Научная статья на тему 'ИДЕИ П.Ф. ЛЕСГАФТА О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

ИДЕИ П.Ф. ЛЕСГАФТА О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
686
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / МЕТОДЫ ВЗАИМОСВЯЗАННОГО УМСТВЕННОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ИМИТАЦИОННЫЕ ИГРЫ / ТИП РЕБЁНКА / СТЕПЕНЬ РАЗВИТИЯ СОЗНАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Терских Ирина Александровна

В статье рассматриваются основные элементы системы физического воспитания П.Ф. Лесгафта, его идеи о взаимосвязи умственного и физического воспитания детей. Автор анализирует возможности использования наследия выдающегося педагога в области теории и методики физического воспитания в современной начальной школе для воспитания ценностного отношения обучающихся к своему здоровью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Терских Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEAS OF P. F. LESGAFT ABOUT PHYSICAL EDUCATION AND THEIR IMPLEMENTION IN THE PRACTICE OF MODERN PRIMARY SCHOOLS

In offered paper, discusses the main elements of the physical education system of P. F. Lesgaft, his ideas about the interconnection between mental and physical education of children. The author analyzes the possibilities of using the legacy of an outstanding teacher in the field of theory and methods of physical education in modern primary schools to educate students ' attitude to their health.

Текст научной работы на тему «ИДЕИ П.Ф. ЛЕСГАФТА О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

Таким образом, можно заключить, что, изменив поведенческую позицию субъектов образования на активное самопознание и саморазвитие, можно создать условия становления и развития профессиональной субъектности личности. Рефлексивная самопознающая антропопрактика открывает возможности выращивать целеполагание, смыслодеятельность как механизмы вызревания субъектности. Если понимать профессиональную субъектность личности как интегративную характеристику, включающую в себя готовность и способность к саморазвитию и самореализации своей сущности, то становится необходимым осознать еще один факт - сущностные силы - (творческие способности, потребности, потенциалы и т.п.) и составляют в таком случае содержание психолого-педагогического образования, что делает рождение профессиональной субъектности системным признаком.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни. СПб,1992. Мысль, 1991. - 299 с.

2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания. СПб. Питер. 2001.- 288 с.

3. Асмолов, А.Г. Историко-эволюционный подход в психологии развития М., 1996. - С. 67.

4. Брушлинский, А.В. Зона ближайшего развития и проблема субъекта деятельности // Психологический журнал. 1994. Т.15, №3.

5. Ильенков, Э.В. Личность и творчество. М., 2012.-566 с.

6. Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д, 1996. - 218 с.

7. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир. СПб, Питер, 2003. - 512 с.

8. Скуднова, Т.Д. Человековедение. учеб. - метод. пособие / Т. Д. Скуднова, Е. И. Еговцева; под ред. Т. Д. Молодцовой; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Таганрог. гос. пед. ин-т". Таганрог, 2004. -187 с.

9. Скуднова, Т.Д Социально-философские основания трансформации педагогического образования. автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук / Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону, 2009. - 54 с.

10. Скуднова ,Т.Д. Акмеология. Аксиология. Антропология. Словарь-справочник современного педагогического образования/ отв. ред. В. В. Попов; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Таганрогский гос. пед. ин-т". Таганрог, 2008. -108 с.

11. Скуднова, Т.Д. Образование как способ ценностно-смыслового самоопределения человека в культуре // Философия права РЮИ МВД России. -Ростов-на-Дону, 2009. № 6. - С.56-60.

12. Скуднова, Т.Д. Психолого-педагогическая поддержка развития профессиональной субъектности студентов. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2015. -№ 3 (162). - С. 157-163.

И.А. Терских

ИДЕИ П.Ф. ЛЕСГАФТА О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация. В статье рассматриваются основные элементы системы физического воспитания П.Ф. Лесгафта, его идеи о взаимосвязи умственного и физического воспитания детей. Автор анализирует возможности использования наследия выдающегося педагога в области теории и методики физического воспитания в современной начальной школе для воспитания ценностного отношения обучающихся к своему здоровью.

Ключевые слова: система физического воспитания, методы взаимосвязанного умственного_и

физического воспитания, двигательная активность, имитационные игры, тип ребёнка, степень развития сознательной деятельности.

I. A. Terskikh

IDEAS OF P. F. LESGAFT ABOUT PHYSICAL EDUCATION AND their IMPLEMENTION IN THE PRACTICE OF MODERN PRIMARY SCHOOLS

Abstract. In offered paper, discusses the main elements of the physical education system of P. F. Lesgaft, his ideas about the interconnection between mental and physical education of children.

The author analyzes the possibilities of using the legacy of an outstanding teacher in the field of theory and methods of physical education in modern primary schools to educate students ' attitude to their health.

Key words: system of physical education, methods of interconnected mental and physical education, motor activity, imitation games, type of child, degree of development of conscious activity

Проблема сохранения здоровья человека всегда была очень важной, а в XXI веке она становится первостепенной. За прошлое столетие, по мнению ученых, доля непосредственной мышечной работы человека снизилась в десятки раз. Главными пороками людей становятся: гиподинамия, переедание и др. Научно -технический прогресс освободил человека от многих видов деятельности, требующих большого количества физической нагрузки. Появление компьютеров, различных гаджетов, приводит к тому, что сокращается не только время, посвященное активным двигательным упражнениям, но и время, проведенное на открытом воздухе.

Для того, чтобы человек вёл здоровый образ жизни, он должен осознавать необходимость этого, прикладывать определённый волевые усилия. Поэтому педагогическая задача - воспитать ценностное отношение человека к своему здоровью. Школа, так же, как и семья может стать важнейшим фактором влияния

130

на здоровье обучающихся. Главное, чтобы среда образовательного учреждения была органичной и естественной для детей. Необходимо создать единое пространство, соединяющее педагогику, психологию, медицину, школу, семью и социум.

Формировать «культуру здоровья» лучше в детском возрасте, так как известно, что первопричину многих заболеваний человека нужно искать в детстве.

Для детей младшего школьного возраста характерно:

- достаточно равномерное развитие опорно-двигательного аппарата;

- подвижность суставов, так как эластичен связочный аппарат;

- позвоночник также подвижен почти до 9 лет.

Таким образом, именно младший школьный возраст - это самый благоприятный период развития подвижности суставов. В этом возрасте почти полностью завершается морфологическое развитие нервной системы, заканчивается рост и структурная дифференциация нервных клеток. Однако в работе нервной системы преобладают процессы возбуждения.

В настоящее время существует достаточно большое количество нормативных документов, таких как Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» [4], «Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 г.» [5] и др.

Но невозможно говорить об актуальности данной проблемы, не обратившись к трудам ученых прошлых лет. Идея обновления педагогической теории за счёт новых данных о физиологическом развитии человека была плодотворно осуществлена выдающимся представителем русской педагогики конца XIX в. - начала XX в. Петром Францевичем Лесгафтом. Он выделил в развитии человека пять основных периодов, в каждом из которых необходимо соблюдать определённые правила воспитания [3, 120].

Идеи взаимосвязи умственного и физического воспитания мы можем найти в работах отечественных физиологов, таких как, И.М. Сеченов, И.П. Павлов. П.Ф. Лесгафт воплотил их идеи в своей педагогической системе физического воспитания, в основу которой были заложены анатомические, физиологические, психологические особенности детского организма. Ученый считал, что педагогу важно не только обучить детей выполнять определённые физические упражнения - необходимо вырабатывать у них сознательный подход к выполнению каждого задания, овладению общими способами двигательных действий.

Обращаясь к опыту классической древнегреческой школы, трудам М. Монтеня, Ф. Рабле, Дж. Локка, Ж. -Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, П.Ф. Лесгафт отмечал, что целостной школой, соответствовавшей уровню научного развития и условиям жизни своего времени, была только классическая школа Греции, в которой умственному и физическому воспитанию придавалось одинаковое значение. Он обращал внимание на тот факт, что «...до сих пор педагоги не усвоили следующих простых и верных мыслей, высказанных Ж. -Ж. Руссо: величайшая тайна воспитания заключается в том, чтобы телесные и умственные упражнения служили друг другу отдыхом... Желаете образовать ум вашего ученика, упражняйте его силы, которыми он должен управлять, развивайте настойчиво его тело, сделайте его крепким и здоровым, чтобы он стал мудрым и рассудительным. Дайте ему возможность работать, быть деятельным, бегать, прыгать, быть постоянно в движении, чтобы он был бодрым человеком, и он сделается также рассудительным...» [1, 20].

Круг интересов П.Ф. Лесгафта был очень широк - он интересовался вопросами не только теории физического воспитания, но и анатомией, антропологией, педагогикой и др. науками. Ученый разработал свою систему физического воспитания, обосновав её основные принципы, содержание и методы. Одним из основополагающих принципов его системы являлась взаимосвязь умственного и физического воспитания. П.Ф. Лесгафт подчеркивал, что «психические и физические процессы необходимо рассматривать в единстве - как две качественно различные стороны единого жизненного процесса» [1, 42].

Интерес к физическому развитию очень тесно связан с общим мировосприятием П.Ф. Лесгафта. Он полагал, что гармоническое развитие, в том числе интеллектуальное и волевое, невозможно при недостаточном развитии физических органов человека. Опираясь на взгляды ученого, в своей работе мы попытались показать, как важно детям заниматься физическими упражнениями, и обратить внимание на то, что в настоящее время, несмотря на большое количество нормативных документов, методических разработок, в силу различных причин, в современной начальной школе уделяется недостаточно внимания этой проблеме.

В настоящее время существует противоречие между большой востребованностью в практике современной начальной школы методик по физическому воспитанию обучающихся, способных реализовать взаимосвязь умственного и физического развития и недостаточным освещением этого вопроса в педагогической теории.

Данное противоречие позволило нам сформулировать проблему исследования - каковы педагогические условия реализации идей П.Ф. Лесгафта в образовательном процессе современной начальной школы. Решение

данной проблемы стало целью нашего исследования, в ходе которого решались следующие задачи:

- выявить роль физического образования в развитии младших школьников;

- рассмотреть основные принципы и методы взаимосвязанного умственного и физического воспитания

детей по системе П.Ф. Лесгафта;

- изучить возможности использования методики специальных физических упражнений П.Ф. Лесгафта,

дифференцированных по педагогическим задачам, в практике работы педагогов современной начальной

школы.

Рассматривая главные задачи воспитания, П. Ф. Лесгафт отмечал: «Между умственным и физическим развитием человека существует тесная связь, вполне выясняющаяся при изучении человеческого организма и его проявлений. Умственный рост и развитие требуют соответствующего развития физического» [2, 75].

По мнению П.Ф. Лесгафта: «Задача школы состоит в содействии выяснению значения личности человека и в ограничении произвола его действий. Последняя задача принадлежит физическому образованию; она тесно связана с задачей умственного образования. Наблюдая за человеком, можно убедиться, что всё его развитие состоит в сознательном разъединении получаемых впечатлений и вызванных ими действий и в сравнении их между собой» [2, 76].

Лесгафт писал о том, что существует два способа взаимодействия человека с миром: «Первым способом человек знакомится с окружающим миром, а также с существующими в его организме движениями, иначе говоря, он набирает знания и знакомится с приёмами... Вторым способом он приучается оценивать свои представления, ибо всякая оценка возможна только на основании сравнения. Только сравнением может быть составлена оценка как степени, так и качества получаемых впечатлений и производимых действий» [2, 83].

О взаимосвязи физической и умственной деятельности Лесгафт писал следующее: «При умственном и физическом образовании имеют одинаковое применение как закон постепенности и последовательности развития, так и закон гармонии. Относительно деятельности человека эти законы могут быть выражены следующим образом:

• Деятельность всех органов человеческого тела, а вместе с этим форма и объем их увеличиваются,

если они постепенно и последовательно возбуждаются и, если приход всех составных частей органов

соответствует расходу. Только при гармоническом развитии всех органов организм человека в состоянии

совершенствоваться и производить наибольшую работу при наименьших затратах материала и силы» [1, 215].

«С помощью изолирования движений, сравнения свойств этих движений между собой и строго последовательных и настойчивых упражнений. Умение изолировать движение того или другого органа по мере надобности весьма ценно, так как оно позволяет вполне приспособляться к препятствиям, которые требуется преодолеть без траты лишних сил и времени. Правильные и последовательные упражнения необходимо направить таким образом, чтобы уметь с наименьшим трудом в наименьший промежуток времени производить наибольшую работу» [1, 217].

По мнению П.Ф. Лесгафта, целью воспитания должно быть всестороннее развитие ребёнка. Очень важным является также формирование характера, нравственных качеств личности. И если образование включает в себя умственное, физическое, эстетическое развитие, то в семье в основном формируется тип и характер ребёнка, а в школе осуществляются образовательные цели. Реализация этих целей невозможна без учёта индивидуальных особенностей каждого. «Если школа и задается образовательными целями, то применяемые в ней методы преподавания и отношения к учащимся должны согласовываться с воспитательными целями. Поэтому плодотворнее будет деятельность того педагога, которому доступны всестороннее понимание ребёнка и связь наблюдаемых у него проявлений» [2, 136].

Лесгафт писал: «Легко убедиться в необходимости смены физических и умственных упражнений. Чрезвычайно часто приходится слышать, что ребёнок не желает заниматься, что он избегает занятий, невнимательно следит за ними, не приготовляет заданных уроков, наконец, что он ленив и даже не способен к занятиям. Известно, что всякое однообразное действие непременно утомляет, даже доводит до гипноза и сна. Общие основания, имеющие значение при проявлениях мышечной системы, могут быть применены и к умственной работе. Однообразие очень быстро и сильно утомляет, и чем деятельность ограниченнее, тем скорее наступает утомление, тем оно больше чувствуется» [2,138].

Скучная, повторяющаяся работа способствует тому, что обучающиеся быстро утомляются. Требование учителя может ненадолго увеличить активную деятельность школьников, но тогда утомление будет более сильным. Ребёнок может отказаться от дальнейших занятий, или, займётся чем-то другим. Каждый педагог понимает, что для успешного обучения необходимо уравновешивать умственные и физические занятия, распределяя их таким образом, чтобы они действительно служили отдыхом друг другу.

В практике физического воспитания современной начальной школы при выборе физических нагрузок, структуры двигательных действий, методов воздействия на организм ребёнка руководствуются функциональными возможностями детского организма.

Естественная потребность для детей - это высокая двигательная активность. «Двигательная активность» - суммарное количество двигательных действий, которые выполняет человек в повседневной жизни. Например, в обычной жизни в летнее время за сутки ребёнок 7-10 лет может совершать от 12 до 16 тыс. движений. Естественная суточная активность мальчиков на 16 - 30 % выше, чем девочек. Девочки в меньшей степени самостоятельны в двигательной активности и нуждаются в большей доле организованных форм физического воспитания.

В учебном процессе двигательная активность школьников не только не увеличивается при переходе из класса в класс, а, наоборот, все более уменьшается. Это очень важная проблема. Не всегда объем двигательной активности детей соответствует их возрасту и состоянию здоровья.

Этот объем может включать в себя различные виды мышечной деятельности, например, такие, как: утренняя гимнастика, гимнастика на уроке, физкультурная пауза на уроках и при самостоятельной работе,

подвижные игры на переменах, урок физкультуры и др. Для вышеперечисленных видов деятельности разработаны нормативы, это - продолжительность и объем движений. Нормативы разработаны и для мальчиков, и для девочек.

В возрасте 7-10 лет начинают формироваться интересы и склонности к определенным видам физической активности, выявляется специфика индивидуальных моторных проявлений, способность к тем или иным видам спорта. Для создания условий успешной физкультурно-спортивной ориентации обучающихся, учителю начальных классов необходимо определить индивидуальный оптимальный путь физического развития для каждого ученика.

Можно выделить основные задачи физического воспитания в начальной школе:

- укрепление здоровья обучающихся, улучшение осанки, содействие гармоническому физическому развитию, выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;

- овладение младшими школьниками основами разнообразных жизненно важных движений;

- развитие у них координационных (точность воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесие, ритм, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ориентирование в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;

приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми,

формирование интересов к определенным видам двигательной активности и выявление предрасположенности к

тем или иным видам спорта;

- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности,

отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений; содействие развитию психических

процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.

Решению данных задач может способствовать разработанная П.Ф. Лесгафтом система физических упражнений для учеников младшего школьного возраста [1, 215].

Он утверждал, что начинать урок необходимо с каких-либо знакомых упражнений и постепенно добавлять новые. «Элементарные упражнения необходимо начинать с более лёгких и знакомых. Например, движения в плечевом суставе более лёгкие, чем движения в бедренном суставе, потому что там необходимо закрепиться на одной и двигать другой ногой. Сгибание позвоночника достаточно трудно, эти упражнения лучше делать в конце первого года обучения или начала второго, потому что необходимо уметь укреплять таз и нижнюю неподвижную часть позвоночника, чтобы осуществлять сгибание над нижней частью позвоночного столба. Самые целесообразные движения достигаются посредством поворотов и круговых движений; это наиболее трудные движения, требующие больше всего времени для их усвоения» [1, 236]. Начинать учитель должен с простых движений, затем обучать более сложным и постоянно повторять уже знакомые детям движения. От движений руками, позднее, необходимо переходить к движениям ногами.

П.Ф. Лесгафт писал: «После изучения элементарных действий необходимо переходить к соединению их в виде сложных движений. Обычно к сложным движениям переходят после того, как усвоены сгибания и разгибания, отведения и приведения, то есть до изучения поворотов и круговых движений, и это необходимо для того, чтобы упражнения были более разнообразны. Можно составлять различные группы движений в соседних суставах одной стороны, а затем и различных сторон. Руками дети легче производят движения в одноименных суставах обеих сторон одновременно. Упражнение в сложных движениях можно сравнить с упражнением в чтении при умственном развитии - элементы соединяются в самые разнообразные формы. Степень сложности и разнообразия упражнений, назначаемых руководителем, яснее всего показывает, насколько он владеет своим делом и насколько он задумывается над преподаваемым» [2, 317].

Очень важное значение, по его мнению, имеет игра. «Игра для ребёнка - это подготовка к жизни. Игры составляют самое выгодное занятие для ребёнка, благодаря которому он обыкновенно приучается к действиям, лежащим в основе его привычек и обычаев, причем эти занятия связаны с возвышающим чувством удовольствия» [2, 326].

Он выделяет имитационные игры, с помощью которых ребёнок приучается к определённым действиям. Когда ребёнок поступает в школу, возникают другие цели: необходимо перейти к самостоятельной деятельности, раскрыть свои личные качества и приучиться к инициативе в действиях. В это период происходит становления характера и волевых качеств личности ученика.

П.Ф. Лесгафт разработал методику проведения таких игр, которые назвал «образовательными». Методика Лесгафта включала в себя следующее:

«1. Форма игры должна быть определенной и с точно намеченной целью.

2. Производимые в играх действия должны соответствовать умению ребёнка управлять собой, а также его силе и ловкости.

3. Применяемые при играх действия должны быть усвоены в систематическом курсе и должны производиться при соблюдении постепенно осложняющихся правил.

4. Распределение игры, выбор сторон, а также надзор за строгим и точным исполнением правил должны принадлежать полностью занимающимся.

5. В играх совершенно исключаются состязания, отличия, награды, а также какое бы то ни было преследование или наказание» [2, 335].

Кроме того, он разделил игры на основные группы (таблица 1):

Таблица 1

Классификация игр

Вид игры Содержание

Простые игры каждый из участвующих преследует свои цели без отношения к другим играющим (игры с бегом, игры с метанием);

Групповые игры каждый член группы своими действиями стремится поддержать интересы своей группы. (ИГРЫ с бегом, ИГРЫ с метанием, игры с борьбой и др.).

Групповые игры более сложные, они продолжительнее, чем простые, и от ребёнка требуется большее напряжение. Использование учителем таких игр может способствовать укреплению дружеских отношений в коллективе, формированию определённых нравственных качеств обучающихся.

П.Ф. Лесгафт утверждал, что для правильной организации учебно-воспитательного процесса педагогу необходимо учитывать не только темперамент и характер ребёнка, но и его тип, который часто путают с темпераментом или с характером.

Лесгафт ввел понятие «тип ребёнка». В основе определения была степень сознательного отношения к миру и уровень нравственного развития. «Сознательные проявления человека развиваются только воспитанием. Для этого необходимы постепенно и последовательно усиливающиеся возбуждения со стороны окружающей среды. При отсутствии возбуждения, а, следовательно, и порождаемых ими представлений сознательная деятельность не развивается ... Правдивость у ребёнка выражается полным согласием между мышлением и действием» [1, 194].

По различию развития сознательной деятельности в проявлениях ребёнка П.Ф. Лесгафт различал три степени:

«1) отраженно-опытные действия с отсутствием нравственных проявлений;

2) подражательно-рассудочные действия с внешне усвоенными нравственными основаниями;

3) разумно-самостоятельные проявления с вполне усвоенными нравственными основаниями» [1, 195]. Выводы: П.Ф. Лесгафт создал стройную и развёрнутую систему физического воспитания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оригинальность его системы заключается в том, что он систематизировал различные упражнения в соответствии с педагогическими задачами. Начиная с простых упражнений, включающих: элементарные движения, сложные движения и упражнения с передвижением с места, учитель приучает учеников сознательно разъединять существующие движения и понимать их значение для различных видов деятельности человека. Сложные упражнения или упражнения с увеличивающимся напряжением решают такие педагогические задачи, как: приучение обучающихся к продолжительной деятельности и умению управлять собой.

Наше исследование показало, что идеи П.Ф. Лесгафта о физическом воспитании детей не утратили своей актуальности в настоящее время. Педагогическое наследие выдающегося ученого и в XXI веке требует внимательного изучения и осмысления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лесгафт, П. Ф. Собрание педагогических сочинений: практическое пособие. Т. 1. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста, Ч. 1 / П.Ф. Лесгафт. - М.: Гос. изд-во «Физкультура и спорт», 1951. - 441 с.

2. Лесгафт, П. Ф. Избранные педагогические сочинения / П.Ф. Лесгафт. - М.: Директ-Медиа, 2013. - 398 с.

3. Терских, И.А. История воспитания и начального образования в России: Уч. пособие. / И.А. Терских. - Таганрог: Изд-во Таганрог. пед. ин-та имени А.П. Чехова, 2012. - 152 с.

4. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.2007г. № 329-ФЗ. https://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-04122007-П-329^-Р/

5. Распоряжение правительства РФ «Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 г.» от 07.08.2009г., п.1101-р. https://www.minsport.gov.ru/activities/federal-programs/2/26363/

И.И. Топилина

ВОСПИТАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ИНТЕРЕСА В СРЕДНИХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация. В статье рассматриваются различные подходы к воспитанию интереса к музыкально -художественной деятельности в средних классах школы. Музыкально-художественный интерес определяется как основание для становления общего творческого потенциала учащихся, развития их внутренних личностных возможностях, проявляющихся в творческой деятельности.

Ключевые слова: музыкально-художественный интерес, процесс воспитания, средние классы школы, личность подростка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.