Научная статья на тему 'Роль этических кодексов государственной службы в управленческих парадигмах и практиках: сравнительный анализ'

Роль этических кодексов государственной службы в управленческих парадигмах и практиках: сравнительный анализ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
13376
2357
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС / ЭТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ / ETHICS / ETHICAL CODES / ETHICAL REGIME / OFFICIALS / PUBLIC SERVICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ирхин Ю. В.

В статье анализируется значение этических кодексов в современной государственной службе. Исследуются этические параметры, режимы и практики различных зарубежных и российских государственных служащих. Автор приходит к выводу о начале становления в России этического режима госслужбы, предлагает меры по его оптимизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the ethical codes in public service management paradigms and practices:the comparative analysis

The article examines the increasing role and importance of the ethical codes in modern public service. The ethical parameters, modes and practices of various Russian and foreign officials are investigated through the concept of the comparative analysis: West East Russia. The author comes to the conclusion that nowadays the ethical-oriented public service is under construction in Russia and suggests methods to optimize it.

Текст научной работы на тему «Роль этических кодексов государственной службы в управленческих парадигмах и практиках: сравнительный анализ»

Зарубежный опыт

Возрастающая роль этических кодексов государственной службы в управленческих парадигмах

с/

и практиках: сравнительный анализ1

Ю.В. Ирхин

Под этикой (греч. ethika: от ethos — нрав, обычай, характер, образ мысли) принято понимать нормы поведения, совокупность нравственных правил среди членов какого-нибудь общества, какой-нибудь общественной группы, профессии. Со времен Конфуция и Аристотеля этика выступает в качестве учения

о должных нормах и правилах поведения2.

Под административной этикой понимаются правила, позволяющие реализовать определенные этические идеалы и представления в ежедневной практической деятельности и поведении государственных служащих. Соответственно, «управление административной этикой» — это определение того, что является должным поведением для государственных служащих, разработка связанных с этим стандартов и правил поведения, а также создание процедур по их реализации. Этические требования и максимы, дополняя и в определенной мере обогащая соответствующие нормы права, выступают неотъемлемой, составной частью профессиональных компетенций управленцев.

Введение административной этики считается одним из действенных способов повышения эффективности государственной службы, регулирования конфликта интересов, противодействия коррупции. Разработка и совершенствование этических стандартов стали неотъемлемой составляющей реформ государственной службы конца XX - начала XXI вв. Новое государственное управление (государственный менеджмент) предполагает повышение роли ценностных, морально-этических регуляторов деятельности и поведения государственных служащих в усложнившихся условиях трансформации и взаимодействия государства и общества на стадии перехода к постиндустриальному, информационному, глобально-конкурентному развитию.

Негативное впечатление от неэтичного поведения чиновника, даже будучи ошибочным, подрывает веру в государственную службу. Цена веры в демокра-

1 Статья подготовлена в рамках проекта инновационных образовательных программ Минобрнауки РФ и НФПК «Политологическое образование в XXI веке».

2 Аристотель. Никомахова этика. М., 1997; Конфуций. Беседы и суждения. М. 2006.

тию — соответствие поведения государственных деятелей и служащих высоким этическим стандартам.

Требования этики могут дифференцироваться, иметь особенности в различных культурах, обществах, социальных группах. Формализованные этические нормы находят концентрированное отражение (выражение) в кодексах. В этических профессиональных кодексах отражаются и формализуются моральные требования соответствующих групп, опосредуемых культурными доминантами. В ряде стран распространены нормативные этические кодексы поведения парламентариев, политических консультантов, государственных служащих (в том числе конкретно-профессиональные: судейского корпуса, полиции, налоговой службы и т. д.).

Опыт Запада

Система этических кодексов для государственных служащих существует в большинстве современных государств. Наиболее эффективно она действует там, где увязана с традициями и обычаями национальной культуры, системой ее базовых ценностей, нацелена на инновации и имеет социальную направленность.

Так, «Нормы этического поведения служащих органов исполнительной ветви власти» в США основываются на протестантской этике. Они являются частью Закона об этике в органах государственной власти США. В его Преамбуле говорится, что «государственная служба отождествляется с доверием общества. Каждый государственный служащий обязан перед правительством Соединенных Штатов и своими согражданами ставить верность Конституции, законам и этическим принципам выше личной выгоды. Для того чтобы каждый гражданин мог иметь полную уверенность в добросовестности Федерального правительства, каждый служащий обязан уважать и соблюдать принципы этического поведения»3.

Четырнадцать принципов этического поведения федеральных служащих США (см. табл. 1) сопровождены приложением «Наставление по этике для служащих органов исполнительной ветви власти» (2000), в котором на нескольких десятках страниц даются соответствующие комментарии, приводятся типовые примеры использования этого кодекса в духе требований протестантской этики, а также перечислены законы, связанные с его применением (прежде всего

о конфликте интересов). Думается, что подобное приложение, применительно к российским условиям, могло бы сыграть свою положительную роль.

Таблица 1

Четырнадцать принципов этического поведения федеральных служащих США

№ Содержание

1. Государственная служба отождествляется с доверием общества, а это требует, чтобы служащие ставили соблюдение Конституции, законов и этических правил выше своих частных интересов

2. Служащим возбраняется иметь финансовые интересы, которые мешали бы им добросовестно выполнять свои служебные обязанности

3 См.: Публичный закон США № 95-521 от 26.10.1978 г.

Окончание табл. 1

№ Содержание

3 Служащим возбраняется участвовать в финансовых операциях, используя при этом закрытую государственную информацию, или допускать незаконное использование такой информации в целях реализации каких-либо частных интересов

4 Служащему возбраняется (за исключением случаев, когда это разрешено Кодексом этического поведения) требовать или получать какие-либо подарки или другие подношения, имеющие стоимость в денежном выражении, от любого лица или любой организации, добивающихся официального решения от учреждения, в котором работает этот служащий, имеющих деловые контакты с этим учреждением или осуществляющих деятельность, регулируемую им, или имеющих интересы, реализация которых в значительной степени зависит от выполнения или невыполнения этим служащим своих служебных обязанностей

5-8 Служащие должны честно выполнять свои служебные обязанности. Служащим возбраняется брать на себя какие-либо неправомочные обязательства или давать обещания, имеющие целью ограничить свободу действий правительства. Служащим возбраняется использовать пребывание на государственной службе для получения личной выгоды. Служащие обязаны действовать беспристрастно и не отдавать особых предпочтений каким-либо частным организациям или лицам

9 Служащие обязаны защищать и беречь федеральное имущество и использовать его только по назначению

10 Служащим возбраняется заниматься своим трудоустройством на стороне, в том числе обращаться с просьбами или вести переговоры о своем трудоустройстве, если это вступает в противоречие с их официальными обязанностями на государственной службе

11 Служащие обязаны сообщать компетентным органам о случаях нецелевого использования материальных ресурсов, мошенничестве, злоупотреблениях и коррупции

12 Служащим предписывается добросовестно выполнять свои гражданские обязательства, в том числе финансовые, и особенно те, которые установлены законом — например, платить налоги на федеральном уровне, уровне штатов и на местном уровне.

13 Служащие обязаны выполнять все законы и правила, обеспечивающие равные возможности для всех американцев вне зависимости от их расовой принадлежности, цвета кожи, вероисповедания, пола, национального происхождения, возраста или наличия у них физических или умственных недостатков

14 Служащие обязаны избегать любых действий, создающих видимость нарушения ими законов или этических норм, установленных в Кодексе этического поведения. Факт появления в конкретных обстоятельствах видимости нарушения законов или этого Кодекса должен устанавливаться с точки зрения разумного человека, которому известны соответствующие факты.

Интересен опыт Великобритании. В этом «традиционно правовом» государстве значительна роль традиций и этических норм. В 1997 г. от лица Т. Блэра был выпущен Кодекс министра — этический кодекс государственной службы. В его разделах правовые нормы переплетаются с этическими максимами. Выделяются семь этических принципов (табл. 2).

Таблица 2

Кодекс министра Великобритании

Принципы Содержание

Бескорыстие Действия госслужащих лишь в государственных, а не личных интересах

Принципиальность Госслужащие не должны связывать себя какими-либо обязательствами по отношению к сторонним лицам или организациям, могущим попытаться оказать соответствующее влияние

Беспристрастность Чиновники при решении кадровых вопросов должны основывать свой выбор на заслугах и достоинствах кандидатов

Подотчетность Госслужащие подотчетны обществу за свои решения и действия и не должны препятствовать любой проверке, связанной с их служебной деятельностью

Открытость Госслужащие должны проявлять максимально возможную открытость

Честность Госслужащие должны заявлять о любых своих частных интересах и разрешать конфликты интересов способами, которые обеспечивают защиту общественных интересов

Лидерство Госслужащие должны служить инициаторами распространения этих принципов и утверждать их личным примером

В Кодексе определены следующие основные компетенции руководящего состава Британской государственной службы в сфере этики: постановка цели и руководство, личное воздействие, стратегическое мышление, получение максимальной отдачи от людей, повышение квалификации, сосредоточенность на выполнении обязательств. Личное воздействие раскрывается как руководство на примере; доступность для всех; честность и принципиальность; гибкость, жизнерадостность и решительность; высказывание того, что люди, возможно, не хотят слышать; личная ответственность за свои решения и результат.

Желательно обратить внимание на то, что принятие этических кодексов без «оформления» их соответствующей «этической инфраструктурой», ограничивает действенность первых. Любые разговоры о ценностях и этических нормах во многом останутся пустым сотрясением воздуха, если нет механизмов их эффективной практической поддержки. К таким механизмам в ряде зарубежных стран, например, относятся «советники по этике», к которым служащие и контактирующие с ними граждане могут обратиться за консультацией в случае потенциального конфликта интересов или других проблем этического характера.

В этой связи недостаточно ставить и обсуждать проблему только этических кодексов. Речь должна идти и о формировании этического режима (табл. 3).

Таблица 3

Компоненты этического режима

№ Факторы, определяющие наличие и/или развитость этического режима

1 Наличие имеющего официальный статус документа, в котором зафиксированы присущие государственной службе этические ценности

2 Этический кодекс (или кодекс поведения) как наиболее приемлемая форма такого документа, фиксирующего общие моральные принципы поведения служащего

Окончание табл. 3

№ Факторы, определяющие наличие и/или развитость этического режима

3 Описание в рамках кодекса, обычно в качестве комментария к каждому из принципов, практических форм его проявления и нарушения с приведением конкретных примеров

4. Ссылки на закрепленные в кодексе этические нормы в общих документах, касающихся госслужбы (например, в коллективных договорах)

5 Адаптация общих норм кодекса применительно к специфике конкретной организации

6 Наказания (санкции, предание публичности) за нарушение положений кодекса

7 Оценка этики поведения служащих, особенно занимающих руководящие должности, как основы для их последующих назначений и дальнейшего продвижения по службе

8 Наличие советника по этике, обладающего как консультативными, так и административными межведомственными полномочиями по отношению к эшелону старших государственных служащих в правительстве; наличие комитета по проблемам этики внутри департамента

9 Обучение нормам этики чиновников всех уровней, начиная с впервые поступивших на госслужбу и заканчивая представителями высших эшелонов власти

10 Этический аудит

Конфуцианская этика государственной службы (опыт Японии)

Отличительной чертой зарубежных кодексов государственной службы является то, что они ориентируются на сложившиеся веками морально-этические максимы и правила, характерные для соответствующих обществ. Так, этические кодексы государственной службы стран Дальнего Востока ориентируются на традиционные конфуцианские принципы этики. Кроме того, на поведение чиновников госслужбы, например Японии, существенно повлияли культура и национальный характер японцев: трудолюбие, коллективизм, ответственность, почтительность, преклонение перед авторитетом, потребность в гармонизации межличностных отношений, стремление к самосовершенствованию.

Как отмечают известные исследователи, в том числе и Ф. Фукуяма, отдельные черты традиционной японской этики схожи с некоторыми этическими принципами протестантизма (ответственность, результативность, скромность), но с существенными отличиями, характерными для восточного общества (общинный дух, повиновение, конфуцианские принципы). Воплощение норм традиционной культуры в этических кодексах — ключ к пониманию результативности японской конфуцианско-синтоистской4 государственной службы и корпораций5.

4 Синтоизм — традиционная японская религия духовной и материальной чистоты, заботы об экологии, ответственности, уважения «духа предков». В Японии также распространен буддизм как религия самосовершенствования. Говорят, что на работе японец — конфуцианец, при рождении и смерти — буддист, в быту — синтоист.

5 Фукуяма Ф. Доверие. М. 2007. С. 288.

Поэтому неудивительно, что работу госслужащих Японии характеризуют такие деловые качества (распространенные и в обществе), как исполнительность, вежливость, аккуратность, трудолюбие, стремление к порядку, чистоте и гармонии, умелое использование достижений НТР. По сути — это Веберовская теория бюрократии, но действующая с учетом правил традиционной японской этики и насыщенная современными электронными технологиями.

Характерно, что первый на Востоке (а возможно и в мире!) этический кодекс был принят именно в Японии. Этические требования к управлению были кодифицированы в японской конституции принца Сетоку еще в VII в. (!)6. Большинство статей конституции содержат именно этические нормы и правила поведения государственных служащих. В силу этого ее можно назвать «этической конституцией». Среди ее принципов: служение государству и обществу, дух согласия, исполнение законов, следование ритуалу, резкое осуждение коррупции, образцовое поведение и исполнение своего служебного долга чиновниками и т. д.7 (табл. 4).

Таблица 4

Этическая конституция Японии (Сетоку)

Статья Содержание статьи

Ст. IV Сановники и чиновники! В основу своей деятельности положите ритуал — это основа управления народом. Если высшие не соблюдают ритуала, то среди низших нет порядка. Если низшие не соблюдают ритуала, то непременно возникают преступления. Поэтому, если сановники и вассалы соблюдают ритуал, то положение рангов не нарушается. Если простой народ соблюдает ритуал, то и государство управляется естественно

Ст. VII Каждый человек должен иметь свои обязанности, и дела управления должны быть разграничены. Когда умного человека назначают на должность, тотчас же слышатся похвалы. Когда же беспринципный человек занимает должность, то многочисленны беспорядки. Все дела непременно будут улажены, если на должности будут приняты способные люди. Поэтому-то в древности мудрые государи искали способных людей на посты, а не искали постов для людей

Ст. XIII Все назначенные государем чиновники должны одинаково хорошо исполнять свои обязанности, действовать в духе согласия. Чиновники! Не задерживайте государственные дела под предлогом того, что они к вам не относятся

Правила и принципы японской государственной службы формировались столетиями. Среди них: уважение старших и начальников; исключительная (национальная черта) вежливость, помогающая регулировать конфликты и устанавливать стабильные служебные и иные отношения; поведение (на работе, службе и даже на экскурсиях) на основе общинных традиций («американский рабочий работает лучше, чем японский, но пять японцев работают эффективнее, чем десять американских»); аккуратность во всем, нисходящая к иероглифическому письму, особому эстетическому восприятию мира и др.; чувство долга и ответственности перед семьей, обществом, корпорацией, коллегами как главное достоинство и основная черта национального характера; повсе-

6 Подготовлена при наследном принце Сетоку в 604 г. — отсюда конституция Сетоку.

7 Законодательные акты средневековой Японии / пер.с яп. К.А. Попова. М. 1984. С. 126.

местное использование намеков, подтекста, а не деклараций; осознание японцами себя членами общей семьи в целом небольшой страны (скоростной поезд пересекает ее с Севера на Юг за 6 часов); важная роль института монархии как фактора стабилизации общества; «привычка» японцев к изменениям (наводнения, землетрясения и т. д.) при сохранении базовых ценностей.

Японская государственная служба элитна. Чиновниками в Японии становятся выпускники самых известных университетов, причем самые лучшие, — остальные идут в бизнес, образование и т. д. Первый цикл собеседований выпускников в Тодай (самый престижный в стране Токийский университет) — это как раз отбор для работы в правительстве, министерствах и ведомствах. Поступление на госслужбу осуществляется на основе конкурсного экзамена. То есть японская бюрократия «вбирает» в себя самую подготовленную часть студенчества из элитных вузов. Причем дальнейшее обучение молодых государственных служащих правилам этики управления, а затем обязательное повышение квалификации занимают исключительно важное место в их служебной деятельности.

Японские государственные служащие систематически проходят обязательные ротации, имеют возможность регулярного (бесплатного) повышения своей квалификации в развитой системе ИПК и даже учебы в ведущих западных вузах. Многие высшие чиновники имеют второй (зарубежный) диплом о высшем образовании. При этом на всех этапах большое внимание уделяется этическому поведению служащих. Закон о государственных служащих устанавливает, что они должны работать «только ради общественного интереса и при осуществлении служебных обязанностей отдавать им все силы и помыслы».

С 2000 г. в Японии действуют Закон «Об этике государственных служащих», а также утвержденные правительственным указом этические правила госслужащего и нормы административных наказаний за их нарушение. Для решения указанных вопросов действует Комиссия по этике государственных служащих, имеющая сложную систему назначения ее руководства для обеспечения независимости и стабильности деятельности.

Специалисты США выделяют в японском чиновничестве черты, которых, по их мнению, недостает американской бюрократии: высокий профессионализм, преемственность, глубокое чувство ответственности.

Этические кодексы современной России

В российских условиях этические кодексы госслужбы и следование им приобретают особое значение (табл. 5). Это связано с тем, что нормативно-правовая база административных реформ пока еще несовершенна и отстает от процессов модернизации государства и общества. В этих условиях роль «доправового» (морально-этического) регулирования деятельности государственных служащих существенно возрастает.

Кроме того, если административные реформы за рубежом начинались именно с учета роли этических норм и осуществлялись в «этической парадигме», то в России значимость этого регулятора официально рассматривается только с недавних пор. Лишь в последнее время пришло понимание того, что

без современной передовой культуры и этики у государственных служащих реформирование России обречено на неэффективную бюрократизацию.

Соответствующее развитие этической составляющей государственной и муниципальной службы в Российской Федерации может способствовать инициированию доверия граждан в отношении этих институтов. Данная проблема весьма актуальна для современной России, в которой значительная часть граждан старается держаться в стороне от властей, не доверяет тем или иным органам государственной или муниципальной власти (табл. 5).

Таблица 5

Реакции граждан на действия властей в повседневной жизни, в %8

Типы реакции 2002 г 2005 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Обычно одобряют, поддерживают действия властей 10,7 8,7 11,4 22,7 15,0

Обычно вынуждены приспосабливаться 41,0 46,9 37,4 40,7 35,8

Стараются держаться в стороне от властей 28,9 27,2 26,3 23,5 30,5

Относятся к властям с неприязнью, когда возможно, противодействуют им 6,5 7,2 3,7 4,3 7,3

Затруднились ответить 12,9 10,0 21,2 8,8 11,4

Базовые этические нормы деятельности государственных служащих Российской Федерации были разработаны и приняты в 2002 г. Они вошли в «Общие принципы служебного поведения государственных служащих Российской Федерации»9. Указом Президента РФ от 16 июля 2009 г. № 814 «Общие принципы служебного поведения государственных служащих» были утверждены в новой редакции (только в части Преамбулы) без существенных изменений10.

Указ имеет ряд общих черт с подобными документами ряда зарубежных стран, поскольку правовые и этические нормы регуляции поведения государственных служащих достаточно близки по своей сути. Причем, некоторые положения, особенно антикоррупционного характера, прописаны даже более подробно, чем в зарубежных документах. В их основе лежат такие общепринятые принципы служебного поведения государственных служащих, как добросовестное выполнение ими служебных обязанностей; признание того, что соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных служащих; исключение действий, связанных с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 В таблице изложены результаты опросов российского населения в возрасте 18 лет и старше, проведенных Социологическим центром РАГС при Президенте РФ по общенациональной выборке 2010 г. в 24-26 субъектах РФ, представляющих все экономико-географические зоны страны. Объем выборочной совокупности опрошенных в каждом из исследований составляет, как правило, 2400 человек, репрезентирующих территориальное размещение населения, соотношение жителей крупных, средних, малых городов, сел и поселков, социально-демографический состав населения.

9 См.: Общие принципы служебного поведения государственных служащих, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885.

10 См.: Указ Президента РФ от 16 июля 2009 г. № 814 «О внесении изменений в Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» и в общие принципы, утвержденные этим Указом».

вестному исполнению должностных обязанностей; принятие предусмотренных законодательством РФ мер по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов; противодействие коррупции, включая уведомление представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к государственному служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений и др. «Общие принципы...» являются логичным синтезом международной и национальной (российской) этико-правовой мысли. Этот документ находится в связи с Законом «О государственной гражданской службе РФ», Федеральной программой «Реформирование государственной службы РФ», пакетом антикоррупционных законов и мер.

«Общие принципы.», впервые в современной российской правовой и политической практике, закрепили ряд соответствующих базовых этических норм. Следующим шагом в их развитии и формализации явилась подготовка специального этического кодекса. Решение о его разработке было принято 28 апреля 2010 г. Президиумом Совета по противодействию коррупции при Президенте РФ.

Проект «Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации» был разработан департаментом государственной службы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (22 июня 2010 г.). 8 июня 2010 г. Проект был рассмотрен на Общественных слушаниях в РАГС при Президенте РФ. Во время доработки в название кодекса и его содержательную часть было вставлено важное понятие «и муниципальных» служащих. То есть кодекс распространил свою силу и на деятельность многочисленного отряда муниципальных чиновников. Кроме того, был добавлен запрет на курение в рабочих местах.

1 июля 2010 г. Президент РФ подписал указ, в соответствии с которым по всей вертикали государственной власти и в органах местного самоуправления должны быть созданы специальные комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных и муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, формированию кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также по вынесению предложений о наложении дисциплинарных и иных взысканий11. Этот указ существенно расширил взаимозависимость между этической и правовой составляющими государственной службы.

1 ноября 2010 г. доработанный «Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих РФ» был представлен на сайте Минздравсоцразвития РФ в окончательной редакции. На его основании (а до него на основе требований «Общих принципов.») приняты кодексы этики и служебного поведения ряда министерств и ведомств12.

Типовой «Кодекс этики ...» представляет собой свод общих принципов этики и основных правил служебного поведения, которыми надлежит руководс-

11 Указ Президента РФ от 1 июля 2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов».

12 См.: Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел РФ. Приложение к приказу МВД России от 24 декабря 2008 № 1138; Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Министерства финансов РФ от 23 марта 2011 г; Приказ Федеральной службы по тарифам «Об утверждении Кодекса этики служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих ФСТ России» от 22 марта 2011 № 137-к и др.

твоваться государственным и муниципальным служащим России независимо от замещаемой должности. Гражданин, поступающий на государственную либо муниципальную службу, должен знакомиться с положениями Кодекса и соблюдать их в процессе своей служебной деятельности. По сравнению с «Общими принципами служебного поведения государственных служащих Российской Федерации» «Типовой кодекс. » представляет собой расширенный, специализированный, комплексный свод этических норм и правил. В нем этические нормы получили более конкретное толкование, сгруппированы по соответствующим тематикам; наконец, в «Кодексе» предлагается использование соответствующих мер морального и дисциплинарного характера как для наказания, так и поощрения служащих (табл. 6).

Таблица 6

Структура «Типового кодекса этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих Российской Федерации»

Статьи № Название статьи

1 Предмет и сфера действия Кодекса

2 Цель Кодекса

3 Основные принципы служебного поведения госслужащих

4 Соблюдение законности

5 Требования к антикоррупционному поведению госслужащих

6 Обращение со служебной информацией

7 Этика поведения госслужащих, наделенных организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим госслужащим

8 Служебное общение

9 Внешний вид госслужащего

10 Ответственность госслужащего за нарушение Кодекса

Кодекс предъявляет высокие требования к антикоррупционному поведению чиновников. Государственный и муниципальный служащий при исполнении ими должностных обязанностей не должны допускать личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов. При назначении на должность и исполнении должностных обязанностей государственные и муниципальные служащие обязаны заявить о наличии или возможности наличия у них личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение ими должностных обязанностей. Они обязаны представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с действующим законодательством РФ, а также должны уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры РФ или другие государственные органы обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений. Служащим запрещается получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц.

В «Типовом кодексе.» повышаются требования к государственным служащим, наделенным организационно-распорядительными полномочиями по от-

ношению к другим госслужащим. Они должны быть образцом профессионализма, безупречной репутации, формировать благоприятный психологический климат, содействовать предотвращению и урегулированию конфликта интересов (Ст. 7).

Государственные и муниципальные служащие призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом. Они должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять толерантность в общении с гражданами и коллегами. Отмечается, что внешний вид государственного и муниципального служащего при исполнении им должностных обязанностей должен способствовать уважению граждан к государственным органам и органам местного самоуправления, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность».

В ст. 10 говорится о моральной ответственности (а также иной ответственности в соответствии с законодательством РФ) государственного и муниципального служащего за нарушение положений Кодекса. Подчеркивается, что соблюдение государственным и муниципальным служащим норм Кодекса учитывается при проведении аттестаций.

Таким образом, в современной России постепенно формируется определенная этико-правовая база для совершенствования культуры и этики государственной и муниципальной службы.

Рекомендации

Несмотря на то, что Типовой кодекс достаточно подробно проработан, не все, на наш взгляд, реалии учтены в окончательной его версии. Можно предложить некоторые меры по совершенствованию этических правил государственной и муниципальной службы. Среди них:

- предоставление служащими сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в России и за рубежом членов их семей;

- внесение в «Типовой кодекс...» положений об этике государственного и муниципального служащего, функционирующего в парадигме «электронного правительства»;

- уточнение прав, обязанностей и этических норм государственного и муниципального служащего, взаимодействующего с бизнесом, осуществляющего кураторство над сделками с недвижимостью, займами, электронными торгами;

- подготовка положения о роли этических советников и/или комиссий по этике в государственной и муниципальной службе; обогащение положениями «Типового кодекса...» соответствующих образовательных стандартов и программ в сфере государственного и муниципального образования и переподготовки кадров;

- разработка этической клятвы Аристотеля и/или Сперанского для госслужащих (по аналогии с клятвой Гиппократа) и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.