Научная статья на тему 'Использование подвижных игр и игровых упражнений для всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста в оздоровительной работе в режиме дня'

Использование подвижных игр и игровых упражнений для всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста в оздоровительной работе в режиме дня Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1871
287
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА / ПОДВИЖНАЯ ИГРА / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ / GAME / MOBILE GAME / EXERCISE / OUTDOOR GAMES WITH RULES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коренькова Ольга Николаевна

В статье представлены аспекты исследования подвижной игры и игровых упражнений для всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование подвижных игр и игровых упражнений для всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста в оздоровительной работе в режиме дня»

Использование подвижных игр и игровых упражнений для всестороннего развития

детей старшего дошкольного возраста в оздоровительной работе в режиме дня Коренькова О. Н.

Коренькова Ольга Николаевна /Korenkova Olga Nikolaevna - воспитатель,

ГБОУ СОШ № 254 СП № 3, г. Москва

Аннотация: в статье представлены аспекты исследования подвижной игры и игровых упражнений для всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста.

Abstract: the paper presents aspects of the study of mobile games and game exercises for the comprehensive development of children preschool age.

Ключевые слова: игра, подвижная игра, физические упражнения, подвижные игры с правилами.

Keywords: game, mobile game, exercise, outdoor games with rules.

Игра с давних пор была неотъемлемой частью жизни человека, использовалась с целью воспитания и физического развития подрастающего поколения. Игра была спутником человека с незапамятных времён. В ней культуры разных народов демонстрируют сходство и огромное многообразие. Игра - это отдых от серьёзной работы для восстановления сил [6]. Но игра для ребёнка - это не только удовольствие и радость, что само по себе важно. Это тот мир, в котором он живёт, через который постигает жизнь, развивается. Играя, ребёнок приобретает знания, умения, навыки, развивает способности, подчас даже не догадываясь об этом. Сама природа «вселяет в неповинных детей сию склонность к игре и забавам» [6].

Подвижные игры ведут начало из глубин народной педагогики. Дети раннего возраста воспитывались в семьях на прибаутках, потешках, играх-забавах, связанных с первоначальными движениями самого малыша. В жизни более старших бытовали народные игры с разнообразным двигательным содержанием, включающие заманчивые для детей игровые зачины, певалки, считалки. Подвижная игра - незаменимое средство пополнения ребёнком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств [6].

Есть масса игр, которые физически укрепляют, развивают трудовые навыки, укрепляют меткость глаза, развивают ловкость. Игры, развивающие ловкость, силу, умение попадать в цель и подобные, которые при труде имеют громаднейшее значение, чрезвычайно важно практиковать в наших дошкольных учреждениях [2]. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития детей дошкольного возраста. Игра имеет большое значение в жизни ребёнка, такое же, как для взрослого - деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре [7].

Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для подвижной игры характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные её сюжетом. Эти действия частично ограничиваются правилами (общепринятыми, установленными руководителем или играющими), направленными на преодоление различных трудностей на пути к достижению поставленной цели.

Подвижные игры с правилами - комплексный воспитательно-образовательный процесс важнейшего значения. Двигательная деятельность детей, составляющая основу этого процесса, благотворно влияет на физическое развитие, формирование двигательных навыков и физических способностей, на укрепление здоровья, повышая функциональную деятельность организма и усиливая эмоционально-радостные ощущения. В играх с правилами ребёнка привлекает игровой процесс, желание выполнять игровые действия, добиваться результата, выигрывать. Подвижные игры с правилами дают возможность каждому участнику сравнивать свои действия и их результаты с действиями и результатами других. Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны. Они могут быть, например, подражательными, образно-творческими, ритмическими; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, согласованности движений и других физических качеств.

В играх могут встречаться короткие перебежки с внезапными изменениями направления и задержки движения; различные метания на дальность и в цель; преодоление препятствий прыжком, сопротивлением силой; действия, требующие умения применять разнообразные движения, приобретённые в процессе специальной физической подготовки, и др. Все эти действия выполняются в самых различных комбинациях и сочетаниях.

В подвижной игре ребёнок упражняется в определении близости или удалённости предметов, человека, благодаря чему у него развиваются глазомерные оценки, а также пространственно-слуховая ориентация («Далеко - близко», «То тут, то там», «Жмурка с колокольчиком» и т.д.) [6].

В играх уточняется понимание детьми пространственных отношений между предметами: впереди, сзади, посередине, слева, справа, направо, налево, над, под, через, около, внизу, вверху, между, напротив друг друга, друг за другом и т.п. («Быстро шагай», «Плетень», «Перебежки», «Через обруч к флажку», «Коршун и наседка», «Прокати мяч между кеглями» и т.д.).

Подвижные игры благоприятствуют развитию творчества у детей старшего дошкольного возраста. Дети 5 - 6 лет могут при соответствующем руководстве придумать варианты знакомой им игры, усложнить её содержание, дополнить правила. В дальнейшем дети придумывают короткие игры на сюжеты литературных произведений, сказок, а на более высокой ступени интеллектуального и творческого развития могут создавать подвижные игры на придуманные ими самими сюжеты [1].

Для того чтобы реализовать все возможности игры её необходимо включать в комплекс оздоровительнообразовательных и воспитательных мероприятий, основу которых составляет двигательная активность. Поскольку игра является одной из главных форм физкультурно-оздоровительной работы, в режиме дня целесообразно её использовать для формирования основных двигательных навыков, умений, физических способностей, чтобы дать возможность каждому ребёнку продемонстрировать свои двигательные умения перед сверстниками и поучиться у них. В физкультурно-оздоровительную работу в режиме дня входят: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки, физические упражнения после дневного сна, закаливающие мероприятия.

Подвижные игры и разнообразная самостоятельная двигательная деятельность на воздухе являются непременным содержанием повседневной жизни детей во всех возрастных группах.

Во время пребывания детей на групповом участке или в групповой комнате следует отводить значительное место физическим упражнениям. Физические упражнения способствуют формированию разнообразных двигательных навыков, физических качеств и физических способностей.

Физические упражнения - это движения, двигательные действия, а также сложные виды двигательной деятельности (подвижные игры), отобранные в качестве средств для решения задач физического воспитания. Термин «упражнение» применяется и для обозначения процесса неоднократного повторения двигательного действия.

Группу основных движений составляют ходьба, бег, прыжки, метание, лазание, поддержание равновесия. Формирование правильных навыков этих движений осуществляется в повседневной жизни и в процессе специально организованных занятий.

Основные показатели правильного бега - это естественное, ненапряженное положение тела, перекрёстная координация движений рук и ног, наличие полётности.

Прыжки оказывают положительное влияние на развитие детского организма, формируют координацию и ритмичность движений, быстроту и ловкость, воспитывают смелость и решительность.

Метание оказывает положительное воздействие на организм ребёнка, совершенствует координацию движений, укрепляет мышцы плечевого пояса, рук, развивает меткость и глазомер.

Упражнения на равновесие способствуют развитию координации движений, ловкости, внимательности, воспитанию смелости, решительности, уверенности в своих силах.

Таким образом, подвижные игры и физические упражнения в большой степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что немаловажно, с развитием этих физических качеств развиваются двигательные способности, в том числе и координация.

Литература

1. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. для студентов пед. ин-тов - 3-е изд., М., 1985. 271 с.

2. Крупская Н. К. О дошкольном воспитании. М., 1973. 240 с.

3. ЛесгафтП. Ф. Избранные сочинения, том 2, М., 1952. 359 с.

4. Лесгафт П. Ф. Руководство по физическому воспитанию. Избранные сочинения. М., 1952.

5. Покровский Е. А. Детские игры, преимущественно русские. С.-Пб., 1994. 370 с.

6. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 368 с.

7. Хрипкова А. Г., Запорожец А. В. Мир детства. Дошкольник. М.: Педагогика, 1979. 416 с.

8. ЧерницаМ. Поиграй со мной! // Дошкольное воспитание. 2006. № 4. с.54-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.