ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
см о см
50
УДК 340
DOI https://doi.org/10.17308/vsu.proc.law.2021.1/3272
ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
А. Л. Бредихин
Санкт-Петербургский университет МВД России
Поступила в редакцию 23 мая 2020 г.
Аннотация: рассматривается сущность идеологической функции государства и предлагается ее собственное определение. Автор приходит к выводу, что идеологическая функция не может быть отождествлена с государственной идеологией, а имеет самостоятельное значение. В качестве основных задач идеологической функции государства автор называет легитимацию и целеполагание государственной власти. В качестве структурных элементов идеологической функции - предмет, цель и идеологические установки. Ключевые слова: идеология, функции государства, государственная идеология, легитимация, идеологические установки.
Abstract: in this article, the author considers the essence of the ideological function of the state and offers its own definition. At the same time, he comes to the conclusion that the ideological function cannot be identified with the state ideology, but has an independent value. As the main tasks of the ideological function of the state, the author calls the legitimation and goal-setting of state power. As the structural elements of the ideological function, the author sees the subject, purpose and ideological settings.
Key words: ideology, state functions, state ideology, legitimation, ideological attitudes.
Идеологическая функция является одной из базовых в системе функций государства, без которых государство не может являться таковым по определению. Вместе с тем после распада Советского Союза в новой России сложилось негативное отношение к самому термину «идеология», поэтому в научной литературе выводы по этим вопросам делаются достаточно аккуратно. Особенно сложно рассматривать тему в контексте содержания ч. 2 ст. 13 Конституции РФ, где прямо указано, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Однако в названное положение Конституции РФ, наверное, вкладывался несколько другой смысл, чем запрет государству создавать какие-либо идеи и ценности, формирующие государственную идеологию. Следовательно, вопрос об идеологической деятельности государства не может быть снят с рассмотрения, так как это противоречит содержанию института государства.
Идеологический аспект государства связан главным образом с двумя понятиями: «государственная идеология» и «идеологическая функ-
© Бредихин А. Л., 2021
СП
"о
а> за
ция государства». Что касается первой, то современные демократические государства, как правило, отрицают ее существование, что не безосновательно. Если рассматривать государственную идеологию как некоторую упорядоченную систему образов и представлений о государственном . устройстве, государственном режиме, а также некоторую конечную цель . и миссию государства, то в таком виде государственной идеологии в демократическом обществе уже нет. Такая идеология была характерна в основном для тоталитарных и теократических государств, и в целом не показала свою эффективность. Государства, основанные на такой идео- . логии, существовали не долго либо существенно отставали от государств ^ с плюралистической системой взглядов. Таким образом, можно говорить о о государственной идеологии с некоторой долей условности, имея в виду т лишь актуальные на текущий момент идеи, взгляды, ценности и планы ^ государственного развития, поддерживаемые государственной властью. х Тема идеологии и государственной идеологии вызвала широкий науч- о ный дискурс и достаточно подробно разработана, поэтому сложно прив- р нести в нее что-то существенное. а
Больший научный интерес, на наш взгляд, представляет собой идео- и логическая функция государства как одна из базовых функций государ- ^ ства. Она является самостоятельной категорией и ее содержание не со- е впадает с понятием государственной идеологии. о
А. И. Клименко указывает, что «посредством своей идеологической г функции государство определяет формирование правового и политиче- е ского сознания граждан, что способствует укреплению общественной си- К стемы ценностей, достижению социально полезных целей»1. А. Н. Бухо- й< вец отмечает следующее: «Говоря о содержании идеологической функции у государства предлагается выделить два основных блока, определяющих к идеологическое поле государственной деятельности. Во-первых, любое и государство, собственно, создает и поддерживает ту или иную идеологию, ; т. е. внедряет в сознание членов общества определенную систему политических, правовых, нравственных, этических взглядов, поскольку через них проявляется отношение людей к существующей действительности, прежде всего к общественно-политическому или, как принято сегодня говорить, конституционному, строю, правовому и общественному порядку и т. д. Во-вторых, непосредственно сама идеологическая деятельность государства проявляется не только в создании и реципиировании каких-либо идеологем в чистом виде, но и в использовании иных, более тонких и современных форм идейного воздействия, которые прямо или опосредованно связаны с развитием и разносторонней поддержкой науки, культуры, образования»2.
51
1 Клименко А. И. Взаимосвязь правового и политического сознания в осуществлении идеологической функции государства : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 56.
2 Буховец А. Н. Идеологическая функция государства : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 15-16.
Таким образом, ученые концентрируют свое внимание скорее на идеологии, а идеологическую функцию связывают с созданием идеологии и ее внедрением в сознание людей. По нашему мнению, это несколько упрощенный взгляд на суть идеологической функции государства, так как напрашивается вывод о зависимости идеологической функции государства от наличия идеологии.
Понятие идеологической функции государства представляет собой симбиоз государственной идеологии и функций государства, но для большего понимания данной функции правильнее будет акцентировать внимание именно на функциональном компоненте. То есть идеологическая функция — это прежде всего функция, а не идеологические установки. Как верно замечает Н. Г. Черноголовкин, «именно функции государства наполняют сферы его деятельности определенным содержанием, делают эту деятельность целеустремленной. Поэтому в теории нужно двигаться от функций государства к сферам его деятельности, а не наоборот»3.
Функции государства традиционно понимают как основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его развития целями, задачами и его социальным назначением4.
А. А. Дембицкий в диссертационном исследовании пишет, что «функции государства - эта та роль, которую государство выполняет для реализации потребностей общества как системы более высокого уровня организации или интересов, составляющих общество классов, социальных групп, а также отдельных индивидов»5. Автор критикует существующие понятия функций государства, указывая, что методологически неверно определять функции через направления деятельности. Считаем, что выдвинутая гипотеза имеет право на существование, однако употребление термина «роль» вместо «направления» также не очень точно передает суть функций государства.
Рассмотрение идеологической функции государства как одного из ^ направлений деятельности государства представляется некорректным, поскольку при этом происходит фактическое отождествление «функции» и «деятельности». Однако функция это не всегда реальная деятельность, а потенциальная возможность этой деятельности, базирующаяся на свойстве государства осуществлять идеологическую деятельность. Идеологическая функция это еще и потребность государства осуществлять идеологическую деятельность для подержания своей легитимности. Следовательно, содержание идеологической функции государства обусловлено предназначением государства и гораздо шире, чем одно из основных направлений его деятельности.
о см
52
3 Черноголовкин Н. Г. Теория функций Советского государства. М., 1970. С. 20.
4 См.: Марченко М. Н. Теория государства и права : учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2006. С. 327.
5 Дембицкий А. А. Правовые и неправовые функции государства : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2017. С. 10.
СП
"о
а> за
Таким образом, собирательное определение идеологической функции государства можно представить следующим образом. Идеологическая функция государства — это обусловленная социальным предназначением
государства потребность и возможность государства осуществлять идеоло- .
гическую деятельность, направленную на легитимацию государственной . власти в обществе и построение определенной модели общественно-политических отношений в границах данного государства. Идеологическая функция существует у государства постоянно и непрерывно, не зависит
от исторического периода его существования и господствующей идеоло- о
гии (либо ее отсутствия). —I
В качестве основных задач осуществления идеологической функции о
государства следует назвать следующие: и
1. Легитимация государственной власти, т. е. воздействие на населе- ^ ние государства в целях принятия им правящей элиты как государствен- х ной власти, формирование доверия населения к власти и реализуемым о ею управленческим решениям. Важнейшими способами легитимации р являются установленные в конституции и законодательстве выборности а органов государственной власти, наделение населения правом решать и основополагающие государственные вопросы на референдуме, установ- ^ ление системы реализации прав граждан и их защита (в том числе через е судебные и правоохранительные органы). Легитимация осуществляется о также путем создания системы прямого взаимодействия между гражда- Я
х-
нами и государственной властью.
Важнейшим механизмом легитимации власти являются гарантии прав и свобод негосударственным институтам, в числе которых общественные, религиозные, а также коммерческие организации. у
2. Целеполагание государственной власти, т. е. постановка основных целей развития и формирование образа будущего государства при поддержке населением этих целей и его непосредственном участии в их реализации. Главным образом это касается проведения глубоких реформ, когда очень важно обеспечение их принятия населением, общественными организациями и социальными группами. В противном случае возможны массовые выступления вплоть до попыток смены власти.
Цели государственной власти (и самого государства) закрепляются в законодательстве (конституции, законах, доктринах, концепциях, посланиях президента и иных документах). Так, преамбула Конституции РФ устанавливает цели и образ будущего государства, военная доктрина определяет цели и основные принципы военной политики государства.
Идеологическая функция государства реализуется в различных формах, с использованием различных средств, методов и способов. Механизм реализации идеологической функции государства включает в себя систему государственных органов и систему юридически значимых документов, в которых оформляются положения идеологии, а также методы и способы исполнения управленческих решений в данной сфере.
Государственные органы, на которые возложена реализация идеологической функции государства, не обязательно являются специализиро-
а>
Г)
о
х .г
53
ванными. Как правило, эти функции и задачи распределены между различными органами власти в той или иной мере.
Идеологическая функция государства имеет и свою структуру, которую можно рассматривать в контексте анализа структуры функции государства.
А. П. Глебов предложил следующую структуру функции государства: 1) социально-классовое назначение (объект-определенный вид или сфера общественных отношений — экономических, политических, культурных, экологических и т. д.); 2) фактическая деятельность государства по реализации его социально-классового назначения; 3) объект функции — то, на что направлено воздействие государства; основная цель такой деятельности; 4) методы, способы, принципы и средства реализации функ-ций6.
С. Н. Туманов, в целом признавая правоту данной классификации предлагает исключить из системы элементов объект и социально-классовое назначение и дополнить формами осуществления функций государства7.
Е. Е. Тонков определяет, что в содержание любой функции государства входят следующие элементы: предмет функции; цели функции; методы, формы и средства осуществления функции8.
В целом необходимо согласиться с Е. Е. Тонковым, который определил систему элементов, связанных с осуществлением функций государства. Однако методы, формы и средства осуществления функции лежат вне самой функции и не обусловлены ею. Перечень методов, форм и средств осуществления функций государства будет идентичен для каждой из функций. Поэтому более правильным будет включать их не в содержание функций государства как таковых, а в содержание учения о ,_ функциях государства.
о: Представляется, что содержанием любой из функций являются предмет и цель функций государства. Предметом выступают общественные ¡^ отношения, на которые направлена конкретная функция. Цель — желае-сч мый результат, который должен быть достигнут. Именно предмет и цель являются главными критериями разграничения любой из функций государства.
Особенностью предмета осуществления идеологической функции государства является то, что она направлена на всю совокупность общественных отношений в государстве, но непосредственно затрагивает лишь идейно-духовные аспекты взаимоотношений между гражданами,
6 См.: Глебов А. П. Понятие и структура функций социалистического государства : пособие по спецкурсу «Проблемы теории социалистического государства и права». Воронеж, 1974. С. 8.
7 См.: Туманов С. Н. К вопросу о понятии и структуре функции государства // Вестник Пермского ун-та. Серия «Юридические науки». 2012. № 3. С. 39.
8 См.: Тонков Е. Е. Юридические формы государственной деятельности и функции государства : проблемы соотношения // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 1. С. 3—7.
организациями и государством, в том числе личные и общепринятые убеждения и ценности.
Следует сказать, что для идеологической функции характерна не
цель (так как цель характерна для идеологии), а процесс целеполагания .
(постановки целей). В рамках идеологической функции цель рассматри- . вается не как конечный результат, а как непрерывное целеполагание,
поскольку в долгосрочном периоде цели не постоянны. е
Еще одним необходимым элементом идеологической функции, кото- х
рый в равной степени связан как с предметом, так и с целеполаганием, О
являются идеологические установки, т. е. те идеи и принципы, которые —
реализуются при помощи идеологической функции государства. Всю со- о
вокупность идеологических установок можно со значительной степенью т
условности назвать «государственной идеологией», но в отличие от идео- я
логии они не образуют согласованную идейную систему. я
В современной России идеологические установки, на основании кото- 0
рых происходит реализация идеологической функции государства, бази- р
руются на следующих элементах: а
1. Общепризнанные принципы международного права и гуманитар- и
ные ценности (приоритет прав и свобод человека, неприменения силы и я
угрозы силой, равноправия и самоопределения народов, территориаль- е
о
о
а>
Г)
о
ной неприкосновенности государства, невмешательства во внутренние дела государства, неприкосновенности и нерушимости границ, мирного разрешения споров, уважения прав человека, суверенного равенства государств, сотрудничества, добросовестного выполнения обязательств и т. п.
Эти положения находят свое отражение в Конституции РФ, междуна- У родных договорах и определяют конституционный строй. Таким образом, к они приобретают статус идеологических установок, даже если подобные и традиции не были присущи данному государству или обществу. ;
2. Ментальные особенности конкретного государства. Они сформированы под влиянием религии, обычаев, исторических событий, межнациональных отношений и т. п.
Влияние религии на формирование идеологических установок связано прежде всего с тем, что религиозные учения и обычаи в значительной степени определяют ценности населения. Идеологические установки, закрепленные в официальных документах, должны их учитывать. Например, в преамбуле к Федеральному закону «О свободе совести и религиозных объединениях» сказано: «Федеральное Собрание Российской Федерации, подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений, основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством, признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, считая важным содействовать достижению взаимного по-
55
нимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания, принимает настоящий Федеральный закон».
Принимая те или иные программные документы, государство должно учитывать интересы крупнейших религиозных общин.
Особенности Российской Федерации как многонационального государства, на территории которого традиционно проживают различные нации и народы предопределяют формирование идеологических установок, которые, с одной стороны, не ущемляют права и чувства каких-либо народностей, а с другой — направлены на единство единого народа России.
Немаловажное значение имеет и история страны. Исторические достижения и события существенно влияют на ожидания населения от деятельности государства как внутри государства, так и на уровне международных отношений.
3. Идеология правящей политической силы. Это та идеология, которую поддерживает государственная элита. Безусловно, это не обязательно официально декларируется, поэтому не может быть предметом юридического анализа. Официальными идеологическими документами здесь можно назвать только программные документы политических партий или кандидатов на высшие государственные должности, которые в случае победы на выборах должны стать важным идеологическим документом, так как фактически поддержаны населением.
4. Стратегические документы, определяющие различные аспекты глобального планирования в социальных, экономических, политических и других областях деятельности. Таким документом стал Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», который регулирует отношения, возникающие между участниками стратегического планирования в процессе целепо-
,_ лагания, прогнозирования, планирования и программирования социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государствен-¡^ ного и муниципального управления, обеспечения национальной без-сч опасности Российской Федерации, а также мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования.
В соответствии с указанным законом принимаются документы стра-56 тегического планирования как на федеральном, так и на других уровнях власти.
Таким образом, в содержательном плане идеологическая функция государства — это обусловленная социальным предназначением государства потребность и возможность государства осуществлять идеологическую деятельность, направленную на легитимацию государственной власти в обществе и построение определенной модели общественно-политических отношений в границах данного государства. Идеологическая функция существует у государства постоянно и непрерывно, не зависит от исторического периода его существования и господствующей идеологии (либо ее формального отрицания).
Структуру идеологической функции государства составляют три элемента: предмет, цель и идеологические установки. При этом цель в рамках идеологической функции государства представлена в виде процесса целеполагания, а не конкретно обозначенного конечного результата.
Санкт-Петербургский университет МВД России
Бредихин А. Л., старший преподаватель кафедры истории государства и права
E-mail: [email protected]
St. Petersburg University of the Russian Ministry of Internal Affairs
Bredikhin A. L., Senior Lecturer of the History of State and Law Department E-mail: [email protected]
57