Научная статья на тему 'Консервативные принципы правовой политики России'

Консервативные принципы правовой политики России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
254
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / LEGAL POLITICIANS / ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ / PRINCIPLES OF A LEGAL POLICY / ПРИОРИТЕТЫ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ / PRIORITIES OF A LEGAL POLICY / ЛИБЕРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / LIBERAL VALUES / РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ / RUSSIAN STATEHOOD / ПРАВОВЫЕ И НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / LEGAL AND MORAL VALUES / СУВЕРЕНИТЕТ / SOVEREIGNTY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Овчинников Алексей Игоревич

Статья посвящена анализу правовой политики государства в условиях наметившегося курса государства на консервативные ценности и приоритеты в сфере политики. Автор считает, что для России по-прежнему актуальным является вопрос о государственном строительстве с учетом традиционных ценностей государства нелиберального типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSERVATIVE PRINCIPLES OF LEGAL POLICY OF RUSSIA

Article is devoted the legal policy of the state in the conditions of the outlined course of the state on conservative values and priorities in policy sphere. The author considers that for Russia on former the question on the state building taking into account state traditional values not liberal type is actual

Текст научной работы на тему «Консервативные принципы правовой политики России»

Научно-теоретический раздел

УДК 340 : 32 ББК 67

© 2015 г. А. И. Овчинников

КОНСЕРВАТИВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Статья посвящена анализу правовой политики государства в условиях наметившегося курса государства на консервативные ценности и приоритеты в сфере политики. Автор считает, что для России по-прежнему актуальным является вопрос о государственном строительстве с учетом традиционных ценностей государства нелиберального типа.

Ключевые слова: правовая политика, принципы правовой политики, приоритеты правовой политики, либеральные ценности, российская государственность, правовые и нравственные ценности, суверенитет.

CONSERVATIVE PRINCIPLES OF LEGAL POLICY OF RUSSIA

Article is devoted the legal policy of the state in the conditions of the outlined course of the state on conservative values and priorities in policy sphere. The author considers that for Russia on former the question on the state building taking into account state traditional values not liberal type is actual.

Keywords: legal politicians, principles of a legal policy, priorities of a legal policy, liberal values, the Russian statehood, legal and moral values, the sovereignty.

В современной юридической науке термин «правовая политика» часто используется в том смысле, который очень близок забытому уже понятию советской теории права «правовая идеология». В самом деле, правовая политика представляет собой в первую очередь стратегию государственно-правового развития народа в соответствии с определенной иерархией ценностей, общественным идеалом, приоритетами государственно-политического развития. Именно последним и предстоит затем стать приоритетами правовой политики.

Правовая политика представляет собой не столько разновидность государственной политики (в сфере права), сколько юридическое обеспечение проводимых государством реформ, в том числе и правовой системы. Кроме того, правовую политику часто оценивают как прикладную область научного знания, оценивающую действующее законодательство и вырабатывающую меры его оптимизации.

В современной литературе встречаются различные определения правовой политики, среди них более точным, на наш взгляд, является следующее: «Правовая политика - это научно обоснованная, последовательная и системная деятельность государственных и муниципальных органов

по созданию эффективного механизма правового регулирования, цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление дисциплины и правопорядка, формирование правовой государственности и высокого уровня правовой культуры и жизни общества и личности» [1, с. 35]. Однако данное определение не отражает участие общественных организаций, политических партий, профсоюзных движений, иных субъектов и институтов гражданского общества в формировании правовой политики России. Кроме того, такое определение не предполагает роли идейно-концептуальных, идейно-политических, социокультурных факторов в развитии права и государства, следовательно, оно не полноценно.

Думается, что правовая политика - это идеологически, культурно и научно обоснованная, последовательная и системная деятельность государственных и муниципальных органов, а также общественных организаций по созданию и совершенствованию механизма правового регулирования, правовой системы страны.

Правовая политика - это область отношений, связей и интересов, охватываемых понятием «правовое пространство» и объективно нуждаю-

Юристг-Правов^дъ, 2015, № 2 (69)

щихся в регулятивном опосредовании (упорядочении) со стороны публичной власти, чтобы гарантировать их «от просто случая и просто произвола» (Н. И. Матузов). Иными словами, в сферу развития правовой политики включаются те общественные отношения, которые нуждаются в правовом опосредовании.

По всей видимости, можно выделить следующие признаки и характеристики правовой политики. Итак, правовая политика задает направление, вектор развития правовой системы страны, системы права и законодательства. Она же определяет приоритеты и принципы права, которые являются взаимозависимыми, а также меры развития правосознания и правовой культуры граждан. В результате правовой политики повышается степень упорядоченности и системности права, организованности правовой жизни общества и государства.

Основные принципы правовой политики заключаются в следующем. Во-первых, правовая политика не должна быть безразличной к национальным традициям права и государственности, самобытности народа и его правосознания. Иными словами, правовая политика должна являться социокультурно обусловленной. Как справедливо подчеркивается в научной литературе: «Правовая политика будет эффективна, если она будет основываться на национальной политике и гражданском патриотизме» [2, с. 3-9]. К сожалению, на сегодняшний день правовая политика России в отдельных отраслях права демонстрирует полное равнодушие к национальным особенностям правовой культуры ее граждан. Примером этого служит ювенальная юстиция. В настоящее время ведется дискуссия о создании нового механизма работы с несовершеннолетними и защиты их прав - социального патроната. Законопроектом № 42197-6 о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства (далее - законопроект) предлагаются поправки в Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Семейный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон «Об опеке и попечительстве». Как отмечено в пояснительной записке к законопроекту, основная его идея «заключается в совершенствовании механизмов обеспечения права ребенка жить и воспитывать-

ся в семье и предотвращении утраты родительского попечения детьми, проживающими в семьях, находящихся в социально опасном положении. Целью внесения указанных изменений выступает совершенствование правовых механизмов, обеспечивающих создание эффективной системы работы органов опеки и попечительства на всех этапах защиты прав ребенка, начиная с оказания профилактической помощи семьям, находящимся в социально опасном положении, в которых родители препятствуют нормальному воспитанию и развитию детей, отрицательно влияют на их поведение» [3]. Сегодня различные общественные объединения выступают против принятия данного законопроекта, ссылаясь как на особенности национального менталитета, а также на опыт зарубежных стран, где введение институтов ювенальной юстиции не привело к значительному улучшению результатов по обеспечению прав и законных интересов несовершеннолетних: данный закон может повлечь за собой к необоснованному изъятию детей из благополучных семей, поскольку предлагаемые формулировки могут быть довольно широко истолкованы правоприменительными органами. Как отмечается в литературных источниках, «само понятие социального патроната представляется весьма размытым и допускает различные расширительные толкования» [4, с. 40-44].

Во-вторых, правовая политика должна быть научно обоснованной. Это следующий принцип, предусматривающий «тщательное изучение той сферы общественных отношений, которую предполагается урегулировать соответствующим законом или иным правовым актом, практику применения действующих в этой сфере нормативных правовых актов, учет факторов, формирующих правотворческое решение, широкое привлечение научных учреждений и отдельных ученых к разработке и обсуждению законопроектов» [5]. Особо следует подчеркнуть роль такого важного средства правотворческой политики, как экспертиза (правовая, лингвистическая, экологическая, финансовая и иные) правовых актов. Сегодня проведение экспертизы Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации является необходимым условием принятия решения о внесении подготовленного Министерством проекта закона на заседание Правительства для последующего его направления в Государственную Думу [6]. А. П. Мазуренко предлагает продвигаться еще дальше в этом направлении, ус-

тановив специальную норму в Федеральном законе «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», который может выступить важным источником правотворческой политики и который необходимо принять в ближайшее время. Согласно данной норме научное обоснование должно стать обязательной составляющей подготовки и принятия законов, а официальные заключения ученых на те или иные законопроекты - обязательным образом рассматриваться в Федеральном Собрании Российской Федерации. Если же парламентарии отвечают отказом в отношении подобных заключений, то необходимо указать его мотивы [5, с. 234].

Следует особо отметить такой принцип правовой политики, как легитимность. В настоящее время термин «легитимность» получил широкое распространение не только в рамках политической и социологической науки, но и в юриспруденции, приобретя значение одной из основополагающих сущностных характеристик государственной власти и ее нормативных велений. Как известно, возникновение данного термина относят к XIX веку, когда он использовался для характеристики государственной власти во Франции как «власти законной» в противовес власти Наполеона, которая признавалась властью незаконной и узурпированной.

Постепенно в понимании легитимности власти стал доминировать не юридический, а социально-психологический элемент - одобрение, признание, уважение к властным структурам. На этом и основано разграничение понятий «легитимность» (фр. - légitimité) и «законность» (фр. - legalite) [13, p. 12]. В современной юридической литературе под влиянием социологической юриспруденции термин «легитимность» уже используется как более широкое по объему понятие, чем «легальность». Однако поскольку предметом анализа является право, принято вести речь о легитимности права, правовой политики, отдельных правовых институтов.

При этом особо следует упомянуть о конституционно-правовой легитимности правовой политики, под которой понимается соответствие законодательства конституции и конституционным ценностям, закрепленным в конституционном правосознании общества, форм и методов осуществления государственной власти правомерности проводимой политики государства.

Общеизвестно, что для западной юриспруден-

ции и политологии в силу рациональности политико-правового мышления характерно сближение терминов «легальность» и «легитимность», а также «рациональная легитимность» и «конституционная легитимность» [14, р. 14]. Для анализа правовой и политической системы России более адекватно традиционное разграничение понятий «легальность» и «легитимность» политики и права. Дело в том, что в отличие от формально-рационального ценностно-рациональный стиль политического и правового мышления на первое место в оценочной шкале по отношению к власти и ее правовой политике ставит не соответствие процедуре, а ценность справедливости или ценности того или иного рода - этические, политические, прагматические и другие. Поэтому власть может быть не вполне легальной, но вместе с тем вполне легитимной.

Ценностно-рациональная легитимность характерна для отечественной политической традиции, в рамках которой идеократические, мировоззренческие, ценностно-идеалистические ориентиры по-прежнему играют большую роль. Значительно более важным компонентном легитимности в России является наличие ожидаемых ценностей в содержании законов, что в юриспруденции получило название желаемого права. Поэтому легитимность правовой политики в России предполагает наличие желаемого права в законодательных новеллах и применении права властью. Постоянное отсутствие правового обеспечения желаемых ценностей в политике власти приводит к поиску легитимности альтернативной элиты [15, р. 23].

Рациональная легитимность основана на демократическом и открытом устройстве и «прозрачных» правотворческих процедурах государственной власти. Как правило, рациональная легитимность вытекает из организации государства, в котором строго соблюдаются и охраняются права человека, соблюдаются общие правовые демократические принципы управления и должным образом охраняется правопорядок в целом. Конституционная легитимность власти очень близка к рациональной. Но если Конституция, например, ставит ценность национальных интересов или государственную безопасность выше интересов отдельного человека, а власть строго придерживается данного верховенства, то речь может идти о конституционной легитимности, не совпадающей с рациональной, так как рационализм и индивидуализм тесно связаны между собой.

Юристг-Правов^дъ, 2015, № 2 (69)

Еще один принцип правовой политики - соответствия национально-культурным традициям -редко встречается в юридической литературе. Однако со времен исторической школы права Савиньи, Гуго, Пухты, а также классического трактата Монтескье «О духе законов» каждый юрист обязан помнить о необходимости соотнесения правотворческих и правоприменительных решений с менталитетом нации, ее духом и традициями.

Следующим принципом является наличие духовно-нравственной основы: «Любой человек, живущий в нашей стране, не должен забывать о своей вере и этнической принадлежности. Но он должен прежде всего быть гражданином России и гордиться этим. Никто не имеет права ставить национальные и религиозные особенности выше законов государства. Однако при этом сами законы государства должны учитывать национальные и религиозные особенности» [7].

В научной литературе анализируют и другие принципы права, вполне очевидные и бесспорные, например, такие как прогнозируемость, гласность, демократичность, устойчивость, системность [8, с. 186-189; 9, с. 62-69; 10, с. 70-80; 11, с. 14; 12]. Однако в настоящей статье хотелось бы уделить внимание также принципу правовой политики - соответствия общественно-политическому идеалу. Дело в том, что у каждого государства существует некая цель в развитии, и не обязательно эта цель укладывается в формулу правового государства, так как право всегда было и будет средством, а не целью построения государственного и общественного порядка. Каждая нация стремится к своему суверенному развитию и видит собственное процветание в культурно-цивилизационном плане как его цель. Поэтому у каждого государства имеется руководящая идея - принцип развития, и желательно, чтобы последний соответствовал общественно-политическому идеалу нации. Идея государства оказывается неразрывно связанной с обоснованием цели существования государства, его смысла в человеческой истории и судьбе отдельного человека, с определением идеального, совершенного государства.

Согласно Конституции Российской Федерации 1993 года Россия является страной идеологического плюрализма, в которой запрещено закрепление в качестве государственной какой-либо идеологии. Надо сказать, что безыдейность - это тоже своего рода идеология «идеология идеологической свободы», или либерализма с его гос-

подством индивидуальных прав и свобод по отношению к общественным интересам. Кроме того, один из основных принципов политической системы России, именуемый парламентаризмом - выступает основой идеологического влияния, когда правящая партия становится носителем определенной идеологии. Следовательно, идеология неизбежно присутствует в российском обществе, и называется она либерализмом. Именно от идеологии зависит иерархия приоритетов правовой политики государства, иерархия ценностей права и законодательства.

Под государственной идеологией следует понимать совокупность ценностей и норм, легитимирующих организацию верховной власти в той или иной стране. Ядром государственной идеологии является общественный идеал, от которого зависит оправдание затрат сил и мотивация поведения граждан данного государства в деле построения оптимальной модели государственного и общественного устройства, достижения определенных социальных и политических сил. Государственная идеология есть образ «идеального государства», в котором реализована система ценностей, входящих в государственную идеологию.

Система ценностей государственной идеологии отражается на системе - иерархии приоритетов правовой политики государства. Иерархия ценностей, идеалов, принципов, определяемых государственной идеологией и создающих иерархию целей и правовых средств их достижения, называется системой приоритетов правовой политики государства.

Например, приоритеты либеральной правовой политики расставлены сегодня следующим образом: во-первых, создание институциональных моделей и юридических механизмов реализации в обществе идеала индивидуальной свободы человека; первенство прав человека по отношению к иным социальным интересам; приоритет права частной собственности; минимизация роли государства во всех сферах общественной жизни независимо от их сочетаемости с принципами конкурентной борьбы и рыночной экономики; минимизация социальной функции государства; верховенство ценности экономической свободы; приоритет самоорганизации свободного рынка и т. д.

Однако сегодня мы видим поворот к консерватизму в общественном сознании, внутренней и внешней политике. Следует отметить, что сознание народа в России всегда было консерватив-

ным и особенно в провинции. Поэтому правовая политика будет постепенно менять систему приоритетов в пользу консервативной идеологии, чему способствует также необходимость мобилизации государства и общества перед лицом агрессивных угроз со стороны США. Либеральный индивидуализм в условиях холодной или гибридной войны столь же не уместен, как и в ситуации обычной войны.

Поэтому принципы современного либерализма с его идеей свободного рынка, индивидуализма, отрицанием традиционных ценностей государство постепенно исключает из своих программных и стратегических планов. Приходит понимание того, что материальное благополучие индивида не может быть высшей ценностью - существуют более важные, абсолютные ценности, без которых общественная жизнь невозможна. Среди этих ценностей - семья, Родина, Отечество и т. д. И если совсем недавно глобализм как идеология формирования рыночной экономики и глобального гражданского общества без национальных границ был безальтернативной перспективой мировому развитию, то сегодня национальные традиции вновь опровергают миф о кризисе национальных суверенитетов.

Ценности консерватизма противоположны либеральным: это - отрицание культа свободы от морали, общественных норм; скепсис по отношению к конструкциям идеального общества и государства, отрицание этатизма и полицейского государства; признание необходимости аристократического слоя в государстве; антииндивидуализм, неприязнь к рыночной экономике, спекулятивному капитализму; приверженность органическому подходу к государственному развитию; духовные приоритеты в общественно-культурном и политическом развитии; признание необходимости этнокультурного плюрализма и защита национальных ценностей.

Консервативные идеи российской государственности актуальны по целому ряду причин, среди них повышенный интерес в научных и политических кругах к феномену российского консерватизма, к его национальной специфике и самобытности; возникновение условий для плюралистичной с идеологической точки зрения оценки консерватизма; общественно-политическая стратегия построения независимой державы; признание необходимости правокультурной преемственности; успех консервативной философии и политики в Китае; поиск стратегии правового реформирования российской государственности.

Литература

1. Большой юридический словарь / под ред. А. В. Малько. М., 2010.

2. Савченко С. А. Роль конституционной правовой политики в формировании правосознания // Омбудсмен. 2014. № 1.

3. Пояснительная записка к законопроекту № 42197-6 // Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. URL: http://asozd2.duma.gov.ru

4. Шестакова Е. Перспективы введения в Российской Федерации социального патроната как правового института ювенальной юстиции // Юридический мир. 2012. № 10.

5. Мазуренко А. П. Российская правотворческая политика: концепция и реальность. М., 2010.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2000 года № 347 «О совершенствовании законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 17. Ст. 1877.

7. Путин В. В. Россия: национальный вопрос // Российская газета. 2012. 23 января. URL: http:// www.rg.ru/2012/01/23/nacvopros.html.

8. Поленина С. В. Правотворческая политика // Российская правовая политика: курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М., 2003.

9. Мазуренко А. П. Сущность, основные черты и принципы правотворческой политики // Актуальные проблемы правоведения. 2004. № 2.

10. Исаков Н. В., Мазуренко А. П. Правотворческая политика: общетеоретический аспект / под ред. А. В. Малько. М., 2005.

11. Золотухина Т. А. Правотворческая политика Российского государства // История государства и права. 2008. № 15.

12. Мазуренко А. П., Лаврик А. Ю. Актуальные проблемы формирования института правотворческой политики / под ред. А. В. Малько. М., 2009.

13. Bukovansky, Mlada. Legitimacy and power politics the American and French Revolutions in international political culture. Princeton, NJ: Princeton University Press, 2002.

14. Rogowski R. Rational legitimacy: a theory of political support. Princeton Universiti Press, 1974.

15. Sherlock T., Beitler R. M. The fight for legitimacy: democracy vs. terrorism. Westport, Conn. 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.