Научная статья на тему 'ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГР-ДРАМАТИЗАЦИЙ'

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГР-ДРАМАТИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
23
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ИГРА-ДРАМАТИЗАЦИЯ / КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭТАП / ФОРМИРУЮЩИЙ ЭТАП / КОНТРОЛЬНЫЙ ЭТАП

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорова М. С., Газизова Ф. С.

В статье обозначено решение следующей проблемы: развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста при помощи игр - драматизаций, также проведена опытно-экспериментальная работа с тремя этапами работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Егорова М. С., Газизова Ф. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL-EXPERIMENTAL WORK ON THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE SKILLS OF PRESCHOOL CHILDREN BY MEANS OF GAMES-DRAMATIZATIONS

The article denotes the solution to the following problem: the development of communicative skills in senior preschool children by means of games - dramatizations, also experimental work with three stages of work has been carried out

Текст научной работы на тему «ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГР-ДРАМАТИЗАЦИЙ»

УДК 373.24

Егорова М.С.

студентка 5 курса кафедры ТиМДиНО, отделения психологии и педагогики

Елабужский институт (филиал) Казанский федеральный университет (Россия, г. Елабуга)

Газизова Ф.С.

к.п.н., кандидат педагогических наук, доцент кафедры ТиМДиНО Елабужский институт (филиал) Казанский федеральный университет (Россия, г. Елабуга)

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГР-ДРАМАТИЗАЦИЙ

Аннотация: в статье обозначено решение следующей проблемы: развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста при помощи игр -драматизаций, также проведена опытно-экспериментальная работа с тремя этапами работы.

Ключевые слова: коммуникативные умения, старший дошкольный возраст, игра-драматизация, констатирующий этап, формирующий этап, контрольный этап.

Педагогический эксперимент проводился в три этапа: 1. Констатирующий (подбор методов исследования, тестирование детей контрольной и экспериментальной групп, сравнение результатов тестирования между исследуемыми группами детей, подготовка к опытно-поисковой работе по организации игр-драматизаций для развития коммуникативных умений и

т.д.).

2. Формирующий (организация и проведение мероприятий организации эффективного общения посредством игр-драматизаций игр);

3. Контрольный (вторичная диагностика детей на коммуникативные умения, сравнение уровня развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста контрольной и экспериментальной групп, констатирующего и контрольного этапов, формулирование выводов и рекомендаций).

На констатирующем этапе исследовали уровень коммуникативных умений детей приходить к общему решению для достижения результата деятельности, применяя методику «Рукавички», автор Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева.

У детей старшего дошкольного возраста двух исследовательских групп на констатирующем этапе был выявлен низкий уровень развития коммуникативных способностей приходить к общему решению для достижения результата деятельности. Средние значения показателей не превышают двух баллов. У дошкольников исследовали уровень развития коммуникативных умений по тесту «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» -уровень общительности.

Большинство детей контрольной и экспериментальной групп с низким (41% и 50%) или средним (41% и 33%) уровнями общительности. Таким образом, дети старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе характеризуются низким уровнем развития коммуникативных умений, детям сложно учитывать возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета. При совместной деятельности дошкольникам сложно договориться, сложно прийти к согласию, настаивая на своем. Цель формирующего этапа является проведение занятий с детьми старшего дошкольного возраста по развитию коммуникативных умений посредством игр-драматизаций.

В процессе формирования коммуникативных умений детей были использованы различные сюжеты игр: «Телевидение», «Детский сад», «Магазин», «Гости», «Полицейские и преступники», «Больница», «Семья», «Путешествие».

Контрольный этап приводился по методикам констатирующего этапа.

Проводилась повторная диагностика на уровень развития коммуникативных умений у старших дошкольников. Были применены те же методики, что и на констатирующем этапе.

Опытно-экспериментальная работа по развитию коммуникативных умений у старших дошкольников посредством игр-драматизаций привела к следующим результатам:

1) до опытно-экспериментальной работы было получено, что у дошкольников был выявлен низкий уровень развития коммуникативных способностей, общительности, способность сотрудничать, на констатирующем этапе эксперимента дошкольники умеют только проявлять инициативу в завязывании контактов и создавать дружескую атмосферу взаимопомощи, но им нужно научиться владеть собой, договариваться и обосновывать свою точку зрения.

2) после проведения мероприятий по развитию коммуникативных умений посредством игр-драматизаций у дошкольников старшего возраста был выявлен высокий уровень развития коммуникативных умений, уровня общительности, большинство из них научились проявлять терпение к недостаткам других (стали более толерантные), научились проявлять инициативу в завязывании контактов, стали более способными создавать дружескую атмосферу взаимопомощи, научились вести диалог и дискуссию.

3) опытно-экспериментальная работа способствовала усвоению и использованию ребенком средства эффективного общения, которое в первую очередь определяют отношение к нему окружающих людей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Чернецкая, В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений / В. Чернецкая. - Ростов-н/Д. : Феникс 2015. - 256 с.

Экки, Л. Театрально-игровая деятельность / Л. Экки // Дошкольное воспитание.

- №7.- 2018. - С. 10-13.

Эльконин, Д.Б. Психология игры/ Д.Б. Эльконин. - М.: Владос, 2019. - 360 с. Эльконин, Д.Б. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер. - М.: МГУ, 2020. - 126 с.

Ядешко, В.И. Дошкольная педагогика / В. И. Ядешко. - М.: Просвещение, 2018.

- 415 с. Мухина, В.С. Игрушка как средство психологического развития ребенка/ В.С. Мухина// Вопросы психологии, 2018. - №2. - С. 123- 128.

Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детства, отрочества/ В.С. Мухина. - М.: Академия, 2020. - 456 с.

Egorova M.S.

5th year student of the Department of TiMDiNO, Department of Psychology and Pedagogy Yelabuga Institute (branch) Kazan Federal University (Russia, Yelabuga)

Gazizova F.S.

Candidate of Pedagogy, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of TiMDiNO Yelabuga Institute (branch) Kazan Federal University (Russia, Yelabuga)

EXPERIMENTAL-EXPERIMENTAL WORK ON THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE SKILLS OF PRESCHOOL CHILDREN BY MEANS OF GAMES-DRAMATIZATIONS

Abstract: the article denotes the solution to the following problem: the development of communicative skills in senior preschool children by means of games - dramatizations, also experimental work with three stages of work has been carried out.

Keywords: communicative skills, senior preschool age, game-dramatization, ascertaining stage, forming stage, control stage.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.