Научная статья на тему 'Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста с использованием фитбол гимнастики'

Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста с использованием фитбол гимнастики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1253
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / PHYSICAL ACTIVITY / ДВИЖЕНИЯ / MOVEMENT / ВОСПИТАНИЯ / РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT / УКРЕПЛЕНИЯ / STRENGTHENING / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ / IMPROVEMENT / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Мария Самсоновна

Занятия фитбол гимнастикой дают уникальную возможность воздействовать на мышцы спины и здоровья детей дошкольного возраста, повышают тонус мышц, двигательную активность, улучшает их взаимную координацию, развивают умение держать равновесие и улучшают работу вестибулярного аппарата и формируют правильную осанку. Занятия на мячах обладают огромным эмоциональным потенциалом, вызывают у детей положительные чувства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильева Мария Самсоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL ACTIVITY DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN USING FEETBALL GYMNASTICS

Feetball gymnastics gives a great chance to affect back muscles and preschooler’s health, it improves muscular tonus, physical activity, mutual coordination, the ability to keep one’s balance and vestibular apparatus and it forms correct bearing exercises with balls have great excitation potential and cause positive feeling of children.

Текст научной работы на тему «Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста с использованием фитбол гимнастики»

^ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОМ КУЛЬТУРЫ ; THE THEORY AND METHODICS OF TEACHING PHYSICAL TRAINING

УДК372+372.21+372.212.1

РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФИТБОЛ

ГИМНАСТИКИ

Васильева М.С. Бурятский государственный университет

PHYSICAL ACTIVITY DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN USING FEETBALL GYMNASTICS

Vasilieva M.

Buryatskiy State University

Занятия фитбол гимнастикой дают уникальную возможность воздействовать на мышцы спины и здоровья детей дошкольного возраста, повышают тонус мышц, двигательную активность, улучшает их взаимную координацию, развивают умение держать равновесие и улучшают работу вестибулярного аппарата и формируют правильную осанку. Занятия на мячах обладают огромным эмоциональным потенциалом, вызывают у детей положительные чувства.

Ключевые слова: двигательная активность, движения, воспитания, развития, укрепления, совершенствования.

Feetball gymnastics gives a great chance to affect back muscles and preschooler's health, it improves muscular tonus, physical activity, mutual coordination, the ability to keep one's balance and vestibular apparatus and it forms correct bearing exercises with balls have great excitation potential and cause positive feeling of children.

Key words: physical activity, movement, training, development, strengthening, improvement.

В настоящее время в законах Российской Федерации «О физической культуре и спорте» [1] и «Об образовании» [2] отражены стратегические направления в области образования и воспитания детей, развития и совершенствования укрепления здоровья, свободного развития личности, полноценного физического и психического развития ребенка по возрастным категориям в соответствии с требованиями современного общества.

Детское учреждение является первой ступенью общей педагогической системы, а дошкольное образовательное учреждение, как и школа, может рассматриваться как социально-педагогическая система. Следовательно, оно отвечает определенным свойствам, таким как целенаправленность, целостность,

полиструктурность, управляемость, взаимосвязь и взаимодействие компонентов, открытость, связь со средой.

Являясь государственным или государственно-общественным институтом, детский сад создается обществом с целью решения конкретных задач. В законе Российской Федерации «Об образовании» говорится, что в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений «для воспитания детей дошкольного возраста, укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения прав и свобод человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, а также в целях защиты и развития системы образования национальных культур, региональных, культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства» [2, с. 2, 18].

Я. Корчак и Т.И. Ерофеева [3] писали, что одними из ведущих средств физического воспитания являются подвижные игры и гимнастика, которые обеспечивают освоение двигательных навыков и удовлетворяют потребность дошкольников в двигательной активности. В основе всей программы лежат подвижные игры и гимнастика, которые обеспечивают всестороннее воспитание, преобладание в течение всего дня игровой деятельности поможет создать в дошкольном учреждении атмосферу эмоционального тепла, защищенности и покоя, снять излишнюю заорганизованность и невротизацию детей. Дошкольный период является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем.

Т.И. Ерофеева отметила, что дошкольное физическое воспитание - средство формирования социального человека. Физическое воспитание детей дошкольного возраста осуществляется на протяжении всего периода обучения. Основу всей работы составляют учебные занятия. Физическое воспитание направлено на укрепление здоровья и поддержание работоспособности и двигательной деятельности детей [3].

Физическим воспитанием детей дошкольного возраста призваны заниматься семья и педагогический коллектив ДОУ. И все-таки особое место в этом воспитательном процессе отводится воспитателю или инструктору физической культуры.

Физическое воспитание в нашей стране является одной из важнейших государственных задач, в реализации которой ведущая роль принадлежит дошкольному образовательному учреждению. В ДОУ закладывается основы физической культуры подрастающего поколения. Это осуществляется всей системой физического воспитания: занятиями физической культуры, массовой оздоровительной работой, то есть целым комплексом мероприятий, в процессе проведения которых формируются знания, навыки и привычки, составляющие физическую культуру дошкольника.

Двигательная активность - это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка. Она подчинена основному закону здоровья: приобретает расходуя. Теория индивидуального развития ребенка основана на энергетическом правиле двигательной активности. Согласно ему, особенности энергетики на уровне организма в целом и его клеточных элементов находятся в прямой зависимости от характера функционирования скелетных мышц в разные

возрастные периоды. Двигательная активность является фактором функциональной индукции восстановительных процессов (анаболизма). Особенность последних заключается не просто в восстановлении исходного состояния в связи деятельностью развивающего организма, а в обязательном избыточном восстановлении, т.е. в необходимом постоянном обогащении наследственно предопределенного энергетического фона. Благодаря двигательной активности ребенок обеспечивает свое физиологически полноценное индивидуальное развитие.

По утверждению Э.Я. Степаненкова [4], как дитя природы человек живет и развивается благодаря потребности в движении, которая социально направляется системой воспитания. Таким образом, двигательная активность носит биосоциальный характер.

Двигательная активность в дошкольном периоде выполняет уникальную роль комплексного развития всех аспектов целостной личности ребенка. Именно в этом возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья движения и двигательная активность детей, необходимый для эффективного участия его в различных формах двигательной деятельности, что, в свою очередь, создает условия для мощного и направленного формирования психических функций и интеллектуальных способностей.

Развитие детей двигательными действиями является важнейшим этапом формирования его личности в обществе.

Однако при этом необходимо учитывать возрастно-половые и индивидуальные особенности детей, а также резервные возможности их организма на разных этапах развития. Такой подход оградит практику физического воспитания от применения недостаточных и наряду с этим чрезмерных нагрузок, опасных для здоровья. В процессе физического воспитания следует не только повышать двигательную активность, но и формировать психофизические качества, обеспечивающие готовность к школе и активной двигательной деятельности. Вот почему для теории и практики физического воспитания детей дошкольного возраста необходимы данные о переносимости и допустимости физических систем, об уровнях развития и совершенствования двигательных возможностей в процессе физического воспитания.

На физкультурных занятиях для выполнения предлагаются разнообразные движения, это позволяет обеспечить всестороннее физическое развитие детей, поддерживать высокую работоспособность детского организма и сохранить интерес к двигательной деятельности, вызывая достаточную для усвоения активность занимающихся.

Подбор физических упражнений, по данным Ю.Ю. Рауцкиса [5], должен основываться на трех основных принципах. Прежде всего, необходимо учитывать функциональный принцип подбора, при котором выделяется ведущее движение, выполняющее функцию разучивания и уточнения техники осуществления. Все другие движения на данном занятии могут находиться на стадии закрепления и совершенствования.

Другой принцип подбора - анатомический. Согласно ему не только общеразвивающие упражнения должны подбираться на различные мышечные группы, но и основные движения должны сочетаться по преимущественному

воздействию на разные части тела. К движениям, оказывающим преимущественную нагрузку на мышцы ног, относятся ходьба, бег, прыжки, упражнения на развитие функции равновесия. К основным движениям, дающим преимущественную нагрузку на руки, относятся метание и его разновидности, ползание с подтягиванием на руках. Преимущественно на мышцы туловища и рук воздействуют все виды ползания и лазания, подлезания и их разновидности.

Целесообразное сочетание физических упражнений будет достигнуто в том случае, если педагог одновременно использует движения, входящие в одну группу. Это объясняется тем, что для правильного выполнения сложных двигательных действий следует обеспечить хорошую работоспособность мышц. Если последующее упражнение снова требует напряжения только что работавших мышечных групп, то это приведет к снижению точности передачи параметров движения, а также к травматизму. Вместе с тем будет происходить одностороннее физическое развитие. Совсем иное дело, если упражнения будут воздействовать преимущественно на разные части тела. Смена движений обеспечивает нагрузку и отдых для различных мышечных групп. Это позволит достигать хорошего качества всех выполняемых движений, предупреждать травматизм, обеспечивать высокую работоспособность на протяжении всего занятия и содействовать разностороннему физическому развитию детей. Анатомический принцип подбора осуществляется по отношению к ведущему основному движению.

Третий принцип подбора - физиологический, т.е. учет меры воздействия на органы и системы. Одни физические упражнения при выполнении дают высокую физическую нагрузку (бег, прыжки, лазание), другие - относятся к движениям средней интенсивности (метание, подлезание, пролезание, часть упражнений в равновесии), третьи - упражнения низкой интенсивности (ходьба, большинство упражнений в равновесии, действия с мячом на месте и т.д.) [4, 6].

Основные движения являются жизненно необходимыми для ребенка, он пользуется ими в процессе своего бытия: это ползание, лазание, бросание, метание, ходьба, бег, прыжки.

Гимнастика - система специально подобранных физических упражнений и научно разработанных методических положений, направленных на решение задач всестороннего физического развития и оздоровления ребенка, а также его подготовки и разнообразной деятельности и формирования физического совершенства.

В формировании правильной осанки у детей дошкольного возраста важную роль играет рациональный двигательный режим, обеспечивающий гармоничное развитие мышечной системы, постоянный контроль над позами детей в повседневной жизни и воспитание у них психологических установок, навыков самоконтроля и взаимоконтроля за их сохранением.

В физическом воспитании дошкольников важная роль отводится физическим упражнениям в игровой форме, подвижным играм. В программу старшей и подготовительной групп включено обучение детей спортивным упражнениям и элементам спортивных игр (баскетбола, футбола, хоккея, бадминтона, настольного тенниса) [7].

Фитбол в переводе с английского означает «мяч для опоры», используемый в оздоровительных целях. В различных странах оздоровительные программы с использованием гимнастических мячей большого диаметра отличается как

названиями (Swiss-ball, Resisrt-a-boll, Bodyball, Fitball), так и методиками. Фитбол -гимнастика охватывает практически всевозможные сферы и аспекты использования мячей в соответствии с консенсусом специалистов по оздоровительным тренировкам.

Фитбол - это комплексная система психофизических упражнений, с выбором простых в двигательном отношении средств, которые, если их применять правильно и достаточно долго, систематически повторяя, могут восстановить здоровье, обеспечить хорошую физическую форму и гармонию всех сил человека. Именно поэтому мы и выбрали для работы с детьми дошкольного возраста систему упражнений с мячами. Эта система включена в сферу клинической медицины, восстановительного лечения, физической культуры [8].

Программа ориентирована на укрепление и расслабление мышц позвоночника, от головы до нижних конечностей. Упражнения благоприятно влияют на кровоснабжение малых и больших суставов, на внутренние органы, на весь нервно-мышечный аппарат и психику. Повышение активности и релаксация организма очень тесно связаны с дыханием. Все упражнения выполняются постепенно и систематически.

Оздоровительная, развивающая программа по фитболу состоит из следующих разделов:

I. Дыхание, его значение и тренировка дыхания. На дыхании делается акцент во всех позах и всех упражнениях в координации с движениями.

II. Упражнения для шейного отдела позвоночника и верхних конечностей. Укрепляют ослабевшие мышцы шейного отдела позвоночника и рук, расслабляют сокращенные мышцы. Помогают лучше адаптироваться к переменам атмосферного давления.

III. Упражнения для грудного и поясничного отделов позвоночника влияют на укрепление и расслабление мышц брюшного пресса, спины и таза.

IV. Упражнения для мышц спины и нижних конечностей улучшают гибкость позвоночника и укрепляют его мышцы, оказывают благоприятное воздействие на внутренние органы в области живота и таза.

V. Упражнения, направленные на укрепление всего позвоночника, улучшают состояние всего организма, укрепляют ослабевшие мышцы брюшного пресса и улучшают их координацию. Некоторые из них действуют успокаивающе, снимают усталость, нервное напряжение, помогают концентрироваться и сопротивляться стрессовым воздействиям.

VI. Упражнения в положении стоя на равновесие тела - это позы на удержание равновесия.

VII. Упражнения на гибкость тела и равновесие очень помогают при сколиозе, выравнивая позвоночник и расслабляя сокращенные мышцы,

Занятия фитбола гимнастикой для детей дошкольного возраста создают условия для осознанного овладения структурными компонентами движения и позволяют детям учиться не только у педагога, но и у своих сверстников. Обеспечение высокой двигательной активности детей, соблюдение научно обоснованных нагрузок на все органы и системы ребенка позволяют обеспечить эффект в его физическом развитии и укреплении здоровья. Благодаря двигательной

активности ребенок обеспечивает свое физиологически полноценное индивидуальное развитие.

В. Краснолык [8] предложил следующие упражнения для укрепления мышц

шеи:

1. Сгибание головы с преодолением сопротивления «дыхательным», мячом.

2. Разгибание головы с преодолением сопротивления «дыхательным», мячом.

3. Наклон головы вправо и влево с преодолением сопротивления «дыхательным» мячом.

4. Поворот головы вправо и влево с преодолением сопротивления «дыхательным» мячом.

Для повышения уровня физического развития, физической подготовленности и улучшения состояния здоровья детей дошкольного возраста целесообразно применять комплексы фитбол-гимнастики, направленные на развитие психофизических качеств.

Таким образом, эффективность проведения физкультурных занятий оценивается не только по успешному решению образовательных задач и влиянию на развитие личности, но и по оздоровительному воздействию на организм. Достаточная двигательная активность, с одной стороны, обеспечивает хорошее усвоение материала (при необходимом повторении материала) при разучивании, а с другой стороны, позволяет обеспечить тренирующее воздействие на организм ребенка.

Библиографический список

1. Закон Российской Федерации «О физической культуре и спорте». 2008.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании». 2012.

3. Корчак Я. Воспитание личности. М.: Просвещение, 1992.

4. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М.: Академия, 2001.

5. Рауцкис Ю.Ю. Оптимизация занятий по обучению основным движениям детей старшего дошкольного возраста. Автореферат дисс. канд. пед. наук. М., 1975. 23 с.

6. Луури Ю.Ф. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. М., 1991.

7. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: учеб.пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / под ред. Т.И. Ерофеевой. 2-е изд., стереотип. М.: Академия, 2000.

8. Краснолык В. Фитбол / В. Краснолык, Л. Михальченко. М., 1997.

Bibliograflcheskij spisok

1. Zakon Rossijskoj Federatsii "O fizicheskoj kulture i sporte". 2008.

2. Zakon Rossijskoj Federatsii "Ob obrazovanii". 2012.

3. Korchak Ya. Vospitanie lichnosti. M.: Prosveschenie, 1992.

4. Stepanenkova E.Ya. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya i razvitiya rebenka. M.: Akademiya, 2001.

5. Rautskis Yu.Yu. Optimizatsiya zanyatij po obucheniyu osnovnym dvizheniyam detej starshego doshkolnogo vozrasta. Avtoreferat diss. kand. ped. nauk. M., 1975. 23 s.

6. Luuri Yu.F. Fizicheskoe vospitanie detej doshkolnogo vozrasta. M., 1991.

7. Sovremennye obrazovatelnye programmy dlya doshkolnykh uchrezhdenij: ucheb.posobie dlya stud. vyssh. i sred. ped. ucheb. zavedenij / Pod red. T.I. Erofeevoj. 2-e izd., stereotip. M.: Akademiya, 2000.

8. Krasnolyk V. Fitbol / V. Krasnolyk, l. Mikhalchenko. M., 1997.

Васильева Мария Самсоновна - доктор педагогических наук, доцент

Бурятского государственного университета.

Vasilyeva Maria - Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Buryat State

University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.