Научная статья на тему 'Модель воспитания эмоциональной отзывчивости у младших школьников'

Модель воспитания эмоциональной отзывчивости у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1866
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курносова Светлана Анатольевна

В статье поднимается проблема развития эмоциональной отзывчивости, имеющей центральное значение в системе душевных, творческих, витальных сил человека, выступающей одной из составляющих социального потенциала общества. Представлена модель воспитания эмоциональной отзывчивости у младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель воспитания эмоциональной отзывчивости у младших школьников»

УДК 373.1.02

Курносова Светлана Анатольевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, ГОУ ВПО «Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга», [email protected], Петропавловск-Камчатский

МОДЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У МЛАДШИХ школьников

Kurnosova Svetlana Anatolyevna

Master of Pedagogics, Assistant Professor of the Pedagogics Chair Hair Vitus Bering Kamchatka State University, [email protected], Petropavlovsk-Kamchatskiy

THE MODEL OF THE UPBRINGING OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN’S EMOTIONAL SYMPATHY

Термины «эмоциональная отзывчивость», «воспитание эмоциональной отзывчивости» стали часто употребительными общими терминами в предлагаемых школьным учителям нормативных материалах, в педагогической учебной и методической литературе, в которых развитие эмоциональной отзывчивости личности обозначено в рамках проблем воспитания у обучающихся нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим людям, к окружающему миру, искусству, родному языку [2, с. 14, 33]. Однако основанные на эмоциях эстетическое воспитание, нравственное воспитание не охватывают достаточно полно спектр задач воспитания эмоциональной отзывчивости. Эстетические эмоциональные переживания учащегося в большей мере характеризуют воспринимаемый ребёнком объект и могут не сказываться особым образом на состоянии детей. Нравственные качества ребёнок также не обретает неотвратимо в результате целенаправленного школьного воспитания. Не проживая положительных отношений к нравственным явлениям, дети становятся невосприимчивыми к происходящему.

Вместе с тем, поскольку эмоциональный компонент входит в структуру нравственного убеждения, интеллектуальной культуры личности, ценностного отношения к труду, эстетического отношения к миру, интереса к здоровому образу жизни, любви к Родине и др., постольку именно воспитание эмоциональной отзывчивости может стать интегративным по отношению к остальным направлениям воспитания, выделяемым в теории воспитания (умственное, нравственное, трудовое, физическое, эстетическое, экологическое и др.).

Наряду с этим приоритет начального общего образования сохраняется за «формированием общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения» [2, с. 12].

Вместе с тем, развитие эмоциональной сферы содействует развитию интеллекта, и иначе, как через разрешение вопроса о развитии и расцвете творческих сил (то есть о развитии в человеке эмоциональной жизни), невозможно надлежаще разрешить проблемы подлинного развития в человеке сил интеллектуальных. Другими словами, если задачи школы видеть исключительно в обучении, то для этого же обучения, для его более успешной организации и должна быть поставлена и решена задача развития эмоциональной отзывчивости обучающихся [1].

Сама метафора «эмоциональная отзывчивость» представлена в философско-психологических, психолого-педагогических текстах опосредовано, что не позволяет подойти к пониманию природы феномена эмоционально отзывчивой личности и путей её воспитания. Современные словари также не дают определения понятий. Воспитание эмоциональной отзывчивости у учащихся не становится специальным предметом педагогических исследований. Остаются нерешёнными вопросы, связанные с обоснованием места и роли воспитания эмоциональной отзывчивости у младших школьников в системе начального обучения и воспитания, его влияния на развитие личности школьника, его содержательной и процессуальной сторон. Анализ учебных пособий и школьной практики начального образования показал недостаточность попыток решить эти вопросы эмпирически; они требуют теоретического обоснования.

На основе обобщения философских, психологических, педагогических воззрений на эмоциональную жизнь человека нами были выявлены сущность и механизмы эмоциональной отзывчивости, обоснована необходимость её развития у детей младшего школьного возраста; выявлена структура эмоциональной отзывчивости; определено содержание понятий «эмоциональная отзывчивость», «воспитание эмоциональной отзывчивости»; обоснованы возможности влияния школьного образования на развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников; разработана концептуальная модель воспитания эмоциональной отзывчивости у младших школьников в условиях общеобразовательной школы.

Согласно словарю-справочнику современного общего образования [3], моделирование представляет собой педагогическое воспроизведение педагогических и психических явлений при помощи идеальных моделей. Под «концептуальной моделью» при этом понимается «описание сущности концепции на основе общих принципов моделирования» [3, с. 233-236]. Анализ сущности моделирования в педагогических исследованиях позволяет сконструировать модель воспитания эмоциональной отзывчивости у младших школьников как систему находящихся во взаимосвязи и обусловливающих функционирование друг друга целевого, содержательного, организационного и результативного компонентов.

Основанием модели выбраны системный, компетентностный, личностно-ориентированный подходы, сущностное наполнение которых обогащается в свете проблемы развития эмоциональной отзывчивости обучающихся,

умножая существующие параметры описания системы или процесса обучения и воспитания школьников. Другим отличием данной модели выступает положенный также в её основание подход к воспитанию и образованию как содействию расцвету эмоциональных сил человека, мало признаваемый или вовсе отвергаемый традиционными воззрениями на сущность школьного образования.

Эмоциональная отзывчивость рассматривается нами как ключевая компетентность, необходимая ребёнку для его успешной социализации.

Компетентностный подход обогащается представлением об эмоционально отзывчивой личности. Заложенное в компетентностном подходе представление о функционально грамотной личности получает своё уточнение включением таких характеристик, как развитость механизмов социальной перцепции, проекции, децентрации, идентификации.

Эмоциональная отзывчивость на мир открывает перед растущим человеком новое социальное пространство само осуществления; становится средством, владея которым, ребёнок может открывать потенциальные возможности своей деятельности и творчества, обнаруживать в Других собственные новые личностные смыслы, ранее не испытанные переживания, реализовать потребность в переживании специфического состояния сознания -понимания, ясного видения Другого: понимания этических и эстетических явлений; понимания явлений природы, поведения животных; понимания поведения другого человека, его эмоций, мыслей, мотивов его поступков и прСпособность эмоционально отзывчивого человека к воодушевлению, его интерес и внимание к окружающему миру, способность «вмещать» в свою душу жизнь других людей и внешние события, а также сдерживать себя, признавая свободу действия других людей, выступают не только как основа душевного и духовного здоровья, но и как предпосылка стабилизации иммунной системы и основа его физического здоровья (К. А. Абульханова-Славская, В. П. Петленко и др.).

Эмоционально отзывчивый младший школьник имеет положительную установку на Другого, проявляет «направленность на человека», своеобразную «повёрнутость» к Другому (А. А. Бодалёв), находится в пространстве комфорта: он живёт в согласии со своим «внутренним человеком», ему хорошо среди одноклассников и учителей, другим людям - детям и взрослым хорошо с ним.

Личностно-ориентированный подход, предусматривающий учёт в учебно-воспитательной работе с детьми индивидуальных, субъективно-личностных особенностей каждого ребёнка, обогащается идеей о недопустимости видеть в ученике некоторый усреднённый объект воспитания социальных норм эмоционального реагирования по общим законам - «как все».

Воспитание эмоциональной отзывчивости у школьников рассматривает протекающие в личности процессы - её эмоциональные переживания - в качестве действенной силы, влияющей на поведение человека не в меньшей, а иногда и большей степени, и выстраивается на основе признания

самоценности индивидуального эмоционального опыта личности. Предполагается создание условий, при которых младшие школьники могли бы реализовывать и обогащать имеющиеся у них способности к эмоциональной отзывчивости; поддержку ребёнка в обретении способности к «неадаптивной активности»; условий осмысленного учения, в которых личность могла бы сквозь индивидуальный эмоциональный опыт увидеть значимость для себя («значение-для -меня») общения-взаимодействия с познаваемым объектом и явлением, другими детьми, взрослыми.

Выступая интегративным по отношению к существующим в педагогической теории направлениям воспитания, воспитание эмоциональной отзывчивости у обучающихся обогащает представление о целях и задачах гуманистических воспитательных систем.

Концепция воспитания эмоциональной отзывчивости у младших школьников базируется на педагогической идее о диалектической связи между духовным, интеллектуальным и эмоциональным развитием личности. Педагогика гуманизма (В. В. Зеньковский, П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгафт,

A. Н. Острогорский, Н. И. Пирогов, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский и др.), признававшая самоценность детства в духовном развитии личности и требовавшая бережного и уважительного отношения к личности ребёнка в процессе воспитания и образования, далека от понимания обучения исключительно как содействия интеллектуальному росту ученика.

Среди прочих задач школьного образования приоритетным должно стать содействие расцвету эмоциональных сил человека.

Необходимость ««воспитания» эмоциональной жизни в человеке» (В. В. Зеньковский) определяется двумя основными соображениями. Во-первых, эмоциональная сфера имеет центральное значение в системе душевных сил, в развитии творчества, определяет активность человека в целом. Во-вторых, именно эмоциональная сфера личности в школьный период переживает серьёзнейший болезненный надлом, некоторое, словами

B. В. Зеньковского, «натуральное ущемление», вместе с тем, психология, в особенности психопатология, показали: здоровье или болезни эмоциональной сферы человека определяют здоровье или болезни всего человеческого существа [1, с. 67-68].

Воспитание младших школьников, согласно данному подходу, выступают как средства расцвета, охраны и укрепления эмоциональной жизни личности.

Специфические характеристики положенных в основание модели подходов, обновляют существующие параметры описания системы и процесса обучения и воспитания школьников и определяют новизну разработанной модели.

Целевой компонент модели включает совокупность ценностей и ориентаций воспитания младших школьников.

Целью воспитания эмоциональной отзывчивости у младших школьников является формирование у ребёнка необходимого для социального взаимо-

действия, общения и понимания умения выходить за пределы индивидуального эмоционального опыта (индивидуального опыта оценочных суждений), что становится иным, отличным от традиционного понимания целенаправленного развития эмоциональной сферы учащихся. Тот факт, что зачастую общечеловеческая культура остаётся для большинства школьников на нейтральном к личности уровне, делает очевидным слабое звено в системе школьного образования: в процесс обучения вовлекаются только натуральные основы эмоциональной отзывчивости - дискретные эмоции, пробуждаемые в сознании происходящими событиями, т. е. акцентируется первоначальная чисто функциональная потребность человека в эмоциональном насыщении. Несомненно, эмоции в обучении важны, но насыщенный индивидуальный эмоциональный опыт личности не является гарантом её недеструктивной направленности. Эмоциональная сфера «всеядна»; актуализировать можно и стремление к непомерным вожделениям, и жажду власти и мести.

В сложно организованной совокупности с другими побуждающими механизмами эмоциональная отзывчивость приводит в движение гуманную направленность личности. Социальная востребованность гуманного, позитивно ориентированного человека указывает на соответствие обозначенной цели основным задачам модернизации общеобразовательной школы, в частности задаче формирования социальной компетентности учащихся.

Воспитание эмоциональной отзывчивости у младших школьников осуществляется на основе принципов гуманистической педагогики: природосообразно сти педагогического влияния, свободосообразности воспитания и др. Специфические закономерные связи, существующие в развитии эмоциональной отзывчивости личности, обусловили следующие принципы воспитания: целостности, доминантности, осознаваемости, эмоциональности, интенсивности, обобщённости, когерентности (согласованности), мобильности, устойчивости, преемственности, гуманистический, личностный, культуро сообразно сти, ценностный. Мы выделяем в этих принципах возможность прогнозировать последствия педагогических действий для развития эмоциональной отзывчивости младшего школьника и расставляем в характеристиках принципов новые акценты.

Так, принцип целостности означает для воспитателей необходимость учёта всей сложности личности ребёнка как целостности чувственного и рационально-действенного бытия, создания соответствующей целостности педагогических условий для развития эмоциональной, умственной, ценностной и волевой сторон личности ребёнка, обретения им сознания собственной целостности, что обусловит его отношение к собственному эмоциональному опыту как ценности. Необходимость развития всей личности как целостного существа, как отмечает В. В. Зеньковский, предполагает отказ от идиллического понимания нашего существа, от идеи гармонического строения личности, гармонического её развития [1].

Заново осмысляемые принципы гуманистической педагогики ориентируют воспитателей на отношение к эмоциональной жизни ребёнка как

ценности, к процессу воспитания ребёнка как содействию расцвету эмоциональных сил человека, сохранению и развитию его эмоционального здоровья, обеспечению пробуждения его внутренних сил, что знаменует, на наш взгляд, начало иных отношений воспитателей и воспитуемых на пути к антропогенному обществу.

Содержательный компонент модели включает содержание основного начального образования, побуждающее детей к выходу за пределы индивидуального эмоционального опыта, несущее минимум необходимых для этого знаний и умений (инвариантная часть) и обогащённое содержание основного образования, а также содержание элективных курсов (вариативная часть), призванное обеспечить владение младшими школьниками первоначальными способами работы над собой, развитое стремление передавать эмоциональную сторону жизни в творчестве, гуманистическую направленность отношений младших школьников к миру людей и миру природы, эмоционально-ценностное самоотношение, сформированные умения встать на позицию другого человека, посмотреть на ситуацию его глазами, почувствовать его состояние, первоначальную готовность вести здоровый образ жизни наряду с бережным отношением к здоровью других людей.

Организационный компонент объединяет формы, методы, средства, способствующие развитию эмоциональной отзывчивости детей.

Замысел уроков общения как особой формы общения-взаимодействия учителя и учащихся, а также специальных методик - «Дневников настроения» и «Дневников ощущений» - виртуальное перенесение ребёнка в пространство личностных смыслов другого человека, моделирование обстоятельств другого человека и погружение в них ученика.

Интерактивная модальность общения-взаимодействия учителя и учащихся предполагает изменение позиции ученика - от постороннего наблюдателя к участнику рассматриваемого социального или природного явления, виртуальное перемещение ребёнка внутрь наблюдаемого фрагмента реальности, события собственной жизни или социального явления; пристальный взгляд на одноклассников, учителей и самого себя, переживание глубинного единения с познаваемым объектом через зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные ощущения.

На одном уроке используются все три метода воспитания, направленные на соединение разума, эмоций и последующих действий как форм выражения отношения ребёнка к социальному или природному объекту: к рациональной стороне отношения детей, к разуму воспитанников апеллирует слово педагога; на эмоциональное отношение учеников педагоги влияют посредством собственных оценочных суждений, демонстрации своего отношения к ценности жизни человека, животного, растения; практическо-дейс-твенная сторона складывается в ходе организуемых во внеурочное время действий детей. Осмыслению детьми отношений людей, отношений человека и животных с новых позиций содействует, во-первых, рефлексивность диалога: в атмосфере общности эмоциональных переживаний каждый уче-

НИК получает возможность не только узнать мнение учителя и одноклассников, но и как-то к нему отнестись и свободно выразить своё отношение. Зачастую, только на таких занятиях ребёнок имеет возможность поделиться своими чувствами, сказать другим то, о чём его никогда не спрашивают дома. Во-вторых, - идея схожести чувств людей, чувств человека и животных, оживившая внутренний механизм идентификации с другими людьми, с животными. Учитель показывает учащимся своё отношение к ценности жизни человека, животного и растения, делится с воспитанниками своим опытом добрых отношений с окружающими людьми, учит понимать и ценить различия людей. Ребёнок открывает, что другие люди - одноклассники и учитель - испытывают похожие чувства. Отношение детей к человеку или животному меняется, когда они наблюдают и оценивают его состояние.

В решении этих задач педагогу помогают специальные упражнения, которые модифицируются учителями применительно к особенностям детей конкретного класса: музыкотерапевтические, арттерапевтические, «техники заботы о самом себе» (И. А. Серова) (творческого самовоспроизведения, мечтания, самолюбования, раскрепощения чувств, воспоминаний и др.).

Специфика методики дневников настроения и ощущений учащихся, а также проводимых на занятиях упражнений подразумевает включение родителей в общую с детьми работу. Совместное выполнение особых домашних заданий делает более понятными друг другу родителей и детей. Переживаемое ребёнком чувство понимания Другого основано на деятельности механизмов эмоциональной отзывчивости (идентификации, перцепции, эмпатии и др.) и, значит, пополняет гуманный потенциал развивающейся личности.

Работа осуществляется не только непосредственно на уроках общения; этому может быть посвящён весь учебный день (содержание других уроков, «случайных» бесед с детьми, направленность игр на переменах, на уроках физкультуры и т. д.) или вся учебная неделя (согласование содержания уроков изобразительного искусства, технологии, музыки, общешкольного праздника и т. п.). На решение задач воспитания эмоционально отзывчивого ребёнка направлена школьная система внеучебной деятельности. На общеобразовательных уроках также создаются информационные ситуации, которые оказывают эмоциональный эффект: благодаря такой эмоциональной стимуляции функций интеллекта происходит соединение эмоций с когнитивными процессами, сближение познания и переживания.

Результативный компонент модели содержит характеристику проявлений эмоциональной отзывчивости ребёнка и отражает освоенную ребёнком среду системы воспитания эмоциональной отзывчивости у младших школьников, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью и соотносится с уровнем развития когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов эмоциональной отзывчивости.

Таким образом, выстраивается модель воспитания эмоциональной отзывчивости у младших школьников в школьном образовательном процессе

как система психолого-педагогических условий, содействующих расцвету эмоциональных сил ребёнка. Создание благоприятных условий развития эмоциональной отзывчивости младших школьников предполагает комплексное использование элементов образовательной среды учебного заведения.

Библиографический список

1. Зеньковский, В. В. О педагогическом интеллектуализме [Текст]/

B. В. Зеньковский // Педагогическое наследие русского зарубежья, 20-е годы: Кн. для учителя. Сост. и авт. вступит, статьи П. В. Алексеев. - М.: Просвещение, 1993. -

C. 57-70.

2. Сборник нормативных документов. Начальная школа [Текст]/ Составители Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2009. - 172 с.

3. Тюмасева, 3. И. Словарь-справочник современного общего образования: акмеологические, валеологические и экологические тайны [Текст]/ 3. И. Тюмасева, Е. Н. Богданов, Н. П. Щербак. - СПб.: Питер, 2004. - 464 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.