Научная статья на тему 'Декоративно-прикладное наследие марийского народа и его актуализация в музее на современном этапе'

Декоративно-прикладное наследие марийского народа и его актуализация в музее на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1699
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / НАСЛЕДИЕ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ / НАРОДНЫЙ КОСТЮМ / ВЫШИВКА / ОРНАМЕНТ / ARTS AND CRAFTS / HERITAGE OF TRADITIONAL CULTURE / NATIONAL SUIT / EMBROIDERY / ORNAMENT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дегтева Марина Михайловна

В статье анализируются богатые художественные традиции марийцев, наиболее ярко и самобытно проявившиеся в декоре народного костюма в вышивке и украшениях, а также показана роль сотрудников козьмодемьянского музейного комплекса в сохранение декоративно-прикладного наследия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Arts and crafts heritage of the Mari people and its updating in the museum at the present stage

In article rich art traditions of Mari people are analyzed, is brightest and original represented in a national suit decor in an embroidery and jewelry, and also the role of employees of a Kozmodemyansky museum complex in preservation of arts and crafts heritage is shown.

Текст научной работы на тему «Декоративно-прикладное наследие марийского народа и его актуализация в музее на современном этапе»

УДК 069:745/749(=511.151)

М. М. Дегтева

Декоративно-прикладное наследие марийского народа и его актуализация в музее на современном этапе

В статье анализируются богатые художественные традиции марийцев, наиболее ярко и самобытно проявившиеся в декоре народного костюма - в вышивке и украшениях, а также показана роль сотрудников козьмодемьянского музейного комплекса в сохранение декоративно-прикладного наследия.

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, наследие традиционной культуры, народный костюм, вышивка, орнамент

Marina M. Degteva

Arts and crafts heritage of the Mari people and its updating in the museum at the present stage

In article rich art traditions of Mari people are analyzed, is brightest and original represented in a national suit decor - in an embroidery and jewelry, and also the role of employees of a Kozmodemyansky museum complex in preservation of arts and crafts heritage is shown.

Keywords: arts and crafts, heritage of traditional culture, national suit, embroidery, ornament

Художественные промыслы народов России, воплощающие многовековые традиции декоративно-прикладного искусства, бережно сохраненные мастерами-умельцами до наших дней, играют важную роль в развитии современного общества, являются национальным богатством и занимают достойное место в сокровищнице мировой культуры. Они вносят самобытную красоту и поэтичность в наш повседневный быт, помогают современным людям понять эстетику прошлых поколений, ощутить связь со своими корнями, с исторической памятью народа.

Народное искусство марийцев имеет глубокие многовековые традиции. Марийцы, как и все народы России, издавна занимались художественной обработкой дерева, металла, камня, кости, а также вышивкой, кружевоплетением, узорным ткачеством, кожевенным, валяльным производством. Мастера вручную, с применением простейших приспособлений изготавливали из различных материалов посуду и утварь, орудия труда, одежду, украшения, обувь, детские игрушки, предметы конской упряжи и музыкальные инструменты.

Богатые художественные традиции марийцев наиболее ярко и самобытно сложились в декоре народного костюма - в вышивке и украшениях. Вышивка занимала ведущее место в марийском народном искусстве. Искусством вышивки владела каждая женщина-марийка, приучаясь с детства ткать и вышивать. Вышитые узоры широко применялись в повседневной, праздничной и обрядовой одежде, в пред-

268

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

Section III. The museum and cultural tourism...

метах внутреннего убранства избы, в подарочных изделиях. Вышивкой украшали и отделывали все детали костюма - рубашки-платья и кафтаны, головные уборы и передники, свадебные головные покрывала и поясные полотенца. Место расположения вышивки в соответствии со строго продуманной издавна сложившейся традицией было связано с покроем, назначением и типом одежды. Вышивка выполнялась по белому холсту шерстяными, шелковыми, позднее хлопчатобумажными нитками. Узоры выполнялись без нанесения рисунка, по счету нитей основы холста. Вышивали марийки обычно с изнаночной стороны ткани. Техника вышивания, зависящая от структуры ткани, обусловила геометризированный характер узоров. При исполнении узоров старинными швами, характерными для финно-угров, вышивка получалась двусторонней.

Орнамент марийской вышивки состоит из геометрических, растительных и зооморфных мотивов. Преобладающим является геометрический орнамент, узоры представляют комбинации из прямых и кривых линий, фигур в виде ромбов, квадратов, прямоугольников, наклонных крестов, реже стилизованных кругов, овалов, сложноузорных мотивов, составляемых в различных сочетаниях и комбинациях. Широкое распространение получила техника вышивания крестом, а также гладью, характерными для вышивки соседних народов.

В составе марийского костюма богато представлены украшения из бисера, металла, раковин-каури, позумента, монет, блесток, пуговиц, получившие развитие из древних «шумящих» подвесок. Наряду с магически-охранительными, они имели эстетические функции, отражали половозрастное и социально-имущественное положение в семье и обществе. Украшения делились на головные, шейные, нагрудные, поясные, наручные. Распространенным видом народного искусства марийцев является художественная обработка дерева в технике различных видов резьбы и плетения.

Плетение традиционных домашних изделий из прута, лозы, бересты с 6070-х гг. XIX в. превратилось в массовые виды кустарных промыслов. Появление корзин, гнутой черемуховой мебели и других плетеных изделий на рынках вызвало массовый спрос на эту продукцию. А это в свою очередь заставляло мастеров проявлять творческие поиски, расширять ассортимент изделий, совершенствовать качество и разнообразить декоративную отделку.

Архитектурная резьба марийцев не имеет давних традиций. Декор жилища получил массовое распространение в основном с середины XIX в., когда на смену курным избам с волоковыми окошками пришли избы «По-белому» с окнами с наличниками, обращенные фасадом на улицу. Таким образом, декоративно-прикладное искусство марийцев имело давние традиции, развиваясь в тесной связи с этнографической средой. Марийское население продолжает заниматься изготовлением плетеных изделий, поделок из дерева, бересты, глины, изготовлением национальных украшений. Среди горных марийцев развивается ткачество цветных

• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее

269

_____________________Раздел III. Музей и культурный туризм..._____________

поясов и наплечников к местному костюму. Повсеместно среди плотников и столяров немало мастеров-резчиков, которые по заказу украшают жилища односельчан и своей округи.

Ведь перед всеми нами ставится задача бережного и заботливого сохранения, приумножения всех достижений предков, продолжения лучших художественных традиций в воспитании подрастающего поколения. В сохранение декоративноприкладного наследия также большой вклад вносят сотрудники нашего козьмодемьянского музейного комплекса. Мы проводим большую работу по истории города и родного края среди юного поколения. Кроме многочисленных тематических экскурсий, дети слушают лекции, беседы, знакомятся и участвуют в различных выставках, викторинах, а также в мастер-классах по глине, вышивке, бересте. Сотрудники приглашают в музей народных мастеров, перенимают их опыт. Некоторые из сотрудников сами являются мастерами декоративно-прикладного творчества. Они активно участвуют во всероссийских и межрегиональных выставках и конкурсах, защищая свою республику и край.

И с уверенностью можно сказать, что интерес к народно-прикладному искусству, сохраненный и переданный из поколения в поколение, не иссякает, а в последнее время заявляет о себе с новой силой. Ведь все мы стремимся к корням своим, а мир декоративно-прикладного искусства многолик и интересен, соприкасаясь с ним, мы лучше узнаем историю своей страны, своего края.

270

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.