Научная статья на тему 'Подвижные игры в системе физического воспитания детей специальных медицинских групп'

Подвижные игры в системе физического воспитания детей специальных медицинских групп Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1239
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / SYSTEM OF PHYSICAL TRAINING / OUTDOOR GAMES / SPECIAL MEDICAL GROUP / ZDOROVYESBEREZHENIYE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Нарзулаев С. Б., Петухов Н. А., Ханов Р. Г.

В статье отражаются проблемы здоровьесбережения детей в дошкольных и школьных учреждениях, раскрываются природные и вариативные аспекты применения подвижных игр как одного из основных путей сохранения и повышения уровня здоровья детей специальных медицинских групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Нарзулаев С. Б., Петухов Н. А., Ханов Р. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OUTDOOR GAMES IN SYSTEM OF PHYSICAL TRAINING OF CHILDREN OF SPECIAL MEDICAL GROUPS

In article problems of a zdorovyesberezheniye of children in preschool and school institutions are reflected, natural and variativny aspects of application of outdoor games as one of the main ways of saving and increase of level of health of children of special medical groups reveal.

Текст научной работы на тему «Подвижные игры в системе физического воспитания детей специальных медицинских групп»

8. Ивашкин, А.Г. Психологические основы развития профессиональной успешности личности муниципального руководителя: автореф. д-ра психол. наук. - Ставрополь, 2007.

Bibliography

1. Surtaeva, N.N. Glossariyj (innovacionnihe processih v obrazovanii) / N.N. Surtaeva, A.A. Makarenya, S.V. Krivihkh [i dr.]. - SPb., 2009.

2. Sofjina, V.N. Psikhologo-akmeologicheskie osnovih formirovaniya professionaljnoyj ka. d-ra psikhol. nauk. - SPb. - 2007.

3. Chernyavskaya, A.P. Psikhologicheskoe konsuljtirovanie po professionaljnoyj orientacii. - M., 2003.

4. Leontjev, A.N. Deyateljnostj. Soznanie. Lichnostj. - M., 1975.

5. Aleksandrova, M.V. Stanovlenie karjerih pedagoga v territorialjnoyj obrazovateljnoyj sisteme: avtoref. d-ra ped. nauk. - Velikiyj Novgorod, 2007.

6. Derkach, A.A. Razvitie v akmeologii i akmeologicheskoe razvitie v strukture ontogeneza / A. Derkach, Eh. V. Sayjko // Mir psikhologii. - 2007. - № 2.

7. Garipova, L.G. Osobennosti formirovaniya professionaljnoyj karjerih zhenthin v transformiruyuthemsya rossiyjskom obthestve: avtoref. dis.... kand. sociol. nauk. - Kazanj, 2006.

8. Ivashkin, A.G. Psikhologicheskie osnovih razvitiya professionaljnoyj uspeshnosti lichnosti municipaljnogo rukovoditelya: avtoref. d-ra psikhol. nauk. - Stavropolj, 2007.

Статья поступила в редакцию 26.11.12

УДК 796.2

Narzulayev S.B., Petukhov N.A., Khanovs R.G. OUTDOOR GAMES IN SYSTEM OF PHYSICAL TRAINING OF CHILDREN OF SPECIAL MEDICAL GROUPS. In article problems of a zdorovyesberezheniye of children in preschool and school institutions are reflected, natural and variativny aspects of application of outdoor games as one of the main ways of saving and increase of level of health of children of special medical groups reveal.

Key words: System of physical training, outdoor games, special medical group, zdorovyesberezheniye.

С.Б. Нарзулаев, д-р мед. наук, проф., ведущий н.с. Томского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Томск, Е-mail: [email protected]; Н.А. Петухов, канд. пед. наук, доц., н.с. Томского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Томск; Р.Г. Ханов, канд. пед. наук, доц. Дагестанского гос. педагогического университета, г. Махачкала, E-mail: [email protected]

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП

В статье отражаются проблемы здоровьесбережения детей в дошкольных и школьных учреждениях, раскрываются природные и вариативные аспекты применения подвижных игр как одного из основных путей сохранения и повышения уровня здоровья детей специальных медицинских групп. Ключевые слова: система физического воспитания, подвижные игры, специальная медицинская группа, здоровьесбережение.

Состояние здоровья детей в России вызывает обоснованную тревогу: около 90 % из них имеют отклонения физического и психического здоровья. Из всех детей, поступающих в школу, 30-35% уже имеют хронические заболевания. В настоящее время в России проживает около 1,6 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в специальном (коррек-ционном) образовании, соответствующем их образовательным потребностям. Существенного улучшения здоровья и физического развития детей школьного возраста в нашей стране за последние годы пока не отмечается. Нередко наблюдаются увеличение заболеваемости рядом распространенных болезней и, что особенно важно, такие изменения реактивности, сопротивляемости организма, которые предрасполагают детей и подростков к развитию болезней [1].

Учащающиеся заболевания среди школьников являются результатом физической детренированности, которая развивается вследствие ограниченной двигательной активности. У детей увеличилась учебная нагрузка в школе и дома. Они стали меньше двигаться, больше сидеть, особенно за компьютерами, вследствие чего возникает дефицит мышечной деятельности и мышечного корсета позвоночника, значительное напряжение зрительного аппарата. У них возникают проблемы, в первую очередь, с позвоночником, который выполняет четыре основные функции: опорную, двигательную, амортизационную и защитную.

Опорная функция заключается в создании опоры всего тела за счет прикрепления к нему всех основных частей тела: головы, плечевого пояса, пояса нижних конечностей, внутренних органов, брюшной и грудной полости. При выполнении опорной функции основная нагрузка падает на тела позвонков, диски и частично на связочный аппарат. Ведущая роль в опорной функции принадлежит мышцам, которые сдавливающим компонентом мышечной тяги создают единый монолит из отдельных позвонков для обеспечения опоры.

Двигательная функция заключается в выполнении различных движений, которые происходят в межпозвонковых суставах. Увеличение амплитуды возможно за счет растяжения связок, сжатия дисков. Ведущая роль в осуществлении этой функции принадлежит мышцам позвоночника.

Амортизационная функция заключается в уменьшении силы реакции опоры. В выполнении этой функции участвуют диски и связочный аппарат. Ведущая роль принадлежит мышцам, которые в уступающем режиме работы смягчают ударную волну и, кроме того, своим напряжением поддерживают физиологические изгибы позвоночника (лордозы, кифозы).

Защитная функция заключается в создании канала, состоящего из костей позвонков и межпозвонковых дисков, для защиты спинного мозга от повреждений.

Изменения в состоянии мышц позвоночника неизбежно ведут к его структурной перестройке и, как следствие этого всех его функций, а, следовательно, и всех основных органов и систем организма [2; 3].

Детям присуща потребность в двигательной активности и эта естественная потребность, как необходимый фактор роста и развития жизненных функций, должна не только удовлетворяться, но и умело использоваться. В процессе физического воспитания детей решаются три большие группы задач: оздоровительная, воспитательная и образовательная. Ведь каждый возрастной период неповторим по своим особенностям и требует применения соответствующих средств и методов. По-особому актуализируется эта проблема в настоящее время, когда в школу приходят на обучение дети, имеющие отклонения физического и психического здоровья, они оказываются лишенными активных занятий физической культурой, в учебное время, поскольку повсеместно освобождаются от уроков физической культуры.

Сложившееся положение обусловливает необходимость поиска эффективных средств и методов адаптивного физичес-

кого воспитания, адекватных задачам и особенностям возрастного физического и психического развития детей отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

По мнению профессора Нарзулаева С.Б. [4], несомненный интерес в этой связи вызывают подвижные игры, которые входят в арсенал адаптивного физического воспитания, лечебной физической культуры, но технология их применения разработана недостаточно как в теоретическом ракурсе, так и в практическом плане.

Цель исследования: заключалась в теоретическом осмыслении природы и возможностей подвижных игр и разработке путей их применения в практике адаптивного физического воспитания детей разного возраста.

Данные литературных источников, а также исторические сведения развития человека показывают, что игра это относительно самостоятельная деятельность детей и взрослых. Она удовлетворяет потребность людей в движениях, активном отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил. Игра не является порождением скоропроходящей моды, это феномен, отличающийся особым постоянством, объединяющим время, эпохи, поколения. Само слово «игра» неразрывно связано со свободой, доброй волей, удовольствием, радостью.

Игра представляет собой неотъемлемый элемент жизни, человеческой культуры, связывающий поколения. Она как форма активности занимает значительное место в жизни ребёнка. Загадка и ценность игры имеют глубокие внутренние корни, так как стремление человека играть, зарождаясь ещё в детском возрасте, сопровождает его всю жизнь до глубокой старости: от занятий с погремушками и куклами до азартных игр. Тайна этого феномена лежит в психофизиологической сфере человека. Действительно, если ребёнок долго сидит в одной и той же позе, то он чувствует потребность в движении. Энергия ищет выхода, и ребёнок совершает движения без всякой цели: бегает, прыгает, толкается. Бесспорно, некоторые игры основываются на избавлении от скопившейся энергии, на переключении деятельности.

Другая точка зрения заключается в том, что игра сама по себе является не столько тратой сил, сколько их источником. Однако оба этих взгляда не раскрывают истинной связи игры с внутренним миром человека. Поэтому возникает вопрос о смысле и сущности игры в детстве, так как этот вид деятельности занимает доминирующее место в жизни ребёнка как здорового, так и имеющего отклонения в развитии.

Игра - очень эмоциональная деятельность, поэтому она представляет большую ценность в воспитательной работе с детьми и молодежью. Среди большого разнообразия игр широко распространены у детей и подростков подвижные игры.

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребёнка и взрослого человека, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить. Игра заменяет детям труд, она вводит ребёнка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний, трудовых навыков, совершенствованию двигательной активности. Она, как и трудовая деятельность, всегда имеет цель. Стремясь к достижению поставленной цели, ребята становятся более внимательными, проявляют смекалку, инициативу, волю. Так как в каждой игре имеются правила, нарушать которые нельзя, то это дисциплинирует, воспитывает честность, требовательность к себе, выдержку.

Ярко выраженная в подвижных играх деятельность различных анализаторов создаёт благоприятные возможности для тренировки функций коры головного мозга, для образования новых временных положительных связей, увеличения подвижности нервных процессов. В связи с этим большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную динамическую работу различные крупные и мелкие мышцы тела. Под воздействием физических упражнений, применяемых в играх, активизируются все виды обмена веществ (углеводный, белковый, жировой, минеральный). Мышечные нагрузки стимулируют работу желез внутренней секреции, выделяющих гормоны оптимизма, радости, которые называются «эндорфины».

Игра оказывает большое воздействие на формирование личности: это такая сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Занятия играми способствуют развитию у детей способности к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности. Подвижные игры, таким образом, могут положительно влиять на умственное развитие. Подвижные игры развивают способность адекватно оценивать пространственные и временные отношения, одновременно воспринимать многое и реагировать на воспринятое. Подвижные игры в большой степени способствуют воспи-

танию основных физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе.

Среди игр различают собственно подвижные игры и спортивные игры. Собственно подвижные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной организмом и самими играющими. Достижение цели требует от играющих активных двигательных действий, выполнение которых зависит от творчества и инициативы самих играющих (быстро добежать до цели, быстрее бросить в цель и т.д.). Двигательные действия устанавливаются правилами игры, выполнение которых требует от играющих соответствующего инициативного поведения в пределах установленных правил. Правила определяют характер препятствий и трудностей в игре на пути достижения цели. От сложности и количества правил зависит и сама сложность игры. Собственно подвижные игры не требуют от участников специальной подготовленности.

Подвижная игра имеет столь широкий диапазон воздействия на организм и личность, что создает неограниченные возможности влияния на все сферы жизнедеятельности детей и подростков с отклонениями в состоянии здоровья. Глубочайший смысл детских игр заключается в том, что они, функционально нагружая организм, все его ткани, органы и системы, структурно их создают, формируют и совершенствуют [3].

Психологической основой игры является господство чувств в душе ребёнка, свобода их выражения, искренние смех, слёзы, восторг, то есть та естественная эмоциональная сущность ребёнка, которая ищет выражения, как в физической, так и в психологической сфере. Если ребёнку предложить представить себя тонкой, гибкой березкой, стоящей на пригорке, которая подставляет свои ветки и листья солнышку и покачивается от свежего ласкового ветерка, ребёнок сделает плавные наклоны легче и выразительнее, чем если бы он просто повторял эти движения по команде и показу. Соответствующие заданию образы и яркие эмоции позволяют ребёнку выполнять движения более точно и правильно. При этом у него формируются умение различать собственные мышечные ощущения: плавность, темп, ритм, амплитуду движений, появляется моторная ловкость. Благодаря этому развиваются и психические функции - умение направлять внимание на собственные эмоциональные ощущения и эмоции окружающих, а также умение управлять своими ощущениями. Участвуя в подвижных играх, дети очень непосредственно и бурно переживают все события игры.

Сам процесс игры всегда связан с новыми двигательными ощущениями и эмоциями. Уже одно предвкушение игры часто вызывает у детей положительные эмоции, приятное волнение, ожидание радости. Проявляется это ещё до начала игры, причём ребёнка мало интересует конечный результат - закончится игра поражением или победой. Сюжетные игры способствуют эмоциональному самовыражению ребёнка. Превращаясь в героев игры, они не удивляются тому, что светофор разговаривает с паровозом, а лягушка - с цаплей. Важно не забывать о чрезвычайной хрупкости души ребёнка, особенно имеющего физические недостатки. Невнимание, равнодушие или суровое отношение со стороны окружающих могут погасить тот эмоциональный всплеск, который переживает ребёнок во время игры. Ему нужна поддержка, помощь, похвала даже за самые маленькие успехи.

Играя, ребёнок вживается в различные образы, знакомится с многообразием социальной действительности. Вступая в общение, он познает свой внутренний мир и отношения людей, секреты их взаимодействия, переживает радость и неудачи. Сначала он только подражает, затем проходит период осмысления, чтобы в дальнейшем уже самостоятельно определять собственные социально-психологические мотивы, установки, ориентиры.

У детей лучше, чем у взрослых, развита интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние. Поэтому важно не упустить это благодатное время для развития у ребёнка сострадания, общительности, доброты. Важное место в этом процессе принадлежит родителям, от которых ребёнок сознательно или бессознательно усваивает привычки, отношение к окружающему миру, манеру поведения. Поэтому семья может способствовать или препятствовать физической активности ребёнка, особенно больного, занимая позицию гиперопеки над ребёнком, запрещая ему те или иные физические упражнения, опасаясь вредного влияния, переутомления, травм и т.п., и тем самым тормозят развитие ребёнка. А ведь совместная игра - уникальный вид сотрудничества. В ней все равны. Не случайно психологи считают, что подлинно доверительное отношение между родителями и детьми возможны только в игре. Для ребёнка самая большая радость в игре - это удовлетворение естественной потребности в общении, эмоционального кон-

такта с другими детьми и взрослыми, возможность проявления своих чувств. Обстановка доброжелательности, доверия, взаимопомощи, одобрение действий, уважение и признание в группе сверстников, сопереживание и взаимодействие с партнерами как с людьми, близкими по духу, - все это является постоянно действующим стимулом и главной ценностью подвижной игры, особенно для детей-инвалидов и детей с нарушением в развитии. При работе с такими детьми всё внимание должно быть направлено на выявление их потенциальных возможностей и формирование таких мотивов деятельности, которые были бы им близки и понятны. Дети - инвалиды независимо от степени и глубины патологических нарушений при грамотной организации занятий подвижными играми могут получить удовольствие от общения и добиваться больших успехов в физическом и психомоторном развитии. Двигательная активность является врождённой, жизненно важной потребностью человека, степень удовлетворения которой во многом определяет характер физического развития человека. Существует оптимум для каждого возраста. При двигательной активности в границах ниже оптимума наблюдается задержка роста и развития, снижаются адаптивные возможности организма.

У детей с нарушениями в развитии дефицит движения приводит к выраженным функциональным и морфологическим изменениям. Характерным следствием нарушений в функционировании различных систем и органов является ухудшение физических и психомоторных качеств: в координации, точности быстроты движений, скорости двигательной реакции, подвижности в суставах, равновесия, силы мышц, выносливости и общей работоспособности. Другими словами, организм начинает раньше времени стареть.

Единственной мерой предупреждения и ликвидации отрицательных последствий гипокинезии является расширение двигательной активности детей и подростков, широкое применение подвижных игр и игр спортивного характера на свежем воздухе, обеспечивающих оздоровительный, общеукрепляющий эффект. Известно, что дети с различными отклонениями в состоянии здоровья имеют разные физические возможности, и эту особенность необходимо учитывать при проведении подвижных игр.

Условно, независимо от возраста, выделяют три группы детей, характеризующихся большой, средней и малой подвижностью [4].

Дети с большей подвижностью отличаются высокой реактивностью, неуравновешенностью поведения. Они чаще других попадают в конфликтные ситуации. Как правило, они хорошо выполняют простые упражнения, но избегают движений, требующих точности, сосредоточенности, сдержанности поведения. Движения их быстры, резки, часто бесцельны.

Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным, спокойным поведением, умеренной подвижностью. Они эмоциональны, азартны, самостоятельно активны, часто сами становятся инициаторами игр. Движения их обычно уверенные, четкие, целенаправленные.

Малоподвижные дети вялы, пассивны, быстро устают. Они стремятся уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую большого пространства. Такие дети не решаются вступать в общение со сверстниками, поэтому они нуждаются в постоянной помощи взрослых.

Специально организованную игровую деятельность, включающую подвижные игры, эстафеты, спортивные игры по упро-

Библиографический список

щённым правилам относятся к игровому методу. Игровыми средствами являются основные движения: ходьба, бег, прыжки, метание, переноска груза, лазанье и т.д. Игры доступны и тем детям, которые передвигаются в колясках.

Целенаправленно подобранные подвижные игры развивают у детей-инвалидов мелкую моторику, равновесие, координацию и точность движений, улучшают качество внимания, звуко-проговаривание, помогают освоению элементарных математических представлений о величине, расстоянии, весе, скорости, объёме, то есть стимулируют развитие физических, психомоторных и интеллектуальных способностей детей. Естественно, что в группах с разными видами заболеваний содержание игровой деятельности неодинаково (по направленности, сложности, продолжительности) и лимитируется моторной мобильностью, двигательным опытом, физической подготовленностью, возрастом и другими факторами. Тем не менее, все дети, независимо от характера нарушений, предпочитают игру другим формам двигательной активности, так как она удовлетворяет естественную потребность в эмоциях, движении и является прекрасным средством самовыражения.

Кроме того, игры создают благоприятные условия для приобщения детей с ограниченными функциональными возможностями к систематическим занятиям физическими упражнениями, что является важнейшим фактором интеграции детей в общество здоровых сверстников.

Для детей-инвалидов любого возраста игровой метод представляется наиболее целесообразным. Отсутствие нормальных контактов со сверстниками, вызванное дефектом, незрелость эмоциональной и волевых сфер, недостаточная самостоятельность, неумение преодолевать трудности и ориентироваться в жизненных ситуациях - всё это отчётливые признаки социально-психической дезадаптации [5]. Летний отдых на природе, естественные факторы закаливания, двигательная активность в виде специально подобранных подвижных игр могут существенно изменить психологический статус ребёнка. В игре приобретаются навыки как общения со взрослыми, так и с детьми, появляются новые друзья и единомышленники, дети осваивают новые игры, которые улучшают настроение, поднимают жизненный тонус, дают возможность лучше научится ориентироваться в пространстве, улучшить своё физическое состояние, скорректировать телосложение и т.д. [6].

Организация детей в игре - важное условие её успешного хода. Игры проходят интересно, если команды равны по силам. Успешность игры во многом зависит от того, насколько хорошо дети поняли её содержание и правила. Краткое образное объяснение сюжета, дополненное показом, лучше усваивается детьми. Любой игре предшествует объяснение, которое даётся в следующей последовательности:

1) название игры;

2) роли играющих и их расположение на игровой площадке;

3) правило и ход игры;

4) определение победителя.

После игры, которую заканчивать нужно своевременно, для руководителя очень важно дать всем участникам справедливую оценку. Необъективность всегда вызывает отрицательные эмоции и даже обиду. При этом необходимо отметить индивидуальные успехи и тех, кто проиграл, что стимулирует их к дальнейшему участию в играх.

1. Выгодский, Л.С. Основы дефектологии. - СПб., 2003.

2. Лечебная физическая культура в травматологии и ортопедии: учебное пособие / тест.: С.Б. Нарзулаев, И.Н. Сафронова, Н.А. Петухов. - Томск, 2012.

3. Лечебная физическая культура для инвалидов: учебное пособие / сост. С. Б. Нарзулаев, И. Н.Сафронова, Н.А. Петухов. - Томск, 2011.

4. Подвижные игры для детей с ограниченными возможностями здоровья: учебно-методическое пособие / С.Б. Нарзулаев, В.И. Павлу-хина, Г.Н. Попов. - Томск, 2006.

5. Миронов, С.М. Белая лента надежды // Аргументы и факты. - 2010. - № 49 (1570).

6. [Э/р]. - Р/д: http://www.tssr.ru/main/docs/razrydi/625/

7. [Э/р]. - Р/д: http://www.tssr.ru/invalid/news/412/

Bibliography

1. Vihgodskiyj, L.S. Osnovih defektologii. - SPb., 2003.

2. Lechebnaya fizicheskaya kuljtura v travmatologii i ortopedii: uchebnoe posobie / cost.: S.B. Narzulaev, I.N. Safronova, N.A. Petukhov. -Tomsk, 2012.

3. Lechebnaya fizicheskaya kuljtura dlya invalidov: uchebnoe posobie / sost. S. B. Narzulaev, I. N.Safronova, N.A. Petukhov. - Tomsk, 2011.

4. Podvizhnihe igrih dlya deteyj s ogranichennihmi vozmozhnostyami zdorovjya: uchebno-metodicheskoe posobie / S.B. Narzulaev, V.I. Pavlukhina, G.N. Popov. - Tomsk, 2006.

5. Mironov, S.M. Belaya lenta nadezhdih // Argumentih i faktih. - 2010. - № 49 (1570).

6. [Eh/r]. - R/d: http://www.tssr.ru/main/docs/razrydi/625/

7. [Eh/r]. - R/d: http://www.tssr.ru/invalid/news/412/

Статья поступила в редакцию 24.11.12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.