Научная статья на тему 'Взаимодействие детского сада и семьи в процессе воспитания и развития детей младшего возраста'

Взаимодействие детского сада и семьи в процессе воспитания и развития детей младшего возраста Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
658
180
Поделиться
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / РАЗВИТИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРОЕКТ / СЕМЬЯ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Минасян Яна Эдуардовна

В статье раскрывается содержание инновационного проекта «Дружная семья детский сад, мама, папа и я», цель которого организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе воспитания и развития детей младшего дошкольного возраста. Проблема взаимодействия детского сада и семьи в разное время была предметов изучения многих отечественных и зарубежных ученых и практиков: основы сотрудничества педагогической науки, общественности и семьи (П.Ф. Каптерев, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт); вопросы семейного и общественного воспитания дошкольников (А.В. Запорожец); лаборатория семейного воспитания (Т.А. Маркова); опыт организации межличностных отношений в семье (Г.Т. Хоментаускас); педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников (Л.Ф. Островская); формы, методы и приемы работы с родителями (Т.А. Данилина) и т.п. [1; 2; 3].

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Минасян Яна Эдуардовна,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие детского сада и семьи в процессе воспитания и развития детей младшего возраста»

Взаимодействие детского сада и семьи в процессе воспитания и развития детей

младшего возраста

Минасян Яна Эдуардовна МБДОУ №70, г.Ростов-на-Дону

Ключевые слова:

воспитание, развитие, взаимодействие, проект, семья

Аннотация: в статье раскрывается содержание инновационного проекта «Дружная семья -детский сад, мама, папа и я», цель которого организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе воспитания и развития детей младшего дошкольного возраста. Проблема взаимодействия детского сада и семьи в разное время была предметов изучения многих отечественных и зарубежных ученых и практиков: основы сотрудничества педагогической науки, общественности и семьи (П.Ф. Каптерев, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт); вопросы семейного и общественного воспитания дошкольников (А.В. Запорожец); лаборатория семейного воспитания (Т.А. Маркова); опыт организации межличностных отношений в семье (Г.Т. Хоментаускас); педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников (Л.Ф. Островская); формы, методы и приемы работы с родителями (Т.А. Данилина) и т.п. [1; 2; 3].

Анализ теоретических исследований по обозначенной проблеме позволил нам разработать на базе МДОУ № 70 г. Ростова-на-Дону инновационный проект на тему «Дружная семья - детский сад, мама, папа и я».

Цель проекта: создание педагогических условий для эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе воспитания и развития детей младшего дошкольного возраста.

Задачи, решаемые внедрением проекта:

1. Развитие у родителей психолого-педагогических представлений об особенностях воспитания, развития детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи.

2. Взаимодействие педагогов, специалистов детского сада и родителей в процессе организации работы с детьми.

3. Овладение родителями эффективными игровыми технологиями воспитания, развития детей младшего дошкольного возраста.

4. Развитие у родителей представлений об оборудовании развивающей предметно-пространственной среды в домашних условиях, способствующей воспитанию и развитию дошкольников.

Содержание проекта разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта дошкольного образования и представлено следующими разделами

[4]:

Раздел 1. «Физическое развитие детей младшего дошкольного возраста» (родители знакомятся с особенностями физического развития дошкольников, содержанием работы по физическому развитию дошкольников на учебный год; планом профилактических мероприятий; вариантами проведения утренней, пальчиковой и дыхательной гимнастики; упражнениями, способствующими развитию гибкости и координации движений, равновесия, крупной и мелкой моторики; требованиями к оборудованию развивающей предметно-пространственной среды в домашних условиях и т.п.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Раздел 2. «Социально-коммуникативное развитие детей младшего дошкольного возраста»

(родителей знакомят с особенностями социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста; формируют представление о специфике развития у дошкольников ценностного отношения к своей семье, сверстникам, взрослым, родному городу, краю; раскрывают методы и приемы формирования уважительного отношения к выполнению элементарных трудовых поручений; основам безопасного поведения в различных жизненных ситуациях; знакомят с принципами организации развивающей предметно-пространственной среды, способствующей развитию социально-коммуникативной сферы дошкольников и т.п.).

Раздел 3. «Познавательное развитие младших дошкольников» (расширение представлений родителей об особенностях познавательного развития детей младшего дошкольного возраста, игровых технологиях развития сенсорной культуры дошкольников, любознательности и интереса к окружающему миру, родители осваивают способы оборудования развивающей предметно-пространственной среды и т.п.).

Раздел 4. «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста» (родителей знакомят с психолого-педагогическими особенностями развития речи детей раннего возраста: словаря, связной, грамматической и звуковой культуры речи, развития речевого творчества; спецификой приобщения дошкольников к детской литературе; технологиями, активизирующими активную речь дошкольников, игровыми методами и приемами профилактики речевых нарушений; оборудования развивающей предметно-пространственной среды атрибутами и пособиями, способствующими развитию речи дошкольников и т.п.).

Раздел 5. «Художественно-эстетическое развитие младших дошкольников» (родителей знакомят с содержанием художественно-эстетического развития дошкольников, спецификой ознакомления детей с произведениями изобразительного и музыкального искусства, фольклора; нетрадиционными технологиями развития изобразительного творчества дошкольников; материалами, используемыми в работе с детьми в процессе лепки, аппликации, рисовании, конструирования и т.п.). Направления деятельности с субъектами образовательного процесса включали проведение: Открытых просмотр различных видов деятельности с дошкольниками: «Опыты с водой», «Инсценируем сказку», «У медведя во бору», «Рисуем ладошками», «Что такое хорошо и что-такое плохо», «Музыкальная шкатулка» и т.п. Теоретических семинаров, проводимых совместно воспитателем, педагогом-психологом, учителем-логопедом: «Психолого-педагогические особенности развития детей раннего возраста», «Приобщение дошкольников к детской литературе: проблемы и пути их решения», «Диалог искусств в развитии личности ребенка дошкольного возраста», «Развитие сенсорной культуры детей дошкольного возраста в разны видах деятельности» и т.п. Семинаров-практикумов: «Нетрадиционные технологии познавательного развития дошкольников», «Коммуникативные технологии развития речи дошкольников», «Использование игровых технологий в процессе формирования у дошкольников правил безопасного поведения в быту», «Обучаем дошкольников нетрадиционным техникам рисования», «Технологии развития мелкой моторики дошкольников», «Организация развивающей предметно-пространственной среды в домашних условиях и т.п. Тематических родительских собраний: «Адаптация детей дошкольного возраста к условиям детского сада», «Приобщаем дошкольников к труду», «Технологии раннего обучения чтения дошкольников», «Особенности полоролевого воспитания детей младшего дошкольного возраста», «Патриотическое воспитание младших дошкольников в детском саду и дома», «Специфика воспитания застенчивых и агрессивных дошкольников» и т.п. Подготовку рекламных проспектов и буклетов для родителей: «Преемственность в воспитании дошкольников в детском саду и дома», «Детская литература детям», «Архитектурные прогулки с дошкольниками», «Как прекрасен этот мир», «Английский язык малышам» и т.п. Тренингов для родителей: «Развиваем коммуникативные навыки дошкольников», «Развиваем наглядно-действенное мышление дошкольников», «Развиваем психические процессы у детей дошкольного возраста и т.п. Мастер-классов для родителей: «Произведения устного народного творчества детям», «Приобщение дошкольников к слушанию классической музыки», «Детская лаборатория открытий», «Развиваем мелкую моторику дошкольников в процессе изобразительной деятельности» и т.п. Заседаний клуба молодых родителей: «Семейные традиции», «Перинатальное развитие ребенка», «Оборудование детской комнаты», «Русские сказки детям», «Разучиваем стихи русских и зарубежных поэтов», «Семейный театр на дому» и т.п. Предполагаемые результаты: у родителей сформированы представления об особенностях воспитания, развития детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи; разработан механизм взаимодействия специалистов детского сада, воспитателей и родителей в

процессе организации работы с детьми младшего дошкольного возраста; родители овладели эффективными игровыми технологиями воспитания, развития детей младшего дошкольного возраста; принципами проектирования развивающей предметно-пространственной среды в домашних условиях, способствующей воспитанию и развитию дошкольников. Таким образом, разработанный и апробированный инновационный проект на тему «Дружная семья - детский сад, мама, папа и я», был направлен на повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам организации работы с родителями, развития педагогической культуры родителей детей младшего дошкольного возраста

Список литературы:

1. Данилина Т.А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Т.А. Данилина // Дошкольное воспитание, 2005. — №1. — С. 41-49.

2. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия: практ. пособие / Авт. -сост. С.В. Глебова. — Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. — 111 с.

3. Работа дошкольного образовательного учреждения с семьей / Авт. -сост. И.А. Дядюнова. -М.: АПК и ПРО, 2004. - 32 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. -М., УЦ Перспектива, 2014.