ТЕХНОЛОГИИ СПОРТИВНОЙ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ТРЕНИРОВКИ
УДК 613.71
В.Ф. Зайцева
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
НА ОСНОВЕ АКТИВАЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ
Обосновывается методика занятий с детьми раннего возраста на основе активации функциональных систем.
The article details the techniques of physical training of young children on the basis of activating their functional systems.
Исследования в области физиологии и теории физического воспитания детей в возрасте от 1 до 3 лет установили определяющую роль целенаправленной двигательной деятельности в физическом и умственном развитии ребенка. Вместе с тем существующие подходы к организации занятий физическими упражнениями детей данной возрастной группы сводятся к решению задач развития у них физических качеств или формирования двигательных умений и навыков. В соответствии с этими задачами и применяются средства и методы физического воспитания, которые используются в старших возрастных группах. Изменяется лишь количественное содержание упражнений.
Ранний возраст — наиважнейший период в создании не только фундамента для освоения основных движений, но и их культуры, так как в это время начинают формироваться индивидуальные стили выполнения тех или иных двигательных действий, базирующихся на следующих механизмах:
1) постуральные механизмы, т. е. реакции выпрямления и равновесия, обеспечивающие правильный контроль положения головы в пространстве и по отношению к туловищу. При помощи этих реакций происходит выравнивание головы, шеи, туловища и конечностей. Реакции выпрямления и равновесия тормозят неправильные позы, и движения и играют основную роль в сохранении мышечного тонуса умеренной интенсивности, который должен быть достаточным, чтобы противостоять силе земного притяжения и обеспечивать необходимую фиксацию движений, и в то же время не настолько высоким, чтобы затруднять движения [2; 6];
2) механизмы предметно-манипулятивной деятельности и функции руки [5];
3) механизмы зрительно-моторной координации [8].
Базовыми механизмами развития основных движений у детей являются механизмы равновесия. Поддержание устойчивой позы зависит от функционирования и взаимодействия между собой:
90
— вестибулярной системы, обеспечивающей правильную вертикальную установку головы, а значит, и рациональное распределение влияний на мышечный тонус;
— кинестетической системы, согласовывающей работу стоп, мышц голени, позвоночника и рук (как балансира);
— зрительной системы, функция которой заключается в определении пространственных координат и ориентиров.
Данные системы организма, объединяясь в различных сочетаниях с аппаратами энергообеспечения и управления, образуют функциональные системы двигательных действий. Теоретический анализ техники основных двигательных действий у детей позволил выщелить следующие функциональные системы, от которых зависит красота и правильность их вышолнения:
1) функциональная система кисти;
2) функциональная система стопы;
3) вестибулярная функциональная система.
В таблице 1 показана роль этих функциональных систем в обеспечении основных двигательных действий. Рассмотрим более подробно каждую из систем.
В процессе эволюции из трех звеньев руки (плечо, локоть и кисть) особую значимость приобретала ее конечная (дистальная) часть — кисть. Она становится не только исполнительницей воли, но и созида-тельницей, воспитательницей мозга. Территория проекции кисти, и особенно большого пальца, в передней и задней центральных извилинах коры больших полушарий мозга имеет почти такую же протяженность, как все остальное тело.
Таблица 1
Роль функциональных систем в двигательных действиях
Основное двигательное действие Функциональная система
Вестибулярная Кисть Стопа
Ходьба Равновесие на опорной ноге Направление движения Опорная функция
Бег Положение головы, направление, равновесие в безопорном положении Направление движения Рессорная функция и качество толчка
Прыжки Равновесие при приземлении Управление движением рук Качество и сила толчка
Вис Ориентация тела в пространстве Сила и выносливость захвата —
Лазание Равновесие и пространственная ориентировка Качество различных видов захватов Ощущение опоры
Бросание Сохранение равновесия тела в различных фазах движения Захват предмета и финальное усилие Ощущение опоры
Функция кисти складывается из трех элементов. Вытянутая вперед рука, открытая, с прямыми пальцами служит «лопатой», «совком», согнутые пальцы — «крючком». Более сложная функция — захват — «щипцами». При выполнении захвата человек в зависимости от цели движений и характера объекта (размер, вес, форма, консистенция) образует из кисти каждый раз новый механизм. В основе разнообразных движений кисти лежат шесть видов захвата: клочковой, межпальцевый, плоскостный, щипковый, цилиндрический, шаровой.
Захватывание и удержание предметов — сложный двигательный акт. Точность и прочность захвата осуществляются всеми отделами кисти (пальцами, пястью, запястьем) и зависят от функции надплечья, плеча, локтя, предплечья.
Кисть играет существенную роль как в интеллектуальном, так и в физическом развитии ребенка.
Стопа — единый функционирующий орган, обеспечивающий опору и передвижение человека. Нормальная стопа имеет один поперечный и два продольных свода: внутренний — рессорный и наружный — опорный. Объем движений детской стопы больше, чем взрослой, вследствие большей эластичности мышечно-связочного аппарата.
Вестибулярный анализатор входит в статокинетическую рецепторную систему и обеспечивает равновесие тела и правильность его перемещения в пространстве и ориентировку во времени [4]. В работах П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна, Я. Сентаготаи, В.Г. Стрельца отведена исключительно важная роль вестибулярному анализатору в ориентации человека в пространстве, анализе окружающей среды, а также в механизмах формирования и координации сложных двигательных актов в условиях жесткой опоры [1; 3; 9; 10].
Вестибулярным импульсам, по мнению И.Я. Калиновской, принадлежит основная роль в развитии мозга ребенка, созревании всех нервных путей и центров, функционально связанных с деятельностью вестибулярной системы. Это подтверждают и экспериментальные данные, согласно которым дисфункция вестибулярного анализатора приводит к нарушению процессов формирования мозга [7].
На основе теоретического анализа данных нейрофизиологии и психофизиологии была разработана методика проведения физкультурных занятий с детьми раннего возраста (табл. 2).
Таблица 2
Содержание физкультурных занятий с детьми раннего возраста
91
Активируемая функциональная система Направленность Примеры упражнений
Двигательный блок
Вестибулярная система Динамическое равновесие Ходьба по узкой опоре; Ходьба по высокой опоре
Статическое равновесие Принятие поз (с 2,5 лет); Пассивные изменения положений тела в пространстве
Окончание табл. 2
92
Активируемая функциональная система Направленность Примеры упражнений
Двигательный блок
Вестибулярная система Активация полукружных каналов и отолитов Пассивные вращения и перемещения; Активные вращения и перемещения
Кисть Манипуляции с предметами Упражнения и массаж с палочкой; Сбор и пересыпание предметов
Силовая активация Висы; Ползание и лазание
Метания Малых мячей одной рукой; Больших мячей двумя руками; Теннисных шариков двумя руками одновременно
Стопа Ходьба с активацией стопы Ходьба на носках, пятках и т. п.; Ходьба по ребристой и наклонной доскам
Пассивная активация стопы Массаж стопы руками; Катание стопой палочки и шарика
Прыжковые упражнения Спрыгивания на мягкую опору; Прыжки на двух ногах
Оздоровительный блок
Дыхание Мышцы спины «Рыбка» в положении лежа на баскетбольном мяче; Прогиб из положения лежа на спине на баскетбольном мяче
Натуживание Мышцы живота Подъем ног в висе; лежа на спине
Пассивное расслабление Расслабление Лежа на спине, на животе
Комплексный блок
Пространственная и временная ориентация Ловкость Игры; полосы препятствий
Эффективность методики оценивалась по информации родителей о поведении ребенка, данным педагогических наблюдений и результатам тестирования основных движений.
Так, по данным родителей, дети стали:
— комфортнее чувствовать себя в среде сверстников (стали раскованнее и менее капризны);
— более уверенно выполнять известные движения;
— дома сами выполнять упражнения из программы занятий; с удовольствием ждали занятий, которые стали для них положительным стимулом.
В течение 3 лет проводился педагогический эксперимент с детьми в возрасте от 1 до 3 лет. Всего за данный период по предложенной методике занималось 38 детей. Занятия быпли совместные с родителями, которые вышолняли с детьми упражнения пассивного характера (например, массаж стоп, покачивание ребенка на руках и т. п.).
По данным педагогических наблюдений отмечено следующее:
— дети с удовольствием помогали подготавливать место занятия; поправляли преподавателя, если был нарушен порядок в проведении упражнений;
— для детей данного возраста большим авторитетом являются не родители, а дети старшего возраста;
— музыкальное сопровождение является необходимым фоном (если музыка прекращалась, дети начинали нервничать);
— индивидуальные занятия менее эффективны, чем групповые.
Показатели тестирования после эксперимента оказались следующими: дети удерживали равновесие в ходьбе по высокой, узкой, неустойчивой, наклонной опоре самостоятельно; лазание по гимнастической стенке выполняли как приставным, так и чередующим шагом; броски теннисного мяча осуществляли уверенно, не опуская локоть.
Таким образом, предложенная методика физического воспитания детей до 3 лет на основе развития функции равновесия и активации проприоцепторов стопы и кисти является эффективной и может быть рекомендована к применению.
Список литературы
1. Анохин П. К. Философские аспекты теории функциональной системы. Избранные труды. М., 1978.
2. Бортфельд С.А., Городецкая Г.Ф., Рогачева Е.И. Точечный массаж при детских церебральных параличах. Л., 1979.
3. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966.
4. Гурфинкель В.С., Коц Я.М., Шик М.Л. Регуляция позы человека. М., 1965.
5. Ефименко Н.Н., Серемеев Б.В. Содержание и методика занятий физкультурой с детьми, страдающими церебральным параличом. М., 1991.
6. Зайцев А.А. Показатели ориентации головы относительно гравитационной вертикали у детей дошкольного возраста // Антропология детей и вопросы воспитания: Материалы межвузовского совещания (г. Арзамас,18 — 19 марта 1992). Арзамас, 1992. С. 29—30.
7. Калиновская И.Я. Стволовые вестибулярные синдромы. М., 1973.
8. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом: младенческий, ранний и дошкольный возраст. М., 1991.
9. Сентаготаи Я. Роль отдельных лабиринтных рецепторов при ориентации глаз и головы в пространстве. Л., 1967.
10. Стрелец В. Г. Исследование и тренировка вестибулярного анализатора у человека: Автореф. дис. ... д-ра биол. наук. — Л., 1971.
Об авторе
В.Ф. Зайцева — канд. пед. наук, доц., КГТу.