УДК 37.03б:391.1/2(=511.151)
Казакова Надежда Кимовна
Соискатель кафедры истории образования, этнопедагогики и яковлевоведения ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, учитель декоративно-прикладного искусства ГОУ Республики Марий Эл «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов г. Козьмодемьянская, [email protected]
НАРОДНЫЙ КОСТЮМ ГОРНЫХ МАРИ КАК СРЕДСТВО ЭТНОЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Kazakova Nadezhda Kimovna
Applicant of the department of history of education, ethnopedagogy and studying of Yakovlev of the Chuvash State Pedagogical University after I. Yakovlev, teacher of decorative-applied art in The Boarding School of secondary education with advanced study of subjects, Kosmodemyansk, [email protected]
TRADITIONAL COSTUME OF THE MARI AS MEDIA OF ETHNOAESTHETIC EDUCATION
Исследования специфики традиционного горномарийского костюма, его анализ позволили рассмотреть костюм горных мари в единстве с историей, национальной культурой, с бытовым укладом социальной среды его создателей, природным окружением, определить место и роль в этноэстетическом воспитании подрастающего поколения. Как этнопедагогический феномен он имеет воспитательный и обучающий потенциал - воспитание терпения, творческого отношения к труду, воображения, чувства красоты, развития мелкой моторики, чувство национального самосознания, открывает новые возможности для реализации творчества подрастающего поколения. Костюм, как вид народного декоративно-прикладного искусства и как часть предметно-вещевой среды, является важным средством этноэстетического воспитания подрастающего поколения, так как в нем определены представления ряда поколений о нравственности, удобстве, взаимодействии со средой.
С раннего детства, на протяжении всей жизни, человек подвергается воздействию традиций. На основе национальных традиций воспитания, художественных традиций и обычаев происходит формирование личностных качеств ребенка с раннего возраста. В своем развитии ребенок, следуя традиции, не только включается в систему общественных отношений, но и формируется как личность; на этой основе происходит процесс его социализации. Усвоение традиций носит мировоззренческий характер, через них формируются потребности, нравственные идеалы, ценности человека.
Одним из знаковых образцов народного искусства, которое одновременно носит и трудовой воспитательный характер, является традиционный гор-
номарийский костюм. В народном искусстве горномарийский костюм был связан с природой, которая давала для этого материал: крапиву, коноплю, лен, овечью шерсть, кожу, лыко. Воспитательный опыт народа мари с древнейших времен формируется на основе принципа природосообразности, под влиянием окружающих природных и социальных факторов, является высшим и основным принципом народного воспитания.
Горномарийский народный костюм складывался в течение длительного периода времени под влиянием традиции, поэтому в нет ни одной лишней детали, каждый его компонент несет смысловое значение, проверенное на протяжении многовековой истории этноса. В народном горномарийском костюме, как в фокусе, сосредоточены наиболее важные черты и особенности народного сознания, его социальные, нравственные, религиозные представления, этнические идеалы, для выражения которых использованы художественные средства. Это композиция, цвет и орнамент, ритмическая система построения, объёмно-пластические формы, реализованные в крое.
Исторически сложились способы, формы и приемы изготовления народного костюма: обработка льна и конопли, прядения, ткачества, шитья, вышивки. А также ношения костюма в праздники, в быту, в обрядовых действах. Традиция предполагает сохранение правил ношения костюма. Он должен быть чист, аккуратно выглажен, правильно одет, бережно носиться. Все эти правила передавались из поколения в поколение. Девочки помогали своим старшим сестрам надевать костюм, т. к. одной не справиться. Младшие учились аккуратности, бережливости по отношению к костюму. Воспитывал костюм и в социальном аспекте: девушка, надевшая национальный костюм преображалась, чувствовала себя взрослой, достойным человеком в обществе.
Для традиционной одежды горных марийцев характерен туникообразный покрой. Подобный покрой одежды был рационален и удобен, потому что после кройки не оставалось ни одного лишнего куска ткани. Костюм декорировался мелкой вышивкой. В характере горномарийской вышивки наиболее яркое отражение нашло художественное видение народа, создан свой локальный стиль. Орнаментация вышивки соответствовала покрою костюма, а композиция, цвет, ритм рисунка были связаны с длительным историческим развитием эстетических вкусов горных мари. Горномарийские вышивальщицы создавали на простом холсте, поистине произведение искусства.
Старшее поколение передавало через костюм не только материальные ценности, но и духовные. Причастность людей к определенной нации, к культуре, к наследию прошлого. Воспитывало в подрастающем поколении чувство самоуважения, гордости за свою нацию, свой народ. Передача знаний и умений младшему поколению основ создания, декорирования, ношения, сохранения костюма, способствовало формированию культурных ценностей народа.
Суровые условия жизни, трудоемкие процессы по созданию народной одежды, ее декорирования, не позволяли затрачивать много времени на обучение детей рукоделию, поэтому обучение и воспитание строилось на конкретных заданиях, примерах, способах. Главная цель родителей обучить и воспитать детей для дальнейшей самостоятельной жизни, без родителей. С самых малых лет горные марийцы приучали своих детей к домашнему труду. Это связано не только с требованиями народной педагогики. Народная мудрость ценит гуманные отношения родителей к детям, проявления человечности в их взаимоотношениях. Народный опыт рекомендует начинать воспитывать детей с раннего возраста. До 4 - летнего возраста ребенок был полностью предоставлен собственным играм и забавам. И мальчик, и девочка этого возраста воспитывались совершенно одинаково. Даже одежда не различает их: на обоих, одна и та же длинная белая сорочка ниже колен. Играют они вместе, забавы общие.
Последовательность изготовления костюма, трудоемкость, позволяло детям не только наблюдать за работой взрослых, но и помогать им. Через игру приучались дети к кропотливой работе. Вырабатывались необходимые жизненные навыки: трудолюбие, терпение, усидчивость, аккуратность, бережливость, целеустремленность, выносливость. Матери приобщали девочек к труду с 6 лет, они помогали по дому, кормили птиц, с 8 лет носили воду, 10-летние помогали взрослым убирать коноплю, начинали прясть и вышивать, готовить обед, стирать, заставляют присматривать за скотиной. С 5-6 лет они жали, складывали горсти в снопы взрослых, с 7-8-летние жали уже в свои снопы, но взрослые делали для них завязки и связывали их, старше 8 лет жали вполне самостоятельно, каждая свою полосу. Родители поручали детям только посильную работу, чтобы ребенок физически не надорвался и не получил отвращение от работы.
Ткачество имело большое значение в воспитании подрастающего поколения. Детям необходимо было запомнить, какая операция, зачем идет, какое приспособление и инструмент используется, как на них работать. Здесь развивались не только трудовые навыки, терпение, внимательность, усидчивость, целеустремленность, но и математические навыки, и умственное развитие. Все было мудро устроено в народной жизни: труд и досуг, труд в радость, эстетика труда - все это совмещалось в традициях из поколения в поколение. Процесс изготовления горномарийского костюма основан на синтезе труда и воспитания. Порядок постепенного усложнения работы отражает принцип народной педагогики, лежащий в основе воспитания детей: «от простого к сложному». Постепенно взрослея, дети понимали необходимость повседневного труда и меру ответственности в нем. Детей обучали и воспитывали через игру. Для облегчения труда каждый инструмент надо было технически продумать, с учетом возраста детей и учить их на собственном примере. Известно, что родительский пример представляет собой реализацию в действиях и поступках, выражающих жизненную позицию личности.
С осени по окончании сельскохозяйственных работ и до весны свободное время женщины посвящали прядению, ткачеству, шитью и вышиванию. К рукоделию привлекались и девочки с 8-10 лет. Вышивка костюма относится к одному из самых трудоемких домашних женских занятий. Мастерству вышивки девочку начинали обучать с самых простых элементов орнамента. Умение хорошо вышивать считалось одним из основных качеств, необходимых марийской девушке - невесте. Процесс создания костюма позволял детям расти в атмосфере творчества: превращения растения в нить, в холст, в одежду, которую носили все поколения от рождения до смерти. Последовательность вышивки позволяла проследить, как матери искусно подбирают цветовую гамму для декорирования деталей костюма. Как узнаются полевые цветы на белом холсте, как графично смотрятся наплечные вышивки, обозначающие березы вдоль дороги, церковные ограды, как точно передана цветовая гамма радуги на поясах, как аккуратно вышит стежок всего в 1 мм.
Г. Н. Волков отмечает, что: «В соответствии с идеалом прекрасного веками складывалась своеобразная система эстетического воспитания. Как и представление о красоте и прекрасном, содержание эстетического воспитания было сложным и обширным.
Содержание эстетического воспитания включает в себя а) развитие способности понимания красоты и окружающей действительности, б) выработку эстетического вкуса, в) привития подрастающему поколению творческих умений и навыков в области прекрасного, г) укрепления единства между эстетическим развитием детей и их нравственным ростом, умственным воспитание и трудовой подготовкой. Г. Н. Волков пишет: «дети уже в раннем возрасте способны эстетически воспринимать прекрасное в природе, играх и в народном творчестве. Они проявляют большой интерес ко всему, что привлекает их внимание. Считалки, речитативы, потешки, песни, стихи, сказки, приятные гармонические цветовые сочетания, доставляя детям радость, развивают их способность воспринимать красивое» [1, с. 12].
В орнаментации одежды горных мариек наряду с другими мотивами широко применялся мотив радуги, придававший горномарийскому костюму незабываемый колорит. Это прекрасное атмосферное явление не оставило равнодушным вышивальщиц. Изображение радуги использовалось в декоративном украшении женского головного убора шарпан, нашмак, пояса с кистями (ышты) и наплечников (вочегач). У каждого этноса, как правило, существовали свои эстетические представления о цветовой гамме одежды. Белый цвет - древняя специфическая особенность марийского костюма, поэтому марийцы нередко называли себя чий марий, ший марий, т. е. «серебряный, белый мариец» или «белый человек». Белая холщовая одежда марийцев была белой и чистой, ее тщательно и часто стирали [2, с. 49].
Нравственные каноны строго требуют он носителей народной одежды соблюдения чистоты физической и душевной. Аккуратность, бережливость, скромность, соблюдение традиций в ношении костюма прививалось детям
с малых лет, как основа успешной социализации. Народный костюм должен был соответствовать национальной традиции в декоре, в его использовании в праздник или же в повседневной работе, в возрастной категории и т. д. понятие нравственности не позволяло одеваться убого или же щеголять. Поэтому в каждой семье не зависимо от уровня жизни всегда старались сохранить, сберечь традиционный горномарийский костюм.
Материалом для вышивки являлся холст, состоящий, как известно, из пересекающихся под прямым углом нитей, которые при следовании их направлению дают возможность воспроизводить лишь геометрические узоры.
Для геометрических узоров вышивки характерен довольно устойчивый набор орнаментальных форм, среди которых основную массу составляют квадраты, четырехугольники, многоугольники, треугольники, ромбы, косой и прямой крест, крест с загнутыми концами, наклонные и зигзагообразные полосы, криволинейные узоры в виде завитков, спиралей. Распространенные орнаменты горномарийской вышивки: геометрический, растительный, зооморфный, реже антропоморфный. Виды двухсторонней вышивки: «роспись», «счетная гладь», «косой стежок». Не всякая вышивальщица могла сразу овладеть трудоемким процессом народной вышивки. Поэтому горномарийская вышивка считалась мерилом мастерства, трудолюбия, терпения девушки, будущей женщины - матери.
Мелкая вышивка на плече (тыгыр кек) выполнялась в геометрическом орнаменте. Использовалась чёрная нить. Тонкий чёткий контур рисунка повторял элементы геометрического орнамента, что создавало особый ритм в композиции вышивки. В названии вышивки часто используются образ ласточки (цыгак пач, цыгак пач дон хресты), жабы или лягушки (жава йал, жава сынза), орешника, берёзовой рощи вдоль дороги или ручья (когокорны кугила), церковной ограды (церкы пичы), деревянного гребешка (шерге пу) и т. д. Птицы в представлении древних марийцев - символ свободы, добра, красоты и счастья. Марийское поверье гласит: «Счастье благополучие тому дому, где ласточка совьет свое гнездо» [5, с. 181]. Природа занимала особое место в жизни марийцев.
Вышивка предков народа мари - это отображение тончайшего понимания места человека в природе. Взрослые в процессе вышивки приобщали девочек к наблюдениям окружающего мира, явлений природы, животных и растений, чтобы орнаменты были более точными. Природа всегда была важным средством эстетического воспитания детей, и привития любви к ее красотам было одно из составных элементов приобщения подрастающего поколения к прекрасному. Дети, любопытные от природы росли в атмосфере семейного творчества, с малых лет наблюдая за вышивкой бабушек, матерей, старших сестер, а затем и подруг, приобщались к трудоемкому процессу создания орнамента на белом холсте. Терпеливо изучая последовательность вышивания, обучались разным видам, способам вышивки. Приобретая навыки сложнейшего мастерства, впитывали в себя всю красоту
удивительной декоративности линий, орнаментов, цветовой гаммы, сохранившейся от древних поколений, бережно передаваемых через мастерство рук, песни, сказки, легенды, загадки.
Марийцы в своей истории всегда следовали основным заповедям древней философии своих предков о чистоте тела и души. Это связано с тем, в народной одежде цвет и цветовые сочетания означают проявление национального вкуса, традиций, национальных обычаев и обрядов, возрастных отличий. Часто предпочтение, отдаваемое тем или иным цветам, объясняется наличием сугубо местных материалов, красителей. Что предки мари всегда считали себя частью природы. Поэтому для них было характерно бережное отношение к природе, соблюдение всех принятых в народе правил, норм нравственности. Таким образом, в семейном воспитании детей старались обучать всему тому, что обеспечивало бы их безопасную и хорошую жизнь.
С 10-12- летнего возраста одежда мальчиков и девочек начинает заметно отличаться. С этого периода обязательным для девочек становится ношение онучей с лаптями, усложняется орнаментация одежды, появляются украшения в виде ожерелий из бус или бисера. При достижении 15-16 лет к костюму девочек добавляются накостные украшения из бисера и монет, шейные ожерелья, серьги и браслеты. Эти украшения в большинстве начинали носить постоянно с того момента, когда им уже разрешалось принимать участие в празднике девушек, достигших половой зрелости [3, с. 7]. Особенно тщательно следили за своим нарядом девушки-невесты. Умение правильно одевать, носить национальную одежду, быть приветливой со старшими, трудолюбивой, доброй, умной, рачительной хозяйкой, было важным мерилом вхождения подрастающего поколения во взрослую жизнь. Идейно-эстетическое воздействие костюма накладывало определенный отпечаток на жизнь и ее восприятие, заставляло соотносить с образом костюма и себя, и свои поступки, и манеру поведения.
Через образцы народного творчества сохраняется мастерство и талант бабушек и дедушек. Семейные реликвии помогают детям окунуться в историю своей семьи, народа. Понять уникальность национального горномарийского костюма, его неповторимость и значимость в культуре народа. Память об ушедших поколениях жива не только в сердцах молодого поколения, но и в вышивках, ткачестве, в искусно сплетенных лаптях.
В детях с ранних лет воспитывали бережное отношение к природе, учили наблюдать за природными явлениями, растениями, птицами, животными, насекомыми, цветовой гаммой окружающего мира. Обучали стилизации природных форм. Восхищение красотой окружающего мира выразилось и в народной одежде. Образ костюма ассоциируется с белой березой. В орнаментах используется наряду с геометрическим, растительный и зооморфный мотив. Для холста выращивали лен и коноплю, пряжу окрашивали растительными и минеральными красителями, обувь изготовляли из лыка и кожи, использовали мех, шерсть, и шкуры животных для изготовления одежды. Обязательными были в воспитании детей навыки безотходного
производства [4, с. 77]. В целях сохранения гармонии с природой, по философским представлениям марийцев, человек должен соблюдать морально -эстетические, нравственные нормы в отношении окружающего мира, сохранить перед ним физическую и духовную чистоту. Такая мысль развивается в народных песнях горных марийцев: чтобы черпнуть чистую, светлую воду с Волги, нужно иметь чистое белое ведро, чтобы пить чистую воду из чистого ведра, нужно иметь чистый белый ковш. Следовательно, природа одаривает неисчерпаемыми богатствами и жизнедающей силой таких людей, которые имеют чистые и добрые помыслы ко всему окружающему.
Таким образом, народный костюм горных мари является эффективным средством этноэстетического воспитания подрастающего поколения. Дети по своей природе любознательны, впитывали знания и умения путем подражания взрослым, через ролевую игру. Играя, усваивали сложнейшие приемы изготовления народной одежды, постепенно совершенствуя свое мастерство. Народная одежда всегда проходила через призму веков, сохраняя или утрачивая те или иные черты. Каждый мог выразить себя в творчестве и труде. Дети, наравне с обучением и воспитанием взрослых самообучались, само-воспитывались, самосовершенствовались в своих навыках, стремились постичь трудоемкий и кропотливый процесс создания традиционного горномарийского костюма. Одновременно высокая педагогическая культура народа - показатель высокой культуры народа в целом.
Библиографический список
1. Волков, Г. Н. Традиции чувашского народа в эстетическом воспитании [Текст] / Г. Н. Волков - 1965. - С. 12.
2. Молотова, Т. Л. Традиционная и современная одежда горных марийцев [Текст] / Т. Л. Молотова // Материальная и духовная культура марийцев. - АЭМК. Вып. 5. - Йошкар-Ола, 1981. - С. 49.
3. Молотова, Т. Л. Марийский народный костюм [Текст] / Т. Л. Молотова -Йошкар-Ола, 1990. - С. 7.
4. Нурминский, С. А. Очерки о религиозных верованиях черемис [Текст] / С. А. Нуриминский - Вятка, 1883. - С. 77.
5. Чуриков, И. А. Этнопедагогика народа мари [Текст] / И. А. Чуриков - М., Трикста. Академический проект. - 2005. - С. 181.