Философия права, 2015, № 2 (69)
2. Витрук Н. В. О юридических средствах обеспечения реализации и охраны прав советских граждан // Правоведение. 1964. № 4.
3. Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России. М., 1997.
4. Бутрос-Бутрос Гали. Права человека: общий язык человечества // Всемирная конференция по правам человека: ООН. Нью-Йорк, 1995.
5. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М., 1997.
6. Общая теория права: курс лекций. Н. Новгород, 1993.
7. Конституционный статус личности в СССР. М., 1980.
8. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (ред. от 07.05.2013) // Российская газета. 1997. 23 декабря.
9. Указ Президента России от 4 марта 2010 года № 271 «Вопросы Министерства образования и науки Российской Федерации» (ред. от 21.05.2012) // Российская газета. 2010. 10 марта.
10. Постановление Правительства России от 3 июня 2013 года № 466 «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации» (ред. от 31.01.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 23. Ст. 2923.
УДК 340.15 ББК 67
А. А. Дендиберя
КОНСЕРВАТИВНЫЕ ЦЕННОСТИ В ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОМ РАЗВИТИИ РОССИИ
В статье подчеркивается роль консервативных ценностей в государственно-правовой истории России. Автор уходит от релятивистского понимания консерватизма, отмечая, что основное наполнение политического и правового консерватизма определено православным мировоззрением.
Ключевые слова: государственность, правовая культура, традиционные ценности, государственный и правовой консерватизм.
CONSERVATIVE VALUES IN THE STATE AND LEGAL DEVELOPMENT OF RUSSIA
The summary: in article the role of conservative values in a state and legal history of Russia is underlined. Author leaves from understanding of relativistic conservatism. The basic filling of political and legal conservatism is defined by orthodox outlook.
Keywords: statehood, legal culture, traditional values, state and legal conservatism.
Затянувшийся период либеральных рыночных реформ в значительной степени дестабилизировал российское общество, что негативно сказалось на правовой культуре, правосознании россиян. Западная модель государственно-правового развития, внедряемая последние два десятилетия, не только не оправдала возложенных на нее надежд, но и опровергла тезис об оптимальности и универсальности либерально-демократического правового государства. Россия до сих пор не имеет единого и цельно воспринимаемого всеми идеала государственного и общественного строя, государственной идеологии, что, несмотря на соответствие Конституции РФ, вызывает тревогу у многих ученых [ 1, с. 3-8]. Рассматривая идеологию государства как важнейший элемент его механиз-
ма, исследователи предлагают ориентироваться не на либеральный идеологический и ценностный проект, а на нравственно-консервативный как на наиболее приемлемый в условиях современных угроз и модернизации Российского государства [2, с. 10-13].
Примечательно, что государственные лидеры сами обращают внимание на идейный вакуум в России. Например, В. В. Путин выступил сторонником консервативных устоев как базы развития Российского государства и права. В одном из своих интервью Президент России сравнил себя с «прагматиком с консервативным уклоном», обозначив две основные черты политического консерватизма - опора на традиционные институты общества и ценности, а также акцент на дальнейшее развитие государства [3]. «Справедливое
устройство общества, экономики - главное условие нашего устойчивого развития в эти годы» [4], - пояснил В. В. Путин. Если учесть, что государственность России находится под прицелом многочисленных врагов, сказанные главой государства слова в контексте идеологии приобретают особое значение [5, с. 97-99].
Консерватизм как явление традиционной русской политической и правовой культуры рассматривает вопросы государственно-правового развития России в контексте традиций отечественной государственности, развития права и опыта политических и правовых преобразований прошлых лет. Наиболее традиционным для отечественной государственности является православие как сосредоточение духовного богатства народов Святой Руси, объединившихся в русский народ. Именно православие выступает носителем русского христианского консерватизма.
Консерватизм следует понимать как отрицание бездуховности и рассудочно-рациональной парадигмы правового и государственного развития. «Религиозные и моральные компоненты в консерватизме оказываются опорными пунктами защиты существующей системы и привычного образа жизни» [6, с. 31], - пишет современный российский политолог К. С. Гаджиев. Православие сыграло решающую роль в формировании не только русского консерватизма, но и Российского государства и права в целом. Определило самобытность русского консерватизма, тяготеющего к вере в Бога, представляющего нам осмысленную вселенную со своими законами. Поэтому консерватор - это, прежде всего, искренне верующий человек и сторонник христианской государственности. «В православии идеал государства - православная симфония, цель которой - общегосударственное вселенское спасение», - отмечают А. И. Овчинников, С. П. Овчинникова и А. С. Андрейченко в своей работе «Православное вероучение и консервативная философия права» [7, с. 17]. Анализу православного государственно-правового консерватизма посвящены труды ведущих современных юристов и государствоведов: А. И. Овчинникова, А. Г. Дугина, А. А. Король-кова, А. Н. Боханова, А. А. Радугина, Д. В. По-спеловского и других.
Проблема выбора религии в свое время определила культурно-исторический путь Российского государства и детерминировала его развитие. Помимо безусловных политико-географических факторов, принятию православия в X веке
способствовала духовная близость его идеалов русской душе, позволившая воспринять его ровно в той мере, в которой она это может. Начало формирования консерватизма в России, в свою очередь, в научной литературе относят ко второй половине XVIII века, выделяя предконсер-ватизм как совокупность идей, ставших базовыми для классического консервативного учения [8, с. 17]. Зарождение русского предконсер-ватизма В. А. Гусев определяет как начало процесса христианизации Руси в X веке [8, с. 17]. Однако мы не разделяем данную точку зрения, поскольку принятие православия на Руси предвосхищала одна из главных функций консерватизма - единение ценностных воззрений народа и национальное сплочение. Светская власть воспринималась определенной в своей уникальности религиозными основами, глава государства мыслился как Божий слуга, власть которого «от Бога». Таким образом, на основе христианизации происходило становление нового типа государственности в Киевской Руси, базовые элементы которой были положены в основу идеи консерватизма. Христианское учение о Богоустанов-ленности верховной власти благодаря словам святого Апостола Петра: «Повинитеся убо всякому человечу созданию Господа ради: аще царю, яко преобладающу, аще ли же князем, яко от него посланным во отмщение убо злодеем, в похвалу же благотворцем» (1 Пет. 2, 13) [9], ясно определило особый статус правителя, подобно иконе Бога на земле, и покорность как доказательство благоповедения. Митрополит Филарет Московский пишет: «...Бог, по образу Своего небесного единоначалия, устроил на земле царя; по образу Своего вседержительства - царя самодержавного; по образу Своего царства непреходящего, продолжающегося от века и до века, - царя наследственного» [10, с. 252]. Задача земного правителя, согласно христологиче-скому догмату о слиянии во Иисусе Христе божественной и человеческой природы, состоит в том, чтобы соответствовать своему божественному предназначению согласно воле Божьей, а народа - в осознании и почитании достоинства своего государя, смирении и соблюдении порядка и традиций, преумножении достоинств общества, как плодов все той же воли Бога. «В православии отдается явное предпочтение власти, которая, как верует Церковь, санкционирована Богом и которая сознает свою религиозную миссию. Это же ожидается от общества», - отмечается в литературе [7, с. 58].
Православие, став одной из составляющих идейного богатства монархической России, ассоциирует консерватизм с самодержавной властью, где самодержавие - это то, что само себя держит. Самодержавная монархия видится как держащая верховную власть и соблюдающая бо-гоустановленные законы и традиции народа, содержащая вверенную ей Богом страну в порядке, «честно и грозно» [11, с. 160] (по словам царя Иоанна IV), поддерживающая ее авторитет в мире, удерживающая зло и при этом сама сдерживающаяся [12, с. 105].
Православие во все времена являлось основным носителем единства и целостности русского народа, что прослеживалось на всех этапах развития страны: в период феодальной раздробленности Руси в XII веке, во время татаро-монгольского нашествия в XIII веке и церковных реформ Петра I 1721 года, сделавших Русскую православную церковь частью государственного аппарата, какой она остается и в настоящее время. Однако важно отметить, что в эпоху глобализации христианская правовая культура претерпевает значительные изменения [13, с. 7-11].
Пронизывая консерватизм, формирующий политические институты и право, оно не только сплачивает народ, но и своими моральными и нравственными ценностями, проверенными веками, дает утешение и примирение, духовную опору и нуждающимся, и всему народу: «У религии есть ответы... поэтому жить и бороться не страшно» [14, с. 413]. Действующая сила в православии заключена в сокровенном - вере. И консерватизм искренне «верит» в оформившиеся в XIX веке и актуальные по сей день идеалы сильной власти, упорядоченного общества и его самобытного развития, накопление духовного опыта и бережное сохранение национального менталитета. Консерватизм в особо тяжелые для России годы виделся как сдерживающий «зверино-хаотическую стихию, неподконтрольный грех» [15] и дисциплинирующая сила. Именно отходом от консервативного понимания права и правосознания можно объяснить современный криминальный вызов обществу [16, с. 7-13].
Православное учение о любви и милости легло в основу формирования всей духовной культуры. Его своеобразие было принято созерцающей русской душой, что претворилось в иси-хастском подходе. Консервативная идея строит государство на века для потомков, которые впоследствии станут предками. Именно консервативная нравственная идея, понимание права оп-
ределяют духовно-нравственную легитимность институтов права и государства [17, с. 12-17].
Изначально находясь во взаимодействии как сообщающиеся сосуды, развитие государства и религии в России происходит взаимообусловлен-но. Примером тому могут служить такие вехи в историографии, как формирование автокефальной Русской церкви (1448), то есть независимой от Константинопольского патриархата, которому содействовала возрастающая мощь Русского государства, либо раскол Русской православной церкви (1656), обусловленный усилением и ужесточением самодержавной царской власти.
Русский консерватизм, находясь в поисках баланса институтов светской власти и религии, является единственным государственно-правовым течением, которое не «подмывает» менталитет русского народа, не ломает его, а учитывает его, встраиваясь структурным компонентом в единую систему. «Православие претворилось во всех сферах жизни общества и формах его развития, оно влилось в кровь народа» [18, с. 24-32]. Будучи основанным на духовно близких сердцу аспектах, оно органически присуще русскому народу.
Консерватизм склонен к эволюционизму и творчеству как никакое иное политическое течение, поскольку обладает для этого значительным опытом и инструментарием, способностью аккумулировать духовные ценности. Для упорядоченного и смиренного консерватизма странно видеть будущее более реальным, чем прошлое [15], невозможно развивать государство и строить систему права, не имея выработанных, обоснованных и проверенных эталонов и механизмов. На базе ценностей и духовного опыта православия русский консерватизм формируется как национальный романтизм. Как писал А. И. Солженицын, «Русь не просто приняла христианство, она полюбила его всем сердцем, она расположилась к нему всей душой, она излегла к нему всем лучшим своим. Она приняла его себе в названии жителей, в пословицы и приметы, в строй мышления, в обязательный угол избы, его символ взяла себе во всеобщую охрану, его поименными святцами заменила всякий другой счетный календарь, с ним соразмерила весь план своей трудовой жизни, его храмам отдала лучшие места своих оружий, его службам - свои предрассветья, его потам - свою выдержку, его праздникам -свой досуг, его странникам - свой кров и хлебушек» [19, с. 229-230]. Будущее России, безусловно, связано с законодательным закреплением базовых, консервативных ценностей отечественной культуры [20, с. 16].
Литература
1. Баранов П. П., Овчинников А. И. Конституционная легитимность государственной власти в России // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. № 7.
2. Овчинников А. И. Идеалы и ценности российской государственности в правовой политике современной России // Юристъ-Правоведъ. 2012. № 1 (50).
3. Текст интервью В. Путина в преддверии встречи с G20 Первому каналу и агентству Associated Press // Голос России. 2013. 4 сентября.
4. Путин В. В. Строительство справедливости. Социальная политика для России // Комсомольская правда. 2012. 13 февраля.
5. Овчинников А. И. Национальная безопасность России в условиях сетевой войны // Философия права. 2014. № 2 (63).
6. Гаджиев К. С. Консерватизм: современные интерпретации. М., 1990.
7. Овчинников А. И., Овчинникова С. П., Андрейченко А. С. Православное вероучение и консервативная философия права // Философия права. 2007. № 1. Ч. I.
8. Гусев В. А. Русский консерватизм: основные направления и этапы развития // Философия права. 2007. № 1.
9. Библия, 1-е послание Петра, 2:13-17. URL // http://azbyka.ru/biblia/?1Pet.2:13-17
10. Митрополит Филарет Московский и Ко-ломенскийго (Дроздов). Сочинения Филарета,
митрополита Московского и Коломенского. Слова и речи. М., 1861. Т. III.
11. Фроянов И. Я. Драма русской истории: На путях к опричнине / отв. ред. Ю. Г. Алексеев. М., 2007.
12. Закатов А. Н. Основы христианского учения о монархии в их историческом развитии и Российский императорский дом Романовых // Светоч. Альманах. 2010. № 6.
13. Овчинников А. И. Христианские ценности в современном праве и глобализация (к 1700-летию Миланского эдикта) // Северо-Кавказский юридический вестник. 2013. № 2.
14. Леонтьев К. Н. Восток, Россия и славянство. М., 2007.
15. Бердяев Н. А. Философия неравенства. Письмо пятое: О консерватизме. URL // http:// www.vehi.net/berdyaev/neraven/05.html
16. Овчинников А. И. Духовные причины правового нигилизма // Северо-Кавказский юридический вестник. 2013. № 3.
17. Овчинников А. И. Духовно-нравственная легитимация права: мировоззренческий контекст // Философия права. 2013. № 1 (56).
18. Овчинников А. И. Ценность права в христианской культуре русского народа // СевероКавказский юридический вестник. 2011. № 1.
19. Солженицын А. И. Красное колесо. Узел III. Март Семнадцатого. Париж, 1988. Т. 4.
20. Овчинников А. И. Базовые ценности и конституционное развитие России // Философия права. 2011. № 5 (48).
УДК 340 : 1 ББК 67 + 84
М. А. Исайчев ПРАВОВАЯ АКСИОЛОГИЯ П. И. НОВГОРОДЦЕВА
Статья посвящена взглядам П. И. Новгородцева на правовую аксиологию. Особое внимание обращается на соотношение права и морали, на обоснование правовой аксиологии как способа преодоления современного кризиса правосознания.
Ключевые слова: правовая аксиология, соотношение права и морали, кризис правосознания, право, правовой идеал, правовые ценности.
P. I. NOVGORODTSEV'S LEGAL AXIOLOGY
This article is about P. I. Novgorodtsev s opinions on law axiology. The outstanding Russian law thinker has summed up the centuries-old dispute about correlation of right and morals, having subjected each argument to the founding of law axiology system as a way of modern law consciousness crisis division.