Научная статья на тему 'Воспитательная функция Российской Конституции'

Воспитательная функция Российской Конституции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2042
400
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РФ / ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ КОНСТИТУЦИИ / RUSSIAN CONSTITUTION / THE FUNCTIONS OF THE CONSTITUTION / THE EDUCATIONAL FUNCTION OF THE CONSTITUTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Комкова Галина Николаевна

Статья посвящена исследованию функций Конституции РФ 1993 г. Особое внимание уделено воспитательной функции, которая отличается от идеологической функции. Анализируется ее содержание, воздействие на правомерное поведение граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational Function of the Russian Constitution

The article deals with the functions of the Constitution of the Russian Federation in 1993. Particular attention is paid to the educational function that is different from the ideological function of the Russian Constitution. Analyzes the content of the educational function and its impact on the good behavior of citizens.

Текст научной работы на тему «Воспитательная функция Российской Конституции»

принципы социального государства и т. д. В этой связи необходимо провести детальное переосмысление содержания положений, касающихся исключительной компетенции федерального центра и субъектов Федерации. На наш взгляд, государственное устройство должно исходить не из национального, а экономического принципа выстраивания Федерации.

Конституция РФ должна отражать общие социально значимые приоритеты развития страны, которые воспроизводят принципы справедливости, равенства, доступности, законности и т. д. Система властеотношений обязана воспроизводить не принцип «триады», а «квартета», т. е. дополнительным компонентом выступает контрольно-надзорный элемент механизма государства.

Острота этой проблемы многократно возрастает в условиях глобализации и регионализации. Как справедливо отмечает в своем Послании В.В. Путин, «глобальное развитие становится все более неравномерным. <...> Россия должна быть суверенной и влиятельной страной. Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией»2.

Таким образом, концепция конституции — это важнейший компонент развития любого государственно-организованного общества.

1 Российская газета. 2012. 13 дек.

2 Там же.

Г.Н. Комкова

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ РОССИЙСКОЙ КОНСТИТУЦИИ

Статья посвящена исследованию функций Конституции РФ 1993 г. Особое внимание уделено воспитательной функции, которая отличается от идеологической функции. Анализируются ее содержание, воздействие на правомерное поведение граждан.

Ключевые слова: Конституция РФ, функции Конституции, воспитательная функция Конституции.

G.N. Komkova

EDUCATIONAL FUNCTION OF THE RUSSIAN CONSTITUTION

The article deals with the functions of the Constitution of the Russian Federation in 1993. Particular attention is paid to the educational function that is different from the ideological function of the Russian Constitution. Analyzes the content of the educational function and its impact on the good behavior of citizens.

Keywords: Russian Constitution, the functions of the constitution, the educational function of the constitution.

В советский период направления научных исследований в сфере права предопределялись потребностями социального развития общества и государства. Именно в этот период в отечественном правоведении была выработана теория

© Комкова Галина Николаевна, 2013

Доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой конституционного и муниципального права, декан юридического факультета (Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского); e-mail: komkova_galina@mail.ru 105

функций права, средств и методов его воздействия на общественное бытие и сознание. Этими проблемами занимались ученые, видные теоретики права — М.И. Байтин, С.А. Голунский, М. П. Карева, Е.А. Лукашева, М.С. Строгович, Т.Н. Радько, И.Е. Фарбер, А.С. Федосеев, П.С. Элькинд и др.

Среди функций права, главными из которых признаются регулятивная и охранительная, выделяют также воспитательную, которая заключается в формировании у человека мотива и установки для его правомерного поведения. Эта функция, порой незаслуженно забытая, отражая определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, заставляя их не совершать противозаконные поступки. Ведь воспитание — это трансляция достижений культуры, мирового опыта, человеческих идеалов и ценностей, а также механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому1.

Воспитательная функция заключается в воздействии на волю и сознание людей в целях обеспечения атмосферы законопослушания людей, привития психологических установок и ценностных ориентаций на правомерное поведение, воспитания чувства уважения к закону, повышения авторитета права, а также в пропаганде идей гуманизма, справедливости, демократизма, приоритета прав и свобод личности, верховенства закона в правовой системе. Она направлена также на обеспечение знания людьми нормативных предписаний, правовое просвещение2.

В этой связи представляет интерес изучение содержания этой важнейшей функции. Известный теоретик права и конституционалист, мой учитель Исаак Ефимович Фарбер уделял воспитательной функции права серьезное внимание, посвятив этой теме несколько работ. В частности, он отмечал, что содержание а воспитательной функции права «отвечает на вопрос, кого воспитывает право и

0 «3

? как оно это делает, механизм воспитательного воздействия»3. К В настоящее время необходимо по-новому осмыслить позицию И.Е. Фарбера

| относительно воспитательной функции права, применив ее к современному

1 конституционному праву.

| Функции конституционного права определяют основные направления

го

| конституционного влияния на общественные отношения, роль конституции в

| экономической, политической, правовой, идеологической жизни общества. Со-

| временные исследователи под функциями Конституции понимают «основные

2 направления воздействия Конституции на общественные отношения, поведение ° и правосознание людей, мораль и культуру, в которых раскрываются ее сущность « и социальное назначение, которые обеспечивают связанность и эффективность

° « Л

| действия всех элементов механизма конституционно-правового регулирования»4. I Набор этих функций современные ученые-конституционалисты видят по-

1 разному. Так, С.А. Авакьян, А.А. Безуглов и С.А. Солдатов называют учреди-

0

° тельную, организаторскую, внешнеполитичекую, идеологическую, юридическую

(Го

¿5 функции конституции5. В.О. Лучин к функциям конституции относит учреди-

1 тельную, правонаделительную, охранительную, программную и системообра-| зующую6. Наиболее полную классификацию функций конституции по сферам

общественных отношений приводит Н.В. Витрук, который разделяет их на функции в правовой сфере и функции в иных сферах общественных отношений, т.е правовые и социальные7. К правовым функциям он относит конституирующую (учредительную), системообразующую, программно-целевую, регулятивную, обеспечительную, охранительную (защитную)8. Социальные функции, по его 106 мнению, включают в себя политическую, экономическую, социальную, культу-

рологическую, духовно-идеологическую, внешнеполитическую9. Характеризуя духовно-идеологическую функцию, Н.В. Витрук отмечает: «Конституция, обладая духовно-нравственным содержанием и потенциалом, играет большую воспитательную роль, устанавливая основы взаимоотношений общества, государства и человека, базирующихся на их взаимной ответственности»10. Однако ни один из современных ученых-конституционалистов напрямую не выделяет отдельно воспитательную функцию, в лучшем случае считая ее частью идеологической функции. Однако, на наш взгляд, смешивать их нельзя.

Еще в советское время проводилось различие между идеологической функцией Конституции и воспитательной. Одно из первых исследований в этой области было проведено А.Ш. Будаговой, которая полагала, что содержание идеологической функции как основного направления воздействия конституционных норм определяется наличием «служебных», вспомогательных по отношению к ней функций: мировоззренческой и воспитательной11.

Представляется, что данная позиция не верна. На наш взгляд, необходимо различать идеологическую и воспитательную функции Конституции, поскольку они имеют свой собственный смысл и специфическое воздействие на общественные отношения. При подготовке проекта Конституции РФ 1993 г. один из его разработчиков О.Г. Румянцев писал: «Правовая доктрина объективируется в Конституции, но преломляется через правовую культуру. Последняя-то во многом и определяет особенности конституционной практики. Воспитательная роль Конституции не менее важна, чем ее роль в упорядочении государственных дел»12. Именно поэтому он выделял идеологическую функцию как «внедрение в умы духа и буквы конституционализма как системы идей, заложенной в ш конституционном строе и его основах», и воспитательную как «направленное н воздействие на чувства, настроения, представления населения по отношению к С

а

праву и конституционному строю»13. т

о

Произошедшие со времен перестройки глобальные изменения конституци- к

о

онного строя страны, утрата нравственных ориентиров, правовая реформа вы- О зывают необходимость пересмотра теории функций конституции, включения в | перечень основных функций конституционного права воспитательной функции о как подвида социальных функций, ведь Конституция — это основа формирова- |

о

ния конституционного правосознания. Она призвана оказывать воспитательное Ю воздействие с целью выработки правомерного поведения у всех субъектов кон- и ституционного права. Конституция 1993 г. опосредует мощное воспитательное с

к

воздействие на жителей России, представителей гражданского общества, носителей власти, закладывая в них идеологические установки, являющиеся основами Л

е

конституционного строя, главными ценностями и принципами существования | государства и общества. «Установки Конституции, закрепленные в ней положе- • ния ориентируют поведение граждан, их оценки и восприятие политических, 99 социально-экономических характеристик общества и государства, воспитывают ^ граждан в соответствии с конституционными нормами, принципами и вопло- 3 щенными в них ценностями демократии»14.

Содержание воспитательной функции конституционного права включает в себя также способы воспитательного воздействия на сознание и поведение людей. При этом имеется в виду весь спектр психологического воздействия на человека. И.Е. Фарбер в этой связи совершенно справедливо отмечал, что «объектом воспитательной функции права служит не только воля человека, а все 107

сознание в целом — мысли, чувства и воля. Нельзя говорить о воспитательном воздействии на сознание норм права, если изолировать это сознание от мыслей и чувств человека»15. Конституционное право, как и другие отрасли права, воздействует на человека с целью выработки у него адекватных психологических установок на правомерное поведение, уважение прав и свобод других лиц. Говоря о формах конституционного воздействия на мировоззрение человека и общества, Н.С. Бондарь отмечает: «В результате восприятия человеком конституционных предписаний у него возникают определенные психологические реакции (эмоции, переживания, чувства, настроения, установки и т. д.), характеризующие его отношение к требованиям Основного Закона и являющиеся составной частью конституционно-правовой психологии человека, оказывающей существенное влияние и на мировоззренческие установки субъектов правовой жизни»16.

Однако недостаточно закрепить демократические и гуманистические ценности государства и общества на конституционном уровне, необходимо, чтобы они присутствовали в повседневной юридической практике, подтверждая их реальность. Следует согласиться с теми учеными, которые утверждают, что «важнейшим условием повышения эффективности воспитательного воздействия Конституции РФ является максимальное приближение ее к конституции фактической, т. е. придание ей в большей степени реального характера. Воздействие Конституции на формирование у граждан конституционного правосознания будет тем сильнее и глубже, чем точнее содержание ее норм будет соответствовать реалиям жизни. Соответствие фактической и юридической конституций является основным критерием адекватности интерпретации последней и непременным т условием эффективной реализации ею функции воспитательного воздействия на 3 индивидов с целью формирования и повышения уровня их правовой культуры»17. к Тем не менее, уровень правового воспитания в нашей стране еще далек от

| идеального, имеет место такое негативное явление, как «правовой нигилизм». I Для того чтобы предотвратить нарушение конституционных норм, необходимо | исследовать психологические причины, толкающие людей на это. Как отмечал

го

| И.Е. Фарбер, «мотивы, по которым люди исполняют или нарушают нормы пра-| ва, убеждения и привычки людей соблюдать законы, словом, правосознание | как общественная психология есть объект воздействия (а для науки — объект £ познания) воспитательной функции права»18.

° Благодаря новому осмыслению идей И.Е. Фарбера относительно воспита-

I тельной функции права в заключение можно констатировать, что необходимо | пересмотреть теорию функций Конституции, выделив в системе функций два | основных вида — правовые и социальные. К социальным функциям Конститу-° ции следует отнести воспитательную, смысл которой заключается в воздействии ° конституционных норм на сознание и поведение физических субъектов консти-ё- туционного права с целью выработки у них конституционного правосознания. I Дальнейшее исследование воспитательной функции конституционного права й должно быть связано с изучением воспитательных методов и средств воздействия на общество и его членов с целью выработки устойчивого правомерного поведения, а также выявления психологических причин, способствующих совершению конституционно-правовых деликтов.

1 См.: Симонов П.В. Междисциплинарная концепция человека. М., 1989. С. 12-13.

2 См.: Абрамова А.И., Боголюбов С.А., Мицкевич А.В. и др. Теория государства и права: учебник для юридических вузов / под ред. А.С. Пиголкина. М., 2003. С. 67.

В.Н. Шаповал • К вопросу о взаимосвязях конституции и международного права

3 Фарбер И.Е. Воспитательная функция советского права // Государство и коммунизм: некоторые вопросы теории государства и права в современный период: сборник статей / под ред. А.А. Керимова. М., 1962. С. 126.

4 Петрова А. В. Основные функции Конституции Российской Федерации: Вопросы теории: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 9.

5 См.: Авакьян С.А. Конституционное право России: учебный курс: в 2 т. М., 2005. Т. 1. С. 138-144; Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России: в 3 т. М., 2001. Т. 1. С. 163-166.

6 См.: Лучин В.О. Конституция Российской Федерации: проблемы реализации. М., 2002. С. 35.

7 См.: Витрук Н.В. Верность Конституции. М., 2008. С. 117.

8 См.: Там же. С. 118-122.

9 См.: Там же. С. 122-128.

10 Там же. С. 127.

11 См.: Будагова А.Ш. Идеологическая функция социалистической Конституции: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1990. С. 12, 16.

12 Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России (понятие, содержание, вопросы становления). М., 1994. С. 256-258.

13 Там же.

14 Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. М., 2005. С. 62.

15 Фарбер И.Е. О воспитательной функции общенародного права // Советское государство и право. 1963. № 7. С. 41.

16 Бондарь Н.С. Судебный конституционализм в России в свете конституционного правосудия. М., 2011. С. 31.

17 Джамалова Э.К., Кадилаев М.А. Эволюция конституционализма в Дагестане // История государства и права. 2010. № 23. С. 36.

18 Фарбер И.Е. О воспитательной функции общенародного права // Советское государство и право. 1963. № 7. С. 41.

В.Н. Шаповал

К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗЯХ КОНСТИТУЦИИ И МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

В статье рассматриваются вопросы взаимовлияния по содержанию конституции как основного закона государства и системы международного публичного права. Основное внимание уделяется отражению содержания современного международного права и международных отношений в конституциях различных государств.

Ключевые слова: конституция, международное право, права человека, внешнеполитическая деятельность, конституционализация, трансформация, общепризнанные принципы и нормы международного права.

V.N. Shapoval

ON INTERCONNECTION BETWEEN CONSTITUTION AND INTERNATIONAL LAW

The article covers issues of the interaction with regard to the content of the constitution as the fundamental law and public international law system. The main focus is on methods and extent the constitutions of different states reflect the content of modern international law and international relations.

Keywords: constitution, international law, human rights, foreign-policy activities, constitutionalization, transformation, universally recognized principles and norms (rules) of international law.

Проблема содержания конституции имеет различные стороны теоретического и практического характера, среди которых особого внимания заслуживают те, которые проявляются во взаимосвязях с международным правом. При этом

© Шаповал Владимир Николаевич, 2013

Доктор юридических наук, профессор, член-корреспондент НАН Украины, председатель Центральной избирательной комиссии (Украина).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.