Научная статья на тему 'Вопросы охраны и развития эмоциональной сферы детей в отечественной педагогике'

Вопросы охраны и развития эмоциональной сферы детей в отечественной педагогике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ / EMOTIONAL SPHERE OF A PERSON / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ / EMOTIONAL SYMPATHY / ГУМАННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ / THE DEVELOPMENT OF THE EMOTIONAL SPHERE OF A PUPIL'S PERSONALITY / ВОСПИТАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / TRAINING OF THE EMOTIONAL SENSITIVITY IN PRIMARY SCHOOL STUDENTS / HUMANISTIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курносова С.А.

В статье поднимается проблема развития и охраны эмоциональной жизни ребёнка, имеющая глубокие корни в отечественной педагогике. Важные положения, представляющие собой глубинные основы воспитания эмоциональной отзывчивости у детей, педагоги находят сегодня в трудах известных отечественных педагогов В.И. Водовозова, П.Ф. Лесгафта, А.Н. Острогорского, Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The protectionanddevelopment of the emotional sphere of a pupil's personality from the national pedagogy

The problem of the development and protection of pupils' emotional life is researched in this article. This problem comes from the classical pedagogy. These important principles, being the major foundation for the development of the emotional sphere of a person, can be found in the works of Vodovozov V.I., Lesgaft P.F., Ostrogorsky A.N., Pirogov N.I., Tolstoy L.N., a famous domestic teachers.

Текст научной работы на тему «Вопросы охраны и развития эмоциональной сферы детей в отечественной педагогике»

Курносова С.А.

Вопросы охраны и развития эмоциональной сферы детей в отечественной педагогике

Несмотря на частое употребление термина «эмоциональная отзывчивость» в педагогической учебной и методической литературе, предлагаемых школьным учителям нормативных материалах, трактовки воспитания эмоциональной отзывчивости отсутствуют. Причина, вероятно, заключается в отсутствии описания научного конструкта «эмоциональная отзывчивость» - для науки это понятие не стало объектом постоянного внимания.

Педагогическое явление «воспитание эмоциональной отзывчивости» также не дифференцируется, тем не менее, его основные вопросы поставлены не сегодня, а имеют глубокие корни в отечественной педагогике. Не став объектом постоянного внимания в педагогике, сущность воспитания эмоциональной отзывчивости, тем не менее, открывается в таких понятиях, как «развитие сферы чувств», «развитие культуры ощущений и восприятий», «формирование эмоциональной установки», «воспитание отношения к миру», «"воспитание" эмоциональной жизни», «воспитание эмоциональной культуры» и других. Большой научный интерес в этом отношении представляет опыт и теоретические работы отечественных педагогов-гуманистов 19-20 веков В.И. Водовозова, П.Ф. Лесгафта, А.Н. Острогорского, Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого, признававших самоценность детства в духовном развитии личности и требовавших бережного и уважительного отношения к личности ребёнка в процессе воспитания.

Важные положения, представляющие собой глубинные основы воспитания эмоциональной отзывчивости у детей, мы находим в рассуждениях знаменитого русского анатома, хирурга, педагога и общественного деятеля Николая Ивановича Пирогова (1810-1881) об особенностях детского сознания. «Я не сомневаюсь, что у ребёнка есть свой мир, отличный от нашего. Воображение создало этот мир ребёнку, и он в нём живёт и действует по-своему», - говорит Н.И. Пирогов и призывает осторожнее оценивать поступки ребёнка [6, с. 224]. Родители и другие наставники глубоко ошибаются, применяя к ребёнку слова и понятия, взятые из жизни взрослых - «они, не в пору устарев, забыли про тот мир, в котором сами некогда жили» [6, с. 224]. «Чтобы судить о ребёнке справедливо и верно, нам нужно не переносить его из его сферы в нашу, а самим переселиться в его духовный мир<...> Если бы всё человеческое общество состояло из одних детей, то двойственность души в ребёнке никогда бы не обнаружилась и он всегда бы казался тем, что он есть. Он всю окружающую природу переносил бы в свой духовный мир и действовал бы в нём, верно, последовательнее нас» [6, с. 225].

«Мы - взрослые, - говорит Н.И. Пирогов, - нарушаем беспрестанно гармонию детского мира. Мы, насильственно врываясь в него, переносим ребёнка, на каждом шагу, к себе, в наш свет. Мы спешим ему внушить наши взгляды, наши

понятия, наши сведения, приобретённые вековыми усилиями уже зрелого человека» [6, с. 225]. Н.И. Пирогов подчёркивает: если прежде времени забрать у ребёнка «калейдоскоп, через который дитя смотрит на всё окружающее», нарушить своими действиями это фантастическую игру, то можно опасно рано пробудить у ребёнка «чувство недовольства своим». Ребёнок, недовольный своим, будет сам проситься в мир взрослых и окажется в нём уже не тем, чем он был в своей сфере. Опасность заключается именно в том, что, вызывая у ребёнка чувство «пресыщения своим», взрослые «двоят духовный мир ребёнка», поселяют в душе ребёнка двойственность и, значит, безнравственность.

Вопросы воспитания чувств у детей волновали и крупнейшего отечественного педагога Николая Ивановича Водовозова (1825-1886). «Реальный» (или «практический») метод, с освоением которого В.И. Водовозов связывал реформу обучения, реализацию идеи общегуманного развития личности, был направлен на воспитание инициативы и творческой самостоятельности. В младших классах это связывалось с распространением наглядного обучения: использованием природного окружения ребёнка, опорой на его эмоциональное восприятие действительности, связью с трудом и др. Исключительно важное место в процессе совместной деятельности педагога и воспитанников В.И. Водовозов отводил их свободному общению. В.И. Водовозов стал одним из родоначальников диалоговой педагогики в российской школе.

Особе внимание педагог уделяет вопросу о дисциплине - его он рассматривал в иной плоскости: не как обучение ребёнка подчинению взрослых, а как «настраивание души к добру» [1, с. 97], взращивание в ребёнке чувства ответственности, взаимной поддержки и содействия. В.И. Водовозов утверждал: угнетая свободную природу ребёнка, педагог закладывает его преждевременное «старчество» [1, с. 50].

Творческая природа «реального» метода предполагала принципиальное изменение характера воспитательных отношений, отказ от традиционного авторитаризма. Подобные изменения, по глубокому убеждению В.И. Водовозова, требуют от учителя бережного и чуткого отношения к детям.

С именем великого писателя Льва Николаевича Толстого (1828-1910) в русской педагогике связаны теория свободного воспитания и опыт организации свободной школы. Духовно-нравственная установка Л.Н. Толстого на цели образования опиралась на близкие ему идеи Ж.-Ж. Руссо о естественном свободном развитии природных сил ребёнка, об уважении и любви к нему, о самоценности детства в жизни человека - защите детства в воспитании и образовании.

Размышляя над действенными средствам воспитания, Л.Н. Толстой говорит: «В воспитании всегда, везде, у всех была и есть одна ошибка: хотят воспитывать разумом, одним разумом, как будто у ребёнка только и есть один разум. И воспитывают один разум, а всё остальное, т.е. главное, идёт, как оно хочет. <.. .> Одно, что можно сказать наверное, это то, что добро будит добро в сердцах людей и наверное производит это действие, хотя оно и не видно» [7, с. 87, 88].

Наблюдения Л.Н. Толстого, полученные в изучении им истории педагогики, убеждают педагога в том, что для духовного обогащения личности большее значение имеет человеческое общение на глубинных личностных основах в себе: «Дети смотрят на воспитателя не как на разум, а как на человека. Воспитатель есть первый ближайший человек, над которым они делают свои наблюдения и выводы, которые они потом прикладывают ко всему человечеству. И чем больше этот человек одарён человеческими страстями, тем богаче и плодотворнее эти наблюдения» [7, с. 88].

Исключительную ценность в наследии Л.Н. Толстого представляет его убеждение в том, что отношения между учителем и учениками должны быть естественными. Л.Н. Толстой понимает воспитание как духовное влияние, первейшим его условием педагог видит правду в отношениях взрослого к детям. «Сделать ошибку перед ребёнком, увлечься, сделать глупость, человеческую глупость, даже дурной поступок и покраснеть перед ребёнком и сознаться, гораздо воспитательнее действует, чем 100 раз заставить покраснеть перед собой ребёнка и быть непогрешимым. Ребёнок знает, что мы <.. .> опытнее его и всегда сумеем удержать перед ним эту ореолу непогрешимости, но он знает, что для этого мало нужно, и он не ценит этой ловкости, а ценит краску стыда, которая <.. .> говорит ему про всё самое <...> хорошее в моей душе. <...> Одна такая драма, что вы уйдёте от учеников, заплачете (если они узнают) <.. .> оставит в сердцах учеников <.. .> более важные следы, чем сотни уроков» [7, с. 88].

В работе педагогов-гуманистов многократно проверена развиваемая в педагогических трудах Л.Н. Толстого идея необходимости изменения и усложнения методов и приёмов воспитания в силу возрастных особенностей ученика. Более ценным в воспитании детей Л.Н. Толстой считал то, что «нравится не уму, а чувству» [8, с. 126], «убеждает не ум, а всё существо» [9, с. 181]. Сильные чувства двигают человека в направлении выбора красоты, счастья и добродетели - «одно не может быть без другого, и даже ... одно и то же» [8, с. 127].

Важные положения охраны и развития эмоциональной сферы ребёнка мы находим сегодня также в трудах известного русского врача, анатома, педагога Петра Францевича Лесгафта (1837-1909). Всё педагогическое творчество П.Ф. Лесгафта пронизано идеей соответствия педагогических влияний особенностям возраста ребёнка. Так, размышляя о воспитании добродушия у ребёнка, П.Ф. Лесгафт приходит к выводу: добродушие начинается там, где в ребёнке сохраняют его простоту, непосредственность, впечатлительность, наблюдательность. Детская впечатлительность, «которая не была понижена и ослаблена никакими резкими действиями, лишениями, наказаниями», обеспечивает ребёнку возможность «спокойно следить за окружающими его явлениями, усваивать более выдающиеся из них и задумываться над их значением» [2, с. 148].

П.Ф. Лесгафт сравнивает детей - добродушных и честолюбивых. Добродушный ребёнок наблюдает за людьми, замечает их отношения, размышляет над своими впечатлениями, составляет себе образ или понятие человеческой личности - из этого складываются его «мягкость и предупредительность

относительно других, стремление защищать несправедливо оскорблённых, слабых и вообще страдающих», внимательное и отзывчивое отношение ко всему окружающему [2, с. 149].

Честолюбивый ребёнок, не сохранивший свою наблюдательность, развивает свою память набором знаний, изощряет её упражнениями - этой умственной способностью ему легче воспринимать; он не привык и не умеет рассуждать, у него знания остаются серым материалом, который не переварен рассуждением; ребёнок лично не знакомится с качествами воспринимаемого; ребёнок знает, но не понимает. Утраченная привычка рассуждать над своими впечатлениями и действиями приводит к тому, что ребёнок не может самостоятельно изменять свои действия: только повторяет то, что знает, слышал, вычитал из книги.

Ребёнок добродушного типа показывает, как значимо сохранение детской впечатлительности. Исследование вопроса подводит П.Ф. Лесгафта к выводу о том, что это драгоценное качество, главным образом, и содействует образованию ребёнка. Изучение человека и условий его образования убедили П.Ф. Лесгафта в том, что развить у ребёнка наблюдательность искусственно нельзя, можно только устранить всякие сильные влияния, которые могли бы понизить его впечатлительность.

Сущность истинной образованности личности как живость и теплоту чувствований, искреннюю преданность всему прекрасному, истинному, доброму видел известный русский педагог Алексей Николаевич Острогорский (18401917). А.Н. Острогорский призывает заглянуть в душу воспитанника, чтобы увидеть в ней «целую гамму чувств» [3, с. 176] и, понимая это, осторожно и бережно обращаться с ещё очень молодым человеком, пробуждая в нём не раздражение, обиду и злость, а добрые чувства, стремление к взаимопониманию.

А.Н. Острогорский напоминает учительству, что обучение, при всей его значимости для судьбы ребёнка, не составляет всей его жизни, не покрывает всех его устремлений, и школа представляет собой не только комплекс педагогических условий для образования человека - «в ней идёт своя жизнь, <.. .> человеческие чувствования, стремления, страсти находят здесь свою пищу <...>» [3, с. 235]. Душа ребёнка питается впечатлениями, получаемыми в школе: живёт в ней доброжелательство, взаимное доверие, совместный труд, любовь к детям - и переживания детей всегда содержат сердечность; складывается школьная жизнь «не по-человечески, а по-звериному, по принципу борьбы за существование, с преследованием личных интересов» - и ребёнку «все кругом кажутся опасными соперниками, которых надо остерегаться и делать безвредными» [4, с. 290-291].

А. Н. Острогорский поднимает проблему взаимодоверительного, понимающего общения педагога с учащимися. Близким участием внимательного, мягкого, ласкового взрослого в жизни детей определяется и его влияние на них: дети научаются одно любить, другое ненавидеть [5, с. 286]. Педагогическое творчество А.Н. Острогорского пронизано идеей культивирования главного способа проявления этой любви - справедливости педагога в отношениях с

учащимися, прокладывающей путь к дружеским, сердечным отношениям: «Справедливость <...>, сблизив обе стороны, даст возможность ближе, глубже заглянуть в душу <...>, познать красоту души человеческой, полюбив человека. <.> Когда люди дичатся друг друга, сторонятся один другого, довольствуются формальными отношениями, любви между ними не может быть места. Сближение людей, напротив того, вызывает в них дружелюбие, снисхождение, привязанность, любовь» [3, с. 185].

Разнообразные педагогические взгляды объединяют следующие идеи:

- Детство в большой мере предопределяет все добрые чувства взрослого человека.

- Эмоциональная жизнь ребёнка выполняет важную роль в процессах социальной коммуникации, познания, творчества, общегуманного развития личности в целом.

- Исключение из процесса воспитания особенностей детской природы влечёт преждевременное «старчество» ребёнка, истощение энергии жизненных сил.

- В воспитании детей необходимо сделать приоритетным содействие расцвету эмоциональных сил человека, «воспитание» эмоциональной жизни в человеке, её охраны и укрепления.

- Средства «воспитывающего влияния» необходимо черпать из природы ребёнка, из его стремления одушевлять все окружающие предметы, оживлять и наделять человеческими способностями весь мир, отождествляться с познаваемым на основе эмоциональной связи.

- Важно так организовать воспитание, чтобы не создавать детям препятствия на пути развития их природных сил, развёртывания детской натуры, раскрытия всех свойств возраста; предоставлять детскому уму подходящий материал, соответствующий его природе.

- Источником человечности, чуткости, сердечности являются слово, творчество, природное окружение, музыка, труд, философичное, неформальное знание.

- Пробуждение добрых, чувств, сохранение детской простоты, непосредственности, впечатлительности, наблюдательности, живости и теплоты чувствований, привычки рассуждать над своими впечатлениями и действиями оказывается невозможным по принципу приближения типа детского ума к типу ума взрослых, когда эмоциональность ребёнка объявляется недостатком, который необходимо вытеснить, воплощается стремление взрослых уравновесить, гармонизировать, привести прежде времени в состояние покоя чувствования, стремления, страсти детей.

- Исключительно важная роль в процессе развития эмоциональной сферы в человеке отводится свободному, взаимодоверительному, понимающему общению педагога с воспитанниками, естественным, неформальным отношениям, правде в отношениях взрослого к детям, справедливости педагога в отношениях с учащимися.

Доминировавшие в гуманистическом научно-педагогическом сознании воззрения помогают увидеть воспитание эмоциональной отзывчивости у детей как процесс взаимодействия воспитателей и воспитуемых, направленный на сохранение и развитие природных предпосылок ребёнка к эмоциональной отзывчивости (эмоциональности, непосредственности, особенной чувствительности и других); на формирование у ребёнка опыта эмоциональных переживаний, подразумевающих представленность Другого (социального, природного объекта или явления) в содержании эмоций человека, а также самого человека, но в связи с Другими, как основы непрагматического взаимодействия с людьми и природой.

Литература

1. Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения // М.: Педагогика, 1986. - С. 480.

2. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребёнка и его значение // Мудрость воспитания // М.: Педагогика, 1989.- С. 76, 146-149.

3. Острогорский А.Н. Избранные педагогические сочинения // М., - 1985.- С. 352.

4. Острогорский А.Н. Образование и воспитание // Мудрость воспитания// М.: Педагогика, 1989. С. 290-291.

5. Острогорский А.Н. Семейные отношения и их воспитательное значение // Мудрость воспитания // М.: Педагогика, 1989.- С. 286-288.

6. Пирогов Н.И. Быть и казаться // Мудрость воспитания // М.: Педагогика, 1989.-С.223-225.

7. Толстой Л.Н. Из писем и дневников. 1865-1902 гг. // Мудрость воспитания / / М.: Педагогика, 1989.- С. 87-89.

8. Толстой Л.Н. Юность // Мудрость воспитания // М.: Педагогика, 1989.- С. 126-127.

9. Толстой Л.Н. Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы // М.: Педагогика, 1989.- С. 180-181.

Паршуков В. Г.

Рефлексивная педагогическая технология Оскара Бренифье «искусство задавать вопросы» в рамках исследовательского сообщества «философия - детям»

Одной из задач современного образования является формирование разумной, социально ответственной и активной личности, причём активность её направлена, в первую очередь, на созидательную деятельность в отношении социума и собственной нравственной позиции. А это, по нашему глубокому убеждению, возможно в том случае, когда образование тесно связано с процессом преобразования человека как личности в познании окружающего мира, ибо он, 72

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.