Научная статья на тему 'Идеологическое развитие России и духовные ориентиры правовой политики'

Идеологическое развитие России и духовные ориентиры правовой политики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
181
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Ключевые слова
ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / LEGISLATIVE POLITICS / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / SPIRITUAL VALUES / ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / IDEOLOGICAL POLITICS / ЦЕРКОВЬ / CHURCH / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / RULE OF LAW / ПРАВО / LAW / ПРАВОВЫЕ ЦЕННОСТИ / LEGAL VALUES / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Штейнберг Юрий Анатольевич

В статье рассматривается правотворческое взаимодействие религиозных объединений с государственными структурами в сфере идеологического и культурного формирования личности в рамках гражданского общества и правового государства. Предлагаются пути решения проблемы восстановления базовых ценностей и объединения русского народа как духовно единой нации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEOLOGICAL DEVELOPMENT OF RUSSIA AND THE SPIRITUAL GUIDANCE OF LEGAL POLICY

The article discusses legislative interaction of religious associations with government agencies in the sphere of ideological and cultural identity formation in the framework of the civil society and legal state. Offers solutions for restoring the basic values and unity of the Russian people as a spiritually unified nation.

Текст научной работы на тему «Идеологическое развитие России и духовные ориентиры правовой политики»

Юристг-Прлвов^дъ, 2015, № 1 (68)

первым приобретателем авторского права. Но автор не может ограничить наследников в праве вносить дополнения и замечания в текст: «Что касается примечаний и дополнений, то относительно их автор никак не может ограничивать ни наследников, ни иных преемников...» [13, с. 544]. Наследники по закону обязаны исполнить все сделки, заключенные наследователем по поводу его сочинения.

Постепенно к концу XIX века в России складывается теория исключительных прав на произведение. Профессор А. Л. Маковский отмечает, что теория исключительных прав как строго научное объяснение юридической природы субъективных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации субъектов и объектов торгового оборота была утверждена в России на рубеже XIX и XX столетий двумя выдающимися отечественными цивилистами Габриэлем Феликсовичем Шершеневичем (1863-1912) и Александром Александровичем Пиленко (18731956) в их монографиях «Авторское право на литературные произведения» (Г. Ф. Шершеневич, 1891) и «Право изобретателя» (А. А. Пиленко, 1902-1903) [9, с. 103-141]. И в конце XIX века проприетарная конструкция начинает исчезать из русского законодательства. Между тем именно эта концепция, по мнению В. П. Мозолина, соединила неотчуждаемое личное неимущественное право человека на результаты его творческой деятельности с происходящим от него правом на получение достойного вознаграждения за использование созданного результата [14]. В итоге был сформирован и новый порядок наследования авторских прав, элементы которого существуют и сегодня.

Литература

1. Кейзеров Н. Духовное имущество как комплексная проблема // Общественные науки и современность. 1992. №№ 4.

2. Близнец И. А., Леонтьев К. Б. Авторское право и смежные права / под ред. И. А. Близнеца. М., 2011.

3. Войниканис Е. А. Право интеллектуальной собственности в цифровую эпоху: парадигма баланса и гибкости. М., 2013.

4. Матвеева Т. И. Международный трансфер интеллектуальной собственности. СПб., 1993.

5. Гражданское право. Вещное право. Наследственное право. Исключительные права. Личные неимущественные права: учебник: в 4 т. / И. А. Зенин, Е. В. Кулагина, Е. А. Суханов и др.; под ред.

Е. А. Суханова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2008. Т. 2.

6. Авторские и смежные с ними права: постатейный комментарий глав 70 и 71 Гражданского кодекса Российской Федерации / под ред. П. В. Крашенинникова. М., 2010.

7. Пиленко А. А. Право изобретателя. Сер.: Классика российской цивилистики. М., 2001.

8. Шершеневич Г. Ф. Авторское право на литературные произведения. Казань, 1891.

9. Маковский А. Л. Исключительные права и концепция части четвертой Гражданского кодекса // Гражданское право современной России / сост.: О. М. Козырь и А. Л. Маковский. М., 2008.

10. Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права. М., 1998.

11. Ситдикова Р. И. Обеспечение частных, общественных и публичных интересов авторским правом. М., 2013.

12. Фойницкий И. Я. Курс уголовного права. Часть особенная. Посягательства личные и имущественные. Пг., 1916.

13. Табашников А. Г. Литературная, музыкальная и художественная собственность. СПб., 1878. Т. 1.

14. Мозолин В. П. О концепции интеллектуальных прав // Журнал российского права. 2007. № 3.

© 2015 г. Ю. А. Штейнберг

ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ И ДУХОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ

ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ

В статье рассматривается правотворческое взаимодействие религиозных объединений с государственными структурами в сфере идеологического и культурного формирования личности в рамках гражданского общества и правового государства. Предлагаются пути решения проблемы восстановления базовых ценностей и объединения русского народа как духовно единой нации.

Ключевые слова: правотворческая политика, духовные ценности, идеологическая политика, церковь, правовое государство, право, правовые ценности, гражданское общество.

Развитие современного Российского государст- ского общества, а также согласованных действий и ва требует от политических лидеров и законодатель- научного подхода в достижении наилучших резуль-ных органов активного участия в жизни граждан- татов по удовлетворению потребностей граждан.

Для этого политический лидер формулирует основные цели и задачи, а законодатели - разрабатывают и принимают ряд нормативных правовых актов с последующей их реализацией. Отсюда можно сделать вывод о необходимости идеологической основы правотворческой политики.

После распада СССР и становления постсоветской России правотворческая политика выступила основой развития права. Это является результатом демократизации российского общества и государства, формирования нового взгляда на место и роль права в жизни современной России. Правовая политика начинает осознаваться в качестве важнейшего фактора утверждения естественных и неотъемлемых прав и свобод человека, построения правового государства и гражданского общества, формирования системы юридической безопасности, осуществления социально-экономических и иных реформ. Сейчас правовая политика выходит на первый план общественного бытия, поскольку в современных условиях без нее невозможно цивилизованно и гарантированно реализовать все остальные виды политики. Непродуманная и слабая правовая политика, сопряженная с несовершенной и пробельной юридической базой, противоречиями в правовых актах, нечеткими приоритетами, ведет к сбоям и в осуществлении политики социальной, экономической, национальной [1, с. 33].

Наряду с правовой политикой как способом и средством достижения высшей цели, а именно построения правового и независимого государства, необходимо развитие внутригосударственной идеологической составляющей, которая послужит важным «стержнем» при формировании и развитии высокодуховной и нравственно-культурной нации. Насколько можно видеть из Конституции Российской Федерации 1993 года, законом защищена модель развития западно-европейского типа, то есть «государства потребления», при котором идеологические и культурно-духовные ценности отходят на второй план и играют прикладную роль, что не самым положительным образом сказывается на социальной и национальной жизни общества. Это отражается на экономических и политических формах общественной жизни. Для развития «государства всеобщего благоденствия» необходимо наличие идеологической составляющей, и его условно можно назвать «национально-патриотический». При таком развитии государства формируется патриотичная и поддерживающая национальные интересы элита [2, с. 21].

Применительно к нашей стране можно вести речь о том, что Россия - одна из немногих стран, где сохранились национально-патриотические взгляды, несмотря на информационное воздействие западноевропейских государств, а также Со-

единенных Штатов Америки. Но в силу своей сырьевой зависимости теперь уже не только от западных стран, но и от стран Юго-Восточной Азии Россия остается в кризисе. Так, систему образования ждет очередной «удар» реформ, в ходе которого будет покончено с бесплатным образованием и фундаментальной наукой, система здравоохранения все больше становится рыночной площадкой, где качественный товар не доступен большинству населения [3, с. 7].

Характерным и главным объяснением того, что Россия не утратила свои патриотические и культурные традиции, можно считать наличие госу-дарствообразующей и культурообразующей религии - православия. Рассуждения на самом высоком уровне относительно базовых ценностей уже представляют собой важный шаг по восстановлению русской государственности, традиционно основанной на православной духовно-нравственной вертикали ценностей. Каждый народ, государство имеют свою духовную, религиозную историю, так как в основе культурной и национальной идентичности любого народа лежат именно религиозные особенности, которые впоследствии формируют нравы, менталитет, правосознание общества.

Расцвет и могущество Русского государства всегда приходились на те периоды, когда в народе существовало церковное единство, соборность, скрепленная единой верой, общими ценностями. И напротив, кризис, смута и революции, особенно большевистский переворот в октябре 1917 года, знаменовали те периоды, когда ослабевало или вовсе исчезало духовное единство русского народа. Поэтому крайне важным в современных условиях видится духовное развитие нашего народа, а не только экономическая или политическая стабильность и безопасность. Ведь именно духовно-нравственные, а не материальные ценности сыграли главную роль в процессе формирования отечественной правовой и политической культуры, определили основные этапы и достижения государственно-правового развития России [4, с. 16].

Любое государство нуждается в мечте, высшей идее, вечных ценностях, ради которых человек может отдать жизнь, как это делают военнослужащие или сотрудники правоохранительных ведомств, пренебрегая неотъемлемым и неприкосновенным правом на жизнь и здоровье. Государственная идея и учение о ней, идеал к которому стремится государство, - обязательная, неотъемлемая часть механизма государства, его системы управления, столь же естественная и важная, как и армия, полиция, судебная власть, законы [2, с. 21].

Человек как существо высокодуховное постоянно нуждается в идейной составляющей и при отсутствии какой-либо идеи долгое время он на-

Юристъ-Правов^дъ, 2015, № 1 (68)

чинает довольствоваться той идеей, какую ему навязывают извне. Именно в такой ситуации смуты и отсутствия идеологии начинают действовать и продвигать свои идеи противники действующих устоев и традиций, к которым можно отнести западноевропейские страны и США.

Ни для кого не секрет, что Соединенные Штаты Америки стремятся к мировому господству и для этого используют все методы навязывания своей «идеологической политики». Наиболее простым способом является вооруженная агрессия, направленная на подавление силы наиболее слабых стран как в физическом, так и в моральном плане. Такими примерами могут быть страны ближневосточного региона. По отношению к странам с большим физическим могуществом и вооруженным потенциалом политика наших североамериканских партнеров по экономическому развитию нацелена на разложение духовно-нравственных и культурных традиций. Одним из таких способов навязывания идеологии «правильного поведения» является так называемое «толерантное отношение к сексуальным меньшинствам», признанию однополых браков и последующему развитию института усыновления однополыми семьями.

На примере стран Западной Европы можно видеть результат воздействия идеологии, продвигаемой США. Это раннее сексуальное просвещение в школах, развращение молодого поколения, признание и отстаивание интересов однополых браков на мировой арене, разрушение традиционных ценностей семьи. Западный путь - это путь развития «государства потребления», где в меньшей степени признаются духовные ценности, где бытовые нужды находятся во главе угла.

В последние два десятилетия Россия законодательно закрепила ценности общества потребления и правового государства, руководствуясь идеей заимствования достижений западной цивилизации, построенной на ценностях материальных, а не духовно-нравственных. Между тем государство на постхристианском Западе переживает не лучшие времена: огромное число социальных болезней, нищета, бедность, одиночество являются бичом развитых стран. Не случайно в европейских странах так высок процент суицида. Кризис семейных отношений, демографическая катастрофа, экологические бедствия, дефицит сострадания и милосердия, гомосексуализм и иные извращения, утрата смысла жизни, наркотизация общества - результат духовного кризиса, разрушения традиционных ценностей. На это указывают и юристы: «Человек Запада находится в гуще беспрецедентного кризиса правовых ценностей и правового мышления» (Г. Дж. Бер-ман), подчеркивая кризис правосознания современного жителя западных стран [2, с. 23].

Что же касается идеологии самих Соединенных Штатов, то здесь складывается неоднозначная ситуация. При гуманном и толерантном отношении к «однополой любви» в большинстве штатов запрещена регистрация таких браков, отсутствует навязывание раннего полового воспитания в образовательных учреждениях, институт усыновления детей однополыми семьями. Складывается впечатление апробации США новой идеологической модели политического построения стран, им подконтрольных, а также испытывающих духовно-нравственный и культурный кризис и зависящих от североамериканских партнеров.

Ценность нравственного и культурного единства русского народа наглядно показывает Украина, в которой тесное сотрудничество со странами Западной Европы привело к гуманитарной катастрофе и нравственному разложению нации как единого целого. На ее территории присутствуют как го-мофильские проявления, навязанные Европе со стороны США, так и националистические настроения, оставшиеся со времен Второй мировой войны. Поэтому крайне важным в современных условиях видится духовное развитие нашего народа, а не только экономическая или политическая стабильность и безопасность. В сложившейся ситуации именно грамотные действия лидера нации при поддержке традиционных религий должны сплотить все российское общество.

В последние годы общество стало чаще прислушиваться к мнению священнослужителей. Когда между представителями церкви и общественностью был официально снят запрет на свободу совести и вероисповедания, наложенный советской властью, многие открыли для себя интересный и познавательный мир религиозной культуры. Все больше людей (прежде всего, подростки и молодежь) знакомятся с религиозной культурой в ее различных проявлениях. Это свидетельствует о том, что в обществе складываются целые слои, причастные к процессам, происходящим в информационно-духовной культуре в целом.

Мнение церкви становится постоянным значимым фактором информационной жизни общества. Религиозные деятели перестают быть нежелательными в информационном обществе, они встают в один ряд с представителями интеллигенции, которая несет гуманитарные знания в массы. Вместе с тем нельзя говорить о завершенности процесса вхождения церкви в современное общество, так как ему препятствует ряд негативных факторов. Во-первых, церковь как общественный институт находится в стадии формирования и восстановления после стольких лет гонений со стороны советской власти. Во-вторых, многообразие потребностей и целей, приведших людей в церковь и к служению в ней, при внешне

жестком толковании вероучения не способствовало формированию церкви как союза доброжелательных единомышленников.

В-третьих, церковь отстает от государственных институтов по опыту популяризации достижений информационной культуры. Она не располагает достаточным количеством квалифицированных кадров, которые способны с успехом продвигать в общество религиозное наследие, да и не достаточно чего-то адекватного общим настроениям, а также жизнеутверждающего, к чему стремится большая часть молодых людей.

Церковь порой сторонится интеграционных процессов научно-технического прогресса, информационного бума, а самая распространенная реакция на модернизацию, прежде всего рядовых священников, - это их опасения и запреты без достаточных на то оснований. По многим позициям церковь обращена к прошлому, а не к настоящему и будущему, поэтому пастве будет нелегко обрести новые духовные ценности, в том числе гражданское согласие, мир и спокойствие, достижения информационной культуры, но при этом церковь является одним из основных источников идеологизации современного общества.

Общественно-политические процессы реформирования, развернувшиеся в конце прошлого столетия, направленные на модернизацию социально-экономических и правовых отношений и повлекшие за собой коренные изменения в государственном и политическом устройстве России, серьезным образом отразились на сфере государственно-конфессиональных отношений, которая перешла на качественно новый уровень развития. Бесспорны положительные результаты проведенных преобразований. Вместе с тем нельзя утверждать, что сложный процесс правового реформирования в данной сфере завершен.

Именно от качественного уровня законодательства о свободе совести напрямую зависит духовная стабильность общества. Это обстоятельство определяет необходимость дальнейшего досконального исследования в условиях начала нового тысячелетия правового статуса религиозных объединений как неотъемлемого элемента системы государственно-конфессиональных отношений.

Как отмечает по этому поводу профессор А. И. Овчинников, в России гей-парады и прочие крайности современной жизни западных стран запрещены законом, так как «у большинства народа сохраняются нравственное здоровье и иммунитет от сексуальных извращении, полученные благодаря христианству и исламу, одинаково признающими гомосексуализм, прелюбодеяние, блуд и прочее мерзостью в очах Божьих» [3, с. 8]. Именно религия в опосредованном ее воздействии не дает западноевропейским ценностям разрушить столь хрупкий в наше время институт се-

мьи в традиционном его понимании. В России всегда и нация, и государство были едины в соборном стремлении русского народа к обретению мира и нравственной чистоты. Соответственно, мир духовных ценностей порождает и цивилизацию духовную, в которой служение ближнему оказывается одной из высших ценностей. Россия является именно тем государством, где традиционно на первом месте стояли добро, красота, любовь и благо общества, нации и государства можно рассматривать как ценности духовного порядка в том случае, если целью их существования является достижение высших ценностей [5, с. 11].

Исходя из данных оснований следует на законодательном уровне, а именно в федеральном законе, закрепить историческое и культурное значение РПЦ в формировании Российского государства, принципы взаимодействия и сотрудничества церкви и государства, формы их взаимной поддержки, механизмы правового обеспечения жизнедеятельности церкви в современном российском обществе, гарантии независимости РПЦ и ее участия в политической и правовой жизни общества [6, с. 109].

Литература

1. Мазуренко А. П. Правовая политика и правотворчество // Вестник гуманитарного института ТГУ. 2013. № 1.

2. Овчинников А. И. Идеология российской государственности в контексте модернизации: базовые ценности и приоритеты // Северо-Кавказский юридический вестник. 2012. № 1.

3. Овчинников А. И. Модернизация семейного права как вызов национальной безопасности России // Северо-Кавказский юридический вестник. 2012. № 3.

4. Овчинников А. И. Базовые ценности и конституционное развитие России // Философия права. 2011. № 5.

5. Овчинников А. И. Идеалы и ценности российской государственности в правовой политике современной России // Юристъ-Правоведъ. 2012. № 1.

6. Овчинников А. И. Духовные ценности в условиях модернизации права // Философия права. 2012. № 5.

7. Баранов П. П. Влияние конституционно-правового регулирования на легитимность государственной власти в современной России // Северо-Кавказский юридический вестник. 2013. № 1.

8. Баранов П. П. Национальная правовая политика и трансформация государственно-конфессиональных отношений в России // Философия права. 2008. № 1.

9. Выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на открытии XV Всемирного Русского Народного Собора «Базисные ценности - основа единства народов». 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.