у двух и более находящихся примерно на одинаковой ступени развития народов, в то время как при юридической квалификации изучаемого явления производится сравнение его с ранее выработанными теорией государства и права общими понятиями и их внутренними признаками с целью выявления возможности отнесения изучаемого явления к одной или нескольким сопоставляемым с ним общетеоретическим категориям. Если учитывать, что само сопоставляемое с изучаемым юридическим явлением общетеоретическое понятие есть ничто иное, как обобщение основных существенных признаков, свойственных изученным ранее сходным юридическим явлениям, а сравнение изучаемого в данный момент юридического явления с тем или иным общетеоретическим понятием фактически выступает одновременным его сопоставлением со всеми проанали-зованными ранее юридическими явлениями, существенные признаки которых и легли в основу возникновения этого общетеоретического понятия. Таким образом, применение метода юридической квалификации позволяет избежать повторного сравнения сходных юридических явлений, систематизировать изложение находящейся в основании исследования исторической информации и тем создать необходимые условия для ее дальнейшей обработки с целью выявления более общих закономерностей. В то же время юридическая квалификация определенного массива изучаемых юридических явлений способна выявить различные несоответствия в сопоставляемых с ними общетеоретических категориях, что, в свою очередь, может привести к последующей их корректировке либо замене новыми, более соответствующими всей совокупности изученных юридических явлений понятиями.
Исходя из вышеизложенного, применение метода юридической квалификации можно разбить на три основных этапа.
На первом этапе исследования производится
детальное изучение фактического материала, наработанного исторической наукой в отношении того юридического явления, юридическая квалификация которого проводится. На этом этапе следует прежде всего определиться с имеющимся в распоряжении ученого набором исторических источников, выяснить степень их достоверности, полноты и ценности для проводимого исследования. Основной задачей данного этапа является детальная историческая реконструкция изучаемого юридического явления, проведение которой не выходит за рамки общеисторической науки.
Второй этап состоит в отборе сравниваемых с изучаемым юридическим явлением общетеоретических категорий. Здесь следует детально определить все существенные признаки отобранных общетеоретических понятий по принципу необходимости и достаточности.
Основным является третий этап, на котором происходит сравнительный анализ реконструированных на первом этапе исследования характерных черт изучаемого юридического явления на их соответствие признакам общетеоретических категорий, отобранных для сравнения на втором этапе.
В результате последовательного проведения всех трех этапов делаются общие выводы о соответствии изучаемого юридического явления основным признакам той или иной общетеоретической категории, то есть о его юридической квалификации.
Литература
1. Тилле А. А., Швеков Г. В. Сравнительный метод в юридических дисциплинах. М., 1978.
2. Ковалевский М. М. Историко-сравнитель-ный метод в юриспруденции и приемы изучения истории права. М., 1880.
УДК 340.5 ББК 67.0
Н. А. Саркисова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ И ЕЕ РОЛЬ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
В статье рассматривается личностный подход при исследовании политической системы российского общества. Происходящие в современной России коренные преобразования во всех сферах общественной жизни остро обозначают проблемы социально-правовой активности граждан. Низкий уровень правовой культуры личности существенно влияет на реализацию ею своих политиче-
Материалы межвузовского круглого стола.
ских прав и свобод, тормозит развитие конституционного строя и становление правового государства в России.
Ключевые слова: личность, политическая система, политические права и свободы, правовая культура.
LEGAL CULTURE OF PERSONALITY AND ITS ROLE IN THE ENHANCEMENT
OF THE SOCIETY POLITICAL SYSTEM
This paper considers a personal approach in the study of the political system of Russian society. Taking place in modern Russia radical changes in all spheres of public life indicate acute problems of socio-legal activity of citizens. Low level of legal culture of personality significantly affects the enjoyment by citizens of their political rights and freedoms, inhibits the development of the constitutional system and the rule of law in Russia.
Keywords: personality, political system, political rights and freedoms, legal culture.
В истории политической и правовой мысли идея об огромной роли человека как субъекта политики получила широкое признание. В произведении «Республика» Платон выделял различные политические позиции в зависимости от типа человеческой природы [1]. В «Политике» Аристотель исходил из предположения, что человек по природе является политическим животным [2]. Т. Гоббс и Дж. Локк также основывали различающиеся между собой теории происхождения государства на диаметрально противоположных концепциях природы человека [3; 4]
Учитывая вышеизложенное, следует выделить личностный подход в исследовании политической системы, тем более что в философском понимании первичным элементом системы является человек, сущность которого есть совокупность всех общественных отношений. Роль главного звена, охватывающего своей организующей и направляющей деятельностью активность всех структурных элементов политической системы, выполняет личность.
Данная проблема многогранна и является предметом исследования философской, социологической, юридической, психологической и других общественных наук.
Одна из ключевых задач современного российского общества состоит в том, чтобы поставить человека в центр всей жизнедеятельности, сделать его мерой всей вещей, высшей социальной ценностью. Для этого, прежде всего, необходимо «раскрепостить» личность, максимально обеспечить ее права и свободы, взаимную ответственность государства и гражданина.
Деятельность в области прав человека представляет важнейшую составную часть процесса демократизации политической системы, движения ее к качественно более высокой ступени конституционного общества.
Происходящие в современной России коренные преобразования во всех сферах общественной жизни остро обозначают проблемы соци-
ально-правовой активности граждан. Должная реализация прав и свобод человека зависит не только от общества и государства, но и в значительной степени от самой личности, ее правовой развитости и активности, от уровня правовой культуры.
«Правовая культура - это часть общей культуры, представляющая собой деятельность и результаты деятельности людей в сфере государственно-правовых отношений, выражающихся в правовых заповедях, символах, нормах, и оценки этих явлений и духовных продуктов жизнедеятельности, их влияние на юридически значимое поведение субъектов. Некультурное поведение с точки зрения права - это негативное, нигилистическое отношение индивидов, их объединений к юридическим нормам, нарушение действующего законодательства. Всякое противоправное поведение есть поведение некультурное. Но если человек должен следовать закону, то закон должен быть справедливым, моральным с точки зрения подавляющего большинства населения страны. Культура не несет в себе разрушения» [5, с. 289].
Актуальность одной из основных проблем конституционного строя обусловлена тем, что состояние правовой культуры общества и личности не соответствует современным требованиям, а это значительно тормозит возврат обществу рычагов управления государством.
В ст. 3 Конституции Российской Федерации указывается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, а фактическими возможностями его реализации являются политические права и свободы.
Низкий уровень правовой культуры личности негативно влияет на реализацию гражданами своих политических прав и свобод, затрудняет развитие конституционного строя и становление
правового государства в России. Данная проблема требует дальнейшего исследования.
Как указывалось выше, процесс реализации политических прав и свобод зависит, прежде всего, от оценочной характеристики личностью не только своих прав, но и деятельности государственной власти. У каждого человека есть свое преставление о том, каким должно быть государство, какие законы ему следует принимать, стоит ли вступать в ту или иную партию и так далее. Кроме того, на реализацию политических прав и свобод влияют особенности группового и массового общественного сознания.
Вопрос о роли правовой культуры в механизме реализации политических прав и свобод граждан - это вопрос о поведении человека в политико-правовой сфере, о его правовой и политической активности. Эффективность реализации политических прав и свобод зависит от уровня правовой культуры граждан и должностных лиц, степени их политической активности, обусловливаемых не только качеством действующих в правовом государстве норм, но и состоянием культуры населения, степенью социализации членов общества и так далее.
Процесс реформирования политической, экономической и других сфер обострил социальные конфликты, вызвал ожесточенные дискуссии, поляризацию мнений, позиций в обществе, которые требуют не популистских решений, а глубоко продуманных, теоретически обоснованных шагов. Достижение общественного согласия может стать реальностью лишь при условии улучшения материального положения масс и целенаправленного формирования правовой культуры граждан. Указанные обстоятельства порождают определенный общественный интерес, который состоит в том, чтобы побудить каждого человека в полной мере раскрыть и использовать свои задатки, реализовать свой человеческий потенциал. Этот интерес может быть обеспечен только реальностью политических прав и свобод граждан, созданием юридического механизма их реализации.
Тезис о первичном, определяющем значении политических прав в формировании демократического типа личности, способного влиять на общественно-политические процессы, подтвержден академиком А. Д. Сахаровым. В нобелевской лекции он назвал политические права и свободы «основой экономического и социального прогресса» [6, с. 5].
Существование человеческого общества невозможно без тех или иных обязанностей, в том числе и в сфере политики. В этой связи справедливы слова И. А. Ильина о том, что «люди, не
ведающие своих обязанностей, не в состоянии и блюсти их... не знающие своих полномочий, произвольно превышают их. не желающие признавать запретностей, легко забывают всякий удерж и. оказываются обреченными на правовую невменяемость» [7, с. 24].
Что касается политических обязанностей, закрепленных действующей Конституцией РФ, то они носят как юридический, так и моральный характер в виде гражданского долга. И в этом качестве политические обязанности, например, соблюдение Основного закона страны (ст. 15), несение воинской службы и защита отечества (ст. 59), выступают уже не только как обязанности гражданина государства, но и как обязанности члена гражданского общества.
Исполнение именно политических обязанностей в наибольшей степени предполагает обеспечение как личной безопасности человека, так и безопасности государства и общества. Реализация политических прав и свобод зависит от позиции верховной власти, народа, его политической и правовой культуры.
Некоторые наработки по вопросам места и роли правовой культуры в жизни общества были сделаны, например, В. П. Сальниковым еще в советское время [8]. В последние годы появились специальные исследования (М. А. Ершовой, А. П. Зотова, О. В. Павлова и других), касающиеся правовой культуры государственных служащих и должностных лиц, однако их явно недостаточно.
Правовая культура функционирует во взаимодействии с другими сферами культуры - политической, нравственной (этической), эстетической, религиозной и так далее, при этом она полностью не совпадает ни одной из них (в том числе и политической), создавая своеобразие, уникальное сочетание материальных и духовных компонентов [9, с. 47].
Правовая культура определяет принципы правового поведения личности, а также систему правовых ценностей, идеалов, правовых норм, обеспечивающих единство правовых институтов общества. Правовая культура немыслима без нравственных координат. Возрождение нравственных, культурных ценностей в нашем обществе -непременный элемент не только высокой общей культуры, но и правовой культуры страны в целом и каждого индивида в отдельности.
Правовая культура - явление динамическое, оно впитывает в себя ценности цивилизации, способствует ее развитию и упорядочению. В каждой культуре есть своя особая правовая жизнь, а в любой правовой жизни - своя неповторимая культура.
Утверждение демократии требует целого ряда объективных и субъективных условий. Прежде всего, необходимы традиция, культура, опыт и здравый смысл президента и правительства, избирателей и депутатов, готовность граждан и политических партий к сотрудничеству, к поискам компромиссов и консенсусу.
Назначение политической системы общества состоит в обеспечении интеграции, объединении специальных групп и общностей с различными интересами в единое целое, которое «без повышения как общей, так и правовой культуры общества невозможно» [10]. Главные препятствия - рост социального неравенства, религиозный экстремизм, национализм и низкая правовая культура.
Литература
1. Платон. Государство // Собрание сочинений: в 4-х т. М., 1994. Т. 3.
2. Аристотель. Политика. Афинская полития. М., 1997.
Материалы межвузовского круглого стола...
3. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. Философское начало учения о гражданине // Сочинения: в 2-х т. М., 1991
4. Локк Дж. Два трактата о государственном правлении. Два трактата о правительстве // Сочинения: в 3-х т. М., 1988.
5. Иванников И. А. Теория государства и права. М., 2011.
6. Сахаров А. Д. Мир. Прогресс. Права человека. Л., 1990.
7. Ильин И. А. О сущности правосознания. М., 1999.
8. Сальников В. П. Социалистическая правовая культура. Саратов, 1989.
9. Плешаков А. П. Правовая культура и становление новой российской государственности // Правовая культура. 2007. № 1 (2).
10. Иванников И. А. История философии права в России: периодизация, основные направления, идеалы и особенности. Ростов н/Д, 2014.
УДК 340.15 ББК 67.0
А. А. Дендиберя
РОЛЬ ИДЕЙНОГО ТЕЧЕНИЯ КОНСЕРВАТИЗМА В ФОРМИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА
В статье подчеркивается роль консервативных ценностей в государственно-правовой истории России. При этом автор уходит от понимания релятивистского консерватизма, объясняя наполнение политического и правового консерватизма в истории России православным мировоззрением.
Ключевые слова: государственность, государство, традиционные ценности, религия, мораль, русский консерватизм.
ROLE OF IDEOLOGICAL CURRENT OF CONSERVATISM IN THE FORMATION
OF THE MODERN STATE
In the article the role of conservative values in a state-legal history of Russia is underlined. Thus the author leaves from understanding of relativistic conservatism. The basic filling of political and legal conservatism in the history of Russia is defined by orthodox outlook.
Keywords: statehood, state, traditional values, religion, morality, Russian conservatism.
Идеология консерватизма - один из важнейших элементов политической системы Российской Федерации. Традиционные ценности, положившие начало формированию российских политических институтов и права, не только во все времена сплачивают людей, но и своими моральными и нравственными составляющими, проверенными веками, дают утешение и примирение, духовную опору как нуждающимся, так и народу в
целом, решая «по отчине»: «а которая земля обычаи переменяет - та земля недолго стоит» [1]. Консервативная нравственная идея и ее понимание государства и права определяют духовно-нравственную легитимность институтов права и государства [2, с. 12-17]. Консерватизм в особо тяжелые для России года виделся как сдерживающая «зверино-хаотическую стихию, неподконтрольный грех» [3] и дисциплинирующая сила.