Научная статья на тему 'Технология воспитания эмоциональной отзывчивости у младших школьников'

Технология воспитания эмоциональной отзывчивости у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
821
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ / ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / THE EMOTIONAL SYMPATHY / THE UPBRINGING OF EMOTIONAL SYMPATHY / THE TECHNOLOGY OF EDUCATION OF EMOTIONAL SYMPATHY OF THE YOUNGER STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курносова С. А.

В статье представлена технология воспитания эмоциональной отзывчивости у младших школьников: цели, которые должна решать технология; педагогический результат, который предполагается получить; пошаговая деятельность учащихся; этапы педагогического сопровождения деятельности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF THE UPBRINGING OF JUNIOR SCHOOL CHILDREN'S EMOTIONAL SYMPATHY

The article presents the technology of education of emotional sympathy of the younger students: objectives, which must be solved by technology; pedagogical result, which is supposed to be received; step-by-step activity of students; stages of pedagogical support the activities of the students.

Текст научной работы на тему «Технология воспитания эмоциональной отзывчивости у младших школьников»

с психофизическими нарушениями, воспитывающимися в семье и нужно внести в существующую систему оказания помощи деи в специализированном доме ребенка, является актуальной. тям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей,

3. Недостаточность на сегодняшний день диагностическо- в раннем возрасте.

го инструментария, способного дать количественно-качествен- 4. Более того, следует уточнить информацию о самих пока-

ную оценку показателям агрессивных проявлений у детей ран- зателях агрессивных проявлений в поведении детей раннего

него возраста с психофизическими нарушениями, не позволя- возраста в условиях опытно-экспериментальной работы.

ет провести дифференциальную диагностику детей, воспиты- Следовательно, задачами дальнейшего исследования яв-

вающихся в условиях семьи и специализированного дома ре- ляются: разработка, организация, проведение и анализ резуль-

бенка. Исходя из этого, существует сложность определения тех татов констатирующего эксперимента, включающего создание

психолого-педагогических мероприятий, которые можно и апробацию психодиагностического инструментария.

Библиографический список

1 Ушаков, Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. - М., 2000.

2 Румянцева, Т.Г. Агрессия: Проблемы и поиски в западной философии и науке. - М., 1991.

3 Марцинковская, Т.Д. История детской психологии. - М, 1998.

4 Хухлаева, О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. - М., 2003.

5 Боулби, Д. Привязанность. - М., 2003

6 Колосова, С.Л. Детская агрессия. - СПб., 2004

7 Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - М., 2009

8 Коннор, Д. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков. - СПб., 2005.

9 Бреслав, Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. - СПб., 2004.

10 Левченко, И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: методическое пособие / И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева. - М., 2008.

11 Фурманов, И.А. Психология детей с нарушениями поведения. - М., 2004.

12 Разенкова, Ю.А. Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в доме ребенка // Дефектология. - 2001. - № 3.

13 Лангмейер, Й. Психическая депривация в детском возрасте / Й. Лангмейер, З. Матейчик . - Прага, 1984.

14 Аникина, В.О. Психологические характеристики женщин, взаимодействующих с детьми младшего и раннего возраста в домах ребенка: дис. ...канд. псих. наук. - СПб., 2004.

15 Иванова, В.Ю. Особенности взаимодействия персонала домов ребенка с детьми младшего и раннего возраста: дис. .канд. псих. наук . - СПб., 2007.

16 Солоед, К.В. Психическое развитие младенцев в условиях материнской депривации: дис. .канд. псих. наук. - М., 1997.

17 Панарина, Л.Ю. Психологическая коррекция взаимодействия младенцев с синдромом Дауна и близких взрослых: автореф. дис. . канд. псих. наук. - М., 2004.

18 Психологическая диагностика: учебное пособие / К.М. Гуревич [и др.] . - М., 2001.

19 Смирнова, Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. - Спб., 2005.

20 Агрессия у детей и подростков: учебное пособие / Г.Э. Бреслав [и др.]; под ред. Н. М. Платоновой. - СПб., 2004.

21 Лебединская, К.С. Диагностика раннего детского аутизма / К.С. Лебединская, О.С. Никольская. - М., 1991.

22 Стребелева, Е.А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста / Е.А. Стребе-лева, Г.А. Мишина. - М., 2008.

Bibliography

1 Ushakov, D.N. Boljshoyj tolkovihyj slovarj sovremennogo russkogo yazihka. - M., 2000.

2 Rumyanceva, T.G. Agressiya: Problemih i poiski v zapadnoyj filosofii i nauke. - M., 1991.

3 Marcinkovskaya, T.D. Istoriya detskoyj psikhologii. - M, 1998.

4 Khukhlaeva, O.V. Korrekciya narusheniyj psikhologicheskogo zdorovjya doshkoljnikov i mladshikh shkoljnikov. - M., 2003.

5 Boulbi, D. Privyazannostj. - M., 2003

6 Kolosova, S.L. Detskaya agressiya. - SPb., 2004

7 Metheryakov, B.G. Boljshoyj psikhologicheskiyj slovarj / B.G. Metheryakov, V.P. Zinchenko. - M., 2009

8 Konnor, D. Agressiya i antisocialjnoe povedenie u deteyj i podrostkov. - SPb., 2005.

9 Breslav, G.Eh. Psikhologicheskaya korrekciya detskoyj i podrostkovoyj agressivnosti. - SPb., 2004.

10 Levchenko, I.Yu. Psikhologicheskaya pomothj semje, vospitihvayutheyj rebenka s otkloneniyami v razvitii: metodicheskoe posobie / I.Yu. Levchenko, V.V. Tkacheva. - M., 2008.

11 Furmanov, I.A. Psikhologiya deteyj s narusheniyami povedeniya. - M., 2004.

12 Razenkova, Yu.A. Soderzhanie individualjnihkh programm razvitiya deteyj mladencheskogo vozrasta s ogranichennihmi vozmozhnostyami, vospitihvayuthikhsya v dome rebenka // Defektologiya. - 2001. - № 3.

13 Langmeyjer, Yj. Psikhicheskaya deprivaciya v detskom vozraste / Yj. Langmeyjer, Z. Mateyjchik . - Praga, 1984.

14 Anikina, V.O. Psikhologicheskie kharakteristiki zhenthin, vzaimodeyjstvuyuthikh s detjmi mladshego i rannego vozrasta v domakh rebenka: dis. ...kand. psikh. nauk. - SPb., 2004.

15 Ivanova, V.Yu. Osobennosti vzaimodeyjstviya personala domov rebenka s detjmi mladshego i rannego vozrasta: dis. .kand. psikh. nauk . -SPb., 2007.

16 Soloed, K.V. Psikhicheskoe razvitie mladencev v usloviyakh materinskoyj deprivacii: dis. .kand. psikh. nauk. - M., 1997.

17 Panarina, L.Yu. Psikhologicheskaya korrekciya vzaimodeyjstviya mladencev s sindromom Dauna i blizkikh vzroslihkh: avtoref. dis. ... kand. psikh. nauk. - M., 2004.

18 Psikhologicheskaya diagnostika: uchebnoe posobie / K.M. Gurevich [i dr.] . - M., 2001.

19 Smirnova, E.O. Diagnostika psikhicheskogo razvitiya deteyj ot rozhdeniya do 3 let / E.O. Smirnova, L.N. Galiguzova, T.V. Ermolova, S.Yu. Metheryakova. - Spb., 2005.

20 Agressiya u deteyj i podrostkov: uchebnoe posobie / G.Eh. Breslav [i dr.]; pod red. N. M. Platonovoyj. - SPb., 2004.

21 Lebedinskaya, K.S. Diagnostika rannego detskogo autizma / K.S. Lebedinskaya, O.S. Nikoljskaya. - M., 1991.

22 Strebeleva, E.A. Psikhologo-pedagogicheskaya diagnostika narusheniyj razvitiya deteyj rannego i doshkoljnogo vozrasta / E.A. Strebeleva, G.A. Mishina. - M., 2008.

Статья поступила в редакцию 30.01.2012

УДК 373.1.02

Kurnosova S.A. technology of the upbringing of junior schoolchildren s emotional sympathy. The article presents the technology of education of emotional sympathy of the younger students: objectives, which must be solved by technology; pedagogical result, which is supposed to be received; step-by-step activity of students; stages of pedagogical support the activities of the students.

Key words: the emotional sympathy, the upbringing of emotional sympathy, the technology of education of emotional sympathy of the younger students.

19З

С.А. Курносова, докторант ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, г. Ярославль, E-mail: kuvami@mail.iks.ru

ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

B статье представлена технология воспитания эмоциональной отзывчивости у младших школьников: цели, которые должна решать технология; педагогический результат, который предполагается получить; пошаговая деятельность учащихся; этапы педагогического сопровождения деятельности учащихся.

Ключевые слова: эмоциональная отзывчивость, воспитание эмоциональной отзывчивости, технология воспитания эмоциональной отзывчивости у младших школьников.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обозначена задача развития этических чувств, доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей, воспитания у младшего поколения эмоционально-нравственной отзывчивости.

Нами была разработана модель воспитания эмоциональной отзывчивости у младших школьников, которая прошла многолетнюю апробацию в общеобразовательных школах Камчатского края, Приморского края и Нижегородской области. Реализация идей модели предполагала инвариант в действиях педагогов, что сделало необходимым предложить педагогам технологию воспитания эмоциональной отзывчивости у младших школьников.

При разработке общей технологии воспитания эмоциональной отзывчивости мы опирались на определение технологии, данное Л.В. Байбородовой. Под технологией учёный понимает алгоритм последовательных действий ученика и учителя, обеспечивающий достижение намеченного педагогического результата [1, с. 68]. Согласно Л.В. Байбородовой, отличительной особенностью педагогической технологии является её тиражируе-мость, т.е. перенос в другие условия, возможность повторения другими педагогами и учащимися при гарантированном достижении намеченного результата, если, конечно, не искажается суть, основные идеи технологии.

Учёный отмечает, что при разработке технологии определяются: цели, которые должна решать технология; педагогический результат, который предполагается получить; пошаговая деятельность учащихся; этапы педагогического сопровождения деятельности учащихся.

Воспитание эмоциональной отзывчивости у младших школьников - это процесс взаимодействия воспитателей и воспитуе-мых, направленный на сохранение и развитие природных предпосылок ребёнка к эмоциональной отзывчивости; на формирование у ребёнка опыта эмоциональных переживаний, подразумевающих представленность Другого (социального, природного объекта или явления) в содержании эмоций человека, а также самого человека, но в связи с Другими, как основы непрагматического взаимодействия с миром.

Процесс воспитания эмоциональной отзывчивости у младших школьников направлен на обогащение индивидуального опыта гуманистических, эмоционально-эстетических и эмоционально-этических оценочных суждений воспитуемых, формирование понимающего, принимающего отношения к людям и природе, рефлексивного отношения к своим действиям, обогащение опыта созидательного творчества, заботы о людях, животных и растениях.

В общем виде технологию воспитания эмоциональной отзывчивости у младших школьников можно представить следующим образом:

- осознание своих переживаний;

- обнаружение несостоятельности стереотипных переживаний в новых ситуациях и выход за пределы индивидуального эмоционального опыта;

- осознание новых личностных смыслов деятельности (для изменения себя к лучшему, для блага Другого, для совершенствования отношений с одноклассниками и др.);

- выбор направления и содержания своей деятельности, поведения, поступков;

- осознание значимости своей деятельности для благополучия других людей, животных, растений, ценностных смыслов своего бытия, определение дальнейших перспектив развития отношений с людьми и природой.

Общая технология воспитания эмоциональной отзывчивости у младших школьников может быть применена к урочной и

внеурочной деятельности детей, а каждый этап конкретизируется специальными приёмами в зависимости от содержания деятельности младших школьников.

Технология воспитания эмоциональной отзывчивости у младших школьников может использоваться учителями всех предметов в начальной школе.

По этой общей технологии может выстраиваться отдельное занятие или процесс воспитания в целом.

Продолжительность каждого этапа определяется возрастом детей (чем младше дети, тем больше времени требуется на прохождение этапов) и особенностями конкретного класса, актуальными потребностями детей.

Представим содержание каждого этапа.

Первый этап - осознание своих переживаний.

Ожидаемые результаты:

- осмысление своих переживаний (эмоций как субъективных значений ситуаций; чувств как субъективных значений конкретных объектов; настроений как продолжительных эмоциональных процессов);

- осознание многообразия собственных эмоций, испытываемых по отношению к одному и тому же объекту;

понимание своих переживаний.

Действия учителя:

- создаёт благоприятную эмоциональную атмосферу;

- создаёт ситуацию, побуждающую ребёнка задуматься над своими эмоциональными переживаниями и физическими ощущениями;

- инициирует детей на осмысление своих физических ощущений и переживания;

- учит высвобождать переживания адекватными способами - с помощью цвета, графически, жестов, аналогий и иначе;

- знакомит с практическими способами избавления от раздражения, от неприятных переживаний;

- вызывает интерес к переживаниям Других (одноклассников, учителя, животного, растения, антропомофизированного объекта);

- формирует установку: переживания - это то, что учитель ценит в них и считает главным в их отношениях.

Действия ученика:

- успокаивается, эмоционально раскрепощается;

- прислушивается к своим переживаниям и физическим ощущениям;

- высвобождает чувственные переживания, описывает их, передаёт с помощью цвета, графически, жестов, используют аналогии и другие адекватные способы;

- упражняется в избавлении от раздражения, от неприятных переживаний;

- самодисциплинируется;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- соотносит переживания свои, одноклассников и учителя;

- обнаруживает сходство эмоций и чувств своих и одноклассников, учителя, родителей, животных, литературных героев;

- воспринимают учителя человеком, а не безликим воплощением школьных требований.

Приёмы:

- непривычные вопросы;

- релизеры естественного происхождения (визуальные, аудиальные, тактильные, обонятельно-вкусовые, поведенческие);

- элементы нейропсихологического программирования отношения;

- игровые упражнения из серии «Поиграем-помечтаем»;

- игровые упражнения из серии «для тела и духа»;

- музыкотерапевтические и арттерапевтические упражнения;

- техники творческого самовоспроизведения, релаксации, мечтания, самолюбования;

- дневники настроения и ощущений и др.

Второй этап - обнаружение несостоятельности стереотипных переживаний в новых ситуациях и выход за пределы индивидуального эмоционального опыта.

Ожидаемые результаты:

- понимание причин, сущности событий, явлений и процессов в отношениях между людьми, между людьми и природой;

- переживание эмоциональной общности с Другим (человеком, животным, растением, антропоморфизированным объектом);

- осознание возможности видеть ситуацию с точки зрения другого человека, растения, животного;

- осознание возможности изменять точку зрения, покидать собственную познавательную позицию, и через общение с Другим, через внутренний диалог принимать роль Другого, преобразовывать собственные смыслы образов, понятий, представлений.

Действия учителя:

- поддерживает стремление детей одухотворять все объекты окружающего мира;

- создаёт ситуации, в которых дети переживают эмоциональную общность с Другим;

- создаёт ситуации, в которых дети учатся принимать на себя роль социального или природного объекта и обнаруживают несостоятельность стереотипных переживаний и эмоциональных оценок;

- показывает, что иррациональные убеждения мешают развиваться;

- знакомит с практическими способами избавления от «умственного мусора».

Действия ученика:

- «заглядывает» в прошлое Другого (человека, сказочного героя, природного объекта), чувствует себя участником событий, отождествляет себя с Другим, ставит себя на его место, эмоционально реагирует и чувствует за него, примеряет на себя его эмоциональные установки в самоотношении, в отношении к миру;

- обнаруживает «умственный мусор» во внутренней и внешней речи, социальные стереотипы в своём опыте оценочных суждений;

- заменяет выявленные иррациональные убеждения на рациональные;

- осознаёт, что отрицательная ситуация несёт в себе положительный опыт; что человек, совершивший дурной поступок, достоин жить среди людей; что «кровожадные» волки - терпеливые и заботливые родители и др.;

- осознаёт возможность выбора собственных чувств по поводу случившегося.

Приёмы те же, а также:

- «Что было до ...»;

- «Похож на меня»;

- представление учителем собственных переживаний;

- интеллектуализация эмоций;

- создание положительного «ореола»;

- замена иррациональных убеждений рациональными и др.

Третий этап - осознание новых личностных смыслов деятельности (для изменения себя к лучшему, для блага Другого, для совершенствования отношений с одноклассниками и др.).

Ожидаемые результаты:

- осознание потребности людей во взаимопомощи, взаимопонимании и в результатах труда друг друга;

- осознание потребности растений и животных в сочувствии, любви, заботе, защите, поддержке, помощи;

- осознание самоценности общения с человеком и природным объектом;

- осознание возможности самосовершенствования, преобразования собственных смыслов образов, понятий, представлений через общение с человеком, с животным и растением, через принятие их роли.

Действия учителя:

- Создаёт атмосферу взаимного доверия;

- показывает, объясняет детям новые, ранее скрытые, смыслы их деятельности (для сохранения жизни живого существа, защиты слабого, радости родного человека, комфорта людей и др.);

- организует творческий производительный труд, направленный на создание красоты, заботу о красивом для человека и пр.;

- инициирует детей на проявление творчества и инициативы.

Действия ученика:

- переживает доверие к окружающим людям и обсуждает свои эмоциональные переживания с другими людьми;

- переживает чувство родного (человека, дома, двора, класса, школы, села, города, страны, «родного берега», «родных вулканов», «родной Камчатки» и т.п.);

- не просто выполняет задание по образцу, а проявляет творчество: вносит усовершенствование в модель, предлагает свой вариант, создаёт свою модель, вышивает по своему рисунку, выращивает необычное растение или создаёт в теплице микро-условия, способствующие проявлению в растении новых признаков и т.п.;

- переживает чувство радости общения с людьми;

- переживает чувство радости деятельности по охране и воссозданию природы (не с прагматических, утилитарных позиций - затем, чтобы природа радовала и развлекала человека, а ради самой природы - потому, что это долг человека - обеспечить животным и растениям надлежащие условия жизни).

Приёмы те же, а также:

- конструирование ответа человека, животного или растения и др.

Четвёртый этап - выбор направления и содержания своей деятельности, поведения, поступков.

Ожидаемые результаты:

- осознание возможности выбирать направление и содержание своей деятельности;

- осознание ценности проявления творчества и инициативы.

Действия учителя:

- создаёт ситуации, в которых дети сами определяют своё участие в жизни класса, распределяют роли и функции, выбирают сферу деятельности с учётом своих желаний и возможностей;

- вызывает интерес у родителей младших школьников к участию в жизни класса;

формирует команду единомышленников взрослых и детей.

Действия ученика:

- участвует в коллективном планировании совместной деятельности детей, учителей и родителей;

- определяет направление и содержание своей деятельности;

- выполняет социально-значимую деятельность.

Приёмы те же, а также:

- коллективное планирование («Аукцион идей и предложений», «Почтовый ящик», «Журналисты», «Яблоня возможностей», «Спасибо», «Волшебная лавка», «Сорок слов», «Бутылочная почта», «Радуга», «Анкета полезных дел», «Калейдоскоп», «Мишень добрых дел» и др.);

- «вложение» труда и др.

Пятый этап - осознание значимости своей деятельности для благополучия других людей, животных, растений, ценностных смыслов своего бытия, определение дальнейших перспектив.

Ожидаемые результаты:

- рефлексия;

- осознание утверждающей силы переживаемых чувств значимости своей деятельности для благополучия других людей, животных, растений;

- осознание перспектив развития своих отношений с людьми и природой

Действия учителя:

- Постоянно по ходу деятельности проявляет интерес к переживаниям ребёнка, инициирует его рефлексию;

- создаёт ситуации осмысления детьми своей деятельности с эмоционально-эстетических и эмоционально-этических позиций.

Действия ученика:

- Выполняет социально-ценную деятельность;

- переживает утверждающее чувство значимости своей деятельности для себя самого, других людей, животных и растений;

- оценивает свои переживания, настроение;

- оценивает свои деятельность, поведение, поступки с точки зрения значимости для изменения себя к лучшему и для блага Другого.

Приёмы те же, а также:

- «Дневник настроения и ощущений»;

- незаконченное предложение, тезис, оценка «приращения» личностных достоинств (высказывания «До ... - После ...», «Раньше я переживал ... - Теперь я чувствую ...»);

- подбор афоризма;

- «Дерево чувств», «Букет настроения»;

- игровые упражнения из серии «Поиграем-помечтаем» и др.

Раскроем отдельные приёмы, чтобы показать их специфику.

• Приём «Непривычные вопросы» можно использовать на первом уроке в начале учебной недели или перед ознакомлением детей с новым материалом на занятии.

Например, учитель спрашивает детей:

- Во что мы будем одеваться в течение ближайшей недели? В счастье? В доброе расположение к другим людям? В радостное пробуждение каждое утро? В удовольствие от встречи с одноклассниками и учителем? В аромат маминых духов? В мурлыканье домашней кошки? В скрип снега под сапогами в утренних сумерках по дороге в школу? В насыщенную синеву рассветного неба за окном класса во время первого урока? В добрую улыбку учителя (он видит, как ты стараешься учиться)? В весёлый щебет по телефону своей старшей сестры? В запах жареного картофеля, доносящийся с кухни, где сегодня вечером колдует папа? В радостное «Привет!» старого друга?

После урока у нелюбимого учителя можно выполнить упражнение, помогающее детям избавиться от гнетущего чувства несправедливости взрослых.

Например, игра «Ненужные чувства». Педагог просит детей рассказать, какое у них настроение, что они чувствуют. Затем педагог раздаёт детям листочки бумаги и предлагает написать неприятные переживания, например «гнев», «обида», «злость», «страх» и т.д. После этого дети сминают листочки и выбрасывают их в мусорную корзину вместе с ненужными чувствами. После уроков учитель и дети выходят на улицу и сжигают мусор.

• В воспитании эмоциональной отзывчивости у младших школьников для пробуждения «механизмов» социальной перцепции и проекции используются элементы нейропсихологичес-кого программирования, вербальные позитивно маркированные установки [2]. Например: «Я знала, что ты тоже это чувствуешь!» (нейролингвистическая программа: учитель думал обо мне, верит в меня; другие чувствуют то же, что и я); «Нас с вами объединяет умение слышать музыку тишины»; «Как ты умеешь успокаиваться?» (нейролингвистическая программа: учитель верит в меня, в мои умения; я умею успокаиваться; я умею) и других.

Такие приёмы, как замена иррациональных убеждений рациональными, интеллектуализация эмоций, естественные и социальные релизеры, положительный «ореол», «похож на меня», тесно связаны между собой.

Так, на уроках окружающего мира в 1-3 классах при изучении раздела «Растения и животные» все эти приёмы можно реализовать с помощью упражнения «Вопреки распространенному мнению».

Социальные мифы, связанные с природными объектами («кровожадными» волками, лисами-«плутовками», «неуклюжими, нескладными, неповоротливыми» медведями и т.п.) могут развеяться, негативное отношение к животным может в корне

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

измениться, когда дети узнают об особенностях животных. Своеобразным «мостом» между представлениями детей о животных и их отношением к этим животным может стать интеллектуализация эмоций. Согласно В.А. Ясвину, если сложившееся ранее отрицательное отношение к животному вступит в диссонанс с полученной ребёнком эмоционально положительной экологической информацией, то может произойти коррекция отношения в положительном направлении [3].

Например, с помощью педагога камчатские дети, много раз видевшие нерест кеты, сивучей на берегу бухты в центре города, бурого медведя на рыбалке, извержение вулкана, могут открыть новые, неизвестные ранее характеристики и смыслы природного объекта или явления, обнаружить в себе новые, ранее не испытанные чувства.

Детям предлагается послушать рассказы о животных: о волках - удивительно красивых и сильных животных, достаточно высокоорганизованных в психическом отношении, терпеливых и заботливых родителях, любителях полакомиться дыней, арбузом, помидорами, ягодами рябины, брусники, голубицы; о лисах

- не столько хитрых и осторожных животных, сколько любопытных, наблюдательных и сообразительных, с прекрасной зрительной памятью; о медведях - вопреки распространённому мнению, не увальнях, а стремительных и очень ловких, с самым высоким уровнем развития рассудочной деятельности среди многих видов хищников, умных, сообразительных, с великолепной долговременной памятью, безошибочной ориентацией в пространстве, способностью к обучению и научению, и, вопреки распространённому мнению, не впадающих в спячку; каланах -умницах, исключительно дружелюбных как по отношению друг к другу, так и к окружающим, и, как большинство из нас, - правшах; и другие, а затем - описать и нарисовать их новые чувства, переживания по отношению к животным.

В заключение необходимо сказать, что анализ современных образовательных технологий, применяемых в урочной и внеурочной деятельности младших школьников (технология проектной деятельности, «Образ и мысль» (национального варианта американской программы «Стратегия визуального мышления») и др.), позволил выделить признаки, которые делают технологии способными содействовать развитию эмоциональной отзывчивости школьников. Наиболее важными признаками являются следующие:

- задействование ощущений, переживаний учащихся, возможность делиться эмоциональными переживаниями с другими людьми;

- возможность удовлетворять желание творить, реализовать способности и потребности в деятельной заботе о конкретных нуждающихся в участии людях, животных и растениях;

- возможность получать позитивное внешнее подкрепление от верящих в ребёнка учителей, родителей и доброжелательных одноклассников, удовлетворять потребность в утверждении в их мнении как трудолюбивом, творческом человеке;

- неформальное общение, творческий диалог, возможность компенсировать дефицит эмоциональных контактов в семье;

- возможность рефлексии, предметом которой являются переживания, состояния, настроения.

1. Байбородова, .TI.B. Повышение воспитательного потенциала учебного процесса в разновозрастных группах учащихся: учебно-методическое пособие II .TI.B. Байбородова. - Ярославль: Департамент образования Ярославской области, 2008.

2. Гриндер, М. Исправление школьного конвейера или НЛП в педагогике II М. Гриндер. - М.: Независимая ассоциация психологов-практиков, 1995.

3. Ясвин, BA Психология отношения к природе. - М., 2000.

Bibliography

1. Bayjborodova, L.V. Povihshenie vospitateljnogo potenciala uchebnogo processa v raznovozrastnihkh gruppakh uchathikhsya: uchebno-metodicheskoe posobie II L.V. Bayjborodova. - Yaroslavlj: Departament obrazovaniya Yaroslavskoyj oblasti, 2008.

2. Grinder, M. Ispravlenie shkoljnogo konveyjera ili NLP v pedagogike II M. Grinder. - M.: Nezavisimaya associaciya psikhologov-praktikov, 1995.

3. Yasvin, V.A. Psikhologiya otnosheniya k prirode. - M., 2000.

Статья поступила в редакцию 26.01.12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.