ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
УДК 821.161.1+37.013 ББК Ш5 (2Рос=Рус)6-4
М. А. Баркова
Чебоксары
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ В. М. ШУКШИНА
ГСНТИ 14.01.07 Код ВАК 13.00.01 КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: общечеловеческие ценности; этнокультурные ценности; народная педагогика; В. М. Шукшин; гуманитарное образование; духовно-нравственное воспитание.
АННОТАТТИЯ. Освещается проблема воспитания подрастающего поколения методами народной педагоги. Рассматриваются разные подходы к определению общечеловеческих и этнических ценностей, выявляются сходства и различия. На основе художественных произведений В. М. Шукшина утверждается, что лучшим источником раскрытия жизненных ориентиров новому поколению является литература, благодаря которой личность гармонично развивается природосообразным, а не назидательным путем, согласуясь с идеями народной педагогики.
M. A. Barkova
Cheboksary
HUMAN VALUES OF FOLK PEDAGOGY IN THE WORKS BY V. M. SHUKSHIN
KEY WORDS: human values, ethno-cultural values, folk pedagogy, V. M. Shukshin, education in the sphere of the Humanities, spiritual and moral education.
ABSTRACT. The problem of education of young people according to the folk pedagogy ideas is dwelt upon. Different approaches to defining human and ethnic values are presented, their differences and similarities are stated. It is claimed, on the basis of the works by V. M. Shukshin, that the best source of determination of guiding line for young people is literature, owing to which personal development is in harmony with the nature which agrees with the ideas of folk Pedagogy.
Национальная культура — мощное средство воспитания.
Оно помогает человеку сохранить свойственный ему пластичный контакт с окружающим миром, раскрывает непреходящие ценности — истину, добро и красоту. Произведения художественной литературы бережно сохраняют для нас основы народного, духов© Баркова М. А., 2011
ного, нравственного и эстетического образования, содержат большой воспитательный потенциал для человека XXI века.
Бесспорно, что изучение народной традиционной культуры имеет важное значение в глобальном образовании подрастающего поколения. Несомненно и то, что изучать ее лучше в единстве
с литературой, ведь книга — «учебник жизни», который дает нам уроки нравственности, помогая найти свое место в мире, утверждая себя как личность с определенными ценностными ориентирами.
На протяжении столетий многие, начиная с Платона и Сократа, по сей день пытаются разобраться, существуют ли общечеловеческие ценности и если да, то чем они отличаются от индивидуальных или национальных ценностей. «Когда речь заходит об общечеловеческих ценностях, имеют в виду именно те ценности, которые занимают высшие места в иерархии ценностей и определяют профиль культурного ядра общества. Речь идет о ценностях, которые в конфликте “разных Я” берут верх или отступление от которых считается грехом и мучает совесть человека» [4].
Каждое общество, как и каждая историческая эпоха, обладают не вполне совпадающими системами ценностей, более того, нередко эти ценности различны. Условием этого оказываются не только сама по себе материальная жизнь, традиции прошлого, духовные ориентиры общества, но даже и сам язык, сам способ мышления, свойственный представителям определенного этноса.
В ситуации сегодняшней России происходит радикальная ломка ценностей. Это прежде всего касается вопроса о соотношении групповых и общечеловеческих ценностей, но, несмотря на это, общечеловеческие ценности — нравственность, образ жизни, достойный гуманной сущности человека, духовная красота и др. — непреходящи. Этнокультурные ценности, принадлежащие определенным нациям, сосуществуют не отдельно, а в симбиозе с общечеловеческими, что приводит к взаимодействию и взаимовлиянию единичного, особенного на всеобщее в процессе социализации личности.
Так, И. Н. Афанасьев в качестве одной из основных особенностей чувашей выделяет обязательно-почтительное отношение к самому старому человеку из присутствующих, а также твердую память, конкретное мышление и разви-
тую наблюдательность [1. С. 83] Такие великие российские мыслители, как Л. Н. Толстой, К. М. Симонов, А. Н. Толстой подчеркивали, что отличительными чертами русского национального характера являются высокая гражданская позиция, готовность прийти на помощь, общительность, доброжелательность, храбрость, мужество, старательность, трудолюбие.
С этнопедагогической точки зрения рассматривал общечеловеческие ценности академик Г. Н. Волков, выступавший на российско-японском симпозиуме «Вечные ценности: труд, красота, добро, справедливость — основа нравственного воспитания детей и молодежи»: «Общечеловеческие духовно-
нравственные ценности являются вечными. При этом речь может идти необязательно о системе, а о наличии их. Отсутствие системы явлений не свидетельствует об отсутствии явления. Высшей общечеловеческой ценностью являются жизнь и здоровье. Конечно же, общечеловеческой ценностью является человеческая солидарность... Эт-нопедагогическое осмысление общечеловеческих ценностей требует учета особенных свойств народной педагогики и народного воспитания, являющихся предметом этнопедагогики» [2. С. 235].
Также Г. Н. Волков в своих трудах дает каждой нации определенную характеристику. Все описанные им личностные качества имеют положительную направленность. Он считает, что в многонациональной России нет и не может быть плохих народов. Духовнонравственные и этнокультурные ценности он предлагает рассматривать как высшие общечеловеческие ценности. К ним он относит любовь к детям, любовь к матери, преданность семье и памяти предков, трудолюбие, любовь к человеку, к Родине, искренность и открытость, честность, чувство справедливости, взаимной терпимости и благодарности.
«Существуют такие общепринятые в цивилизованном мире качества личности, исконно завещанные человечеству свыше и определяющие саму суть чело-
веческого существования, как естественное трудолюбие и потребность трудиться, взаимопомощь, чувство коллективизма и солидарности, взаимопонимание, взаимотерпимость между людьми и толерантность», — считают
B. С. Кукушкин, Л. Д. Столяренко [5. С. 87]. Учет принципа взаимовлияния общечеловеческих и этнокультурных ценностей в воспитании и обучении подрастающего поколения делает возможным формирование целостной личности со знанием народной морали, этики, эстетики и философии.
Сформировать такую личность непросто. На помощь педагогике приходит литература. «Главная ценность литературы в достоверности пережитого и прочувствованного автором: в современной, но неноменклатурной постановке проблем; в нравственно-житейском, а не командировочном сопричастии их ко всему тому, о чем им вдруг захотелось писать» [10.
C. 282].
Обдумывая различные факторы, более всего влияющие на воспитание личности (по степени их важности), нельзя не вспомнить слова К. Леонтьева: «Семья сильнее школы; литература гораздо сильнее и школы, и семьи. <...> [Школа] не может так всевластно подчинить ум и волю юноши, как посторонний и удаленный от него во всем величии своей славы писатель. От семьи и школы даже и довольный ими юноша рад все-таки в известное время эмансипироваться; от литературы ему нечего освобождаться — он сам ее ищет, сам избирает, сам с любовью подчиняется ей» [6. С. 191—192]. Публицистически заостренно, но в том же направлении размышлял и М. Салтыков-Щедрин: «Всякий, кто сознает себя человеком, понимает, что вне литературы нет ни блага, ни наслаждения, ни даже самой жизни» [15. С. 39].
Литература служит делу нравственного просвещения и воспитания общества, способствует его духовному возрождению. Это тот живительный родник среди средств массовой культуры, без которого невозможна настоящая жизнь каждого мыслящего современника, пытающегося увидеть ход време-
ни, желающего ближе познакомиться с национальной духовной культурой, с ее истоками и корнями.
Воспитание художественным словом приводит к изменениям эмоциональной сферы читателя, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир. По словам Б. М. Теплова, искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение [11. С. 96].
Художественная литература, вобравшая в себя опыт народа, взращенная на устном народном творчестве, играет определяющую роль в становлении и воспитании молодого поколения. Народная культура посредством художественного слова передает от поколения к поколению знания о духовной деятельности человека определенного этноса. Учитывая этнические особенности, базируясь на народной культуре, литература прививает и регламентирует нормы, правила и обычаи поведения человека. Для новых поколений это важнейший воспитательный фактор. Они не открывают все заново, а усваивают достигнутый человечеством опыт посредством художественной литературы.
Этнопедагогические идеи, опирающиеся на житейскую мудрость народа, чрезвычайно широко представлены в творчестве В. М. Шукшина, который считает, что истинный мастер слова должен ощущать в себе весь прежний исторический и духовный опыт прошлых поколений.
Корни высокого профессионального мастерства Шукшина уходят в художественный опыт и традиции этноса. Здесь уместно будет вспомнить известные слова Ф. М. Достоевского, говорившего: «Не люби ты меня, а полюби ты мое — вот что вам скажет народ, если захочет увериться в искренности вашей любви к нему». Шукшин и был тем самым человеком, который жил народом, работал для народа, кто, по словам М. А. Шолохова, «не пропустил момент, когда народу захотелось сокро-
венного. И он рассказал о простом, негероическом, близком каждому так просто, негромким голосом, очень доверительно» [10. С. 328].
На основе народных обычаев, культурных традиций своей родной земли развилось у Василия Макаровича Шукшина чувство прекрасного, языковое чутье. Здесь, на земле предков, сформировался, вырос в полный рост талант народного писателя, обретая духовно-нравственные и культурноисторические идеалы.
На Алтае Василий Макарович воспринял национальное мировоззрение, осмыслил идейно-нравственное богатство родного народа: народную мораль и народную идеологию. Он с юных лет научился распознавать ложь и лицемерие.
Шукшин — пример того, как благодаря синтезу материнской любви, народной мудрости и красоты родного края можно воспитать без школ и учителей человека природного, тонко чувствующего, духовно и нравственно свободного, правдолюбивого. «Житейская практика изобилует примерами, когда безошибочный моральный выбор делается людьми далекими от профессионального занятия философией, но впитавшими с молоком матери и не растерявшими в юности одно из самых ценных человеческих качеств — порядочность» [8. С. 40].
Опираясь в своих работах на понятия о нравственности, честности, трудолюбии, жизнестойкости, на такие общечеловеческие ценности, как любовь к матери, преданность семье и Родине, Шукшин создавал произведения емкие, насыщенные правдой жизни, без прикрас. Кажется, что он видел и слышал все то, о чем писал, — так достоверно и живо действуют его герои.
На уроках литературы можно предложить учащимся проанализировать и сравнить две системы ценностей: этническую — народного писателя В. М. Шуш-кина и общечеловеческую. При этом необходимо акцентировать их внимание на национальной системе взглядов жителей Сибири на природу, семью, место женщины и детей в доме, Родину — ос-
новных категорий, о которых всегда писал Василий Макарович.
Представим центральные понятия творчества писателя в аспекте общечеловеческих и этнокультурных ценностей.
Семья. Многие века главной человеческой ценностью была и остается семья: «В семье любовь да совет, так и нужды нет», «Вся семья вместе, так и душа на месте». «Семейное воспитание является первоосновой, на которой развиваются характер человека, его склонности и способности. Семья обеспечивает индивидуализацию целей и содержания процесса воспитания, она в меру своих сил создает благоприятные условия для развития детей, передачи им социального опыта, накопленного предыдущими поколениями» [5. С. 90].
Народными воспитателями Г. Н. Волков называет отца, мать и, конечно, деда. Родители Шукшина, так же как и его дед, были далеки от классической педагогики, не были воспитателями в прямом смысле этого слова. Они интуитивно воспитывали Василия так, как их воспитывали их отцы и прадеды. Г. Н. Волков так определял народное воспитание: «.исторически сложив-
шееся стремление того или иного народа прививать подрастающим поколениям те или иные прогрессивные черты национального характера как уважение к другим нациям, оказывать взаимопомощь, перенимая лучшие черты» [3.
С. 14].
Семья для писателя Шукшина едва ли не первый предмет его размышлений. Каким бы неприятным, злым, скупым ни был герой Шукшина, у него почти всегда есть или была семья. Он никогда не отрывает героя от семейных традиций, уклада, быта. Каждый его герой — чей-то сын, брат, отец или муж. Такая привязанность к корням благотворно влияет на педагогическую сторону его произведений. Семья, по И. Я. Яковлеву, создатель и оберегатель культуры народа, его вековых традиций, о чем он неоднократно писал, а также повторял на уроках педагогики в учительской школе. Семья является основой душевного равновесия, спо-
койствия детей. В дружной, благополучной семье, считает он, вырастают хорошие труженики; в жизни семьи бывают моменты радостные и печальные, удачи и неудачи, но крепкой дружной семье не страшны великие житейские невзгоды. Далее он наставляет: «Если сбережете семью, обережете детей, то и создадите опору для мирного и спокойного труда» [16. С. 15].
Так, на старости лет о семье, о свадьбе думает старик Глухов в рассказе «Бессовестные». Хочет он семью потому, что жена его умерла, а одному жить тяжело, вот и думается: «...и пусть живет [Оттавиха], все не так пусто будет в доме. Хоть в баню по-человечески сходить, полежать после баньки беззаботно. На стол есть кому поставить, есть кому позвать: “Садись, Емельян”. Жилым духом запахнет в доме! Совсем же другое дело, когда в кути, у печки, кто-нибудь громыхнет ухватами и пахнет опарой. Или ночью, когда не спится, можно потихоньку поговорить.» [14.
С. 329]. С юмором показано сватовство плановика Чередниченко из рассказа «Чередниченко и цирк». Следователь Ваганов из одноименного рассказа тоже стремится обзавестись семьей и, встречаясь с потерпевшим Поповым, завязывает разговор, из которого становится ясным отношение мужчин к женщинам вообще и институту семьи в частности: «Ведь ты погляди: что ни семья, то разлад. Что ни семья, то какой-нибудь да раскосяк. Почему же так? А потому, что нечего ждать от бабы. Баба, она и есть баба. Семья человеку нужна, это уж как ни крутись. Без семьи ты — пустой нуль» [12. С. 66]. Таким образом, герой Шукшина Попов, согласуясь с народными представлениями о жизненных ценностях, считает необходимым иметь семью, хотя женщина, в его представлении, создание сумасбродное, на которое и обижаться-то грешно.
Беспощадны и грубы бывают герои Шукшина, кому так и не удалось завести семью, детей. Старик Глухов в рассказе «Бессовестные», собравшись жениться на Оттавихе, приходит к Малы-шихе, чтоб та их сосватала, но слышит
такие слова: «Но хочу все же вас спросить: как вам не совестно? А? — Малышева бросала эти слова в лицо Глухову и Оттавиной. С какой-то необъяснимой жестокостью, от всего сердца, наболевшего тайной какой-то болью, бросала» [14. С. 335—336].
Дети. Одной из главных ценностей почти все народы считают детей. Это подтверждают многочисленные традиции, обычаи и обряды, связанные с рождением и взрослением ребенка. Благоговейное отношение взрослых к ребенку закладывало и в детях чувство ценности жизни. Оно имело также и большое воспитательное значение, обеспечивая преемственность поколений. Отсутствие детей было большим несчастьем у всех народов. Дом, в котором не было детей, уподоблялся кладбищу: «Дом с детьми — базар, дом без детей — мазар», «Человек с детьми подобен свече, человек без детей подобен подошве» [7. С. 58]. В. М. Шукшин показывает, какой может стать женщина, не познавшая счастья материнства. Жестокая одинокая старуха Ильичиха в «Письме» заявляет Кандауровой: «Это вы — наплодили их [детей] да поете ходите: “Ванька не пишет, Колька денег не шлет, окаянный.” Зачем тада и рожать? Лучше не рожать — не гневить бога вовсе. Не было у меня условиев, я и не рожала» [14. С. 474].
Родина. Но не только счастливая семья, любимые жена и дети есть основные общечеловеческие ценности для В. М. Шукшина. Природа Алтайского края, малая родина писателя — село Сростки — вот то, куда писатель стремился вернуться многие годы, что было для него ценнее всего на свете. Холмистые равнины с березовыми колками, красавица Катунь с многочисленными островами и протоками, гора Пикет навсегда врезались в память Шукшина, и она часто вспыхивала потом в его удивительно задушевных, живописных пейзажах: «Начало лета. Непостижимая, тихая красота. Деревня стоит вся в зеленых звонах. Сладкий дурман молодой полыни кружит голову. Под утро, в красную рань, кажется, что с неба каплет чистая кровь зари.
И вспыхивает в траве цветами. И тишина. Такая, что с ума сойти можно» [13. С. 100].
Народно-образные ассоциации и восприятия создают цельную систему понятий национальных, исторических и философских: о бесконечности жизни и уходящей в прошлое цепи поколений, о Родине, о духовных связях.
Всеобъемлющий образ Родины становится центром всего творчества Шукшина: основных коллизий, художественных концепций, нравственноэстетических идеалов и поэтики. Мы можем встретить образ Родины в рассказе «Два письма» — обрывистый и нечеткий, в «Степке» — весенний и молодой, как сам герой рассказа, и, наконец, основательный и подробный в романе «Я пришел дать вам волю».
Воспитание невозможно без таких общечеловеческих ценностей, как справедливость, красота, истина и доброта. Приобщаясь к красоте, человек облагораживает душу, формируя себя как высоконравственную личность, благодаря пониманию природы мы начинаем чувствовать острее.
Никакая наука в мире не научит душевности лучше, чем созидательная сила природного величия и красоты. «В русской педагогике СПРАВЕДЛИВОСТЬ, КРАСОТА, ДОБРО, являясь слагаемыми НРАВСТВЕННОСТИ, составляют единое гармоническое целое на природосообразном, жизнесообразном уровне» [2. С. 236].
Чувство единения с Родиной, не вымученное, не насаждаемое, никем специально не привитое, а искреннее, которое только может быть у человека честного и открытого, было у Василия Макаровича. Любил он родину просто за то, что там родился, вырос; за то, что там его мать и сестра, жители села Сростки; за то, что есть место на земле, где его всегда ждут.
Любовь к Родине, или патриотизм, — одна из ценностей вне зависимости от принадлежности человека к какому-либо этносу. Это подтверждается словами Ильина: «Главное состоит в том, что в любви к родине совершается творческий акт духовного самоопределения. На вопрос «Кто я?» подросток должен сознательно ответить, несмотря ни на какие исторические перипетии: «Я — русский, татарин, узбек. и мое Отечество — Россия» [9. С. 194].
Таким образом, в произведениях В. М. Шукшина ярко проявляется взаимопроникновение общечеловеческих и этнических ценностей, которые в первую очередь способствуют развитию, становлению личности человека. Произведения писателя — богатый этнокультурный материал, благодаря которому возможно воспитание современного поколения с национальным самосознанием. Народная мораль и народная идеология всех без исключения произведений Василия Макаровича объединяют все звенья национальной системы воспитания.
ЛИТЕРАТУРА
1. АФАНАСЬЕВ И. Н. Этнический характер и детерминирующие условия среды. Чебоксары, 2003.
2. ВОЛКОВ Г. Н. Этнопедагогическое осмысление общечеловеческих ценностей // Развитие личности. 2003. № 2.
3. ВОЛКОВ Г. Н. Этнопедагогика / под ред. И. Т. Огородникова. Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1974.
4. КАРА-МУРЗА С. Г. Потерянный разум, глава 4. URL:http://bookap.шfo/psywar/lostmmd/gl5.shtm.
5. КУКУШКИН В. С., СТОЛЯРЕНКО В. С. Этнопедагогика и этнопсихология : учеб. пособие для вузов. Ростов н/Д : Феникс, 2000.
6. ЛЕОНТЬЕВ К. Избранное. М., 1993.
7. НЕЗДЕМКОВСКАЯ Г. В. Этнопедагогика о традиционных ценностях семейного воспитания / Г. В. Нездемковская // Воспитание школьников. 2009. № 6.
8. ПЛАТОН // Антология гуманной педагогики. М., 2000.
9. СИЗЕМСКАЯ И. Н. Идеи воспитания в русской философии. XIX — начало XX века. М. : РОССПЭН, 2004.
10. СТАТЬИ и воспоминания о Василии Шукшине / сост. Н. Н. Яновский. Новосибирск : Новосибирское кн. изд-во, 1989.
11. ТЕПЛОВ Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания // Сов. педагогика. 1946. № 6.
12. ШУКШИН В. М. Беседы при ясной луне. М. : Советская Россия., 1975.
13. ШУКШИН В. М. Любавины. М. : Кн. палата, 1988.
14. ШУКШИН В. М. Собрание сочинений : в 3 т. Т. 3 / сост. Л. Федосеева-Шукшина ; ком-мент. Л. Аннинского, Л. Федосеевой-Шукшиной. М. : Мол гвардия, 1984—1985.
15. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ мысли. Собрание афоризмов и изречений от древности до наших дней. Кн. 2. СПб., 1997.
16. ЯКОВЛЕВ И. Я. Духовное завещание чувашскому народу. Чебоксары, 1992.
Статью рекомендует д-р пед. наук, доц. А. В. Земляков