Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА'

ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
334
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЯ / ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ / ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА / ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бредихин А. Л., Проценко Е. Д.

В статье авторы рассматривает правовую идеологию как политико-правовую категорию, еепонятие и сущность. Автор приходит к выводу, что правовая идеология является отдельным аспектомидеологической деятельности государства и реализуется в рамках осуществления идеологическойфункции государства. Авторы считают, что правовая идеология не имеет самостоятельного значения вотрыве от государственной идеологии (системы санкционированных государством идеологем), аможет рассматриваться лишь как сторона государственной деятельности. Реализация правовойидеологии осуществляется посредством реализации идеологической функции государства, в тех жеформах и соответствующими методами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL IDEOLOGY IN THE CONTEXT OF THE IDEOLOGICAL FUNCTION OF THE STATE

In the article, the authors consider legal ideology as a political and legal category, its concept and essence.The author comes to the conclusion that legal ideology is a separate aspect of the ideological activity of thestate and is implemented within the framework of the implementation of the ideological function of the state.The authors believe that legal ideology does not have an independent meaning in isolation from state ideology(a system of state-sanctioned ideologies), and can be considered only as a side of state activity. Theimplementation of legal ideology is carried out through the implementation of the ideological function of thestate, in the same forms and by appropriate methods.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2020. - Т. 6 (72). № 4. - С. 3-7.

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА; ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ

УДК 343

ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА Бредихин А. Л., Проценко Е. Д.

Санкт-Петербургский университет МВД России Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

В статье авторы рассматривает правовую идеологию как политико-правовую категорию, ее понятие и сущность. Автор приходит к выводу, что правовая идеология является отдельным аспектом идеологической деятельности государства и реализуется в рамках осуществления идеологической функции государства. Авторы считают, что правовая идеология не имеет самостоятельного значения в отрыве от государственной идеологии (системы санкционированных государством идеологем), а может рассматриваться лишь как сторона государственной деятельности. Реализация правовой идеологии осуществляется посредством реализации идеологической функции государства, в тех же формах и соответствующими методами.

Ключевые слова идеология, правовая идеология, идеологическая функция государства, государство.

В современной гуманитарной науке рассмотрению сущности и содержания правовой идеологии уделено значительное внимание. Имеется множество научных статей, монографий, а также диссертационных исследований, в той или иной степени прямо или косвенно затрагивающих вопросы правовой идеологии. Между тем, наряду с правовой идеологией существуют также учения об идеологии и государственной идеологии в частности, осуществляемой посредством реализации идеологической функции государства.

Идеология в общем и любая другая идеология в частности довольно аккуратно используется в правовой науке, с оглядкой на Конституцию РФ, которая закрепила идеологический плюрализм в обществе. Вместе с тем большинство ученых сходятся во мнении, что идеологический компонент присущ государственности России, а государство при этом выступает главным субъектом идеологической деятельности. Следовательно, какой бы ни была идеология, она в той или иной мере связана с государственной идеологией и механизмом осуществления идеологической функции государства. Исходя из этого представляется возможным рассмотреть взаимодействие данных категорий и определить место правовой идеологии в системе идеологической деятельности государства.

Широкое освещение проблемы правовой идеологии тем не менее не привело к устойчивому пониманию этого термина. Так, Е.А. Фролова определяет правовую идеологию как совокупность идей, отражающих в теоретической систематизированной форме отношения людей в сфере государства и права [9, с. 419]. Далее автор соглашается с точкой зрения, согласно которой эти идеи и взгляды выражают и защищают интересы «какой-либо общественной группы и требующие подчинение помыслов и поступков наибольшего числа людей в

3

соответствии с целями и задачами использования государственной власти [7, с. 155]. То есть, правовая идеология тяготеет к государственной идеологии, как выражению воли господствующего класса.

Далее автор более явно отмечает, что правовая идеология — это отдельный аспект деятельности государства и указывает, что правовая идеология нацелена на формирование позитивного образа политико-правовой линии власть имущих, что предполагает не только различные формы пропаганды политически необходимых взглядов и оценок, но и стимулирование соответствующего данной идеологии активного поведения граждан [9, с. 421]. То есть практически полностью смешивается политическая и правовая идеология, поэтому неслучайно она именуется уже политико-правовой идеологией. Отмечается, что правовая идеология рассматривается во взаимодействии с правовой психологией - совокупностью духовных образований, порождающих у индивида непосредственные мотивы и установки поведения в сфере политики и права [9, с. 420].

В.М. Реуф и П.П. Сальников в своей статье [8, с. 89-95] в целом также отождествляют правовую идеологию и государственную идеологию. Они определяют правовую идеологию в общефилософском плане как те знания, которые соответствуют достижению целевой установки, определяемой конкретными социальными интересами [8, с. 89]. Государственную правовую идеологию они рассматривают во взаимодействии с «правовым идеалом», т.е. «общественными морально-этическими нормами, общественным (личностным) представлением о наиболее совершенной (соответствующей идеям справедливости) правовой организации общества, являющейся конечной целью общественных личностных стремлений и деятельности [8, с. 95]. Впрочем, не совсем явно прослеживается эта связь, но можно предположить, что «правовая идеология» противостоит «правовым идеалам» как продуктам общественного мышления.

Другие исследователи, напротив относят правовую идеологию к общественному сознанию. Так, Е.А. Лукашева определяет правовую идеологию как совокупность идей (концепций, теорий, доктрин) о праве и правовом развитии, способствующих созданию стандартных (типичных) оценок и правовых ценностей, а также выработке определенных правовых установок у носителей правового сознания [5, с. 133].

Определение правовой идеологии дает и А.М. Михайлов. В его видении правовая идеология это целостный, обладающий внутренним единством, искусственно создаваемый на основе философских или религиозных учений механизм воздействия системы идей на общественное, групповое и индивидуальное правосознание с целью легитимации (делегитимации) позитивного права, юридической практики, обеспечения единства правовой системы и ее воспроизводства путем перевода правовых идей в нормативные установки сознания и формирования соответствующих моделей поведения [6, с. 365]. Далее автор отмечает, что идеи и ценности, составляющие содержание правовой идеологии, имеют несколько иное значение в религиозных учениях, морали и политической идеологии.

Весьма своеобразную позицию относительно правовой идеологии занимает профессор А.Н. Халиков, который выражает сомнения в существовании этой категории, так как она не имеет какого-либо оригинального содержания. По его

мнению «отсутствие в правовой идеологии самостоятельных идеологических функций в виде идей и концепций права исключает ее в качестве самостоятельной категории как в праве, так и в философии права [10, с. 106].

Значительный вклад в разработку теории правовой идеологии внес А.И. Клименко, защитивший докторскую диссертацию на тему: Функционально-структурные характеристики правовой идеологии [3]. Он определяет, что природа правовой идеологии может рассматриваться как природа самой идеи права (когда эта идея производна от других идей: свобода как право, порядок как право, справедливость как право, ответственность как право. На наш взгляд, автор делает также важный вывод, что «правовая идеология может быть представлена как функция идеи права [4, с. 23]».

В данном контексте государственная идеология в значении идеологической функции государства является функцией идеи государства. То есть, автор как бы проводит параллели между явлениями «государство» и «право», как обособленных категорий со своими функциями и структурной организацией.

Оценивая данные выше определения следует отметить неоднозначность подхода к определению правовой идеологии. Безусловно, к содержанию правовой идеологии исследователи обоснованно относят сами идеи (концепции, доктрины, теории), лежащие в области категорий права, но многие вопросы остаются невыясненными.

Если исследователи понимают правовую идеологию как продолжение идеологической деятельности государства, то не совсем понятно какие положены основания ее выделения в отдельную категорию и почему она не рассматривается контексте государственной идеологии. Не уделяется внимание механизму реализации правовой идеологии и конкретному предмету правовой идеологии.

Рассмотрение же правовой идеологии как продукта общественного сознания в виде концепций, идей и теорий (чаще всего не совпадающих или противоречащих друг другу) вызывает сомнение как в правовом характере таких идей, так и в допустимости их слияния в одну идеологию. Т.е. множество разноплановых идей и мнений не могут составлять единую правовую идеологию. В этом случае возможно и полное ее смешение с понятием правосознания, что делает справедливым замечания некоторых исследователей о нецелесообразности выделения правовой идеологии как отдельной категории.

Кроме того, в структуру правовой идеологии чаще всего включаются не чисто правовые идеи, а лишь косвенно связанные с правом (позитивным правом). Право в них рассматривается в качестве философских, общегуманитарных ценностей, не влияющих непосредственно на формирование правовой системы государства, а определяющих принципы деятельности государства и составляющих основу конституционного строя государства.

На наш взгляд, важно рассмотреть не столько определения правовой идеологии, а ее сущностное содержание, исходя из того, что правовая идеология как категория государственно-правовой жизни все же имеет право на существование.

Прежде всего, нужно отметить, что идеология в правоведении понимается преимущественно в значении государственной идеологии. То есть идеология предполагает существование не только четко сформированных и системно организованных идей, но и единого центра, который обеспечивает как выработку идей, так и их исполнение. То есть, идеология без политического центра, в роли

5

которого, как правило, выступает государство, не является таковой в полном смысле этого слова.

Таким образом, правовая идеология является отдельным аспектом проявления государственной идеологии и реализуется посредством выполнения государством его идеологической функции.

При таком понимании правовой идеологии традиционное ее определение как совокупности идей, концепций и доктрин не отражает ее сущности в полной мере. Необходимо иметь ввиду, что все эти идеи должны не только существовать, но и иметь механизм реализации, обеспеченный принудительной силой государства.

Немаловажным считаем отметить, что содержанием правовой идеологии, а именно идейной основой являются не только и не столько общегуманитарные правовые ценности и принципы (например, свобода, справедливость, порядок и пр.), но и вполне приземленные идеи в рамках позитивного права. Например: общая концепция устройства правовой системы государства, системы судебных и правоохранительных органов, вопросы подведомственности и подсудности, разграничение полномочий органов власти в системе разделение властей и их взаимодействия, принципы и структура отраслей законодательства, организация системы исполнения судебных решений и приговоров и пр. Сфера позитивного права в современном мире требует не меньшей концептуальной проработки, чем общие конституционные правовые ценности и принципы, поэтому правовая идеология не может не затрагивать это направления государственной деятельности.

Из этого следует, что правовая идеология является одним из аспектов проявления государственной идеологии, связанным с реализацией правовых ценностей и идеалов, основанных на идейных установках государственной власти, в целях легитимации правовой системы государства. Частью этого процесса является также организационно-правовая работа по обеспечению эффективности деятельности отдельных звеньев правоохранительной и судебной системы, а также по формированию законодательства, наилучшим образом обеспечивающего права, интересы и безопасность личности, свободу экономической деятельности и реализацию функций государства.

Идеологическая функция государства представляет собой основное и постоянное направление деятельности государства как общественно-политического института, содержанием которого является процесс построения определенной модели общественно-политических отношений в границах данного государства [1, с. 15].

В структуру идеологической функции государства входит идеологический компонент в виде определенных идеологических установок (идеологем) и целеполагания как процесса постановки целей реализации этих установок. В данном контексте посредством идеологической функции государства реализуются и правовые идеологемы, установленные главным образом Конституцией Российской Федерации, нормами международного права, федеральным законодательством, а также документами стратегического планирования.

Формы и методы реализации правовой идеологии совпадают с теми, которые определены для осуществления идеологической функции в целом [2, с. 151]. Т.е., формами реализации идеологических установок в системе правовой идеологии будут правотворческая, право исполнительная и правоохранительная. Среди методов реализации правовых идей будет преобладать убеждение с немаловажной ролью принуждения.

Механизм осуществления идеологической функции государства как совокупность государственных органов, задействованных в осуществлении идеологической функции государства, а также привлеченных для этих целей

учреждений, организаций и иных государственных и негосударственных институтов, реализует и идеологемы правовой идеологии. Отдельными звеньями этого механизма являются не только органы государственной власти общей и отраслевой компетенции, но и субъекты, которым государство передало соответствующие полномочия в прямой или косвенной форме (СМИ, коммуникативные агентства, общественные объединения и пр.).

Таким образом, правовая идеология не имеет самостоятельного значения в отрыве от государственной идеологии (системы санкционированных государством идеологем), а может рассматриваться лишь как сторона государственной деятельности. Реализация правовой идеологии осуществляется посредством реализации идеологической функции государства, в тех же формах и соответствующими методами.

Список литературы

1. Бредихин А.Л. Идеологическая функция в системе функций государства // Теория государства и права. - № 4. - 2019.

2. Бредихин А.Л. Формы и методы осуществления идеологической функции государства // Юристъ-Правоведъ. - № 4. - 2019.

3. Клименко А.И. Функционально-структурные характеристики правовой идеологии : дис. ... доктора юридических наук. - Москва, 2016.

4. Клименко А.И. Смысловой уровень структуры правовой идеологии // Государственная служба и кадры. - 2016. - № 2.

5. Лукашева Е.А. Социалистическое правосознание и законность. - М., 1973.

6. Михайлов А.М. Понятие правовой идеологии и его место в составе теоретико-правового знания // Вестник РУДН. Серия: юридические науки. - 2017. - Т. 21. - № 3.

7. Основы политологии. Курс лекций под ред. Проф. В.П. Пугачева, М., 1992.

8. Реуф В.М., Сальников П.П. Правовая идеология и правовые идеалы: некоторые дискуссионные аспекты понимания и соотношения // Вестник экономической безопасности МВД России. - 2010. - №

3.

9. Философия права. Курс лекций: учебное пособие: в 2 т. Т. 1 / С.Н. Бабурин, А.Г. Бережнов, Е.А. Воротилин [и др.]; отв. ред. М.Н. Марченко. -М., 2011.

10. Халиков А.Н. Вопросы соотношения правовой идеологии и правовой политики // Актуальная проблема права и государства в XXI в. - Т. 10. - 2018 - № 1.

Bredihin A.L., Procenko E.D. Legal ideology in the context of the ideological function of the state

// Scientific notes of V. I. Vernadsky Crimean federal university. Juridical science. - 2020. - Т. 6 (72). № 4. -Р. 3-7.

In the article, the authors consider legal ideology as a political and legal category, its concept and essence. The author comes to the conclusion that legal ideology is a separate aspect of the ideological activity of the state and is implemented within the framework of the implementation of the ideological function of the state. The authors believe that legal ideology does not have an independent meaning in isolation from state ideology (a system of state-sanctioned ideologies), and can be considered only as a side of state activity. The implementation of legal ideology is carried out through the implementation of the ideological function of the state, in the same forms and by appropriate methods.

Keywords: ideology, legal ideology, ideological function of the state, the state.

Spisok literatury

1. Bredihin A.L. Ideologicheskaya funkciya v sisteme funkcij gosudarstva // Teoriya gosudarstva i prava. - №

4. - 2019.

2. Bredihin A.L. Formy i metody osushchestvleniya ideologicheskoj funkcii gosudarstva // Yurist"-Pravoved". - № 4. - 2019.

3. Klimenko A.I. Funkcional'no-strukturnye harakteristiki pravovoj ideologii : dis. ... doktora yuridicheskih nauk. - Moskva, 2016.

4. Klimenko A.I. Smyslovoj uroven' struktury pravovoj ideologii // Gosudarstvennaya sluzhba i kadry. -2016. - № 2.

5. Lukasheva E.A. Socialisticheskoe pravosoznanie i zakonnost'. - M., 1973.

6. Mihajlov A.M. Ponyatie pravovoj ideologii i ego mesto v sostave teoretiko-pravovogo znaniya // Vestnik RUDN. Seriya: yuridicheskie nauki. - 2017. - T. 21. - № 3.

7. Osnovy politologii. Kurs lekcij pod red. Prof. V.P. Pugacheva, M., 1992.

8. Reuf V.M., Sal'nikov P.P. Pravovaya ideologiya i pravovye idealy: nekotorye diskussionnye aspekty

7

ponimaniya i sootnosheniya // Vestnik ekonomicheskoj bezopasnosti MVD Rossii. - 2010. - № 3.

9. Filosofiya prava. Kurs lekcij: uchebnoe posobie: v 2 t. T. 1 / S.N. Baburin, A.G. Berezhnov, E.A. Vorotilin [i dr.]; otv. red. M.N. Marchenko. -M., 2011.

10. Halikov A.N. Voprosy sootnosheniya pravovoj ideologii i pravovoj politiki // Aktual'naya problema prava i gosudarstva v XXI v. - T. 10. - 2018 - № 1..

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.