11. Савкин В.И., Деулина А.В. Современные проблемы рационального использования земель сельскохозяйственного назначения. Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2011. - №24. - С. 43-46.
Антошин К.А. - e-mail: [email protected]
УДК 174:323.331-057.9-029:341.211/214
12. Савкин В.И., Тарелина Л.В. Улучшение социально-экономической жизни на селе как национальный приоритет развития России. Региональная экономика: теория и практика. - 2009. - №39.- С. 1517.
Статья поступила в редакцию: 04.12.2013
АКТУАЛЬНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
ACTUAL ETHICAL REGULATION OF CIVIL SERVANTS
Верижников В.А., магистрант
Verizhnikov V.A., master of 1 course
Орловский государственный институт экономики и торговли
Orel state Institute of Economics and trade
В данной статье рассмотрены проблемы регулирования профессиональной этики государственных служащих. Ежедневно деятельность госслужащих подвержена большому количеству этических конфликтов. Острые вопросы их урегулирования, а также избегания угроз возникновения таких конфликтов в настоящее время не отражены в нормативных документах в сфере госслужбы. Поэтому данные исследования представляют особый интерес в настоящее время.
This article discusses the management ofprofessional ethics ofpublic servants. Daily activities of civil servants subject to a large number of ethical conflicts. Pressing issues to resolve them, and avoid threats of such conflicts is not currently reflected in the regulations in the field of public service. Therefore, these studies are of particular interest at this time.
Ключевые слова: государственные служащие, профессиональная этика, конфликт интересов, принципы государственных служащих, кодекс профессиональной этики
Keywords: government officials, professional ethics, conflict of interest, the principles of civil servants, the professional code of ethics
Актуальным сегодня становится переход от различных форм профессиональной подготовки к совершенствованию ее содержания, в том числе и этики. В настоящее время в обществе постоянно возрастает внимание к вопросам этики государственных служащих. Это обусловлено все более выраженной зависимостью перспективы развития человеческой цивилизации от тех моральных принципов и норм, которыми государственные служащие руководствуются в своей деятельности [8]. Изучением таких проблем занимается биоэтика.
Предмет биоэтики - это проблемы этической регламентации деятельности государственных служащих. В рамках данной науки разрабатываются основы моральной регламентации взаимоотношений государственной службы и общества.
Этика государственного служащего находится под постоянным влиянием нравственных регуляторов. Служба в органах власти как один из центральных элементов управления оказывает существенное влияние на изменение общественной систе-
мы [8]. Другими словами, государственный служащий в силу своего положения задает нравственную модель поведения в обществе.
Способности государственного служащего -это его особенности, выступающими условиями успешного осуществления управленческой деятельности. Качества и способности персонала тесно взаимосвязаны между собой, разделить их порой практически невозможно. Тем не менее, качества государственного служащего представляют собой результат реализации его способностей в процессе управленческой деятельности. Следовательно, способности являются как бы скрытыми возможностями персонала, которые проявляются и раскрываются при определенных условиях профессиональной деятельности. Особенность профессиональной этики государственного служащего заключается в том, что он должен обладать знаниями в области управляемой сферы [8].
Принцип беспристрастности и независимости должен обеспечить государственному служащему, прежде всего, служение интересам государства и об-
щества в ситуации морального выбора при выработке и реализации конкретного решения [2]. В условиях коррумпированности государственного аппарата государственные служащие мало считаются с принципом беспристрастности и независимости, больше заботятся о личном благополучии, чем о государственных и общественных интересах.
Отношение должностного лица к обществу как «высшей» или «низшей» ценности будет определять модели его поведения, формировать и «оправдывать» конкретный набор нравственных качеств, «выстраивать» конкретный стиль взаимоотношений с субъектами различного уровня и характера, определять и «направлять» формы общественно - полезной деятельности, степень ее интенсивности. В качестве ориентира могла бы стать мысль Аристотеля о том, что «совершенно невозможно действовать в общественной жизни, не будучи человеком определенных этических качеств, а именно человеком достойным. Быть достойным человеком - значит обладать добродетелями. И тому, кто думает действовать в общественной и политической жизни, надо быть человеком добродетельного нрава» [5].
Одной из задач федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)» является совершенствование механизма, обеспечивающего соблюдение государственными гражданскими служащими общих принципов служебного поведения [4].
Профессиональной этикой государственного служащего можно считать систему общих ценностей и правил, которые регулируют взаимоотношения на госслужбе между руководителями и подчиненными, коллегами в процессе их совместной деятельности, между госслужащими и гражданами. Таким образом, именно профессиональная этика государственного служащего способствует реализации моральных ценностей служащих при выполнении профессиональных обязанностей.
Профилактика негативных явлений на государственной службе базируется на воспитании принципов административной морали, этических принципов. Такого рода принципы, этические нормы закрепляются в кодексах профессиональной этики.
Цель кодексов профессиональной этики, состоит в том, что человек должен гордиться тем, что на государственной службе он олицетворяет все перечисленные в кодексе принципы. Это своеобразная присяга, которая дает право на профессиональную деятельность в государственных или муниципальных органах.
Принося такую присягу, госслужащие понимают, что нарушение заложенных в них положений приведет к осуждению коллег или к каким-либо санкциям. В связи с этим можно предположить, что при соблюдении норм, предусмотренных кодексами профессиональной этики, злоупотреблений и нарушений станет меньше.
Цель госслужащего - служение государству, обществу, отечеству. Они являются гарантом стабильности государства и его лояльности по отношению к своим гражданам. Именно госслужащие должны обеспечивать прозрачность и доступность информации для всех групп населения. Преданность кодексу профессиональной этики может поддерживать на должной высоте репутацию, профессию в целом. В пользу профессиональных этических кодексов говорит и тот факт, что бороться с негативными явлениями на государственной службе только карательными мерами вряд ли эффективно, так как не устраняются коренные причины этих явлений. Это объясняется тем, что сохраняются социально-психологические предпосылки злоупотреблений, коррупции, поэтому явления коррупции не исчезают. Одновременно социально-психологические нравственные механизмы поведения госслужащего тесно связаны с этикой. Это особенно важно при воспитании честности у госслужащих, чтобы они могли осознавать свою ответственность перед государством и обществом. Кодексы профессиональной этики содержат нормы поведения, отклонения от которых можно соотнести с административными правонарушениями (грубость, хамство, неуважение к гражданам). Вместе с тем доказать виновность в данной ситуации является архисложным. В то же время моральное осуждение коллег, прохождения (или не прохождение) аттестации по службе может быть более полезным в данном случае.
Поэтому, этика и положения нормативных документов, регулирующих деятельность госслужащих, довольно сильно взаимосвязаны, поскольку именно этическое понимание той или иной ситуации является фундаментом для разработки того или иного закона. В свою очередь нормы профессиональной этики могут и должны опираться на нормы законодательных актов.
В соответствии с Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» №58-ФЗ от 27.05.2003. основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:
• федерализм;
• законность;
• приоритет прав и свобод человека и гражданина;
• равный доступ граждан к государственной службе;
• единство законного подхода к организации государственной службы;
• взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;
• открытость деятельности госслужащих;
• профессионализм и компетентность государственных служащих;
• защита госслужащих от незаконного вмешательства в их работу любых сторонних лиц. [1]
Данные принципы характеризуют нравственное содержание деятельности государственной службы в целом как социально-правового института и каждого конкретного должностного лица в отдельности. Если нарушить или подменить один из принципов, то это приведет к ослаблению позиций других, а вместе они служат показателем «здоровья» государства. Именно поэтому, указанные выше принципы составляют основу кодексов профессиональной этики госслужащих [9]
Указанные выше принципы в основном пересекаются с принципами работы госслужащего. В соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» №79-ФЗ от 27.07.2004. к основным принципам работы госслужащих относятся:
1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;
2) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;
3) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе;
4) профессионализм и компетентность гражданских служащих;
5) стабильность гражданской службы;
6) доступность информации о гражданской
службе;
7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
8) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.[2]
Не смотря на наличие норм, установленных законодательными актами, этические вопросы деятельности государственных служащих все же не имеют основополагающей базовой системы регулирования. Поскольку применение законодательных актов всегда требует дополнительного толкования и пояснения на практике, а «сухие» статьи законов не охватывают весь спектр этических проблемных вопросов, на наш взгляд, требуется дополнительная система базовых норм в виде, например, кодекса этики госслужащего. В настоящее время Кодексы профессиональной этики разрабатываются в рамках отдельных министерств или федеральных служб и носят разрозненный локальный характер. Отдельные проблемы рассмотрены в локальных рекомендациях и разовых нормативно-правовых и актах. Вместе с тем деятельность государственных служащих подвержена целому ряду этических конфликтов. Поэтому актуальность разработки базовых норм этического поведения государственных служащих остается актуальной проблемой на сегодняшний момент. Конфликт интересов в профессиональной деятельности госслужащего очень часто встречаемое явление.
Конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполне-
ние им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан и других членов общества.
Случаи возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, предотвращаются в целях недопущения причинения вреда законным интересам граждан и общества.
Под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной, либо натуральной форме, в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи, а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами [2]
Конфликт интересов на госслужбе возникает в ситуации, когда личная заинтересованность влияет или может повлиять на объективное исполнение должностных (служебных) обязанностей. Поведение становится неэтичным, а конфликт интересов приобретает негативный характер тогда, когда личные интересы каких-то групп граждан, включая госслужащих, начинают преобладать над общегосударственными интересами, превращаясь в абсолют.
1) Конфликты, возникающие на политической почве, когда государственным аппаратом не выполняется принцип нейтральности и госаппарат вступает, например, в партийные проекты или избирательные компании.
Этот конфликт обусловлен историческими традициями прежней командной модели управления. Если ранее легитимность исполнения госаппаратом управленческих функций и полномочий основывалась на его подотчетности КПСС, то в настоящее время складывается иной механизм политической легитимности и подотчетности госчиновников. К этому выводу специалисты пришли в результате мониторинга кадров госслужбы еще 1997 г. Оценивая ситуацию сегодня, можно говорить о том, что такой механизм практически сложился.
Официально аппарат органов исполнительной власти является субъектом властных отношений, а госслужащим не разрешается участвовать в политической деятельности. Однако на практике госслужба в России является неотъемлемой частью политической системы, и ее представители принимают активное участие в политической борьбе, при этом составляя ядро партии власти. Сегодня принцип политической нейтральности не является самым важным качеством ни для каких категорий должностей госслужащих, а также не является важной составляющей профессиональной этики и находится на последнем месте среди характеристик, влияющих на продвижение по службе.
2) Конфликты, возникающие на экономической почве в процессе взаимоотношения государственных структур с частными компаниями, коммерческими фирмами.
Показательно то, что госслужащие в процессе своей работы чувствуют низкую необходимость служебного бескорыстия и стремления к независимости от влияния посторонних организаций. Соответственно актуализируется проблема взяточничества и коррупции, напрямую связанная с состоянием социально-экономической сферы. В России происходит смещение идеологии «государственного обслуживания» к «максимизации собственного интереса». Пятая часть населения честно признаются, что давали взятки государственным служащим. При этом напрашивается вывод, что взяточничество среди чиновников подавляет смысл и содержание всей реформы государственной службы.
3) Конфликты, связанные с работой госаппарата, деятельностью должностных лиц.
Наиболее часто эти конфликты проявляются в демонстрации чиновниками власти по отношению к гражданам, которые обращаются в государственные органы. Недооценка важности интересов граждан в работе органов исполнительной власти является важным источником такого конфликта. Почти половина граждан считает, что они совершенно не защищены от административного произвола, считают, что у власти нет желания сотрудничать с гражданами; полагают, что административная система страны сегодня не способна эффективно оказывать услуги обществу и отдельным гражданам, а госслужащие по большей части защищают собственные интересы, интересы своего ведомства, своего начальства и лишь немногие считают, что госслужащие представляют интересы граждан. В принципе интересы населения не считают приоритетными и сами служащие. Данный вид конфликта является самым серьезным, ибо не только сдерживает реформирование госслужбы, но и усиливает разрыв во взаимоотношениях исполнительной власти и граждан, ради которых собственно и функционируют государственные органы.
4) Конфликты во внутриорганизационной
среде.
Эти конфликты связаны с продвижением по службе, взаимоотношениями с руководящим составом и т.п. В данном случае нередко возникают интриги, сплетни, доносы, обман, пренебрежение к законам, подхалимство, угодничество, пренебрежительное отношение к подчиненным, беспринципность, формализм, конформизм. [7]
В контексте рассмотренной выше классификации конфликтов в гражданской службе следует отметить, что в законодательстве установлены ограничения для госслужащих. В частности, в связи с прохождением гражданской службы госслужащему запрещается:
1) работать в органах управления коммерческой организацией;
2) осуществлять предпринимательскую деятельность;
3) вкладывать денежные средства в ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
4) быть представителем третьих лиц в учреждении, в котором он является госслужащим;
5) получать в процессе своей службы вознаграждения от третьих лиц подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения.
6) выезжать за рубеж по работе за счет сторонних лиц;
7) использовать не в служебных целях средства материально-технического и иного обеспечения, а также передавать их другим лицам;
8) разглашать или использовать в личных целях секретную или служебную информацию;
9) оценивать работу своего учреждения, если это не входит в его должностные обязанности;
10) использовать свое положение в интересах политических партий, предвыборной агитации;
11) прекращать работу в целях разрешения спорных служебных ситуаций;
12) работать в иностранных организациях;
Для установления профессиональных этических норма необходима качественная оценка профессиональной деятельности госслужащего вплоть до оценки личных качеств. При оценке профессиональной деятельности государственного служащего необходимо учитывать следующие качества: способности, умения, знания, опыт [6]. Такая оценка персонала помогает решить и другие задачи:
1) выявление потенциальных возможностей государственного служащего с целью его повышения по службе;
2) стимулирование повышения квалификации и роста профессионализма служащих;
3) применение к служащему мер стимулирования, либо ответственности;
4) формирование профессионального кадрового потенциала и резерва кадров;
5) поддержание стабильности и законности в государственной службе.
С большей степенью вероятности можно говорить о том, что успех реформирования в сфере государственной службы будет зависеть от кадровой сферы. Необходима новая система формирования кадрового состава, которая позволит привлечь на государственную службу наиболее талантливых, инициативных, высокоморальных, творчески мыслящих людей. В связи с этим при формировании кадрового состава государственной службы необходимо, во-первых, создать условия для подготовки и роста своих сотрудников (кадровый резерв), способных к управленческой деятельности и понимающих специфику «служения» государству и обществу, и проводить с ними систематическую работу. Включаемые в резерв должны обладать высоким уровнем профессионализма, самоорганизации, результативности, твор-
чества, высоким уровнем морали. Во-вторых, необходимо обратить особое внимание на вузы, осуществляющие подготовку по специальности «Государственное и муниципальное управление». Уже более 400 учебных заведений в нашей стране готовят специалистов по государственному и муниципальному управлению. Однако, по мнению работодателей только выпускники 10-15 ведущих университетов обладают необходимым уровнем квалификации и компетенций и навыков, которые необходимы для государственного служащего. К таким вузам можно отнести Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Высшая школа экономики, Финансовая академия, Российский государственный гуманитарный университет и ряд других.
Кроме высокопрофессиональной кадровой подготовки следует помнить о морально-этическом воспитании будущих государственных служащих. Реализация профессиональных этических требований, возможна только в случае, когда это станет внутренним убеждением каждого служащего. Воспитание чувства долга, ответственности служения государству и обществу должно формироваться еще до поступления на государственную службу, а затем и на самой службе. Поэтому, именно вузы, осуществляя подготовку специалистов в области государственной службы, должны воспитывать принципы академической культуры, осуществлять обучение в атмосфере подготовки служению государству и прилагать усилия по этическому и нравственному воспитанию будущих чиновников. Необходимо проводить обучение будущих чиновников в атмосфере осознания престижа государственной службы и государственного служащего как ее полномочного представителя. Для этого необходим квалифицированный профессорско-преподавательский состав, привлечение действующих чиновников к образовательному процессу, а также более внимательное отношение государственных учреждений к студентам-практикантам. Преподавательские кадры вузов должны постоянно повышать квалификацию в органах государственного и муниципального управления, весьма полезно их участие в качестве независимых экспертов в конкурсных, аттестационных процедурах в сфере государственной службы. При обучении студентов больше внимания следует уделять лучшим образцам служения государству, обществу. Поэтому интересным представляется опыт РГГУ, который активизирует участие студентов в научно-практических конференциях и круглых столах по проблемам государственного и муниципального управления. Возможно введение факультативных курсов по проблемам профессиональной этики государственного служащего. В программы повышения квалификации государственных служащих необходимо активнее включать темы по профессиональной этике поведения. Профессиональное этическое образование является важнейшей составляющей обучения и развития гражданских служащих, обеспечивая необходимый уровень знаний в области профессио-
нальной этики и делового этикета, навыки их использования в профессиональной деятельности.
Можно выделить некоторые пути повышения осознания профессиональной этики государственными служащими:
1) подбор кадров для государственной службы путем создания эффективного механизма, обеспечивающего профессиональный рост госслужащего;
2) проведение разного рода мероприятий для повышения престижа государственной службы и авторитета государственного служащего;
3) создание системы профессионального образования госслужащих, улучшение стандартов и программ подготовки госслужащих путем открытого конкурсного отбора этих программ, а также образовательных учреждений;
4) осуществить мероприятия по управлению и контролю за развитием профессиональных качеств государственных служащих;
5) производить периодическое обновление и плановую ротацию кадрового состава государственной службы;
6) осуществить мероприятия по формированию кадрового резерва государственной службы и обеспечивать его эффективное использование;
7) объективно оценивать результаты деятельности государственного служащего при проведении аттестации или квалификационного экзамена.[10]
Подводя итог проведенному исследованию, следует отметить следующее. В настоящее время отсутствует четкая система, регулирующая этику государственных служащих. Работа в этом направлении начата и имеет определенные результаты. В частности, утверждены и действуют законы «О системе государственной службы Российской Федерации» №58-ФЗ от 27.05.2003. и «О государственной гражданской службе Российской Федерации» №79-ФЗ от 27.07.2004., которые закладывают постулаты и базовые принципы осуществления гражданской службы. Но вместе с тем, этика госслужащих ежедневно подвергается ряду этических конфликтов, порядок разрешения которых невозможно установить в законах, поэтому необходимо проводить дальнейшую работу в обеспечении регулирования профессиональной этики государственных служащих. В настоящее время отсутствуют нормативные документы, которые бы могли установить порядок разрешения этических конфликтов госслужащих или модель поведения госслужащих при возникновении угроз нарушения основных принципов их работы. Таким документом, на наш взгляд, должен стать общий профессиональный кодекс поведения государственных служащих. В настоящее время данная сфера регулируется локальными нормативными актами, принимаемыми отдельными министерствами и федеральными службами, что не совсем верно по отношению к пониманию статуса государственного служащего, труд которого относится к служению интересам государства независимо от отрасли, в которой он осуществляет свою деятельность.
Не менее важной проблемой формирования профессиональной этики госслужащего является подготовка и переподготовка кадрового потенциала. Данная проблема должна решаться на уровне профессиональной подготовки в системе высшего профессионального образования студентов, избравших своей профессией государственную службу. В данном контексте следует обратить внимание на опыт ведущих вузов страны в области подготовки кадров для госслужбы. Возможным представляется введение в образовательные стандарты по соответствующим направлениям подготовки дисциплин, связанных с формирование этических основ будущих профессионалов в области государственной службы.
Постоянная подверженность деятельности госслужащих этическим конфликтам вызвала необходимость введения жестких норм, регламентирующих поведение на государственной службе, что стала одной из наиболее значимых проблем в последнее время. В связи с этим, были приняты ряд законодательных и нормативных актов по данной проблеме, важнейшим из которых является Федеральный закон «О противодействии коррупции» №273-ФЗ от 25.12.2008. [3] Однако принятие этого закона является лишь начальным этапом в борьбе с коррупцией, в том числе по урегулированию этических конфликтов, возникающих в этой связи в работе госслужащего.
Повышение уровня профессиональной этики государственных служащих, путем повышения уровня качества профессиональной деятельности, формирование этических норм, путем внедрения в программы переподготовки кадрового потенциала, профессионального кодекса этики, является важным условием эффективного функционирования государственной службы на благо общества и государства.
Верижников В.А. - e-mail: [email protected]
УДК: 338.47
Литература:
1. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» №58-ФЗ от 27.05.2003.
2. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» №79-ФЗ от 27.07.2004.
3. Федеральный закон «О противодействии коррупции» №273-ФЗ от 25.12.2008.
4. Федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)» (Указ Президента РФ №261 от 10.03.2009.)
5. Аристотель. Большая этика [Текст]/ Аристотель. Соч. в 4-х т. - М.: Мысль, 1983. - 296 с.
6. Бакштановский В.И. Профессиональная этика [Текст]/ В.И. Бакшатановский // Ведомости. Вып. 14: Этос среднего класса / В.И. Бакштановский, Н.Н. Карнаухов. Тюмень: НИИПЭ, 2001 - С. 154.
7. Комлева В.В. Профессиональная этика государственных служащих в условиях реформирования государственной службы [Текст] / В.В. Комле-ва // Социология власти - 2004. - № 1. - С. 96-115.
8. Ярецкий В.Ю. Идейно-концептуальная основа и социально-личностные предпосылки формирования профессиональной компетентности специалиста [Текст]/ В.Ю. Ярецкий // Российское государство и общество в XXI в.: Контуры социального развития: Матер. студ. науч. практ. конф. 27 апр. 2006 -Воронеж: НОУ «НПИОЦ», 2006. - С. 156 - 158
9. Система государственного контроля http://www.refi.su/ teotiya_ypravleniya14.html (дата обращения 26.10.2013.)
10. Этика и этикет государственного служащего: особенности и проблемы http://stud-baza.ru/etika-i-etiket-gosudarstvenmgo-slujaschego-osobennosti-i-problemyi-diplomnaya-rabota-etika
Статья поступила в редакцию: 20.12.2013
АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ КОМПАНИИ «АЭРОФЛОТ» НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ «7S»
ANALYSIS OF THE INTERNAL ENVIRONMENT OF THE COMPANY 'AEROFLOT' MODEL-BASED ON 7 'S'
Потапова Д.В., студентка факультета государственного и муниципального управления
Potapova D.V., student of Faculty of Public Administration
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»