наркотического опьянения. Если лицо в таком виде будет задержано во второй раз, то это уже повлечет за собой уголовную ответственность. Но больше всего закон ужесточили в отношении дилеров, то есть тех, кто продает наркотики. За это преступление суд теперь может приговорить виновного к 25 годам лишения свободы (для сравнения: за убийство УК Беларуси предусмотрено наказание до 15 лет лишения свободы). За торговлю запрещенными веществами более строгое наказание применяется только в Ирландии - вплоть до пожизненного заключения. За продажу наркотиков (героина, гашиша или «спайса» - разницы нет) задержание преступников в Беларуси проводят бойцы спецназа. За распространение курительных смесей теперь могут привлечь к уголовной
Литература
1. Букаев Н. М., Мальцев В. В. Расследование преступлений несовершеннолетних. Ростов н/Д, 2006.
2. Каневский Л. Л. Расследование и профилактика преступлений несовершеннолетних. М., 1982.
3. Еникеев М. И. Основы общей и юридической психологии. М., 1999.
4. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. В. М. Лебедев. М., 2008.
5. Боков Л. В., Филиппов Н. Л. Преступность и наркомания: взаимосвязь явлений и их социологический анализ // Криминологический журнал. 2003. № 2.
6. URL: http://www.1tv.ru/news/world/278505
УДК 340.15 ББК 67.0
ответственности даже 14-летнего подростка.
Только за прошлый год от отравлений «спайсами» в Беларуси погибли 32 человека. С ужесточением закона, по мнению представителей белорусской милиции, количество трагических случаев резко пошло на спад. Но власти республики в борьбе со «спайсами» уже в этом году готовы пойти и на более жесткие меры. Так, в следующем учебном году, то есть уже с сентября, тех, кто может пристраститься к наркотикам, будут выявлять даже в начальных классах. Педагоги и психологи займутся поиском ребят из так называемой «группы риска». Некоторые родители уже сейчас возмущены тем, что это нарушает права ребенка. Однако в министерствах считают, что если речь идет о наркотиках, то цель оправдывает средства [6].
Bibliography
1. Bukayev N. M., Maltsev V. V. The investigation of minor crimes. Rostov-on-Don, 2006.
2. Kanevsky L. L. The investigation and prevention ofjuvenile crime. Moscow, 1982.
3. Enikeev M. I. Fundamentals of General and legal psychology. Moscow, 1999.
4. The commentary to the Criminal code of the Russian Federation / ed. by V. M. Lebedev. Moscow, 2008.
5. Bokov L. V., Filippov N. L. Crime and substance abuse: the relationship between phenomena and their sociological analysis // Criminological journal. 2003. № 2.
6.URL: //www.1tv.ru/news/world/278505
© 2015 г. А. А. Дендиберя
КОНСЕРВАТИВНЫЕ ЦЕННОСТИ ТРАДИЦИОННЫХ КОНФЕССИЙ: ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
В статье рассматривается значительная роль морали и нравственности как главных ценностей традиционных конфессий и консервативной политической мысли в формировании стабильного общества и сильного государства. Автором проанализировано значение традиций, опирающихся на накопленный духовный опыт и являющихся базой для самобытно развивающегося и здорового общества.
Ключевые слова: правовая культура, традиционные ценности, религия, нравственность, мораль, русский консерватизм, право, солидаризм.
CONSERVATIVE VALUES OF TRADITIONAL RELIGIONS: STATE-LEGALASPECT
The article deals with a great significant role of morality and social norms as the main values of traditional confession and conservatism in formation and developmen t of a stable society and power-
Юристг-Прлвов^дъ, 2015, № 6 (73)
ful state. The traditions based on spiritual experience are foundations for a developing in its own way and healthy society.
Key words: legal culture, traditional values, religion, morality, Russian conservatism, law, soli-darism.
Легко быть безумцем, легко быть еретиком. Проще всего - идти на поводу у века, труднее всего -идти, как шел. Легко быть модернистом; легко быть снобом, легко угодить в одну из тех ловушек, которые - мода за модой, секта за сектой - стоят на пути Церкви... Легче легкого поддаться любому из поветрий, от агностицизма до христианской науки. Но избежать их - истинный подвиг, от которого захватывает дух. И я вижу, как, громыхая, мчится по векам колесница, дикая Истина правит ею и тусклые ереси падают перед ней [1].
Г. К Честертон
Провал либеральных рыночных реформ и идей абсолютной свободы, выродившихся в чрезмерную вольность и общественное бремя атомарности, в значительной степени дестабилизировал российское общество, что негативно сказалось на правовой культуре и правосознании россиян. Это является вполне закономерным фактором, поскольку абсолютная свобода и безграничность выбора в отсутствие сдерживающих рамок неминуемо ведут к безнадобности самой свободы и лишают выбор какого-либо смысла. Активное внедрение либеральных идеалов, граничащих с извращенными формами анархии и бесконтрольности, обостряет внутренние социальные противоречия и конфликт традиционных устоев и ценностей.
Политика Президента РФ В. В. Путина позиционирует его как сторонника консервативных устоев, которые рассматриваются им как база развития Российского государства и права, и, если учесть, что государственность России находится под прицелом многочисленных врагов, его слова об устойчивом развитии в контексте идеологии приобретают особое значение [2, с. 97-99]. Именно отходом от консервативного понимания права и правосознания можно объяснить и современный криминальный вызов обществу [3, с. 713]. Консерватизм как явление традиционной русской политической и правовой культуры рассматривает вопросы государственно- правового развития России в контексте традиций отечественной государственности, развития права и опыта политических и правовых преобразований прошлых лет. «Исследование агентства "Медиамарк" приводит к совершенно определенному выводу: «Абсолютное большинство граждан России разделяет консервативные ценности: крепкое государство, национальные интересы, производящая экономика, русские традиции, нравственность...». Очевидно, что русский консерватизм сегодня и есть ее национальная идея,
консервативные ценности - предмет консенсуса государства, общества и церкви [4]. В этом свете консерватизм прежде всего следует понимать как отрицание бездуховности и рассудочно-рациональной парадигмы правового и государственного развития. Произрастая из традиций, морали и нравственности, консервативные ценности органично сливаются в единое целое с религией как важнейшим институтом социальной регуляции. Статья 14 Конституции РФ гласит, что «Российская Федерация - светское государство» [5], что ни в коей мере не отрицает и не умаляет роли религии и церкви в жизни общества, а признает свободу и право личного выбора: «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» [5]. «Любой человек, живущий в нашей стране, не должен забывать о своей вере и этнической принадлежности. Но он должен быть прежде всего гражданином России и гордиться этим. Никто не имеет права ставить национальные и религиозные особенности выше законов государства. Однако при этом сами законы государства должны учитывать национальные и религиозные особенности» [6]. «Не следует забывать, что право и закон существуют для человека и во имя человека и имеют значительную ценность только в неразрывной связи с культурно-религиозной традицией ее носителя» [7, с. 120].
Значимая во все времена взаимосвязь институтов церкви и государства определила путь формирования в российском общественном сознании представлений о характере властных отношений, специфику норм общественно-политического взаимодействия и приверженность власти к православной культурной традиции. При осознании роли церкви в развитии Российского государства становится очевиден сакральный характер восприятия обществом сущности сформированного столетиями феномена власти. Изучение истории нашего государства обнаруживает исключи-
тельное терпение и законопослушность русского человека, постоянно претерпевающего бесконечные реформы государственного строя, и корни этого терпения, по мнению ряда ученых, таятся в православном христианском мировоззрении, сформировавшем государственность России [8, с. 25]. Христианство, которому чужд «правовой нигилизм», признает «другого», «иного», уважает право «другого быть другим», поскольку свобода «другого» лежит в основе библейской истории [8, с. 25]. В свою очередь, ислам, изначально не разделяя светское и церковное управление обществом, воспринимает государственные и духовные сферы в тесной взаимосвязи, как единое целое. Практика показывает, что именно гармоничные отношения многомерного и поликонфессионального общества, строящегося и существующего на принципах солидарности, духовности и не просто толерантности, а именно взаимоуважения, обеспечивают его стабильность и сплоченность, государственную суверенность и державное величие. Вживаясь традицией и прочно встраиваясь нормой в жизнь общества и быт каждого его представителя, стабильные по своей сути религиозные начала морально-нравственных устоев общества позволяют создать взаимосогласованную духовную базу развития. По этой причине гораздо более перспективным видится режим сотрудничества светской власти и церкви в виде активных партнерских отношений, обеспечивающих взаимодействие для решения наиболее значимых общесоциальных вопросов. Православная церковь предписывает повиноваться государственной власти независимо от убеждений и вероисповедания и молиться за нее, «дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1Тим. 2:2) [9]. Священное Писание, осудив анархию, противоречащую христианскому миропониманию, определило нравственный смысл существования самого государства через признание за ним власти в ограничении зла и поддержке добра. Христианское учение о богоустановленности верховной власти благодаря словам святого Апостола Петра: «Повинитеся убо всякому человечу созданию Господа ради: аще царю, яко пре-обладающу, аще ли же князем, яко от него посланным во отмщение убо злодеем, в похвалу же благотворцем» (1 Пет. 2:13) [10] - ясно, но опосредованно установило особый статус правителя подобно иконе Бога на земле. На основании естественно сложившегося и ис-
торически выработанного принципа противовесов, целью которого является создание симфонии взаимодействия государства и церкви, учитывается различие природ данных институтов: целью церкви является вечное спасение людей, а государства - их земное благополучие. Однако земное благоденствие немыслимо без соблюдения конкретных морально-нравственных норм, без которых невозможно и вечное спасение человека. Традиционные и проверенные временем ценности и идеалы, в соответствии с которыми формируются политические институты и право, не только сплачивают народ, но и верой дают утешение и примирение, духовную опору и нуждающимся, и всему народу: «У религии есть ответы..., поэтому жить и бороться не страшно» [11, с. 413]. Консерватизм искренне «верит» в никогда не устаревающие и актуальные по сей день идеалы сильной власти, накопление духовного опыта, упорядоченного общества и его самобытного развития и являющиеся стратегическими целями развития любого государства. Путь к достижению этих идеалов в условиях конфликта и борьбы ценностных ориентиров пролегает через согласование и примирение разнородных интересов, партнерство различных политических и общественных групп, а также отдельных их представителей. Традиционные для России конфессии, делая упор на живой связи между свободой личности и сохранением консервативных ценностей общества -семьи, солидарности, собственности, участии в общественной жизни, строились и строятся на морали и нравственности как залоге здорового и духовно-сильного общества. Консервативная идея, охраняя фундамент государственно-правовых институтов, создает государство на века, для потомков, которые впоследствии станут предками. Именно консервативная нравственная идея, ее понимание права, определяют духовно-нравственную легитимность институтов права и государства [12, с. 12-17]. Русский консерватизм, находясь в поисках баланса институтов светской власти и религии, является единственным государственно-правовым течением, которое не подмывает менталитет народа, не ломает его, а учитывает, встраиваясь структурным компонентом в единую систему. Несмотря на охранительное назначение, он, став олицетворением народной идеи, сложился в веках гибким и живым, впитавшим религиозные устои как собственные каноны, в силу чего на пути к стабильности и общему благу
Юристъ-Правов^дъ, 2015, № 6 (73)
готов к солидарности и уважению свободы. Учитывая эту специфику природы русского консерватизма, нельзя не согласиться с рядом исследователей, аналогизирующих идейно-концептуальную основу развития национальной системы права, которая базируется на христианской ценностно-нормативной системе, солидаризме во всех его проявлениях в социально-культурной и политико-правовой сферах жизни российского общества [13, с. 39].
Восприняв у религии, выступающей хранителем моральных и нравственных устоев, каноничность и способность к аккумулированию духовных ценностей, консерватизм склонен к эволюционизму и творчеству как никакое иное политическое течение, поскольку обладает для этого значительным опытом и инструментарием. «Традиция расширяет пра-
Литература
1. Честертон Г. К Ортодоксия: URL: http: // modernlib.ru/books/chesterton_gilbert_kiyt/ ortodoksiya/read/
2. Овчинников А. И. Национальная безопасность России в условиях сетевой войны // Философия права. 2014. № 2.
3. Овчинников А. И. Духовные причины правового нигилизма // Северо-Кавказский юридический вестник. 2013. № 3.
4. Бражников И. Л. Конец либерализма и консервативные ценности: URL: http://www. pravoslavie .ru/analit/051226100255.htm
5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993). URL: http://www.consultant.ru/popular/cons/
6. Путин В. В. Россия: национальный вопрос // Независимая газета. 2012. 23 января. URL: http://www.ng.ru/politics/2012-01-23/1_national.html
7. Хажироков В. А. Радикальный ислам на Северном Кавказе в контексте национальной безопасности // Философия права. 2015. № 1.
8. Овчинников А. И. Ценность права в христианской культуре русского народа // СевероКавказский юридический вестник. 2011. № 1.
9. Библия, Апостола Павла 1-е послание к Тимофею, 2:1-2. URL: http:// http://azbyka.ru/bib-lia/?1Tim.2&cr.
10. Библия, 1-е послание Петра, 2:13-17. URL: http://azbyka.ru/biblia/? 1 Pet. 2:13-17.
11. Леонтьев К. Н. Восток, Россия и славянство: в 2 т. М., 2007. Т. 2.
12. Овчинников А. И. Духовно-нравственная легитимация права: мировоззренческий контекст // Философия права. 2013. № 1.
ва; она дает право голоса самому угнетенному классу - нашим предкам» [1]. Для упорядоченного и смиренного консерватизма странно видеть будущее более реальным, чем прошлое [14], невозможно развивать государство и строить систему права, не имея выработанных, обоснованных и проверенных эталонов и механизмов. «Тем, что благотворные традиции были сохранены и передавались достаточно долго., мы отчасти обязаны мистическим и религиозным верованиям, и прежде всего,. ведущим монотеистическим религиям. Порою я думаю, что не мешало бы именовать хотя бы некоторые из них. "символическими истинами"» [15]. Будущее России, безусловно, связано с законодательным закреплением базовых, консервативных ценностей отечественной культуры [16, с. 16].
Bibliography
1. Chesterton G. K. Orthodoxy. URL:http:// modernlib.ru/books/chesterton_gilbert_kiyt/ ortodoksiya/read/
2. Ovchinnikov A. I. The national security of Russia in conditions of network war // Philosophy of law. 2014. № 2.
3. Ovchinnikov A. I. Spiritual causes of legal nihilism // North Caucasus law Gazette. 2013. № 3.
4. Brazhnikov I. L. The End of liberalism and conservative values. URL: http://www. pravoslavie.ru/analit/051226100255.htm
5. The Constitution of the Russian Federation, 12.12.1993. URL: http://www.consultant.ru/popu-lar/cons/
6. Putin V. V. Russia: the national question // Independent newspapir. 2012. January 3. URL: http:// www.ng.ru/politics/2012-01 -23/1_national.html
7. Khazhirokov V. A. Radical Islam in the North Caucasus in the context of national security // Philosophy of law. 2015. № 1.
8. Ovchinnikov A. I. Value of law in the Christian culture of Russian people // North Caucasus law Gazette. 2011. № 1.
9. The Bible, the Apostle Paul's 1st Epistle to Timothy, 2:1-2. URL: http:// http://azbyka.ru/bib-lia/?1Tim.2&cr.
10. The Bible, 1st Epistle of Peter, 2:13-17. URL: http://azbyka.ru/biblia/? 1 Pet.2:13-17.
11. Leontiev K. N. East, Russia and Slavdom: in 2 vol. Moscow, 2007. Vol. 2.
12. Ovchinnikov A. I. Spiritual and moral legitimation of law: the philosophical context // Philosophy of law. 2013. № 1.
13. Fominskaya M. D. Solidary religious and
13. Фоминская М. Д. Солидаристская религиозно-нравственная основа развития национальной правовой системы // Философия права. 2015. № 3.
14. Бердяев Н. А. Философия неравенства. Письмо пятое: О консерватизме. URL: http:// www.vehi.net/berdyaev/neraven/05.html.
15. Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. URL: http://modemlib.ru/books/hayek_fridrih/ pagubnaya_samonadeyannost/read/
16. Овчинников А. И. Базовые ценности и конституционное развитие России // Философия права. 2011. № 5.
moral basis for the development of national legal systems // Philosophy of law. 2015. № 3.
14. Berdyaev N. A. Philosophy of inequality. Letter five: On conservatism. URL: http:// www. vehi.net/berdyaev/neraven/0 5 .html.
15. Hayek F. Detrimental reliance. URL: http:// modernlib.ru/books/hayek_fridrih/ pagubnaya_ samonadeyannost/ read/
16. Ovchinnikov A. I. Underlying values and constitutional development of Russia // Philosophy of law. 2011. № 5.
УДК 347.921.3 ББК 67.71
© 2015 г. E. А. Глушич
ПЕРСПЕКТИВЫ СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА МЕДИАЦИИ В ПРАВОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Статья посвящена вопросам реформирования отечественной судебной системы, а также функционирования института медиации в правовой деятельности. Рассматривается медиативная деятельность как одно из решений ряда проблем в правовой системе. Выявлена и обоснована необходимость введения медиативных механизмов в правовую систему Российской Федерации.
Ключевые слова: медиация, медиативная деятельность, российская правовая система, судебная практика.
PROSPECTS OF THE ESTABLISHMENT OF MEDIATION AND LEGAL
ACTIVITY IN MODERN RUSSIA
The article is devoted to the questions of reforming of the Russian judicial system, as well as the functioning of mediation in legal activities. Discusses mediation activities as one of the solutions of some problems in the legal system. The author identifies and justifies need for the imposition of mediation mechanisms in the legal system of Russian Federation.
Key words: mediation, mediation activity, russian legal system, judicial practice.
В настоящее время для России достаточно актуально звучит вопрос о реформировании отечественной судебной системы и выборе наилучшего варианта из возможных для решения проблем, касающихся государства и общества. В 90-е годы XX века главной задачей государства являлось создание правового государства, демократического режима и гражданского общества. За прошедший период времени были разработаны законы, которые усовершенствовали и изменили нынешнюю судебную систему. Однако немало проблем в судебной системе не разрешено. Неслучайно в XXI веке решался вопрос о создании и функционировании института медиации в право-
вой деятельности. Необходимо отметить, что недоработкой существующей судебной системы являются недовольства гражданского общества в связи с быстротой вынесенных судебных решений, что приводит к нигилистическому отношению к российской судебной системе.
Следовательно, среди россиян нигилистическое отношение выступает тормозящим фактором становления правового государства. Имеется ряд решений данной проблематики по правовому нигилизму в общественной жизни России. Одним из таких решений является медиативная деятельность, которая может урегулировать различные конфликты, в том числе правовые.