Научная статья на тему 'Особенности этики государственного служащего'

Особенности этики государственного служащего Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
19089
2223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭТИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ETHICS / STATE SERVICE / PUBLIC OFFICER / HUMAN RESOURCES MANAGEMENT / PROFESSIONAL COMPETENCY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лукьянова В. В., Курдин А. Р.

В статье раскрыты особенности этической составляющей профессиональной деятельности государственных служащих в РФ в соответствии с действующим регулированием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF ETHICS OF PUBLIC OFFICER

In the article the peculiarities of ethical constituent of professional activity of public officers in the Russian Federation in accordance with the current regulation are revealed.

Текст научной работы на тему «Особенности этики государственного служащего»

УДК 33

В.В. Лукьянова, А.Р. Курдин* ОСОБЕННОСТИ ЭТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО

В статье раскрыты особенности этической составляющей профессиональной деятельности государственных служащих в РФ в соответствии с действующим регулированием.

Ключевые слова: этика, государственная служба, государственный служащий, управление персоналом, профессиональная компетентность.

В значительной мере решение стоящих перед государственной властью задач зависит от организации и результативности труда государственных служащих. Многое обусловливают в конечном итоге социальные регуляторы деятельности государственных служащих. Такие регуляторы являются важными, определяющими факторами сознания и поведения, определенных профессиональных действий государственных служащих. Выявление и анализ имеющихся особенностей в профессиональной деятельности государственных служащих дадут возможность определить действенные средства и способы влияния на поведение государственных служащих при осуществлении ими должностных функций [7].

Социальные регуляторы профессиональной деятельности государственных служащих влияют на осознание сотрудником времени, отношения к нему и его продуктивного использования, этики и мотивации, других важных для продуктивной работы государственного служащего компонентов социального поведения.

В настоящее время внимание к вопросам этики государственных служащих возрастает, что связано с их моральными нормами и принципами.

Управленческая этика представляет собой системы этических знаний и практических рекомендаций, которые сориентированы на управленческую деятельность, что является образами наилучшего опыта нравственного решения конкретных проблем управленческой сферы [4; 5].

В сфере государственной службы сложились определенные специфические особенности этики государственного служащего, среди которых можно отметить:

— уровень этики государственных служащих зависим от личностных характеристик служащего;

— уровень, содержание и формы этики государственного служащего различаются в зависимости от их характеристик;

— становление и развитие социальной и профессиональной компетентности государственных служащих происходит в условиях преодоления кризиса общества;

— социально-экономическая ситуация определяет неудовлетворенность граждан работой государственными структурами, что свое отражение находит в занижении оценок деятельности и уровня этики государственных служащих;

— содержание профессиональной этики государственного служащего коррелирует непосредственным образом с качеством и формой профессионального образования;

— этика государственного служащего оказывает влияние на социальное самочувствие;

— уровень этики в самооценке государственного служащего должен быть высоким;

— уровень этики государственного служащего от степени карьерных предпочтений не зависит;

— содержание профессионального опыта и стаж работы во властных органах общества выступает ключевой составляющей профессиональной квалификации и этики государственного служащего.

В связи с вышеизложенным представляется необходимым отметить условия, необходимые для формирования цивилизованной этики:

— стабильность законодательства и власти, в том числе не только нормативно-правовое закрепление социально-проблемных стандартов поведения общего характера, регламентирующих государственного служащего, но и с проявлением коррупции;

— пропаганда, которая должна создавать образ государственного служащего, обладающего высокими моральными принципами;

— осуждение нечестной конкуренции, коррупции.

Можно сделать вывод, что в России полноценно не создано ни одно из вышеназванных условий, что за собой влечет следующие проблемы

* © Лукьянова В.В., Курдин А.Р., 2014

Лукьянова Валентина Васильевна (vv2724@mail.ru), Курдин Александр Романович (egmu205@mail.ru), кафедра экономики города и муниципального управления Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

формирования этики российского государственного служащего:

— отсутствие соответствия имеющегося образования квалификационным требованиям по определенной государственной должности;

— отсутствие юридического оформления норм профессиональной нравственности государственного служащего, что представляет собой пробел в законодательстве;

— уровень профессиональной подготовки достаточно большой группы государственных служащих требованиям по занимаемым должностям не соответствует;

— существует потребность в высококвалифицированных государственных служащих, которые владеют теорией и практикой управления и развития, которые умеют работать в условиях жесткой конкуренции и которые соблюдают этические и нравственные принципы в деловых отношениях.

В настоящее время достигнуто понимание того, что воспитание необходимых российскому управленцу качеств (патриотизма, честности, гражданственности, неподкупности, социальной ответственности, порядочности) предполагает государственную и социальную востребованность таких качеств, их поддержку как со стороны государства, так и гражданского общества. Подтверждением того, что в нашем государстве оценили актуальность проблемы, необходимость преодоления нравственного дефицита в кадровом корпусе гражданских служащих, является комплекс актов, среди которых можно отметить указы Президента РФ: «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» от 12 августа 2002 г. № 885; «О федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003—2005 годы)» от 19 ноября 2002 г. № 1336; «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009—2013 годы)» от 10 марта 2009 г. № 261.

В данных актах отмечено усиление влияния на поведение государственных служащих нравственных регуляторов. Более того, в российском законодательстве впервые установлены правовые нормы должного поведения государственных служащих. Осознана необходимость в нормах, которые дадут возможность к минимуму свести коррупционные проявления в государственной службе. Более того, подчеркивается, что успехов в данной сфере достигнуть возможно только посредством совершенствования в деятельности государственных служащих нравственных ценностей.

В рамках реализации Программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009—2013 годы)» был разработан и одобрен Типовой кодекс этики и

служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (далее — Типовой кодекс). О необходимости данного кодекса активно говорили последнее десятилетие и практические работники, и юристы-теоретики.

Типовой кодекс является сводом принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми независимо от замещаемой ими должности должны руководствоваться государственные служащие.

Цель Типового кодекса заключается в установлении этических норм и определенных правил служебного поведения государственных служащих с целью обеспечения достойного выполнения служащими профессиональной деятельности, а также в содействии укреплению авторитета государственных служащих, обеспечению доверия граждан к государственным органам и в обеспечению единых норм поведения государственных служащих.

В Кодексе в числе прочих сформулирована группа норм, связанная с морально-этическими принципами в деятельности государственного служащего.

Более подробное изучение статей Типового кодекса дает возможность выделить такие морально-этические принципы деятельности государственного служащего, как добросовестность, нейтральность, защита прав и свобод граждан, аполитичность, профессионализм, терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и иных государств, беспристрастность, корректность и др. [9].

Рассматривая вопрос об особенностях этики государственного служащего, важно отметить следующий аспект. Нравственные основы государственной службы, профессиональная этика, самостоятельность и высокая мораль государственных служащих преломляются в их деятельности на этапе демократизации общества и государства.

Нравственные нормы и стандарты развиваются только в той части профессиональной сферы, где имеют место компетентность высокого уровня, специальные знания, чувство долга, ответственности, подкрепленные высоким профессионализмом. Этические проблемы государственных служащих напрямую связаны с общественным кризисом морали. Данные социологических исследований свидетельствуют о сохраняющемся отчуждении представителей государственной власти от народа. Данную ситуацию необходимо менять, и в том числе при помощи Типового кодекса [6].

Именно поэтому в силу специфики профессиональной деятельности государственного служащего ему принадлежит одна из ключевых ролей в формировании нравственной, духовной и этичес-

кой культуры гражданского общества и в целом государства.

Соблюдение профессиональной этики, общечеловеческие нормы нравственности — одно из обязательных условий морали любого человека, особенно государственного служащего. Отсутствие или искажение в их личностной морали деформирует сам смысл служения его интересам общества, государства и отдельным гражданам.

В организации государственного управления, его функционировании существуют специфические моменты, которые противоречат требуемым от государственных служащих моральным качествам. Такими особенностями, которые негативно влияют на мораль государственного служащего, являются:

— особенная форма оплаты труда в сфере государственной службы;

— особый характер текучести рабочей силы;

— вертикальная выстроенность по направлению деятельности;

— особая заинтересованность некоторых слоев населения в сфере государственного управления и т.д.

Искаженное представление о профессиональном долге, отсутствие необходимого контроля в системе стимулирования, отсутствие мотивирования со стороны государства — все это приводит к тому, что государственные служащие руководствоваться этическими принципами своей профессии не желают, а руководствуются корыстными интересами, что, в свою очередь, приводит к ухудшению качественного состава кадрового корпуса государственных служащих.

Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день профессиональная этика государственных служащих представляется в некоторой степени нестабильным, зависящим от обстоятельств комплексом качеств, но государственный служащий является лицом нации и государства, залогом успешного функционирования всего государства.

Этическая составляющая в поведении государственных служащих, соблюдение нравственных ценностей, установок в их профессиональной деятельности оказывают позитивное влияние на качество процесса демократического управления государством и экономический и социальный прогресс, улучшают информационную прозрачность и работу государственных структур, создают предпосылки для предупреждения конфликта интересов.

При этом, как показывают социологические исследования, неэтичному поведению государственных служащих, по их собственному мнению, в наибольшей степени способствуют факторы недостаточности правовой организации сферы дея-

тельности государственной службы (что можно определить как системный недостаток государственной службы) и общее падение в обществе нравственности (системный недостаток общества, социальной среды) [8].

Данное положение также доказывает мнение о том, что по своему характеру и назначению государственная служба представляет собой связующее звено между государством и гражданским обществом. На государственную службу действуют в равной степени системные противоречия, которые возникают как в государстве, системным элементом которого служба является, так и в гражданском обществе, с которым служба связана по своему происхождению и в которое она интегрирована как социальный институт.

К особенностям этики государственного служащего необходимо также отнести и следующие обстоятельства:

— по закону государственный служащий имеет особые обязанности, которые связаны с его служебным положением и затрагивают одновременно интересы и государства, и его граждан;

— сам государственный служащий продолжает оставаться членом общества, как частное лицо участвует в процессах формирования структур гражданского общества, иными словами, остается гражданином, сохраняет свою гражданскую природу.

Именно поэтому в силу отмеченной специфики вопросы, связанные с соблюдением норм профессиональной этики, гражданственности и социальной ответственности у управленцев, их влияние на эффективность деятельности всей системы государственной службы являются ключевыми при определении этической стороны деятельности государственных служащих [6].

Подводя итог, важно отметить, что моральное регулирование является необходимым дополнением к правовому регулированию их профессиональной деятельности (даже учитывая крайне формализованный характер их деятельности).

Профессиональная этика предлагает нравственные ориентиры поведения людей в сфере профессиональной деятельности относительно целей, смысла и функциональной направленности конкретной профессии, она органически взаимосвязана с общей этической системой и должна способствовать ее совершенствованию и развитию. К сожалению, одной только кодификации норм профессиональной морали недостаточно. Соблюдение этических принципов профессиональной группой является отдельной проблемой. Наиболее эффективным способом предотвращения нарушений является контроль со стороны самой профессиональной группы: внутрикорпоративная нетерпимость к нарушителям, следствием которой могут быть изоляция и отторжение.

Библиографический список

1. Указ Президента РФ от 10.03.2009 г. №261 (ред. от 10.08.2012) «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009—2013 годы)» // Собрание законодательства РФ. 16.03.2009. № 11. Ст. 1277.

2. Указ Президента РФ от 19.11.2002 г. №1336 (ред. от 15.11.2004, с изм. от 12.12.2005) «О Федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003—2005 годы)» // Российская газета. 2002. 23 ноября. № 223.

3. Указ Президента РФ от 12.08.2002 г. № 885 (ред. от 16.07.2009) «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» // Российская газета. 2002. 15 августа. № 152.

4. Ахметова Н.А. Роль профессиональной этики в профилактике коррупции // Власть. 2009. № 6. С. 106— 109.

5. Волкова А.В. Конституционные основания этической инфраструктуры общества // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2012. Т. 2. № 8. С. 215-235.

6. Лукьянова В.В., Белоусова Н.Ю. Компетентность чиновника как ключевой элемент эффективности деятельности управленца // Основы экономики, управления и права. 2014. № 2 (14). С. 84-87.

7. Домбровский Я.Ю. Социальные регуляторы профессиональной деятельности государственных служащих // Среднерусский вестник общественных наук. 2009. № 1. С. 53-56.

8. Корчагина Е.А., Ильина Л.Н. Профессиональная этика государственных гражданских служащих // Проблемы и перспективы образования в России. 2010. № 4-2. С. 231-235.

9. Шобоедова А.Е. Проблема формирования нравственных основ государственной гражданской службы Российской Федерации // Известия Иркутской государственной экономической академии: электронный журнал. 2013. № 6. С. 25.

V.V. Luk’yanova, A.R. Kurdin * PECULIARITIES OF ETHICS OF PUBLIC OFFICER

In the article the peculiarities of ethical constituent of professional activity of public officers in the Russian Federation in accordance with the current regulation are revealed.

Key words: ethics, state service, public officer, human resources management, professional competency.

* Luk’yanova Valentina Vasilievna (vv2724@mail.ru), Kurdin Alexander Romanovich (egmu205@mail.ru), the Dept. of Economics of the City and Municipal Management, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.