электронный научный журнал «apriori. cерия: гуманитарные науки»
www.apriori-journal.ru УДК 796.011.2
ИДЕИ ФИЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ РОССИИ ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКОВ
Алимов Гумер Марсович
старший преподаватель Самарский государственный университет путей сообщения (филиал)
Орск
Аннотация. В статье рассматривается содержание и эволюция концепции физического образования, сформулированной в педагогике второй половины XIX века П.Ф. Лесгафтом. Развитие этого понятия в трудах П.Ф. Лесгафта, А.Д. Бутовского и А.К. Анохина способствовало формированию теории и практики физического воспитания в дореволюционной России.
Ключевые слова: физическое воспитание; физическое образование; история физического воспитания.
THE IDEAS OF PHYSICAL EDUCATION IN RUSSIAN PEDAGOGICS AT THE TURN OF THE XIX AND XX CENTURIES
Alimov Gumer Marsovich
senior lecturer Samara State University of Transport (branch), Orsk
Abstract. The article is about the subject-matter and the evolution of the conception of Physical Education, which was formulated in Pedagogicsin the second half of the XIX century by P.F.Lesgaft. The development of this notion in the works of P.F. Lesgaft, A.D. Butovsky and A.K. Anokhin contributed the formation of the theory and the practice of Physical Education in pre-revolutionary Russia.
Key words: physical training; physical education; history of physical training.
Сущностные изменения в теории воспитания и образования, произошедшие на рубеже XXI века, усилили гуманистическую направленность физического воспитания и поставили вопрос об обновлении его содержания. Это актуализировало процессы изучения не только существующих педагогических моделей физического воспитания, но и истории вопроса. Становление науки о физическом воспитании в нашей стране было обусловлено целой совокупностью факторов, включающих эволюцию господствующих форм мышления, развитие гуманитарной науки в целом и предметной области познания педагогики в частности. Хотя признание необходимости развития теории и практики физического воспитания произошло ещё на рубеже XVIII-XIX веков, вплоть до сегодняшнего дня продолжаются дискуссии о содержании физического воспитания, о принципах и методах построения и изложения его теории, а также о процессе исторического становления данной сферы деятельности. Последняя проблема и стала объектом нашего исследования.
Возникновение науки о физическом воспитании связывается в педагогике с деятельностью П.Ф. Лесгафта и его теорией физического образования (К.Х. Грантынь [1], В.А. Таймазов, Ю.Р. Курамшин, А.Т. Марья-нович [2], А.Б. Суник [3]), однако, следует отметить, что в немалой степени развитию этой теории способствовали труды его последователей А.Д. Бутовского и А.К. Анохина. История физического воспитания, физической культуры и спорта рассматривалась в работах многих ученых. Наиболее фундаментальные труды в этой области принадлежат Б.Р. Голощапову [4], А.В. Грачеву, Г.А. Дюпперону [5], Н.И. Пономареву [6]. Однако анализ литературы показывает, что в существующих исследованиях недостаточно внимания уделяется концепциям физического образования, сформировавшимся в отечественной педагогике последней трети XIX - начала XX веков.
Целью нашей статьи является не просто анализ содержания понятия «физическое образование», но и обоснование тезиса о том, что ос-
нову этой концепции составляла теория двигательных действий, последовательно сформулированная в работах А.Д. Бутовского и реализованная в практической деятельности А.К. Анохина. Основные использованные нами методы исследования - историко-педагогические, включающие историко-генетический, компаративный и синхронно-диахронный методы, которые позволили воссоздать общую картину становления и развития концепций физического воспитания последней трети XIX -начала XX веков и провести их сравнительный анализ. Теоретические работы П.Ф. Лесгафта, А.Д. Бутовского и А.К. Анохина стали основными источниками и гносеологическим базисом для выводов и результатов нашего исследования.
Предметом изучения стало содержание понятия «физическое образование», впервые сформулированное Петром Францевичем Лесгафтом в работе «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» в 1912 году, и впоследствии получившее развитие в теории двигательных действий А.Д. Бутовского и в русской системе гимнастики А.К. Анохина. Формирование концепции физического образования в России является одним из важнейших достижений отечественной педагогической науки в целом. Однако вплоть до конца XIX века развитой системы физической подготовки в образовательных учреждениях в России так и не сложилось. О необходимости её создания писали и говорили государственные и общественные деятели. В мае 1888 года прошло совещание министров военного, внутренних дел и народного просвещения, на котором было принято решение ввести физическое обучение во всех учебных заведениях, включая народные школы. В июне 1889 года появился циркуляр Министра Народного Просвещения И.Д. Делянова о введении военной гимнастики во все гражданские гимназии и школы. Министерство во многих документах обращало внимание на неудовлетворительное состояние физического воспитания в учебных заведениях. В 1889 году была разработана инструкция для преподавания гимнастики
в мужских учебных заведениях, подведомственных министерству, согласно которой военная гимнастика становилась обязательной учебной дисциплиной в отдельных учебных учреждениях [7].
П.Ф. Лесгафт сформулировал понятие физического образования, тесно связанного с общим образованием и воспитанием. Это понятие было введено педагогом впервые, чтобы развести функции семьи и школы в деле воспитания детей школьного возраста. Физическим образованием он называл «систематическое умственное, эстетическое и физическое развитие» [8, а 262], причем подчеркивая наличие тесной взаимосвязи между воспитанием, которое является делом семьи, и образованием, которое является делом школы. Под воспитанием П.Ф. Лесгафт понимал развитие нравственных и волевых качеств человека, образование трактовалось им значительно шире - как содействие «выяснению значения личности человека и в ограничении произвола его действий» [9, а 287].
Довольно сложная формулировка включала в себя несколько основных идей, составляющих концепцию физического образования: познание окружающего мира человеком и его самопознание; необходимость физического развития тела одновременно с самоидентификацией личности человека как социального и нравственного существа. Все эти процессы обязательно требовали применения средств физического воспитания, поскольку «с точки зрения нормальных проявлений человека умственная и физическая деятельность должны быть в полном соответствии между собой» [9, а 289]. Исходя из понимания их тесной взаимосвязи, педагог выдвинул основное положение своей системы физического образования, заключающееся в том, что ребенок должен научиться осознавать не только впечатления окружающей действительности, но и анализировать свои движения, чтобы управлять ими, «руководствуясь ощущениями, связанными с мышечной деятельностью» [9, а 293-294]. П.Ф. Лесгафт доказал, что физическое воспитание является составной частью педагогики.
А.Д. Бутовский принял термин Лесгафта «физическое образование», под которым, в свою очередь, понимал весь процесс формирования организма и личности, в том числе и под влиянием специально организованного воздействия посредством физических упражнений: «Под физическим образованием понимается развитие тех общих способностей двигательного аппарата, которые равно необходимы человеку, к какой бы деятельности он себя не предназначал, которые человек интенсивно упражняет с детства, и упражнение которых, безусловно, необходимы для здоровой жизнедеятельности его организма» [10, с. 225-226].
Прежде всего, Бутовского интересовали телесные упражнения как объект исследования и предмет преподавания, он тщательно изучил историю вопроса, проанализировав, как происходило физическое воспитание и образование в древности и средневековье. Основные признаки упражнения, выделенные автором: подготовительный характер, повторяемость, позволили ему дать самое общее определение: «упражнение есть повторительная работа, производимая с целью усовершенствования в приемах этой работы» [11, с. 2-3]. На основе этого вводится понятие физического упражнения, как «упражнение нашей способности к произвольным движениям». Бутовский связал физическое развитие человека с потребностями хорошей подготовки к труду, с развитием здорового и уравновешенного духовного состояния: «Мы вправе сказать, что физическое упражнение, давая целесообразные навыки, является необходимою составною частью общаго образования» [11, с. 4]. Целью физических упражнений, по мнению педагога, должно было стать развитие определенных двигательных навыков, которые он подразделял на три основные группы. Первая группа - необходимые: ходьба, бег, прыжок; вторая группа - элементарные: брать, держать, кидать; к третьей группе были отнесены сложные координации движений.
Бутовский развил идею о качественном влиянии физических упражнений на процесс воспитания гармонически развитой личности. Это вли-
яние он рассмотрел в двух аспектах - физиологическом и психическом. Общее физиологическое влияние упражнений выражается в том, что улучшается деятельность всех органических функций: кровообращения, дыхания, пищеварения, выделительной системы, организм становится более выносливым и тренированным. Частное физиологическое влияние упражнений состоит в развитии отдельных органов и частей тела. Любое телесное упражнение оказывает благотворное влияние на развитие психической деятельности, причем тогда, «когда упражнение применяется в разумном количественном и качественном отношении. ... Психическое влияние упражнения сказывается ещё и в том отношении, что, разумно упражняясь в физической работе, человек становится выносливым» [11, а 12]. Физические упражнения служат также нравственному воспитанию, «они поселяют в воспитаннике здоровое уважение к достоинству его физической природы, когда в нем пробуждается самостоятельная забота о развитии своего тела, как орудия и исполнителя его высших духовных стремлений» [11, а 13]. Таким образом, физическое упражнение служит решению таких основных задач как образовательная - усовершенствование координации движений, навыков и умений; физиологическая - влияние на органические функции, обеспечивающее планомерное телесное развитие; психическая - влияние на умственное и нравственное развитие личности.
Классификация системы упражнений проводилась педагогом по психофизическому принципу: силовые упражнения всего тела; упражнения местного характера; упражнения на ловкость; упражнения на скорость; упражнения на выносливость; упражнения на внимание; упражнения на сообразительность и находчивость. К достижениям исключительно А.Д. Бутовского следует отнести сформулированную им в 1890 году теорию вольных движений как основы физического упражнения и базу курса гимнастики [12]. По существу, вольными движениями он называл комплекс силовых упражнений для всех групп мышц - «движения на ме-
сте», в сочетании с кардионагрузкой («движения с переменой места») -ходьбой, бегом и прыжками. Вольные движения им подразделялись на простые, составные и сложные в зависимости от техники исполнения. В системе вольных физических упражнений Бутовского были преодолены недостатки его предшественников, не обращавших внимание на равномерность распределения нагрузки и правильную постановку дыхания. Он разработал подробную методику обучения упражнениям по развитию вольных движений, описал технику выполнения упражнений.
Таким образом, А.Д. Бутовский, развивая идеи П.Ф. Лесгафта, создал теорию физического упражнения, ставшую основой теории обучения двигательным действиям. Теория в качестве целей физического воспитания постулировала укрепление здоровья и хорошее физическое развитие ребенка, достижение нормального уровня общефизической подготовленности учащихся, формирование индивидуальной морфофункцио-нальной и двигательной базы, необходимой для адаптации ребенка к повседневной жизни, а также гармоничное развитие его личности.
Практическую реализацию теорий А.Д. Бутовского и П.Ф. Лесгафта в начале XX века осуществил А.К. Анохин. Он резко критиковал использование чешской, немецкой и шведской систем гимнастики в русской школе и попытался создать собственную русскую систему [13]. Исследования Анохина в этой области завершились созданием собственной системы тренировки атлетов и домашней оздоровительной тренировки.
Физическое воспитание Анохин понимал как преднамеренное воздействие на ребенка с целью гармонического всестороннего развития, поскольку оно не просто воздействует на физическую сторону человека, но и усиливает его лучшие душевные и умственные качества. Термин «физическое образование» он трактовал по П.Ф. Лесгафту, но основным методом такого образования считал физические упражнения, выстроенные в последовательную систему.
В основе учения Анохина о физическом упражнении лежала теория естественных движений человека, к которым относились такие действия, как лежать, сидеть, ползать, стоять, перемещать тело, а также передвижения тела, а именно ходьба, бег, плавание, прыжки, лазание [13, а 20]. Это движения, которые человек осваивает от рождения до смерти, причем в борьбе за существование он научился применять метание, борьбу, а для отдыха и развлечения использовал игры и танцы. Все эти движения и их элементы присущи природе человека и должны составить основу физического воспитания: «Обучение этим видам движения, а предварительно - развитие тела так, чтобы оно могло воспринять обучение и сумело применять заученные навыки в жизни - вот задачи физического воспитания» [13, а 21]. Соответственно и выбор спортивного инвентаря и снарядов должен быть привязан к реализации этих задач и включать в себя наиболее практичные, гигиеничные и развивающие всесторонне тело снаряды, такие как ходули, лыжи, коньки, бревно, лестница, ядро, диск и другие.
Анохин обосновал необходимость специального физического воспитания, связывая его с формированием естественных двигательных навыков человека, обусловленных его генетической программой развития, с развитием прикладных двигательных навыков. Он создал новые принципы движений, в основе которых была силовая нагрузка и работа с собственным телом. Выполнение упражнений требовало сильного мускульного напряжения, точной техники, систематичности, сочеталось с дыхательной гимнастикой. Система этих физических упражнений включала в себя силовые упражнения для рук, ног, отжимания, упражнения на мышцы пресса, повороты и наклоны туловища.
Педагогические, публицистические, исторические и естественнонаучные труды П.Ф. Лесгафта, А.Д. Бутовского, А.К. Анохина, связанные с физическим образованием, отличаются более высоким уровнем научности, чем работы их предшественников. Одна из главных их заслуг - раз-
работка оригинальной теории всестороннего развития человека, лич-ностно-ориентированного воспитания и образования средствами физической культуры и спорта. В своих работах и практической деятельности они доказали, что существенная цель и ожидаемый обществом результат физического образования - это психофизическое единство человеческой личности, выдающаяся роль движения в её формировании, а также воспитывающий и развивающий характер физических упражнений.
Список использованных источников
1. Грантынь К.Х. Основные черты системы физического образования П.Ф. Лесгафта для детей школьного возраста // Памяти П.Ф. Лес-гафта. Сборник статей. М.: Физкультура и спорт, 1947. С. 74-88.
2. Таймазов В.А., Курамшин Ю.Р., Марьянович А.Т. Петр Францевич Лесгафт. История жизни и деятельности. СПб.: ОАО «Печатный двор» им. А.М. Горького, 2006. 480 с.
3. Суник А.Б. Освещение творческого наследия П.Ф. Лесгафта в советской историографии // Теория и практика физической культуры. 1987. № 6. С. 5-8.
4. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта. М.: Академия, 2011. 320 с.
5. Грачев А.В., Дюпперон Г.А. Физическое воспитание в России в эпоху капитализма. Л.: Библ. ГИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1934. 62 с.
6. Пономарев Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. М.: ФиС, 1970. 247 с.
7. Инструкция для преподавания гимнастики в мужских учебных заведениях ведомства Министерства народного просвещения // Журнал Министерства народного просвещения. 1889. № 7. С. 266-276.
8. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Ч. 1. СПб.: Т-во художественной печати, 1909. 384 с.
9. Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений. Т. 1. М.: Физкультура и спорт, 1951. 441 с.
10. Бутовский А.Д. Записки по теории и методике телесных упражнений. СПб.: Издание Главной гимнастически-фехтовальной школы, 1913. 328с.
11. Бутовский А.Д. Из чтений по истории и методике телесных упражнений. Телесные упражнения как предмет преподавания. Ч. 1. СПб.: Тип. Главного управления уделов, 1910. 20 с.
12. Бутовский А.Д. Наставление для производства гимнастических упражнений в гражданских учебных заведениях. Вольныя движения. СПб.: Военная типография, 1890. 156 с.
13. Анохин А.К. Естественная система физических упражнений. Русская система гимнастики // Физическое образование и спорт. 1910. № 5. С. 3-32.