вание в высших учебных заведениях отдельных специальных предметов, особенно по техническим и международным специальностям, осуществляется на иностранных языках [5]. Несмотря на то, что преподавание учебной дисциплины «Управление финансовыми ресурсами» осуществлялось на русском и узбекском языках, в ходе подготовки к лекционным занятиям преподавателями использовались различные источники на английском языке, а студенты во время семинарских занятий по желанию могли выступать с рефератами или презентациями, подготовленными на английском языке.
Таким образом, использование различных заданий для организации эффективной самостоятельной работы студентов способствовало приобретению ими достаточного уровня знаний, навыков и умений по учебной дисциплине «Управление финансовыми ресурсами».
Список литературы:
1. Ахунова Е.А. Использование информационно-коммуникационных технологий как один из факторов повышения эффективности деятельности преподавателей высших образовательных учреждений // Проблемы современной науки и образования. - 2016. - № 1 (43). - С. 209-211.
2. Ахунова Е.А. Основы применения современных информационно-коммуникационных технологий в организации самостоятельной работы студентов // Вестник науки и образования. - 2015. - № 9 (11). - С. 70-72.
3. Ахунова Е.А. Разные подходы к разработке структуры электронного учебного курса в среде Moodle // Наука, образование и культура. - 2015. -№ 2 (2). - С. 26-28.
4. Ахунова Е.А. Основные этапы деятельности преподавателя в процессе разработки и использования электронного учебного курса // Наука, техника и образование. - 2015. - № 10 (16). - С. 188-190.
5. Ахунова Е.А. Знание иностранных языков как фактор повышения эффективности деятельности преподавателей высших образовательных учреждений // Проблемы педагогики. - 2015. - № 9 (10). - С. 32-34.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИДЕЙ П.Ф. ЛЕСГАФТА О ВОСПИТАНИИ РЕБЁНКА В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ
© Картамышев А.М.1
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород
В данной статье автор изучает состояние по использованию идей П.Ф. Лесгафта о воспитании ребёнка в практике современной семьи.
1 Студент.
Так же автор находит возможные пути внедрения идей П.Ф. Лесгафта о воспитании ребёнка в практику современной семьи.
Ключевые слова: идеи П.Ф. Лесгафта, родители, семья, семейное воспитание, современная семья, физические упражнения, физическое развитие, духовное развитие, наказания и поощрения ребёнка.
Введение
Актуальность исследования обусловлена осознанием того, что
- процесс развития и воспитания ребенка в семье начинается с момента его рождения;
- родители, как «главные и первые воспитатели» ребенка в целях гармоничного развития и воспитания ребенка в семье, должны руководствоваться идеями о физическом воспитании ребёнка с самого рождения и применять их в практике воспитания.
Одним из первых к исследованию проблемы физического воспитания обращается Петр Францевич Лесгафт. Интерес к педагогике, анатомии, физиологии у студента Лесгафта стал развиваться в годы обучения в медико-хирургической академии. Более углубленно заниматься педагогической наукой и практикой профессор П.Ф. Лесгафт продолжил в Казанском университете. Вплотную вопросами физического воспитания П.Ф. Лесгафт стал заниматься в частной врачебно-гимнастической клинике доктора А.Г. Берглинда. Основательно и совершенно исследуя проблему физического воспитания, ученый изучил его анатомо-физиологические основы и обратил внимание на образовательные и воспитательные задачи в равной степени. Лесгафт П.Ф. приходит к выводу о том, что воспитание ребёнка не может существовать без физической культуры и физических упражнений. В силу того, что постоянная умственная деятельность утомляет, угнетает ребенка, ему ежедневно необходимы физические упражнения.
Проблема физического воспитания ребенка в семье с раннего возраста исследована по следующим направлениям:
- разработаны вопросы физиологии физического воспитания ребенка в раннем возрасте (А.Н. Крестовников);
- определены механизмы саморегуляции и поддержания оптимального для организма уровня температуры тела (П.К. Анохин) и др.
Анализ современной воспитательной практики семьи позволил выявить объективно существующее противоречие между недостаточным использованием идей о физическом воспитании ребенка с момента рождения и имеющимся богатым воспитательным потенциалом наследия П.Ф. Лесгафта.
Актуальность и противоречие позволили определить проблему исследования: каковы пути использования идей П.Ф Лесгафта о физическом воспитании ребёнка в практике современной семьи.
Целью работы является: выявить пути использования идей П.Ф. Лесгафта о воспитании ребёнка в практике современной семьи.
Объект: идеи о воспитании ребенка в трудах П.Ф. Лесгафта.
Предмет: пути использования идей П.Ф. Лесгафта о воспитании ребёнка в практике современной семьи.
Задачи:
- Проанализировать идеи П.Ф. Лесгафта о воспитании ребёнка в семье.
- Выявить научные основы использования физических упражнений как главного средства воспитания детей в семье.
- Изучить состояние использования идей П.Ф. Лесгафта о воспитании ребёнка в практике современной семьи.
- Определить пути внедрения идей П.Ф. Лесгафта о воспитании ребёнка в практику современной семьи.
Методы исследования: теоретические (анализ источников, сравнение, обобщение); эмпирические (опрос в форме анкетирования, опрос с элементами беседы).
Теоретическую базу исследования составили труды: П.Ф. Лесгафт «Избранные педагогические сочинения»(1968 г.), П.Ф. Лесгафт «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста»(1912 г.), П.Ф. Лесгафт «Избранные труды по анатомии»(1988 г.).
В исследовании принимали участие 10 семей г. Белгорода.
Структура: введение, четыре параграфа, заключение, список использованной литературы (4 источника), 1 приложение. Содержание работы изложено на 19 страницах.
1. Анализ идей Лесгафта П.Ф. о воспитании ребенка в семьи
Для решения первой исследовательской задачи нами был проведен теоретический анализ научных трудов П.Ф. Лесгафта. В результате были выделены следующие идеи о воспитании ребёнка в семье:
1. Воспитание, по Лесгафту, является ключевым фактором в формировании личности. Он утверждал, что задатки, которые получает ребенок от талантливых родителей, нуждаются в специальном развитии и воспитании; ребенок не может быть изначально «добрым или злым ангелом», все зависит от его окружения и степени участия взрослых.
2. Особое внимание, с точки зрения П.Ф. Лесгафта, стоит уделять воспитанию ребёнка в дошкольном возрасте. В этом возрасте в результате неправильного воспитания дети зачастую становятся озлобленными или угнетенными, лицемерами, честолюбцами [3].
3. Уважение к личности ребенка с начала его жизни.
4. Силы ребенка, необходимые для нормального развития, могут растрачиваться впустую. Это, по мнению П.Ф. Лесгафт, является следствием утомления ребенка под воздействием дополнительно-искусственных раздражителей как то, например, ношение на руках и укачивание.
5. Исключение телесных наказаний из практики воспитания. По мнению П.Ф. Лесгафта, ребенок, которого часто наказывают физически, вырастает подозрительным, озлобленным, замкнутым, равнодушным к знаниям и труду, труднообучаемым.
6. Необходимость воспитывать в ребенке чувство индивидуальности. Для его развития ребёнок должен самостоятельно делать и придумывать для себя игрушки из окружающих предметов [3]. Этим объясняется отрицание П.Ф. Лесгафтом детского сада как института воспитания ребенка. По его мнению, в детских садах, играя в одни и те же игры, у детей появляется и развивается «стадное чувство». В более взрослом возрасте дети совершают поступки так, как поступает «стадо», в котором они живут.
7. Взаимосвязь духовного и физического развития ребенка. Физические упражнения, отмечал П.Ф. Лесгафт, необходимы для развития и укрепления не только тела, но и разума. Для этого в «тренировочном процессе» необходимо одинаково и одновременно развивать тело и разум.
8. Ребенок нуждается в ежедневных и систематических физических нагрузках с помощью специально разработанного комплекса упражнений. Особую роль П.Ф. Лесгафт отводил двигательным упражнениям, формирующим быструю реакцию, умение управлять своим телом и контролировать каждое движение.
Проведенный анализ идей П.Ф. Лесгафта о воспитании ребёнка в семье позволил установить, что основной акцент в развитии и воспитании ребенка П.Ф. Лесгафт делает на его физическом развитии и предлагает физическое упражнение как средство развития и воспитания детей. В следующем параграфе рассмотрим научные основы использования физических упражнений в воспитании детей.
2. Научные основы использования физических упражнений как средства воспитания детей
С целью включения физических упражнений в развитие и воспитание детей П.Ф. Лесгафтом разработаны теоретические, практические и медико-биологические основы занятий по физическому воспитанию.
Теоретические основы.
1. Основной целью первого этапа является - научить ребенка основным необходимым движениям. Для воспитанников начальных классов - 6-12 лет предложил элементарные (простые) упражнения -правильно прыгать, метать, бегать, выполнять движения различными частями тела.
2. На втором этапе следует научить преодолевать ребенка последовательно и постепенно увеличивающиеся трудности при физических
упражнениях и нагрузках. Для детей 12-15 лет Лесгафт П.Ф. рекомендовал сложные упражнения или упражнениями с увеличивающимся напряжением - умение бежать не только правильно, но и быстро, увеличение массы предметов, прыгать выше и дальше и т.д.
3. Лесгафт П.Ф. третьим этапом называл период обучения управлению движениями по ориентированию в пространстве. Для старшеклассников, возраста 15-18 лет в целях закрепления и проверки приобретенных умений предложены для использования сложные двигательные упражнения, которые выполнялись на экскурсиях, в играх. К примеру, воспитанников учили бежать определенное расстояние в установленное время, метать в цель. С помощью похожих упражнений развивалось мышечное чувство, особенно при их выполнении в разных условиях.
Медико-биологические основы.
В 1888 г. в сочинении «Отношение анатомии к физическому воспитанию и главные задачи физического образования в школе» П.Ф. Лесгафт опубликовал планы уроков физического воспитания с учетом обоснованных им возрастных периодов развития детей. Они выглядели так:
- для младшего школьного возраста (6-12 лет): 25 % - метаниям, бегу, ходьбе, 25 % времени урока уделялось элементарным и сложным упражнениям, и 50 % - играм. Так как в этом возрасте особенно эффективно происходит формирование мышечных клеток, тканей и органов, костей и систем организма, таких как сердечно-сосудистая, выделительная, дыхательная, кроветворная и нервная -именно этим П.Ф. Лесгафт обосновал данное распределение времени при занятиях физической культуры;
- для среднего школьного возраста (12-15 лет): одна треть - сложным движениям и элементарным с бегом, вторая треть - метаниям с постепенно увеличивающимся напряжением, прыжкам, борьбе, третья треть - играм, главным образом со сложными двигательными заданиями. Для этой возрастной группы, двигательная нагрузка в основном обуславливается переходным возрастом. В этот период происходит обострение всех систем и чувств организма;
- для старшего возраста (15-18 лет): 50 % времени урока отводилось упражнениям с постепенно увеличивающейся нагрузкой (прыжкам, метаниям, борьбе и др.), 25 % - играм, 25 % - движениям с отягощениями. В этот период происходит половое созревание и конечное формирование осанки и мышц.
Практические основы.
Лесгафт П.Ф., как и Демени Г., полагал, что система должна состоять из небольшого количества простых движений: борьбы, ходьбы, прыжков, бега, метаний, простых гимнастических упражнений, экскурсий, игр [1]. Он не-
гативно относился к снарядовой гимнастике. В методике проведения занятий по физическому воспитанию можно выделить следующие особенности. В основу физического воспитания должна быть положена связь физического и духовного: «Между умственным и физическим развитием человека существует тесная связь... Умственный рост и развитие требуют соответствующего развития физического» [1].
Лесгафт П.Ф. стремился через ощущения и их проверку создать правильное представление об окружающем мире. В практике заданий, например, учащимся давали предметы из различного материала, различного веса, формы и т.п. Дети должны были определить, не видя этих предметов, какие они: деревянные, теплые, холодные, легкие, тяжелые, в виде шара, куба, цилиндра и т.п. Предпочтение отдавалось варианту, когда упражнение выполнялось после словесного объяснения, а не методом показа. Если же применялся показ, то воспитатель должен был его образцово продемонстрировать. Воспитанники, освобожденные от занятия, должны были присутствовать на нем и зрительно усваивать упражнения. На занятиях требовалась тишина, даже во время игр. Лесгафт П.Ф. осуждал шумные игры и требовал придерживаться правила: «... Кто шумит - выходи вон из игры и жди, пока она закончится...», положительно относился к подвижным играм, которые подбирались в соответствии с целью занятия, отрицал применение гимнастических снарядов и массажа, так как они «... дают вредные добавочные раздражители». По этическим мотивам он отрицательно относился к соревновательному спорту, придавал большое значение тому, чтобы в процессе выполнения физических упражнений включалось мышление, т.е. осознание того, что делает обучающийся.
Таким образом, мы ознакомились с основами использования физических упражнений как средства воспитания ребёнка. Это дало нам возможность ознакомиться, какими физическими упражнениями следует руководствоваться в развитии и воспитании ребёнка определённого возраста и какие при этом соблюдать аспекты.
Далее, в логике исследования, необходимо изучить состояние использования идей П.Ф. Лесгафта о воспитании ребёнка в практике современной семьи.
3. Изучение состояния по использованию идей П.Ф. Лесгафта о воспитании ребёнка в практике современной семьи
Для решения третьей задачи исследования, разработана программа изучения состояния по использованию идей П.Ф. Лесгафта о воспитании ребёнка в практике современной семьи.
Цель: изучить использование идей П.Ф. Лесгафта о воспитании ребёнка в практике современной семьи.
Объект: 10 семей г. Белгорода. Каждая семья имеет по 2 ребёнка дошкольного возраста, материально обеспечена, родители в возрасте до 30-ти лет, в браке состоят не более пяти лет.
Инструментарий: анкета (см. Приложение 1), включающая девять вопросов, составленные на основе выделенных идей П.Ф. Лесгафта (см. п. 1).
Методы: опрос в форме анкетирования; опрос с элементами беседы.
В результате анкетирования получены следующие данные.
По вопросу 1«С какого возраста Вы начали осуществлять физическое воспитание ребёнка?» 6 выборов под буквой «Г» (не начинали); 4 варианта ответа под буквой «Б» (3 года); 1 вариант ответа под буквой «В» (5 лет).
По вопросу 2 «Занимались ли Ваши родители с Вами физическим воспитанием?» 4 выбора под буквой «А» (да); 2 выбора под буквой «Б» (нет);
4 выбора под буквой «В» (редко).
По вопросу 3«Наказываете ли Вы своего ребёнка физически?»7 выборов под «А» (да); 2 выбора под «Б» (нет); 1 выбор «В» (когда как).
По вопросу 4«Как Вы считаете, нужны ли физические упражнения для развития и воспитания ребёнка?»6 выборов под «Б» (нет); четыре семьи под «А» (да).
По вопросу 5«Занимаетесь ли Вы какими-либо физическими упражнениями со своими детьми?»4 выбора под «А» (да), 1 выбор под «Б» (нет);
5 выборов «В» (редко).
По вопросу 6«Часто укачивали своего ребёнка на руках?»6 выборов под «А» (да); 4 выбора под «Б» (нет).
По вопросу 7«Отдавали своего ребёнка в детский сад?»6 выборов под «А» (да); 4 варианта под «Б» (нет).
По вопросу 8«Заставляете ли Вы заниматься ребёнка тем, чего он не хочет?» 5 выборов под «А» (да); 5 выборов «Б» (нет).
По вопросу 9«Как часто занимаетесь физической культурой со своими детьми?»6 выбор под «Б» (ежедневно); четыре сделали выбор «В» (еженедельно).
Анализ полученных результатов позволил установить, что семь семей из 10 не имеют представлений об идеях Лесгафта П.Ф. о воспитании ребёнка в семье, и всего лишь 3 семьи более близки или частично имеют представления о данных идеях.
Практически все дети ходили в детские сады и укачивались на руках, наказывались физически, родители не занимались физическими упражнениями с детьми, считая, что физические упражнения не влияют на воспитание и развитие ребёнка, так же заставляли делать ребёнка то, чего он не хочет, что противоречит идеям П.Ф. Лесгафта.
После завершения опроса в форме анкетирования, опираясь на полученные данные, провели опрос с элементами беседы с целью пояснения выбранных вариантов ответов. Пришли к следующему.
Родители пояснили, что наказывают в основном за непослушание. Отдают в детские сады в основном из-за того, что сами на работе, и за ребёнком некому присматривать. Укачивание на руках заставляет кричащего ре-
бёнка успокоиться и быстрее заснуть. Лучше самим заставлять ребёнка заниматься чем-либо, потому что сам он ещё мал, и не может определиться с верным выбором. В воспитании ребёнка играют роль родители, а не физические упражнения, именно поэтому большинство родителе не занимаются физическими упражнениями.
Проведя практическое исследование по изучению состояния использования идей П.Ф. Лесгафта о воспитании ребёнка в практике современной семьи, нами было установлено, что 7 семей из 10 не имеют представления об идеях П.Ф. Лесгафта о воспитании ребёнка.
4. Пути внедрения идей П.Ф. Лесгафта о воспитании ребёнка в практику современной семьи
Столкнувшись с проблемой незнания родителями идей П.Ф. Лесгафта о воспитании ребёнка в семье, мы попытались определить пути внедрения этих идей посредством составления практических рекомендаций для родителей. Это позволит родителям более близко приблизиться к правильному воспитанию и развитию своего ребёнка, согласно идеям П.Ф. Лесгафта.
Практические рекомендации.
1. Чтобы родителям эффективно и с лёгкостью заменить укачивание ребёнка на руках, необходимо уложить его в кроватку, спеть спокойную, колыбельную песенку и находиться рядом с ребенком до полного его успокоения.
2. Чтобы у ребёнка появился тот или иной интерес к чему-либо, перед родителями стоит задача - умело и правильно заинтересовать его. Не следует заставлять ребёнка заниматься какой-либо деятельностью, если ему это не нравится. Он должен делать только то, что ему интересно (конечно же, чтобы не было никому не нанесено вреда и под наблюдением взрослого). Тогда у ребенка будет углубляться интерес к какой-либо деятельности и стимул развиваться дальше, нежели, если ему родители навяжут и заставят делать ту или иную деятельность.
3. Так как дети чувствуют и понимают, что происходит вокруг, родителям не следует решать свои проблемы в его присутствии, потому что это даёт свой психологический осадок на будущее. В семейном воспитании ребёнка необходима спокойная психологическая и социальная атмосфера.
4. Родителям следует избегать физических наказаний ребёнка. Следует спокойным и внушающим голосом объяснить ребёнку, что так делать нельзя. Привести соответствующие примеры, которые доступны его возрасту.
5. Для того чтобы избежать формирование «стадного чувства», по возможности, не следует отдавать ребёнка в детский сад. Самым
лучшим вариантом будет воспитание ребёнка мамой, до самой школы. Так же как один из вариантов - это отправлять ребёнка к бабушке в деревню, это свежий воздух, здоровое питание, но сельский говор может прижиться у ребёнка, и его будет трудно исправить. Один из вариантов, не из дешёвых, это нанять няню с профессиональным образованием, которая регулярно будет играть с ребёнком, водить на прогулку и т.д. Родителям следует помнить, что не стоит экономить на ребенке, особенно в дошкольном возрасте, так как в этом периоде активно формируется личность ребёнка.
6. Для правильного роста и укрепления не только мышечных связок, но и развития мышления, следует начинать занятия физическими упражнениями с раннего детства. Примерно с того момента, как только ребёнок стал ползать. Начинать следует от самых элементарных упражнений, к примеру, завлечение ребёнка игрушкой, что бы он пытался до неё доползти. Но не стоит сильно увлекаться, так как чрезмерная нагрузка не нужна в раннем возрасте. Ползание за игрушкой позволит укрепить все мышечные группы. Когда ребёнок подрастёт, необходимо усложнить упражнения, по мере его возможностей. Добавляя при этом задания для мышления, к примеру, дотянуться до какой-либо игрушки, попасть мячиком в ведро, поймать котёнка. В младшем школьном возрасте следует увеличивать и усложнять упражнения. К примеру, спортивные игры, игры с мячом, упражнения в воде (в виде игр).
7. Для того чтобы заинтересовать ребёнка какой-либо спортивной деятельностью, следует познакомить ребенка с различными спортивным секциям. При этом ребенок получает возможность попробовать себя в той или иной спортивной деятельности и определиться с выбором.
8. Духовное воспитание имеет очень важное значение в воспитании и развитии ребёнка. Поэтому родителям следует как можно чаще включать классическую музыку в доме, ходить всей семьёй в храм, на вечерние службы, ходить в кино на патриотические, научные и комедийные фильмы.
9. Дабы избежать недоверия ребёнка, родителям следует уважать ребёнка как личность с самого рождения. Прислушиваться к его мнениям, желаниям. В противном случае у ребенка развивается чувство угнетенности. Если мнение ребенка не содержат смысла или его желания не могут быть осуществлены, необходимо ребёнку предложить что-то равносильное этому, или же попытаться объяснить ему, что это не возможно в связи с какими-либо причинами; или сказать ему, что в другой раз или в конкретное другое время, но нельзя в таком случаи забыть об обещанном.
Рассмотренные пути внедрения идей П.Ф. Лесгафта в практику воспитания современной семьи, помогут родителям в процессе воспитания ребёнка.
Заключение
По первой задаче «Проанализировать идеи П.Ф. Лесгафта о семейном воспитании ребёнка» мы познакомились и проанализировали идеи П.Ф. Лесгафта о воспитании ребёнка. Это позволило нам разработать вопросы анкеты для практического исследования.
По второй задаче «Выявить основы по использованию физических упражнений как средства воспитания детей», мы выделили три основы по использованию физических упражнений в воспитании ребенка: теоретические, медико-биологические и практические.
По третьей задаче «Изучить состояние использования идей П.Ф. Лес-гафта о воспитании ребёнка в практике современной семьи», мы провели практическое исследование и ребёнка в практике современной семьи и установили, что 7 семей из 10 не имеют представления об идеях П.Ф. Лесгафта о воспитании ребёнка.
По четвёртой задаче «Определить пути внедрения идей П.Ф. Лесгафта о воспитании ребёнка в практику современной семьи», мы, опираясь на знания в области психологии и педагогики, а также на идеи П.Ф. Лесгафта определили пути внедрения идей П.Ф. Лесгафта о воспитании ребенка на практике. Они помогут родителям в решении трудных ситуаций при воспитании ребёнка.
Таким образом поставленные в исследовании задачи решены, цель достигнута.
Список литературы:
1. Демени Г. Научные основы физического воспитания. Со 110 рисунками и диаграммами /Г. Демени. - М.: детское чтение Педагогический листок, 1905. - 288 с.
2. Лесгафт П.Ф. Избранные труды по анатомии / П.Ф.Лесгафт. - М.: Медицина, 1968. - 371 с.
3. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П.Ф. Лесгафт. -М., 1988. - 400 с.
4. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста П 2 / П.Ф. Лесгафт - М.: б. и., 1912. - 394 с.
Приложение 1
АНКЕТА
Уважаемый респондент! Просим, Вас, принять участие в опросе. Ответьте, пожалуйста, на ряд несложных вопросов, это не займет много времени. Для правильного заполнения анкеты достаточно поставить галочку или обвести вариант ответа.
1. С какого возраста Вы начали осуществлять физическое воспитание ребёнка?
A) 1 год; Б) 3 года;
B) 5 лет;
Г) не начинали; Д) Свой вариант_.
2. Занимались ли Ваши родители с Вами физическим воспитанием?
A) да; Б) нет;
B) редко.
3. Наказываете ли Вы своего ребёнка физически?
A) да; Б) нет;
B) редко.
4. Как Вы считаете, нужны ли физические упражнения для развития и воспитания ребёнка?
А) да; Б) нет.
5. Занимаетесь ли Вы какими-либо физическими упражнениями со своими детьми?
A) да; Б) нет;
B) редко.
6. Укачивали своего ребёнка на руках?
A) да; Б) нет;
B) редко.
7. Посещает ли Ваш ребёнок детский сад?
А) да; Б) нет.
8. Заставляете ли Вы заниматься ребёнка тем, чего он не хочет?
А) да; Б) нет.
9. Как часто занимаетесь физической культурой со своими детьми?
A) несколько раз в день; Б) ежедневно;
B) еженедельно; Г) не занимаемся;
Д) свой вариант_.
Пожалуйста, укажите немного сведений о себе и о семье:
Сколько у Вас детей?_;
Какого возраста дети?_;
Сколько лет папе?_маме?_;
Сколько лет Вы состоите в браке?_;
Благодарим за сотрудничество
СУЩНОСТЬ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ В САМОРАЗВИТИЕ ПОСРЕДСТВОМ ТВОРЧЕСТВА
© Чуднова А.Д.1, Левада А.М.1, Шапранова Н.Н.2
Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону Академии психологии и педагогики Южного федерального университета,
г. Ростов-на-Дону
Переход из «внешнего» по отношению к личности процесса развития во «внутренний», саморазвитие, весьма непрост. Творчество, как уникальной средство самореализации, мотивирует студента к образовательной деятельности в реализации максимума возможностей и личностного творческого потенциала.
Ключевые слова саморазвитие, развитие, личностные качества, творчество, самореализация.
В педагогической науке понятие саморазвития определяет сущность процесса развития и формирования личности студента при интенсивной учебно-воспитательной деятельности. Вопросами значимости саморазвития личности занимались такие видные ученые, как проф. Е.А. Власова (в аспекте профессионального саморазвития будущих социальных педагогов), проф. Г.Ю. Лизунова (в аспекте особенности идентификации современных молодых людей в процессе профессиональной подготовки), проф. Н.Н. Никитина и проф. Н.В. Кислинская (в аспекте введения студентов в педагогическую деятельность.) проф. А.Г. Бермус (в аспекте качества современного образования), проф. Т.И. Власова (в аспекте духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи) проф., академик РАО Е.В. Бондаревская (в аспекте личностно ориентированного обучения и воспитания) проф. Л.В. Го-
1 Студент 3 курса Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южного федерального университета.
2 Ассистент кафедры Образования и педагогических наук Академии психологии и педагогики Южного федерального университета.