Научная статья на тему 'Национально-государственная идеология'

Национально-государственная идеология Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1894
335
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЯ / ГОСУДАРСТВО / НАЦИЯ / КОНСТИТУЦИЯ / IDEOLOGY / STATE / NATION / CONSTITUTION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мишуров Иван Николаевич, Мишурова Ольга Ивановна

Статья посвящена обоснованию необходимости существования государственной идеологии, её национальным основам и внесению коррективов в ст. 13 Конституции РФ[92] об исключении положения об отсутствии государственной идеологии РФ. Государственная идеология имеется у каждого государства. Значимость данного феномена обусловила большое внимание к нему со стороны философов, политиков и других ученых на протяжении последних двух столетий. Существуют различные взгляды на понятие «идеология» и различные идеологические школы: либерализм, консерватизм, анархизм, социал-демократизм, социализм и др. Такое многообразие определено различными потребностями и интересами социальных групп, носителей и выразителей идеологических взглядов. Идеология - это сформулированные коренные интересы больших социальных групп (сил) общества, это система взглядов и идей, которая дает целостную трактовку общественной и государственной жизни, её смысла, направленности и перспектив, показывающая определённые способы решения общественных проблем. В идеологиях выражены отношения общностей, социальные проблемы и конфликты, цели и обобщённые программы деятельности. Ведущее звено здесь - интересы. Именно государство выражает и защищает общенациональные интересы, регулирует, как правило, с помощью правовых норм всю совокупность социально-политических, экономических, национальных и семейных отношений, способствуя тем самым стабилизации и развитию общества. Оно вправе иметь собственную (государственную, национальную или для многонационального государства национально-государственную) идеологию. Поэтому у российского государства не может не быть национально-государственной идеологии. Именно необходимость наличия национально-государственной идеологии и обосновывается в настоящей статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL STATE IDEOLOGY

The article is devoted to justifying the need for the existence of state ideology, its national foundations and adjustments to article 13 of the Russian Constitution to delete provisions of the absence of the state ideology of the Russian Federation. State ideology is present in each state. The importance of this phenomenon has led to much attention to it by philosophers, politicians and other scientists over the past two centuries. There are different views on the concept of "ideology" and different ideological schools: liberalism, conservatism, anarchism, social democracy, socialism, and others. This diversity is defined by different needs and interests of social groups, media and spokesmen of ideological views. Ideology is an articulation of the fundamental interests of large social groups (forces) of the society, it is a system of views and ideas, which gives a complete interpretation of social and political life, its meaning, direction and prospects of showing certain ways of solving social problems. Ideologies are expressed in attitudes of communities to social problems and conflicts, objectives and generalized program of activities. The leading link here is represented by interests. It is the state who expresses and defends the national interests, regulates, as a rule, with the help of legal norms the totality of socio-political, economic, national and family relations, thus contributing to the stabilization and development of society. It has the right to have its own (state, national or multi-national state) ideology. That is why the Russian government cannot but have a nation-state ideology. That is the need for national-state ideology that is proved in this article.

Текст научной работы на тему «Национально-государственная идеология»

стр. 104 из 147

КОНСТИТУЦИЯ - ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

УДК 342

DOI: 10.12737/11713

НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ

Мишуров Иван Николаевич, кандидат философских наук, доцент кафедры юридических дисциплин, [email protected],

Мишурова Ольга Ивановна, аспирант кафедры философии и социально-гуманитарных знаний, [email protected]

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

Москва, Российская Федерация

Статья посвящена обоснованию необходимости существования государственной идеологии, её национальным основам и внесению коррективов в ст. 13 Конституции РФ92 об исключении положения об отсутствии государственной идеологии РФ.

Государственная идеология имеется у каждого государства. Значимость данного феномена обусловила большое внимание к нему со стороны философов, политиков и других ученых на протяжении последних двух столетий. Существуют различные взгляды на понятие «идеология» и различные идеологические школы: либерализм, консерватизм, анархизм, социал-демократизм, социализм и др. Такое многообразие определено различными потребностями и интересами социальных групп, носителей и выразителей идеологических взглядов.

Идеология - это сформулированные коренные интересы больших социальных групп (сил) общества, это система взглядов и идей, которая дает целостную трактовку общественной и государственной жизни, её смысла, направленности и перспектив, показывающая определённые способы решения общественных проблем. В идеологиях выражены отношения общностей, социальные проблемы и конфликты, цели и обобщённые программы деятельности. Ведущее звено здесь - интересы.

Именно государство выражает и защищает общенациональные интересы, регулирует, как правило, с помощью правовых норм всю совокупность социальнополитических, экономических, национальных и семейных отношений, способствуя тем самым стабилизации и развитию общества. Оно вправе иметь собственную (государственную, национальную или для многонационального государства национальногосударственную) идеологию. Поэтому у российского государства не может не быть национально-государственной идеологии. Именно необходимость наличия национальногосударственной идеологии и обосновывается в настоящей статье.

Ключевые слова: идеология, государство, нация, Конституция

Постановка вопроса, может ли быть у России национально-государственная идеология, возможно, вызовет у кого-то непонимание. При чем тут государство, да еще приписать ему идеологию? Но это только на первый, поверхностный взгляд. Идеологическими вопросами, как правило, занимаются политические партии, союзы,

92 Конституция Российской Федерации. - М.: Омега-Л, 2009. - 63 с.

стр. 105 из 147

другие общественно-политические организации, которые, если удается им прийти к власти, внедряют затем свою групповую идеологию в общегосударственном масштабе. В мире примеров тому огромное количество, в т.ч. и из нашей 70-летней советской истории XX века..

Однако правомерно поставить и другой вопрос: а есть ли в мире такое государство, которое не имело бы своих идеологических концепций? Найти ответ, очевидно, трудно. И дело будет сводиться к тому, как мы понимаем саму идеологию.

Известно, что впервые термин «идеология» для «анализа ощущений и идей» ввел в обиход французский философ и экономист А. Л.К. Дестют де Траси в 1801 году в своей работе «Элементы идеологии» [1, с. 200]. В первой половине XIX века идеология из философской дисциплины стала превращаться в самостоятельную доктрину,

выражающую и защищающую интересы различных социальных сил. В середине XIX века новый взгляд на содержание идеологии дали К. Маркс и Ф. Энгельс. В «Немецкой идеологии» (1845-1846) они представили идеологию как определённую форму

общественного сознания, опирающуюся на реальную материю и подчиняющуюся законам общественного развития [3, с. 14.]. Она обладает относительной самостоятельностью.

Итальянский социолог В. Парето (1848-1923) подчеркнул, что идеология существенно отличается от науки. Он писал, что если наука опирается на наблюдения и логическое осмысление, то идеология включает чувства и веру. Основной общественной функцией идеологии Парето считает её способность убеждать, воздействовать на умы и заставлять действовать [1, с. 478].

В начале XX века важный вклад в понимание идеологии внес немецкий мыслитель К. Манхейм (1893-1947). Он разработал концепцию индивидуальной и универсальной идеологии. Под понятием идеологии он считал универсальное «видение мира» субъектом. Идеология, по его мнению, есть идея, которая способна врасти в ситуацию, подчинить и адаптировать её себе [1, с. 340].

Значительный вклад в понимание идеологии, её социальных функций внесли западноевропейские философы, политологи, социологи В. Арон (1905-1983), Д. Белл, К. Поппер и др. В частности, Раймонд Арон в книге «Опиум интеллектуалов» (1955) выражает тотальный скептицизм и недоверие к идеологиям [4, с. 121]. На смену им он выдвигает прагматическую истину и социальную инженерию. Даниэль Белл в сборнике «Конец идеологии» [1, с. 48] подчеркивает тенденцию утраты влияние идеологии на жизнь общества. Сформировалась концепция деидеологизации. Но в 70-е годы XX столетия в силу сильнейшего разочарования, нежизнеспособности этой концепции сформировалась

стр. 106 из 147

концепция реидеологизации, свидетельствующая о понимании возрастания роли идеологии.

В современном мире существуют различные идеологии и идеологические школы. К основным из них можно отнести либерализм, консерватизм (неоконсерватизм), анархизм, включая его разновидности, социал-демократическую и социалистическую идеологии. Однако идейно-политическая жизнь сегодня не ограничивается основными идеологиями. Существуют и более «мелкие явления»: появляются новые тенденции, течения внутри и на стыке основных идеологий, а иногда и новомодные теоретические направления мысли, отражающие интересы новых социальных сил и момент времени, включая радикализм, популизм, фашизм, этику ненасилия, а также «зеленую» идеологию и др. В то же время истоки понимания такой многовариантности идеологий связаны с действием объективного политологического закона - закона идейности социальных структур. Он выражает разнообразие потребностей и интересов социальных групп (сил), носителей и выразителей идеологических взглядов. Идеология может быть как прогрессивной, так и реакционной.

Идеология, по большому счёту, - это сформулированные коренные интересы больших социальных групп (сил) общества. Это система взглядов и идей, которая дает целостную трактовку общественной и государственной жизни, её смысла, направленности и перспектив, показывающая определённые способы решения общественных проблем. В идеологиях выражены отношения общностей, социальные проблемы и конфликты, цели и обобщённые программы деятельности. Ведущее звено здесь - интересы. Взаимосвязь же такова. Точкой отсчета являются потребности (материальные, духовные, физиологические и др.) социальных групп. Далее осознанные потребности выступают как интересы, которые непосредственно реализуются в поиск их удовлетворения, возникает мотивация предстоящих действий (мотивы, выбор средств и т.п.). Затем осуществляется формирование целевых предпочтений и установок (предполагаемого, желаемого результата), оформленных в качестве цели. Недостаточная разработанность категорий «потребности», «интересы», «мотивы», «ценности», «идеалы», «цели», а в большей степени их взаимосвязи и взаимообусловленности иногда приводят к смещению акцентов и к несколько другим выводам. В одной из статей, например, утверждается, что именно национальные интересы, вытекающие из национальных ценностей России, берутся в качестве точки отсчёта, первоосновы политики и стратегии национальной безопасности [5, с. 17.]. Ну, а что же такое национальные ценности, откуда они возникают? Известно, что объективно побудительными причинами любой деятельности выступают потребности (текущие, перспективные, материальные, духовные, личные, коллективные, общества,

стр. 107 из 147

государства, а возможно, и мировые и т.д.). Интересы же - это в большей степени субъективная сторона потребностей, обоснование деятельности, выработка программ и средств их осуществления, организация сил. Все это должно быть соответственно мотивировано. Мотив предшествует волевому акту, он позволяет увидеть цель действия субъекта и более обоснованно судить о содержании и характере потребностей. В мотивах на основе интересов выделяются приоритеты. Самые существенные, важные и самые значимые для субъекта приоритеты и выступают в качестве ценностей. Они, как и идеалы, не являются плодом воображения субъекта. Ценности - часть духовной культуры народа, его системообразующий стержень.

Совокупность сформулированных в общем виде жизненных интересов, обоснование способов и средств их удовлетворения с учётом ценностей и идеалов и четко выраженная цель - всё это может быть принято как идеология. Государство, как и нация, -это большая социальная группа людей, которая решает проблемы обоснования и реализации высокого уровня общности интересов. Именно государство в определённой мере выражает и защищает общенациональные интересы, регулирует, главным образом, с помощью правовых норм всю совокупность социально-политических, экономических, национальных и семейных отношений, способствуя тем самым стабилизации и развитию общества. Оно вправе иметь собственную (государственную, национальную или для многонационального государства национально-государственную) идеологию.

Идеология имеет самостоятельную самоценность. Её нельзя подменить политикой, правом, общественными науками, религией, хотя такая подмена нередко наблюдается. Это, очевидно, результат недостаточной обоснованности понимания идеологии, её специфики, объекта и предмета анализа, функций в обществе и государстве.

Например, сравнивают, отождествляют идеологию с религией. Какие-то основания для такого отождествления, возможно, есть. Во-первых, о единстве власти и церкви заявлялось официально. В своё время, Б. Ельцин выразил эту мысль при поздравлении Патриарха всея Руси Алексия II с днём рождения: «Религиозное руководство и руководство государственное слито воедино...» [6]. Выводы могут быть разными. Возможно, что это может принести больше вреда, чем пользы. Известно, что, как только религия становится официальной государственной идеологией, она перестает быть верой. Думается, что слияние Церкви с государством есть покушение на свободу духа. Это в итоге ведет к слабости самого государства. В дореволюционной России подчинение Православной Церкви государству привело к тому, что сами верующие после 1917 года уничтожили тысячи храмов и не было особого протеста населения против этого. Реальное

стр. 108 из 147

процветание государства во многом зависит не от преобладающей в нем религии, а от ее взаимоотношения с государственной идеологией. Во-вторых, единство идеологии и религии видится в том, что у них одна основа - вера. А.Н. Яковлев подчёркивает, что религия - это идеология, а коммунизм - это неорелигия (вариант идеологии) [7, с. 327]. Но ведь речь идёт не вообще об идеологии, а только о коммунистической идеологии, её оторванности от житейских проблем и догматичности основных постулатов. Опыт многих лет показал, что она страшно боится, а значит и не допускает инакомыслия, критики внутри собственных взглядов. Если же такое и возникает, то коммунистическая идеология превращается в борьбу с противником (а точнее, врагом), именуемым оппортунизмом, ревизионизмом, антикоммунизмом. И ещё. Необходимо иметь в виду, что коммунизм существует как система взглядов и как конкретная практика. Если же взгляды, идеи отражают чьи-то жизненные интересы, то они имеют право на существование, поскольку это будут взгляды социальной группы.

Иногда допускается смешение идеологии с общественными науками. Однако это различные социальные явления. Наука занимается выработкой и теоретической систематизацией объективных знаний о действительности, а также имеет целью описание, объяснение и предсказание процессов и явлений, составляющих предмет изучения, на основе открываемых и формируемых законов (закономерностей). Наука направлена на познание истины и прирост знаний; в то же время идеология обосновывает общественные интересы, а также элементы достижения определённых политических целей. Наука в исследовании беспристрастна, она не может и не должна корректировать достигнутые объективные результаты, учитывать чьи-то интересы. Вопрос же о научности самой идеологии пока остаётся открытым и требует дополнительных исследований, хотя в отдельных случаях идеологию уже сегодня выделяют в отдельную общественную дисциплину.

Жизнь показала, что по-разному можно относиться к общественным наукам. В советское время, например, все процессы и явления общественной жизни исследовались с классовых позиций, включая статистику. Поэтому место общественных наук постепенно вытеснялось идеологией и, таким образом, общественные науки были переведены в плоскость защиты правящего режима, интересов групп партократии, а их содержание - в апологетику существующих порядков. И в таком состоянии бывшая идеология исчерпала себя.

Более того, в доперестроечное время существовала тенденция подменить методологию науки идеологией. На протяжении многих десятилетий господствовала

стр. 109 из 147

установка, в соответствии с которой общей методологической основой всех наук считался марксизм-ленинизм как единое целостное учение о научном познании и революционном преобразовании мира, а методологические основы, используемые на Западе, объявлялись реакционными и антинаучными. Соответственно, изгонялось и инакомыслие. Получалось, что существовало две генетики, две кибернетики, две социологии и т.д. - буржуазная и социалистическая. Однако идеология не может быть эквивалентом методологии. Под методологией понимается система принципов и способов организации теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе, т.е. теория методов. Система способов интеллектуальной и физической деятельности складывается независимо от идеологических интересов и пристрастий, а её эффективность не связана с партийной (классовой, групповой) принадлежностью. Идеология может оказать положительное или отрицательное влияние на исследования, но ни в коем случае не может заменить методологии.

Идеологию нельзя заменить правом. Право всегда является прерогативой государства, власти, а принимаемые законы должны толковаться и применяться одновариантно. Идеология же, выражая интересы личности, общности, государства в целом, многовариантна, иногда противоречива, подвижна в своих проявлениях (интересы, как известно, меняются). Естественно и у идеологии, и у права есть много общего. Например, они базируются на интересах. Однако сами потребности и интересы автоматически юридическими нормами не становятся. Они первоначально обобщаются, формулируются идеологией как система национально-государственных взглядов, а затем уполномоченными государственными органами принимаются в виде юридических актов, правовых норм. Право, таким образом, является механизмом реализации национальногосударственной идеологии.

И, наконец, следует ответить на вопрос: какова взаимосвязь идеологии и политики? Сегодня нельзя не видеть новых отношений политики и идеологии. Идеология формирует систему интересов, идеалов мотивов, ценностей, на которых базируется (или должна базироваться) политика. Как отмечает М.Л. Гареев, «...реально политики в чистом виде не существует. Она жизненна только тогда, когда учитывает социально-политические, экономические, идеологические, и, не в последнюю очередь, военно-стратегические аспекты» [8, с. 75]. Что касается идеологии, то, образно говоря, она слита с политикой напрямую. Идеология дает теоретические обоснования положений, которые непосредственно могут и не быть элементами политики, но ориентируют её на достижение целей, выражающих национально-государственные интересы. Идеология

стр. 110 из 147

также лежит в основе формирования политических мифов. Мифы - это идеи, взгляды, постулаты, как бы дистанцированные от жизненных потребностей и интересов, базирующиеся в лучшем случае на полуправде. Мифы не являются прогрессивным явлением, но они существуют реально. Люди устают от повседневных тягот жизни и всегда мечтают, верят, надеются на лучшее будущее. Мифы живут. Исчезновение старых мифов не избавило нас от появления новых. Изменённые политические цели требуют обеспечения веры в ту или иную идею, поддержки политических акций со стороны народа. Мифы используются как средство достижения политических целей. Но политика самостоятельна; если она осуществляется в интересах общества и государства, тогда она продуктивна, реалистична; если же нет чётких идеологических взглядов и идей по определённым проблемам, то политика будет импульсивной, непоследовательной, а возможно, случайной и неверной. Государства, основанные на расплывчатых (слабых) идеях, всегда слабы сами по себе с точки зрения неспособности генерировать, фокусировать государственную волю. Именно такое государство представляла собой Россия в 90-е года ХХ столетия. Это относится как к внутренней, так и внешней политике. В слабой политике могут преобладать и добиваться успеха групповые интересы, лоббирование, давление отдельных слоев, групп, их элит. Естественно, учитывать, выслушивать позиции сторон, сил, групп необходимо, но это ещё не национальногосударственные интересы страны в целом.

Национально-государственная идеология, глубоко связанная с жизнью государства и общества, призвана выполнить определённые функции. Она должна:

- обосновывать государственные и общественные интересы, определять ценности и идеалы, а также формулировать целевые установки для страны в целом;

- давать целостную ориентацию человеку в делах государства и общества, объяснять общественно-политические реальное его положение;

- обосновывать и оправдывать, исходя из интересов, определённую линию государственного политического действия;

- консолидировать людей по важнейшим вопросам жизни государства и общества, привлекать массы к участию в решении проблем социальной практики.

Таким образом, идеология является действующим фактором общественной и государственной жизни, базируется на коренных интересах больших социальных групп, в т.ч. государства, и объективно выражает их. Как и всякую систему взглядов, её нельзя ввести или запретить декретом. Она вырабатывается с учётом объективных процессов

стр. 111 из 147

жизни общества, государства, выражается в идеях, программах, целевых установках - в духовном сознании людей и отражается в общественно-государственных документах.

Идеология формирует представление о целях жизни и деятельности людей, организует их сознание в определённую целостность, способствует сохранению преемственности и развитию социальной практики, целеполаганию общественной и государственной жизни. Роль идеологии в современных условиях становится всё более необходимой.

Представляется необходимым исключить из ст. 13 Конституции РФ положение о том, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».

Литература

1. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия,

1983.

2. Современная западная социология: словарь. - М.: Политиздат, 1990.

3. Маркс, К., Энгельс, Ф. Избранные произведения. - В 3-х т. - Т. 1. - М.: Политиздат, 1985.

4. Арон, Р. Опиум для интеллигенции / пер. с фр. - Мюнхен: изд-во ЦОПЭ, 1960.

5. Манилов, В. Л. Угрозы национальной безопасности России // Военная мысль. -1996. - № 1.

6. Из поздравительного послания президента России Бориса Ельцина главе РПЦ, патриарху Алексию II // Российская газета, 25 февраля, 1997.

7. Яковлев А.Н. Горькая чаша. - Ярославль, 1994.

8. Гареев, М. А. Армия и политика // Военная мысль. - 1996. - №6.

9. Мишуров, И.Н. Политическая мысль России. - Монино: ВВА, 1995.

NATIONAL STATE IDEOLOGY

Mishurov Ivan Nikolaevich, PhD (Cand. Sc.) in Philosophy, Associate Professor, Department of legal disciplines, [email protected],

Mishurova Olga Ivanovna, PhD student at the Department of Philosophy and social and humanitarian knowledge, [email protected]

Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation

стр. 112 из 147

The article is devoted to justifying the needfor the existence of state ideology, its national foundations and adjustments to article 13 of the Russian Constitution to delete provisions of the absence of the state ideology of the Russian Federation.

State ideology is present in each state. The importance of this phenomenon has led to much attention to it by philosophers, politicians and other scientists over the past two centuries. There are different views on the concept of "ideology" and different ideological schools: liberalism, conservatism, anarchism, social democracy, socialism, and others. This diversity is defined by different needs and interests of social groups, media and spokesmen of ideological views.

Ideology is an articulation of the fundamental interests of large social groups (forces) of the society, it is a system of views and ideas, which gives a complete interpretation of social and political life, its meaning, direction and prospects of showing certain ways of solving social problems. Ideologies are expressed in attitudes of communities to social problems and conflicts, objectives and generalized program of activities. The leading link here is represented by interests.

It is the state who expresses and defends the national interests, regulates, as a rule, with the help of legal norms the totality of socio-political, economic, national and family relations, thus contributing to the stabilization and development of society. It has the right to have its own (state, national or multi-national state) ideology. That is why the Russian government cannot but have a nation-state ideology. That is the need for national-state ideology that is proved in this article.

Keywords: ideology, state, nation, Constitution

References

1. Filosofskii entsiklopedicheskii slovar' [Philosophical Encyclopedic Dictionary]. - M.: Sovetskaia entsiklopediia, 1983.

2. Sovremennaia zapadnaia sotsiologiia: slovar' [Modern Western sociology:

Dictionary]. - M.: Politizdat, 1990.

3. Marks, K., Engel's, F. Izbrannye proizvedeniia [Selected Works]. - V 3-kh t. - T. 1. -M.: Politizdat, 1985.

4. Aron, R. Opium dlia intelligentsia [The opium of the intellectuals] / per. s fr. -Miunkhen: izd-vo TsOPE, 1960.

5. Manilov, V. L. Ugrozy natsional'noi bezopasnosti Rossii [Threats to national security of Russia] // Voennaia mysl'. - 1996. - № 1.

6. Iz pozdravitel'nogo poslaniia prezidenta Rossii Borisa El'tsina glave RPTs, patriarkhu Aleksiiu II [From the congratulatory message of the President of Russia Boris Yeltsin to Head of the Russian Orthodox Church, Patriarch Alexy II] // Rossiiskaia gazeta, 25 fevralia, 1997.

7. Iakovlev A.N. Gor'kaia chasha [The bitter cup]. - Iaroslavl', 1994.

8. Gareev, M.A. Armiia i politika [Army and Politics] // Voennaia mysl'. - 1996. - №6.

9. Mishurov, I.N. Politicheskaia mysl' Rossii [Political Thought in Russia]. - Monino: VVA, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.