Научная статья на тему 'Идея перспективной структуры Иркутской агломерации'

Идея перспективной структуры Иркутской агломерации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
599
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА АГЛОМЕРАЦИИ / НАПРАВЛЕНИЯ И ПОЛЮСА РОСТА / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАРКАС АГЛОМЕРАЦИИ / ПРОЕКТНАЯ ПЛАНИРОВОЧНАЯ СТРУКТУРА АГЛОМЕРАЦИИ И ГОРОДА-ЦЕНТРА / TERRITORIAL STRUCTURE OF AGGLOMERATION / DIRECTIONS AND POLES OF GROWTH / ECOLOGICAL FRAMEWORK OF AGGLOMERATION / PROJECT PLANNING STRUCTURE OF THE AGGLOMERATION AND A CENTRAL CITY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Большаков Андрей Геннадьевич, Бобрышев Дмитрий Валерьевич

Анализируется существующая территориальная структура Иркутской агломерации. Предлагается трактовка стратегии социально-экономического развития Иркутской агломерации как опорного пункта освоения Российской Арктики, анализируются региональные предпосылки развития северного луча агломерации по направлению Качугского тракта. Приводится анализ вариантов развития Иркутской агломерации с оценкой возможных направлений территориального роста городов и создания города-спутника. Оцениваются объемы разных категорий недвижимости и стратегия развития транспорта, необходимые для развития агломерации. Предлагается проект планировочной структуры Иркутской агломерации с учетом комплекса факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Большаков Андрей Геннадьевич, Бобрышев Дмитрий Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEA OF PROSPECT STRUCTURE OF IRKUTSK AGGLOMERATION

The paper analyzes the existing territorial structure of the Irkutsk agglomeration. The interpretation of the strategy for socio-economic development of the Irkutsk agglomeration as a foothold of the Russian Arctic development is proposed. Regional development backgrounds of the northern agglomeration ray in the direction of Kachug tract are analyzed. The analysis of development options of the Irkutsk agglomeration with the assessment of the possible directions of urban territorial growth and the creation of a satellite city is carried out. The amounts of different types of real estate and the transport development strategy necessary for the agglomeration development are evaluated. The project of the Irkutsk agglomeration planning structure, taking into account a complex of factors is proposed.

Текст научной работы на тему «Идея перспективной структуры Иркутской агломерации»

3. Функционирование системы при наличии в ней корпуса «Э» как неавтоматизированного абонента. Для имитации работы потребителей, не оборудованных системами автоматического регулирования, исполнительные элементы регулирования отпуска тепла на отопление и ГВС (регулирующие клапана) выставляются в режим постоянного сопротивления.

Анализ результатов расчетов показал, что степень несовпадения результатов расчета по математической модели величин расходов и температур обратной сетевой воды для всех потребителей с их действительными значениями мала и колеблется в пределах 5%.

Работа по моделированию современных систем централизованного теплоснабжения, описанная в статье, проводилась рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы.

Библиографический список

1. Батухтин А.Г. Методы повышения эффективности и увеличения располагаемой мощности систем централизованного теплоснабжения // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. 2010. №1. С.189—192.

2. Иванов С.А., Батухтин А.Г., Горячих Н.В. Метод повышения электрической мощности турбин // Промышленная энергетика. 2009. №12. С.13-15.

3. Goryachikh N.V., Batukhtin A.G., and S.A. Ivanov. Some Methods for Making Cogeneration Stations More Maneuverable // Thermal Engineering. 2010. Vol. 57, No. 10. Р. 892-896.

4. Батухтин А.Г. Особенности математических моделей современных теплопотребляющих установок в системах централизованного теплоснабжения // Научно-технические ведомости СпбГТУ. 2011. № 1. С. 250-256.

5. Иванов С.А., Батухтин А.Г., Маккавеев В.В. Методика расчета параметров потребителя при качественно-количественном регулировании в открытых системах централизованного теплоснабжения // Промышленная энергетика. 2008. №4. С. 32-34.

6. Батухтин А.Г. Использование тепловых насосов для повышения тепловой мощности и эффективности существующих систем централизованного теплоснабжения // Научно-технические ведомости СПбГТУ. 2010. № 2. С. 28-33.

7. Петин В.В., Батухтин А.Г., Калугин А.В., Сафронов П.Г. Современные технологии использования электрической энергии в системах централизованного теплоснабжения // Научно-технические ведомости СПбГТУ. 2010. № 4. С. 32-38.

УДК 711:502

ИДЕЯ ПЕРСПЕКТИВНОЙ СТРУКТУРЫ ИРКУТСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ

1 9

А.Г.Большаков1, Д.В.Бобрышев2

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Анализируется существующая территориальная структура Иркутской агломерации. Предлагается трактовка стратегии социально-экономического развития Иркутской агломерации как опорного пункта освоения Российской Арктики, анализируются региональные предпосылки развития северного луча агломерации по направлению Ка-чугского тракта. Приводится анализ вариантов развития Иркутской агломерации с оценкой возможных направлений территориального роста городов и создания города-спутника. Оцениваются объемы разных категорий недвижимости и стратегия развития транспорта, необходимые для развития агломерации. Предлагается проект планировочной структуры Иркутской агломерации с учетом комплекса факторов. Ил. 6. Библиогр. 6 назв.

Ключевые слова: территориальная структура агломерации; направления и полюса роста; экологический каркас агломерации; проектная планировочная структура агломерации и города-центра.

IDEA OF PROSPECT STRUCTURE OF IRKUTSK AGGLOMERATION A.G. Bolshakov, D.V. Bobryshev

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The paper analyzes the existing territorial structure of the Irkutsk agglomeration. The interpretation of the strategy for socio-economic development of the Irkutsk agglomeration as a foothold of the Russian Arctic development is proposed. Regional development backgrounds of the northern agglomeration ray in the direction of Kachug tract are analyzed. The analysis of development options of the Irkutsk agglomeration with the assessment of the possible directions of urban territorial growth and the creation of a satellite city is carried out. The amounts of different types of real estate and the transport development strategy necessary for the agglomeration development are evaluated. The project of the Irkutsk agglomeration planning structure, taking into account a complex of factors is proposed. 6 figures. 6 sources.

Key words: territorial structure of agglomeration; directions and poles of growth; ecological framework of agglomeration; project planning structure of the agglomeration and a central city.

Большаков Андрей Геннадьевич, доктор архитектуры, профессор, заведующий кафедрой архитектуры и градостроительства. Bolshakov Andrey, Doctor of Architecture, Professor, Head of the Department of Architecture and Town Planning.

2Бобрышев Дмитрий Валерьевич, старший преподаватель кафедры архитектуры и градостроительства. Bobryshev Dmitriy, Senior Lecturer of the Department of Architecture and Town Planning.

Преимущества взаимосвязанных населенных мест. Планирование территориального развития взаимосвязанных населенных мест - актуальная градостроительная задача. Те проблемы, которые не решаются в границах муниципального образования, отдельного города, могут быть решены путем развития групповой системы населенных мест, или агломерации. Разгрузка чрезмерного функционального, транспортного, демографического наполнения, переуплотнения застройки центра города, подъем невысокого уровня социально-культурного развития периферийных городов и совместное использование группой городов социальной, экологической, инженерно-транспортной инфраструктур территории, природных ландшафтов для рекреации и экологической компенсации - эти и другие преимущества получают жители группы близко расположенных городов, если они развиваются как единая система.

Существующая территориальная структура Иркутской агломерации. Природная основа агломерации следующая. По данным Н.И.Демьянович основу рисунка территории агломерации слагают крупные речные долины с луговой растительностью - это долины Ангары, Иркута, Ушаковки и Куды. Долина Ангары простирается субмеридионально - с юго-юго-востока на северо-северо-запад в пределах ядра агломерации на 100 - от границы второго пояса санитарной охраны источника питьевого водоснабжения агломерации - Иркутского водохранилища до города

Усолья-Сибирского. Долины Ушаковки и Иркута вместе с долиной Ангары в створе Иркутска образуют крест. ОТ этого средокрестия в 45 км на северо-северо-запад располагается другое, более сложное средокрестие - пересечение Ангары с рекой Китоем слева и рекой Балей справа. Долина Китоя параллельна долине Иркута. Крупные левые притоки Ангары - Иркут и Китой имеют сходные ландшафты и сходное происхождение и гидрологию. Правые притоки Ангары - Ушаковка, Куда и Балей отстоят друг от друга на 20-25 км и в нижнем течении также параллельны друг другу. Но долина Балея морфологически отличается от Куды и Ушаковки. По сути это узкий каньон.

Водораздельные поверхности, расположенные в междуречьях справа и слева от Ангары, представляют собой равнины, отличающиеся степенью расчлененности рельефа. Наименьшей расчлененностью обладает равнина в нижней полосе водораздела Китоя и Иркута в примыкании к долине Ангары. Наибольшей расчлененностью обладает водораздел Балея и Куды. Вместе с тем долина Куды является частью большой геологической структуры - Кудинско-Хадинской равнины, которая тянется параллельно Байкалу, образуя подошву прибайкальских хребтов.

Промежуточное положение по показателям расчлененности занимают равнины водоразделов Иркута и Ангары, Ушаковки и Куды и средняя часть водораздела Китоя и Иркута [4, 6].

Рис. 1. Ландшафты окрестностей Иркутска ранга местностей: 1 - нерасчлененные равнины с подтаежными сосновыми травяными лесами; 2 - слаборасчлененные равнины с таежными сосновыми травяно-злаковыми лесами; 3 - расчлененные равнины с таежными сосново-лиственничными травяно-злаковыми лесами; 4 - крупные

речные долины с луговой растительностью

В состав Иркутской агломерации входят центральный город Иркутск, с населением на перспективу 617 тыс. жителей, по состоянию на настоящее время -584 тыс. жителей, с площадью территории в границах городской черты 270 кв.км. Основан в 1661 году и в сентябре 2011 года будет праздновать 350-летний юбилей. Входит в список исторических городов России, который насчитывает всего 41 город. Культурный, административный, научный, образовательный, транспортный и торговый центр Иркутской области. В 1948 году Ленинградским градостроительным институтом был спроектирован и с 1952 года начал строиться первый спутник Иркутска - город Ангарск, градообразующей базой которого стала нефтехимическая и электролизная промышленность и который насчитывает в настоящее время 242 тыс. жителей (на проектную перспективу - 275 тыс. жителей). Площадь территории в городской черте 294 кв. км. Второй спутник Иркутска - город Шелехов, возник как город металлургов в начале 1960-х годов на базе алюминиевого завода, статус города получил в 1962 году, насчитывает 68 тыс. жителей.

В Институте географии СО РАН разработано три варианта крупной агломерации на Юге Прибайкалья -Большого Иркутска. Согласно первому варианту в агломерацию, кроме Иркутска, Ангарска и Шелехова, могут войти расположенные вблизи этих городов 23 поселка на площади 7,1 тыс кв.км. Согласно второму, поселков будет 19 и площадь составит 3,1 тыс. кв.км. Третий вариант - минимальный: 15 поселков на площади 1 тыс. кв.км. Стержнем экономики агломерации станет новый аэропорт и две особые экономические зоны - промышленно-производственного и туристско-рекреационного типов. В настоящее время на территории Иркутской агломерации проживает 950 тыс. человек. В состав агломерации фактически входят Ме-гет, Смоленщина, Дзержинск, Максимовщина, Мамоны, Марково, Баклаши и Молодежный.

Существующий транспортный каркас. Железнодорожный транспорт - основой является Транссибирская железнодорожная магистраль, которая в конце 19 века прошла по данной территории вдоль левого берега Ангары и до порта Байкал на берегу озера Байкал. В 1956 году в связи со строительством Иркутской ГЭС мощностью 660 тыс. кВт и заполнением Иркутского водохранилища железная дорога отвернула от берега Ангары и, обогнув в левобережной части срединной зоны Иркутска Кайскую гору с юга, вышла в долину Иркута, а затем по долине притока Иркута реки Олхи поднялась на Олхинское плато с выходом на берег Байкала в района поселения Култук. Главная пассажирская станция агломерации и вокзал Иркутск-пассажирский находятся на берегу Ангары на склоне Кайской горы. Имеются железнодорожные станции преимущественно для грузовых поездов - Иркутск-сортировочный, Шелехов, в Ангарске - грузовое путевое хозяйство на территории промышленной зоны.

Автомобильные магистрали (рис. 2). Основу автотранспортного каркаса агломерации образует Московский тракт М53, который проходит через Ангарск по трассе мост через Китой, ул. Иркутская - ул. К.Маркса

- выезд из города. По Иркутску Московский тракт проходит по ул. Розы Люксембург и Трактовой, пересекает левобережный приток Ангары Иркут и, огибая Кай-скую гору, меняет маркировку на М55, пролегает по Синюшиной горе и выходит на город Шелехов по левобережью Иркута, пересекает Шелехов и в районе Чистых ключей заканчивается равнинная южная часть агломерации. Сюда выходит объездная магистраль, которая огибает Иркутск и Шелехов, сворачивая с основного тракта в районе деревни Малая Еланка. Кроме московского тракта из Иркутска вылетными магистралями являются Качугский тракт (северный луч), Байкальский тракт (до Листвянки на побережье Байкала) и Голоустненский тракт - по левобережью реки Ушаковки и затем через перевал в бассейн реки Голо-устной, выходящий на берег Байкала в 100 км севернее Листвянки.

Таким образом, главные автомагистрали агломерации широкой дугой описывают входящие в ее состав города с севера на юго-запад (Московский тракт), вылетают из центра Иркутска на север (Качугский тракт), на восток (Голоустненский тракт) и на юг-юго-восток (Байкальский тракт). Существующая агломерация городских поселений имеет планировочную форму дуги большого диаметра, повторяющую рисунок осей рек Ангары и Иркута в пределах их долин. Сельские поселения в основном сосредоточены к востоку от этой дуги по качугскому тракту вдоль долины реки Куды. Сельскохозяйственные поселения и угодья меньшего значения расположены по долинам Ушаков-ки и Иркута.

Стратегия социально-экономического развития Большого Иркутска: опорный пункт освоения Российской Арктики. С геополитической точки зрения перед Байкальским регионом и Сибирью стоят две проблемы - депопуляция Сибири перед лицом наращивающего демографическую и социально-экономическую мощь Китаем на юге [1,2,3] и нарастающую конкуренцию зарубежных северных стран за ресурсы Российской Арктики. Северный морской путь по Ледовитому океану гораздо короче, чем путь по тихому океану из стран азиатско-тихоокеанского региона в Европу. Однако на российском побережье Арктики нет населения и инфраструктуры, чтобы обслуживать северный морской путь и чтобы осваивать минерально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы Арктики. Города в юной полосе расселения Сибири, в том числе Иркутск могут и должны стать опорными пунктами освоения Российской Арктики.

Концепция развития Иркутской агломерации, разработанная Ленгипрогором в 2006 году, содержит ряд глубоких аналитических положений, показывающих направления развития агломерации. Во-первых, важнейшим конкурентным преимуществом Большого Иркутска является его расположение вблизи озера Байкал. В связи с этим целесообразно формирование туристско-рекреационного кластера, в котором историко-культурное наследие центра города при условии надлежащей его реставрации и реконструкции послужит адекватным дополнением к природному потенциалу рекреации, и туризма на Байкале. Во-вторых, эко-

Рис.2. Территориальная структура существующей агломерации (арх. Д.В.Бобрышев)

номгеографическое положение Иркутска на пересечении авиалиний из Азии в Европу благоприятно для развития авиационного логистического центра в пределах Иркутской агломерации с размещением нового международного аэропорта. Логистика и коммуникации во всех проявлениях предполагают в том числе конгресс-туризм и деловой туризм, развитие гостиничного хозяйства и конгресс-центров как в городе, так и на Байкале. В 2006 году рассматривалась площадка для нового аэропорта в Ангарском районе в пади Ключевой. В настоящее время предпочтения отдаются выбору места аэропорта на Качугском тракте (от Поздняково до Усть-Ордынского). Третье направление развития агломерации связано с развитием образования и науки. Студентов в Иркутске столько же, сколько в признанном университетском городе Сибири - Томске. Из отраслей промышленности кроме нефтехимии и атомной промышленности в Ангарске, алюминиевой промышленности и металлообработки в Шелехове, авиационного машиностроения в Иркутске, концепцией предлагается развитие центра пищевой промышленности в Иркутске.

Северный луч развития агломерации проходит через перспективное Ковыктинское газоконденсатное месторождение в Жигаловском районе Иркутской области. Запасы газоконденсата значительные как для развития химической промышленности в Ангарске и Саянске, так и для газификации Иркутска и района

Кудинской долины. Район Кудинской долины является главным сельскохозяйственным сектором агломерации. Здесь располагаются такие крупные села как Хо-мутово, Оек, Урик в Иркутском районе, Усть-Ордынский в Эхирит-Булагатском районе и другие. В Хомутово имеется мясокомбинат. В настоящее время пригородные села хаотично развиваются, т.к. привлекают близостью к областному центру и благоприятными экологическими условиями.

Анализ вариантов территориального развития перспективной структуры агломерации. Первый вариант развития связан с заполнением существующего разрыва между городами Ангарск и Иркутск (первый луч на рис. 3). В настоящее время здесь проходит Транссиб, Московский тракт М53, расположены поселение Мегет (ок. 10 тыс. жителей), ТЭЦ 10, питающее теплом и энергией Ангарск и его промзону, отстойники. Разрыв в 40 км по существу стал пунктирным. Развитие здесь города на 50-100 тыс. жителей его полностью уничтожает. Получается линейный город со сплошной застройкой, соседствующей с производственными объектами большой экологической вредности. Этот вариант отпадает по причине необходимости сохранения разрыва между городом-центром и его спутником для решения экологических и инженерно-инфраструктурных задач. Следует также оценить вариант (третий луч на рис. 3) размещения города-спутника между Иркутском и Шелеховым по Кул-

Рис. 3. Возможные варианты развития лучей агломерации (арх. А.Г.Большаков)

тукскому тракту (М55). На этом отрезке расположено крупное село Смоленщина.

Второй вариант развития - размещение поселения вдоль субурбанизированного Байкальского тракта - так называемый «Байкальский луч» (под цифрой 4 на рис. 3). Эта полоса начинается от микроорайона Солнечный на юго-юго-восточной границе города, тянется по водоохранной зоне правого берега Иркутского водохранилища и заканчивается в поселке Лиственничное. Неприемлемость развития этого направления для города-спутника объясняется, во-первых, как уже было сказано, тем, что это второй пояс санитарной охраны источника питьевого водоснабжения и водоохранная зона водохранилища, а во-вторых, близостью Байкала и границы Прибайкальского национального природного парка.

Третий вариант - вылет по Култукскому тракту, проходящий параллельно Транссибу, по Олхинскому плато через Смоленщину и Шелехов (третий луч на рис.3) с многочисленными дачными поселками и полустанками - для серьезной урбанизации непригоден ввиду гористости рельефа и отсутствия удобных для города площадок.

Четвертый вариант направления развития агломерации - размещение города-спутника на Голоуст-ненском тракте (шестой луч на рис.3). Этот вариант непригоден ввиду направления на Байкал, гористой местности ( Онотская возвышенность и Приморский

хребет). Ближайшие пригороды Иркутска Дзержинск и Пивовариха расположены слишком близко и их урбанизация не позволит создать разрыв между городом-центром и городом-спутником.

Пятый вариант - развитие города-спутника на Ка-чугском тракте (второй луч на рис.3). Это наиболее перспективный вариант из всех возможных. Здесь есть площадки как для строительства аэропорта (Поздняково, Бургаз, Усть-Орда) и логистического центра, так и для строительства нового города. Наиболее предпочтительный вариант размещения города - на холмах к северо-востоку от поселения Хомутово.

Градостроительные условия развития агломерации. Для развития агломерации, во-первых, необходимо развитие скоростной внутриагломерационной транспортной связи, в особенности, скоростного трамвая. Во-вторых, необходимо развитие недвижимости, которая послужит агломерированию и миграционной привлекательности Большого Иркутска в конкуренции за людские ресурсы в Байкальском регионе.

Развитие транспортной инфраструктуры. Лен-гипрогор [1] предложил следующие идеи проектирования транспортного каркаса Иркутской агломерации.

Авиационный транспорт

1. Реконструкция существующего аэропорта (осуществлена в настоящее время).

2. Строительство нового аэропорта (в настоящее

Рис.4. Структурная схема предлагаемой агломерации (арх. А.Г. Большаков)

время рассматривается вариант площадки на Качуг-ском тракте на отрезке между Поздняково и Усть-ордынским).

Скоростной трамвай

Участок 1. Реконструкция существующего трамвайного пути в Ангарске для пропуска обычного и скоростного трамвая

Участок 2. Строительство однопутного пути параллельно транссибу от ст. Южная в Ангарске до поворота на ж.д. обход Иркутска южнее станции Иркутск-сортировочный.

Участок 3. Использование существующего транссиба через Иркутск до соединения с ж.д. обходом Иркутска севернее г. Шелехова.

Участок 4. Строительство одноколейного пути параллельно транссибу в г. Шелехове.

Участок 5. Строительство эстакады с существующего транссиба в районе станции Иркутск-пассажирский для въезда на трамвайные пути старого Ангарского моста.

Участок 6. Реконструкция старого Ангарского моста и существующих трамвайных линий для кругового движения по центру города Иркутска.

Железнодорожная связь Иркутск - аэропорт Новый

1. Из района Вересовки-Батарейной строительство железнодорожного моста через реку Ангару.

2. Прокладка железной дороги по всхолмленной равнине по правому борту долины реки Куды до аэропорта Новый и далее на север в Жигаловский район и до соединения с БАМом.

Повышение автомобильной связности Иркутск-Ангарск-Шелехов

1. Строительство магистрали непрерывного движения от ул. Декабристов в г. Ангарске до Листвянки через центр Иркутска.

2. Строительство автодорожного обхода Иркутска и Шелехова - осуществлено с выходом из Малой

Еланки до Чистых ключей.

3. Подключение нового аэропорта к автодороге Ангарск-Иркутск-Шелехов.

4. Формирование федеральной автомагистрали на участке аэропорт Новый- автодорога Ангарск-Иркутск

5. Реконструкция автодороги Иркутск-Шелехов.

Объемы недвижимости, необходимые для запуска процессов агломерирования (создания условий миграционной привлекательности Большого Иркутска):

1. Строительство за период 2008-2015 гг. 4400000 кв.м жилой недвижимости. Рекомендуется комплексная застройка и освоение территорий.

2. Создание за период 2008-2015 годов 130000 кв.м качественных офисных площадей в рамках бизнес-центров.

3. Создание за период 2008-2015 годов 1400 новых гостиничных номеров высокого класса.

4. Создание за период 2008-2015 годов 450000500000 кв.м торговой недвижимости современных форматов (гипермаркеты и торговые центры).

5. Создание за период 2008-2015 годов 100000 кв.м складских площадей классов А и Б.

Природный каркас агломерации и предлагаемая проектная схема территориальной структуры. В предлагаемой схеме Иркутской агломерации (рис. 4) показаны существующие города - Иркутск, Ангарск, Шелехов, транспортный каркас агломерации, планировочные ограничения территориального роста существующих городов - всхолмленные равнины и горы Олхинского плато и Приморского хребта, направление роста агломерации по северному лучу - Кудинской долине. Показано размещение Нового аэропорта в районе Поздняково-Бургаза. На холме к северу от села Хомутово показан прямоугольником, заполненным точками, новый город-спутник в системе агломерации на 100-150 тыс. жителей.

Рис.5. Схема природного каркаса и территориальной структуры Иркутской агломерации (арх. Д.В.Бобрышев)

С экологической точки зрения важно выявить и сохранить природный экологический каркас агломерации и правильно расположить в ландшафте элементы агломерации. На рис. 5 показаны соотношения главных осей природного каркаса и элементов агломерации по оценке Д.В.Бобрышева. Светлыми полосами под цифрой 9 показаны долины рек - главные оси природного каркаса агломерации. Под цифрой 1 зелеными клиньями показаны леса, обступающие агломерацию. Под цифрой 8 показана граница второго пояса санитарной охраны источника питьевого водоснабжения - Иркутского водохранилища, обеспечивающего агломерацию питьевой и хозяйственно-технической водой. Это, по сути, залив Байкала и колодец чистой воды не только для всей агломерации, но и для расположенных ниже по течению Ангары городов. Под цифрой 3 светлыми клиньями и полосами показаны сельскохозяйственные угодья, подходящие к городу. Главной является полоса сельскохозяйственных угодий по долине Куды. Вспомогательную роль играют сельхозугодья по долинам Ушаковки и Иркута.

Линиями под цифрой 10 показаны главные водоразделы междуречных поверхностей: Ангары, Куды и Ушаковки, Ангары, Куды и Балея, Ангары и Иркута, Ангары, Иркута и Китоя, а также местные водоразделы. Ландшафты водоразделов служат компенсаторами для урбанизированной среды, расположенной ниже их по местоположению на рельефе. Стокорегули-рующие (биофильтрующие) ландшафты долин служат очистке стоков с городских территорий и выполняют водоохранную роль. Таким образом, главные оси природного каркаса образуют треугольники, а в целом -триангуляционную сеть ландшафтов, имеющих при-рородоохранное значение и обеспечивающих экологическую безопасность агломерации.

В проектную схему заложены предложения по реконструкции городских ландшафтов городов, входящих в агломерацию. Это выражается в дифференциа-

ции городских территорий, показанных красным цветом и заштрихованных прямоугольной штриховкой. Красные полосы - функционально-планировочный каркас городов агломерации. Здесь предлагается регламент максимальной урбанизации. На заштрихованных полосах, прилегающих к осям природного каркаса, предлагается регламент по увеличению доли озелененных открытых пространств в составе городских территорий.

Под цифрой 6 показана предлагаемая взлетно-посадочная полоса Нового аэропорта длиной 4-5 км, с размещением логистического центра.

Планировочная структура центрального города, предложенная с учетом внитригородского природного каркаса, показана на рис. 6. Показано средокрестие главных рек - Ангары, Иркута и Ушаковки, образующих в пересечении крест.

Показаны диагональные малые реки, принадлежащие бассейну Ангары в черте городской застройки - Кая в юго-западном квадранте, Сарафановка в северо-западном квадранте, Пшеничная в северовосточном квадранте. На юге показано Иркутское водохранилище. Квадранты, или административные округа города Иркутска: Ленинский, Свердловский, Октябрьский и Правобережный - соответственно имеют топографическую основу в виде холмов ( Знаменская гора в Правобережном, Иерусалимская гора в Октябрьском, Синюшина, Кайская и Семигорка в Свердловском и Чуприха в Ленинском округе).

Идея состоит в том, что наибольшая урбанизация планировочных районов предлагается в средней трети склонов холмов. Особенно важно расчистить коридоры приречных территорий от застройки и не допускать здесь иной урбанизации, кроме рекреации.

Заключение

1. Существующая территориальная структура Большого Иркутска характеризуется сложившейся взаимосвязанной системой населенных мест, в т.ч.

Рис. 6. Схема планировочной структуры города Иркутска с учетом необходимости формирования коридоров

природного каркаса (арх. А.Г.Большаков)

городов Иркутск, Ангарск, Шелехов и целым рядом поселков городского и сельского типа. Численность населения существующей агломерации приближается к 1 млн жителей. Ландшафтной основой территории является долина реки Ангары и Иркутский амфитеатр: Олхинское плато и южная часть Приморского хребта на берегу Байкала. По долине Ангары ландшафтные оси образуют два креста, на основе которых сформировались существующие планировочные элементы агломерации. Это крест Ангара-Иркут-Ушаковка, на котором расположился Иркутск, и крест Ангара-Китой-Балей, на котором расположился Ангарск. Шелехов расположился в 18 км от Иркутска на междуречье Ир-кута и его притока Олхи. Перед Иркутским амфитеатром расположена Иркутско-Черемховская равнина и Кудинско-Хандинская равнина. Последняя представляет собой прогиб перед Приморским хребтом и служит основной сельскохозяйственной зоной Иркутской агломерации. Транспортный каркас агломерации образует Транссиб, который пересекает все три города и Московский тракт - федеральные дороги М-53 и М-55. Вокруг Ангарска, Иркутска и Шелехова существует автомобильный обход. Вокруг Иркутска существует железнодорожный грузовой обход на Шелехов.

2. Миссия будущего перспективного развития агломерации складывается из двух направлений. Первое - северный луч, обеспечивающий присутствие России на своем собственном арктическом побережье, для развития которого Большой Иркутск должен стать опорным центром. Второе направление развития связано с туристско-рекреационными и водными ресурсами Байкала. На этой основе должен развиваться туристско-рекреационный кластер видов экономической деятельности, в том числе гостиничное хозяйство в центре Иркутска, который располагает для привлечения туристов историко-культурным наследием. Оба направления реализуются в том числе за счет развития научно-образовательной и инновационной деятельности.

3. Рассмотрены пять вариантов направлений территориального развития Иркутской агломерации. А. Слияние городов Иркутска и Ангарска (44 км) и городов Иркутска и Шелехова (16 км) путем размещения строительства в разрыве между ними. Б. Развитие «Байкальского луча» в сторону Листвянки на берегу Байкала (66 км). В. Развитие по Култукскому тракту и вдоль Транссиба на Олхинском плато. Г. Развитие по долине Ушаковки. Д. Развитие по долине Куды - северным лучом. С использованием стратегических экономических и экологических соображений приходим к выводу о приоритетности развития северного луча (вариант Д).

4. Основными градостроительными условиями развития Иркутской агломерации, т.е. условиями миграционной и инвестиционной привлекательности территории являются развитие транспортного каркаса агломерации и создание жилой, офисной, крупной торговой, гостиничной недвижимости, а также развитие университетской функции и академической науки. Промышленность остается в отраслях: нефтехимия, производство аллюминия, авиационое машиностроение. Однако главный стратегический ориентир в агломерации сделан на постиндустриальное развитие и на развитие туристско-рекреационного кластера.

5. Проектное предложение заключается в том, чтобы наряду с реконструкцией уже застроенных территорий построить новый город-спутник на 100-150 тысяч жителей на холмистой равнине по Кудинскому -северному - лучу, в 40 км от г. Иркутска. Это составит 30-50 тыс. квартир, т.е. 4-5 млн кв.м жилой недвижимости. Градообразующей базой города послужит авиационно-логистический центр Нового аэропорта, а также необходимость создания агропромышленного комплекса на базе сельскохозяйственных ресурсов Кудинско-Хандинской равнины. Строительство этих объектов также является условием исполнения миссии Большого Иркутска.

1.http://www.frrio.ru/pages/?concept Ленгипрогор. Концепция развития Иркутской агломерации. 2006. 2Мр://сопАгк.ги Концепция стратегии социально-экономического развития города Иркутска. 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. http://www.frrio.ru/ strategy_irk_frrio.pdf. Стратегия социально-экономического развития Иркутской области до 2020. ФРРИО, Центр стратегических разработок Северо-Запад, 2008. 194 с.

4. Демьянович Н.И. К оценке природно-техногенных опасностей при освоении склонов в зоне перспективной застройки

ский список

г.Иркутска // Город: прошлое, настоящее, будущее. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 1998. С.81-84.

5. Колясников В.А. Теория и практика современного градостроительства. Екатеринбург, 2010. 314 с

6. Хотулев Р.А., Рященко Т.Г., Акулова В.В., Протасова Е.В. Оценка грунтовых толщ при геоэкологических исследованиях на территории города Иркутска // Сергеевские чтения. М.: ГЕОС, 2003. Вып.5. С.526-531.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.