Научная статья на тему 'Либерализация права в контексте традиционных религиозных ценностей'

Либерализация права в контексте традиционных религиозных ценностей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
240
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / LEGAL POLICY / НРАВСТВЕННЫЕ И ПРАВОВЫЕ ТРАДИЦИИ / MORAL AND LEGAL TRADITIONS / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SAFETY / РЕЛИГИОЗНЫЕ ТРАДИЦИИ / RELIGIOUS TRADITIONS / ПРАВОВЫЕ И НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / LEGAL AND MORAL VALUES / ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ САМОБЫТНОСТЬ РОССИИ / POLITIKO-LEGAL ORIGINALITY OF RUSSIA / ПРАВОСОЗНАНИЕ / SENSE OF JUSTICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фоминская Марина Дмитриевна, Перов Алексей Николаевич

В статье рассматриваются современные тенденции в правовой политике различных стран. Современное право все сильнее дистанцируется от христианских ценностей. Это ведет к конфликту с традиционными ценностями и наносит большой урон национальной безопасности, так как может привести к социальному взрыву.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Фоминская Марина Дмитриевна, Перов Алексей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIBERALIZATION OF LAW IN THE CONTEXT OF TRADITIONAL RELIGIOUS VALUES

In article modern lines in the legal policy of the various countries are considered. The modern right all separates from Christian values more strongly. It conducts to the conflict to traditional values and the big loss of national safety as can lead to social explosion causes.

Текст научной работы на тему «Либерализация права в контексте традиционных религиозных ценностей»

Юристг-Правов^дъ, 2015, № 2 (69)

УДК 340.132 (470) ББК 67

© 2015 г. М. Д. Фоминская, А. Н. Перов

ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ПРАВА В КОНТЕКСТЕ ТРАДИЦИОННЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

В статье рассматриваются современные тенденции в правовой политике различных стран. Современное право все сильнее дистанцируется от христианских ценностей. Это ведет к конфликту с традиционными ценностями и наносит большой урон национальной безопасности, так как может привести к социальному взрыву.

Ключевые слова: правовая политика, нравственные и правовые традиции, национальная безопасность, религиозные традиции, правовые и нравственные ценности, политико-правовая самобытность России, правосознание.

LIBERALIZATION OF LAW IN THE CONTEXT OF TRADITIONAL RELIGIOUS VALUES

In article modern lines in the legal policy of the various countries are considered. The modern right all separates from Christian values more strongly. It conducts to the conflict to traditional values and the big loss of national safety as can lead to social explosion causes.

Keywords: the legal policy, moral and legal traditions, national safety, religious traditions, legal and moral values, politiko-legal originality of Russia, sense of justice.

Одним из важнейших приоритетов в обеспечении национальной безопасности является сохранение и развитие самобытных культур многонационального народа Российской Федерации, духовных ценностей граждан (п. 83 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации) [ 1]. Между тем развитие современного законодательства, порой модернизируемого по гранто-вым проектам, оплаченным различными неправительственными правозащитными организациями, зачастую вступает в явный конфликт не только с традиционными нравственными ценностями россиян, но и с задачей обеспечения национальной безопасности.

Дело в том, что в случае конфликта традиционных ценностных предпочтений россиян с ценностями правовых новелл происходит делегити-мация не только власти, но и права в целом. Об этом предупреждают исследователи правовых систем традиционного общества [2, с. 47-48]. Особенностью правовой культуры традиционного общества является то, что в ней неразрывно связаны нравственные, религиозные и собственно юридические ценности и нормы.

В настоящее время со стороны западных стран осуществляется давление на те государства, которые не желают воплощать в своем законодательстве европейскую систему ценностей. В этой системе господствует не только индивидуализм и прагматизм в качестве главного критерия выбора ценностей, но и явное потакание

различным человеческим «слабостям», например, сексуальным извращениям. Эти слабости являются барьером для семейной политики в традиционном ее варианте. Во многих странах, например Франции, власти пренебрегают общественным мнением и защищают права сексуальных меньшинств. Часто, при этом, грубо нарушаются права новорожденных. Так, в Ванкувере, канадской провинции Британская Колумбия, благодаря новому законодательству и четырем тысячам долларов в счет оплаты юридических услуг, родителями трехмесячной девочки признали трех человек - двух извращенок и их друга-содомита. В этой же провинции действует закон, который предполагает право каждого ребенка на четырех законных родителей одновременно.

Деморализация права доходит до абсурда. В некоторых современных государствах под запрет попадает нормальная семья. Так, например, в Италии Департаментом равных возможностей в рамках проекта, финансируемого Советом Европы, было опубликовано «Руководство по информации, уважительной к ЛГБТ-сообществу», содержащее десять «заповедей» для журналистов. Если документ вступит в силу, под запрет попадут слова «традиционная семья» и «однополые браки» - их должен заменить «брак вообще»; вызывающее протесты «суррогатное материнство» превратится во «вспомогательное материнство»; будет категорически запрещено писать, что человечество состоит из мужчин и женщин,

что различия между ними заложены в самой природе, что дети рождаются от мужчины и женщины [3]. Не удивительно, что развитие права по таким стандартам вызывает гнев у верующих мусульман и христиан: такие реформы, проникая в право, приводят к конфликтам и являются почвой для религиозного экстремизма.

По мнению некоторых экспертов, мир уже стоит на пороге установления новой сексуальной революции, для создания которой в каждом государстве, по замыслу лоббистов, осуществляется ряд последовательных шагов, таких как: во-первых, создается впечатление с помощью СМИ о дискриминации сексуальных меньшинств; во-вторых, принимается ряд законов о запрете «дискриминации по признаку сексуальной ориентации», которые включают легализацию однополых гражданских партнерств, легализацию «однополых браков», ген-дерного равенства; в-третьих, принимаются законы, разрешающие усыновлять детей однополыми парами; в-четвертых, принимаются нормы, устанавливающие административную и уголовную ответственность для всех, кто не согласен с приоритетом прав сексуальных меньшинств.

В последнем случае под ответственность попадет почти все население России, так как с правами сексуальных меньшинств не согласно большинство россиян. Как справедливо отмечает А. И. Овчинников, ценности подавляющего большинства россиян имеют религиозное происхождение [4, с. 24]. Православные и мусульмане вряд ли одобрят легализацию прав извращенцев. Социологи из «Левада-Центра» приводят данные социологического опроса - 85 % россиян против легализации в стране однополых браков. (Число сторонников подобных браков за три года сократилось с 14 % до 5 %) [5].

Опросы, проведенные аналитическим Левада-Центром в 2013 г., свидетельствуют о негативном отношении к гомосексуалистам в российском обществе. Совместную трудовую деятельность с этими лицами настороженно воспринимали в 2003 г. 50 % опрошенных против 66 % в 2013 г. Не хотели бы иметь геев или лесбиянок среди своих знакомых (отнеслись бы к этому настороженно или резко негативно) 58 % опрошенных в 2003 г. и 72 % - в 2013 г. В настоящее время каждый пятый респондент нейтрально относится к возможным контактам с представителями сексуальных меньшинств.

Но определенные шаги в соответствии с изложенной выше программой легализации пороков предпринимаются, что не может не настораживать. Речь идет о принятии так называемых «антидискриминационных» законов. Примером такого закона является принятый еще в 2003 г. Госдумой в первом чтении законопроект ФЗ № 284965-3

«О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации (О государственных гарантиях равноправия женщин и мужчин)». Он отменяет понятие «биологический пол», вводит понятие «гендер» (социальный пол).

Понятие «гендер» - сравнительно новый термин в отечественной социологии и юриспруденции. Он взят из англоязычной научной литературы, где «гендер» - означает выбор и признание сексуальной ориентации, а не физиологическое строение. Под ним понимается процесс предписания определенных социокультурных характеристик и ролей мужчинам и женщинам. Иными словами, понятия мужчина и женщина, а следовательно, и представления о мужественности и женственности могут изменяться в зависимости от предпочтений личности, общества, культуры. Этот термин очень удобен для трансвеститов и гомосексуалистов. Поэтому гендерные права и права сексуальных меньшинств всегда близки: гендер прямо связывается с демократией и с ценностями демократической культуры. Идеология ЛГБТ-движения основывается на теории тендера, в которой пол понимается в социально-психологическом, а не физиологическом смысле. Физиологический пол и гендерная идентичность могут не совпадать: некоторые социальные сети предлагают при регистрации около пятидесяти вариантов. Современные психологи считают, что личность нельзя сводить только к совокупности усвоенных ею социальных ролей (в том числе ролей мужчины и женщины). «Для понимания существа личности определяющее значение имеет выбор, принятие и исполнение человеком определенных социальных действий, внутреннее отношение к ним. Человек свободно и осознанно выбирает ту или иную социальную роль, сознает возможные последствия своих действий по ее осуществлению и принимает всю полноту ответственности за их результат» [6, с. 15].

В России лоббирование гендерной темы осуществляется представителями науки. «Гендерная философия» в ее западном варианте принята в Архангельске и развивается сейчас в Северном арктическом федеральном университете. На ген-дерные проекты в российском секторе Баренцева региона норвежская сторона выделила около 6,5 миллионов крон (более $1 млн). В рамках этих программ и был создан в Архангельске в декабре 1996 года Центр гендерных исследований Поморского государственного университета (ПГУ) под руководством проф. Елены Кудряшовой [7]. Следует иметь ввиду, что внедрение термина ген-дер влечет за собой определенные последствия. Современные социологи говорят о том, что «сдвиги в сексуальной культуре неразрывно связаны с

Юристг-Правов^дъ, 2015, № 2 (69)

изменениями гендерного порядка, характера взаимоотношений мужчин и женщин... При этом, происходит не "феминизация" мужчин и/или "маскулинизация" женщин и образование некоего "уни-секса", а ослабление поляризации половых различий и связанной с ними социальной стратификации» [8]. Главными субъектами и агентами этих изменений являются не мужчины, а женщины, социальное положение, деятельность и психика которых изменяются сейчас значительно быстрее и радикальнее, чем мужская психика.

Организация Объединенных Наций регулярно выражает озабоченность по поводу актов насилия и дискриминации по признакам сексуальной ориентации и гендерной идентичности во всех регионах мира [9, с. 98-110]. Однако многие исследователи считают, что современное право, легализующее права меньшинств, гендерное равенство и т. п. движется в верном, позитивном направлении [10, с. 11, 12]. При этом часто приводят в качестве примера Швецию, где большое внимание уделяется проблемам планирования семьи и сексуального образования молодежи. Оказывается, в Швеции имеется 250 молодежных центров сексуального образования. Они финансируются из местных бюджетов. Центры бесплатно консультируют подростков по вопросам психологии межличностных отношений, контрацепции, создания семьи. Обеспечивают нуждающихся контрацептивами (бесплатно и на льготной основе). Однако на консультациях процесс не останавливается: также «помогают разобраться с сексуальной ориентацией» [11, с. 39-42]. Имеются телефоны, по которым также даются консультации по сексуальным проблемам и вопросам межличностного общения и конфликтов с родителями и сверстниками.

Поэтому не удивительно, что «так называемая типовая семья (мама-папа-ребенок) в современной Швеции является не столь господствующей, как она была десятилетия назад» [11, с. 40]. В настоящее время из-за возросшего количества разводов доминируют новые типы семей: мама-ребенок или папа-ребенок. После вступления в силу закона о партнерстве все чаще стали создаваться открытые гомосексуальные семьи, где развилось совершенно иное понятие семьи. Радует одно, что пока еще, несмотря на то, что закон уравнивает сожительство гомосексуальных и гетеросексуальных пар, усыновление в первых семьях не разрешается. Однако альтернативные традиционным формы брака в современной Швеции увеличиваются [12, с. 58].

Между тем индивидуализм и порождаемый им приоритет прав человека и культ свободы не соответствует христианскому пониманию права. Приведем высказывание Патриарха Кирилла на юби-

лейном X съезде Русского Народного Собора: «В последние годы развиваются такие тенденции в области прав человека, которые оцениваются верующими людьми, по меньшей мере, как двойственные... Мы становимся свидетелями того, как концепцией прав человека прикрываются ложь, неправда, оскорбление религиозных и национальных ценностей. Кроме того, в комплекс прав и свобод человека постепенно интегрируются идеи, противоречащие не только христианским, но и вообще традиционным моральным представлениям о человеке. Последнее вызывает особое опасение, так как за правами человека стоит принудительная сила государства, которая может заставлять человека совершать грех, сочувствовать или попустительствовать греху по причине банального конформизма» [13, с. 45].

И действительно, идея прав человека, лишенная духовно-нравственного ограничения, становится новой религией, претендующей на глобальный статус. Права человека постулируются как ценность, превалирующая над интересами общества. Это превосходство в 2005 году повторили в декларации ЮНЕСКО по универсальным принципам биоэтики в следующем виде: «Интересы и благо индивида должны преобладать над единственным интересом науки или общества» (ст. 3, п. 2). В ст. 2 Конституции РФ права человека также закрепляются в качестве высшей ценности. Как справедливо отмечает А. И. Овчинников: «Следует говорить о своеобразном идеологическом верховенстве либеральной интерпретации иерархии прав человека, так как именно в либерализме не признаются соразмерными правам человека иные ценности, например, Родина, нация, семья, государство и т. п.» [14, с. 24].

Процессы формирования нового неолиберального правопорядка предполагаются безальтернативные и абсолютные критерии разграничения прав человека от прав и интересов иных субъектов общественной жизни, например, семьи. Так, например, многие западные страны испытывают демографический кризис, вызванный кризисом семьи. Последний вызван изменением различных сторон семейной жизни, в том числе и отношения к детям. Зарубежный опыт демонстрирует весьма печальные итоги развития ювенальной юстиции. Главный лозунг ювенальной юстиции на Западе: «Дети не принадлежат своим родителям». Именно этот лейтмотив породил принцип приоритетности прав ребенка, в результате которого права детей ставятся над правами взрослых. На практике это означает, что дети имеют право подавать на родителей и вообще на взрослых в суд и другие инстанции. А суд, руководствуясь принципом презумпции виновности родителей, а также приоритетности прав ребенка, становится на

его защиту, разбирая конфликтные ситуации и верит прежде всего ребенку и пытается его всячески оградить от родителей - «правонарушителей». В результате - огромное количество поломанных судеб, изъятых из родных семей детей. Об этом свидетельствует западная пресса, многочисленные книги и публикации.

Таким образом, развитие права во многих странах, осуществляемое на принципах толерантности, вызывает конфликт с традиционными ценностями. Как справедливо подчеркивается в литературе, ювенальная юстиция является одним из социально-конструктивистских проектов правовой глобализации, наряду с проектами глобального правосудия, демонтажа суверенитетов национальных государств, гуманитарных интервенций, построения транснационального правопорядка на принципах европейского правопонимания и правовой политики, основанной на европейских общественно-политических стандартах и идеалах.

Литература

1. Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета. 2009. 19 мая.

2. Овчинников А. И. Рецензия на монографию Г. Г. Небратенко «Обычно-правовая система традиционного общества» // История государства и права. 2012. № 8.

3. Рябиченко Л. Пятьдесят гендеров для безболезненного уничтожения человечества. URL: http://ruskline.ru/analitika/2014/02/18/pyatdesyat_ genderov_dlya_bezboleznennogo_unichtozheniya_ chelovechestva/

4. Овчинников А. И. Ценность права в христианской культуре русского народа // Северо-Кавказский юридический вестник. 2011. № 1.

5. // http://ruskline.ru/analitika/2013/03/26/ zakon_protiv_propagandy_gomoseksualizma_ nesovershennoletnih_ne_borba_protiv_krovi_i_pk>ti_a_ sredstvo_spaseniya_dush_nashih/

6. Малеина М. Н. Изменение биологического и социального пола: перспективы развития законодательства // Журнал российского права. 2002. № 9.

7. Семушин Д. Мягкая сила Норвегии. ЛГБТ-философы САФУ - от марксизма-ленинизма к гомосексуализму. ЦКЬ// http://www.regnum.ru/ news/1772645.html#ixzz2ucuKk8an

8. Кон И. С. Сексуальная культура XXI века // Юридическая психология. 2007. № 2.

9. Трикоз Е. Н. Гендерные аспекты международного уголовного правосудия // Международное правосудие. 2011. № 1.

10. Воротилина Т. Л. Постнеклассические тенденции в западной и российской традициях пра-вопонимания: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.

11. Калинкина М. Ю. Инновационные подходы социальной и демографической политики: Швеция, Швейцария, Бельгия, Австрия // Международное публичное и частное право. 2010. № 4.

12. Бергстен Б. Социальная политика Швеции. М., 1999.

13. Митрополит Кирилл. Права человека и нравственная ответственность // Наш современник. 2006. № 6.

14. Овчинников А. И. Ценность права в христианской культуре русского народа // СевероКавказский юридический вестник. 2011. № 1.

УДК 340.15 ББК 67

© 2015 г. Г. В. Лисовская, В. А. Хажироков

ИДЕЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В статье рассматриваются проблемы национального государства и его идеологического обоснования в условиях сложных полиэтнических и поликонфессиональных отношений в России. Автор отмечает, что формы правового обоснования и политического влияния идей национального государства и самоопределения носят исключительно деструктивный характер и по своей природе направлены на разрушение традиционных общественных отношений, политических связей, систем публичного управления, традиций Российского государства.

Ключевые слова: идея государства, национальная безопасность, национальное самоопределение, нация, этнос, конфессия, государственные ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.