Научная статья на тему 'Использование национальных традиций в проектировании костюма'

Использование национальных традиций в проектировании костюма Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1316
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИИ / ОРНАМЕНТ / ДЕКОРАТИВНОСТЬ / НАРОДНЫЙ КОСТЮМ / TRADITIONS / ORNAMENT / DECORATIVE EFFECT / NATIONAL SUIT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Куприна Юлия Петровна

В статье рассматриваются национальные традиции, как источники вдохновения, и их использование в дизайне костюма. Выявлены закономерности, используемые в декорировании национального костюма и применение их на практике. Большое значение уделяется орнаменту, эмоциональному воздействию цвета при создании костюма. Каждый цвет имел свое знаковое, условное значение в русском народном костюме. Определено, что орнамент бывает растительный, геометрический, анималистический, сюжетно-тематический с включением стилизованных фигур человека и комбинированный. Женский костюм в отличие от мужского наряда всегда отличался многоцветностью, неповторимым своеобразием орнамента, передающим всегда индивидуальность мастерицы. Народный костюм рассматривается как произведение искусства, созданное по законам композиции, с ярко выраженной ритмикой, своеобразными соотношениями цветовых пятен, цветовым взаимодействием фона и орнамента, особым покроем и силуэтом. Изучая народный костюм, молодые дизайнеры изучают основу изобразительной грамоты, которая способствует решению профессиональных задач в проектировании костюма. Студентам на занятиях прививается особый художественный способ познания действительности, отличающийся от рационального. Воспитание художественного способа познания достигается, прежде всего, в практике изобразительного искусства. В результате последовательного обучения у молодых дизайнеров вырабатываются навыки сознательного решения изобразительных задач в своих проектах, пониманиях целей и методов работы, появляется уверенность в своих силах. Предметы изобразительного искусства помогают сформировать гармонически и эстетически развитых студентов будущих дизайнеров. Наряду с изучением изобразительной грамоты будущие дизайнеры проводят специальные исследования, как способ понимания и изучения художественного наследия, обращаясь к народному искусству как к неисчерпаемому источнику. Современное поколение по-своему решает эти творческие проблемы, и мы видим, как в удачных, интересных моделях молодых модельеров по-новому проявляются художественные принципы народного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF NATIONAL TRADITIONS IN DESIGN OF THE SUIT

In article author considered national traditions as inspiration sources, and their use in design of a suit; revealed regularities used in dressing of a national suit and their application in practice. Author gave the great value to an ornament, emotional influence of color at creation of a suit. Every color had the sign, conditional value in the Russian national suit. Author defined that the ornament can be vegetable, geometrical, animalistic, narrative to inclusion of the stylized figures of the person and combined. The women's suit unlike a costume always differed in polychromy, a unique originality of an ornament, the skilled workers giving always identity. The national suit is as the work of art created under laws of composition with pronounced rhythmic, peculiar ratios of color spots, color interaction of a background and ornament, special breed and a silhouette. Studying a national suit, young designers study a basis of the graphic diploma which promotes the solution of professional tasks in design of a suit. To students at lessons the special art way of knowledge of reality differing from the rational takes root. Education of an art way of knowledge happens, first of all, in practice of the fine arts. As a result of consecutive training young designers acquire skills of the conscious solution of graphic tasks in the projects, understanding of purposes and methods of work, appears confidence in the forces. Subjects of the fine arts help to create harmoniously and esthetically developed students of future designers. Along with studying of the graphic diploma future designers conduct special researches as a way of understanding and studying of art heritage, addressing to folk art as to an inexhaustible source. The modern generation solves these creative problems in their own way, and we see how art principles of folk art appear in a new way in successful, interesting models of young fashion designers.

Текст научной работы на тему «Использование национальных традиций в проектировании костюма»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ В ПРОЕКТИРОВАНИИ КОСТЮМА

КУПРИНА ЮЛИЯ ПЕТРОВНА

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: kuprinayl@mail.ru

В статье рассматриваются национальные традиции, как источники вдохновения, и их использование в дизайне костюма. Выявлены закономерности, используемые в декорировании национального костюма и применение их на практике. Большое значение уделяется орнаменту, эмоциональному воздействию цвета при создании костюма. Каждый цвет имел свое знаковое, условное значение в русском народном костюме. Определено, что орнамент бывает растительный, геометрический, анималистический, сюжетно-тематический с включением стилизованных фигур человека и комбинированный. Женский костюм в отличие от мужского наряда всегда отличался многоцветностью, неповторимым своеобразием орнамента, передающим всегда индивидуальность мастерицы. Народный костюм рассматривается как произведение искусства, созданное по законам композиции, с ярко выраженной ритмикой, своеобразными соотношениями цветовых пятен, цветовым взаимодействием фона и орнамента, особым покроем и силуэтом. Изучая народный костюм, молодые дизайнеры изучают основу изобразительной грамоты, которая способствует решению профессиональных задач в проектировании костюма. Студентам на занятиях прививается особый художественный способ познания действительности, отличающийся от рационального. Воспитание художественного способа познания достигается, прежде всего, в практике изобразительного искусства. В результате последовательного обучения у молодых дизайнеров вырабатываются навыки сознательного решения изобразительных задач в своих проектах, пониманиях целей и методов работы, появляется уверенность в своих силах. Предметы изобразительного искусства помогают сформировать гармонически и эстетически развитых студентов будущих дизайнеров. Наряду с изучением изобразительной грамоты будущие дизайнеры проводят специальные исследования, как способ понимания и изучения художественного наследия, обращаясь к народному искусству как к неисчерпаемому источнику. Современное поколение по-своему решает эти творческие проблемы, и мы видим, как в удачных, интересных моделях молодых модельеров по-новому проявляются художественные принципы народного искусства.

Ключевые слова традиции, орнамент, декоративность, народный костюм.

В высшей школе образования изучение дисциплины «Проектирование костюма» в последнее время основывается на исследовании национальных традиций, используемых издревле в русских народных костюмах. Для народного костюма характерны стилевые особенности и творческая импровизация, рукотворность изделий и высокий профессионализм. Национальные традиции в костюме отражают все многообразие их потребностей. Отсюда их важные особенности: разнообразие видов; единство стиля различных, но соответствующих друг другу вещей, их ансамблевое решение; гибкость, проявляющаяся в быстрой смене стилей, отмирание старых и возникновение новых видов как реакция на изменение практических и эстетических потребностей и общественных вкусов; специфика художественного языка, определяемого практическим назначением вещей. Таким образом, рациональное восприятие фактов усту-

пало место эмоциональному. Тайна - основа познания. Она будоражит воображение людей, привлекает возможной многозначностью открытий. И постепенно, собирая и исследуя самые разнообразные сведения о народных традициях, складывается стройная система знаний о народном костюме. Благоговейное отношение к творчеству, к искусству - радости в любых его формах - вот что раскрывает нам наследие наших предков.

Изучая народный женский наряд, можно проследить некоторую закономерность, используемую в декорировании национального костюма. Не смотря на то, что, в каждой местности были характерны свои особенности, русский женский костюм обладал общими чертами - это его покрой, форма, сочетания цветов, количество деталей оставались обязательными для всех жителей данной местности, и только материал и украшения свидетельствовали об имущественном поло-

жении владелицы или владельца. В движении этот костюм сохранял свою особенность плавную текучесть линий, отсюда выражение «выступает будто пава». Она шла легкой красивой поступью, чувствуя и ощущая в себе радость от праздничного наряда. То была одна из немногих доступных русской крестьянке радостей, в которой тесно переплеталось ощущение праздника и удовлетворение творчеством. Искусство-радость является основой русского народного костюма. Неуемная тяга к красоте, живущая в душе человека, воплощает его мечту особенно в создании внешнего облика людей.

При создании наряда всегда учитывалось эмоциональное воздействие цвета, так как издревле человек и природа были едины. В праздничных нарядах самые неожиданные сочетания цветов -малиновые, васильковые, оранжевые, зеленые, сиреневые, бирюзовые кофты на роспуск и темно-золотистые, желтые, лиловые, красные светлые и темные юбки, отделанные понизу рядами ярких лент и узкими полосками белого кружева.

Каждый цвет имел свое значение, если красный цвет олицетворял солнце, радость, полноту жизни, праздник, то в темных и тусклых тонах красный цвет получал значение символа смерти. Данные знания передавались от поколения к поколению, и при создании костюма уделялось особое внимание. Для русского народного костюма характерна большая декоративность, которая достигается главным образом тканым или вышитым символическим рисунком рукавов в русской женской рубахе. Сочным красным цветом и строгим орнаментом, мерцанием золота, кружевной черной вязью на серебристом холсте или белым рельефным шитьем на прозрачной кисее украшали русские женщины рукава своих рубашек. Заметные издали, они особенно хороши при ближайшем рассмотрении. Чем привычнее была форма, тем с большим искусством сочетались цвета, располагала искусница отделку, и ценность каждой купленной ленты, пуговки, бусины, блестки определяла их место в орнаменте костюма. Женский костюм всегда отличался многоцветностью, неповторимым своеобразием орнамента, передающие всегда индивидуальность мастерицы.

Рассматривая мужские рубашки, можно обнаружить то, что они не отличались большим разнообразием. Украшали вышивкой или узорным тканым рисунком подол, края рукавов, узкую обшивку ворота и его боковую прорешку.

При создании народного костюма уделяется большое значение орнаменту, который условен, для него характерна плоскостность, выразитель-

ность силуэта, ритмический строй позволяет легко связывать орнамент с формой предмета, подчинять ее особенностям. Несколько типов орнамента, применяемого при декорировании костюма, - это растительный, геометрический, анималистический, сюжетно-тематический с включением стилизованных фигур человека и комбинированный. Кроме изобразительного или геометрического орнамента, могут быть использованы отдельные ритмически организованные изобразительные или неизобразительные элементы (линии, круги, кольца и др.), которые благодаря ритму, цвету, светотени создают определенный эмоциональный настрой. Таким образом, в декоративных вышивках народного костюма находили отражение верования древних славян, поклонение Божествам, просьбы о счастье, добре, изобилии, урожае, помощи в трудной жизни.

Костюм выполнял роль защиты человека от внешней среды. А всякий вид защиты, по верованиям наших далеких предков, можно было сохранить, упрочить с помощью магических действий, часто зашифрованных в рисунках орнамента. Конечно, в костюме, непосредственно связанном с телом человека, магический смысл отдельных частей костюма и орнамента ярче всего проявляется в его праздничных обрядовых вариантах. Через орнамент раскрываются многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому народный костюм превратился в звено, которое связывает художественное прошлое нашего народа с его настоящим и будущим.

При изучении народного костюма этнографы и дизайнеры ставят перед собой разные задачи. Для этнографа костюм - предмет специального научного исследования, связанного с этнической, родовой, социальной и возрастной принадлежностью. Он заключает в себе сведения о культуре, материале (шерсть, лен и пр.), способе ткачества, красителях, технике вышивки, семантическое значение орнамента, влияние других культур, народов или племен и т. д.

Для дизайнеров - это, прежде всего, произведение искусства, созданное по определенным традиционным законам композиции, с ярко выраженной ритмикой, своеобразными соотношениями цветовых пятен, цветовым взаимодействием фона и орнамента, особым покроем и силуэтом. Поэтому дизайнер при изучении народного костюма проникается его эстетической ценностью, влияние которой в области народного искусства сказывается в его работах. Постепенно возникло и развилось такое понятие, как фольклорный стиль, которое подразумевает придание современной

уи. Р. КИРКМЛ

одежде черты национального и традиционного костюмов. Дизайнер, конструируя костюм в фольклорном стиле, использует знания, как подлинного традиционного костюма, так и его стилизацию.

Как было выявлено, что, не смотря на новые технологии и материалы, новые формы общения и философию жизни, интерес к истокам народного костюма не истекает, поэтому в программах вузовской подготовки дизайнеров по костюму большое внимание уделяется изучению вышивки и ее стилизации, национальному орнаменту и использование его при проектировании костюма. Орнамент способен выразить самые разнообразные ощущения: сдержанность и торжественность, легкость, изящество и плавность, внутреннее напряжение и спокойствие, свободное движение. В орнаменте всегда отражаются характер и особенности культуры народа, создавшего его, а также эпоха, в которую он возник. Орнамент имеет следующие особенности:

- состоит обычно из повторяющихся элементов - мотивов, которые являются основой орнамента. Определенное сочетание мотивов создает художественный образ;

- орнамент может быть повторяющим (рап-портным) и замкнутым (в круге, в квадрате);

- орнамент не существует самостоятельно, а входит как составной элемент в общее оформление предмета.

Обязательным требованием при создании орнаментальной композиции является творческая переработка природных форм, выявление конструктивных особенностей в соответствии с замыслом и материалом, для которого орнамент предназначается. Упрощение, художественное обобщение - один из возможных приемов преобразования природной формы в орнаментальную композицию. Поэтому при создании орнаментальной композиции студент-дизайнер по костюму основывается не только на свою интуицию, но также применяет объективные законы композиционного, ритмического, пластического построения, учитывая гармоническое соотношение различных цветов. Под гармонией подразумевается сочетание цветов, вызывающие положительную эстетическую оценку, которые подчиняются определенной закономерности, которые легче рассматривать на примере цветового круга, служивший системой расположения цветов в виде отдельных образцов, размещенных по кругу. Эти вопросы и другие (законы цвета, света, изучение формы, пропорций в одежде) рассматривают и изучают на занятиях по проектированию костю-

ма. Для этого студентам уже на первых курсах прививается особый художественный способ познания действительности, отличающийся от рационального. Воспитание художественного способа познания достигается, прежде всего, в практике изобразительного искусства. Поэтому с первого курса на отделении «Дизайн» изучаются такие предметы, как живопись, рисунок, композиция. Будущие дизайнеры на занятиях по живописи изучают и применяют на практике такие понятия как свет, цвет и форму, а также различные материалы (акварель, гуашь, масло) для умения создать гармоничное произведение, используя для этих задач натурные постановки.

Для того чтобы научиться отвечать на профессиональные вопросы, которые ставит перед собой молодой дизайнер при проектировании костюма, необходимо знать законы композиции, которые являются азбукой, основой профессионализма. Поэтому студент изучает законы композиции, и все задания имеют определенную структуру и построены от элементарных понятий к сложным.

Основные средства композиции можно формально отобразить в виде схем, так как любая композиция схематична, потому что обладает независимо от числа структурных элементов, зрительными осями, связывающих их в единое целое. Такие схемы служат для иллюстрации общих понятий, носят отвлеченный характер и не является раз и навсегда заданными, бесспорными рецептами. Важно отметить также и то, что они выступают лишь в качестве вспомогательного средства для пояснения эмоционально-образного строя композиции костюма.

Основываясь на исследованиях, студентам были предложены задания на компоновку геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник. Задания заключались в композиционном решении 3-х геометрических фигур, где доминантой является круг или квадрат, или треугольник. Для решения данной проблемы необходимо изучить основной закон композиции соподчинения, который заключается в определении, какой из элементов будет доминантой, подчиняя себе другие элементы. Главенствующая роль элемента может быть акцентирована цветом, тоном, зрительно увеличением размеров и т. д. Главная задача в правильном определении смыслового значения элементов по отношению друг другу и акцентировать их в соответствии с этим значением различными выразительными средствами. Такие задания необходимы для того, чтобы студенты с помощью законов композиции свободнее ориентировались ограниченными размерами плоскости.

Таким образом, молодые дизайнеры по костюму изучают основы изобразительной грамоты, для того, чтобы иметь возможность воплотить свои идеи на бумаге, и, как следствие, рисунок имеет огромное значение в обучении дизайнера. В наших исследованиях рисунок рассматривается как средство становления, формирования и развития пространственных представлений, творческого воображения и художественно-образного мышления. Как было выявлено, рисунок для будущего дизайнера является основным средством выражения замысла, начальным этапом в проектировании костюма. Рисунок является основой профессиональной культуры будущего дизайнера. Наряду с длительным учебным рисунком предлагается выполнять краткосрочные учебные рисунки - наброски и зарисовки, которые дополняют возможность изучения подвижной натуры. При обучении наброскам и зарисовкам в качестве натуры используются те же близкие по форме (или аналогичные по содержанию) объекты, что и при обучении длительному рисунку. Короткий набросок с натуры в силу специфических особенностей его исполнения предназначается главным образом для быстрого фиксирования зрительных восприятий и впечатлений. Наброски могут быть выполнены с натуры, также комбинированным способом (сначала по наблюдению с натуры, а затем без натуры по памяти). Наброски, исполняемые только по памяти, по представлению, по воображению, т. е. в изображении какого-либо творческого замысла или художественного образа, темы, сюжета и т. п., которые выполняются на основе восстановления и комбинирования своих представлений о предметах и явлениях.

Применение того или иного способа в работе над набросками может быть вызвано разными причинами: учебными задачами, количеством и сложностью одновременно изображаемых объектов и их состояний (покой и движение), производственными соображениями (в дизайнерском искусстве костюма), т. е. самим содержанием наброска, а также объективными условиями, с которыми приходится сталкиваться на практике. Поэтому цель наброска заключается в том, чтобы графически зафиксировать наблюдения. Таким образом, требуется активность первого восприятия, сосредоточенность и быстрота наблюдения, не отвлекаясь на мелкие второстепенные и случайные подробности, изобразить главное, характер предмета, и отобразить его на листе остро и выразительно. Структура заданий и упражнений ориентирована на поэтапное формирование пространственного представления, творческого вооб-

ражения и фантазийного мышления будущего дизайнера.

В результате последовательного обучения у молодых дизайнеров вырабатываются навыки сознательного решения изобразительных задач в своих проектах, пониманиях целей и методов работы, появляется уверенность в своих силах. Предметы изобразительного искусства, помогают сформировать гармонически и эстетически развитых студентов - будущих дизайнеров.

Если усваиваются на занятиях по рисунку и живописи особенности изобразительно-выразительных средств, то создание костюма как произведения искусства предназначены главным образом не для созерцания и рассмотрения (подобно произведениям живописи и графики), а, как правило, для практического использования. В их решении большая роль принадлежит композиции, материалу, техническим средствам исполнения, колориту, соотношению основной формы и декора. На занятиях усваивают такие формообразующие принципы костюма, как четкость конструкции, масштаб, пропорции, с отношением отдельных частей формы, выявляющих функциональное назначение вещи. Структура занятий построена так, чтобы способствовать студентам умению строить самостоятельную работу над своими проектами в соответствии с теми знаниями и умениями, которыми они располагают в данный период, с учетом учебных задач, стоящих перед ними на каждом конкретном этапе обучения.

Наряду с изучением изобразительной грамоты будущие дизайнеры проводят специальные исследования, как способ понимания и изучения художественного наследия, обращаясь к народному искусству как к неисчерпаемому источнику. Современное поколение по-своему решает эти творческие проблемы, и мы видим, как в удачных, интересных моделях молодых модельеров по-новому проявляются художественные принципы народного искусства.

Изучая национальный костюм, студенты-дизайнеры учатся чувствовать красоту и гармонию, внося в повседневную жизнь человека радость, праздник. Основываясь на истоки народного костюма, изучая их, молодые дизайнеры, черпают красоту и вдохновение в красоте окружающей природы, задушевной русской песне, мудрой народной сказке и былине на создание своих индивидуальных моделей, коллекций.

Литература

1. Кашекова И. Э. Изобразительное искусство: учеб. пособие. М., 2008.

УИ. Р. КИРЯТЫЛ

2. Куприна Ю. П. Основы формальной композиции: учеб. пособие. Тамбов, 2011.

3. Шашков Ю. П. Живопись и ее средства: учеб. пособие. М., 2008.

References

1. Kashekova I. E. Izobrazitel'noye iskusstvo: ucheb. posobiye. M., 2008.

2. Kuprina Yu. P. Osnovy formal'noj kompozitsii: ucheb. posobiye. Tambov, 2011.

3. Shashkov Yu. P. Zhivopis' i ee sredstva: ucheb. posobiye. M., 2008.

* * *

USE OF NATIONAL TRADITIONS IN DESIGN OF THE SUIT

KUPRINA YULIYA PETROVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: kuprinayl@mail.ru

In article author considered national traditions as inspiration sources, and their use in design of a suit; revealed regularities used in dressing of a national suit and their application in practice. Author gave the great value to an ornament, emotional influence of color at creation of a suit. Every color had the sign, conditional value in the Russian national suit. Author defined that the ornament can be vegetable, geometrical, animalistic, narrative to inclusion of the stylized figures of the person and combined. The women's suit unlike a costume always differed in polychromy, a unique originality of an ornament, the skilled workers giving always identity. The national suit is as the work of art created under laws of composition with pronounced rhythmic, peculiar ratios of color spots, color interaction of a background and ornament, special breed and a silhouette. Studying a national suit, young designers study a basis of the graphic diploma which promotes the solution of professional tasks in design of a suit. To students at lessons the special art way of knowledge of reality differing from the rational takes root. Education of an art way of knowledge happens, first of all, in practice of the fine arts. As a result of consecutive training young designers acquire skills of the conscious solution of graphic tasks in the projects, understanding of purposes and methods of work, appears confidence in the forces. Subjects of the fine arts help to create harmoniously and es-thetically developed students of future designers. Along with studying of the graphic diploma future designers conduct special researches as a way of understanding and studying of art heritage, addressing to folk art as to an inexhaustible source. The modern generation solves these creative problems in their own way, and we see how art principles of folk art appear in a new way in successful, interesting models of young fashion designers.

Key words: traditions, ornament, decorative effect, national suit.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.