Научная статья на тему 'ИГРА-ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ТРАДИЦИЯМИ РУССКОГО НАРОДА'

ИГРА-ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ТРАДИЦИЯМИ РУССКОГО НАРОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
482
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА-ДРАМАТИЗАЦИЯ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ / ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демахина Ю.А.

В данной статье автор рассматривает важную проблему по ознакомлению детей дошкольного возраста с традициями русского народа. На современном этапе знакомство с традициями выступает как важнейшее направления воспитания и обучения детей. Однако в реальности наблюдается разрыв между требованиями, предъявляемыми ФГОС и реальной картиной. Внедрение игр-драматизаций позволяет сократить этот разрыв. На практике автором проведен педагогический эксперимент по внедрению в процесс воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста методической разработки, нацеленной на ознакомление дошкольников с традициями русского народа с помощью игр-драматизаций. Анализ результатов свидетельствует об успешности эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GAME-DRAMATIZATION AS A MEANS OF INTRODUCING CHILDREN WITH THE TRADITIONS OF THE RUSSIAN PEOPLE

In this article, the author considers the important problem of familiarizing preschool children with the traditions of the Russian people. At the present stage, acquaintance with traditions acts as the most important direction in the upbringing and education of children. However, in reality, there is a gap between the requirements of the GEF and the real picture. The introduction of dramatization games can narrow this gap. In practice, the author conducted a pedagogical experiment on the introduction of a methodological development into the process of educating and educating children of senior preschool age, aimed at familiarizing preschoolers with the traditions of the Russian people with the help of dramatization games. Analysis of the results indicates the success of the experiment.

Текст научной работы на тему «ИГРА-ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ТРАДИЦИЯМИ РУССКОГО НАРОДА»

Игра-драматизация как средство ознакомления детей с традициями русского народа

Game-dramatization as a means of introducing children with the traditions of the Russian

people

Демахина Ю.А.

Студент 4 курса Факультет Психологии и педагогики Елабужский институт ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Россия, г. Елабуга e-mail: demaha@bk.ru

Demakhina Y. A.

Student 4 term Faculty of Psychology and Pedagogy

Yelabuga Institute of the Kazan Federal State Educational Institution (Volga Region) Federal University"

Russia, Yelabuga e-mail: demaha@bk.ru

Научный руководитель Газизова Фарида Самигулловна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального

образования

Елабужский институт ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Россия, г. Елабуга e-mail: FSGazizova@kpfu.ru

Scientific adviser Gazizova Farida Samigullovna

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Theory and Methodology of

Preschool and Primary Education

Yelabuga Institute of the Kazan Federal State Educational Institution (Volga Region) Federal University"

Russia, Yelabuga e-mail: FSGazizova@kpfu.ru

Аннотация.

В данной статье автор рассматривает важную проблему по ознакомлению детей дошкольного возраста с традициями русского народа. На современном этапе знакомство с традициями выступает как важнейшее направления воспитания и обучения детей. Однако в реальности наблюдается разрыв между требованиями, предъявляемыми ФГОС и реальной картиной. Внедрение игр-драматизаций позволяет сократить этот разрыв. На практике автором проведен педагогический эксперимент по внедрению в процесс воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста методической разработки, нацеленной на ознакомление дошкольников с традициями русского народа с помощью игр-драматизаций. Анализ результатов свидетельствует об успешности эксперимента.

Annotation.

In this article, the author considers the important problem of familiarizing preschool children with the traditions of the Russian people. At the present stage, acquaintance with traditions acts as the most important direction in the upbringing and education of children. However, in reality, there is a gap between the requirements of the GEF and the real picture. The introduction of dramatization games can narrow this gap. In practice, the author conducted a pedagogical experiment on the introduction of a methodological development into the process of educating and educating children of senior preschool age, aimed at familiarizing preschoolers with the traditions of the Russian people with the help of dramatization games. Analysis of the results indicates the success of the experiment.

Ключевые слова: игра-драматизация, дошкольный возраст, народные традиции, воспитание и обучение, дошкольная образовательная организация.

Key words: play-dramatization, preschool age, folk traditions, upbringing and education, preschool educational organization.

Актуальность ознакомления детей с традициями русского народа обусловлена тем, что фундаментальные изменения в жизни страны, связанные с реформированием российского общества, значительно обострили социальные проблемы населения, которые в первую очередь затронули его наиболее уязвимую часть - детей. Устаревшие стереотипы поведения, стандарты и ценностные ориентации разрушаются. Молодое поколение находится под давлением постоянно растущего социального стресса. В этой ситуации формирование общечеловеческих ценностей, морали и нравственных принципов происходит стихийно.

Уже в дошкольном детстве необходимо заложить в детей внутренние ориентиры, ценности, которые позволят им сформироваться в цельную сильную духовно развитую личность.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обозначена необходимость приобщения детей к русской народной культуре. Это одна из важнейших стратегических задач современного образования [1, с.180].

В дошкольном детстве важнейшей деятельностью является игра, в игре дети знакомятся с окружающим миром, осваивают нормы поведения, принятые в обществе. Именно поэтому обучение детей продуктивнее всего строить в игровой форме. Одним из видов игр является игры-драматизации. Для ознакомления с народными традициями игры-драматизации наиболее эффективны. Они представляют собой интерактивный вид деятельности, основанный на литературном материале.

Приобщение ребенка дошкольного возраста к культуре и общечеловеческим ценностям позволят заложить прочную базу для развития нравственности и патриотизма, самосознания и индивидуальности.

Теме значимости игровой деятельности в развитии дошкольников уделено внимание в большом количестве исследований, как в психологии, так и в педагогике. Игра как средство воспитания рассматривается в работе А.П. Усовой.

Что касается темы игр-драматизаций, то в данном направлении исследования носят, как правило, практический либо исследовательский характер. Примером могут служить работы следующих авторов: Т.Н. Доронова, Т.И. Ерофеева, М.Д. Маханева, О.В. Гончарова, Л.В. Дасрецкая другие научные работы, в которых авторы обращаются к различным аспектам проведения игр-драматизаций в дошкольных учреждениях[4, с.12].

Такие авторы как Л^. Артемова, Л.В. Ворошнина, Л.С Фурмина выделяют как характерную особенность театрализованных игр литературную или фольклорную основу их содержания и наличие зрителей.

В традициях русского народа отражается самобытность и история всей нации. В основе лежит устный фольклор, произведения, представленные в фольклоре, были наиболее близки и понятны каждому, поэтому передавались из уст в уста на протяжении многих веков. В них заложена народная мудрость, духовные ценности и многое другое. Именно поэтому изучение традиций русского народа несет в себе мощный дидактический потенциал. Работа с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с традициями русского народа позволяет успешно решать задачи умственного, нравственного, трудового, физического, эстетического воспитания. Игры-драматизации при этом очень эффективны. Они развивают речь ребенка, способствует становлению нравственных качеств, позволяет лучше адаптироваться и социализироваться, развивает коммуникативные навыки, фантазию и воображение [2, с. 38].

Преимущества игр-драматизаций как средства ознакомления детей с традициями русского народа заключаются в следующем:

1. Они становятся прочной базой для развития эмоциональной сферы;

2. Дают широкие возможности для совершенствования речи дошкольников;

3. Дают основу для творческого самовыражения и развития.

4. Игры-драматизации позволяют воспитать в ребенке цельную, самостоятельную, всесторонне развитую творческую личность [3, с.17].

Приобщение дошкольников к русской народной культуре, к традициям и обычаям русского народа имеет первостепенное значение, так как это выступает не только одной из задач образования, но и является важнейшим фактором духовного объединения. На сегодняшний день в дошкольных образовательных организациях уделяется недостаточно внимания изучению отечественной культуры.

Чтобы убедиться в эффективности использования игр-драматизаций при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с традициями русского народа, мы провели небольшое исследование-эксперимент. Базой выступало муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №27 общеразвивающего вида «Теремок» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан. Для проведения экспериментальной деятельности детей разделили на контрольную и экспериментальную группы.

Чтобы определить исходный уровень знаний детей о традициях русского народа, необходимо было выбрать диагностику и провести ее вместе с детьми. Диагностика состояла из трех бесед: первая была направлена на выявление знаний у детей о национальностях и этносе, вторая на знание национальных костюмов, предметов обихода и третья на знание русских народных праздников, таких как Масленица, Рождество и т.д.

В ходе диагностики ответы детей заносились в протокол и после суммировались. В процессе обследования было выявлено, что у детей экспериментальной группы имеются небольшие представления о русском народе, о его праздниках. Дети давали односложные и неразвернутые ответы, затруднялись ответить на некоторые из вопросов. Путали Рождество с Пасхой. Лишь двое смогли назвать полностью различия между этими праздниками, выделив даже их атрибуты.

Результаты диагностики об уровнях сформированности представлений о русских народных традициях у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента в экспериментальной группе, вы можете увидеть на рисунке 1.

Рисунок 1. Уровни сформированности представлений о русских народных традициях у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента в экспериментальной группе

Также диагностика о формировании представлений о русских народных традициях у детей старшего дошкольного возраста была проведена и в контрольной группе.

В данной группе у детей также наблюдались трудности с названиями праздников. Трое из детей ошибочно называли Новый год и 8 марта вместо других русских народных праздников. Дети также не могли вспомнить народные игрушки, лишь Оля и Света упомянули матрешку. Про Масленицу более развернуто и подробно смогла рассказать Даша.

На рисунке 2 можно увидеть результаты ответов детей в контрольной группе.

■ Низкий

■ Средний

■ Высокий

■ Низкий

■ Средний

■ Высокий

Рисунок 2. Уровни сформированности представлений о русских народных традициях у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента в контрольной группе

Данные результаты наглядно демонстрируют недостаточность знаний детей дошкольного возраста о русских народных традициях и национальной культуре в целом.

Чтобы сократить разрыв между имеющимся у детей уровнем знаний о культуре и современными требованиями, выдвигаемыми социумом и запросами времени, было решено внедрить в обучение детей экспериментальной группы игр-драматизаций, направленных на развитие представлений о традициях русского народа.

Нами была создана методическая разработка, которая включала в себя различные игры драматизации, в которых так или иначе дошкольник мог узнать что-то новое о русской народной культуре или заинтересоваться ее изучением.

Игры-драматизации дают определенный толчок в области изучения народной культуры. Организуя изучение традиций русского народа во время игр-драматизаций, воспитатель дает возможность детям заниматься саморазвитием. Во время игр-драматизаций дошкольники самостоятельно осваивают элементы народных традиций, знакомятся с традиционным бытом, с национальным костюмом, примеряют на себя различные роли героев русских народных сказок, что помогает вовлечь их в активную деятельность, дает им возможность самостоятельно сделать выводы.

В игровой форме дети изучали праздники и традиции русского народа, таких как, Масленица и Пасха.

Разнообразные виды игр-драматизаций привлекали детей, во время игр воспитанники смогли не только узнать о традициях, познакомиться с сюжетом русской народной сказки, но и получили возможность примерить на себя роль ее героев. Итогом стала постановка народной сказки на сцене.

Заключительным этапом стала повторная диагностика. Результаты в экспериментальной группе представлены на рисунке 3.

■ Низкий

■ Средний

■ Высокий

Рисунок 3. Уровни сформированности представлений о русских народных традициях у детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе эксперимента в экспериментальной группе.

На рисунке 4, вы можете увидеть результаты повторной диагностики в контрольной группе.

Рисунок 4. Уровни сформированности представлений о русских народных традициях у детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе эксперимента в контрольной группе.

Выявлено значительное улучшение показателей исследования у детей экспериментальной группы: преобладают средний и высокий уровни формирования представлений о русских народных традициях среди старших дошкольников экспериментальной группы. В контрольной группе показатели почти не изменились. Это свидетельствует об успешности нашего педагогического эксперимента.

Таким образом, важную роль, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, в формировании гармоничной личности играет усвоение народных традиций, что позволяет заложить фундамент для привития детям любви к родине, позволяет воспитать в них чувство патриотизма, заложить основы моральных ценностей. Игры-драматизации, как мы смогли убедиться, идеально подходят для этого. Материалы, приведенные в данной статье, могут быть полезны в работе дошкольной образовательной организации с целью совершенствования педагогического процесса по ознакомлению детей с народными традициями.

Список используемой литературы:

1. Арсалиев Ш.М. Традиционная культура воспитания в действии // Этнос и личность. - Москва-Чебоксары, 2018. - С. 180.

2. Атаманова А.Ю., Фомина Т.С. Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста, посредством игры-драматизации // Студенческий. - 2019. - № 8 (52). - С. 38-41.

3. Гиндуллина А.Р., Теленкова Г.Г. Потенциальные возможности театрализованной игры как средства развития личности ребенка // Проблемы дошкольного образования на современном этапе. - Тольятти: ТГУ, 2019. - Вып. 7, ч. 1. - С. 16-20.

4. Титова М.Г., Яковлева Г.А. Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста через игры-драматизации и театрализованные представления: метод. пособие для педагогов ДОУ. - Челябинск: Изд-во Марины Волковой, 2018. - 63 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.