Научная статья на тему 'Приоритетные направления правовой политики современного российского государства'

Приоритетные направления правовой политики современного российского государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4723
399
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / ПРАВО / ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ / РАЗВИТИЕ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ / LEGAL POLICY / LAW / PRIORITY AREAS OF LEGAL POLICY / LEGAL POLICY DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Федоринова Елена Анатольевна

Правовая политика являясь одним из механизмов развития правового поля и в целом государства, должна четко определять ближайшие и перспективные цели и задачи, следующие из общего курса государства, определяя приоритетные направления его деятельности. Помимо общих для всех современных государств направлений правовой политики для каждого имеются свои приоритеты. В настоящей работе будут рассмотрены приоритетные направления правовой политики Российского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Priority directions of legal policy of modern Russian state

One of the mechanisms of development of the legal field and the whole state is legal policy. Legal policy needs to clearly define short and long-term goals and objectives arising from the General course of the state, determining priority directions of its activity. In addition to common to all modern States policy for each individual state will have different priorities. In the present work, will be considered priority directions of a legal policy of Russia.

Текст научной работы на тему «Приоритетные направления правовой политики современного российского государства»

УДК 340.12

Е. А. Федоринова

Приоритетные направления правовой политики современного Российского государства

Правовая политика являясь одним из механизмов развития правового поля и в целом государства, должна четко определять ближайшие и перспективные цели и задачи, следующие из общего курса государства, определяя приоритетные направления его деятельности. Помимо общих для всех современных государств направлений правовой политики для каждого имеются свои приоритеты. В настоящей работе будут рассмотрены приоритетные направления правовой политики Российского государства.

One of the mechanisms of development of the legal field and the whole state is legal policy. Legal policy needs to clearly define short and long-term goals and objectives arising from the General course of the state, determining priority directions of its activity. In addition to common to all modern States policy for each individual state will have different priorities. In the present work, will be considered priority directions of a legal policy of Russia.

Ключевые слова: правовая политика, право, приоритетные направления правовой политики, развитие правовой политики.

Keywords: legal policy, law, priority areas of legal policy, legal policy development.

Роль права в жизни любого государства возрастает год от года, а государственная правовая политика занимает одно из ведущих мест в жизнедеятельности общества. Следствием этого является расширение законодательной базы и формирование новой нормативно-правовой ситуации. Правовая политика заняла особое место в системе функционирования правовых и политических институтов современного общества. Кроме того, она неизбежный элемент современного развития государств. Не исключение и российское общество.

С развитием постконституционной российской демократии особое внимание и властных институтов, и общественности, и ученых приковано к выработке и развитию правовой политики. Связано это с обстоятельствами

© Федоринова Е. А., 2016

длящейся правовой реформы в Российской Федерации и необходимостью создания актуального законодательства, соответствующего духу времени, устранения коллизий. Таким образом, выстраивание правовой политики на государственном уровне является одним из ведущих вопросов повестки дня. Определение «правовая политика» достаточно новое для российской научной риторики и практики. Вместе с тем определенное количество трудов уже было написано по этой теме. Прежде всего это работы С. С. Алексеева, О. А. Гаврилова, А. П. Мазуренко, А. В. Малько, Н. И. Матузова, И С. Морозовой, Г. И. Муромцева, С. И. Орешкина, С. В. Полениной, К. А. Струсь, Ю. А. Тихомирова, Н. И. Химичевой, К. В Шундикова и многих других.

Существенным условием формирования социально востребованной и высокоэффективной правовой политики, выработки приоритетных направлений выступает дальнейшее углубление научных представлений о ее сущности, содержании и т. д. В данной работе будут проанализированы отдельные направления общественных отношений, рассматриваемых как средство правовой политики.

Нельзя не отметить, что определяется «правовая политика» в трудах ученых нередко по-разному в зависимости от контекста и произвольного усмотрения исследователя [17, с. 55-58]. Связано это, в том числе, с тем, что по родовым признакам оно принадлежит и к политике, и к праву.

К примеру, русские юристы, жившие в дореволюционной России, Г. Ф. Шершеневич, П. И. Новгородцев, Л. И. Петражицкий рассматривали правовую политику как прикладную науку, призванную оценивать действующее законодательство и способствовать выработке более совершенного права. Считаем, что это, безусловно, достаточно узкий подход к толкованию вышеназванного явления. Конечно, нынешний смысл этой категории гораздо более сложный и обширный [4].

Более системно термин «правовая политика» стал употребляться во времена Советского Союза. Профессор, доктор юридических наук Н. А. Беляев трактовал правовую политику как выработанное государством и основанное на объективных законах развития общества направление деятельности государственных и общественных органов и организаций по охране интересов трудящихся [2].

Бесспорно, правовая политика, заняв одно из значимых мест в современной юридической науке, в последнее время особенно активно подвергается исследованиям.

Доктор юридических наук, профессор А. В. Поляков говорит, что правовая политика - это совокупность представлений о том, какими путями и средствами можно воздействовать на правовую ситуацию в обществе [12]. В. В. Болтунов полагает, что «правильнее все-таки считать, что правовая политика - это именно деятельность, и деятельность уполномоченных органов, реализующаяся в сфере действия права, влекущая правовые последствия» [3, с. 9]. В. С. Нерсесянц определяет правовую политику как государственную политику в области развития права, тактику и стратегию правового пути развития общества и государства; систему идей, принципов, норм, форм и процедур признания, осуществления и развития начал и требований господства права в общественной и государственной жизни [11, с. 69]. Очевидно, что при определении правовой политики каждый исследователь использует подход.

Исходя из вышесказанного, ясно, что правовая политика призвана прежде всего способствовать осуществлению модернизации правовой системы посредством решения ее наиболее острых текущих проблем, а также определять долговременную стратегию правового развития страны. Проявлением правовой политики является правотворчество - издание государством правовых актов, в них выражается правовое бытие. Правовая политика должна выражаться в деятельности по оптимизации юридического ресурса государства.

В той связи, что в основании правовой политики государства лежит совокупность правовых концепций и доктрин, она имеет исключительную возможность определять приоритетные направления собственной деятельности. Под приоритетами правовой политики (в исторически конкретный момент) необходимо понимать наиболее значимые для данного общества ценности, охраняемые правом, именно на них должно ориентироваться государство в своей деятельности в сфере правового регулирования [9 с. 97-98]. Иными словами, это наиболее важные первостепенные ориентиры для деятельности государства.

Совокупность таких приоритетов образует систему, а значит они взаимосвязаны и обусловлены друг другом, оказывают взаимное влияние. Вместе с тем количество таких ориентиров не может быть большим. Ориентиром и приоритетом правовой политики выступают универсальные ценности, имеющие важнейшее значение для развития и существования любого общества. В рамках этого направления под углом зрения гуманизма предоставляется возможность разумного соединения начал власти и свободы.

Традиционно принцип соблюдения прав человека признается одним из основополагающих в построении правового государства. В связи с этим важнейшим приоритетом правовой политики всякого зрелого цивилизованного

80

государства является деятельность по обеспечению прирожденных, неотъемлемых прав человека. Говоря о Российском государстве, подчеркнем, что немаловажным является и создание соответствующих условий, гарантий и механизмов для реализации названных прав. Кроме того, как вполне справедливо замечает профессор Н. И. Матузов, формирование правового государства и гражданского общества есть наиболее общие приоритеты российской правовой политики [16, с. 87-88]. Таким образом, основными приоритетами современной российской правовой политики могут выступать: формирование правового государства и гражданского общества; цивилизованное, основанное на праве, регулирование отношений между обществом и государством; реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина. При формировании и определении приоритетных направлений российской правовой политики должны учитываться и национальные интересы нашей страны - концептуально-идеологическая совокупность базовых жизненно важных ценностей в сфере развития гражданского общества и России, а также мира в целом.

Исходя из анализа законодательства Российской Федерации отметим, что нынешняя правовая политика нашего государства не может быть ориентированной только лишь на защиту основных прав и свобод человека. В условиях кризисных явлений в экономике большое значение приобретает поддержка и социальная защита отдельных категорий граждан. В начале 2000-х гг. мы отказались от государственного патернализма в социальной сфере, что негативно сказалось на благополучии отдельных категорий населения (пенсионерах, инвалидах и т. д.). Определение правовых стандартов свободного развития и достойной жизни человека, формирование масштабных социальных технологий в интересах людей, обеспечение продуманной и адресной социальной помощи для населения являются наиважнейшими элементами механизма реализации современной правовой политики в социальной сфере. Необходима выработка национально обоснованных и принимаемых в обществе социальных правовых стандартов. Здесь, как и в целом в остальных приоритетах, важна качественная реализация всего написанного в жизни.

Сохранение и поддержание демографического роста - цель, которая заложена в еще одно приоритетное направление правовой политики. Государственная демографическая правовая политика направлена на регулирование демографических процессов с учетом национальных интересов. Перспектива демографической правовой политики заключается в формировании институционально-правового порядка, который способствует достижению желаемого результата, связанного с рождаемостью, смертностью, продолжительностью жизни, миграционным сальдо.

Приоритетами, наряду с вышеназванным, должны, безусловно, являться верховенство правосудия, достойный уровень частного права. При этом все указанные приоритеты взаимосвязаны. Так, соблюдению прав человека будет реально способствовать сильный и независимый суд. Одной из главных функций судебной власти выступает восстановление и защита оспариваемых или же нарушенных прав, свобод, также как и законных интересов юридических и физических лиц, выполняемой в целях становления гражданского общества и формирования правового государства.

Сильное и независимое правосудие неразрывно связано и с обеспечением прав граждан в частноправовой сфере. Последнее наиболее важно для современной России. Так, развитию предпринимательской инициативы гражданами будет способствовать не только прозрачное и понятное законодательство, но и действенный механизм защиты гражданских прав, в том числе от государства.

В последнее время с учетом обострившейся международной обстановки большое значение для всякого государства в области правовой политики имеет обеспечение национальной безопасности. Уничтожение национальных границ государств, глобализация однополярного мира, распространение терроризма -это лишь некоторые из сформировавшихся угроз. Для Российского государства важно в непрерывном процессе определять концептуальные основы противодействия внешним угрозам: международному терроризму, распространению наркотических средств, похищениям и торговлей людьми и т. п.

Одним из направлений в обеспечении национальной безопасности выступает информационная политика. Российская государственность в последние четверть века находилась под влиянием глобальной неолиберальной правовой идеологии, во многом чуждой для российского общества. В условиях информационного общества и медиакультурной глобализации одним из главных приоритетов российской правовой политики является разработка юридических механизмов защиты традиционных ценностей, национального языка и отечественного культурно-нравственного пространства от разрушительного внешнего влияния.

Кроме того, также в числе основных приоритетных направлений правовой политики должны находиться создание информационного общества и электронного государства. Здесь важно оперативно реагировать на развитие информационных ресурсов, информационно-коммуникационной сети Интернет, устанавливая соответствующий правовой режим.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что на сегодняшний день нами были выявлены и обоснованы следующие приоритеты правовой политики Рос-

82

сийской Федерации: 1) соблюдение и защита прав и свобод человека; 2) формирование правового государства и гражданского общества; 3) развитие социальной сферы; 4) демографическая политика; 5) верховенство правосудия; 6) достижение достойного уровня частного права; 7) обеспечение национальной безопасности; 8) информационная политика.

Одной из главных задач современного этапа реализации правовой политики в России является определение и нормативное закрепление общей концепции развития правовой политики государства.

В отличие от правовых и иных реформ правовая политика должна реали-зовываться постоянно, так как она создает основу этим реформам, обозначает их характер, пределы, сроки, эффективность.

Список литературы

1. Алексеев С. С. Основы правовой политики в России: курс лекций. - М.,

1995.

2. Беляев Н. А., Глистин В. К., Орехов В. В. и др. Уголовное право на современном этапе: проблемы преступления и наказания. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1992.

3. Болтунов В. В. Соотношение понятий «правовая политика» и «правовая культура» // Апробация. - 2013. - № 8 (11). - С. 9-15.

4. Ветютнев Ю. Ю. Развитие представлений о правовой политике в России // Правовая политика России: теория и практика / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. - М.: Проспект, 2006.

5. Иванов В. П. Организационно-правовой механизм обеспечения государственных интересов Российской Федерации: моногр. - М., 2003.

6. Калинин А. Ю. Стратегия правотворческой политики современной России // Человек: преступление и наказание. - 2009. - № 3. - С. 56-59.

7. Кененов А. А. Соотношение государства и права // Проблемы теории гос-ва и права / под ред. М. Н. Марченко. - М., 2005.

8. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г., с поправками от 30 дек. 2008 г., 5 февр. 2014 г., 21 июля 2014 года) // Рос. газета. - 1993. - 25 дек.; СЗ РФ. - 2009. - № 1. - Ст. 1, 2; 2014. - № 6. - Ст. 548; 2014. - № 31. - Ст. 4398.

9. Левченкова Е. А. Правовая политика государства и ее приоритеты в сфере правоохранительной деятельности органов внутренних дел (теоретико-правовой аспект): дис. ...канд. юрид. наук. - СПб., 2004.

10. Левченкова Е. А. Приоритетные направления правовой политики современного российского государства // О-во и право: сб. тр. докторантов, адъюнктов и соискателей. Вып. 17 / под общ. ред. В.П. Сальникова. - СПб.: С.-Петерб. ун-т МВД России, 2003. - С. 130-133.

11. Нерсесянц В. С. Правовая политика Российской Федерации: основные направления и задачи // Правовая политика и пути совершенствования правотворческой деятельности в Российской Федерации. - М.: Изд-во РУДН, 2006.

12. Поляков А. В. Введение в общую теорию государства и права: курс лекций. - СПб., 2000.

13. Полянский Д. А. Принцип научной обоснованности в системе принципов правовой политики // Вестн. Тамбовск. ун-та. Сер. Гуманитар. науки. - 2013. - № 11 (127). - С. 355-363.

14. Правовая политика в условиях модернизации: сб. материалов Всерос. конф. «Правовая политика в условиях модернизации» 19 нояб. 2010 г. / отв. ред. В. В. Смирнов. - М., 2011.

15. Пузиков Р. В. Формы реализации правовой политики // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. - 2014. - № 1 (129). - С. 163-171.

16. Российская правовая политика: курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. - М.: Норма, 2003.

17. Солдаткина О. Л. Информационный подход при исследованиях в теории правовой политики (на примере формирования дефиниций термина «правовая политика») // Вестн. гуманитар. ин-та ТГУ, 1 (14), 2013. - С. 55-58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.