Научная статья на тему 'Идеологический плюрализм и патриотизм: к вопросу об идейном воспитании государственных служащих'

Идеологический плюрализм и патриотизм: к вопросу об идейном воспитании государственных служащих Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
308
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ / ЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / КОДЕКС ЭТИКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ / ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / PUBLIC OFFICERS / PATRIOTIC UPBRINGING / CODE OF CONDUCT FOR CIVIL SERVANTS / IDEOLOGICAL BASES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чепляев Виктор Леонидович

Рассматривается современная система подготовки государственных и муниципальных служащих. Изучаются идеологические основы патриотического воспитания специалистов-управленцев. Анализируются педагогические и воспитательные практики вузов управленческого профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Patriotism and Ideological Pluralism: To the Issue of Ideological Upbringing of Civil Servants

The current system of federal and municipal government employees’ training is considered. Ideological bases of professional managers’ patriotic upbringing are studied. Pedagogical and educational practices of managerial higher educational institutions are analyzed.

Текст научной работы на тему «Идеологический плюрализм и патриотизм: к вопросу об идейном воспитании государственных служащих»

Библиографический список

1. ТихомировЛ.А. К реформе обновленной России (статьи 1909, 1910, 1911 г.). М., 1912.

2. «Сопротивление материала». Международные нормативы на российской почве. М., 1999.

3. Млынарж З. Понятие социализма и исторический опыт // Коммунист. 1990. № 5.

V.L. Cheplyaev

Patriotism and Ideological Pluralism: To the Issue of Ideological Upbringing of Civil Servants

The current system of federal and municipal government employees' training is considered. Ideological bases of professional managers' patriotic upbringing are studied. Pedagogical and educational practices of managerial higher educational institutions are analyzed.

Key words and word-combinations: public officers, patriotic upbringing, Code of Conduct for civil servants, ideological bases.

Рассматривается современная система подготовки государственных и муниципальных служащих. Изучаются идеологические основы патриотического воспитания специалистов-управленцев. Анализируются педагогические и воспитательные практики вузов управленческого профиля.

Ключевые слова и словосочетания: государственные служащие, патриотическое воспитание, Кодекс этики государственных служащих, идеологические основы.

УДК 378:371.4 ББК 74.58+74.200

В.Л. Чепляев

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ

ПЛЮРАЛИЗМ

И ПАТРИОТИЗМ:

К ВОПРОСУ ОБ ИДЕЙНОМ

ВОСПИТАНИИ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ

СЛУЖАЩИХ

В

России идет процесс реформирования системы государственной службы, и все больше внимания уделяется нравственности, морали и патриотизму современного чиновника, что обусловлено рядом законодательных и организационных изменений. Многие субъекты РФ решают эту задачу путем создания кодексов, содержащих указания по этике и стандартам служебного поведения. Кроме того, ужесточение антикоррупционной политики обусловливает повышение требований к эффективности и качеству профессиональной деятельности государственных и муниципальных служа-щиих. Ни для кого не секрет: чтобы специалист работал эффективнее, необходимо его заинтересовать, побудить к тому или иному действию, то есть правильно мотивировать. Для каждого работника, в том числе государственных и муниципальных служащих,

Вестник Поволжского института управления • 2016. № 6 (57)

23

мотивацией служат различные внутренние и внешние факторы, которые складываются еще в процессе его подготовки как специалиста под воздействием определенных обстоятельств.

Индивидуальное видение, правильные представления о профессии, а также стремление грамотно осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации во многом формируются у будущего специалиста в процессе обучения и воспитания. Необходимость повышения эффективности профессиональной деятельности государственных служащих предопределила интерес автора к вопросу их идейного воспитания. Важно отметить, что профессиональная ответственность государственных служащих определяет потребность населения в создании условий для повышения качества жизни, а система мотивации является механизмом формирования профессиональной ответственности чиновников. Исходя из этого, представляется актуальным проанализировать личностную модель современного государственного служащего, выявить, какими мотивами он руководствуется в своей профессиональной деятельности и какую роль играет патриотизм в процессе взращивания личности чиновника в эпоху господства идеологического плюрализма.

Государственный служащий — это свободный гражданин России, и в соответствии с Конституцией РФ он имеет права на свободу слова, свое мнение, участие в общественных организациях и т.д. Став государственным или муниципальным служащим, он должен всегда относиться к гражданам как к носителям этих же прав. Его обращение с представителями разных национальностей, конфессий и политических партий, различных возрастных групп должно быть доброжелательным, заинтересованным и ровным.

Работа служащего, выполняющего задачи государственного управления, должна осуществляться в соответствии с идеей верховенства Конституции РФ, составляющей ядро российской политической системы. Это означает, что фундаментальные ценности — соблюдение прав и свобод человека, полноправие и равноправность всех граждан, многопартийность и идеологическое многообразие — должны находиться в основе поведения служащего как на работе, так и вне ее, поскольку ценностные взгляды государственных служащих активно влияют на проводимые преобразования, а также на интересы и мотивы поведения людей. Государственному служащему не следует использовать свое влияние и власть в интересах какой-либо одной из социальных групп и ее ближайшего окружения, ущемляя интересы других.

Поступая на работу в органы власти, государственные служащие подпадают под специальный правовой режим. Нравственные нормы, которые успешно управляют поведением граждан, не связанных с государственной службой, мягче, чем предписанные государственному служащему. Возложенные на него задачи и ответственность требуют дополнительной правовой регламентации. При этом повышение статуса служащего, в свою очередь, ведет к повышению и ответственности, ведь само понятие «государственная служба» представляет собой осуществление полномочий, посредством которых должностное лицо реализует от имени государства его функции. Так, разрабатываемый Кодекс

24 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2016. № 6 (57)

этики и служебного поведения государственных служащих гласит, что интересы государства, а через него общества в целом являются конечной целью профессиональной деятельности чиновника.

В связи с этим главной для преподавательского состава управленческих вузов должна быть общая цель: в процессе обучения будущий государственный гражданский служащий должен понять, что имеет не только свободы и права, но и определенные обязанности, ограничения, накладываемые на него при поступлении на службу. Данные ограничения, запреты, обязательства и требования к служебному поведению установлены Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [1]. Работа в системе государственной службы не означает получения иммунитета или привилегий. Наоборот, выбрав эту профессию, гражданин в целях обеспечения надлежащего выполнения своих функций в системе добровольно ограничивает часть своих возможностей: отказывается от права на критику, занятия предпринимательской деятельностью и некоторых других.

Государственный служащий обязан соблюдать политическую нейтральность, то есть не выказывать публично в прямом или косвенном виде свои политические симпатии и антипатии, не подписывать политические или идеологические документы, не участвовать в качестве должностного лица в любых политических акциях, не афишировать публично свои особые отношения с теми или иными политическими деятелями. Нравственной обязанностью государственного служащего является необходимость полностью исключить возможность какого-либо влияния политических партий или иных общественных организаций на исполнение им своих должностных обязанностей, на принимаемые им решения.

Следование государственным интересам — требование, которое вытекает из возложенной на государственных служащих обязанности поддерживать конституционный строй Российской Федерации. Ни одно действие служащего не должно вести к подрыву авторитета государства, дискредитировать государственную систему и / или нарушать работу органов государства. Отсюда следуют и ограничения на общение с представителями средств массовой информации — знание содержания тех или иных документов, как и авторитет государственного служащего, не может быть направлено на критику конституционного строя. Только специально уполномоченные должностные лица могут давать информацию для СМИ. Нравственным долгом чиновника в случае его принципиального несогласия с политикой, проводимой государством или конкретным органом, где он служит, является уход в отставку.

Представляет особый интерес рассмотрение мотивов, которыми руководствуется в своей профессиональной деятельности государственный служащий. Система ценностных ориентаций чиновников — один из ключевых компонентов профессиональной мотивации, она влияет на стиль управленческой деятельности, принятие решений и формирование карьерной стратегии. Государственные служащие, как и любая социальная группа, объединенная совместной деятельностью, формируют систему ценностных ориентаций. Она зависит от специфики профессиональной деятельности, профессионального

Вестник Поволжского института управления • 2016. № 6 (57) /]

менталитета, особенностей организационной культуры и стратегии жизни государственного служащего.

В системе рыночных отношений материальное вознаграждение является ключевым фактором при выборе профессиональной деятельности. На государственной службе оно заведомо ниже, чем в коммерческих организациях. Закон определяет целый ряд ограничений, которые устанавливают пределы возможностей для получения государственными служащими дополнительных доходов. При этом сложность управленческих функций и уровень ответственности, в том числе морально-психологической, очень высоки, а механизмы контроля и мотивации служащих часто носят жесткий административный характер, что порождает формализованное отношение к исполнению своих обязанностей. Эта проблема, на наш взгляд, связана с внутренней мотивацией, которая определяет ориентацию личности. Следует признать, что есть сферы (например, медицина, преподавание), где, как и на государственной службе, объем задач и возможность оценить их значение в денежном эквиваленте со стороны нанимателя (государства) никогда не будут полностью совпадать. Это предопределено как ценностными ориентациями, так и ожиданиями граждан, которые всегда оценивают свой социально и общественно значимый труд выше, чем любую другую форму трудовой вовлеченности.

При этом в последнее время слушатели, обучающиеся по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление», своими ведущими мотивами все чаще называют расширение кругозора и овладение приемами научного анализа управленческих ситуаций. В связи с этим большое значение для подготовки государственных служащих имеет формирование у них комплекса умений, навыков и знаний теоретико-прикладного характера.

Современному государственному служащему следует систематически изучать нормативно-правовые акты, регулирующие его деятельность, стандарты и механизмы оценки государственных услуг. Эффективная работа требует приложения особых усилий к достижению результатов в условиях прозрачности и быстрой реакции на сигналы «обратной связи». На государственного служащего возлагается задача стать проводником инноваций через умение использовать современные информационные технологии. Взаимодействие с обществом, работа с «оппозицией», представление и отстаивание интересов государства входят в круг обязанностей чиновника, который должен соответствовать определенным морально-этическим требованиям.

Вызовы времени делают необходимым внедрение новых подходов в формировании программ подготовки и переподготовки государственных служащих [2]. Этот процесс стал постоянным и побуждает всех участников государственной службы осваивать новые навыки и умения, в первую очередь в сфере проектной деятельности, а также грамотно использовать теоретические основы управления на практике. Переход к изучению процессов позволяет сконцентрировать внимание на изучении не структур и функций, а опыта работы в составе коллектива и многочисленных организационно-правовых нормах.

Постепенно меняется осознание фундаментальной установки обучения: оно понимается не как процесс отработки и сдачи материала «для преподавате-

26 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2016. № 6 (57)

ля», а как деятельность, в результатах которой обучающийся лично заинтересован. Стремление к самообразованию и осознание его ценности и значения позволяют служащему выйти на новый уровень профессионализма, который дает возможность оценивать управленческую деятельность комплексно, по ее результатам и эффективности [3].

Опираясь на изложенное, можно сделать следующий вывод. От мотивации государственных гражданских служащих зависит качество их работы и эффективность функционирования институтов государственного и регионального управления. Феномен мотивации состоит из экономического, личностно-психологического и институционального аспектов, которые следует учитывать системно. Эффективная мотивация государственных служащих может быть построена прежде всего на комбинации индивидуально-личностных, ценностных, и институциональных факторов. Именно от институциональной составляющей зависит качество мотивации российских государственных служащих.

Учитывая административную практику высшего учебного заведения, где ведется подготовка государственных и муниципальных служащих, отметим, что идейное воспитание современного специалиста данного профиля не менее важно, чем формирование профессиональных компетенций. По завершении обучения выпускник должен стать личностью, готовой к профессиональному росту и самосовершенствованию; не только иметь определенный набор знаний, умений и навыков, но и обладать необходимыми личностными качествами. Все это в совокупности формирует облик будущего специалиста.

Коммунистическая идеология, мораль и воспитание, существовавшие в советский период, выполняли важные предупредительные функции. То, что их стали усердно искоренять в постсоветские годы, привело к образованию «идеологической пустоты». Однако «свято место пусто не бывает», и на смену коммунистическим постулатам пришли культ денег, вещизм, цинизм и другие негативные явления.

В современной России долгое время уклонялись от пропаганды таких важных положений, как уважение к человеческой личности, приоритет сохранения жизни и здоровья, фундаментальные ценности морали, культуры, любви к своему государству. Это привело к весьма печальным последствиям [4] . Чиновники стали забывать, что государственный и муниципальный служащий — это прежде всего патриот, человек, любящий свою страну и свой народ. Однако в кризисные периоды требуется более активно противопоставлять служение Родине ее разграблению, любовь к Родине ненависти и предательству ее интересов.

В отличие от рядовых граждан государственный служащий не просто патриот, он патриот-государственник. Пример такого беззаветного служения Родине — деятельность П.А. Столыпина, одного из основоположников отечественной политической культуры. Петр Аркадьевич, разрабатывая реформы, учитывал зарубежный опыт, но был искренне убежден, что фундаментом преобразований должен быть исторический опыт именно русской государственности.

Готовясь к государственной или муниципальной службе, следует освоить Вестник Поволжского института управления • 2016. № 6 (57) 2 7

важные идеологические положения своей будущей профессиональной деятельности [5]. Этика поведения государственного служащего является системой требований, обязательств и моральных норм, основанной на исторически сложившихся, признанных всеми участниками общественных отношений нравственных принципах. Следование этой системе требует от государственных служащих не только их понимания, но также признания и добросовестного исполнения.

Основные этические принципы закреплены в кодексах этики служащих. Их идеологическое и воспитательное значение состоит в формировании гордости за свою профессиональную деятельность, потребности соответствовать данной «присяге», постоянно развиваясь в стремлении достигнуть идеала. Только принятие такого внутреннего обязательства позволит слушателю стать профессионалом и работать в органах государственной и муниципальной власти [6].

Вместе с тем недостаточно прописанных по пунктам правил поведения государственных гражданских служащих, опоры на воспитательные меры и общественное мнение. Необходимо детально проработать и законодательно закрепить ответственность за неисполнение положений Этического кодекса, поскольку данный документ, безусловно, важен для профилактики должностных преступлений. Такие кодексы, разработанные для всех государственных учреждений с учетом их специфики, могут сыграть важную роль в формировании нравственных и ответственных государственных служащих.

Создание условий, в которых государственные служащие сформируют в сознании и будут демонстрировать поведением глубокое понимание ценности и приоритета прав и свобод личности, работать на общественный и государственный интерес, понимая его подлинный смысл и не допуская покушения кого бы то ни было на механизмы его реализации и обеспечения, станут стремиться к нравственному идеалу, сформированному на основе исторически сложившегося консенсуса в российском обществе — приведет к изменению отношения общества и к самому себе, и к государству, и к лицам, его представляющим.

Библиографический список

1. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (с изм. и доп.). URL: http://base.garant.ru/12136354/

2. МауВ.А. Современные проблемы профессионального образования и пути их решения // Проблемы управления (Минск). 2016. № 1 (58). С. 34-39.

3. Катков И.М. Управление формированием ценностных ориентаций молодых специалистов государственной гражданской службы в процессе их профессионализации // Современные исследования социальных проблем: электронный научный журнал. 2015. № 7 (51). С. 102-113.

4. Теория государства и права: учебник / А.А. Гогин, Д.А. Липинский, А.В. Малько [и др.]; под ред. А.В. Малько, Д.А. Липинского. М., 2016.

5. Меркулов П.А. Актуальные проблемы подготовки управленческих кадров в современной России // Вестник государственного и муниципального управления. 2014. № 3. С. 55-59.

6. Архипова Н.И. Этика государственных служащих // Вестник РГГУ. Сер.: Экономика. Управление. Право. 2011. № 4 (66). С. 29-42.

Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2016. № 6 (57)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.