Научная статья на тему 'Игра как средство индивидуально-личностного аспекта оздоровления детей 3 4 лет средствами физического воспитания'

Игра как средство индивидуально-личностного аспекта оздоровления детей 3 4 лет средствами физического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
652
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА / СРЕДСТВА / РЕФЛЕКСИЯ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ГИМНАСТИКА / ОЗДОРОВЛЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / GAME / MEANS / REFLECTION / MOTION ACTIVITY / GYMNASTICS / HEALTH IMPROVEMENT / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чекашова Анастасия Андреевна

В статье описаны возможности детей 34 лет в игровых ситуациях развивать и совершенствовать двигательную активность для своего оздоровления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Game As a Means of Individual-Personality Health Improvement Aspect of 3-4-Year-Old Children by Means of Physical Education

The aim of research is to demonstrate the abilities of 3-4-year-old children to develop and improve their motion activity in game situations for their health improvement.

Текст научной работы на тему «Игра как средство индивидуально-личностного аспекта оздоровления детей 3 4 лет средствами физического воспитания»

УДК 372 ББК 74.100.57

Чекашова Анастасия Андреевна

соискатель кафедра педагогики и психологии детства Челябинский государственный педагогический университет

г.Челябинск Chekashova Anastasiya Andreevna Applicant for a Degree Chair of Childhood Pedagogics and Psychology Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk

Игра как средство индивидуально-личностного аспекта оздоровления детей 3 - 4 лет средствами физического воспитания Game As a Means of Individual-Personality Health Improvement Aspect of 3-4-Year-Old Children by Means of Physical Education

В статье описаны возможности детей 3- 4 лет в игровых ситуациях развивать и совершенствовать двигательную активность для своего оздоровления.

The aim of research is to demonstrate the abilities of 3-4-year-old children to develop and improve their motion activity in game situations for their health improvement.

Ключевые слова: игра, средства, рефлексия, двигательная активность, гимнастика, оздоровление, физическое воспитание

Key words: game, means, reflection, motion activity, gymnastics, health improvement, physical education.

Подвижные игры - естественные спутники жизни ребенка, источник эмоций, обладающий огромной воспитательной силой.

Игра занимает большое место в системе нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания.

В дошкольном возрасте, как и в раннем детстве, формирование ясных представлений об окружающем мире имеет жизненный опыт ребенка.

Подвижные игры способствуют воспитанию сообразительности,

наблюдательности, внимания, воображения, быстроте мысли, развитию положительных чувств. Активные действия в игре помогают ребенку избавиться от неуверенности в своих силах, застенчивости, робости. Ребенок должен чувствовать себя в обществе сверстников как равный среди равных. Четкое выполнение движений, смелость, ловкость, находчивость усиливают чувство уверенности и помогают занять должное место в коллективе.

Игра создает благоприятные условия для развития и совершенствования движений дошкольника. Дело в том, что когда ребенок берет на себя определенную роль (например, зайца, мышки, кота и др.), он стремится сознательно воспроизвести определенные движения изображаемого персонажа, намерен передать их.

Игры с движениями дают детям яркие моменты чудесного человеческого общения, развивают опыт поведения, дают ощущение умения красиво двигаться, приносит истинную красоту движения.

В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развивается сообразительность, находчивость, инициатива.

Ведущая роль игры в дошкольном возрасте признается решительно всеми психологами. Ведущей они называют такую деятельность, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития. Однако для того, чтобы овладеть процессом психического развития ребенка на той стадии, когда ведущую роль имеет игра, конечно, еще недостаточно одного только признания за игрой такой роли. Для этого нужно ясно понять, в чем именно заключается ведущая роль игры, нужно раскрыть законы игры и ее развития. Значит, по отношению к игре, как и по отношению ко всякой ведущей деятельности, задача воспитателя заключается не только в том, что бы объяснить эту деятельность из уже сложившихся физических особенностейребенка, но также и в том, чтобы из исполнения и развития самой игры понять те психические особенности, которые появляются и формируются у ребенка в период, когда игровая деятельность выступает вкачестве ведущей.

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения. Содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества.

В.В. Гориневский- один из основоположников отечественной науки о физическом воспитании, считает подвижные игры одним из основных видов деятельности и средством всестороннего воспитания детей, он подчеркивал их роль в воспитании морально-волевых качеств и формировании личности ребенка. Он указывал, что радость и веселье является обязательным условием игровой деятельности, без которых игра теряет для детей свой смысл. В.В. Гориневский придавал исключительное значение подвижным играм как средству активного отдыха, видел их благотворное влияние на жизнеспособность человека.

Ценным средством не только физического, но и умственного развития считал игру А.М.Горький. Указывая на связь ее с социальной средой, он писал, что игра - путь детей к познанию мира в котором они живут и который призваны изменить.

Высоко ценил подвижные игры как средство всестороннего развитияи воспитания личностиА.С. Макаренко. Он не мыслил отдельного ребенка и детского коллектива без игры: «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Вся его жизнь - игра... Детский коллектив не играющий, не будет детским коллективом». Таким образом, к игре детей побуждает стремление ознакомиться с окружающим миром, активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои мечты.

Вопрос о связи игры с трудом раскрывается в статьях А.С. Макаренко. Он доказывает, что в игре есть рабочее усилие и усилие мысли. Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности. Это роднит игру с трудом и делает ее средством подготовки к труду.

Игра имеет особо важное значение в жизни детей дошкольного возраста. Она ведет к развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения.

Рефлексия - это способность человека анализировать свои собственные действия, поступки и мотивы, умение соотносить их с общечеловеческими

ценностями, а также с действиями, поступками и мотивами других людей. Рефлексия способствует адекватному поведению человека в мире людей.

В игре дети учатся полноценному общению друг с другом, утверждает И.Ю. Кулагина. Младшие школьники еще не умеют по-настоящемуобщаться со сверстниками. Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением - подчинение правилам складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности.

В играх проявляется непосредственный интерес и отношение детей к жизни в обществе, к нашей действительности. Через игру ребенок вживается в моделируемые отношения, развиваются мотивы его поведения.

Особая роль совместных игр как средства формирования взаимоотношений заключается в том, что в них создаются благоприятные условия для совместных переживаний, способствующие становлению общих (коллективных) интересов: ребята учатся действовать сообща, распределять роли, учитывать свои силы, время и возможности, заботится о товарищах, помогать им.

Под влиянием критических оценок партнеров по игре у ребенка формируется критическая самооценка, происходит осознание плохих качеств сверстников, становление основ его жизненной позиции. Творчество, фантазия, как непременные условия большинства подвижных игр, представляют одно из проявлений воли к жизни, усиливают мозговые импульсы, которые, в свою очередь, стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и всей эндокринной системы. Серьезными исследованиями педагогов, физиологов и врачей доказано благотворное влияние подвижных игр на детей. Одно представление о предстоящей игре способно вызвать у ребенка положительные эмоции.

Двигательная активность, развитие речевой функции теснейшим образом связаны с функциональным состоянием мозга, с общей жизнедеятельностью ребенка. У детей существует врожденная функциональная связь с мозговыми структурами, с деятельностью органов чувств, а также между мышечной

системой и эмоциональной сферой ребенка. Благодаря указанным связям через подвижные игры достигается наиболее гармоничная координация деятельности всех органов и систем ребенка.

Неоценима роль игры для эффективности приобретения новых знаний благодаря ускорению развития памяти, речи, интеллектуального развития.

Выбор поведения в постоянно меняющихся условиях игры предопределяет широкое включение механизмов сознания в процессы контроля и регуляции. При этом усиливается сила и подвижность нервных процессов, совершенствуются функции регуляции деятельности всех систем организма.

Известно, что дети дошкольного возраста отличаются

неуравновешенностью процессов возбуждения и торможения. Разбитие активного торможения у детей в значительной степени может быть осуществлено с помощью занятий гимнастикой и подвижными играми.

Физкультурные занятия - это основная форма организаций, движений в подвижной игре.

Физкультурные занятия в ДОУ проходят два раза в неделю. Занятия помогают ребенку учиться распределять и концентрировать внимание, почувствовать себя более организованным, научиться контактировать с другими детьми.

Детям дошкольного возраста более доступны сюжетные занятия, когда все действия объединены одним сюжетом (по знакомой сказке), составленным педагогом. Любят они и занятия, построенные на обыгрывании всевозможных действий с одним физкультурным пособием на протяжении всего занятия, например с мячом (вводная часть: в основной части - комплекс

общеразвивающих упражнений и основные движения, подвижная игра, в заключении - игра малой подвижности).

Показатель достаточной функциональной нагрузки ребёнка - результат хронометража его поведения на занятии проводится медицинским работником, а также результат оценки двигательной активности малыша, т.е. общая и моторная плотность.

Утренняя гимнастика - обязательный компонент двигательной активности в режиме дня. Она снимает достаточное торможение после ночного ВестникЧГПУ22011 176

сна; обеспечивает тренировку всех мышц, что способствует воспитанию хорошей осанки; подготавливает организм ребёнка к последующим нагрузкам.

Задачи гимнастики:

1. Научить ребенка ходить правильно. Для воспитания правильной ходьбы нужно приучать детей ходить по ограниченной поверхности. Это ходьба по скамейке, доске, дорожке шириной от 30 - 25см до 15 - 10см.

2. Воспитывать чувство равновесия. Для этого надо учить детей ходить по ограниченной поверхности, приподнятой на определенную высоту. Принцип один: чем выше поверхность, тем она должна быть шире.

3. Профилактика плоскостопия, которую мы решаем, выпуская ребенка ходить босиком, по неровной поверхности (песок, гравий, трава, ворсистый ковер, массажный коврик или специальное пособие - ребристая доска).

4. Упражнения для мышц спины с целью формирования правильной осанки. Для этого ребенку двух лет предлагают упражнения в подлезании (под скамью, веревку, обруч), высота поверхности 25 - 30см.

5. Воспитание координации движений. Для этого ребенку предлагают упражнения в сложной ходьбе, вхождении и схождении с одного предмета на другой, перешагивании через предметы. Большое внимание, как и на первом году, уделяется общеразвивающим упражнениям.

Проводя гимнастические упражнения с ребенком, надо придерживаться следующих правил:

- стараться включить в работу все группы мышц (спинки, живота, плечевого пояса, рук, ног);

- чередовать упражнения и отдых;

- менять исходное положение ребёнка (стоя, сидя, лежа на животе, спине).

Не следует заниматься гимнастикой, если: ребенок плаксив, не желает выполнять упражнения; перенес заболевание.

Наиболее полезно малышу выполнять гимнастические упражнения с предметами (погремушками, флажками, лентами, резиновыми мячами, длинным шнуром, кольцами), обыгрывая их свойства. Использование

предметов приучает детей быть более аккуратными, дает им возможность в зависимости от свойств предметов получить новые впечатления, научиться действовать по-новому, например: либо резко, либо плавно.

Необходимо знать, что дети в возрасте 3 - 4 лет с удовольствием выполняют все гимнастические упражнения, воспринимая их как игру.

Большую радость и оздоравливающий эффект малышу доставляет прогулка на свежем воздухе. Прогулки помогают ему жить интересно, достаточно двигаться на природе, закаливаться во все времена года.

Развивающий эффект будет достигнут только в том случае, если время двигательной активности малышей на прогулке составит не менее 60 - 70% от ее продолжительности. При этом важно обеспечить разнообразие движений: хорошо знакомые основные движения, подвижные игры, движения в сюжетноролевых играх, имитационные движения во время наблюдений в природе. Для того чтобы малышу захотелось активно двигаться, следует ежедневно обращать его внимание на крупные пособия, имеющиеся на участке, видоизменять их: развешивать на них ленточки, натягивать веревочки, помещать на них игрушки. Желательно на участке группы разместить оборудование сюжетного характера (лабиринт-поезд, мишень для метания и т.п.). Малыши очень любят качаться на качелях. Активизации двигательной активности малышей может способствовать наличие на участке домиков, мелкой деревянной скульптуры, песочниц, природного окружения (кустов, деревьев, тропинок).

С детьми младшего дошкольного возраста в любое время года на прогулке проводятся комплексы подвижных игр и игровых упражнений, развлечения и игры-забавы. При этом ведущая роль отводится педагогу, который направляет действия малыша, напоминает последовательность и правила игры, контролирует физическую и эмоциональную нагрузку, привлекает к участию малоподвижных детей, предупреждает чрезмерную активность других.

Эмоционально-образная методика руководства воспитателя постепенно формирует у детей положительное отношение к игровым персонажам. «С кем вы сейчас так весело играли? Кто вас догонял?». Дети вспоминают, что это был

большой мяч. «А что вы забыли сказать мячу?». Малыши подходят к нему, гладят, говорят спасибо, прощаются, обещают скоро прийти и снова поиграть с мячом.

Отмечается, что деятельность детей третьего года жизни становится более целенаправленной.

С целью сохранения этой игровой ситуации в процессе игры воспитателю необходимо пояснять происходящее, направлять действия детей, изменять интонацию голоса, выделять с ее помощью главное, что малыш должен усвоить. Например: «Семен, ты не насыпал на ладошку зернышки для петушка. Катя, ты забыла завести свою машину. Антон, твоя машина медленно двигается. Ты едешь на грузовике, который везет тяжелый груз?».

По мнению ученых, игра - это не просто забава, а очень важный вид деятельности ребенка. В игре он может все: скакать на лошадке, прокатиться на поезде, взлететь в небо на самолете и т.д.

Только при систематическом повторении подвижных игр приобретенные способы действий закрепляются и совершенствуются. У детей развивается хорошая ориентировка в игровой ситуации. К играм, повторяемым без изменений, дети быстро теряют интерес; необходимо видоизменять содержание и усложнять двигательные задания, что содействует развитию мыслительных способностей.

Одной из особенностей подвижных игр является то, что они бесконечно разнообразны по своему содержанию, в котором заключено много познавательного материала. Игровые действия и правила соответствуют возрастным особенностям малышей, их знаниям и представлениям об окружающем мире. Дети узнают, что их ножки очень быстрые, они убежали от мишки и зайчика, и даже быстрый мячик их не догнал; оказывается, у дождика есть веселая песенка, и поют ее дождевые капельки; а гусь, когда сердится, шипит и может ущипнуть; колокольчики звенят по-разному: большие очень громко, а маленькие - совсем тихо.

Двигательные задания в подвижных играх также варьируются: одно и тоже движение в зависимости от ситуации дети выполняют по-разному, в

разных построениях. Это имеет большое значение для развития у малышей координации движений, умения ориентироваться в пространстве, способствует воспитанию активности и самостоятельности.

Таким образом, у детей младшего дошкольного возраста отмечается огромный интерес к движениям. Каждое новое движение - для ребенка загадка, которую он непременно хочет разгадать, то есть проделать. Исследовательский рефлекс в области движений проявляется у детей с особой силой.

Задача педагога в детском саду - поддержать и закрепить этот естественный интерес к движениям, организовать жизнь детей так, чтобы они имели возможность двигаться по потребности, чтобы игры и игровые упражнения в движениях способствовали не только их физическому, но и умственному, нравственному, эстетическому, эмоциональному развитию.

Педагог, работающий с детьми, должен быть знающим, творческим, эмоциональным, ведь эмоции побуждают детей к движениям.

Физкультурные пособия полезно менять в течение месяца, недели и дажедня, тем самым побуждая детей к более сложным, новым двигательным действиям на основе уже сложившегося опыта.

Важным условием успешной организации, самостоятельной двигательной деятельности малышей является обязательное закрепление в режиме дня временидля индивидуально-личностного аспекта оздоровления детей 3 - 4 лет средствами физического воспитания.

Работа по применению способов повышения двигательной активности в подвижных играх необходимо планировать в соответствии с уровнем развития движений детей младшего дошкольного возраста.

Таким образом, подвижная игра представляет собой первую доступную для дошкольников форму деятельности. А, как известно, деятельность имеет большое значение для развития и реализации способностей. Чем активнее деятельность, тем выше показатели развития способностей. Поэтому подвижная игра является эффективным средством развития способностей детей 3-4 лет.

Библиографический список

1. Волошина, Л. H. Игры с элементами спорта для детей 3 - 4 лет [Текст]: программа «Играйте на здоровье» и технология ее применения в ДОУ / Л.Н. Волошина, Т.В. Курилова. - М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2004. - 112 с.

2. Волосова, Е. Развитие ребенка раннего возраста[Текст]/Е. Волосова. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. - 148 с.

3. Галанов, А.С. Игры, которые лечат[Текст]/А.С. Галанов. - М.: Творческий центр «Сфера», 2001.- с. 112.

4. Грядкина, Т.С. Роль движений в жизни ребенка// Дошкольнаяпедагогика. - 2004. -№ 3(18). - С. 16 - 21.

5. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ / В.И. Возная, И.Т. Коновалова, Г.И. Кулик. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 124 с.

6. Синкевич, Е.А., Большева, Т.В.Физкультура для малышей[Текст]: Методическое пособие для воспитателей/ Е.А. Синкевич, Т.В. Большева. - СПб.: ДЕТСВО - ПРЕСС, 2000. -48с.

Bibliography

1. Galanov, A.S. Games That Cure / A.S. Galanov. - M.: “Sphera” Creative Centre, 2001.112 p.

2. Gryadkina, T.S. The Role of Motion in a Child’s Life / T.S. Gryadkina // Pre-school Pedagogics Magazine. -2004. - No. 3(18). - P. 16 - 21.

3. Organization of Educational and Health Work in PEI [Text]/ V.I.Voznaya, I.T. Konovalova, G.I. Kulik. - M.: “Sphera” Creative Centre, 2006. - 124 p.

4. Sinkevich, E.A., Bolsheva, T.V. Physical Education for Kids [Text]: Methodological Manual for Educators / E.A.Sinkevich, T.V.Bolsheva. - Saint-Petersburg: DETSTVO-PRESS, 2000. - 48 p.

5. Voloshina, L.N. Games with Sports Elements for 3-4-Year-Old Children [Text]: Play for Health Programme and Technology of Its Implementation in PEI / L.N.Voloshina, T.V.Kurilova. -M.: “GNOMi D” Publishing House, 2004. - 112 p.

6. Volosova, E. Early-Age Child Development [Text] / E. Volosova. - M.: LINKA-PRESS, 1999. - 148 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.