Научная статья на тему 'Закономерности функционально-планировочной организации долинного комплекса крупной реки как фактор устойчивого развития города (на примере Иркутской агломерации)'

Закономерности функционально-планировочной организации долинного комплекса крупной реки как фактор устойчивого развития города (на примере Иркутской агломерации) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
407
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГЛОМЕРАЦИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПЛАНИРОВОЧНАЯ СТРУКТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕНСАЦИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ / ЭШЕЛОНИРОВАНИЕ / ГОРОД-СПУТНИК / ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЛУЧ / AGGLOMERATION / FUNCTIONAL AND PLANNING STRUCTURE / ENVIRONMENTAL COMPENSATION / FUNCTIONAL ZONING / ECHELONING / SATELLITE TOWN / TOWN-PLANNING RAY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Бобрышев Дмитрий Валерьевич

Рассматриваются основные тенденции, принципы и приемы устойчивого развития Иркутской агломерации и ее центрального города. Выявлены предпосылки сегментно-лучевого развития и радиально-эшелонированного зонирования градостроительной системы по отношению к центральному ядру. Определены основные факторы развития градостроительных сегментов, продиктованные внутренними и внешними условиями развития. Предложены приемы кольцевого и эшелонированного зонирования, ведущие к устойчивому развитию агломерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULARITIES OF FUNCTIONAL AND PLANNING ORGANIZATION OF A LARGE RIVER VALLEY COMPLEX AS A FACTOR OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF A CITY (ON EXAMPLE OF IRKUTSK AGGLOMERATION)

The paper discusses main trends, principles and techniques of sustainable development of Irkutsk agglomeration and its central city. The backgrounds of the segment-ray development and radially echeloning zoning of the town-planning system relative to the central core are identified. The main development factors of town-planning segments stipulated by internal and external development conditions are determined. The methods of circular and echeloning zoning that lead to the sustainable development of the agglomeration are proposed.

Текст научной работы на тему «Закономерности функционально-планировочной организации долинного комплекса крупной реки как фактор устойчивого развития города (на примере Иркутской агломерации)»

УДК 711.4

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПЛАНИРОВОЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДОЛИННОГО КОМПЛЕКСА КРУПНОЙ РЕКИ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ ИРКУТСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ)

Д.В. Бобрышев1

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассматриваются основные тенденции, принципы и приемы устойчивого развития Иркутской агломерации и ее центрального города. Выявлены предпосылки сегментно-лучевого развития и радиально-эшелонированного зонирования градостроительной системы по отношению к центральному ядру. Определены основные факторы развития градостроительных сегментов, продиктованные внутренними и внешними условиями развития. Предложены приемы кольцевого и эшелонированного зонирования, ведущие к устойчивому развитию агломерации. Ил. 2. Библиогр. 6 назв.

Ключевые слова: агломерация; функционально-планировочная структура; экологическая компенсация; функциональное зонирование; эшелонирование; город-спутник; градостроительный луч.

REGULARITIES OF FUNCTIONAL AND PLANNING ORGANIZATION OF A LARGE RIVER VALLEY COMPLEX AS A FACTOR OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF A CITY (ON EXAMPLE OF IRKUTSK AGGLOMERATION) D.V. Bobryshev

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The paper discusses main trends, principles and techniques of sustainable development of Irkutsk agglomeration and its central city. The backgrounds of the segment-ray development and radially echeloning zoning of the town-planning system relative to the central core are identified. The main development factors of town-planning segments stipulated by internal and external development conditions are determined. The methods of circular and echeloning zoning that lead to the sustainable development of the agglomeration are proposed. 2 figures. 6 sources.

Key words: agglomeration; functional and planning structure; environmental compensation; functional zoning; echeloning; satellite town; town-planning ray.

Развитие городских поселений неразрывно связано с их территориальным ростом. В последние несколько десятилетий тенденции роста городов Иркутской агломерации связаны с уплотнением и переуплотнением внутригородских кварталов, а также с развитием пригородных поселений преимущественно элитного класса. Первая тенденция связана с «доис-пользованием» существующих инженерно-технических резервов и внутригородских резервных территорий, к которым часто относят открытые озеленённые пространства рекреационного и водоохранного типа, озеленённые зоны общественных зданий. Это приводит к ухудшению экологических и санитарно-гигиенических параметров среды, а при отсутствии развития транспортной системы - также к ухудшению доступности центральных районов вследствие многократно усиливающейся нагрузки на территорию. Деградация внутренней среды города ведёт к образованию пригородных поселений. Эти посёлки предназначены, в основном, для наиболее состоятельных жителей города, имеющих средства оплатить дорогостоящее строительство и более качественные параметры среды. В этой связи город как местообитание зачастую оказывается в невыгодном положении. Его внутренняя

структура, стремящаяся к сплошному освоению, исключает возможность введения нового озеленения, расширения социальной и транспортной инфраструктур. С другой стороны, нерегулируемое разрастание субурбанизированных территорий лишает город его зелёного пояса, что также крайне негативно сказывается на состоянии среды.

Если рассматривать такой рост с точки зрения устойчивого развития, которое подразумевает прирост одновременно четырёх основных видов капитала (производственного, экономического, экологического и социального), то следует констатировать, что курс изменений, который выбран в г. Иркутске, направлен не в сторону устойчивого развития.

Одним из возможных способов целенаправленного изменения ситуации может стать создание агломерации на базе сложившейся городской системы населённых мест. Здесь наиболее важной задачей становится организация связанности территорий, позволяющей обеспечивать доступность различных городских зон для деловых, трудовых, рекреационных и других миграций. Следующим важным моментом целенаправленного агломерирования является реальная возможность разуплотнения городской застройки, со-

1 Бобрышев Дмитрий Валерьевич, старший преподаватель кафедры архитектуры и градостроительства, тел.: (3952) 405153, (3952) 323252, 89500841960, е-mail: [email protected]

Bobryshev Dmitry, Senior Lecturer of the Department of Architecture and Town-Planning, tel.: (3952) 405153, (3952) 323252, 89500841960, e-mail: [email protected]

хранение существующих озеленённых территорий и объединение их в единую экологическую сеть за счёт введения новых озеленённых пространств, способствующих экологической компенсации городской среды.

На сегодняшний день основой агломерирования городов Иркутска, Ангарска и Шелехова является промышленное производство [4]. Однако наличие огромного рекреационного ресурса международного значения - оз. Байкал - делает равнозначной, если не первостепенной, в выборе стратегии развития турист-ско-рекреационную направленность капиталовложений. Об этом факторе свидетельствует развитие гостиничного бизнеса и увеличение количества туристических баз по всем основным направлениям, ведущим на оз. Байкал.

Если рассматривать сложившуюся структуру градостроительной организации территории, то всю систему расселения принципиально можно представить в виде функционально-планировочной модели взаимодействия природной и антропогенной решёток.

В Иркутске природные составляющие (ствол расселения - р. Ангара и её основные притоки - р. Иркут и Ушаковка) создают четыре укрупнённых сегмента с геометрическим центром в месте их слияния. Эти ячейки характеризуются различными локальными природными условиями, в пределах которых развивается застройка города. Каждый сегмент как градостроительная система имеет довольно обособленное положение и развивается по двум основным направлениям, выходящим вдоль долин рек. Эти направления формируют своего рода клинчатую структуру по отношению к центральному городу. В ней выделяются два приречных клина, включающих крупную реку и приречные территории; два антропогенных клина, включающих транспортный каркас и прилегающие к нему зоны хозяйственного освоения; центральный клин, занимающий нагорную часть сегмента с наиболее низким процентом освоения. Данная структура во многом обуславливается рельефом, формирующим подобие триангуляционной сети с треугольниками, образованными водотоками и водоразделами, представляющими собой основные ландшафтообразующие оси территории. Ландшафты вдоль этих осей, как правило, сложны для освоения, что обеспечивает их относительную сохранность как открытых пространств. В задачах агломерирования необходимо уделить особое внимание сохранению этих клиньев как зон экологической компенсации и биогеофильтрации городского стока.

Анализ планировки городов Иркутской системы расселения показывает, что центральный город тяготеет к кольцевой модели развития. Это объясняет его размещение во всех сегментных ячейках. Одновременно с этим, на уровне агломерации, в структуре города имеются тенденции к линейному и линейно-узловому развитию в направлении Иркутск - Ангарск и Иркутск - Шелехов.

Исторически сложилось так, что лучи в направлении г. Ангарск и Шелехов приобрели доминирующее значении в плане промышленного и расселенческого

развития, поскольку здесь разместился основной транзитный коридор, включающий железную дорогу и автомобильную трассу федерального значения. В настоящий момент значение Шелеховского луча как промышленной доминанты значительно снизилось и всё более приобретает рекреационную направленность, о чём свидетельствует интенсивное развитие туристско-рекреационных территорий вдоль р. Иркут, на южном побережье оз. Байкал и в Тункинской долине. Исходя из этого, можно отметить довольно чёткую функциональную специализацию каждого луча, что принципиально и должно предопределять дальнейшее развитие и трансформацию центрального города как в отношении кольцевой, так и лучевой структуры. В данном случае следует иметь в виду, что при складывающейся преимущественно управленческой и туристско-рекреационной направленности развития центрального города существующие параметры городской среды не будут способствовать его инвестиционной привлекательности. В связи с этим основной задачей организации города является увеличение его привлекательности как туристического центра международного уровня за счёт экологизации среды и сохранения историко-культурного наследия.

В наиболее обобщённом виде функционально-планировочную модель организации экологически устойчивого развития Иркутской агломерации можно представить в виде сегментно-кольцевой и радиаль-но-эшелонированной структур.

Кольцевая структура развивается из внутреннего урбанизированного кольца центрального города, в ландшафтном отношении включающего преимущественно совмещённые пойменные комплексы крупных рек, в структуру которых входит и историческая часть города. К основным задачам развития ядра относится создание административно-управленческого, историко-культурного и рекреационного центра тяготения всех градостроительных уровней со вспомогательными жилой и торговой функциями и преимуществом экстенсивного развития застройки. Второе кольцо, включающее склоновые территории (террасы), должно получить интенсивное развитие коммерческо-делового, торгово-развлекательного и жилого направлений освоения с организацией скоростного транспортного каркаса. Третье кольцо, в зависимости от сегмента, может развиваться как промышленная, логистическая, рекреационная или жилая зоны с вкраплениями торгово-развлекательных и деловых подцен-тров. Четвёртое кольцо - зона внешнего транспорта, зелёного пояса центрального города и, частично, сельскохозяйственных функций. Пятое кольцо - зона развития городов-спутников, сельскохозяйственных зон и зон экологической компенсации агломерации. Четвёртая и пятая кольцевые зоны Иркутской агломерации могут быть представлены в виде лучевой структуры линейного, линейно-дискретного или дискретного развития в продолжение основных «вылет-ных» магистралей города. Относительно функционального развития можно выделить моно- и полифункциональные направления, например: луч Иркутск-Листвянка имеет преимущественно туристско-

рекреационную функцию, а Иркутск-Слюдянка - промышленную, сельскохозяйственную и рекреационную. Следует отметить, что в настоящий момент большинство лучей находятся в статичном и регрессирующем состоянии, за исключением федеральных осей, имеющих хаотичный характер освоения вследствие отсутствия единой стратегии развития.

В этой связи основополагающее значение в оживлении лучей приобретают планы по организации зон свободного экономического развития (СЭР). Их размещение придаст новый импульс для развития различных лучей и реструктуризации функционально-планировочной структуры центрального города. Всего в Иркутской агломерации планируется создание трёх зон СЭР: промышленного, туристско-рекреационного типа и международного авиаузла с крупным логистическим центром [4, 5]. Именно размещение этих зон в тех или иных направлениях будет диктовать условия развития, в том числе влиять на экологическую стабильность как в конкретном направлении, так и во всей агломерации в целом.

Рассмотрим некоторые из этих вариантов, их преимущества и недостатки. Площадка для размещения нового авиаузла в долине р. Куда имеет на сегодняшний день преимущественно сельскохозяйственную функцию и автомобильные выходы на Малое море (оз. Байкал) и Братское водохранилище (рекреационная функция). Результатом размещения на ней аэропорта станет интенсивное преобразование функциональной и планировочной структуры г. Иркутска: новый импульс в развитии получит предместье Рабочее (наиболее отсталый на сегодняшний день район) с возможным образованием здесь коммерческо-деловой оси по ул. Рабочего Штаба. При правильном управлении это позволит сместить существующий антропогенный каркас с ул. Сурнова на склоны горы Еловой, что будет способствовать улучшению внутригородской рекреации и экологических параметров города в целом. В пригородных территориях возможно усиление антропогенной оси вдоль Качугского и Александровского трактов. Одновременно с этим предполагается формирование транспортной оси «Новый авиаузел - Батарейная», которая обеспечит связанность левобережной части системы расселения с аэропортом. В данном случае правомерно говорить о значительном усилении антропогенной оси, связывающей Ленинский район Иркутска с г. Ангарск, а также более интенсивном развитии поселений Вересовка и Мегет, вероятно, с усилением промышленной функции и введением логистических зон. Наиболее негативным фактором в этой ситуации является тенденция к срастанию существующих на данной оси поселений за счёт ликвидации зелёного разрыва в поймах речек Вересовка и Мегет. Предпосылки к этому сложились в связи со строительством обходной автомагистрали в долине р. Вересовка и предположительным размещением неподалёку нового жилого микрорайона. Основная задача агломерирования в данной ситуации - не допустить срастания поселений и обеспечить компенсационный разрыв в структуре урбанизации.

Если рассматривать расселенческую ось непосредственно в районе размещения аэропорта (согласно схеме территориальной планировки Иркутского района ОАО «Иркутскгипродор»), то здесь вероятны следующие тенденции развития: частичная или полная смена трудовой ориентации прилегающих поселений из сферы сельского хозяйства в сферу логистики; расширение антропогенного каркаса, в том числе и развитие города-спутника на базе нововведённого поселения городского типа, либо на базе агломерирования существующих поселений, но так или иначе основной профиль его будет склоняться к обслуживанию аэропорта и логистического центра; формирование конкурентноспособного туристско-рекреационного центра с трансформацией маломорского направления данного бизнеса, более приоритетного по сравнению с п. Листвянка, где рекреационный ресурс во многом уже исчерпан. Таким образом, туристические маршруты будут идти в обход г. Иркутска вследствие его экологической и туристической малопривлекательности. В этой связи первостепенной задачей является сохранение и благоустройство историко-культурного ядра города и его приречных территорий как зон притяжения туристов. По отношению к развитию Качугского направления стратегическую роль играет идея создания «Северного луча», основной задачей которого является строительство транзитного коридора с включением железнодорожного, автомобильного и трубопроводного транспорта, для разработки и транспортировки сырьевых запасов севера Иркутской области и Республики Саха (Якутия).

В связи с возможным размещением нового авиаузла встаёт вопрос о размещении зоны СЭР рекреационного типа. В последние годы ведётся обсуждение нескольких площадок. Площадка в п. Листвянка имеет следующие преимущества: незначительная отдалённость и прямое автомобильное сообщение с г. Иркутск, непосредственная близость к природно-историческому инженерному памятнику - Кругобай-кальской железной дороге (КБЖД). Недостатком же названной площадки является практически исчерпанный рекреационный ресурс ввиду её хаотичного сверхплотного освоения, а также отсутствие скоростного автомобильного обхода вокруг Иркутска и сложность имеющейся трассы, несоответствующей критериям безопасности международного уровня. Преимущество следующей площадки - с. Большое Голоуст-ное, заключается в наличии территориального ресурса, который в настоящий момент интенсивно осваивается путём частной застройки. К негативным факторам относятся более суровые климатические условия и плохая транспортная доступность (действующая дорога требует полной реконструкции). К третьей площадке относят г. Байкальск, включая горнолыжный курорт «Гора «Соболиная». В целом, данное направление является наиболее перспективным, если рассматривать его не как отдельный город, а как агломерируемую градостроительную систему туристско-рекреационного направления развития, включающую г. Байкальск, Слюдянка, п. Култук и другие поселения, а также дополнительные рекреационные ответвления

(Тункинская долина, КБЖД) и Республику Бурятия. Эта система имеет большой территориальный ресурс, развитую инфраструктуру и значительный трудовой потенциал. Главным недостатком территории является её удалённость от центра агломерации, сложности с организацией скоростного наземного сообщения вследствие сильно расчленённого рельефа. Однако возможны варианты как со строительством скоростного железнодорожного сообщения, так и с использованием скоростного водного транспорта, а также малой авиации, основным узлом развития которой может стать ныне действующий аэропорт г. Иркутска. Четвёртая площадка - это район Малого моря и формирующаяся там рекреационная зона, обладающая значительными территориальными ресурсами, эстетическим потенциалом, разветвлённой сетью направлений развития, достаточно сформированной инфраструктурной основой. Главный недостаток - слабая транспортная доступность и удалённость от центра агломерации.

При рассмотрении зон СЭР промышленного типа выделяются, главным образом, площадки с существующим промышленным потенциалом. Основным претендентом здесь является промышленная территория г. Ангарска. Следует отметить, что в целом усиление Иркутско-Ангарского промышленного луча в

контексте устойчивого развития может оказаться нерациональным с экологической точки зрения. Предприятия, выстроенные по цепочке вдоль направлений преобладающих региональных ветров, образуют каскадную систему загрязнения, в результате чего вся территория данного луча находится в зоне повышенного экологического риска. Также следует обратить внимание, что промышленные площадки, освоенные до 1956 г., находятся в границах зон катастрофического затопления Иркутской ГЭС. Очевидно, что новое или дополнительное промышленное освоение этого сегмента возможно только при реконструкции уже существующей промышленной застройки и снижении её негативного экологического влияния.

На основании вышеизложенного могут быть предложены главные принципы и приёмы устойчивого развития Иркутской агломерации, основные положения которых рассматриваются ниже в условиях одного из сегментов развития.

К первому принципу относится сегментно-кольцевое зонирование, предполагающее выделение сегментов территории и кольцевых зон по факторам сложившихся природных и градостроительных условий, а также по тяготению сегмента к тому или иному направлению развития в агломеративном отношении (рис. 1).

Рис. 1. Схема существующего сегментно-кольцевого зонирования Иркутской агломерации: 1 - историко-культурное и административное ядро; 2 - зона развития торгово-деловых подцентров; 3 - зона специализации сегментов развития; 4 - зона развития внешнего транспорта и зелёного кольца центрального города; 5 - зона развития городов-спутников; 6 - клинья экологической компенсации; 7 - главные природные оси, образующие сегментную структуру территории; 8 - зоны развития внешних туристско-рекреационных функций; 9 - зона агломерирования поселений туристско-рекреационного направления; 10- лучи развития

агломерации

Рассматриваемым сегментом является укрупнённая радиально-кольцевая структура, включающая центральную зону г. Иркутска в границах р. Ангара и Ушаковка с преобладающими административно-политическими, торгово-деловыми функциями. Сегмент имеет раскрытие в сторону оз. Байкал с мощной туристско-рекреационной осью в направлении п. Листвянка.

Основные задачи кольцевого зонирования: выделение центральной исторической части города (центрального кольца) как особой зоны регулирования застройки, выполняющей преимущественно административные функции; выделение зоны туристско-рекреационного ядра. К необходимым мероприятиям относятся: ограничение движения индивидуального транспорта, восстановление и поддержание исторического облика, введение пешеходных территорий в зонах памятников и набережных, формирование ограничивающих зелёного и транспортного колец в пределах склона Кайской горы как границы исторического центра. Второе кольцо - преимущественно третья терраса р. Ангары - должно получить импульс коммерческого развития, в том числе и с введением сверхплотных офисных и торговых центров типа «сити» с притяжением к основному транспортному каркасу - ул. Байкальской и Декабрьских Событий, где трансформация городской ткани возможна за счёт ветхой жилой застройки. Эти узлы могут получить туристско-рекреационную направленность деятельности и стать отправной точкой в дальнейшем развитии лучей по направлениям п. Листвянка и Большое Голоустное. Важнейшей задачей здесь также становится формирование кольцевой магистрали скоростного сообщения с введением скоростного трамвая в створах Нового Ангарского моста и Среднего Ушаковского моста, а также формирование второго зелёного пояса города в пределах элементов водно-эрозионной сети.

В третьей кольцевой зоне должно преобладать жилищное строительства с лучевым развитием центров вдоль транспортного каркаса. Основной задачей здесь становится упорядочение транспортной структуры, улучшение социальных функций с возможным смещением их в водораздельную зону для постепенного формирования зелёного клина экологической компенсации. Границей третьей зоны является кольцевая магистраль в створах плотины Иркутской ГЭС и Верхнего Ушаковского моста с формированием здесь третьего зелёного пояса города.

Четвёртая кольцевая зона связана с трансформацией Иркутского аэропорта (при условии строительства нового) под региональные нужды с возможностью авиационных перевозок малой авиацией, в том числе и туристско-рекреационного назначения. Помимо этого, необходимо введение новых транспортно-пересадочных узлов на пересечении кольцевой и вы-летных магистралей, а также создание современного водного транспортно-пересадочного узла. Эти мероприятия дадут импульс к формированию внешних узлов деятельности, в том числе и туристического направления. Особое внимание следует уделить со-

хранению зелёных разрывов как в продольном, так и в поперечном развитии застройки. В данном случае необходима организация обходной магистрали на границе кольцевой зоны внешнего транспорта и зоны зелёного пояса агломерации.

Пятая зона представляет собой зелёный пояс аг-ломеративного значения, где освоение должно ограничиваться дискретным, преимущественно сельскохозяйственным, развитием вдоль Большеголоустинской магистрали и рекреационным развитием вдоль магистрали «Байкал». К основным задачам здесь относится создание крупных узлов экологической компенсации в зонах, прилегающих к главным водным осям, и в водораздельной части сегмента с возможным приданием им статуса заповедников.

Зона развития городов-спутников (30-80 км) в данном секторе представлена только вдоль магистрали «Байкал» посёлками Большая Речка и Листвянка. К основным тенденциям в развитии п. Большая Речка можно отнести организацию пересадочного туристско-рекреационного узла водного и автомобильного транспорта, развитие лесохозяйственных и лесо-охранных функций. В плане дополнительного развития вероятна организация новых рекреационных направлений с созданием пешеходных, конных, велосипедных троп, лыжных маршрутов в район Приморского хребта, оз. Байкал. Посёлок Листвянка в системе туристско-рекреационных маршрутов должен позиционироваться как конечный антропогенный узел на данном направлении. Здесь должны быть созданы условия для разветвлённой сети экотуризма в зоне оз. Байкал с ареалом влияния Приморского хребета и КБЖД. Аналогичным узлом может стать п. Большое Голоустное.

Таким образом, кольцевое зонирование в данном секторе практически целиком подчинено развитию туристско-рекреационных функций, значение которых необходимо поддерживать и усиливать, в том числе и методом экологизации среды за счёт радиально-клинчатого или полосного эшелонирования, являющегося вторым принципом устойчивого развития Иркутской агломерации (рис. 2).

В основу этого принципа положено освоение территории в виде полос или клиньев, где относительно каждого сектора первый приречный клин имеет преимущество средозащитного использования, в данном случае, зона биогеофильтрации, занимающая пойменную часть сегмента. Второй клин, расположенный на более высоких отметках надпойменных террас, развивается как антропогенный каркас линейного, линейно-дискретного или узлового типа. Третий клин, расположенный в зоне водораздела, приобретает функцию зоны экологической компенсации антропогенного каркаса. Основным условием экологически устойчивого развития, в данном случае, является способность территорий природного каркаса компенсировать воздействие урбанизации. В условиях эшелонированной структуры эта зависимость может быть выражена в поперечном сечении от водораздела до тальвега по формуле

Ус = Пк + ПА + Пб, от 1 до (-1), где Ус - устойчивое развитие в конкретном сечении ячейки; ПК - полоса или клин компенсации; ПА - полоса антропогенного каркаса; П Б - полоса биогео-фильтра.

Если представить, что количественный показатель морфотипа застройки вместе с его экологическим воздействием может варьироваться от 0 до (-1) (условие интенсификации развития) и от 0 до 1 (условие экологической компенсации развития), то в целом экологически устойчивым будет являться сечение со значением от 0 до 1.

В результате применения принципа к выше рассмотренному сегменту Иркутской агломерации может быть предложен следующий вариант развития. Центральное кольцо первой полосы - создание центрально-исторической рекреационной зоны с ландшафтом линейно-дискретного типа в границах уреза р. Ангары и ул. 5-й Армии с преимуществом пешеходного движения. Это потребует преобразований с введением сети культурно-развлекательных учреждений в реконструируемых исторических зданиях, частичного или полного воссоздания и расширения садово-паркового окружения Верхней, Цесовской и Ушаковской набе-

режных. Антропогенный каркас здесь представлен улицами Чкалова, Ленина и Декабрьских Событий с преимуществом административного развития. Система компенсационного клина может быть организована за счёт создания центральной пешеходной зоны и зоны общественного транспорта с началом в районе сквера им. Кирова и окончанием в районе склона Иерусалимской горы и ЦПКиО. Очевидно, что для осуществления этих мероприятий потребуется перенос интенсивной антропогенной нагрузки в нагорную часть сегмента с созданием там перехватывающей радиальной магистрали, а также строительство дополнительного перехода через р. Ангара в районе ул. Декабрьских Событий, либо в предместье Рабочее.

В следующих двух кольцевых зонах эшелонирование может быть представлено подобным же образом. Отличием является более контрастная организация полос за счёт кардинальной смены свойств ландшафтов от низких пойм к высоким террасам. К основному способу эшелонированного зонирования можно отнести создание центральной, срединной и периферийной зон рекреационного развития непрерывного линейного типа в поймах и на склонах долин р. Ангара и Ушаковка. Далее необходимо развитие транспортно-

го каркаса и торгово-деловых центров линейного или узлового типа по ул. Байкальская и Декабрьских Событий. Помимо этого, должно произойти упорядочение жилого клина в вершинной части сегмента с разряжением в районе водораздела.

Следующая транспортная кольцевая зона в настоящий момент уже имеет предпосылки эшелонированного развития: водораздельное положение занимает Иркутский аэропорт, имеющий по обе стороны защитные зоны, которые при дальнейшем использовании аэропорта должны быть сохранены и как зона безопасности организации полётов, и как клинья экологической компенсации г. Иркутска. Антропогенный каркас в данной зоне развивается вдоль радиальных лучей с тенденцией к сплошному линейному освоению пригородов. Это в значительной мере влияет на привлекательность застройки в экологическом, функционально-планировочном, а также эстетическом планах в сторону их ухудшения. В связи с этим необходима организация и сохранение разрывов в застройке не менее 200-300 м. Основным местом локализации зелёных зон должны являться малые долины постоянных и временных водотоков. Зоны биогеофильтрации на данных участка состоят из полуостровных элементов прибрежной части Иркутского водохранилища. Они имеют крайне неустойчивую к антропогенной нагрузке экосистему [3]. В связи с этим их освоение должно строиться на методах экстенсивного исполь-

зования, в том числе и с максимальным ограничением строительства. Аналогичные ограничения должны распространяться и на пойму р. Ушаковка, имеющую на данном участке заболоченный характер и преимущественно сельскохозяйственную направленность использования. Дальнейшее развитие сегмента, в следующих кольцевых зонах, должно строиться на приёмах дискретного освоения антропогенного каркаса, очагового рекреационного землепользования в биофильтрационных зонах, природоохранного и ту-ристско-рекреационного использования в водораздельной зоне. Эти мероприятия позволят закрепить основное направление развития данного сегмента одновременно с нескольких позиций: дадут импульс более интенсивному и более качественному экономическому росту туристско-рекреационного кластера агломерации за счёт организации начальных точек развития в историко-культурном центре и антропогенном каркасе других зон; приведут к интенсивной экологической компенсации среды, что является основополагающим для экономической стабильности территории с туристско-рекреационной направленностью деятельности.

Подобный метод анализа, основанный на профилирующем развитии территории, применим для исследования других ячеек природно-антропогенной сетки Иркутской агломерации.

Библиографический список

1. Большаков А.Г. Проектирование Иркутской агломерации: учеб. пособие. [Электронный ресурс]. URL: http://www.istu.edu/ru/education/faculty/architecture_faculty/chai rs/architek/

2. Генеральный план г. Иркутска 2007 г. // Иркутск - Региональный портал городской администрации. [Иркутск, 2007]. URL: http:// www1.irkutsk.ru/ (дата обращения 19.04.2011 г.).

3. Гордин И. В. Берегите берега // Зеленый мир. 2009. № 17-20. С. 1-15.

4. Концепция развития Иркутской агломерации // Иркутская область: Официальный портал. [Иркутск, 2006]. URL: http://www.irkobl.ru/ (дата обращения 10.02.2010 г.).

5. Концепция развития Иркутской агломерации // Иркутская область: Официальный портал. [Санкт-Петербург, 2006]. URL: http://www.irkobl.ru/ (дата обращения 15.02.2011 г.).

6. Схема развития и размещения производительных сил Иркутской области до 2010 г. // Иркутская область: Официальный портал. [Иркутск, 2006]. URL: http://www.irkobl.ru/ (дата обращения 18.10.2009 г.).

УДК 726.5

АРХИТЕКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЙСТВУЮЩИХ ХРАМОВ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ, ПЕРЕДАННЫХ ИЗ МУЗЕЕВ

С.В. Борисов1

Московский архитектурный институт (Государственная академия), 107031, г. Москва, ул. Рождественка, д. 11.

Рассмотрены аспекты размещения объектов культурного наследия в действующем храме. В состав храмов, помимо традиционных частей богослужебного и вспомогательного назначений, рекомендовано включать помещения, предназначенные для размещения музейных экспонатов. Предложена объемно-планировочная схема храма с раздельными режимами эксплуатации его помещений. Показана возможность постоянного исследования специалистами музеев состояния переданного в храм объекта культурного наследия. Рассмотрены условия хранения христианской реликвии в действующем храме. Приведены рекомендации по применению систем инженерного оборудования. Ил. 3. Библиогр. 9 назв.

Ключевые слова: объект культурного наследия; объемно-планировочная схема; храм; режим хранения.

1Борисов Сергей Владимирович, соискатель, тел.: (495) 1382048, 89104766451, е-mail: [email protected] Borisov Sergey, Competitor for a scientific degree, tel. (495) 1382048, 89104766451, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.