4].

К наиболее характерным качествам социокультурной направленности личности будущего дирижера-хормейстера можно отнести:

- ориентацию на социокультурные и гуманистические ценности музыки вокально-хорового искусства и собственности творческой деятельности (критерий - субъективная эстетическая оценка, адекватная существующей общественно значимой ценности, нормы-эталона новой информации);

- стремление к достижению новых творческих результатов в музыкальной деятельности, полезных для социокультурной среды (критерий - новизна видов и форм творческой деятельности);

- склонность к творческой активности в соответствии с эстетическими нормами, морали, гуманизма, духовности (критерий - целеустремленность в самостоятельных творческих поисках);

- понимание этапов исторического развития и специфических закономерностей функционирования хорового искусства в социуме, знание специфики искусства хорового пения;

- владение психолого-педагогическими механизмами управления творческим коллективом, владение техникой хорового дирижирования, знание структуры требований к деятельности хормейстера.

Существенным является то, что процесс приобретения совокупности знаний, понимание характера деятельности дирижера-хормейстера на макро- и микросоциокультурном уровнях происходит благодаря осознанию основных эстетических понятий и природы их единства. Эстетическая направленность художественно-творческой подготовки хормейстеров, безусловно, способствует превращению продуктивной деятельности студентов во внутреннюю их потребность с максимально полной реализацией их познавательной и эвристической активности, личностных возможностей, способностей и творческих качеств.

В структуру деятельности хормейстера входят следующие компоненты: ценностно-ориентационный, мотивационно-познаватель-ный, информационно-ориентационный, исследовательский, коммуникативный, эмоционально-волевой. Музыкально-творческие способности как интегральные качества дирижера-хормейстера имеют важное значение в его практической деятельности, поскольку они, вызывая полноценное переживание музыкальных образов, влияют на процесс художественного творчества и развитие личности в целом.

Музыкальность как интегральное целое укрепляет волевой тонус творца, помогает ему овладеть очень важной для творческого развития формой активного эмоционально-художественного познания искусства хоровой музыки. В современных исследованиях музыкальный слух дирижера-хормейстера рассматривается не только как способность, но и как интегральное специфическое творческое качество дирижера-музыканта [5]. К его разновидностям отнесены звуковысотный слух (представление реального интонационного звучания музыки); темпо-метроритмический слух (представление реального проявления особенностей темпо-метроритмической пульсации музыки); тембральный слух (осмысление тем-бральных возможностей звучащих хоровых партий); зонный слух (тонкость восприятия интонационных градаций); внутренний слух (чувство музыки или ее отдельных элементов в зоне внутренних представлений).

Обобщенными критериями музыкального слуха дирижера выступают: восприятие, определение, понимание, воображение, представление различных видов музыкально-слуховой информации. Кроме того, к разновидности дирижерского слуха относятся: ладовый слух, чувство ладовых соотношений организации музыки, слуховая фиксация фактурно-гармонического напряжения. Обобщенным критерием выступает осознание ладовой завершенности музыкального текста. Творческий потенциал дирижера-хормейстера определяется сформированностью его чувства темпо-метроритма, осознания специфики музыкальной формы и фактуры изложения в процессе художественной интерпретации музыкального произведения. Искусство музыки - это звуковой процесс, который осуществляется во времени и пространстве. «Звук, время, пространство - главные носители содержания музыкального искусства, его первооснова» [2].

Определение дирижером четкого взаимодействия и взаимозависимости темпа, метро-ритма, динамической структуры становится решающим фактором успешности художественной интерпретации произведения. Ощущение дирижером всех нюансов комплекса средств музыкальной выразительности, адекватного художественному замыслу, образу, программе исполнительской интерпретации, несет творческую личностно-качественную природу и проявляется в художественно-творческой реализации профессиональных возможностей дирижера-хормейстера.

К интегральным темпо-метроритмическим качествам дирижера-хормейстера относятся: чувство устойчивого темпа; чувство темпо-метроритмических связей слова и музыки; чувство метрической и ритмической пульсации; чувство взаимозависимости темпо-метрорит-ма с динамической пульсацией, стилем, жанром; чувство полиметрии и полиритмии. Обобщенным критерием выступают: осознание, понимание, эмоциональное оценивание тем-по-метроритмических отношений между различными компонентами хоровой ткани.

Анализ литературы показал, что специфической художественно-творческой деятель-

ности дирижера-хормейстера присуще интенсивное освоение музыкального материала, его воспроизведение внутренним слухом, голосом, на инструменте, который определяется как такое профессиональное качество, как уровень сформированности музыкально-слуховых представлений. В деятельности хормейстера анализ музыкальных произведений позволяет осмыслить их структурные компоненты, увидеть соотношение между ними, дифференцированно подойти к репетиционной работе с коллективом.

Через синтез этих структурных компонентов приобретается целостное, контекстуальное значение, раскрываются новые связи между ними, появляется видение «тонкостей», нюансов, благодаря чему конструируется новая интерпретационная концепция. В таком ракурсе формируется направленность, избирательность, «инсайтность» музыкального мышления дирижера-хормейстера. Наиболее характерными признаками творческого музыкального мышления являются:

- восприимчивость, чувствительность, «открытость» к новым музыкальным знаниям, к новой музыкальной информации;

- способность к творческому анализу: выделение существенных необычных нестандартных характерных особенностей хоровой музыки и различных аспектов ее использования в социокультурной сфере;

- готовность к творческому синтезу: создание оригинальных художественно-творческих интерпретаций разножанровых произведений хоровой музыки.

Обобщенными критериями в такой работе выступают: альтернативность, проблемность, интегральность, нестандартность, активность, самостоятельность мышления, а также проявления «инсайта».

Таким образом, деятельность хормейстера - это полиаспектное явление, которое содержит различные компоненты творчества, обеспечивающие механизм его развития как личности, художника, воспитателя, руководителя. К Такими компонентами были определены: ценностно-ориентационный, мотива-ционно-познавательный, информационно-ори-

ентационный, исследовательский, коммуникативный, эмоционально-волевой и художественно-творческий.

Создавая художественно-завершенную концепцию интерпретации произведения, хормейстер впитывает в себя весь социальный опыт культуры конкретного направления и стиля, специфику исполнительских характеристик, что закрепляется в процессе индивидуальной работы с произведениями хорового искусства и хоровым коллективом, а также остается в практике профессиональной деятельности как личностный приобретенный опыт художественного творчества. Эти моменты должны стать основополагающими в профессиональной подготовке будущего хормейстера.

АННОТАЦИЯ

В статье дается анализ проблемы развития творческих способностей студентов в области вокально-хорового искусства, являющейся частным аспектом в педагогической проблематике развития творческих качеств и свойств личности. Современный этап реализации новой парадигмы образования в России предусматривает разработку новых концептуальных подходов, ориентированных на обеспечение развития творческого потенциала будущих специалистов, в том числе в области музыкального искусства.

Ключевые слова: творческие способности, художественно-творческая деятельность, хоровое искусство, профессиональная подготовка.

SUMMARY

The article analyzes the problem of development of creative qualities of students in the field of vocal and choral art, which is a private aspect in the pedagogical problems of development of а creative qualities of the individual. The current stage of implementation of the new paradigm of education in Russia provides for the development of new conceptual approaches aimed at ensuring the development of the creative potential of future professionals, including in the field of musical art.

Key word: creative ability, artistic and creative activity, the choral art, vocational training.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анисимов А. С. Дирижер-хормейстер (творческо-методические записки). - Л.: Музыка, 1976. - 160 с.

2. Асафьев Б. В. О хоровом искусстве. -Л.: Музыка, 1980. - 216 с.

3. Безбородова Л. А. Дирижирование. -М.: Флинта, 2000. - 220 с.

4. Живов В. Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика: уч. пособие. -М.: ВЛАДОС, 2003. - 272 с.

5. Иванов-Радкевич О. П. О воспитании дирижера. - М.: Музыка, 1973. - 78 с.

6. Щепотин А. Ф. Современные технологии обучения в профессиональном образовании. - М.: НПЦ «Профессионал-Ф», 2002. -54 с.

Р. Ф. Хайбуллина

УДК 372.87

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА ОПОРЫ НА КЛАВИАТУРУ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО: ОПЫТ ТЕЛЕСНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОСМЫСЛЕНИЯ

а на фортепиано связана с целым рядом движений, свободное выполнение которых обеспечивается распределением веса тела пианиста на три точки опоры: на стул, через ступни ног - на пол, через кончики пальцев - на клавиши. И если вопросы относительно первых двух решаются достаточно лег-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.