ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Вестник Омского университета. Серия «Право». 2021. Т. 18, № 3. С. 5-14.
УДК 340
Б01 10.24147/1990-5173.2021.18(3).5-14
ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА
Ж. А. Шугулбаев
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск, Россия
Введение. В статье критикуется взгляд на идеологию как на негативное явление. Даётся определение государственной идеологии - это система идей, выражающая главные интересы конкретного государства как политического института, служащая теоретическим основанием его функционирования, мобилизующая его народ на реализацию названных интересов. В России чётко прослеживается тенденция по де-идеологизации общества государства и права. Цель. Цель исследования - обоснование необходимости существования идеологической функции и её значимости для самосохранения государственно-правовой системы. Методология. Методологической основой исследования являются научно разработанные и применяемые на практике основные научные методы, такие как, например, диалектический метод познания, который позволяет проанализировать рассматриваемое явление в развитии, взаимосвязи, а также общенаучные и частнонаучные методы - анализ, конкретно-исторический, системный, сравнительно-правовой и др. Результаты. В ходе исследования доказывается, что идеология не должна восприниматься в негативном ключе. Отсутствие идеологического аспекта в обществе просто невозможно. Государственная идеология - необходимый, сущностный элемент государственной политики, важнейший признак государства. Идеология является неотъемлемой частью общественной структуры и обязательным элементом функционирования государства. Мировой опыт показывает, что от идеологической работы не отказывалось ни одно государство, потому что для созидания, осуществления преобразований в стране всегда нужны люди, приверженные выдвигаемой концепции, идеалу, воззрению. Идеология реализуется в идеологической функции. Идеологическая функция государства представляет собой направление государственной деятельности, связанное с выработкой, закреплением и поддержанием на официальном уровне соответствующих идеологических установок, ценностных ориентиров и т. д. Таким образом, содержательная сторона идеологической функции государства представляет собой реализацию каких-либо идеологем посредством формирования устойчивых мировоззренческих ценностей. Заключение. Несмотря на актуальность темы следует признать, что для России государственную идеологию пока найти не удалось. Задачу решить непросто, но необходимо. Следует учитывать, что отсутствие государственной идеологии сказывается на эффективности государственной власти.
Ключевые слова: идеология; государственная идеология; государство; функции государства; право.
1. Введение
Поводом для написания данной научной статьи стал интерес автора к функциональной характеристике российского государства, в частности, идеологической функции государства и её влиянию на эффективность деятельности государственного аппарата.
2. Методология
При написании статьи использовался комплекс методов исследования правовой действительности - диалектический метод познания, а также анализ и синтез, индук-
тивные и дедуктивные методы, эмпирический метод изучения практики и частнонауч-ные методы (формально-юридический, толкования права и др.).
3. Государственная идеология
Вопрос идеологической функции государства в контексте быстро развивающегося современного общества весьма актуален и требует соответствующего отклика в научном мире. Несмотря на тенденции по деидео-логизации общества государства и права, возникшие под влиянием демократических
установок в стране, отсутствие идеологического аспекта в обществе просто невозможно. На самом деле, мы имеем дело не с исчезновением идеологических аспектов в обществе, а с переходом от заметных, ярко выраженных и «открытых» идеологий к «латентным», или скрытым1.
Значительной проблемой является именно популярность взглядов о необходимости деидеологизации политики и общества в целом, что подкрепляется примерами из советского прошлого, которое действительно было крайне идеологизированным. Система провозглашённых ценностей и средств их достижения в значительной степени оказалась девальвированной. К деидеологизации общества, государства и права призывают и западные идеологи [1, с. 73]. В связи с негативным опытом открытого проявления идеологической политики на государственном уровне в XX в. (коммунистическими, фашистскими и национал-социалистическими режимами) лишь немногие режимы и государства на современном этапе заявляют о необходимости формирования государственной идеологии.
Рассматривая идеологию как явление негативное, делается вывод о том, что идеология и политика - явления несовместимые. В связи с этим предполагается, что государство, право, образование, воспитательный процесс и иные общественные отношения должны быть строго деидеологизированы, в противном случае они признаются несоответствующими интересам человека и гражданина, но лишь интересам заинтересованной в конкретной идеологии политической элиты.
Идеология как данность не должна восприниматься в негативном ключе. Отрицание значимости идеологии в социально-политической, правовой, образовательной и других сферах весьма неосмотрительно. Положительные моменты в закреплении многих ценностей можно выделить в периоды советского государства: общедоступность в сфере труда, образования, культуры, личной безопасности, а также приводящей к мобилизации воли широких слоёв населения социалистической идеи. Общественные отношения будут ущербны лишь в случае ущербности самой идеологии и неактуальности для исто-
рико-экономической формации конкретного общества .
На государственном и научно-теоретическом уровнях должно быть признано, что государственная идеология - это необходимый, сущностный элемент официальной политики, важнейший признак страны, а не что-то «опасное для демократии».
Что такое идеология? Теория государства не даёт развёрнутого определения этого понятия. В зарубежной научной литературе оно, по существу, идентифицируется с понятием «социально-политическая доктрина». В отечественной литературе идеология понимается разными учёными по-разному.
К. А. Стрельников считает, что это совокупность представлений, смыслов, понятий, суждений, мнений, идей, учений, концепций, убеждений людей обо всём том, что в данных условиях и в данном обществе считается важным для сознания человеком себя и своего окружения [2, с. 3-4].
О. Е. Кутафин определяет идеологию как системное образование, включающее в качестве подсистемы идеологию общественную, национальную, государственную (официальную), нравственную, политическую, правовую и др. [3].
По мнению Н. С. Куничкиной, это относительно систематизированная совокупность понятий, идей, представлений, которая может быть использована в целях обоснования легитимности публичной власти [4, с. 9].
Многогранность понятия видна из суждения Н. И. Газетдинова: «Государственная идеология... это сложное, многоплановое явление, которое охватывает не только совокупность идей, но и мощные средства и технологии, основанные на достижениях передовой науки» [5, с. 74].
Итак, государственная идеология - это система идей, выражающая главные интересы конкретного государства как политического института, служащая теоретическим основанием его функционирования, мобилизующая его народонаселение на реализацию названных интересов.
Наиболее распространённое понятие идеологии в нашей стране - это система социальных идей, оценок, требований конкретного класса, социально значимых групп, опирающихся на определённые теоретиче-
ские установки, выражающие общественное положение, интересы и программные цели данного класса, социальной группы, играющие практическую роль в функционировании политической системы.
А. И. Яковлев в монографии «Государ -ственная идеология» утверждает, что «.идеологию можно определить как духовно-практическое образование, как совокупность мировоззренческих взглядов и практических действий, направленных на реализацию в жизни интересов и потребностей различных классов и социальных групп» [6, с. 115].
Несмотря на то, что современное российское общество, как отмечают ряд аналитиков, вообще отвергает любую идеологию, особенно мобилизационного характера, следует признать, что общество без идеологии носит нетрадиционный для России характер [7, с. 329; 8, с. 70].
Является ли идеология неотъемлемой частью общественной структуры и обязательным элементом функционирования государства? Несомненно. Мировой опыт показывает, что от идеологической работы не отказывалось ни одно государство, потому что для созидания, осуществления преобразований в стране всегда нужны люди, приверженные выдвигаемой концепции, идеалу, воззрению.
Следует согласиться с мнением А. И. Овчинникова, критикующего позицию, в соответствии с которой «истинное» правовое мышление должно быть деидеологизировано. Такая установка, по мнению учёного, идео-логична сама по себе [9, с. 70].
В чём ценностный смысл государственной идеологии? Во-первых, она даёт представление населению о направлении движения общества и государства, о смысле государства, так как предполагает формирование общих принципов существования государства, его политики. Идеология становится движущей силой общественного развития, выступает как инструмент политической мобилизации общества. В этом её ключевой прикладной аспект. Во-вторых, государственная идеология связана с легальностью власти. Идеи, находящие поддержку у населения, повышают легитимность и легитимацию государственной власти, усиливают её и, соответ-
ственно, увеличивают эффективность общественных и государственных преобразований.
Идеология реализуется в функциях го -сударства. Важно понимать, что вопрос о функциях государства на любом этапе его развития является одним из важнейших в общей теории государства [9, с. 11].
Государство возникает в том обществе, в котором необходимо решать какие-либо задачи, требующие сложной организации человеческих взаимоотношений. Процесс решения поставленных перед государством основных задач называется его функционированием.
С. А. Комаров подчёркивает тот факт, что в правовой науке под функциями государства подразумеваются и основные направления (стороны, виды) деятельности государства, и его непосредственная практическая деятельность, имеющая предметно-политический и социальный характер, и, наконец, социальное направление деятельности как внутри, так и вне государства [10, с. 47-52].
Всё это обусловливает необходимость существования идеологической функции государства. Значимость её очень велика, но исследовательского материала по этой теме мало. Существует более двадцати её определений и множество классификаций, в которых редко упоминается идеологическая функция.
Идеологическая функция государства -это деятельность государства по формированию, поддержанию, пропаганде, укреплению определённой идеологии [11, с. 303]. По мнению Р. Ю. Матвеева, идеологические функции - это разнообразная деятельность государства в духовной (идеологической) сфере (развитие культуры, воспитательная деятельность, развитие образования и т. д.)3. Идеологическая функция государства заключается в выборе целей общественного развития и средств их достижения [12, с. 285]. Более того, она занимает особое место в системе функций государства [13, с. 56-58].
Постоянно меняющаяся внутригосударственная и международно-правовая действительность выводят на первый план вопрос об эффективности осуществления идеологической функции государства, содержательное наполнение которой является квинтэссенцией государственной деятельности в духовной сфере [14, с. 74].
4. Признаки идеологической функции государства
Под признаками явления понимают свойства, по которым познают предмет и отличают одно понятие от другого4. При выявлении особенностей функций государства исходят из того, что это деятельность основная, объективная, устойчивая, обусловленная целями и задачами государства. Остановимся подробнее на каждой из перечисленных особенностей.
1. Деятельность основная. Функциями государства являются не любые, а именно основные, главные направления его деятельности, без которых оно на данном историческом этапе либо на протяжении всего своего существования обойтись не может. Мировой опыт показывает, что от идеологической работы не отказывалось ни одно государство, потому что для созидания, осуществления преобразований в стране всегда нужны люди, приверженные выдвигаемой концепции, идеалу, воззрению.
2. Объективный характер деятельности. Функции государства имеют объективный характер, ибо порождаются самим обществом, вытекают из его природы и объективно возникают перед обществом на определённых этапах его развития. Они обусловлены закономерностями взаимодействия общества и государства, а потому у последнего нет выбора - выполнять их или не выполнять. Невыполнение государством своих функций вызовет негативные последствия в общественной жизни. Идеология - это мощное объединяющее средство, без которого любое го -сударство теряет свою монолитность, поэтому никакое государство не может быть неидеологическим длительный период.
3. Обусловленность деятельности государства его задачами. Задача государства -это объективно возникающая перед государством и требующая своего оперативного решения конкретная социальная проблема, связанная с целями государства, закреплённая политическими и правовыми документами и предполагающая определённую деятельность (функцию) по её разрешению.
Понятия «функции» и «задачи» нераздельны. Причём даже формулировки ряда задач и функций полностью совпадают или идентичны. Постановка перед государством
и обществом определённых задач порождает необходимость осуществления соответствующих функций, так как в нереализации функций государства его задачи останутся неосуществлёнными.
Идеологическая функция призвана идеологически обосновать данный общественный и государственный строй, политику государства и т. д. С этой целью могут использоваться доктрины церкви, концепции национального социализма, государства благоденствия и т. д.
Основной целью государственной идеологии является обеспечение существования государства и общества в конкретной его форме. Это реализуется путём решения следующих задач: унификации ценностей; снятия социальной напряжённости; консолидации общества; легитимации государственной власти; мобилизация общества для достижения определённых целей. В связи с этим следует отметить, что проблема надлежащей реализации идеологической функции государства и, как сопутствующее, формирование адекватной правовой идеологии каждого гражданина есть не что иное, как работа на перспективу.
4. Устойчивый характер деятельности. Каждая функция государства - устойчиво сложившееся по предметному признаку направление деятельности. Как правило, они имеют место на всём протяжении существования государства или этапе его исторического развития. Функции сохраняют своё важнейшее значение для любого государства. Формы и методы осуществления функций могут меняться, главные же направления деятельности государства остаются постоянными. Нечто статичное и постоянно важное, не зависящее от политического курса страны должно быть подоплёкой идеологической функции в современности, тем, что придаст её осуществлению гарантированную значимость, понимаемую и государством и населением [1, с. 74-77].
5. Содержание функции. Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и своё содержание. Объект - определённая общественная сфера (экономика, культура, экология и другие), на которую направлено государственное воздействие. Содержание функций показывает, что делает государство в данной сфере, чем конкретно занимаются
его соответствующие органы. Под содержанием идеологической функции государства следует понимать реализацию каких-либо идеологем посредством формирования устойчивых мировоззренческих ценностей5. Идеологическая функция государства неразрывно связана с идеологией - объектом воздействия.
Идеологическая функция государства -это направление государственной деятельности, связанное с выработкой, закреплением и поддержанием на официальном уровне соответствующих идеологических установок, ценностных ориентиров и т. д. Таким образом, содержательная сторона идеологической функции государства представляет собой «реализацию каких-либо идеологем посредством формирования устойчивых мировоззренческих ценностей» [15, с. 42-47].
Выражается идеологическая функция в распространении или всяческой поддержке официальных взглядов, создании пропагандистских органов и проведении политики в соответствии их с концепциями, вырабатываемыми в рамках официальной идеологии, надзоре за образованием, моральной и материальной поддержке идеологов и учреждений, вырабатывающих официальную идеологию, и т. п. Иногда она проявляется также в стремлении уничтожить всякую другую идеологию и её носителей (например, в фашистских Германии и Италии, автократических Испании и Португалии, СССР в период сталинизма).
Содержание идеологической функции современного государства должно включать в себя выявление, обоснование, формирование, формулирование и закрепление в официальных документах общенациональной (государственной) идеологии.
Отдельным направлением осуществления идеологической функции является правовое и патриотическое воспитание граждан. Формирование у граждан высокого патриотического сознания, укрепление духовно-нравственных основ российского общества становится важной государственной задачей [16, с. 59-69].
Важным направлением осуществления идеологической функции, как утверждают некоторые учёные, является взаимодействие государства с религиозными организациями,
налаживание межконфессионального диалога. Составляющей идеологической функции государства является регулирование деятельности средств массовой информации. Информационные войны - это новая реальность, противостояние совершенно иного типа в сравнении с вооружёнными и иными геополитическими противостояниями, характерными для прошлых эпох.
Государство способствует становлению и функционированию в обществе информационной среды и при этом, как верно отмечает доктор философских наук В. Н. Костюк, оно должно решать две взаимосвязанные задачи: «содействовать демонополизации владения информацией и обеспечивать правдивость передаваемой информации, от чего зависит, в конце концов, и доверие к ней» [17, с. 101-110]. В связи с этим регулирование деятельности СМИ - это одно их ключевых направлений осуществления идеологической функции.
Сущность идеологической функции государства обусловлена сущностью самого государства. А сущность государства - это власть. Там, где существует феномен властвования, закономерно присутствует идея власти, которая выступает как его отражение или объяснение и обоснование, т. е. сущность идеологической функции заключается в объяснении и легитимации существующего социального порядка [14, с. 56-58].
5. Значение идеологической функции государства
Государство призвано осуществлять идеологическую функцию для недопущения ценностного разложения общества, для поддержания авторитета политической власти в обществе, от которого в значительной степени зависит осуществление всех иных функций государства и само его существование.
Идеологическая функция государства является одной из важнейших и тесно связана с такими направлениями государственной деятельности, как обеспечение общественной стабильности, национальной безопасности (в том числе информационной). И это утверждение, на наш взгляд, справедливо как для государств с авторитарными режимами правления, так и для современных демократий, разница лишь в способах идеологического воздействия и его пределах. Особенно
актуальна идеологическая функция государства в эпохи общественных кризисов, когда необходимо обеспечить консолидацию общества, мобилизовать его внутренние силы [18, с. 71-77].
Переворот 1985-1991 гг. был прежде всего идеологическим переворотом. Сначала критика, а затем ниспровержение и демони-зация идеологии Советского Союза предшествовали всем остальным преобразованиям в нашей стране.
Значение идеологической функции во многом определяется значением самой идеологии для общества. «Идеология не просто включает в себя определённые ценности, а имеет нормативный характер. Конституция и иные законодательные акты представляют собой материализацию идеологических постулатов какой-либо части социума, социальных групп или субъектов власти, а в идеале -всего общества»6.
Несмотря на то, что современное российское общество, как отмечают ряд аналитиков, вообще отвергает любую идеологию, особенно мобилизационного характера, следует признать, что общество без идеологии носит нетрадиционный для России характер (см., напр.: [8, с. 70]).
Государство с помощью идеологической функции способно и должно добиваться идеологической самоидентификации личности и общества в целом. Эффективность этого процесса зависит от способности государства привлечь максимальное количество общественных институтов, способных содействовать этому процессу. К данной деятельности могут быть подключены, в частности, институты гражданского общества и политической системы. В контексте этого первоочередное значение имеет чёткая правовая идентификация позиции партий по главным вопросам жизни страны (поскольку идеологизация их деятельности сопряжена с дальнейшим политическим успехом)7.
Идеологическая функция является одной из наиболее значимых для современного государства. Сегодня она имеет чрезвычайно большое значение не только для воспроизводства государства и его обоснования, но и для решения других задач, стоящих перед государством. В. М. Курицын, рассматривая историю развития Российского государства
в предвоенный период (перед Великой Отечественной войной), справедливо указывал на то, что «одним из важнейших условий осуществления реальной мобилизации всех материальных и духовных сил народа явилось наличие государственной идеологии, которая находила глубинный отклик в общественном сознании самых широких народных масс и потому объединяла общество» (см.: [19, с. 65]).
Можно с уверенностью утверждать, что организационный потенциал идеологической функции государства весьма высок и её реализацией наряду с осуществлением иных функций в современных условиях, помимо воспроизводства государства и консолидации общества, обеспечиваются охрана и защита, социальная стабильность, разрешение конфликтов [20, с. 22], вытеснение из общественной жизни негативно влияющих на неё явлений и процессов и т. д.
Вместе с тем следует учитывать, что, несмотря на достаточно разнообразные эффекты, порождаемые идеологической функцией государства, её возможности весьма ограничены. А. А. Богданов справедливо указывал на ограниченность любой идеологической деятельности. Он отмечал, что идеологически можно затормозить или ускорить прогресс, однако «одного не может сделать никакая идеология - вызвать развитие, послужить для него первичным двигателем» [21, с. 283]. По мнению А. А. Дембицкого, ограниченность идеологической функции государства обнаруживается как раз тогда, когда речь идёт о решении им задач, не связанных с обеспечением самовоспроизводства государства и консолидацией общества. Лишь в их решении идеологическая функция может стать основной, в решении всех иных задач она неизменно выступает дополнительной [20, с. 22]. Пронизывая всю деятельность государства, рассматриваемая функция скрепляет и цементирует и сам государственный аппарат, и взаимосвязь государство - общество, что в эпоху перемен является жизненно важным фактором.
6. Место идеологической функции в системе функций государства
Перечисляя функции государства, теоретики государства и права идеологическую функцию, как правило, не упоминают. Боль-
шинство современных учёных называют идеологическую функцию «культурной» или «культурно-воспитательной»8, сознательно избегая в названии функции слова «идеология». Отдельные учёные даже подвергают сомнению само её существование. Государство не может способствовать возвышению в обществе какой-то идеологии, превращать её в государственную .
Идеологическая функция государства обусловливается самим существованием го -сударственной идеологии как сущностного признака государственности.
Выделение идеологической функции в качестве самостоятельной функции государства определяется тем, что идеология не является для государства лишь инструментом. Формирование официальной идеологии как системы идей и механизмов их трансляции предстаёт важнейшей функцией государства, которая соотносима с идеологической сферой жизни общества. Изначально идеологическая функция государства была неразрывно связана с решением таких задач, как сакрализация власти и воспроизводство теократии. Видный конституционалист О. Е. Кутафин прямо заявляет: «Идеологическая функция - одна из важнейших функций государства» [3, с. 110].
Значение идеологической функции государства трудно переоценить. По своей сути, утверждают В. П. Сальников, В. Б. Романовская, М. Н. Фомичев, она является системообразующей, влияющей на все другие внутренние и внешние функции, определяющей их содержание. Ярким примером может служить вся внутренняя и внешняя политика советского государства, базирующаяся на коммунистической идеологии [16, с. 59-69]. Идеология определяет смысл, назначение го -сударства, его приоритеты, направления развития, базовые ценности, цели.
Ввиду того, что реализация любой функции государства имеет идеологический аспект, от эффективности осуществления идеологической функции зависит эффективность всех иных функций государства [22, с. 56-58].
Тем не менее всегда существует определённая опасность заидеологизированности
общественного сознания вопреки плюралистическим канонам государственной деятельности. Балансирование между отказом от обязательной идеологии и проведением в жизнь желаемого мировоззрения представляется одной из приоритетных задач государства в духовной сфере [1, с. 74-77].
7. Результаты
Идеологическая функция государства обусловливается самим существованием го -сударственной идеологии как сущностного признака государственности. Идеологическая функция - самостоятельный вид, она является системообразующей, влияющей на все другие внутренние и внешние функции, определяющей их содержание.
8. Заключение
Несмотря на актуальность темы следует признать, что государственную идеологию для России найти пока не удалось. Задачу решить непросто, но необходимо. Следует учитывать, что отсутствие такой идеологии сказывается на эффективности государственной власти.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Амосов Д. О. Идеологическая функция государства // Социальные процессы в современном российском обществе: проблемы и перспективы : материалы Всерос. с междунар. участием науч. конф. (Иркутск, 21 апреля 2017 г.). - Иркутск : Аспринт, 2017. - 456 с.
2 Там же.
3Матвеев Р. Ю. Идеологическая функция российского государства. - Н. Новгород, 2010. - URL: https://otherreferats.allbest.ru/law/00089420_0.html.
4 Философский энциклопедический словарь. -URL: http://www.dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/517081.
5 Там же.
6 Буховец А. Н. Идеологическая функция государства : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2002. - С. 6-7.
7 Там же.
8Мелихова А. В. Функции советского и современного российского государства : автореф. дис. . канд. юрид. наук. - Самара, 2006. - С. 10.
9 Барканов А. А. Культурно-воспитательная функция современного российского государства : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2007. -28 с. - URL: http://www.dlib.rsl.ru/01003178050.
ЛИТЕРАТУРА
1. Радько Т. Н. Об идеологической функции права // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2013. - № 4 (93). - С. 72-74.
2. Стрельников К. А. К вопросу об идеологической функции юридической науки // Государственная власть и местное самоуправление. - 2009. - № 6. - С. 3-4.
3. Кутафин О. Е. Российский конституционализм. - М. : Норма, 2008. - 544 с.
4. Куничкина Н. С. Идеологическое многообразие и запрет на государственную (обязательную) идеологию в нормах Конституции Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. -2008. - № 14. - С. 9-12.
5. Газетдинов Н. И. Современная уголовная политика и отечественная доктрина о принципах уголовного судопроизводства // Журнал российского права. - 2007. - № 7. - С. 74-78.
6. Яковлев А. И. Государственная идеология : монография. - Калуга : Облиздат, 2001. - 315 с.
7. Цалиев А. М. Очерки о конституции и конституционно-правовых проблемах. - Владикавказ : Изд.-полиграф. предприятие им. В. А. Гассиева, 2014. - 647 с.
8. Иванова С. Ю. Национальная идея в культуре современной России // Юридический мир. - 2010. -№ 12. - С. 70-73.
9. Овчинников А. И. Правовое мышление в герменевтической парадигме. - Ростов н/Д. : Изд-во Ростов. ун-та, 2002. - 288 с.
10. Проблемы теории государства и права : учебное пособие / под ред. М. Н. Марченко. - М. : Юристъ, 2001. - 656 с.
11. Иванов А. А., Иванов В. П. Теория государства и права. - М. : Юнити-Дана, 2007. - 303 с.
12. Хаматова С. Х Об идеологической функции образования // Стратегии противодействия вызовам преступности в России на современном этапе : материалы XIX Междунар. науч.-практ. конф. (Краснодар, 23 мая 2015 г.). - Краснодар : Краснодарский университет МВД России, 2016. - С. 282-296.
13. Шеяфетдинова Н. А. Идеологическая функция государства в современных условиях // Право и образование. - 2014. - № 11. - С. 56-58.
14. Цыганкова Д. Ю. Идеологическая функция государства: к вопросу о корректности понятия // Вестник Московского университета МВД России. - 2010. - № 12. - С. 170-172.
15. Жимиров В. Н., Оль Е. М., Реуф В. М. Современное государство: к вопросу об основных функциях // Мир политики и социологии. - 2012. - № 9. - С. 42-47.
16. Сальников В. П., Романовская В. Б., Фомичев М. Н. Трансформация правовых ценностей в эпоху научно-технического прогресса // Юридическая наука: история и современность. - 2016. - № 9. - С. 5969.
17. Костюк В. Н. Информационные процессы в постиндустриальном обществе // Общественные науки и современность. - 1996. - № 6. - С. 101-110.
18. Краснова Е. А. Приоритетные национальные проекты и идеологическая функция государства // Вестник Челябинского государственного университета. - 2008. - № 14. - С. 71-77.
19. Кулакова Ю. Ю. Содержание налоговой функции государства // К 40-летию образования кафедры государственно-правовых дисциплин Московской высшей школы милиции МВД СССР : сб. науч. тр. -М. : Издат. дом «Граница», 2015. - С. 64-72.
20. Дембицкий А. А. Общая характеристика правовых и неправовых функций государства // Вестник Московского университета МВД России. - 2017. - № 3. - С. 19-26.
21. Богданов А. А. Эмпириомонизм : статьи по философии / отв. ред. В. Н. Садовский. - М. : Республика, 2003. - 400 с.
22. Цыганкова Д. Ю. Идеологическая функция государства: к вопросу о корректности понятия // Современная наука. - 2011. - № 3. - С. 56-58.
Информация об авторе
Шугулбаев Жанат Ансабаевич - аспирант кафедры теории и истории государства и права
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а
E-mail: [email protected]
SPIN-код: 1295-3275, Author ID: 1083857
Информация о статье
Дата поступления - 9 июля 2020 г. Дата принятия в печать - 19 июля 2021 г.
Для цитирования
Шугулбаев Ж. А. Идеологическая функция государства // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2021. Т. 18, № 3. С. 5-14. й01: 10.24147/1990-5173.2021.18(3).5-14.
THE IDEOLOGICAL FUNCTION OF THE STATE
Zh.A. Shugulbaev
Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia
Introduction. The article criticizes the view of ideology as a negative phenomenon. The definition of state ideology is given - it is a system of ideas that expresses the main interests of a particular state as a political institution, serves as the theoretical basis for its functioning, mobilizes its people to realize these interests. In Russia, there is a clear tendency to de-ideologize the society of the state and law. Purpose. The purpose of the study is to substantiate the need for the existence of an ideological function and its significance for the self-preservation of the state-legal system. Methodology. The methodological basis of the research is the main scientific methods developed and applied in practice, such as the dialectical method of cognition, which allows analyzing the phenomenon under consideration in development, relationships, as well as general scientific and private scientific methods-analysis, concrete historical, systemic, comparative legal, etc. Results. It is summarized that the ideology should not be perceived in a negative way. The absence of an ideological aspect in society is simply impossible. State ideology is a necessary, essential element of state policy, the most important feature of the state. Ideology is an integral part of the social structure and an obligatory element of the functioning of the state. World experience shows that no state has ever refused ideological work, because for creation, implementation of transformations in the country, people who are committed to the proposed concept, ideal, and view are always needed. Ideology is implemented in an ideological function. The ideological function of the state is a direction of state activity associated with the development, consolidation and maintenance at the official level of appropriate ideological attitudes, value orientations, etc. Thus, the content side of the ideological function of the state is the implementation of any ideologies through the formation of stable ideological values. Conclusion. Despite the relevance of the topic, it should be recognized that it has not yet been possible to find a state ideology for Russia. The task is not easy to solve, but it is necessary. It should be borne in mind that its absence affects the effectiveness of state power.
Keywords: ideology; state ideology; state; functions of the state; law.
REFERENCES
1. Rаdko T.N. About the ideological function of law. Vestnik Saratovskoi gosudastvennoi yuridicheskoi akademii = Bulletin of the Saratov State Law Academy, 2013, no. 4 (93), pp. 72-74. (In Russ.).
2. Strelnikov K.A. To the question about the ideological function of legal science. Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie = Public authority and local self-management, 2009, no. 6, pp. 3-4. (In Russ.).
3. Kutafin O.E. Russian constitutionalism. Moscow, Norma Publ., 2008. 544 p. (In Russ.).
4. Kunichkina N.S. Ideological diversity and the ban on state (mandatory) ideology in the norms of the Constitution of the Russian Federation. Konstitutsionnoe i mynitsipal'noe pravo = Constitutional and municipal law, 2008, no. 14, pp. 9-12. (In Russ.).
5. Gazetdinov N.I. Modern criminal policy and domestic doctrine on the principles of criminal justice. Zhurnal rossiiskogo prava = Journal of Russian Law, 2007, no. 7, pp. 74-78. (In Russ.).
6. Yakovlev A.I. State ideology, monograph. Kaluga, Oblizdat Publ., 2001. 315 p. (In Russ.).
7. Tsaliev A.M. Essays on the Constitution and constitutional legal issues. Vladikavkaz, Publishing house-printing enterprise named after V. A. Gassiev, 2014. 647 p. (In Russ.).
8. Ivanova S.Yu. National idea in the culture of modern Russia. Yuridicheskii mir = Legal world, 2010, no. 12, pp. 70-73. (In Russ.).
9. Ovchinnikov A.I. Legal thinking in the hermeneutical paradigm. Rostov-on-Don, Rostov University Publishing House, 2002. 288 p. (In Russ.).
10. Marchenko M.N. (ed.). Problems of the theory of state and law, tutorial. Moscow, Yurist Publ., 2001. 656 p. (In Russ.).
11. Ivanov A.A., Ivanov V.P. Theory of state and law. Moscow, Yuniti-Dana Publ., 2007. 303 p. (In Russ.).
12. Khamatova S.H. About the ideological function of education, in: Strategies for countering the challenges of crime in Russia at the present stage, materials of the XIX International scientific and practical conference (Krasnodar, 23 May 2015). Krasnodar, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia Publ., 2016, pp. 282-296. (In Russ.).
13. Sheyafetdinova N.A. Ideological function of the state in modern conditions. Pravo i obrazovanie = Law and education, 2014, no. 11, pp. 56-58. (In Russ.).
14. Tsygankov D.Y. Ideological function of the state: to the question about the correctness of the concept. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii = Bulletin of the Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia, 2010, no. 12, pp. 170-172. (In Russ.).
15. Zhimirov V.N., Ol' E.M., Reuf V.M. Modern state: to the question of the main functions. Mir politiki i sociologii = The world of politics and sociology, 2012, no. 9, pp. 42-47. (In Russ.).
16. Salnikov V.P., Romanovskaya B.V., Fomichev M.N. Transformation of legal values in the era of scientific and technical progress. Yridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost' = Legal science: history and modernity, 2016, no. 9, pp. 59-69. (In Russ.).
17. Kostyuk V.N. Information processes in a post-industrial society. Obshchestvennye nauki i sovremennost' = Social Sciences and Modernity, 1996, no. 6, pp. 101-110. (In Russ.).
18. Krasnova E.A. Priority national projects and ideological function of the state. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Chelyabinsk State University, 2008, no. 14, pp. 71-77. (In Russ.).
19. Kulakova Yu.Yu. Content of the tax function of the state, in: To the 40th anniversary of the formation of the Department of State and Legal Disciplines of the Moscow Higher Police School of the Ministry of Internal Affairs of the USSR, collection of scientific papers. Moscow, Border House Publ., 2015, pp. 64-72. (In Russ.).
20. Dembitskii A.A. General characteristics of legal and non-legal functions of the state. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii = Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2017, no. 3, pp. 19-26. (In Russ.).
21. Bogdamv A.A. Empiriomonism, articles on philosophy. Moscow, Respublika Publ., 2003. 400 p. (In Russ.).
22. Tsygankova D.Yu. Ideological function of the state: to the question about the correctness of the state. Sovremennaya nauka = Modern science, 2011, no. 3, pp. 56-58. (In Russ.).
About the author
Shugulbaev Zhanat - Ph.D. student at the Department of Theory and History of State and Law
Dostoevsky Omsk State University
Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077,
Russia
E-mail: [email protected] SPIN-code: 1295-3275, Author ID: 1083857
Article info
Received - July 9, 2020 Accepted - July 19, 2021
For citation
Shugulbaev Zh.A. The Ideological Function of the State. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Pravo" = Herald of Omsk University. Series "Law", 2021, vol. 18, no. 3, pp. 5-14. DOI: 10.24147/1990-5173.2021.18(3).5-14. (In Russ.).