4. Небратенко Г. Г. Обычай в гражданско-правовых отношениях донских казаков. М., 2014.
5. Небратенко О. О. О моделях состава гражданского правонарушения // Юристъ-Правоведъ.
2009. № 3.
6. Тимощенков И. В. Общественный быт и народные обычаи Казанской станицы // Сборник Областного войска Донского статистического комитета. Новочеркасск, 1874. Вып. 2.
7. Сухоруков В. Д. Историческое описание Земли войска Донского. Ростов н/Д, 2001.
8. Казачий словарь-справочник / сост. Г. В. Губарев. Сан-Ансельмо, 1968. Т. I.
9. Шапсугов Д. Ю., Сергеев В. Н., Краковский К. П., Небратенко Г. Г. и другие. Антология памятников права народов Кавказа. Ч. 1: Памятники права народов Северного Кавказа. Т. 7: Памятники права донского казачества. Ростов н/Д,
2010.
10. Сватиков С. Г. Россия и Дон. Ростов н/Д, 2013.
11. Чемякин Е. А. Органы управления, самоуправления и суда Донского казачьего войска в XVIII - начале XX века: дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2003.
12. Новак Л., Фрадкина Н. Как у нас-то на Тихом Дону: историко-этнографический очерк. Ростов н/Д, 1985.
13. Татарченко М. В. Государственно-правовые институты и правовая природа Донского казачества XVI - начала XX века в отечественной историографии. Ростов н/Д, 2013.
14. Донские дела. СПб., 1909. Кн. 3.
15. Щелкунов З. И. Преступления против «Войска» по древнему казачьему праву // Сборник Областного войска Донского статистического комитета. Новочеркасск, 1908. Вып. УШ.
16. Регильман А. И. История о донских казаках. Ростов н/Д, 1992.
17. Сведения о казацких общинах на Дону: материалы для обычного права, собранные Михаилом Харузиным. М., 1885.
УДК 340.15 ББК 67.0
Э. Э. Баринов
КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ КАК ЦЕННОСТНО-ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН
В статье с учетом специфики Конституции Российской Федерации как юридического и одновременно мировоззренческого документа рассматривается ценностно-идеологическое воздействие ее положений на сознание российских граждан.
Ключевые слова: конституция, конституционное правосознание, идеологическая функция, идеологический плюрализм, конституционализация.
THE CONSTITUTION OF RUSSIA AS THE VALUABLE AND IDEOLOGICAL BASIS
OF THE RUSSIAN CITIZENS CONSTITUTIONAL LEGAL SENSE
In article taking into account specificity of the Constitution of the Russian Federation as legal and, simultaneously, the world outlook document valuable and ideological influence of its positions on consciousness of the Russian citizens is considered.
Keywords: Constitution, constitutional legal sense, ideological function, ideological pluralism, kon-stitutsionalization.
Конституция Российской Федерации является основой формирования и совершенствования конституционного правосознания, оказывая на граждан в процессе своей реализации воспитательное воздействие, являющееся не менее значимым аспектом функционирования Основного закона, чем его роль в упорядочивании общественных отношений. Данное направление действия Конституции тесно связано с ее идеологической функцией. Относительно последней в лите-
ратуре встречаются диаметрально противоположные точки зрения. Так, профессор М. В. Баглай не признает за ней идеологической функции, по всей видимости, противопоставляя ее политическому и идеологическому плюрализму и считая ее свойственной лишь тоталитарному государству [1, с. 64-65]. Между тем идеологическое воздействие конституционных предписаний на сознание граждан ни в коей мере не противоречит предусмотренному ч. 2 ст. 13 Конституции РФ
принципу политического и идеологического многообразия и запрету на установление какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной. Тем более что принцип идеологического плюрализма является частью нашедшей отражение в Конституции идеологии. Вместе с другими основополагающими началами организации государственной и общественной жизни данный принцип отражает видение желаемого социально-политического устройства государства, и в этом плане Конституция не может не быть идеологическим (мировоззренческим) документом [2, с. 14].
Признавая основным социальным назначением Конституции правовое регулирование общественных отношений, В. О. Лучин справедливо указывает на присутствие в ней идеологического вектора [3, с. 39-41].
Рассматривая проблему конституционной легитимности государственной власти в России, П. П. Баранов и А. И. Овчинников также обращают внимание на тот факт, что конституционное закрепление принципа идеологического плюрализма не в полной мере соответствует реалиям конституционного регулирования, базирующимся на провозглашенных в Конституции России идеологических принципах либерализма. При этом верно указывается на то, что наличие в тексте Основного закона принципа идеологического плюрализма вовсе не мешает «формулированию высших целей и смыслов государства, а также "вкраплению" в ныне действующую Конституцию определенных общественно-политических идеалов, ценностей и норм». Причем последние необязательно должны быть либеральными, они могут быть консервативными, социалистическими и другими [4, с. 7-8]. Конституционное признание основополагающих социальных ценностей, во многом вопреки запрету на установление государственной или обязательной идеологии, юридизирует соответствующие принципы, идеи и представления, ценностные нормативы, что, по мнению профессора Н. С. Бондаря, «является закономерным проявлением конституционализации складывающейся в плюралистическом обществе системы мировоззрения» [5, с. 73 ].
Наличие у Конституции идеологической функции предполагает, во-первых, выражение и закрепление политического и правового сознания народа, во-вторых, воздействие нормативного конституционно-правового потенциала на сознание людей с целью формирования у них определенных воззрений. В этом проявляется идеологический и социально-психологический аспек-
ты механизма реализации Основного закона России. И если советские конституции отражали принципы единственной, обязательной государственной идеологии, основанной на постулатах теории и практики социалистического и коммунистического строительства, то Конституция РФ 1993 года оказывает воспитательное воздействие, устанавливая идеологические ориентиры совершенно иного рода. В отличие от прежних конституций действующая закрепила многие либеральные ценности, ранее отвергавшиеся социалистическим правосознанием и в полной мере так и не прижившиеся в конституционном правосознании россиян. Это и приоритет ценностей, базирующихся на частной собственности, и преобладание индивидуализма, и превалирование частных интересов над общественными и государственными и т. п.
Бесспорная, на наш взгляд, значимость идеологической функции конституции все же не означает, что она является единственным каналом воздействия на сознание граждан с целью формирования и совершенствования их конституционного правосознания. Помимо ценностно-идеологического влияния Конституции РФ на человека, следует учитывать и ее информационное, нормативное и эмоциональное воздействие. Причем эти формы воздействия присущи в целом системе российского законодательства, однако именно Конституции РФ принадлежит основная роль.
Значение Конституции РФ в системе юридических средств воздействия на сознание личности обусловлено следующими обстоятельствами:
1. Принята путем всенародного голосования, что предполагает более высокий уровень ее легитимности по сравнению с предыдущими российскими конституциями и действующим законодательством, а следовательно, и большую степень одобрения ее гражданами. К сожалению, авторитет российской Конституции в значительной степени подорван известными негативными событиями, предшествовавшими и сопутствовавшими ее принятию в 1993 году. Однако, несмотря на имеющиеся негативные моменты, принятие Конституции на референдуме, представляющем собой институт, непосредственно выражающий волю народа, позволяет говорить о ее приоритете перед законами и другими правовыми актами, принимаемыми уполномоченными на то органами, а следовательно, и о ее ведущей роле в механизме правового воспитания личности.
2. Является актом учредительного характера, обеспечивающим первичное регулирование об-
щественных отношений во всех сферах жизнедеятельности общества, получающее дальнейшее развитие и детализацию в текущем законодательстве. Ее учредительная роль проявляется в том, что она придала высшее юридическое значение новым, фактически сложившимся институтам, тем самым породив процесс конститу-ционализации российской правовой системы. Являясь ядром, основой российской правовой системы, Конституция РФ предстает базовым нормативно-правовым актом, направленным на конституционализацию правового сознания россиян и в конечном счете формирование или качественное изменение их конституционного правосознания.
3. Конституцию РФ как основу формирования конституционного правосознания граждан характеризует и наличие в ней большого количества общих положений, дефиниций, программных установлений и норм-принципов, обобщающих и оценивающих наиболее важные, социально значимые явления и процессы материальной и духовной жизни общества. Знание этих конституционных положений, положительное к ним отношение закладывают основу для восприятия и оценки гражданами иных предписаний, устанавливающих конкретные варианты поведения субъектов права.
Следует отметить, что в нашем государстве, к сожалению, не уделяется должного внимания вопросам конституционно-правового воспитания, отсутствуют как федеральные, так и региональные целевые программы, направленные на развитие идеологических (рациональных) и психологических (эмоциональных) компонентов конституционного правосознания. На необходимость принятия конкретных мер по конституцио-нализации правового сознания российских граждан обращается внимание в юридической литературе [6, с. 7-10], однако конкретных шагов в данном направлении российские власти не делают. Достаточно отметить, что в Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденных Президентом РФ 28 апреля 2011 года, нацеленных на «формирование высокого уровня правовой культуры населения, традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также на преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного цивилизованного государства», не только не уде-
лено внимание необходимости формирования качественно нового конституционного правосознания россиян, но и Конституция РФ, как это ни удивительно, не упоминается.
При таком отношении к распространению конституционных ценностей власть вряд ли может рассчитывать на то, что она сама будет воспринята обществом как конституционная ценность.
Рассматривая ценностно-идеологическое воздействие Конституции РФ 1993 года на сознание людей, необходимо отметить, что оно коренным образом отличается от идеологического воздействия всех ранее действовавших российских конституций. Главной целью принятия конституции и одновременно условием ее реальности является достижение в государстве общественного согласия. Поэтому основная задача в процессе формирования конституционного правосознания граждан состоит не в отражении идеологии какой-либо партии или класса, социальной или иной общности, а в закреплении определенных всеобъемлющих, общедемократических мировоззренческих ценностей, оказывающих влияние на сознание и поведение людей и в конечном счете способствующих формированию у них демократического мировоззрения, политической и конституционной культуры, социально-правовой активности [5, с. 74-75].
Базовой ценностью российского общества, основополагающим принципом функционирования государственной власти должны являться права и свободы человека. Идея общечеловеческих ценностей, выработанная опытом многих поколений людей, нашла свое воплощение в ст. 2, которая закрепила права и свободы человека в качестве высшей ценности, в ст. 3, провозгласившей принцип народного суверенитета, в ч. 2 ст. 17, характеризующей основные права и свободы человека как неотчуждаемые и принадлежащие каждому от рождения и во многих других статьях Конституции РФ, закрепивших демократические институты. К сожалению, одной из характерных черт российского общества является неосознанная в достаточной степени значимость прав и свобод человека, декларативное признание ценности последних. Как отмечает председатель Конституционного суда РФ В. Д. Зорькин, спустя 20 лет с момента принятия Конституции значительная, причем социально-политически наиболее активная, часть российских граждан нисколько не приблизилась к пониманию и внутреннему принятию основ демократического гражданского общества и правового государства, про-
должая игнорировать свои обязанности по соблюдению конституционных и иных предписаний, необходимость уважения прав и законных интересов других людей [7].
Конечно же, определенные социальные ценности, относящиеся к той или иной области, в специфической форме закрепляет в своих источниках каждая отрасль права. Однако рассмотренные ранее причины позволяют утверждать, что ведущая роль в этом процессе принадлежит именно конституции. Важнейшие социальные ценности, получив конституционное признание, трансформируются в конституционные идеи-принципы, а в результате их восприятия отдельными индивидами становятся элементом их конституционного правосознания, неотъемлемой частью их психологии и, воздействуя на потребности, интересы человека, способствуют выбору участником конституционно-правовых отношений наиболее приемлемой для общества модели поведения. Между тем восприятие человеком ценностно-идеологических установлений, закрепленных в Конституции РФ, далеко не всегда приводит к формированию в рамках конституционно-правовых отношений необходимых для правомерного поведения конституционных идей, представлений, воззрений, идеологических установок.
Рассматривая ценностно-идеологические основы конституционного правосознания, необходимо учитывать, что Конституция РФ сама во многом является результатом достигнутого уровня развития конституционного правосознания и конституционно-правовой культуры общества. Основанная на конституционном правосознании воля господствующих политических сил (или народа), получая государственный характер, воплощается в конституционных предписаниях, становится социальным ориентиром для общества в целом, определяет выбор моделей поведения его членов.
Непосредственное практическое осуществление предписаний Конституции РФ, составляющее правовой аспект механизма ее реализации, зависит от уровня конституционного правосознания субъектов реализации. Конституционная норма, как и любая другая правовая норма, является предписанием, правилом должного поведения индивидуума. Восприятие же конкретными людьми конституционных положений, характер их воспитательного воздействия различны и зависят от уровня и состояния конституционного правосознания людей.
Таким образом, между воспитательной функцией конституции и конституционным
правосознанием существует прямая и обратная связь. С одной стороны, воспитательное воздействие конституции оказывает влияние на конституционное правосознание, стимулирует дальнейшее развитие его структурных компонентов. С другой - воспитательное воздействие ее предопределяется уровнем конституционного правосознания.
Следовательно, реализация конституционных норм нуждается в поддержке конституционного правосознания, при этом в процессе реализации конституционные нормы, воздействуя на сознание и поведение человека, оказывают значительное влияние на формирование его мировоззрения, убеждений, жизненных ориентиров, эмоций и чувств, установок.
Однако мировая практика показывает, что развитое конституционное правосознание вырабатывается годами или даже десятилетиями, установка на уважение основного закона страны формируется чрезвычайно сложно. Само принятие конституции не способно коренным образом изменить отношение к важнейшим конституционным ценностям как государственных деятелей, так и рядовых граждан.
Принятая в условиях сложной политической и социально-экономической ситуации, Конституция России 1993 года в ее формально-юридическом значении заметно опережает реальный уровень конституционного правосознания большинства россиян. Последнее объясняется в значительной степени историческим наследием нашего государства и оторванностью некоторых конституционных предписаний от практики их реализации, фиктивностью отдельных норм Конституции России. Для обеспечения более эффективного ее воспитательного воздействия (юридической конституции) на человека необходимо максимально приблизить ее к конституции фактической, то есть придать ей реальный характер. Воздействие конституции на формирование у граждан конституционного правосознания будет тем сильнее и глубже, чем точнее содержание ее норм соответствует реалиям жизни.
Литература
1. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. 10-е изд., с изм. и доп. М., 2013.
2. Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 1997.
3. Лучин В. О. Конституция Российской Федерации: проблемы реализации. М., 2002.
4. Баранов П. П., Овчинников А. И. Конституционная легитимность государственной власти в России // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. № 7.
5. Бондарь Н. С. Судебный конституционализм в России в свете конституционного правосудия. М., 2011.
6. Цалиев А. М. О конституционном правосознании в юбилейный год Конституции // Российская юстиция. 2013. №9 3.
7. Зорькин В. Д. Россия: движение к праву или хаосу? Социально-государственный кризис и правовая система // Российская газета. 2012. 26 января.
УДК 340.15 ББК 67.0
С. П. Федоренко
ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ОСНОВ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ РОССИИ
В статье рассматриваются важные политико-правовые и политико-социальные проблемы в контексте угроз современной отечественной системе национальной безопасности и основ действующего государственного строя. Приводятся исторические примеры негативных последствий насильственного изменения государственного строя в России, в том числе при попытках его улучшения. Предлагаются меры правового обеспечения стабильности российской государственности.
Ключевые слова:российская государственность, национальная безопасность, насильственное изменение основ государственного строя, революция, угрозы существованию основам государственного строя.
PROVIDING OF THE NATIONAL SECURITY IN THE SPHERE OF DEFENDING
OF STATEHOOD BASIS OF RUSSIA
The article examines the main political, legal, political and social problems in the context of modern domestic threats to the national security system and the foundations of the existing political system. Provides historical examples of the negative effects of violent change in the existing political system in Russia, including attempts to improve it. Available legal measures to ensure stability of the Russian statehood.
Keywords: Russian statehood, national security, violent change of bases of the state system, revolution, threat to the existence of the Foundation of the state system.
Ядром всей правовой и общественной системы России выступают основы конституционного строя. Этот особый правовой институт занимает фундаментальное место не только в конституционном праве России, но и, без преувеличения, в ее правовой, политической и экономической системах. Институт основ конституционного строя представляет собой своего рода паспорт государства, в котором указаны важнейшие его характеристики. Они, по сути, детерминируют способ идентификации и самоидентификации государства, в определенной степени являются индикатором сущности и целеполагания бытия российского гражданина, гражданского общества, государства.
Без сомнений можно согласиться с профессором С. В. Нарутто, которая указывает, что «под основами конституционного строя понимаются основополагающие принципы устройства обще-
ства и государства, обеспечивающие подчинение государства праву и устанавливающие пределы вмешательства государства в жизнь гражданского общества. Основы конституционного строя определяют содержание правового воздействия на все сферы жизни общества, влияют на развитие всей правовой системы РФ» [1].
Важность рассматриваемого института подчеркивается его особой юридической защитой, так как в ч. 2 ст. 16 Основного закона России сказано: «никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя» [2]. Ни одно государственное должностное лицо или государственный орган не может внести изменения в главу 1 Конституции, так как это повлечет пересмотр Основного закона страны в целом [2], что в настоящее время невозможно в связи с отсутствием федерального конституционного закона о конституционном