Научная статья на тему 'Этические кодексы в современной государственной службе'

Этические кодексы в современной государственной службе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6552
915
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭТИКА / ЭТИЧЕСКИЕ КОДЕКСЫ / ЭТИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ / ЭТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ / ETHIC / ETHIC CODE / ETHIC FACTORS / ETHIC MODE / PUBLIC SERVANTS / PUBLIC ADMINISTRATION / PUBLIC ADMINISTRATION IN RUSSIA AND ABROAD

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ирхин Юрий Васильевич

Анализируются роль и значение этических кодексов в современной государственной службе; исследуются этические параметры и режимы зарубежных и российских государственных служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE INCREASING OF ETHIC CODE IN MODERN PUBLIC ADMINISTRATION: THE WORLD EXPERIENCE AND RUSSIA

The article analysis a role and significance of ethic code in modern public administration. The author researches ethic factors and mode of foreign and Russian public servants.

Текст научной работы на тему «Этические кодексы в современной государственной службе»

Ю.В. Ирхин

ЭТИЧЕСКИЕ КОДЕКСЫ В СОВРЕМЕННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ*

ИРХИН Юрий Васильевич - доктор философских наук, профессор кафедры политологии и политического управления РАГС при Президенте РФ (e-mail: irkhine@mail.ru)

Аннотация. Анализируются роль и значение этических кодексов в современной государственной службе; исследуются этические параметры и режимы зарубежных и российских государственных служащих. Ключевые слова: этика, этические кодексы, этические параметры, этический режим, государственные служащие, государственная служба, государственная служба в России и за рубежом.

Под этикой (греч. ethika: от ethos - нрав, обычай, характер, образ мысли) принято понимать нормы поведения, совокупность нравственных правил среди членов какого-нибудь общества, какой-нибудь общественной группы, профессии. Со времен Конфуция этика выступает в качестве учения о должных нормах и правилах поведения1.

Под административной этикой понимаются правила, позволяющие реализовать определенные этические идеалы и представления в ежедневной практической деятельности и поведении государственных служащих. «Управление административной этикой» - это определение того, что является должным поведением для государственных служащих и управленцев, разработка связанных с этим стандартов и правил поведения, а также создание процедур по их реализации. Этические требования и максимы, дополняя и обогащая соответствующие нормы права, выступают неотъемлемой составной частью профессиональных компетенций. Еще Ш.-Л. Монтескье подчеркивал, что не следует законами достигать того, что можно достигнуть улучшением нравов.

Этические кодексы и управление

Административная этика считается одним из действенных способов повышения эффективности государственной службы, регулирования конф-

* Статья подготовлена в рамках Инновационного проекта развития образования Минобрнауки России и Национального фонда подготовки кадров «Политологическое образование в XXI веке». - Прим. авт.

1 См.: Аристотель. Никомахова этика. - М., 1997; Конфуций. Беседы и суждения. - М., 2006.

ликта интересов, противодействия коррупции. Разработка и совершенствование этических стандартов стали неотъемлемой составляющей реформ государственной службы конца XX - начала XXI вв. Новое государственное управление (государственный менеджмент) предполагает повышение роли ценностных, морально-этических регуляторов деятельности и поведения государственных служащих в усложнившихся условиях сложной трансформации и взаимодействия государства и общества на стадии перехода к постиндустриальному, информационному, глобально-конкурентному развитию.

Формализованные этические нормы находят концентрированное отражение (выражение) в кодексах. В этических профессиональных кодексах, отражаются и формализуются моральные требования соответствующих групп, опосредуемые культурными доминантами. В ряде стран распространены нормативные этические кодексы поведения парламентариев, политических консультантов, государственных служащих (в том числе конкретно-профессиональные: судейского корпуса, полиции, налоговой службы и т. д.). Роль этих кодексов неуклонно возрастает (см. табл. 1).

Таблица 1

Возрастание роли этических кодексов

Факторы, определяющие значимость этических кодексов

1. Ряд положений о природе выпадает из сферы права; зато они регулируются неформальными (но от этого не менее действенными) нормами групповой - в данном случае административной - морали (этики) и нормами индивидуальной нравственности

2. Практически невозможно составить всеохватывающий перечень предписаний для государственных служащих на уровне юридических актов

3. Ряд чиновников имеет смутное представление о профессиональной этике госслужащего или относится к ней с пренебрежением

4. Этические кодексы задают такую систему нравственных ориентиров, которые содержат ясные рекомендации по поведению в щекотливых ситуациях, ясно обозначают область нравственных табу для служащего

5. Даже сам процесс подготовки современного Кодекса этики государственного служащего, обсуждение его в профессиональных кругах и общественностью служит повышению уровня административной морали

6. Именно «дух общественного служения» и принципы ответственности и «обратной связи с обществом» в условиях современной (постиндустриальной, демократической) модернизации должны лечь в основу Кодекса административной этики

7. Технологически сближаясь с коммерческими структурами, государственная служба не должна утратить свое предназначение - служение общественным интересам

и гражданам. Для обеспечения этого необходимо особое внимание к моральным принципам и ценностям госслужащих в условиях рыночных отношений. В противном случае государственную службу неизбежно захлестывает вал коррупции и прочих злоупотреблений, связанных с возможностью «торговли влиянием» и разного рода ресурсами от имени государства

Продолжение табл. 1

8. Поскольку конфликт на государственной службе, выражая столкновение интересов, имеет и морально-этическую сторону (измерение), то использование кодексов этики государственного служащего и действия в его парадигме могут способствовать эффективному предотвращению конфликтов или их урегулированию

9. Формирование системы этических кодексов должно на определенном этапе развития общества и государства трансформироваться в создание соответствующего этического режима

В большинстве современных государств существует система этических кодексов для государственных служащих. Наиболее эффективно она действует там, где увязана с традициями и обычаями национальной культуры, системой ее базовых ценностей, нацелена на инновации и имеет социальную направленность.

Например, «Нормы этического поведения служащих органов исполнительной ветви власти» в США, основываются на протестантской этике. Они являются частью Закона об этике в органах государственной власти США (1978). В Преамбуле этого Закона отмечается, что государственная служба отождествляется с доверием общества. Каждый государственный служащий обязан перед правительством Соединенных Штатов и своими согражданами ставить верность Конституции, законам и этическим принципам выше личной выгоды. Для того чтобы каждый гражданин мог иметь полную уверенность в добросовестности Федерального правительства, каждый служащий обязан уважать и соблюдать принципы этического поведения.

Четырнадцать принципов этического поведения федеральных служащих США сопровождены приложением под названием «Наставление по этике для служащих органов исполнительной ветви власти» (2000). В нем на нескольких десятках страниц даются соответствующие комментарии, приводятся типовые примеры использования этого Кодекса в духе требований протестантской этики, а также перечислены законы, связанные с применением Кодекса (прежде всего, о конфликте интересов). Нам думается, что подобное приложение применительно к российским условиям могло бы сыграть свою положительную роль.

Интересен опыт Великобритании. В этом «традиционно правовом» государстве значительна роль традиций и этических норм. В 1997 г. от лица Т. Блэра был выпущен Кодекс министра - Этический кодекс государственной службы. В его разделах правовые нормы переплетаются с этическими нормами. Выделяются семь этических принципов (см. табл. 2).

Определены следующие основные компетенции руководящего состава британской государственной службы в сфере этики: постановка цели и руководство, личное воздействие, стратегическое мышление, получение максимальной отдачи от людей, повышение квалификации, сосредоточенность на выполнении обязательств. Личное воздействие раскрывается как

Таблица 2

Кодекс министра Великобритании

Принципы Содержание

1. Бескорыстие Действия госслужащих лишь в государственных, а не личных интересах.

2. Принципиальность Лица государственной службы не должны связывать себя какими-либо обязательствами по отношению к сторонним лицам или организациям, могущим попытаться оказать соответствующее влияние.

3. Беспристрастность Чиновники при решении кадровых вопросов должны основывать свой выбор на заслугах и достоинствах кандидатов

4. Подотчетность Госслужащие подотчетны обществу за свои решения и действия и не должны препятствовать любой проверке, связанной с их служебной деятельностью

5. Открытость Госслужащие должны проявлять максимально возможную открытость

6. Честность Госслужащие должны заявлять о любых своих частных интересах и разрешать конфликты интересов способами, которые обеспечивают защиту общественных интересов

7. Лидерство Госслужащие должны служить инициаторами распространения этих принципов и утверждать их личным примером

руководство на собственном примере; доступность для всех; честность и принципиальность; гибкость, жизнерадостность и решительность; высказывание того, что люди, возможно, не хотят слышать; личная ответственность за свои решения и результат.

Желательно обратить внимание на то, что принятие этических кодексов без дополнения и оформления их соответствующей «этической инфраструктурой» ограничивает действенность первых. Любые разговоры о ценностях и этических нормах во многом останутся пустым звуком, если нет «механизмов» их эффективной практической поддержки. К таким «механизмам» в ряде зарубежных стран, например, относятся «советники по этике», к которым служащие и контактирующие с ними граждане могут обратиться за консультацией в случае потенциального конфликта интересов или других проблем этического характера.

В связи с этим недостаточно ставить и обсуждать проблему этических кодексов только как кодексов самих по себе, анализа содержания, оптимизации, принятия и мониторинга их эффективности. Речь должна идти и о формировании этического режима, его компонентах (см. табл. 3).

Таблица 3

Компоненты этического режима

Факторы, определяющие наличие и/или развитость этического режима

1. Документ, имеющий официальный статус, в котором зафиксированы присущие государственной службе этические ценности

Продолжение табл. 3

2. Этический кодекс (или Кодекс поведения) как наиболее приемлемая форма такого документа, фиксирующего общие моральные принципы поведения служащего

3. Описание в рамках Кодекса (обычно в качестве комментария к каждому

из принципов) практических форм его проявления и нарушения с приведением конкретных примеров

4. Ссылки на закрепленные в Кодексе этические нормы в общих документах, касающихся государственной службы (например, в коллективных договорах)

5. Адаптация общих норм Кодекса применительно к специфике конкретной организации

6. Наказания (санкции, предание публичности) за нарушение положений Кодекса

7. Оценка этики поведения служащих, особенно занимающих руководящие должности, как основы для их последующих назначений и дальнейшего продвижения по службе

8. Наличие советника по этике, обладающего как консультативными,

так и административными межведомственными полномочиями по отношению к эшелону старших государственных служащих в правительстве; наличие комитета по проблемам этики внутри департамента

9. Обучение нормам этики (всех, начиная с высших эшелонов государственной службы, а также впервые на нее поступивших)

10. «Этический аудит»

Этические кодексы в современной России

В условиях Российской Федерации этические кодексы государственной службы и следование им приобретают особое значение. Это связано прежде всего с тем, что нормативно-правовая база административных реформ пока еще несовершенна и «отстает» от процессов модернизации государства и общества. В этих условиях роль «доправового» (морально-этического) регулирования деятельности государственных служащих существенно возрастает. Кроме того, если административные реформы за рубежом начинались именно с учета роли этических норм и осуществлялись в «этической парадигме», то в России значимость этого регулятора официально рассматривается только с недавних пор.

Соответствующее развитие этической составляющей государственной и муниципальной службы в Российской Федерации может способствовать инициированию доверия граждан в отношении этих институтов. Данная проблема весьма актуальна для современной России, в которой значительная часть граждан старается держаться в стороне от властей, не доверяет тем или иным органам государственной или муниципальной власти. Об этом свидетельствуют показатели о реакции граждан на действия властей (см. табл. 4).

Таблица 4

Реакция граждан на действия властей в повседневной жизни* (в %)

Типы реакции 2002 г 2005 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Обычно одобряют, поддерживают действия

властей 10,7 8,7 11,4 22,7 15,0

Обычно вынуждены приспосабливаться 41,0 46,9 37,4 40,7 35,8

Стараются держаться в стороне от властей 28,9 27,2 26,3 23,5 30,5

Относятся к властям с неприязнью, когда

возможно, противодействуют им 6,5 7,2 3,7 4,3 7,3

Затруднились ответить 12,9 10,0 21,2 8,8 11,4

* В таблице приведены результаты опросов российского населения в возрасте 18 лет и старше, проведенных Социологическим центром РАГС при Президенте РФ по общенациональной выборке 2010 г. в ряде субъектов РФ, представляющих все экономико-географические зоны страны. Объем выборочной совокупности опрошенных в каждом из исследований составляет, как правило, 2400 человек, презентирующих территориальное размещение населения, соотношение жителей крупных, средних, малых городов, сел и поселков, социально-демографический состав населения.

Базовые этические нормы деятельности государственных служащих Российской Федерации были разработаны и приняты в 2002 г. Они вошли в «Общие принципы служебного поведения государственных служащих Российской Федерации». В 2007 г. в этот документ было внесено дополнение президента о необходимости воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в СМИ, от обозначения в иностранной валюте стоимости на территории Российской Федерации объектов, операций и т. д. (16 июля 2009 г. № 814). «Общие принципы служебного поведения государственных служащих» были изложены в новой редакции (только в части Преамбулы). В ней говорится, что в целях повышения доверия общества к государственным институтам, обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения федеральными государственными служащими и государственными гражданскими служащими субъектов РФ должностных обязанностей, исключения злоупотреблений на федеральной государственной службе и государственной гражданской службе субъектов РФ:

1. Утверждаются прилагаемые общие принципы служебного поведения государственных служащих.

2. Рекомендуется лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов РФ и выборные муниципальные должности, придерживаться принципов, утвержденных настоящим Указом.

«Общие принципы служебного поведения государственных служащих» включают 18 положений. В Указе отмечается, что государственные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны исполнять должностные обязанности добросовестно

и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов. К обязанностям собственно этического характера относятся требования: соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения; проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами; воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственными служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету государственного органа; проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию; соблюдать установленные в государственном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной информации; уважительно относиться к деятельности представителей СМИ по информированию общества о работе государственного органа; воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в должностные обязанности государственного служащего и др.

«Общие принципы...» являются логичным синтезом международной и национальной (российской) этико-правовой мысли. Этот документ взаимосвязан с Законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральной программой «Реформирование государственной службы Российской Федерации», пакетом антикоррупционных законов и мер.

«Общие принципы.» впервые в современной российской правовой и политической практике закрепили ряд соответствующих базовых этических норм. Следующим шагом в их развитии и формализации стала подготовка специального Этического кодекса. Решение о его разработке было принято 28 апреля 2010 г. Президиумом Совета по противодействию коррупции при Президенте РФ.

Проект «Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации» был разработан Департаментом государственной службы Минздравсоцразвития России (22 июня 2010 г.). 8 июня 2010 г. рассмотрен на Общественных слушаниях в Российской академии государственной службы при Президенте РФ1.

1 ноября 2010 г. доработанный «Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих Российской

1 В обсуждении приняли участие зам. министра Минздравсоцразвития России

A.Л. Сафонов, директор Департамента госслужбы Минздравсоцразвития В.А. Коз-баненко, директор Социологического центра РАГС проф. В.Э. Бойков, проф. РАГС

B.М. Соколов, проф. МГИМО Е.В. Охотский, гл. советник Президиума Управления Президента РФ по вопросам госслужбы и кадров А.А. Тронина и др.

Федерации» был представлен на сайте Министерства здравоохранения и социального развития РФ в окончательной редакции. Он состоит из 10 статей, каждая - из ряда пунктов и подпунктов. В ст. 1. «Предмет и сфера действия Кодекса» говорится, что Кодекс представляет собой свод общих принципов этики и основных правил служебного поведения, которыми надлежит руководствоваться государственным служащим Российской Федерации и муниципальным служащим, независимо от замещаемой должности. Гражданин, поступающий на государственную службу Российской Федерации либо муниципальную службу, знакомится с положениями Кодекса и соблюдает их в процессе своей служебной деятельности. Каждый государственный и муниципальный служащий должен принимать все необходимые меры для соблюдения положений настоящего Кодекса, а каждый гражданин Российской Федерации вправе ожидать от государственного и муниципального служащего поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями настоящего Кодекса.

В ст. 2. «Цель кодекса» отмечается, что она заключается в установлении этических норм и правил служебного поведения государственных и муниципальных служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета государственного служащего, доверия граждан к государству и обеспечение единой нравственно-нормативной основы поведения государственных и муниципальных служащих. Кодекс призван повысить эффективность выполнения государственными и муниципальными служащими своих должностных обязанностей. Кодекс служит основой для формирования должной морали в сфере государственной и муниципальной службы, уважительного отношения к государственной и муниципальной службе в общественном сознании; выступает как инструмент общественного контроля и нравственности государственных и муниципальных служащих. Знание и выполнение государственным и муниципальным служащим положений данного Кодекса является критерием оценки качества его профессиональной деятельности и служебного поведения.

В своих 10 статьях «Кодекс этики...» дополняет, совершенствует и конкретизирует «Общие принципы служебного поведения государственных служащих Российской Федерации». В Кодекс вошли все основные положения «Общих принципов служебного поведения государственных служащих Российской Федерации». По сравнению с «Общими принципами.» Кодекс представляет собой расширенный, специализированный, комплексный свод этических норм и правил. В нем этические нормы, во-первых, получили более конкретное толкование, чем в «Общих принципах служебного поведения государственных служащих Российской Федерации»; во-вторых, Кодекс дополнен рядом этических новаций; в-третьих, в этом Кодексе сгруппированы и обогащены по соответствующей тематике этические нормы и правила служебного поведения госу-

дарственных и муниципальных служащих; в-четвертых, в Кодексе предлагается использование соответствующих мер морального и дисциплинарного характера как для наказания, так и для поощрения государственных и муниципальных служащих.

Таблица 5

Структура Типового кодекса этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих Российской Федерации*

_Статьи_

1. Предмет и сфера действия Кодекса

2. Цель Кодекса

3. Основные принципы служебного поведения государственных и муниципальных служащих

4. Соблюдение законности

5. Требования к антикоррупционному поведению государственных и муниципальных служащих

6. Обращение со служебной информацией

7. Этика поведения государственных и муниципальных служащих, наделенных организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим госслужащим

8. Служебное общение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Внешний вид государственного и муниципального служащего

10. Ответственность государственного и муниципального служащего за нарушение Кодекса

* Источник: Кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих. - М.: Проспект, 2011.

В «Кодексе этики.» обращает на себя внимание ст. 5 «Требования к антикоррупционному поведению государственных и муниципальных служащих», в которой в 4 пунктах конкретизированы соответствующие нормы.

1. Государственный и муниципальный служащие при исполнении ими должностных обязанностей не должны допускать личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов. При назначении на должность государственной или муниципальной службы и исполнении должностных обязанностей государственный и муниципальный служащий обязаны заявить о личной заинтересованности у них или ее возможности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение ими должностных обязанностей.

2. Государственный и муниципальный служащие обязаны представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

3. Государственный и муниципальный служащие обязаны уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры Российской Федерации

или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной обязанностью государственного и муниципального служащего.

4. Государственному и муниципальному служащему запрещается получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные государственным и муниципальным служащими в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта РФ, органа местного самоуправления и передаются государственным и муниципальным служащим по акту в государственный орган и орган местного самоуправления, в котором он замещает должность государственной или муниципальной службы, за исключением случаев, установленных российским законодательством.

В статье 6. «Обращение со служебной информацией» говорится о правилах обращения со служебной информацией. Так, государственный или муниципальный служащий может обрабатывать и передавать служебную информацию при соблюдении действующих в государственном органе и органе местного самоуправления норм и требований, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государственный и муниципальный служащие обязаны принимать соответствующие меры для обеспечения безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность или (и) которая стала известна ему в связи с исполнением должностных обязанностей.

В Кодексе повышаются требования к государственным служащим, наделенным организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим госслужащим. Они должны быть образцом профессионализма, безупречной репутации, формировать благоприятный психологический климат, содействовать предотвращению и урегулированию конфликта интересов (ст. 7).

В ст. 8 «Служебное общение» говорится:

1. В служебном поведении государственному и муниципальному служащему необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.

2. В служебном поведении государственный и муниципальный служащий воздерживается:

а) от любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

б) от грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;

в) от угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;

г) от курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами.

3. Государственные и муниципальные служащие призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом.

Государственные и муниципальные служащие должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными и проявлять толерантность в общении с гражданами и коллегами1.

Внешний вид государственных и муниципальных служащих при исполнении ими должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважению граждан к государственным органам и органам местного самоуправления, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.

В завершающей 10-й ст. говорится о моральной, а также иной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации государственного и муниципального служащего за нарушение положений Кодекса. Отмечается, что соблюдение государственным и муниципальным служащим норм Кодекса учитывается при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий.

В целом в современной России постепенно формируется этико-правовая база для совершенствования деятельности государственных и муниципальных служащих.

Список литературы

1. Государственная служба: нравственные основы, профессиональная этика. - М.: Изд-во РАГС, 2006.

1 Кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации. - С. 9.

2. Ирхин, Ю.В. Этическое измерение модернизации института государственных служащих: сравнительный анализ / Политические институты в современном мире / ред. С.Г. Еремеев, О.В. Попова. - СПбГУ, 2010.

3. Аристотель. Никомахова этика. - М., 1997.

4. Конфуций. Беседы и суждения. - М., 2006.

© Ирхин Ю.В., 2011

В.Н. Дахин

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ УСТОЙЧИВОГО ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

ДАХИН Владимир Никитович - доктор исторических наук, профессор кафедры национальных и федеративных отношений РАГС при Президенте РФ (e-mail: dakhina@mail.ru)

Аннотация. Обосновывается положение, что формирование социальной политики государства и бизнеса способствует достижению социальной стабильности, становится условием устойчивого общественного развития.

Ключевые слова: Концепция устойчивого развития, социальная политика, социальное обеспечение, социальная безопасность, индивидуализация социальных рисков, социальные противоречия нового типа.

Концепция устойчивого развития (Рио-де-Жанейро, 1992, Йоханнесбург, 2002) оставляет в стороне один из важнейших факторов - социальную стабильность общества.

Дело в том, что с 90-х гг. ХХ столетия социальные факторы устойчивого развития оказались на втором плане и создавалось впечатление их маргинальности на фоне глобальных угроз, порожденных хозяйственной деятельностью человека. Более того, казалось, что социальная стабильность в обществе уже достигнута: еще не завершился демонтаж структур социального государства в форме welfare state (государство всеобщего благосостояния) и не проявились социальные последствия и противоречия эпохи научно-технической революции и сопровождающей ее в социально-идеологической сфере неконсервативной революции.

Однако уже на рубеже веков стало ясно, что социальные противоречия не только не отодвинуты на второй план, но возвращаются в старых и новых формах. Социальная стабильность вновь становится фактором

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.