УДК 711.01
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ФОРМА ГОРОДСКОГО ЛАНДШАФТА КАК УСЛОВИЕ И РЕЗУЛЬТАТ ПЛАНИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИРКУТСКЕ
А.Г.Большаков1
Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Выдвигается стратегия развития градостроительной формы Иркутска в направлении устойчивого развития под брендом мирового центра Байкальской питьевой воды. Анализируются отклонения от совершенной градостроительной формы, обусловленные коммерческими мотивациями отдельных участников градостроительной деятельности. Утвержденному генеральному плану противопоставляется альтернативный генеральный план, построенный на принципах бассейнового планирования и зонирования Иркутска. Показываются принципы экономического развития города в такой пространственно-структурной форме, которая обеспечит ее ландшафтосообраз-ность, благоприятность городской территории в социальном и экологическом отношении. Ил. 12.
Ключевые слова: градостроительная форма; стратегия развития города; бренд Иркутска как города Байкальской питьевой воды; ландшафтосообразность планировки; генеральный план Иркутска; принципы организации альтернативного генерального плана.
TOWN-PLANNING FORM OF URBAN LANDSCAPE AS A CONDITION AND A RESULT OF PLANNING AND REGULATION OF THE TOWN-PLANNING IN IRKUTSK A.G. Bolshakov
National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.
The article puts forward a strategy for the development of the town-planning form of Irkutsk in the direction of sustainable development under the brand of the world center of Baikal drinking water. The author analyzes the deflections from the perfect town-planning form conditioned on commercial motives of the individual participants of the town-planning activity. The approved master plan is opposed to an alternative master plan, built on the principles of basin planning and zoning of Irkutsk. The article demonstrates the principles of the economic development of the city in such a space-structural form, which will ensure its landscape conformity and make urban areas socially and environmentally friendly. 12 figures.
Key words: town-planning form; strategy of city development; brand of Irkutsk as the city of Baikal drinking water; landscape conformity of lay-out; master plan of Irkutsk; organizational principles of an alternative master plan.
Основные мотивации развития градостроительной формы и миссия Иркутска в системе конкуренции городов. Элементами градостроительной формы города являются улицы и кварталы, площади и дворы, парки, скверы и бульвары, набережные. Эти элементы находятся в закономерном расположении между собой по отношению к внешним вылетным магистралям и исходному природному ландшафту (так бывает, если градостроительная политика по отношению к городу честна и сбалансирована). Но в последние десятилетия наши города теряют свойства структурной и морфологической, ландшафтной и экологической упорядоченности. В чем причина?
Во-первых, градостроительная форма, должна быть ландшафтосообразной. Границы, плотности и потоки градостроительного происхождения нужно оптимально соотносить с ландшафтами по естественным причинам, отличающимся экологической ценностью и устойчивостью. Градостроительные членения и разрывы должны совпадать с ландшафтными рубежами (долинами рек, крутосклонами, озерно-
болотными комплексами). При насыщении города открытыми зелеными пространствами, при объединении природных клиньев, диаметров и хорд в единую непрерывную систему, город становится пригодным для жизни. Это первая высшая ценность города. Градостроительная форма, подчиненная ландшафтной топографии и экологической дифференциации склонов, долин и вершин, получает в высшей степени ценную экологическую упорядоченность. Если в градостроительной политике этому не придается значения, разрушается природная основа градостроительной формы.
Во-вторых, искажается социальный смысл и порядок градостроительной формы. Происходит это потому, что плотность застройки и ее дифференциация находятся в соответствии с доходностью инвестиций. В результате гипертрофированно изменяется структура центра, застраиваются наиболее популярные открытые пространства, прибрежные территории.
Легко получаются доходы путем точечной застройки на уже существующих придомовых террито-
1Большаков Андрей Геннадьевич, доктор архитектуры, профессор, зав. кафедрой архитектуры и градостроительства, тел.: (3952) 405153.
Bolshakov Andrey, Doctor of Architecture, Professor, Head of the chair of Architecture and Town-Planning, tel.: (3952) 405153.
риях, на участках школ (в Иркутске непрофильными зданиями застроены участки коррекционной школы №2, школ № 76 и № 21 и др.). Ведущими аспектами искажения градостроительной формы в этом направлении являются появление переуплотненных колодцев доходных домов в центре и в срединной зоне Иркутска (рис.1), а также расползание субурбии по Байкальскому тракту (Иркутский вариант Рублевки) и по Иркутскому району.
В-третьих, в последнее десятилетие в градостроительстве начал доминировать земельно-имущественный подход: когда структура и форма городской территории целиком обусловливаются геометрическими свойствами земельных участков, а их форма и размер зачастую формируются без учета свойств будущего градостроительного пространства. Произошло межевание и закрепление земельных участков за собственниками. Это мелкоконтурная парцелляция, как правило, с ограничениями по продаже участков. Закрепление мелкоячеистой ткани на долгие времена создает проблему - в таких структурах не будет какой-либо возможности создать парки, скверы, бульвары, набережные, магистральные улицы.
Возвращается средневековый тип планировочной структуры города с потерей крупных общественных пространств. К таким планировочным ситуациям относится район Знаменской горы в Иркутске, где доминирует деревянная неблагоустроенная застройка с малыми земельными участками. Особо здесь можно выделить, пожалуй, лишь больничный и административный комплексы.
Таким образом, господствующей в градостроительном планировании и регулировании территории города является коммерческая мотивация. Она вы-
ступает в двух основных формах: первая ориентирована на максимальный выход квадратных метров жилья с единицы территории в центральной и срединной зонах города; вторая - это расползание застройки в субурбии, где отсутствие ограничений по сетям централизованного инженерного жизнеобеспечения и стремление застроить наилучшие кусочки наиболее ценного ландшафта ведут к созданию бесконечных коттеджных поселков и островков вилл с автономным жизнеобеспечением.
Кроме того, основная проблема современного отечественного градостроительства (её условно можно назвать конкуренцией парадигм) состоит в противостоянии пространственного подхода, который характеризуется формированием пространственной решетки, исходя из соображений общественной пользы, экологического благополучия и эстетической гармонизации градостроительной формы города, и земельно-имущественного подхода, что основывается на незыблемости частной собственности на земельный участок.
В конкурентной борьбе за людские, информационные и финансовые ресурсы каждый город должен занять свое положение, специализироваться в соответствии со своими естественными конкурентными преимуществами, определить свою миссию в этой конкуренции. У города должен быть брэнд, который даст ему надежную социокультурную и экономическую репутацию. Историческими и географическими предпосылками Иркутску созданы условия, чтобы стать Всемирным центром Байкальской чистой питьевой воды - мирового родника планеты. В городе протекает Ангара, единственная река, вытекающая из Байкала, которая несет чистейшие воды. Достаточно сказать,
Рис. 1. Двор, малопригодный для жизни вследствие переуплотнения, неразвитой придомовой территории и заполнения ее личными автомобилями (ЖК «Сибирский двор», угол улиц 6-ая Советская и Сибирская, г. Иркутск)
что при слиянии с Енисеем Ангара несет 120 км воды в год, а Енисей - всего 100.
Рис. 2. Схема экологического каркаса Иркутска, включающего главные реки, их поймы, долины притоков и сохранившиеся леса
Однако, протекая через Иркутск, ангарская вода теряет свои питьевые экологические качества, а Ангара превращается из чистой реки 1-ой категории в реку 3-ей категории (т.е. из нее уже нельзя пить воду без специальной дорогостоящей очистки). Город является крупнейшим загрязнителем воды, и не только потому,
что очистные сооружения устарели, а потому, что всё градостроительное планирование и регулирование, нацеленное на поддержание качества ангарской воды, должно быть основано на бассейновом принципе планирования градостроительной деятельности. Это правильное распределение плотностей застройки и магистралей по водосборному бассейну, которым является для реки город, и это, конечно, особенное внимание к прибрежным территориям, к формированию набережных в границах непрерывного природного каркаса, пронизывающего всю территории города (рис. 2).
Градостроительная форма на уровне генерального плана Иркутска. Действующий генеральный план города Иркутска сделан по заказу бывшего мэра В.В. Якубовского и главного архитектора Е.А. Третьякова. Но он не имеет ничего общего с миссией Иркутска как Всемирного центра Байкальской воды. В нём нет методологии бассейнового планирования градостроительства, заботы о необходимых ландшафтных регламентах застройки, благоустройстве и озеленении городских территорий (рис.3).
Действующий генеральный план сохраняет и усугубляет тенденцию плотного домостроительного и транспортного освоения прибрежных территорий исторического центра, набережной Лисихи и прибрежной территории Кайской горы, куда по традиции, кроме сохраняющегося Транссиба, внедряется автомобильная магистральная улица. Генплан не защищает третий округ строгой санитарной охраны Ершовского водозабора - главного источника питьевого водоснабжения городов Иркутска и Шелехова. На генплане узаконено размещение микрорайона Ерши на крутом склоне с нарушением норм придомовых территорий и
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН Г.ИРКУТСКА
ГЕНЕРАЛ ЬНЫЙ ПЛАН {ОСНОВНОЙ ЧЕРТЕЖ)
Рис. 3. Официальный генеральный план г. Иркутска, утвержденный в 2007 г.
с нарушением регламентов пояса строгой санитарнои охраны Ершовского водозабора. Генпланом допущена вырубка в прибрежной защитной полосе на берегу Чертугеевского залива березовой рощи в 15 га под строительство частного жилого поселка - тоже в округе санитарной охраны источника питьевого водоснабжения. Генплан сохраняет городскую магистраль у кромки Ангары - ул. Сурнова в предместье Марата, приводя к деградации прибрежную территорию природного каркаса. Высокое местоположение, где по ландшафтным условиям можно было поднять плотность застройки и обеспечить район инженерно-транспортной инфраструктурой, генпланом сохраняется как район индивидуальной застройки с малыми земельными участками.
Генпланом оставляется на левом берегу Ангары жилкинская нефтебаза, мясокомбинат - объекты по рангу агрессивности несовместимые с экологической ценностью прибрежных территорий. Узаконено сжатие прибрежной защитной полосы вдоль реки Ушаковки при строительстве жилых комплексов по ул. Поленова и на набережной. Предусмотрено одиозное строительство административных зданий в прибрежной полосе Ангары на предмостной площади в примыкании к Ангарскому мосту на участке коррекционной школы №2, на территориях школ №76 и №21. Единственным положительным моментом рассматриваемого генплана можно считать сохранение от застройки острова Любаши (на месте слияния Иркута и Ангары).
Для того чтобы реализовывать альтернативную
градостроительную политику, нацеленную на выполнение указанной миссии с применением принципа бассейнового зонирования территории, необходимо изыскать территориальные резервы (рис. 4). К территориальным резервам в Иркутске отнесены следующие виды городских объектов:
- ветхая деревянная жилая застройка, неблагоустроенная, не относящаяся к категории памятников деревянного зодчества;
- неэффективно используемые коммунально-складские территории;
- брошеные промышленные территории, индивидуальные гаражи;
- панельные несейсмостойкие жилые здания начала 1960-х годов;
- восьмиквартирные деревянные жилые бараки послевоенных и пятидесятых годов (в исходном исполнении - с печным отоплением);
- территория аэропорта, предназначенного к выносу, на месте которого может сформироваться новый планировочный район;
- садоводства, расположенные в центральной и срединной зонах города.
Общая доля резервов в городской застройке достигает 40%. При общей численности населения около 580 тыс., доля иркутян, проживающих на территории земель, отнесенных к категории резервных, составляет более 20%. Этим гражданам требуется компенсировать имущественный ущерб в новой жилой застрой-
Схема территориальных резервов
/
V
V
7
VI
л
Резервы
ветхая деревянная застройка, комм ума л ьио-скя адские территории
промышленные территории
гаражи
панельные дома Юос годов построим восьмиквартирные бараки территория аэропорта еадо«жтй*
Рис. 4. Внутренние территориальные резервы совершенствования градостроительной формы Иркутска: неблагополучные в техническом, функциональном, экологическом плане объекты и территории
ке, с улучшенными внешними и внутренними условиями.
Предложения перспективного генплана, выдвигаемые в данной работе, состоят в следующем (рис.5):
1. Формируется расчлененный город с островами застройки, разделенными зелено-голубыми лентами рек и их широких пойм.
2. Более мелкое членение массивов застройки происходит в долинах малых рек и ручьев, притоков рек первого порядка. К ним относятся речки Кая, Са-рафановка, Топка, Каштак, Большая и Малая Кузьми-ха, многие ручьи и временные водотоки.
3. Для снижения негативного влияния автомобильного транспорта предлагается сеть скоростного электрифицированного внутригородского транспорта. Скоростной городской трамвай свяжет Ленинский и Октябрьский районы. Вокруг правобережного района будет сформировано большое электрифицированное кольцо (по трассе проектируемой «диагонали»), а во-
штаба), в брошенном промышленно-коммунальном поясе между аэропортом и площадкой бывшего ИВВАИУ.
7. На правом берегу в районе Топки планируется новый крупный энергетический центр - ТЭЦ, работающая на Ковыктинском газе.
8. Создается глубокий обход электрифицированного и автомобильного транспорта от района Малой Еланки до Чистых ключей и г. Шелехова.
Градостроительная форма на уровне проекта планировки Октябрьского округа города Иркутска. Параллельно с утверждением генплана в 2007 году Иркутскгражданпроектом была выполнена работа по планировке Октябрьского района г. Иркутска. В этом районе к началу разработки проживало 130 тыс. человек. Если все здания, строительство которых было начато к моменту кризиза 2008 года, будут завершены, численность населения района будет увеличена до 200 тыс. человек. Планировка района по проекту
схема перспективного генерального плана
Рис. 5. Авторские предложения альтернативного генерального плана с расчлененной структурой по принципу бассейнового зонирования и развитием электрифицированного городского транспорта
круг исторического центра - малое (по ул. К.Маркса и берегам Ангары: бульвар Гагарина, Нижняя и ЦЭСов-ская набережные).
4. По трассе Транссиба предложено пропустить трамтрэйн - городской электрифицированный транспорт, охватывающий также и пригороды Иркутска.
5. Основные районы нового плотного жилищного строительства предложены на Знаменской горе, на территории складов разрушенного завода «Радиан» в Ленинском районе, на взлетно-посадочной полосе аэропорта, на территории Мельниковского промузла.
6. Общественные центры городского значения, которые призваны высвободить перегруженный исторический центр, планируется расположить в районе Мельниково, на площадке между Иркутском II и Ново-Ленино, в предместье Марата (конец ул. Рабочего
отдела генеральных планов Иркутскгражданпроекта выглядит следующим образом (рис. 6). Основу планировочного каркаса образует ось нового моста. К мосту нет правобережного подхода, для которого потребуется вырубить полосу индивидуальной деревянной застройки шириной 70 м по трассе подхода до соединения его с улицей Байкальской и устройством соответствующей двухуровневой развязки. Нужно расселить 70 семей из этой полосы. Хотя этот процесс уже занял 10 лет, он ещё далек от завершения. Главная городская магистраль в административном округе идет в сторону аэропорта, где в перспективе уже много лет рассматривается площадка для размещения нового планировочного района на 100 тыс. жителей. Кроме этой магистрали (ул. Пискунова), в транспортный каркас входит улица Байкальская, идущая на расстоянии
Рис. 6. Официальный проект планировки Октябрьского района 2007 г., отражающий градополитику городской
администрации соответствующего периода
около 1 км от берега Ангары и в створе которой (по давней проектной идее, когда-то названной «Байкальский луч») пробивается магистраль на полуострова Иркутского водохранилища. Идея, прямо скажем, полемическая. Кроме того, уже более 20 лет формируется коридор другой магистрали городского скоростного кольца, так называемой «диагонали», которая от плотины ГЭС уходит на северо-восток к устью реки Ушаковки.
Перечисленные перспективные скоростные городские магистрали и существующая трасса по плотине Иркутской ГЭС образуют транспортный каркас административного округа. В нем присутствует также исторический фрагмент, сформировавшийся к началу ХХ века, - так называемая Иерусалимская решетка, ортогональная сеть улиц, часть которых параллельна берегу Ангары, другая - перпендикулярна берегу.
Проектом планировки 2007 года было предусмотрено, как уже было сказано, максимальное и практически однородное заполнение пространства домами повышенной этажности. Зеленые пятна образуют: остров Конный на Ангаре (47 га); Лисихинское кладбище (незакрытое); Иерусалимское кладбище -ЦПКиО на бровке Иерусалимской горы (23 га) и усадьба городского головы В.П.Сукачева (4 га), построившего себе на Иерусалимской горе усадьбу и парк на месте бывшей естественной Кокуевской рощи. Существует зеленый треугольник парка авиаторов между микрорайонами Байкальским и Солнечным и Восточно-Сибирским выставочным центром (30 га). На
этом перечень существующих зеленых насаждений в основном исчерпывается. Проектировщики добавили зеленую полосу на территории технического полигона бывшего ИВВАИУ и широкую водоохранную зону по берегу водохранилища на полуострове Чертугеев-ском, который частично входит в состав городской черты. Дефицит зеленых пространств даже по скромным СНИПовским нормам (10 кв.м городских и 6 кв. м районных парков на душу населения) составляет порядка 1 км2 (100 га).
Лисиху - прибрежный планировочный район, один из трех, входящих в состав Октябрьского округа, - в народе называют «страной гаражей», потому что земля территории бывшего кирпичного завода была распродана заводом с участием города небольшими земельными участками под многоэтажные жилые дома. Одиозной особенностью процесса было то, что забыли оставить коридоры под улицы. В районе нет жилых улиц, и проехать можно только через дворы.
Вместе с тем, природная ситуация района весьма благоприятна и подсказывает планировочную структуру, которая обеспечивала бы экологическую гарантию устойчивого развития округа (рис. 7). Основу топографии образует холм - так называемая, Иерусалимская гора, которая возвышается над Ангарой на 50 м. Холм имеет форму примерно равностороннего треугольника, с основанием и высотой порядка 9 км, т.е. площадью более 40 кв.км. Треугольник служит водоразделом между реками Ушаковкой на северо-востоке и Ангарой на западе-юго-западе. Одна сторона тре-
Рис. 7. Рельеф Иерусалимской горы, топооснова Октябрьского администативного округа г. Иркутска
угольника обращена к Ушаковке, другая - к Ангаре. Вершинная поверхность холма начинается у вершины треугольника зданием Крестовоздвиженской церкви -очень ответственным и точным местоположением в ландшафте. В основании треугольника водораздел занят Иркутским аэропортом. Борта Иерусалимской горы изрезаны эрозионными долинами временных водотоков, их в пределах городской черты десять. Эти эрозионные долины принимают во время таяния снегов талые воды, а во время ливней дождевые воды, сюда же дренирует часть грунтовых. В конечном итоге эти водотоки попадают в реки. Как накопители влаги при довольно сухом климате Иркутска, а также вследствие гравитационного накопления мелкоземных частиц грунта и почвы эти долины представляют собой наилучшие условия для формирования растительности. Использование таких зеленых клиньев наряду с основаниями в виде прибрежных защитных полос вдоль Ангары и Ушаковки образует основу зеленого экологического каркаса административного округа. Авторское предложение состоит в том, что зеленый экологический каркас должен клиньями разбить монолитную застройку округа и за счет зеленых набережных Ангары и Ушаковки приобрести важнейшее свойство непрерывности (рис. 8). Функционально-планировочный каркас города вдоль главных улиц и природный каркас вдоль набережных и эрозионных долин пространственно разделены. Они не совмещаются, и благодаря этому не происходит их взаимного исключения, что мы наблюдаем во многих случаях урбанизации набережных или парков, которые превращаются не более чем в полосы и пятна застройки.
Идею поляризации планировки еще в 1956 году предложил французский архитектор и урбанист Ле Корбюзье в генеральном плане города Чандигарх. Такая же система планировки Октябрьского административного округа Иркутска по нашему предложению могла бы обеспечить экологический фактор устойчивого развития района.
Градостроительная форма исторического центра города. По отношению к историческому центру Иркутска было выполнено довольно много градостроительной документации. Так, в 1970-годах ЦНИИП градостроительства сделал проект детальной планировки центра, по которому город терял самое главное - свою индивидуальность, самобытность, характерные морфотипы планировки и застройки. На месте деревянных домов, памятников деревянного зодчества в Солдатской слободе, на месте 2-3- этажных особняков и купеческих домов в стиле модерн и эклектика конца XIX и начала XX веков, на месте классики середины и начала XIX века проектом предлагалась монотонная по рисунку и по этажности блок-секционная застройка. Вместе с тем, транспортные решения - прокладка новой магистрали в створе улицы С. Перовской, создание транспортного кольца на месте ангарских набережных, нереалистичная развязка возле Крестовоздвиженской церкви, низкий вариант строительства моста в распадке под телецентром (в результате чего до сих пор нет транспортного коридора - правобережного подхода к мосту) были выработаны уже в 1970-е годы. С настойчивостью, заслуживающей лучшего применения, эти решения были воплощены в жизнь (слава Богу, частично).
Рис. 8. Авторская альтернатива планировки Октябрьского округа г. Иркутска, в которой предлагается поляризованное развитие природного и функционально-планировочного каркасов
Такую преемственность (в худшем смысле) демонстрирует и совсем свежий документ, разработанный Промстройпроектом на основе рекомендаций института ГИПРОДОРНИИ в 2008 году для территории исторического центра (рис. 9). Правда, в этом проекте бережнее отнеслись к морфотипам застройки исторического Иркутска. У него сохранилась мелкодисперсная и разнообразная по конфигурации кварталов планировочная структура, с интересной и разнообразной застройкой. На рис. 10 показана прибрежная полоса как «зона успокоения» транспорта. На самом деле здесь проектом предложены и замыкаются не где-
нибудь, а по набережным городские и районные магистрали. При этом самое популярное место в Иркутске - бульвар Гагарина, единственная рекреационная набережная в городе, занимающая около 1 % от длины всех берегов главных рек в городе, будет загружена по указанному проекту планировки транспортом и прекратит соответственно свое существование как рекреационный и экологически чистый элемент градостроительной формы Иркутска.
Разнообразие морфотипов застройки исторического центра Иркутска весьма велико (рис. 10). Генетически его градостроительная форма разбивается на
Рис. 9. Транспортная схема из проекта планировки центра 2007 г. (Иркутскпромстройпроект - ГипродорНИИ)
КАРТА ЛАНДШАФТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИИ ИС ТОРИЧЕСКОГО ЦЕНТРА Г. ИРКУТСКА Автор: А.Г Ейпьшаков
Рис.10. Анализ морфотипов городского ландшафта центра г. Иркутска
следующие крупные фрагменты:
1. Острожное место - включает Спасскую церковь, Сукачевский сад, Вечный огонь, фрагмент набережной, построенный в честь 50-летия Победы, здание областной администрации (на месте величественного здания Казанского кафедрального собора, взорванного в 1936 году).
2. Два порядка улиц по Идинской (Ушаковской стороне), где по нижней набережной в настоящее время располагается комплекс педагогического института, и по ЦЭСовской набережной, где расположены ТЭЦ 1, чаеразвесочная фабрика и здание Сибирской академии экономики и права.
3. Посад (Палисад по другим источникам), ограниченный улицей Большой, ныне Карла Маркса - самой красивой улицей Иркутска, возникшей на месте разрушенной в 1826 году крепостной стены вокруг Палисада.
4. За стеной располагалась Солдатская слобода: 15 узких кварталов, примыкающих короткими сторонами к стене. Именно поэтому оси солдатских улиц не совпадают со створами улиц Палисада. Только в редких случаях - пересечение улицы Ленина (Амурской), где стояли Амурские ворота, пересечение ул. Карла Маркса и Декабрьских событий (Ланинской), где были прямые выезды из городских ворот на восток, к Байкалу и к восточным просторам империи, - оси солдатских улиц и посадских улиц совпадают.
5. Подгорная часть располагается между улицей Преображенской (Тимирязева) и улицей Подгорной (подошвой Иерусалимской горы). Подгорная часть генетически более поздняя и имеет более регулярный характер.
В отношении специализации кварталов исторического центра по аспектам жизнепригодности можно выделить следующие «ядерные районы»:
1. Районы с высокой концентрацией историко-культурного наследия и одновременно с застройкой офисного и торгового назначения, повышенной плотности застройки с малой долей открытых пространств - застройка вокруг улицы К. Маркса, вдоль улицы Пролетарской.
2. Застройка, малоценная в архитектурно-историческом отношении, но большого строительного объема и материальной ценности, -
район Центрального рынка и рынка «Фортуна».
3. Районы с большой долей открытых коллективных пространств (придомовых территорий) в жилой по преимуществу застройке. Здесь есть место для благоустройства дворов, биофильтрации и обустройства, в частности, поверхностного стока, условия для формирования соседских общностей (Бульвар Гагарина, районы улиц Красноказачьей, Ф.Энгельса, Уткина, Ямской, Плеханова) - советского периода застройки.
4. Районы мелкоконтурной, мелкодисперсной, гомогенной застройки, сформировавшейся в результате уплотнения и парцелляции бывших городских усадеб (кварталы между улицами К.Либкнехта и Партизанской, Коммунаров и Партизанской по склону Иерусалимской горы, квартал Желябовского комплекса, 130 квартал).
5. Районы сосредоточения дворцово-парковых ансамблей, включающих крупные исторические общественные здания и общественные пространства (район Центрального стадиона «Труд», район Сквера Кирова, район нового культурного центра с Музыкальным театром, ЦНТИ).
6. Районы парков, скверов, природных ландшафтов в поймах рек (ЦПКиО, усадьба Сукачева В.П., пойма Ушаковки).
Из всего многообразия морфотипов городских кварталов центра по местоположению их в историческом и природном ландшафте, в соответствии с миссией «Иркутск - Всемирный центр Байкальской воды», предлагаются следующие регламенты будущих преобразований и направлений сохранения ресурсов центра (рис. 11). Вокруг исторического центра следует на набережных установить регламенты, направленные на повышение доли и роли открытых пространств в морфотипах прибрежных кварталов. Набережные из транспортных должны превратиться в пешеходные. К берегозащитным сооружениям должны быть присовокуплены зеленые пешеходные бульвары, или парки, или сады, хотя бы цепочкой формирующиеся вдоль берега. Кроме того, должно быть сформировано зеленое кольцо вокруг центра, о котором еще в конце XIX века мечтал В. П.Сукачев - меценат, много сделавший для города.
Это кольцо должно включать, в частности, усадьбу Сукачева на углу улиц Декабрьских событий и Советской. Другое звено этого кольца - Иерусалимское кладбище, которое постепенно из ЦПКиО превращается в мемориальную культурную зону. Далее зеленое кольцо может проходить по указанным кварталам (см. рис. 11), поддерживаемое пространством озеленения (пусть даже не на всей их площади).
Градостроительная форма южной части Свердловского района. В Свердловском районе по
КАРТА РЕЖИМОВ ПЕРСПЕКТИВНОГО ЛАНДШАФТНОГО ЗОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ ИСТОРИЧЕСКОГО ЦЕНТРА Г. ИРКУТСКА
Автор: Д-Г-Бопыиаков
ландшафтно-градостроительным условиям складывается другая ситуация (рис. 12). Здесь в южной части района расположена ГЭС, поднявшая уровень водохранилища на 30 метров. Районы расселения строителей ГЭС складывались вокруг как поселки: первый -возле станции, второй - в ее створе, но чуть выше по левобережному склону, третий - на довольно высокой сопке ниже по течению. Территория левого берега Ангары рассечена тремя основными долинами: речки Большая и Малая Кузьмиха (двурогая), ручей Академический. Первые две речушки имеют постоянный сток, к сожалению, в крайней степени загрязнения. Ручей Академический в большой части протекает в трубе вдоль железной дороги. Третий поселок ГЭС -малоэтажной неблагоустроенной индивидуальной застройки располагается между Малой и Большой Кузьмихой. Двурогая падь Большая Кузьмиха, в которой сливаются Кочумов лог и Кузьмиха, охватывает построенный в 60-70-е годы микрорайон Юбилейный. Между ручьем Академическим и Малой Кузьмихой располагается один из лучших жилых районов города - Академгородок.
На рис. 12 представлен фрагмент набережной, спроектированной автором, на Лисихинском берегу Ангары (правый берег, Октябрьский район). По пространственной форме набережная состоит из нижней террасы - пойменной, и верхней террасы - надпойменной. Между ними уступ имеет сложную систему сопряжения выпуклых и вогнутых частей склона. Террасирование вогнутых склонов приводит к формированию амфитеатра. Бровки выпуклых склонов служат
благо)Строеи ныл _ .пэодцяфтоа
Рис. 11. Предложения автора по реализации миссии города в историческом центре - создание зеленого кольца по набережным вокруг центра и на склоне Иерусалимской горы
Рис. 12. Проектное предложение по формированию набережной Ангары в районе Лисихи (архитектор
А.Г. Большаков, руководитель Д.В. Ушаков)
основой для системы променад, на самих выпуклых парк. Композиция набережной достойна быть рамкой
склонах формируются лестницы и пандусы для без- или авансценой для главного открытого пространства
барьерной архитектуры пространства. Большую долю города - зеркальной глади Ангары. в площади набережной занимает зеленый покров и
УДК 72.01
АРХИТЕКТУРНО-ВИЗУАЛЬНАЯ СИСТЕМА КООРДИНАТ И.А.Ибрагимов1
Уральская государственная архитектурно-художественная академия, 620075, г. Екатеринбург, ул. К.Либкнехта, 23.
Представлена выявленная в ходе исследования система ориентации и организации человеком архитектурного пространства - визуальная система координат. Ил. 4. Библиогр. 22 назв.
Ключевые слова: система координат; точка отсчета; архитектурное пространство.
ARCHITECTURAL AND VISUAL COORDINATE SYSTEM I.A. Ibragimov
Ural State Architectural-Artistic Academy, 23, K. Liebknecht St., Ekaterinburg, 620075.
The article presents a discovered during the study system of human orientation and organization of architectural space that is the visual system of coordinates. 4 figures. 22 sources.
Key words: coordinate system; starting point; architectural space.
Тема ориентации в окружающем архитектурном пространстве является всегда актуальной, потому что это основа жизнедеятельности человека. Ей посвящены работы таких исследователей, как К. Линч, М.В. Шубенков, Е.Л. Беляева, М. Мерло-Понти, В.Т. Шимко, С.А. Хасиева, Н.Л. Павлов и др. Однако некоторые аспекты до сих пор остаются неосвещенными, в частности, не выявлены в должной мере геометрические
универсалии [1], архетипы [2] организации и визуального восприятия человеком окружающего пространства. Цель исследования - осветить форму организации архитектурного пространства, применяемую в отечественной и зарубежной архитектурной практике.
Развернутую классификацию пространств, используемых и применяемых в архитектуре, дает В.И. Иовлев. Он рассматривает несколько принципов клас-
1Ибрагимов Игорь Адольфович, магистр архитектуры, соискатель кафедры основ архитектурного проектирования, тел.: 89090143664.
Ibragimov Igor, Master of Architecture, applicant of the chair of Foundations of Architectural Design, tel.: 89090143664.