Хабарова Т. В. Развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста.
нологию организации деятельности и общения участников образовательного процесса; анализ ситуаций помогает более сознательному усвоению материала. По мере накопления знаний предлагаются более сложные ситуации, анализ которых требует применения широкого кругозора в области теории и практики профессиональной деятельности.
В третью группу входит решение задач преобразовательной стадии, соответствует системно-креативному уровню: способность и готовность выстраивать персональную стратегию своего самосовершенствования (самооценка возможностей, самооценка результатов); способность и готовность структурировать собственные знания, умения и ситуативно-адекватно их актуализировать; способность и готовность к использованию инновационных идей; способность и готовность выстраивать стратегию совершенствования образовательного процесса; способность и готовность внедрять новые технологии, методы обучения и воспитания; способность и готовность использовать знания и умения ведения научного исследования.
По своему содержанию эти задачи разнообразны: информационно-проблемные задачи-задания с постановкой к ним вопросов на объяснение понятий и высказываний; на гибкость мышления и осознанность применения знаний; систематизацию знаний, соотнесение их с закономерностями, принципами и технологией управления, анализ и оценка актуальных педагогических проблем; задачи-ситуации, взятые из педагогической практики, направленные на обоснование явления, определение целей, плана, путей функционирования и развития ДОУ, педагогического коллектива, раскрытие мотива поведения, анализа ошибок; задачи, предполагающие выбор из теоретических положений необходимого для правильного решения в данной ситуации; задачи, требующие новых знаний - на классификацию, сравнение, сопоставление реальных явлений педагогического управления; задачи, связанные с доказательством правильного или неправильного применения теоретических знаний.
В нашем опыте процесс подготовки будущего педагога, способного к профессиональной мобильности, состоял из последовательных стадий и сопровождался овладением компетенциями, обеспечивающими мобильность. Следовательно, содержание профессионального педагогического образования мобильных специалистов должно быть адаптивным, обеспечивающим максимальную приспособленность к меняющимся условиям и конструктивным, обеспечивающим преобразования в личности и развитии системы образования в России.
Примечания
1. Горюнова Т. М. Профессиональная культура педагога: управленческий аспект: монография. Н. Новгород, 2005.
2. Василенко И. В. Социокультурная мобильность
как философская проблема: дис.....канд. филос. наук.
Волгоград, 1996.
3. Митина Л. М. Психология деятельности и профессиональной компетентности учителя. М., 2004.
УДК 373.2
Т. В. Хабарова
РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рассматриваются вопросы конструирования содержания физкультурно-спортивной деятельности на основе личностно-ориентированного подхода во взаимодействии педагога с детьми. Предлагается алгоритм деятельности педагога по реализации содержания раздела по физической культуре образовательной программы. Акцент делается на блочном распределении содержания физкультурных занятий, на конструировании содержания занятий на основе лич-ностно-ориентированного подхода.
Problems of designing the contents of physical culture and sports activity are considered on the basis of the person-oriented approach in interaction of the teacher with children. The algorithm of teacher's activity aimed at the realizing the contents of physical training educational program is offered. The accent is made on block distribution of the contents of sports activities.
Ключевые слова: двигательные способности, физ-культурно-спортивная деятельность, личностно-ори-ентированный подход, двигательный режим, система планирования, карта программных требований, блочное распределение программного материала.
Keywords: impellent abilities, the physical culture and sports activity, the person-oriented approach, an impellent mode, system of planning, a card of program requirements, block distribution of a program material.
Одно из приоритетных направлений инновационной деятельности современных дошкольных учреждений - развитие способностей детей, которое является ничем иным, как выражением индивидуального пути развития ребенка. Способности всегда развиваются в деятельности (С. Л. Рубинштейн), следовательно, двигательные способности (теснейшим образом взаимосвязанные физические качества и двигательные умения, навыки) развиваются в процессе физкультурно-спортивной (двигательной) деятельности, которая должна быть таким образом организована в условиях дошкольного
ХАБАРОВА Татьяна Валерьяновна - старший преподаватель кафедры дошкольного образования Коми республиканского института развития образования и переподготовки кадров © Хабарова Т. В., 2009
учреждения, чтобы обеспечить обогащение двигательного опыта каждого ребенка, прирост его двигательных умений и двигательных качеств. Современные дети не имеют достаточной возможности реализовать свою естественную потребность в движении из-за завышенных требований со стороны взрослых, которые приводят к увеличению умственной нагрузки на ребенка, уменьшению продолжительности самостоятельной двигательной деятельности детей, сокращению пребывания на свежем воздухе, а в конечном итоге - к переутомлению детей, их эмоциональному неблагополучию. Следовательно, необходимо организовать такую двигательную (физкультурно-спортивную) деятельность, которая бы удовлетворяла естественную потребность детей в движении в соответствии с их двигательными возможностями, использовать такие ее виды, содержание которых способствовало бы развитию двигательных умений и двигательных качеств детей, использовать такие подходы и технологии, которые способствовали бы формированию у ребенка субъектной позиции по отношению к двигательной деятельности, учитывали интересы, склонности, потребности, желания детей, развивали творческий потенциал ребенка, способствовали формированию его личностных качеств (активности, инициативности, самостоятельности, креативности). Одним из таких подходов является лич-ностно-ориентированный подход во взаимодействии педагога с детьми в процессе как специально организованной двигательной деятельности (физкультурных занятий), так и в процессе совместной (утренней гимнастики, гимнастики после сна, физкультурных досугов и др.) и самостоятельной двигательной деятельности детей.
Целью нашего исследования является изучение эффективности воздействия разнообразных видов физкультурно-спортивной деятельности на развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста. Шагами достижения поставленной цели служат задачи исследования: 1. Выявить особенности развития двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе физкультурно-спортивной деятельности. 2. Определить уровень двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста, проживающих в Республике Коми. 3. Разработать и апробировать модель физкультурно-спортивной деятельности, направленную на развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ, с учетом личностно-ориенти-рованного подхода во взаимодействии педагога и детей и с учетом этнокультурной составляющей содержания дошкольного образования.
В исследовании принимает участие 134 ребенка 5-7 лет (66 мальчиков и 68 девочек) из старших и подготовительных групп ДОУ Республики Коми [1]. Оценка уровня развития физических качеств
(быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости) на начальном этапе исследования включала оценку количественных показателей тестов [2], анализ которых показал преобладание общего низкого уровня развития физических качеств у детей (82 человека, 62%), наиболее он характерен для девочек (45 человек, 66%). Степень сформирован-ности двигательных навыков в основных видах движений (ходьбе, беге, прыжках в длину с места, метании вдаль) оценивалась по качественным показателям освоения детьми основных движений (предложенным Н. В. Полтавцевой, Н. А. Гордо-вой, 2004 г.), уровни сформированности двигательных навыков определялись в соответствии с уровнями, описанными С. Прищепа и др. (2004 г.). Анализ результатов детей на начальном этапе исследования показал преобладание среднего уровня овладения детьми основными движениями (75 человек, 56%), что, в свою очередь, позволяет сделать предположение о взаимосвязи и взаимовлиянии качественных показателей освоения детьми основных движений и их количественных показателей.
С целью развития двигательных умений и физических качеств детей 5-7 лет в условиях ДОУ нами была разработана и предложена для апробации система физкультурно-спортивной деятельности, содержание которой, по нашему мнению, конструируется с учетом психофизиологических особенностей и возможностей детей, уровня развития их двигательных способностей, двигательных потребностей детей, требований реализуемой в ДОУ комплексной программы, этнокультурной составляющей содержания образования и с учетом условий той местности, в которой находится каждое конкретное дошкольное учреждение. Организационной основой физкультурно-спортивной деятельности является оптимальный двигательный режим, который, по нашему мнению, включает в себя как специально организованную двигательную деятельность (физкультурные занятия, приоритет среди них отдается тем видам занятий, которые способствуют наибольшей реализации двигательных потребностей детей, - занятиям, построенным на свободном выборе движений детьми, игровым занятиям, тренировочным занятиям, занятиям ритмической гимнастикой), совместную двигательную деятельность педагога с детьми (утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна и др.), так и самостоятельную двигательную деятельность детей (важна организация предметно-пространственной среды для развития двигательных способностей детей), в процессе которых происходит обогащение двигательного опыта детей, развитие их двигательных умений, навыков и физических качеств.
В содержание физкультурно-спортивной деятельности (кроме традиционного содержания) мы предлагаем включать корригирующие упражнения
Хабарова Т. В. Разбитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста.
для профилактики состояния дыхательной, опорно-двигательной систем организма ребенка; упражнения для эмоционального раскрепощения детей и для предупреждения появления нежелательных аффективных проявлений (релаксационные упражнения, упражнения психогимнастики и др.); самомассаж; упражнения и игры на развитие двигательных способностей детей (в том числе коми народные подвижные игры); упражнения для развития двигательного воображения и двигательного творчества у детей.
Особое внимание мы предлагаем уделять содержанию двигательной деятельности детей в процессе физкультурных занятий, поскольку там идет обучение детей новым видам движений и совершенствование у них уже имеющихся двигательных умений. Для более эффективного развития двигательных способностей (двигательных умений и физических качеств) детей в процессе физкультурных занятий педагогу необходимо более четко планировать собственную деятельность. В связи с этим мы разработали систему планирования деятельности педагога, сущность которой отражена в алгоритме деятельности педагога по реализации содержания раздела по физической культуре (см. рисунок).
Карта программных требований (шаг 2) включает в себя содержание раздела по физической культуре (виды основных движений, спортивных упражнений, спортивных игр) для старшей и подготовительной групп, которое отбирается в зависимости от условий каждого конкретного дошкольного учреждения и в зависимости от уровня развития двигательных способностей детей. Такая форма представления данной карты позволяет объединить содержание, являющееся общим для двух возрастных групп, и выделить содержание, характерное для каждой группы в отдельности. Это позволит осуществить дифференцированный подход в отборе содержания (в зависимости от уровня развития двигательных способностей) при обучении детей основным движениям, и прежде всего в разновозрастных группах.
Распределение программного материала по блокам (шаг 3) позволит осуществить концентрированное обучение детей старшего дошкольного возраста основным движениям. Реализация программного материала осуществляется в процессе физкультурных занятий в зале и на улице. Содержание физкультурных занятий в зале распределяется следующим образом: октябрь, март - блок «Школа мяча» (освоение детьми действий с мячом, в том числе и овладение навыками элементарной игры в баскетбол); ноябрь, февраль - блок «Ползание, лазание, равновесие» (совершенствование навыков ползания, лазания и равновесия); декабрь, апрель - блок «Прыжки» (освоение детьми прыжковых упражнений); январь - блок «Рит-
мика» (ритмическая гимнастика под музыку для эмоциональной разгрузки детей). Для профилактики состояния опорно-двигательного аппарата у детей 5-7 лет и с целью использования современных технологий обучения мы рекомендуем в цикл физкультурных занятий, отведенных для совершенствования у детей навыков ползания, лазания и равновесия, включать фитбол-гимнастику. Содержание физкультурных занятий на улице предполагает следующее распределение программного материала: сентябрь - блок «Бадминтон» (овладение детьми навыками игры в бадминтон); октябрь, май - блок «Футбол» (овладение навыками элементарной игры в футбол); ноябрь - блоки «Катание на санках» и «Ходьба на лыжах»; декабрь, январь, февраль, март - блок «Ходьба на лыжах» (освоение навыков ходьбы на лыжах); апрель -блок «Городки» (овладение детьми навыками игры в городки).
Для целенаправленного развития двигательных способностей детей кроме стандартных видов физкультурных занятий (традиционного, сюжетно-иг-рового) мы рекомендуем (шаг 4) ежемесячно проводить занятия по интересам детей, построенные на свободном выборе движений детьми (1-2 раза в месяц); игровые физкультурные занятия (на основе подвижных игр, игр-эстафет) (1-2 раза в месяц); тренировочные занятия. Содержание данных видов занятий проектируется с учетом блочного распределения программного материала (например, в блоке «Школа мяча» предусмотрены игровые физкультурные занятия, содержание которых включает подвижные игры, игры-эстафеты с мячом; занятия по интересам детей построены на свободном выборе детьми движений с мячом и т. п.). Количество такого рода занятий увеличивается для детей подготовительной группы.
При конструировании содержания физкультурных занятий как дидактических единиц на основе личностно-ориентированного подхода с целью развития у детей старшего дошкольного возраста двигательных способностей (шаг 5) мы предлагаем учитывать следующие основополагающие моменты:
1. Физкультурное занятие является одной из форм физкультурно-спортивной (двигательной) деятельности детей, следовательно, все структурные компоненты деятельности (постановка цели, планирование деятельности, собственно деятельность, анализ полученного результата) должны быть представлены на занятии. Поэтому для развития у детей умения ставить цель деятельности, планировать предстоящую деятельность, анализировать полученный результат мы разработали определенную структуру физкультурных занятий, которая может быть представлена следующим образом: 1) мотивация детей на освоение предстоящей деятельности; 2) совместное определение цели деятельности детей; 3) совместное планирование
Алгоритм деятельности педагога по реализации содержания раздела по физической культуре
образовательной программы
деятельности детей, выбор способов решения двигательных задач, подбор оборудования; 4) самостоятельная деятельность детей, дифференцированная помощь педагога; 5) обсуждение полученного результата: хода занятия, действий каждого ребенка, обсуждение успехов, выяснение причин неудач. Данная структура характерна для всех видов занятий (традиционного, сюжетно-игрового, игрового, занятия-тренировки и др.) и обусловливает использование технологий, способствующих формированию субъектной позиции у детей в процессе двигательной деятельности.
2. В процессе физкультурных занятий педагогом создаются и используются различные ситуации, способствующие личностному развитию детей, развитию их двигательных способностей и формированию субъектной позиции, - ситуация успеха; ситуация, обращенная к личному опыту ребенка; ситуации выбора двигательного задания, спо-
соба выполнения задания, оборудования, партнера по деятельности и др.
3. Содержание разных видов физкультурных занятий (занятий-тренировок, занятий на основе подвижных игр, занятий, построенных на свободном выборе движений детьми и др.) конструируется на основе дифференцированных двигательных заданий с учетом состояния здоровья детей, уровня их физической подготовленности.
Таким образом, для решения задач исследования нами разработаны: комплекс моделей (модель физкультурно-спортивной (двигательной) деятельности, модель двигательного режима, модель физкультурного занятия на основе личностно-ориен-тированного подхода во взаимодействии педагога с детьми); алгоритм деятельности педагога по планированию содержания физкультурно-спортивной деятельности; ряд схем (схема блочного распределения программного материала на физкультурных
Гонтарь О. П. Оценка состояния и пути формирования физической культуры личности.
занятиях в течение учебного года; схема анализа физкультурного занятия и др.); содержание физ-культурно-спортивной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (варианты планирования, конспекты разных видов физкультурных занятий (занятий-тренировок, игровых занятий, занятий, построенных на свободном выборе движений детьми и др.), спортивных прогулок, сценарии развлечений и др.) с учетом личностно-ориентиро-ванного подхода во взаимодействии педагога с детьми и с учетом этнокультурной составляющей содержания дошкольного образования.
Примечания
1. Дошкольные учреждения реализуют комплексную программу развития и воспитания детей в ДОУ Республики Коми «Парма» (авт. кол. под рук. С. С. Белых и др.).
2. Проводились в соответствии с рекомендациями М. А. Руновой (2000 г.) и А. Б. Лагутина (2004 г.).
УДК 796
О. П. Гонтарь
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
В данной статье описываются методы и результаты исследования по вопросу состояния физической культуры личности студентов технического вуза. Для оптимизации и повышения эффективности образовательного процесса в этом направлении предлагаются пути совершенствования методов обучения и форм организации, что способствует существенному повышению общего уровня культуры здоровья студента и воспитанию сознательного отношения к занятиям физической культурой.
In the author's opinion, forming physical culture of the students of higher school is most effectively carried out on the basis of improvement of educational process on the discipline "physical culture" due to the wide use of modern pedagogical technologies. The optimum equation of the curriculum purposefully allows to solve the given tasks in the field of physical culture according to the State educational standard. The article is dedicated to the experimental confirmation of these positions.
Ключевые слова: физическая культура; образовательный процесс; ценностный потенциал; личность студента; педагогическая технология; анализ; анкетирование.
Keywords: physical education; educational process; valuable potential; student's personality; pedagogical technologies; analysis; questionnaire design.
ГОНТАРЬ Оксана Петровна - аспирант кафедры физического воспитания Сибирского федерального университета © Гонтарь О. П., 2009
Реформы, затронувшие всю современную систему высшего образования, не обошли стороной физическое воспитание. Однако его совершенствование на основе старых концептуальных положений, когда в процессе физкультурно-спортивной деятельности решались задачи преимущественно двигательного характера, не приносит результатов в формировании физической культуры студентов. Актуальность нашего исследования определяется его направленностью на разрешение присущего современной системе знаний о физическом воспитании противоречия между пониманием необходимости освоения студентами ценностей физической культуры и недостаточной разработанностью средств, методов и форм социально-педагогического воздействия, обеспечивающих успешность этого процесса.
Создание педагогической модели базируется на предшествующей ей теоретически возможной. Основными компонентами выделены мотивационный, общекультурный, физический и рефлексивный. Оценка состояния физической культуры личности студента осуществлялась по данным проведенного анкетирования и тестирования, в котором приняли участие 252 студента Института цветных металлов и золота Сибирского федерального университета. Для определения потребностно-мотивационной сферы деятельности студентов в области различных компонентов физической культуры, поиска путей и средств формирования физической культуры личности был использован метод анкетирования, в котором приняло участие 252 студента.
Мотивационный компонент в структуре физической культуры отражает конкретные мотивы и ценностные ориентации личности в этой области. В структуре физической культуры личности он является определенным «стержнем», вокруг и во взаимосвязи с которым формируются другие компоненты [1, 2]. Потребности, интересы, мотивы включения в физкультурно-спортивную деятельность, по мнению студентов, определяются состоянием материально-спортивной базы, наличием инвентаря, направленностью содержания учебного процесса, доброжелательной атмосферой, спортивной формой. Препятствуют формированию мотивации и активного положительного отношения к физ-культурно-спортивной деятельности такие внутренние факторы, как недостаток времени, отсутствие потребности в физкультурно-спортиврой деятельности, вредные привычки (алкоголь, курение и т. д.), состояние здоровья и т. д. Полученные данные исследования свидетельствуют о значительном интересе студентов к секционным занятиям по избранному виду спорта - 40,6% опрошенных студентов выбрали эту форму занятий. Второй по значимости для студентов формой физической активности выступают прогулки, игры, плавание (32,43% студентов). Определенное число студентов счита-