Научная статья на тему 'Роль идейного течения консерватизма в формировании современного государства'

Роль идейного течения консерватизма в формировании современного государства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
141
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ / STATEHOOD / ГОСУДАРСТВО / STATE / ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ / TRADITIONAL VALUES / РЕЛИГИЯ / RELIGION / МОРАЛЬ / MORALITY / РУССКИЙ КОНСЕРВАТИЗМ / RUSSIAN CONSERVATISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дендиберя Ангелина Александровна

В статье подчеркивается роль консервативных ценностей в государственно-правовой истории России. При этом автор уходит от понимания релятивистского консерватизма, объясняя наполнение политического и правового консерватизма в истории России православным мировоззрением

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF IDEOLOGICAL CURRENT OF CONSERVATISM IN THE FORMATION OF THE MODERN STATE

In the article the role of conservative values in a state-legal history of Russia is underlined. Thus the author leaves from understanding of relativistic conservatism. The basic filling of political and legal conservatism in the history of Russia is defined by orthodox outlook.

Текст научной работы на тему «Роль идейного течения консерватизма в формировании современного государства»

Утверждение демократии требует целого ряда объективных и субъективных условий. Прежде всего, необходимы традиция, культура, опыт и здравый смысл президента и правительства, избирателей и депутатов, готовность граждан и политических партий к сотрудничеству, к поискам компромиссов и консенсусу.

Назначение политической системы общества состоит в обеспечении интеграции, объединении специальных групп и общностей с различными интересами в единое целое, которое «без повышения как общей, так и правовой культуры общества невозможно» [10]. Главные препятствия - рост социального неравенства, религиозный экстремизм, национализм и низкая правовая культура.

Литература

1. Платон. Государство // Собрание сочинений: в 4-х т. М., 1994. Т. 3.

2. Аристотель. Политика. Афинская полития. М., 1997.

Материалы межвузовского круглого стола...

3. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. Философское начало учения о гражданине // Сочинения: в 2-х т. М., 1991

4. Локк Дж. Два трактата о государственном правлении. Два трактата о правительстве // Сочинения: в 3-х т. М., 1988.

5. Иванников И. А. Теория государства и права. М., 2011.

6. Сахаров А. Д. Мир. Прогресс. Права человека. Л., 1990.

7. Ильин И. А. О сущности правосознания. М., 1999.

8. Сальников В. П. Социалистическая правовая культура. Саратов, 1989.

9. Плешаков А. П. Правовая культура и становление новой российской государственности // Правовая культура. 2007. № 1 (2).

10. Иванников И. А. История философии права в России: периодизация, основные направления, идеалы и особенности. Ростов н/Д, 2014.

УДК 340.15 ББК 67.0

А. А. Дендиберя

РОЛЬ ИДЕЙНОГО ТЕЧЕНИЯ КОНСЕРВАТИЗМА В ФОРМИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА

В статье подчеркивается роль консервативных ценностей в государственно-правовой истории России. При этом автор уходит от понимания релятивистского консерватизма, объясняя наполнение политического и правового консерватизма в истории России православным мировоззрением.

Ключевые слова: государственность, государство, традиционные ценности, религия, мораль, русский консерватизм.

ROLE OF IDEOLOGICAL CURRENT OF CONSERVATISM IN THE FORMATION

OF THE MODERN STATE

In the article the role of conservative values in a state-legal history of Russia is underlined. Thus the author leaves from understanding ofrelativistic conservatism. The basic filling of political and legal conservatism in the history of Russia is defined by orthodox outlook.

Keywords: statehood, state, traditional values, religion, morality, Russian conservatism.

Идеология консерватизма - один из важнейших элементов политической системы Российской Федерации. Традиционные ценности, положившие начало формированию российских политических институтов и права, не только во все времена сплачивают людей, но и своими моральными и нравственными составляющими, проверенными веками, дают утешение и примирение, духовную опору как нуждающимся, так и народу в

целом, решая «по отчине»: «а которая земля обычаи переменяет - та земля недолго стоит» [1]. Консервативная нравственная идея и ее понимание государства и права определяют духовно-нравственную легитимность институтов права и государства [2, с. 12-17]. Консерватизм в особо тяжелые для России года виделся как сдерживающая «зверино-хаотическую стихию, неподконтрольный грех» [3] и дисциплинирующая сила.

Философия права, 2015, № 3 (70)

Вместе с тем данное идейное течение, несмотря на свою традиционность, со временем претерпевает ряд изменений. Во многом данный фактор обусловлен циркуляцией информации и сменой эпох. Принцип сообщения между идейными течениями объединяет их общим стремлением к благоденствию. Поэтому то, что вчера было радикально новым и мыслилось как исключительная вольность, завтра станет традиционным и привычным. Ярким примером тому может служить принцип свободы рынка. В свою очередь, идея консерватизма о сильной централизованной государственной власти реципирована либерализмом. И либерализм, и консерватизм основываются на вере, в том числе в конкретные образцы и эталоны. Если истоки революционной мысли, зачастую утопичной, коренятся прежде всего в желании развивать, изменять, достигать, то консерватизм рассматривает мир, в котором он существует, как наилучший из возможных и искренне верит в оформившиеся еще в XIX веке, но актуальные и сегодня идеалы сильной власти, упорядоченного общества и его самобытного развития, накопление духовного опыта и бережное сохранение национального менталитета.

Консерватизм, базирующийся на стабильности и приверженности традициям, не только не отрицает прогресса, но и признает его явлением естественным, подчиненным выработанным годами законам и обыкновениям. Русский консерватизм, восприняв у православия как хранителя моральных и нравственных устоев каноничность и способность к аккумулированию духовных ценностей, склонен к эволюционизму и творчеству как никакое иное политическое течение, поскольку обладает для этого значительным опытом и инструментарием. Русский консерватизм развивался в рамках традиционализма, отличался самобытностью и рассматривал окружающий мир и его явления в качестве продукта Божьей воли, где традиция - прототип этой воли, закрепленный издревле. «В православии отдается явное предпочтение власти, которая, как верует Церковь, санкционирована Богом и которая сознает свою религиозную миссию. Это же ожидается от общества...», - отмечают А. И. Овчинников, С. П. Овчинникова, А. С. Андрейченко [4, с. 58]. Консерватизм выделяет две основные действующие силы: стабильность и традиционность общества и государства во всех их проявлениях. Не выступая против свободы - основного разграничителя идейных течений, консерватизм не принимает таких спутников прогресса, как радикализм и «уравниловка». Стирание социальной иерархии, разрыв с религией и выработанными ею

традициями ему чужды. Соотнесение либерализма со свободой также весьма условно ввиду многомерности самого явления и его понимания различными политическими течениями.

Русская консервативная мысль ориентирована на обеспечение стабильности и устойчивости общества и государства. Внутри нее органично «уживаются» идеи всевозможного новаторства и даже революций, как правило, научных. Примером тому могут служить реформы Петра I, когда Россия, самобытно развивавшаяся, активно восприняла все европейское. Именно уникальная эклектичность обусловила процесс «размывания» русского традиционализма.

Проверенный веками консерватизм, поменявший немало ликов, на сегодняшний день характеризуется наличием трех важнейших для современного общества функций: объединение, развитие и стабилизация. Сложившаяся геополитическая ситуация наглядно демонстрирует катастрофические масштабы слепого следования либералисти-ческим концепциям, утрату преемственности, выразившиеся не только в социальной и политической нестабильности, но и нравственной деградации «космополитического» Запада, задыхающегося от культа удовольствий и материалистических идей общества потребления, защиты прав сексуальных меньшинств и поощрения половой распущенности, пропаганды «метадоновых программ» и легализации наркотиков. Именно с отходом от консервативного понимания права и правосознания известный государствовед А. И. Овчинников связывает современный криминальный вызов обществу [5, с. 7-13].

Президент Российской Федерации В. В. Путин, называя себя «прагматиком с консервативным уклоном» [6], выбрал для России путь развития, ориентированный на нравственно-консервативный идеологический и ценностный проект как наиболее приемлемый в условиях современных угроз и модернизации Российского государства [7, с. 10-13]. Во многом благодаря подобной активной политике, базирующейся на консервативных устоях, российская государственность, находящаяся под прицелом многочисленных врагов [8, с. 97-99], в настоящее время позиционируется как оплот христианских традиций и консервативных ценностей, подтверждает влившуюся в кровь и ставшую для нас традиционной особенность, иллюстрирующую консервативную природу российской государственности, - приоритет общества в случае выбора между желаниями индивида и интересами народа. Как отмечал, например, П. Уорстхорн, «социальная дисциплина. представляет собой значительно более плодотвор-

Материалы межвузовского круглого стола.

ную... тему для современного консерватизма, чем индивидуальная свобода» [9, с. 159; 13].

Россия - не только самая большая страна в мире, но и уникальное государство, суть которого состоит в многообразии и единстве различных этносов: «Россия - не Европа, но и не Азия, и даже не Евразия. Это - просто Россия» [10, с. 5]. «...Твердая, национально-патриотическая и по идее либеральная диктатура, помогающая народу выделить кверху свои подлинно лучшие силы и воспитывающая народ к трезвлению, к свободной лояльности, к самоуправлению и к органическому участию в государственном строительстве» [11, с. 177]. Гармонизация процессов в обществе и государстве зависит от умения власти понимать органичность жизни народа, его уникальность, значение для него традиций и свободы, а также навыка принимать компромиссные решения для внутренне солидарного общества. Поэтому будущее России, безусловно, связано с дальнейшим законодательным закреплением базовых консервативных ценностей отечественной культуры [12, с. 16].

Литература

1. Ключевский В. О. Иван Никитич Берсень-Беклемешев и Максим Грек. URL // http:// litrus.net/book/read/151361

2. Овчинников А. И. Духовно-нравственная легитимация права: мировоззренческий контекст // Философия права. 2013. №№ 1 (56).

3. Бердяев Н. А. Философия неравенства. Письмо пятое: О консерватизме. URL // http:// www.vehi.net/berdyaev/neraven/05.html

4. Овчинников А. И., Овчинникова С. П., Андрейченко А. С. Православное вероучение и консервативная философия права // Философия права. 2007. № 2 (20). Ч. 2.

5. Овчинников А. И. Духовные причины правового нигилизма // Северо-Кавказский юридический вестник. 2013. № 3.

6. Интервью В. В. Путина в преддверии встречи с G20 Первому каналу и Агентству Ассошиэйтед Пресс // Голос России. 2013. 4 сентября.

7. Овчинников А. И. Идеалы и ценности российской государственности в правовой политике современной России // Юристъ-Правоведъ. 2012. № 1 (50).

8. Овчинников А. И. Национальная безопасность России в условиях сетевой войны // Философия права. 2014. № 2 (63).

9. Гаджиев К. С. Введение в политическую науку. М., 1999.

10. Солоневич И. Л. Народная монархия. М., 1991.

11. Ильин И. А. Наши задачи // Собрание сочинений: в 10-ти т. М., 1993. Т. 2. Кн. 1.

12. Овчинников А. И. Базовые ценности и конституционное развитие России // Философия права. 2011. № 5 (48).

13. Worsthorn P. The much Freedom // Conservative Essay. L., 1979.

УДК 340.15 ББК 67.0

Ю. А. Штейнберг

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ РОССИИ

В статье показано влияние избирательной системы на процессы формирования представительных органов власти, определяется место и роль избирательной системы в современном демократическом государстве. Автор дает характеристику основным избирательным системам, выявляет их основные достоинства и недостатки с точки зрения участия в создании законодательных органов государственной власти.

Ключевые слова: выборы, избирательные системы, типы избирательных систем, властные полномочия, демократия.

PROSPECTS OF RUSSIA DEMOCRATIC DEVELOPMENT

The article is devoted to the place and role of the electoral system in the modern democratic state. The author analyses the influence of the electoral system on formation of representative government authori-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.