УДК 321.01(470-43)
А. Л. БРЕДИХИН, старший преподаватель кафедры истории государства и права Санкт-Петербургского университета
МВД России, кандидат юридических наук (г. Санкт-Петербург)
A. L. BREDIKHIN, Senior Instructor of the Chair of History of State and Law of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Law (St. Petersburg)
ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА НА УРОВНЕ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
IDEOLOGICAL FUNCTION OF THE STATE AT THE LEVEL OF CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION
Аннотация. В настоящей статье рассматривается идеологическая функция государства применительно к субъектам Российской Федерации. Автор выражает мнение, что субъектам Российской Федерации, наделенным некоторой степенью государственности, присущи и выполнение функций государства, в том числе идеологической функции. Основываясь на этом, рассматриваются особенности осуществления идеологической функции на уровне регионов Российской Федерации и выделяются основные идеологические установки, которые определяют идеологическую деятельность на уровне субъектов Российской Федерации. Отдельно обращается внимание на стратегическое планирование как способ реализации идеологической функции субъектов Российской Федерации.
Ключевые слова и словосочетания: функции государства, идеологическая функция государства, субъекты Российской Федерации, идеологические установки, федеративное устройство, суверенитет.
Annotation. This article discusses the ideological function of the state in relation to the subjects of the Russian Federation. The author expresses the opinion that the subjects of the Russian Federation endowed with a certain degree of statehood are also characterized by the fulfillment of the functions of the state, including the ideological function. Based on this, the features of the implementation of the ideological function at the level of the regions of the Russian Federation are examined and the main ideological principles that determine ideological activity at the level of the constituent entities of the Russian Federation are highlighted. Special attention is paid to strategic planning as a way to implement the ideological function of the constituent entities of the Russian Federation.
Keywords and phrases: state functions, ideological function of the state, subjects of the Russian Federation, ideological attitudes, federal structure, sovereignty.
Федеративное устройство предполагает наделение некоторой степенью государственности субъектов федерации, но при этом суверенитетом они не обладают, а передают его федерации. Система российского федерализма обладает своей спецификой, однако и в ней субъекты федерации представлены в форме государ-
ственных образований, передавших государственный суверенитет на уровень Российской Федерации.
В Конституции РФ субъекты федерации не определяются в качестве государств. Вместе с тем вывод о наделении их государственностью может быть сделан из множества конституционных
статей. Например, ч. 2 ст. 11 Конституции РФ указывает, что «государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти» [1]. Статья 66 Конституции РФ определяет, что статус субъектов федерации определяется принимаемыми ими конституциями (для республик) и уставами для иных видов регионов. То есть в формальном плане субъекты Российской Федерации имеют все признаки государства, за исключением наличия у органов региональной власти признака верховенства на их территории.
Таким образом, исключая суверенность, мы все-таки можем рассматривать общепринятые атрибуты и признаки государственности у субъектов федерации. Так, у каждого субъекта федерации есть территория и границы, население и государственная власть, которая также разделяется на законодательную (региональные законодательные собрания), исполнительную (в лице высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации и администрации) и судебную (мировые суду, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации . Исходя из этого, субъекты Российской Федерации также осуществляют функции государства.
Функции государства - это основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его развития целями, задачами и его социальным назначением [2, с. 327]. Это определение поддерживается многими учеными и может считаться универсальным и устоявшимся.
В процессе реализации функций государства властью субъектов Российской Федерации специфические черты обретает и идеологическая функция государства, выступающая в данном случае как функция «несуверенного» государственного образования. Под идеологией обычно понимают «совокупность ми-
ровоззренческих установок, идеалов, ценностей, интересов общественных групп, отражающая так или иначе те социальные условия, в которых они находятся» [3, с. 26]. Следовательно, государственная идеология - это те идеалы и ценности, которых придерживается государство в осуществлении своих задач, модель общественного и государственного устройства, достижение которой является целью государственной власти.
А. И. Клименко указывает, что «посредством своей идеологической функции государство определяет формирование правового и политического сознания граждан, что способствует укреплению общественной системы ценностей, достижению социально полезных целей» [4, с. 56]. А. Н. Буховец выделяет два аспекта в рамках идеологической деятельности государства. Во-первых, государство формирует и поддерживает определенную идеологию, а во-вторых, использует другие формы идейного воздействия, которые реализуются в науке, образовании и культуре [5, с. 15-16]. Эти положения, бесспорно, справедливы для федерации как государства, обладающего суверенитетом, но для субъекта федерации реализация идеологической функции имеет ограниченные рамки и формы проявления.
Основными задачами реализации идеологической функции государства выступают легитимация государственной власти и мобилизация населения для достижения каких-либо общегосударственных (общенародных) целей. Особую актуальность это приобретает в настоящее время в условиях реализации так называемых национальных проектов, выработанных на уровне высших органов власти Российской Федерации.
На уровне субъекта Российской Федерации эти задачи также весьма актуальны, но, исходя из современной политико-правовой регламентации процесса формирования высших органов государственной власти субъекта Рос-
сийской Федерации, такая легитимация в значительной степени связана с легитимностью федеральной власти, т. к. региональные органы власти фактически встроены в единую вертикаль власти.
При федеративном государственном устройстве, когда система государственного управления юридически децентрализована, идеологическая функция является дополнительным фактором установления единства всей системы государственной власти, а также муниципальных органов. Определенные особенности реализации идеологической функции на уровне субъектов Российской Федерации связаны с разновидностями регионов: республики, края, области, города федерального значения и автономные округа.
Все субъекты Российской Федерации равноправны, но имеют все же разные основания своей государственности и нахождения в составе Российской Федерации. Следовательно, субъекты Российской Федерации, образованные по территориальному признаку (области, края, города федерального значения), не имеют собственной государственной идеологии, так как у них отсутствуют историко-политические предпосылки для самостоятельности. Эти субъекты не имеют особых национально-культурных характеристик и опыта самостоятельности вне России. Таким образом, государственной идеологии в традиционном ее понимании у таких субъектов не имеется, а «квазидеологию» составляют главным образом социально-экономические ориентиры развития этого региона.
Идеология (как система идеологических установок) субъектов Российской Федерации основывается на следующих элементах:
1. Конституционный строй Российской Федерации и основные конституционные принципы общественно-политической жизни: защита прав и свобод человека, свобода предпринимательства, федерализм и т. п. То есть вся система
органов власти, их деятельность, а также система законодательства подчиняются конституционному порядку, установленному Конституцией РФ. Так, например, в ст. 6 Конституции Республики Адыгея от 10.03.1995 установлено, что Конституция РФ, федеральные законы имеют верховенство и прямое действие на территории Республики Адыгея [6]. Кроме того, структура Конституции Республики Адыгея и ее основное содержание фактически повторяют положения Конституции РФ, но с указанием на их действие в границах этой республики.
Таким образом, Конституция РФ выступает не только как высший нормативный акт, но и как образец и концепция организации власти на уровне российских регионов.
2. Региональный патриотизм, т. е. чувство любви и уважения к своему региону, идентификация жителей с этим регионом. В этой связи идеологическая деятельность органов власти субъектов Российской Федерации заключается в просвещении населения относительно истории региона, героическом прошлом предков и иных фактах, вызывающих чувство гордости, а также дух соревновательности с другими субъектами Российской Федерации. Возможно также апеллирование к уникальности места расположения региона: Сибирь, районы Крайнего севера, Кавказ, Дальний Восток и т. д.
Показательным в этом смысле является издание по инициативе региональных властей Кемеровской области Указа Президента РФ от 27.03.2019 № 130 «О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации», где в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ вносится новое наименование субъекта Российской Федерации - «Кемеровская область - Кузбасс» вместо наименования «Кемеровская область» [7]. Здесь явно подчеркивается историческая принадлежность к так называемому «Кузнецко-
му угольному бассейну», ставшему экономической основой для происхождения и существования региона.
3. Национально-культурные, религиозные и ментальные особенности местного общества. В данном случае речь идет преимущественно о республиках в составе Российской Федерации. Их население представлено титульной нацией, которая имеет национальные и духовные черты, отличные от культуры государ-ствообразующего народа России.
Идеологическая работа в данных субъектах имеет 3 основных направления:
а) декларирование и развитие национально-культурной идентификации населения;
б) идеологическое и историко-право-вое обоснование существования республики или иного национального региона в составе Российской Федерации;
в) патриотизм в аспекте сопричастности титульной нации национального региона к истории Российской Федерации как единого государства.
Если обратиться к содержанию конституционных актов национальных субъектов Российской Федерации, то в них прослеживаются национально-культурные черты и особенности данного региона. Например, ст. 3 Конституции Республики Ингушетия от 27.02.1994 [8] гласит: «Обеспечение каждому человеку достойной жизни, гражданского мира и согласия в обществе, сохранение и защита исторического и культурного наследия народов, их национальной самобытности - высшая цель государства». Большого внимания заслуживает ст. 11 Конституции Республики Ингушетия, где сказано: «Возвращение политическими средствами незаконно отторгнутой у Ингушетии территории и сохранение территориальной целостности Республики Ингушетия - важнейшая задача государства» [8]. Эта статья отражает давний территориальный спор между Чеченской Республикой и Ингушетией в связи с включением в состав Чечни исторически сложившейся
территории Республики Ингушетия. Наличие такой статьи в конституции говорит об особой принципиальности этого вопроса для населения Ингушетии, напрямую затрагивающего чувство национальной гордости ингушского народа.
В автономных округах титульная нация, как правило, составляет меньшинство населения региона, не претендует на свою национальную суверенность. Вместе с тем обеспечение интересов коренного народа, проживающего на территории автономных округов, является центральной идеей их государственного строя. Например, устав Ненецкого автономного округа в ст. 14 устанавливает, что органы государственной власти округа признают и гарантируют права ненецкого народа на сохранение и развитие уклада жизни, культуры, языка, защиту исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, федеральным и окружным законодательством, создают для этого экономические и правовые условия, осуществляют политику протекционизма [9].
Общая логика сводится к тому, что органы государственной власти выступают здесь лишь в качестве административной структуры, осуществляющей управление территорией в интересах коренных народов, у которых исторически отсутствовали традиции государственности как таковой.
4. Документы стратегического планирования. Ввиду того, что современное государство ориентируется в значительной степени на социально-экономическое развитие, общегосударственные цели и ориентиры приобретают статус идеологических установок.
Статья 3 Федерального закона РФ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ [10] указывает, что «стратеги-
ческое планирование - это деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации». То есть субъекты Российской Федерации входят в общегосударственную систему стратегического планирования Российской Федерации.
Названный закон указывает также на обязанность субъектов Российской Федерации разрабатывать собственные документы стратегического планирования, главным образом стратегию социально-экономического развития данного региона. Реализация стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации осуществляется путем разработки плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации. Положения стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации детализируются в государственных программах субъекта Российской Федерации с учетом необхо-
димости ресурсного обеспечения, в том числе определенного в соответствии с бюджетным прогнозом Российской Федерации на долгосрочный период и бюджетным прогнозом субъекта Российской Федерации на долгосрочный период.
Таким образом, идеологическая функция осуществляется и на уровне субъектов Российской Федерации, но формы ее проявления и реализации имеют специфику по сравнению с суверенным государством - Российской Федерацией.
Исходя из принципа федерализма, идеологическая функция государственных образований в составе Российской Федерации имеет подчиненное положение к идеологической функции Российской Федерации. То есть идеологическая деятельность на уровне субъектов федерации не может противоречить Конституции РФ и общегосударственным принципам реализации идеологической функции Российской Федерации.
Рамки реализации идеологической функции субъекта Российской Федерации определяются федеральным законодательством и зависят от национально-культурной специфики региона. В настоящее время особую актуальность в части осуществления идеологической деятельности субъектов Российской Федерации приобретает стратегическое планирование, определенное в принимаемых документах стратегического планирования как на уровне Российской Федерации, так и на уровне субъектов Российской Федерации.
***
ЛИТЕРАТУРА
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // СПС «КонсультантПлюс».
2. Марченко М. Н. Теория государства и права: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2006. 640 с.
3. Козырев М. С. Идеология и ее роль в российском государственном управлении: монография. М.: НУ ОАОУ, 2013. 96 с.
4. Клименко А. И. Взаимосвязь правового и политического сознания в осуществлении идеологической функции государства: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. 200 с.
24
5. Буховец А. Н. Идеологическая функция государства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. 20 с.
6. Конституции Республики Адыгея от 10.03.1995 // СПС «КонсультантПлюс».
7. О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации: указ Президента РФ от 27.03.2019 № 130 // СПС «Консультант-Плюс».
8. Конституции Республики Ингушетия от 27.02.1994 // СПС «КонсультантПлюс».
9. Устав Ненецкого автономного округа от 11.09.1995 // СПС «КонсультантПлюс».
10. О стратегическом планировании в Российской Федерации: федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
© Бредихин А. Л.
УДК 351.745(470.57)"1870/1899"
Р. Р. КАРИМОВ, начальник кафедры истории и теории государства и права Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук (г. Уфа)
R. R. KARIMOV, Head of the Chair of History and Theory of State and Law of Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Law (Ufa)
С. Х. ХАКИМОВ, доцент кафедры истории и теории государства и права Уфимского юридического института МВД России, кандидат исторических наук, доцент (г. Уфа)
S. KH. KHAKIMOV, Assistant Professor of the Chair of History and Theory of State and Law of Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor (Ufa)
ОРГАНИЗАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИЦЕЙСКИХ УРЯДНИКОВ УФИМСКОЙ ГУБЕРНИИ В 70-90-Е ГОДЫ XIX ВЕКА: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
ORGANIZATION AND ACTIVITIES OF POLICE OFFICERS OF UFA PROVINCE IN THE 70-90-IES OF THE XIX CENTURY: HISTORICAL AND LEGAL ASPECT
Аннотация. В статье на основе анализа нормативных правовых актов, извлеченных из Полного собрания законов Российской империи, ведомственных инструкций рассматриваются организационно-правовые особенности формирования института полицейских урядников в Уфимской губернии в 1870-1890-е годы. Анализируется их правовое положение, качественный и количественный состав. На основе привлечения архивных источников, некоторые из кото-