УДК 371.4;821.161.1.09«1917/1991»
ИДЕИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ В. М. ШУКШИНА
THE IDEAS OF LABOR EDUCATION IN V. M. SHUKSHIN’S WORKS
М. А. Баркова M. A. Barkova
ФГБОУ ВПО « Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. Статья посвящена проблеме воспитания подрастающего поколения методами народной педагогики. За основу берется трудовое воспитание как метод эстетического и духовнонравственного совершенствования личности. Статья проиллюстрирована цитатами известных педагогов и философов, изучавших данную проблему. На примере анализа художественных произведений В. М. Шукшина показано, что лучшим источником для восприятия идей народной мудрости является литература, благодаря которой личность развивается гармонично и природосообразно.
Abstract. The article considers the problem of education of young people by means of folk pedagogics. Labor education is the basis of aesthetic, moral and spiritual personality development. The article presents the quotations by famous pedagogues and philosophers who studied the issue under consideration. On the basis of V. M. Shukshin’ works it is proved that literature is the best source for perception of folk wisdom ideas. Literature provides the harmonious and nature-congruous personality development.
Ключевые слова: народная педагогика, гуманитарное образование, В. М. Шукшин, духовно-нравственное воспитание, трудовое воспитание.
Keywords: folk pedagogics, humanitarian education, V. M. Shukshin, moral and spiritual education, labor education.
Актуальность исследуемой проблемы. В условиях радикальных экономических и социально-политических и культурных преобразований в системе образования России наметилась тенденция возрождения народных традиционных форм воспитания подрастающего поколения. Приобретает актуальность изучение национальных культур как необходимого элемента современного образования. Так, народная педагогика, обобщая национальные и общечеловеческие стороны воспитания, должна базироваться на литературном наследии своей страны, так как воспитатели современного человека -семья, школа, народ, природа, жизнь в целом. Несомненно и то, что воспитание личности ребенка через национальную литературу и народное искусство позволит вырастить поколение, способное к созиданию, самопознанию, самосовершенствованию. Литературное и кинематографическое творчество Василия Макаровича Шукшина -одного из величайших прозаиков, режиссеров и актеров XX в. - может являться основой этнопедагогического воспитательного процесса. Произведения В. М. Шукшина - это литература поиска смысла жизни, ответов на вечные вопросы.
Материал и методика исследований. Материалом для исследования послужили собрания сочинений устного народного творчества, литературное наследие В. М. Шукшина, а также труды великих педагогов Г. Н. Волкова, В. А. Сухомлинского. Были использованы культурологический и системно-структурный подходы к исследованию педагогических фактов, явлений, идей, теорий.
Результаты исследований и их обсуждение. Народная педагогика обобщает многовековой опыт семейного и общинного воспитания, основанного на здравом смысле и хозяйственно-экономической целесообразности. Ведущей является идея приобщения молодежи к самостоятельной творческой деятельности.
Вопросы трудового воспитания являются центральной проблемой народной педагогики. Развитие нравственности и интеллекта, физическое и эстетическое совершенствование личности происходят преимущественно в труде. Умение трудиться, создавать ценное и прекрасное своими руками является ведущим критерием оценки личности, основой народного мнения о человеке.
Издревле подрастающему поколению внушалась гордость за принадлежность к человеческому роду, прививалось чувство собственного достоинства, любовь к труду. С древнейших времен трудовое воспитание детей и молодежи являлось важнейшей обязанностью родителей, а затем учебных заведений и других общественных институтов. «Труд - это цель и средство, а трудолюбие - результат воспитания личности» [4, 91]. Весьма содержательны, например, пословицы о трудолюбии: «Землю красит солнце, а человека - труд», «Птицу узнают в полете, а человека - в работе», «Настоящий человек добудет хлеб из камня». Великий педагог В. А. Сухомлинский высказал такую мысль: «Трудовое воспитание - это, образно говоря, гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно» [6, 141].
Труд является средством гармоничного, природно-биологического, социального и духовного баланса в развитии человека, а воспитание в труде - способом естественного природосообразного воспитания, предполагающего преемственность поколений, гуманистическую направленность.
Русский народ в своем историческом развитии создал высшую педагогическую систему, в которой передача подрастающему поколению социально-нравственного опыта предков осуществлялась через труд, добротворческую созидательную деятельность детей и взрослых, приобщение молодежи к своей истории и через произведения народного художественного поэтического творчества.
По словам современного этнопедагога Г. Н. Волкова, «...в традиционной культуре воспитания присутствует идея самоценности бескорыстного труда, что очень важно в условиях разбойничьего рынка, когда предлагается ни шагу не делать бесплатно. В народе ценится единство слова и дела» [2, 138]. «Кто в слове скор, тот в деле редко спор», «Доказательство делом - лучшее доказательство словам», «Больше дела - меньше слов». Подтверждается это и словами В. А. Сухомлинского, который утверждал: «Труд становится основой гармонического развития личности также и потому, что в трудовой деятельности человек утверждает себя как гражданин, переживает чувство гражданского достоинства. Он чувствует, что способен добывать не только хлеб насущный, но и материализовать свой ум, свое творчество. Гражданское должно быть не в звонкой фразе, а в душе - это одно из важнейших правил трудового воспитания» [6, 127].
В народной педагогике постоянно подчеркивается мысль о важности раннего воспитания в детях трудолюбия. В работе у человека проявляется ум и смекалка, творческое мышление, развивается физическая сила и укрепляется здоровье. Благодаря труду создается красота и определяется ценность человека: «. в труде шлифуются нравственные качества, ибо в совместном труде, в первую очередь, необходимо соблюдение правил взаимоотношений между людьми. И в свою очередь, умственное, физическое и эстетическое и нравственное воспитание человек получает, чтобы лучше трудиться, чтобы создать себе и другим благополучие, чтобы строить счастливую жизнь» [1, 117].
Идеал человека-труженика как идеал воспитания совершенного человека отражен в сюжетах и образах героев устного народного творчества. Многочисленные источники этого вида творчества народных масс свидетельствуют о том, что жизнь воспитывающихся протекала в постоянном труде. Именно труд воспитывал в них стойкость, мужество, силу, трудолюбие.
Высокая народная оценка значения трудового воспитания в становлении личности находит свое отражение и во взглядах русских и зарубежных писателей и философов. Л. Н. Толстой - педагог и замечательный писатель - высказывал такую мысль: «Труд не есть добродетель, но неизбежное условие добродетельной жизни» [5, 145], уточняя, что «... условие счастья есть труд: во-первых, любимый свободный труд; во-вторых, труд телесный.» [5, 146]. Английский писатель Джон Рескин поддерживал идею Толстого, говоря: «Жизнь без труда - воровство» [5, 145].
Василий Макарович Шукшин, знаменитый прозаик XX в., обращаясь к современникам, писал так: «За тобой право подумать, что разумному и трудолюбивому не всегда хорошо в жизни, ты мог это заметить, но за мной право утверждать, что все ценное, прекрасное на земле создал умный, талантливый, трудолюбивый человек. Никогда еще в истории человеческой ни один паразит не сделал ничего стоящего, ты тут должен согласиться» [8, 4]. Произведения писателя, направленные на нравственное совершенствование человека, влияют и на эстетическое развитие читателя, и на осознание роли труда как необходимого компонента жизни и воспитания. «В русской педагогике труд, красота и добро являлись слагаемыми нравственности», составляя единое целое для природосообразного и жизнесообразного воспитания [3, 236].
В. М. Шукшин в своих произведениях рассказывает читателям о том, какие трудолюбивые люди живут на его родине, Алтайской земле, хотя у писателя труженик труженику рознь. Так, роман «Любавины» открывается развернутой характеристикой этой семьи. «Кондрат знал в жизни одно - работать. И работал от зари до зари - молча, терпеливо, упорно. На все остальное смотрел, как и отец, презрительно» [7, 5]. Братья -Ефим, Макар и Егор не отличались такой работоспособностью. Макар же вообще любил свалить всю работу на младшего Егора, а сам в это время спал: «Макара слегка пошатывало - не выспался. "Сделай один, а? Я где-нибудь придавлю часок. Прямо с ног ведет - до того спать охота". "Лезь, спи", - согласился Егор. Макар забрался на сеновал, зарылся в сухое пыльное сено, с величайшим удовольствием зажмурился ...» [7, 7].
В том же романе описывается труд кузнеца Федора: «Работал играючи, красиво; около кузницы зимой всегда толпился народ - смотрели от нечего делать. Любо глядеть, как он - большой, серьезный - точными, сильными ударами молота мнет красное железо, выделывая из него разные штуки». В отличие от братьев Любавиных, Федор занимается любимым делом, он знает в нем толк, и самое главное - получает
удовольствие оттого, что не просто мнет железо, а творит «разные штуки». Продолжая портрет Федора, писатель отмечает: «В полумраке кузницы с тихим шорохом брызгают снопы искр, озаряя великолепное лицо Феди» [7, 33]. Здесь Шукшин отмечает, как труд может преобразить человека. Сливается воедино трудовое и эстетическое воспитание. «Если хочешь быть красивым, трудись до самозабвения, трудись так, чтобы ты почувствовал себя творцом, мастером, господином в любимом деле. Трудись так, чтобы глаза твои выражали одухотворенность великим человеческим счастьем - счастьем творчества. Внешняя красота имеет свои внутренние нравственные истоки. Любимое творчество накладывает отпечаток на черты лица, делает их выразительнее» [6, 169-170]. «.Удовольствие должно быть наградой за труд.», - писал К. Гельвеций [5, 146].
Рецензенты произведений Шукшина отмечали, что основное мерило автора -трудовое: если герой рассказа доволен работой, то покоен душой. Так, Анисим из рассказа «Земляки» всю жизнь провел в деревне, и даже будучи стариком он все еще идет на покос. «Сочно, просвистывая, сечет коса; вздрагивает, никнет трава. До обеда, как трава совсем обсохла, старик косил. Солнце поджигало; на голову точно горячий блин положили. "Слава богу! " - сказал старик, глядя на выкошенную плешину: отхватил изрядно. На душе было радостно» [9, 245].
Отличительной особенностью русской народной педагогики является то, что в ней отчетливо выявлена специфика идеала женщины-труженицы. У Шукшина много сказано о нелегкой судьбе женщины - в ее обязанности входило и воспитание детей, и поддержание порядка в доме, и ведение хозяйства. Все ладилось в руках умелых хозяек -героинь произведений писателя. Такой женщиной была Марья из романа «Любавины». Шукшин всегда описывает свою героиню за работой: «Марья сыпала курам просо. Затем слазила под пол, налила туесок пива, поставила на стол. Потом так же молча нарезала огурцов, ветчины, хлеба, разложила все на тарелки» [7, 110]; «Проводив мужа на работу, она бежала в соседнюю избушку, к Байкаловым. Доила корову, пекла хлеб, кормила больных.» [7, 149]; «Вечерами Марья зажигала лампу и садилась шить своим братьям и сестрам штаны и рубашки» [7, 151]. Красивой Марья была всегда, но, когда работала, красота ее была еще ярче: «Марья, в белой кофте и черной, туго облегающей бедра юбке, ходила босиком по ограде, отжимала сильными руками рубахи, встряхивала их и, приподнимаясь на носки, перекидывала через веревку. На руках и ногах ее, как прилипшая рыбья чешуя, сверкали капельки воды» [7, 155].
Так, В. М. Шукшин выводит идею народной педагогики - человек вне труда не может быть счастлив и сделать счастливым других. Не познав радость и красоту труда, человек лишается возможности нравственно, духовно совершенствоваться.
Педагогические идеи писателя согласуются с представлениями народа о трудовой деятельности, которая в конечном счете формирует всю совокупность черт, способствующих гармоничному развитию личности.
Проанализировав отдельные эпизоды из художественных произведений В. М. Шукшина, можно сделать следующий вывод: произведения писателя проникнуты идеями народной педагогики о том, что труд является основой жизни, определяющим элементом воспитания, обеспечивающим связь и преемственность поколений, а созидательный труд развивает мышление человека, в том числе художественное. Труд не только способствует формированию нравственных ценностей, но и развивает эмоциональную и эстетическую сферу человека.
Резюме. В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Идеи народной педагогики лучше будут восприниматься современным поколением, если вводить их ненавязчиво, не назидательно, а с помощью художественных произведений на уроках литературы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ахияров, К. Ш. Народная педагогика и современная школа / К. Ш. Ахияров. - Уфа : Баш ГПУ, 2000. - 328 с.
2. Волков, Г. Н. Этнопедагогика : учебник для средних и высших педагогических учебных заведений / Г. Н. Волков. - М. : Академия, 1999. - 186 с.
3. Волков, Г. Н. Этнопедагогическое осмысление общечеловеческих ценностей / Г. Н. Волков // Развитие личности. - 2003. - № 2. - С. 235-243.
4. Психолого-педагогические аспекты межэтнической толерантности в социокультурном пространстве Чувашии : сборник науч. трудов / Чебокс. филиал Моск. гос. открытого пед. ун-та им. М. А. Шолохова. - М. ; Чебоксары, 2004. - 236 с.
5. Разум сердца. Мир нравственности в высказываниях и афоризмах / сост. В. Н. Назаров, Г. П. Сидоров - М. : Политиздат, 1989. - 605 с.
6. Сухомлинский, В. А. Антология гуманной педагогики / В. А. Сухомлинский. - М., 1997. - 224 с.
7. Шукшин, В. М. Любавины / В. М. Шукшин. - М. : Кн. палата, 1988. - 448 с.
8. Шукшин, В. М. Никогда не жил расслабленно, развалившись. Мысли о времени и о себе / В. М. Шукшин // Учит. газ. - 1989. - 25 июля.
9. Шукшин, В. М. Собрание сочинений : в 3 т. Т. 3 / В. М. Шукшин. - М. : Мол. гвардия, 1984-1985. -
480 с.