Научная статья на тему 'Консервативные ценности в государственно-правовом развитии России'

Консервативные ценности в государственно-правовом развитии России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
248
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ / STATEHOOD / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / LEGAL CULTURE / ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ / TRADITIONAL VALUES / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И ПРАВОВОЙ КОНСЕРВАТИЗМ / STATE AND LEGAL CONSERVATISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дендиберя Ангелина Александровна

В статье подчеркивается роль консервативных ценностей в государственно-правовой истории России. Автор уходит от релятивистского понимания консерватизма, отмечая, что основное наполнение политического и правового консерватизма определено православным мировоззрением

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSERVATIVE VALUES IN THE STATE AND LEGAL DEVELOPMENT OF RUSSIA

The summary: in article the role of conservative values in a state and legal history of Russia is underlined. Author leaves from understanding of relativistic conservatism. The basic filling of political and legal conservatism is defined by orthodox outlook

Текст научной работы на тему «Консервативные ценности в государственно-правовом развитии России»

Философия права, 2015, № 2 (69)

2. Витрук Н. В. О юридических средствах обеспечения реализации и охраны прав советских граждан // Правоведение. 1964. № 4.

3. Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России. М., 1997.

4. Бутрос-Бутрос Гали. Права человека: общий язык человечества // Всемирная конференция по правам человека: ООН. Нью-Йорк, 1995.

5. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М., 1997.

6. Общая теория права: курс лекций. Н. Новгород, 1993.

7. Конституционный статус личности в СССР. М., 1980.

8. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (ред. от 07.05.2013) // Российская газета. 1997. 23 декабря.

9. Указ Президента России от 4 марта 2010 года № 271 «Вопросы Министерства образования и науки Российской Федерации» (ред. от 21.05.2012) // Российская газета. 2010. 10 марта.

10. Постановление Правительства России от 3 июня 2013 года № 466 «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации» (ред. от 31.01.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 23. Ст. 2923.

УДК 340.15 ББК 67

А. А. Дендиберя

КОНСЕРВАТИВНЫЕ ЦЕННОСТИ В ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОМ РАЗВИТИИ РОССИИ

В статье подчеркивается роль консервативных ценностей в государственно-правовой истории России. Автор уходит от релятивистского понимания консерватизма, отмечая, что основное наполнение политического и правового консерватизма определено православным мировоззрением.

Ключевые слова: государственность, правовая культура, традиционные ценности, государственный и правовой консерватизм.

CONSERVATIVE VALUES IN THE STATE AND LEGAL DEVELOPMENT OF RUSSIA

The summary: in article the role of conservative values in a state and legal history of Russia is underlined. Author leaves from understanding of relativistic conservatism. The basic filling of political and legal conservatism is defined by orthodox outlook.

Keywords: statehood, legal culture, traditional values, state and legal conservatism.

Затянувшийся период либеральных рыночных реформ в значительной степени дестабилизировал российское общество, что негативно сказалось на правовой культуре, правосознании россиян. Западная модель государственно-правового развития, внедряемая последние два десятилетия, не только не оправдала возложенных на нее надежд, но и опровергла тезис об оптимальности и универсальности либерально-демократического правового государства. Россия до сих пор не имеет единого и цельно воспринимаемого всеми идеала государственного и общественного строя, государственной идеологии, что, несмотря на соответствие Конституции РФ, вызывает тревогу у многих ученых [ 1, с. 3-8]. Рассматривая идеологию государства как важнейший элемент его механиз-

ма, исследователи предлагают ориентироваться не на либеральный идеологический и ценностный проект, а на нравственно-консервативный как на наиболее приемлемый в условиях современных угроз и модернизации Российского государства [2, с. 10-13].

Примечательно, что государственные лидеры сами обращают внимание на идейный вакуум в России. Например, В. В. Путин выступил сторонником консервативных устоев как базы развития Российского государства и права. В одном из своих интервью Президент России сравнил себя с «прагматиком с консервативным уклоном», обозначив две основные черты политического консерватизма - опора на традиционные институты общества и ценности, а также акцент на дальнейшее развитие государства [3]. «Справедливое

устройство общества, экономики - главное условие нашего устойчивого развития в эти годы» [4], - пояснил В. В. Путин. Если учесть, что государственность России находится под прицелом многочисленных врагов, сказанные главой государства слова в контексте идеологии приобретают особое значение [5, с. 97-99].

Консерватизм как явление традиционной русской политической и правовой культуры рассматривает вопросы государственно-правового развития России в контексте традиций отечественной государственности, развития права и опыта политических и правовых преобразований прошлых лет. Наиболее традиционным для отечественной государственности является православие как сосредоточение духовного богатства народов Святой Руси, объединившихся в русский народ. Именно православие выступает носителем русского христианского консерватизма.

Консерватизм следует понимать как отрицание бездуховности и рассудочно-рациональной парадигмы правового и государственного развития. «Религиозные и моральные компоненты в консерватизме оказываются опорными пунктами защиты существующей системы и привычного образа жизни» [6, с. 31], - пишет современный российский политолог К. С. Гаджиев. Православие сыграло решающую роль в формировании не только русского консерватизма, но и Российского государства и права в целом. Определило самобытность русского консерватизма, тяготеющего к вере в Бога, представляющего нам осмысленную вселенную со своими законами. Поэтому консерватор - это, прежде всего, искренне верующий человек и сторонник христианской государственности. «В православии идеал государства - православная симфония, цель которой - общегосударственное вселенское спасение», - отмечают А. И. Овчинников, С. П. Овчинникова и А. С. Андрейченко в своей работе «Православное вероучение и консервативная философия права» [7, с. 17]. Анализу православного государственно-правового консерватизма посвящены труды ведущих современных юристов и государствоведов: А. И. Овчинникова, А. Г. Дугина, А. А. Король-кова, А. Н. Боханова, А. А. Радугина, Д. В. По-спеловского и других.

Проблема выбора религии в свое время определила культурно-исторический путь Российского государства и детерминировала его развитие. Помимо безусловных политико-географических факторов, принятию православия в X веке

способствовала духовная близость его идеалов русской душе, позволившая воспринять его ровно в той мере, в которой она это может. Начало формирования консерватизма в России, в свою очередь, в научной литературе относят ко второй половине XVIII века, выделяя предконсер-ватизм как совокупность идей, ставших базовыми для классического консервативного учения [8, с. 17]. Зарождение русского предконсер-ватизма В. А. Гусев определяет как начало процесса христианизации Руси в X веке [8, с. 17]. Однако мы не разделяем данную точку зрения, поскольку принятие православия на Руси предвосхищала одна из главных функций консерватизма - единение ценностных воззрений народа и национальное сплочение. Светская власть воспринималась определенной в своей уникальности религиозными основами, глава государства мыслился как Божий слуга, власть которого «от Бога». Таким образом, на основе христианизации происходило становление нового типа государственности в Киевской Руси, базовые элементы которой были положены в основу идеи консерватизма. Христианское учение о Богоустанов-ленности верховной власти благодаря словам святого Апостола Петра: «Повинитеся убо всякому человечу созданию Господа ради: аще царю, яко преобладающу, аще ли же князем, яко от него посланным во отмщение убо злодеем, в похвалу же благотворцем» (1 Пет. 2, 13) [9], ясно определило особый статус правителя, подобно иконе Бога на земле, и покорность как доказательство благоповедения. Митрополит Филарет Московский пишет: «...Бог, по образу Своего небесного единоначалия, устроил на земле царя; по образу Своего вседержительства - царя самодержавного; по образу Своего царства непреходящего, продолжающегося от века и до века, - царя наследственного» [10, с. 252]. Задача земного правителя, согласно христологиче-скому догмату о слиянии во Иисусе Христе божественной и человеческой природы, состоит в том, чтобы соответствовать своему божественному предназначению согласно воле Божьей, а народа - в осознании и почитании достоинства своего государя, смирении и соблюдении порядка и традиций, преумножении достоинств общества, как плодов все той же воли Бога. «В православии отдается явное предпочтение власти, которая, как верует Церковь, санкционирована Богом и которая сознает свою религиозную миссию. Это же ожидается от общества», - отмечается в литературе [7, с. 58].

Православие, став одной из составляющих идейного богатства монархической России, ассоциирует консерватизм с самодержавной властью, где самодержавие - это то, что само себя держит. Самодержавная монархия видится как держащая верховную власть и соблюдающая бо-гоустановленные законы и традиции народа, содержащая вверенную ей Богом страну в порядке, «честно и грозно» [11, с. 160] (по словам царя Иоанна IV), поддерживающая ее авторитет в мире, удерживающая зло и при этом сама сдерживающаяся [12, с. 105].

Православие во все времена являлось основным носителем единства и целостности русского народа, что прослеживалось на всех этапах развития страны: в период феодальной раздробленности Руси в XII веке, во время татаро-монгольского нашествия в XIII веке и церковных реформ Петра I 1721 года, сделавших Русскую православную церковь частью государственного аппарата, какой она остается и в настоящее время. Однако важно отметить, что в эпоху глобализации христианская правовая культура претерпевает значительные изменения [13, с. 7-11].

Пронизывая консерватизм, формирующий политические институты и право, оно не только сплачивает народ, но и своими моральными и нравственными ценностями, проверенными веками, дает утешение и примирение, духовную опору и нуждающимся, и всему народу: «У религии есть ответы... поэтому жить и бороться не страшно» [14, с. 413]. Действующая сила в православии заключена в сокровенном - вере. И консерватизм искренне «верит» в оформившиеся в XIX веке и актуальные по сей день идеалы сильной власти, упорядоченного общества и его самобытного развития, накопление духовного опыта и бережное сохранение национального менталитета. Консерватизм в особо тяжелые для России годы виделся как сдерживающий «зверино-хаотическую стихию, неподконтрольный грех» [15] и дисциплинирующая сила. Именно отходом от консервативного понимания права и правосознания можно объяснить современный криминальный вызов обществу [16, с. 7-13].

Православное учение о любви и милости легло в основу формирования всей духовной культуры. Его своеобразие было принято созерцающей русской душой, что претворилось в иси-хастском подходе. Консервативная идея строит государство на века для потомков, которые впоследствии станут предками. Именно консервативная нравственная идея, понимание права оп-

ределяют духовно-нравственную легитимность институтов права и государства [17, с. 12-17].

Изначально находясь во взаимодействии как сообщающиеся сосуды, развитие государства и религии в России происходит взаимообусловлен-но. Примером тому могут служить такие вехи в историографии, как формирование автокефальной Русской церкви (1448), то есть независимой от Константинопольского патриархата, которому содействовала возрастающая мощь Русского государства, либо раскол Русской православной церкви (1656), обусловленный усилением и ужесточением самодержавной царской власти.

Русский консерватизм, находясь в поисках баланса институтов светской власти и религии, является единственным государственно-правовым течением, которое не «подмывает» менталитет русского народа, не ломает его, а учитывает его, встраиваясь структурным компонентом в единую систему. «Православие претворилось во всех сферах жизни общества и формах его развития, оно влилось в кровь народа» [18, с. 24-32]. Будучи основанным на духовно близких сердцу аспектах, оно органически присуще русскому народу.

Консерватизм склонен к эволюционизму и творчеству как никакое иное политическое течение, поскольку обладает для этого значительным опытом и инструментарием, способностью аккумулировать духовные ценности. Для упорядоченного и смиренного консерватизма странно видеть будущее более реальным, чем прошлое [15], невозможно развивать государство и строить систему права, не имея выработанных, обоснованных и проверенных эталонов и механизмов. На базе ценностей и духовного опыта православия русский консерватизм формируется как национальный романтизм. Как писал А. И. Солженицын, «Русь не просто приняла христианство, она полюбила его всем сердцем, она расположилась к нему всей душой, она излегла к нему всем лучшим своим. Она приняла его себе в названии жителей, в пословицы и приметы, в строй мышления, в обязательный угол избы, его символ взяла себе во всеобщую охрану, его поименными святцами заменила всякий другой счетный календарь, с ним соразмерила весь план своей трудовой жизни, его храмам отдала лучшие места своих оружий, его службам - свои предрассветья, его потам - свою выдержку, его праздникам -свой досуг, его странникам - свой кров и хлебушек» [19, с. 229-230]. Будущее России, безусловно, связано с законодательным закреплением базовых, консервативных ценностей отечественной культуры [20, с. 16].

Литература

1. Баранов П. П., Овчинников А. И. Конституционная легитимность государственной власти в России // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. № 7.

2. Овчинников А. И. Идеалы и ценности российской государственности в правовой политике современной России // Юристъ-Правоведъ. 2012. № 1 (50).

3. Текст интервью В. Путина в преддверии встречи с G20 Первому каналу и агентству Associated Press // Голос России. 2013. 4 сентября.

4. Путин В. В. Строительство справедливости. Социальная политика для России // Комсомольская правда. 2012. 13 февраля.

5. Овчинников А. И. Национальная безопасность России в условиях сетевой войны // Философия права. 2014. № 2 (63).

6. Гаджиев К. С. Консерватизм: современные интерпретации. М., 1990.

7. Овчинников А. И., Овчинникова С. П., Андрейченко А. С. Православное вероучение и консервативная философия права // Философия права. 2007. № 1. Ч. I.

8. Гусев В. А. Русский консерватизм: основные направления и этапы развития // Философия права. 2007. № 1.

9. Библия, 1-е послание Петра, 2:13-17. URL // http://azbyka.ru/biblia/?1Pet.2:13-17

10. Митрополит Филарет Московский и Ко-ломенскийго (Дроздов). Сочинения Филарета,

митрополита Московского и Коломенского. Слова и речи. М., 1861. Т. III.

11. Фроянов И. Я. Драма русской истории: На путях к опричнине / отв. ред. Ю. Г. Алексеев. М., 2007.

12. Закатов А. Н. Основы христианского учения о монархии в их историческом развитии и Российский императорский дом Романовых // Светоч. Альманах. 2010. № 6.

13. Овчинников А. И. Христианские ценности в современном праве и глобализация (к 1700-летию Миланского эдикта) // Северо-Кавказский юридический вестник. 2013. № 2.

14. Леонтьев К. Н. Восток, Россия и славянство. М., 2007.

15. Бердяев Н. А. Философия неравенства. Письмо пятое: О консерватизме. URL // http:// www.vehi.net/berdyaev/neraven/05.html

16. Овчинников А. И. Духовные причины правового нигилизма // Северо-Кавказский юридический вестник. 2013. № 3.

17. Овчинников А. И. Духовно-нравственная легитимация права: мировоззренческий контекст // Философия права. 2013. № 1 (56).

18. Овчинников А. И. Ценность права в христианской культуре русского народа // СевероКавказский юридический вестник. 2011. № 1.

19. Солженицын А. И. Красное колесо. Узел III. Март Семнадцатого. Париж, 1988. Т. 4.

20. Овчинников А. И. Базовые ценности и конституционное развитие России // Философия права. 2011. № 5 (48).

УДК 340 : 1 ББК 67 + 84

М. А. Исайчев ПРАВОВАЯ АКСИОЛОГИЯ П. И. НОВГОРОДЦЕВА

Статья посвящена взглядам П. И. Новгородцева на правовую аксиологию. Особое внимание обращается на соотношение права и морали, на обоснование правовой аксиологии как способа преодоления современного кризиса правосознания.

Ключевые слова: правовая аксиология, соотношение права и морали, кризис правосознания, право, правовой идеал, правовые ценности.

P. I. NOVGORODTSEV'S LEGAL AXIOLOGY

This article is about P. I. Novgorodtsev s opinions on law axiology. The outstanding Russian law thinker has summed up the centuries-old dispute about correlation of right and morals, having subjected each argument to the founding of law axiology system as a way of modern law consciousness crisis division.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.