Научная статья на тему 'Влияние адаптивной физической культуры на детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья'

Влияние адаптивной физической культуры на детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
985
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ / ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литвина Галина Александровна, Кульчицкий Владимир Емельянович, Кузакова Анна Александровна

В статье рассмотрена педагогическая функция в адаптивном физическом воспитании. Рассмотрен принцип постоянного повышения адекватного уровня воздействий. Кроме преимуществ, касающихся укрепления здоровья, рассматривается психологический аспект этого вопроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Литвина Галина Александровна, Кульчицкий Владимир Емельянович, Кузакова Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние адаптивной физической культуры на детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

ВЛИЯНИЕ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

1 2 3

Литвина Г.А. , Кульчицкий В.Е. , Кузакова А.А.

1Литвина Галина Александровна - кандидат педагогических наук, доцент;

2Кульчицкий Владимир Емельянович - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра физического воспитания и адаптивной физической культуры;

3Кузакова Анна Александровна - студент, кафедра психофизиологии и безопасности жизнедеятельности, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ставропольский государственный педагогический институт г. Ставрополь

Аннотация: в статье рассмотрена педагогическая функция в адаптивном физическом воспитании. Рассмотрен принцип постоянного повышения адекватного уровня воздействий. Кроме преимуществ, касающихся укрепления здоровья, рассматривается психологический аспект этого вопроса.

Ключевые слова: физическая культура, реабилитация детей, лица с ограниченными возможностями, здоровье, физическое воспитание.

УДК 378.1

Одним из критериев человечности любого общества является его отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья. В последние десятилетия в мире были приняты законы, защищающие этот слой населения.

Россия не стала исключением, причем особое внимание в нашей стране уделяется детскому населению. В настоящее время создание условий для предоставления детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам равного доступа к качественному образованию с учетом особенностей их психофизического развития является одним из приоритетных направлений политики государства.

Тема здоровья, особенно детского, и связанная с нею тема отклонений в здоровье, всегда была значимой. А сегодня, она стала первостепенной.

Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста [1, с. 192].

Дети с отклонениями в развитии лишены доступных их здоровым сверстникам средств получения информации. Они ограничены в движениях. А это, в свою очередь, отрицательно отражается на формировании психических физических функций.

По мнению многих научных сотрудников, наряду с социальной реабилитацией наиболее эффективным способом является проведение с детьми, имеющими ограничения по здоровью, систематических занятий адаптивной физкультурой. Значимость физических упражнений для коррекции нарушений моторики и недостатков физического развития подчеркивается в работах таких исследователей, как П.П. Павлов и П.Ф. Лесгафт.

При изучении данной проблемы было исследовано многообразие педагогических и психологических теорий, изложенных в научных трудах отечественных и зарубежных ученых: Л.С. Выготского, Н.Н. Малофеева, К. Ясперса, Г. Юна и других исследователей.

Несмотря на наличие большого количества информации по указанной теме, следует отметить, что вопрос влияния физических нагрузок на детей с ограниченными возможностями здоровья в науке исследован недостаточно. При этом мало сведений относительно детей младшего школьного возраста. Поэтому научной проблемой данной статьи стала проблема изучения влияния адаптивной физкультуры на детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Исходя из сведений, представленных в президентской программе «Дети России», число детей, обучающихся в специальных учебных заведениях, за последние годы значительно увеличилось. В связи с этим, а также повышенным вниманием государства к данному вопросу и необходимостью оказания своевременной поддержки людям с ограниченными возможностями здоровья эта проблема особенно актуальна сегодня.

Анализируя процесс физического воспитания в классах, где обучаются школьники с ограниченными возможностями здоровья, специалисты указывают на то, что основным направлением в их деятельности является коррекционная и компенсаторная работа, в том числе направленная на процесс физического воспитания. Наблюдения специалистов убеждают в повышении физической активности у детей с ограниченными возможностями здоровья. Рост двигательных ресурсов является важным условием подготовки их к жизни.

Адаптивная физическая культура - это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, которые должны способствовать формированию физических качеств, направленных на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.

Целью таких занятий является повышение физической активности детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья и обучение их использованию приобретенных навыков в повседневной жизни.

Основными задачами адаптивной физической культуры в школе являются: формирование двигательных навыков; формирование дополни тельных навыков (туристические навыки, плавание, спортивные игры); укрепление и сохранение здоровья учащихся, развитие познавательной деятельности; формирование личности ребенка.

Достижение всех задач способствует развитию двигательной активности у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья и адаптации человека в окружающем социуме [2, с. 140].

Процесс занятий адаптивной физкультуры связан не только с коррекционной, но и компенсаторной работой. Кроме того он способствует формированию у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья адекватной самооценки.

Средствами адаптивной физической куль туры являются физические упражнения, природные и гигиенические факторы. Главную роль среди них занимают физические упражнения, благодаря которым учитель оказывает воздействие на детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, решает совместно с ними коррекционные задачи.

В ходе выполнения упражнений по адаптивной физкультуре ученик улучшает физическую форму, совершенствует движения и развивает дополнительные двигательные ресурсы. Человек с ограниченными возможностями здоровья может прибегнуть к физическим упражнениям в любом возрасте, однако особенно мощно они влияют на растущий организм.

В процессе работы над физическим развитием младших школьников с ограниченными возможностями здоровья педагогу важно соблюдать принцип индивидуального подхода. Помимо этого он должен знать о состоянии здоровья учащихся, их физических, психических особенностях.

Классификация болезней у детей с ограниченными возможностями здоровья разнообразна. При этом значимыми факторами являются возраст, медицинские рекомендации, структура течения болезни.

Для приспособления к условиям окружающей среды ребёнку с ослабленным здоровьем, нужны силы. Во время занятий адаптивной физической культурой дети младшего школьного возраста постепенно улучшают и развивают собственные двигательные ресурсы. Они учатся готовиться к уроку физической культуры; правильному строиться на урок.

Коррекционная работа, осуществляемая в адаптивной физической культуре, которая направлена на исправление недостатков в развитии, является фундаментом социальной реабилитации. Опорными становятся принципы, разработанные Л. С. Выготским (опора на сохраненные возможности, зоны ближайшего развития), а также коллективного способа обучения.

Выдвинутый Л.С. Выготским в тридцатые годы прошлого века, принцип и сегодня является основным в дефектологии. Суть принципа заключается в педагогическом влиянии на преодоление психофизических недостатков детей, а также на развитие их познавательной деятельности, физических способностей и нравственных качеств [4, с. 20-22].

При изучении программ по адаптивной физкультуре для учащихся младшей школы с ограниченными возможностями здоровья стоит обратить внимание на эффективность тех программ, которые помимо раздела «Физическая подготовка» имеют раздел «Коррекционные подвижные игры».

Данный раздел включает элементы спортивных и подвижных игр и упражнений. Его первостепенные задачи - формирование навыков взаимодействия в процессе игры. К элементам спортивных игр относятся баскетбол, волейбол, футбол, бадминтон, игры в паре и подвижные игры.

Именно игра имеет огромное значение в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Психологической основой игры является преобладание у ребёнка эмоциональных переживаний, свобода их выражения, искренний смех, восторг, т. е. та эмоциональная сущность ребёнка, которая выражается как в физической, так и в психической сфере [3, с. 17].

Одним из любимых занятий учащихся младшей школы с ограниченными возможностями здоровья является фитбол - гимнастика. Большая часть упражнений подобрана в форме игры.

Физические упражнения оказывают положительное влияние на растущий организм учащихся с ограниченными возможностями здоровья и способствуют укреплению опорно-двигательного аппарата, суставов и связок, улучшению кровообращения и обмена веществ.

Физические нагрузки связаны с мыслительной деятельностью, эмоциями, развивают интересы, мотивы, укрепляют волю, являясь средством духовно-нравственного развития человека и тем самым влияя на развитие личности.

Регулярные тренировки младших школьников с ограниченными возможностями здоровья не только способствуют оздоровлению их организма, но и чрезвычайно благотворно воздействуют на психику, усиливают их волю в противодействии болезни, помогают увереннее чувствовать себя в обществе.

Все виды адаптивной физкультуры ставят перед собой цель ухода от собственных болезней и проблем. Так, с помощью занятий адаптивной физической культурой можно адаптировать их к умеренным нагрузкам и при этом улучшить их психическое состояние.

Адаптивная физическая культура играет огромную роль в структуре реабилитационных и коррекционных мероприятий, так как по специфике действия влияет не только на физическое и психическое состояние человека, но и на расширение его социального опыта [5, с. 190].

Для большинства младших школьников с ОВЗ, единственной возможностью «разрушить» замкнутое пространство, обрести приятелей является адаптивная физкультура. Именно на занятиях адаптивным спортом они узнают радость движений, учатся выигрывать и проигрывать, острее чувствуют малейшие достижения и открыто выражают свои эмоции.

Педагогическим сотрудникам нельзя забывать о создании атмосферы психологического комфорта, доверия и доброжелательности, благодаря которой учащиеся с ограниченными возможностями здоровья испытывают радость, чувство удовольствия от двигательных упражнений, желание вести здоровый образ жизни. При этом педагог должен подбирать упражнения умеренной сложности, учитывая индивидуальные особенности детей.

Спортивные и оздоровительные мероприятия младших школьников с ограниченными возможностями здоровья - это целый мир отношений и чувств. Для них это и творческая деятельность, благодаря которой они стремятся к совершенству, создают свой стиль, особый облик. Все это дарит им свежие эмоции, позволяющие поднять самооценку и социализироваться в жизни

Таким образом, адаптивная физическая куль тура - это не просто комплекс физических упражнений, а целая система мероприятий, направленная на коррекцию психических и физических нарушений у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Список литературы

1. Бегидова Т.П. Основы адаптационной физической культуры: Учебное пособие. М.: Физическая куль тура и спорт, 2011. 192 с.

2. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии, Под. ре еии, Под. В. Шапковой. М. Советский спорт, 2002. 17 с.

3. Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура: Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: Учебное пособие. М.: СпортАкадемПресс, 2009. 140 с.

4. Мищенко А.Ф., Савченко А.Г., Максутова Ф.И. Идеи педагогики и воспитания Л.С. Выготского в работе с детьми с особыми образовательными потребностями в начальной школе // Молодой учёный, 2016. № 27.1. 20-22 с.

5. Основы адаптивной физической культуры: Учебное пособие. М.: Физкультура и спорт, 2012. 190 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.