Научная статья на тему 'Формы и методы осуществления идеологической функции государства'

Формы и методы осуществления идеологической функции государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1438
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
STATE FUNCTIONS / IDEOLOGICAL FUNCTION OF THE STATE / IDEOLOGY / DOCUMENTS OF STRATEGIC PLANNING / METHODS FOR IMPLEMENTING THE IDEOLOGICAL FUNCTION OF THE STATE / PERSUASION / COERCION / IDEOLOGICAL PRINCIPLES / ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА / ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА / ИДЕОЛОГИЯ / ДОКУМЕНТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ / МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА / УБЕЖДЕНИЕ / ПРИНУЖДЕНИЕ / ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бредихин Алексей Леонидович

Автор рассматривает правовые формы осуществления идеологической функции государства и определяет их особенности. Исследуются методы реализации данной функции, правовые средства обеспечения их исполнения, а также раскрываются механизмы методов убеждения и принуждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS AND METHODS FOR IMPLEMENTING THE STATE IDEOLOGICAL FUNCTION

The author considers the legal forms of the ideological function of the state and determines their features. The methods of implementing this function, the legal means of ensuring their implementation are investigated, and the mechanisms of methods of persuasion and coercion are revealed.

Текст научной работы на тему «Формы и методы осуществления идеологической функции государства»

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА; КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ

УДК 34 (091) ББК 67.3

© 2019 г. Бредихин Алексей Леонидович,

доцент кафедры истории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России кандидат юридических наук. E-mail: axel_b@mail.ru

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Автор рассматривает правовые формы осуществления идеологической функции государства и определяет их особенности. Исследуются методы реализации данной функции, правовые средства обеспечения их исполнения, а также раскрываются механизмы методов убеждения и принуждения.

Ключевые слова: функции государства, идеологическая функция государства, идеология, документы стратегического планирования, методы осуществления идеологической функции государства, убеждение, принуждение, идеологические принципы.

Bredikhin Aleksey Leonidovich - Associate Professor of the Department of History of State and Law of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Law.

FORMS AND METHODS FOR IMPLEMENTING THE STATE IDEOLOGICAL FUNCTION

The author considers the legal forms of the ideological function of the state and determines their features. The methods of implementing this function, the legal means of ensuring their implementation are investigated, and the mechanisms of methods ofpersuasion and coercion are revealed.

Keywords: state functions, ideological function of the state, ideology, documents of strategic planning, methods for implementing the ideological function of the state, persuasion, coercion, ideological principles.

Среди всех функций государства идеологическая имеет особенное место. Прежде всего, она связана с категорией «идеология государства», которая в современных демократических государствах часто отвергается. В конституциях иногда прямо сказано о запрете любой государственной идеологии как таковой. Вместе с тем, вне зависимости от споров относительно существования государственной идеологии, идеологическая функция для государства является необходимой.

Как и любая функция государства, идеологическая реализовывается посредством определенных форм и методов.

Под формами осуществления функций понимаются их внешнее выражение, основные контуры и параметры их проявления [13, с. 336]. Обычно называют следующие правовые формы осуществления функций: правотворческую, правоисполнительную и правоохранительную. Еще можно назвать организационную форму, которая не является правовой, но осуществляется в рамках и с соблюдением закона.

В целом, идеологическая функция осуществляется в таких же формах, как и остальные

функции государства, но имеет определенную специфику.

Правотворческая форма осуществления идеологической функции государства состоит, прежде всего, в издании нормативно-правовых актов, определяющих основные принципы взаимоотношения власти и общества, наиболее общие ориентиры развития государства и стратегические цели.

Важнейшим правовым документом, определившим содержание идеологической функции в России, является Конституция Российской Федерации [10, с. 59-62]. Идеологические принципы установлены в преамбуле, гл. 1 «Основы конституционного строя» и гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина».

Особое значение в настоящее время в качестве источника идеологической функции государства приобрели документы стратегического планирования, статус которых определен в Федеральном законе от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации [6]». В ч. 3 ст. 1 указанного закона сказано, что он регулирует отношения, возникающие между участниками стратегического планирования в процессе

целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а также мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования.

К документам стратегического планирования, разрабатываемым на федеральном уровне, согласно ч. 3 ст. 11 названного Федерального закона относятся: ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации; Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации; Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, а также основы государственной политики, доктрины и другие документы в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации.

Источником идеологической функции государства можно назвать и т. н. «приоритетные национальные проекты» [11, с. 71-78].

Правоисполнительная функция заключается в деятельности государственных органов всех уровней по исполнению и соблюдению законодательства, созданного в рамках реализации идеологической функции государства. Специфика состоит в том, что идеологические и стратегические ориентиры и планы в первую очередь соблюдаются государственными органами при издании тех или иных правовых актов. То есть, принимая тот или иной акт, государственный орган вынужден оценивать его на предмет соответствия принципам демократии, соблюдения прав и свобод человека, а также целям, установленным документами стратегического планирования.

Правоохранительная деятельность состоит в установлении ответственности за нарушения нормативных актов и создании эффективного механизма реализации этой ответственности. Если рассматривать идеологические установки и основополагающие принципы Конституции РФ, то за их нарушение установлены административная, уголовная и материальная ответственность. Так, в Уголовном кодексе Российской Федерации содержится гл. 19 «Преступления против кон-

ституционных прав и свобод человека и гражданина»; в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях имеется гл. 5 «Административные правонарушения, посягающие на права граждан». Материальная ответственность за нарушение конституционных принципов установлена в гл. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации «Нематериальные блага и их защита». К нематериальным благам ч. 1 ст. 150 ГК РФ причисляет: жизнь и здоровье, достоинство личности, личную неприкосновенность, честь и доброе имя, деловую репутацию, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личную и семейную тайну, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона.

Кроме того, ст. 45 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» устанавливает, что лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в сфере стратегического планирования, несут дисциплинарную [14, с. 63-71], гражданско-правовую и административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Непосредственной реализацией правовых последствий нарушения идеологических положений нормативных актов занимаются правоохранительные и судебные органы, а также иные административные органы, которые имеют право применять меры административной ответственности. Особый статус определен Конституционному суду РФ, который вправе толковать конституционные положения и оценивать соответствие тех или иных нормативных актов общим принципам и духу Конституции Российской Федерации. Таким образом, Конституционный суд РФ не только несет правоохранительную функцию. Своими актами он дополняет идеологические положения и принципы Конституции РФ.

Организационная форма осуществления идеологической функции - это фактическая деятельность государственных органов, должностных лиц, учреждений и организаций, непосредственно не регламентированная правовыми нормами, но осуществляемая с соблюдением закона. Это, например, про-

ведение различных образовательных и культурных мероприятий, публикации в средствах массовой информации, публичные выступления и т. п.

Набор методов осуществления функций государства достаточно широк, но в целом сводится к убеждению и принуждению. Вместе с тем методы осуществления идеологической функции государства имеют определенную специфику.

Главным в системе методов осуществления идеологической функции является метод убеждения, так как сама суть идеологической функции государства связана с убеждающим воздействием на сознание граждан. Идеологические установки выражены, прежде всего, в нормах-принципах, под которыми понимаются «наиболее обобщенные правовые конструкции, выражающие закономерности права, его природу и назначение в социально структурированном обществе» [8, с. 27]. Среди таких норм-принципов можно назвать ч. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Здесь можно выделить сразу несколько норм-принципов, связанных с реализацией идеологической функции государства. Это политико-правовые категории: «демократическое государство», «федеративное государство», «правовое государство», «республиканская форма правления».

Прежде всего, нужно обратить внимание на слова «демократическое» и «правовое государство». Эти категории выработаны на протяжении многих веков политико-правовой доктриной и являются идеологическими положениями. Принципы «федеративное государство» и «республиканская форма правления» раскрываются в Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ), в первую очередь, как организационная структура государственных органов.

Далее в ст. 2 Конституции РФ сказано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Эта идеологическая установка - прямая отсылка к концепции прав и свобод человека и гражданина.

В ч. 1 ст. 3 Конституции РФ сказано, что «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации

является ее многонациональный народ». Здесь также воспроизведена ключевая идея доктрины естественного права.

Эти и иные идеологические принципы определяют основу не только Конституции РФ, но и всей системы законодательства, а также руководящими правила деятельности всех органов власти, должностных и частных лиц. То есть, доводя до сведения всех субъектов государственно-правовых отношений данные установки, государство как бы убеждает в целесообразности поведения согласно этим принципам.

Одним из важнейших средств убеждения в рамках осуществления идеологической функции является пропаганда. Пропаганда заключается в просветительской деятельности, распространении идей через средства массовой информации с целью доведения информации об идеологических установках до населения и формирования к ним положительного отношения.

Кроме того, убеждающее воздействие идеологической функции государства осуществляется путем определения позитивных целей и последствий в результате реализации тех или иных мер государственной политики с целью формирования общественного согласия по поводу этих мер. Например, в п. 3 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [7] сказано, что она «призвана консолидировать усилия федеральных органов государственной власти, других государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества по созданию благоприятных внутренних и внешних условий для реализации национальных интересов и стратегических национальных приоритетов Российской Федерации». Указание на позитивные результаты имеет убеждающее значение для обоснования всех мероприятий в рамках реализации мероприятий Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.

Принуждение состоит в понуждении субъектов правовых отношений к предписанному поведению против их воли. Для идеологической функции принуждение не является основным методом ее осуществления. Вместе с тем метод принуждения реализовыва-ется главным образом через правоприменительные акты. Это связано, в первую очередь,

с тем, что ч. 1 ст. 15 Конституции РФ устанавливает принцип ее прямого действия. То есть суды вправе применять Конституцию РФ непосредственно при разрешении различных категорий дел.

Основополагающее место в системе органов обеспечения методов осуществления идеологической функции государства занимает Конституционный Суд Российской Федерации. Именно он осуществляет так называемый «конституционный контроль» в целях защиты основ конституционного строя, важнейших прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации (ст. 3 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1 -ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» [5]). Принимаемые им акты, в том числе о признании неконституционными тех или иных нормативных актов, обязательны для исполнения всеми субъектами правоотношений.

С методом принуждения тесным образом связан метод запрета совершения тех или иных действий. Так, ч. 4 ст. 3 Конституции РФ предусматривает, что никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по Федеральному закону. В продолжение этого ст. 278 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает, что действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя

Литература

1. Конституция Российской Федерации. М., 2019.

2. Уголовный Кодекс Российской Федерации. М., 2019.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. М., 2019.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации. М., 2019.

5. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ // СПС «Кон-сультантПлюс».

6. О стратегическом планировании в Россий-

Российской Федерации, наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет. То есть запрет нарушения и наличие ответственности за несоблюдение тех или иных принципиальных положений установлен отраслевым законодательством и служит средством принуждения к соблюдению идеологических установок.

Таким образом, формы реализации идеологической функции государства обладают своими особенностями. Главная особенность связана с тем, что воздействие осуществляется на нематериальную, духовную сферу общества. Закрепляемые идеологические положения и установки, с одной стороны, должны следовать целям государства, а с другой -не могут ущемлять политические и личные права и свободы, должны поддерживаться большинством граждан. Задача государства состоит также в неукоснительном соблюдении и защите этих идеологических положений. Методы осуществления идеологической функции государства выступают в виде убеждения и принуждения. Убеждение выражено в распространении и разъяснении идеологических принципов Конституции Российской Федерации, определении позитивных целей и последствий в результате реализации тех или иных мер государственной политики с целью формирования общественного согласия по поводу этих мер. Принуждение связано с признанием незаконными тех или иных правовых норм, противоречащих идеологическим принципам Конституции РФ, а также установлении юридической ответственности за нарушение запретов нарушения тех или иных принципов.

Bibliography

1. Russian Constitution. M., 2019.

2. Criminal Code Of The Russian Federation. M., 2019.

3. Code of the Russian Federation on administrative offences. M., 2019.

4. Civil code of the Russian Federation. M., 2019.

5. About the constitutional Court of the Russian Federation: Federal constitutional law of 21.07.1994 № 1 -FKL // LRS «ConsultantPlus».

6. On strategic planning in the Russian Federation: Federal law № 172-FL of 28.06.2014.

7. About Strategy of national security of the Russian Federation: the Decree of the President of the

ской Федерации: Федеральный закон от 28.06.20 № 172-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

7. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 // СПС «КонсультантПлюс».

8. Баранов А. В. Нормы - принципы в системе правового регулирования // Правовые проблемы укрепления российской государственности: сборник статей. Томск, 2011.

9. Бредихин А. Л. К вопросу об определении сущности идеологической функции государства // История государства и права. 2017. № 6.

10. Исаева К. М. Идеологическая функция Конституции Российской Федерации // Юридический вестник ДГУ. 2013. № 4.

11. Краснова Е. А. Приоритетные национальные проекты и идеологическая функция государства // Вестник Челябинского государственного университета. Философия. Социология. Культурология. Вып. 7. 2008. № 14.

12. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: учебник. М., 2004.

1 3. Марченко М. Н. Теория государства и права: учеб. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2006.

14. Поляков М. М., Окрокова Е. С. Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих за нарушение законодательства в сфере стратегического планирования и противодействия коррупции // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 8.

1 5. Червонюк В. И. Теория государства и права: учебник. М., 2007.

Russian Federation of 31.12.2015 № 683 // LRS «ConsultantPlus».

8. Baranov A. V. Norms-principles in the system of legal regulation // Legal problems of strengthening the Russian statehood: collection of articles. Tomsk, 2011.

9. Bredikhin A. L. On the question of determining the essence of the ideological function of the state // History of the state and law. 2017. № 6.

10. Isaeva K. M. Ideological function of the Constitution of the Russian Federation // Yuridicheskij vestnik DGU. 2013. № 4.

11. Krasnova E. A. Priority national projects and ideological function of the state // Vestnik Chelyab-inskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sociologiya. Kul'turologiya. Vol. 7. 2008. № 14.

12. Matuzov N. I., Malko A. V. Theory of state and law: textbook. M., 2004.

13. Marchenko M. N. Theory of state and law: textbook, the second edition, revised and supplemented. M., 2006.

14. Polyakov M. M., Okrokova E. S. Disciplinary responsibility of civil servants for violation of legislation in the sphere of strategic planning and anti-corruption // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2018. № 8.

15. Chervonyuk V. I. Theory of state and law: textbook. M., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.