Научная статья на тему 'Идеи народной педагогики в трудах Я. А. Коменского'

Идеи народной педагогики в трудах Я. А. Коменского Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2317
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ / КОНЦЕПЦИИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ / МЕТОДЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ / HUMANISTIC CONCEPT OF EDUCATION / CONCEPTS OF NATIONAL PEDAGOGICS / METHODS OF MORAL EDUCATION OF THE PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калантарян Любовь Алексеевна

В статье дан анализ педагогических воззрений Я.А. Коменского. Особое внимание автор уделяет осмыслению важнейших параметров его педагогической теории, таких как демократизм, народность и гуманизм. Автор выявляет влияние методов народного воспитания на становление педагогической концепции Коменского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калантарян Любовь Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ideas of national pedagogics in works Ya.A. Komensky

In article the analysis of pedagogical views of Ya. A. Komensky is given. The author pays special attention to judgment of the major parameters of his pedagogical theory, such as democratism, nationality and humanity. The author reveals influence of methods of national education on formation of the pedagogical concept of Komensky.

Текст научной работы на тему «Идеи народной педагогики в трудах Я. А. Коменского»

8. Пересыпкин А.П., Цурикова Л.В., Гусакова Н.Л., Бочарова E.H. Формирование коммуникативной и межкультурной компетенций в процессе обучения студентов иностранному языку // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки . - 2011. - Том 11. - № 18 (113). - С. 277-282.

9. Свиридон P.A. Формирование межкультурной компетенции будущего специалиста в области мировой экономики средствами делового английского языка / P.A. Свиридон : сб. научных трудов II Международной летней школы для молодых ис-

следователей "Инновационные образовательные технологии в преподавании иностранных языков". - Томск : ТГПУ, 2005. - С. 72-84. 10. Силуянова И.В. Современная медицина и православие. - Сергиев Посад: Изд. Моск. Подворья Св.-ТСЛ - "Татьянин День", 1998. - 205 с. Ю.Францева М.В. Психолого-педагогические условия формирования успешности учебно-профессиональной деятельности студентов медицинского вуза в процессе овладения иностранным языком : дис.... к. психол. н. - Тамбов, 2009. - 193 с.

О си

X

9

THE IDEAS OF NATIONAL PEDAGOGICS IN WORKS YA.A. KOMENSKY

Kalantaryan Lyubov Alexeevna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Theory and Technique of Music Education, Stavropol state Pedagogical Institute, Stavropol, Russia

In article the analysis of pedagogical views of Ya. A. Komensky is given. The author pays special attention to judgment of the major parameters of his pedagogical theory, such as democratism, nationality and humanity. The author reveals influence of methods of national education on formation of the pedagogical concept of Komensky.;

Keywords: humanistic concept of education; concepts of national pedagogics; methods of moral education of the personality.

ИДЕИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ТРУДАХ Я.А. КОМЕНСКОГО

В статье дан анализ педагогических воззрений Я.А. Коменского. Особое внимание автор уделяет осмыслению важнейших параметров его педагогической теории, таких как демократизм, народность и гуманизм. Автор выявляет влияние методов народного воспитания на становление педагогической концепции Коменского.

Ключевые слова: гуманистическая концепция воспитания; концепции народной педагогики; методы нравственного воспитания личности.

УДК 378 ВАК РФ 13.00.01

© Калантарян Л.А., 2017

СО CU

си

КГ1 V

S

29

В понимании моральной природы человека, философия Нового времени разделилась на два направления. Представители одного направления - Н. Макиавелли, Т. Гоббс - признавали человеческую природу изначально испорченной, злой. Представители другого - Т. Мор, и Ж.Ж. Руссо - считали ее изначально доброй. И те и другие сходились в том, что человек является эгоистическим существом, при этом одни - видели причину эгоизма в естественной природе человека, другие - в социальном неравенстве. Но и в том и в другом случае классический буржуазный гуманизм рассматривает человека, живущего в обществе как существо погрязшее во зле [2, С. 279]. Гуманистическая концепция расширяет свои горизонты за счет теории рациональности души и самораскрытия человека. В век Просвещения, в трудах И.Г. Гер-дера, К.А. Гельвеция, И. Канта утвердится мысль о бесконечном социальном, интеллектуальном и моральном совершенствовании человека, разуме как движущей силе этого совершенства.

Гуманистические идеи философии нового времени проникали и в систему воспитания и образования. Так, иезуитская педагогика использовала новации в обучении - классно-урочную систему, принцип поэтапного (от менее сложного к более сложному) освоения материала, регулярность использования различных упражнений и т д. Данная система воспитания, транс-

КАЛАНТАРЯН Любовь Алексеевна, кандидат педагогичесий наук, доцент, кафедра Теории и методики музыкального образования, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь, Россия

формируясь в соответствии с поступательным историческим движением, оказалась жизнеспособной и нашла отражение в последующих педагогических теориях. Новая педагогика сумела соединить религиозное и светское воспитание, беспрекословное подчинение с развитием индивидуальных способностей личности, гуманистические идеи с церковными догматами.

Традиции иезуитского воспитания и образования оказали существенное влияние на педагогические воззрения Я.А. Коменского. Тем не менее, важнейшими чертами его педагогической теории следует считать - демократизм, народность и гуманизм. Философия Нового времени становится основой педагогической системы Я.А. Коменского. Свои взгляды на окружающий мир, природу, человека и человеческую деятельность Коменский излагает в многочисленных работах: "Великая дидактика", "О культуре природных дарований", "Предвестник всеобщей мудрости", "Общий совет об исправлении дел человеческих" и др. Он признает божественное происхождение природы и человека, видит в природе воплощение Бога, "познание природы и есть нахождение повсюду искомого Бога и почитание его" [5, С. 9]. В "Великой дидактике" Коменский утверждает, что от рождения разум человека представляет собой "tabula rasa" - чистую доску на которой еще ничего не написано, но стремление человека к знанию является врожденным, его ум отличается "такой ненасытной восприимчивостью к познанию, что представляет собой как бы бездну" [5, С. 9]. Обосновывая свою педагогическую систему, Коменский рассматривает процесс познания, выделяя его этапы: ощущения; умственную переработку материала; осуществление знаний на практике. То есть чувственное познание; обобщение, абстракция, научное знание; осмысление, проверка практикой, мудрость. Отсюда вытекают необходимость строить обучение на синтезе теории и практики.

В педагогических трудах Я.А. Коменского отчетливо проявилось и влияние идей народной педагогики и народного воспитания. Г.Н. Волков отмечает: "Вся самоотверженная деятельность Я.А. Коменского определялась желанием помочь своему народу в его стремлении к светлому будущему. Он всесторонне изучает жизнь народа, пишет его историю, исследует географию, составляет карту Родины, собирает чешские пословицы" [4, С. 13]. Методы нравственного воспитания личности, сформулированные Коменским, личный пример,

поучение, упражнение, наказание основаны на методах воспитания традиционно используемых в народной педагогике - личный пример, убеждение, приучение, разъяснение, поощрение, наказание и т. д. Называя школу мастерской гуманности, Коменский сравнивает ее с ремесленной мастерской, где нет места праздности, где кипит непрерывная работа, подчеркивает эффективность методов народного трудового воспитания. И в школах дело должно быть поставлено так, чтобы эти "мастерские мудрости не уступали ни одной механической мастерской в смысле трудового напряжения" [5, С. 105].

Народность - одна из важнейших черт педагогической теории Коменского. Великий педагог-гуманист выдвигал требование о необходимости создания школы родного языка. "Народность" учителя виделась ему в глубоком изучении родного языка, и прежде всего, устного народного творчества. Коменский утверждал, что одно из самых ценных сокровищ в культуре народа - родной язык. В своем труде "Сокровищница чешского языка", подчеркивая его богатство, он указывает на непреходящую ценность творчества народа, народных традиций и обычаев, на их большое воспитательное значение. Среди методов нравственного воспитания Коменский выделял беседы нравственного характера, основанные на народных сказках, легендах, пословицах. Высоко, оценивая воспитательное значение народных массовых зрелищ и народного театра, он подчеркивал, что "средством всеобщего образования в школах и вне школ являются книги, и особенно на родном языке, которые способствуют более широкому познанию вещей и развитию добродетелей" [5, С. 72].

В работе "Об искусном пользовании книгами - первейшим инструментом развития природных дарований" Коменский стремился доказать, что: "стремящийся к учености должен ценить книги выше золота и драгоценных камней; ни днем, ни ночью не выпускать их из рук; извлекая из них отборный цвет мудрости, переносить их в ульи собственных познаний; не останавливаться в неведении о том, как прекраснейшим образом использовать эти отовсюду почерпнутые сокровища мудрости" [5, С. 76].

Автор отмечает так же, что не будь книг, мы были бы дикарями и невеждами, если бы не народная мудрость, сохраняемая тысячелетиями в народных преданиях, сказках и легендах [4]. В основе педагогической системы Коменского лежит и принцип природосообразности,

в соответствии с которым целесообразность, постепенность гармония и порядок, царящие в природе, следует переносить и на воспитание человека. Принцип природосообразнос-ти является основополагающим и в народной педагогике. Педагогические явления народной жизни тесно связаны с природно-климатической, ландшафтно-географической средой, которая является основополагающих и действенным фактором, влияющим на процесс воспитания человека [1]. Размышляя над ролью природы в формировании личности, К.Д. Ушин-ский подчеркивал роль природных условий в становлении национального характера, в разумном использовании естественных богатств природы видел возможность достижения человеком "удивительной степени высоты" [3, С. 35].

Понимая человека как частицу природы, подчиняющуюся ее законам и развивающуюся по естественным законам в "Пампедии", Ко-менский подчеркивает, что воспитание ребенка должно идти сообразно с его, ребенка, природой: "Нет необходимости что-либо привносить человеку извне, но необходимо развивать, выяснять, что он имеет заложенным в себе самом. Необходимо все дарования развивать в совершенстве, чтобы родившийся человеком, учился и действовать по человечески" [5, С. 70]. "Как плодородная земля при отличной обработке - продолжает автор, - становится раем, а если остается в небрежении - печальной пустыней, наполненной крапивой, тернием и гадами, так и дарования при прекрасном воспитании совершенно уподобляют нас ангелам; оставленные в небрежении, низводят нас к скотам! Усовершенствование природных дарований необходимо людям более всех сокровищ мира, почестей, удовольствий и всего, что только может входить и обыкновенно входит в круг наших желаний, и потому оно должно быть высшей целью наших стремлений" [5, С. 70].

В своих педагогических трудах Коменский подчеркивает первостепенную роль учителя, который является душой и сердцем воспита-

ния. Как в народной педагогике воспитатель -пример для подражания, так и учитель у Ко-менского - образец нравственного поведения, скромности и благонравия, в деятельности пример бодрости и трудолюбия [4]. Учитель, подчеркивает Коменский, постоянно ищет чему и как учить "чтобы напиток науки проглатывался без побоев, без воплей, без насилия, без отвращения, словом, приветливо и приятно" [5, С. 106]. Называя учителя "чистым и непорочным служителем вечного света", сравнивает его с "усердным ваятелем", "предприимчивым архитектором", "хорошим пастырем и рачительным садовником", а имея перед собой пример такого учителя, ученик "будет сгорать от нетерпения учиться, не боясь никаких трудов, лишь бы овладеть наукой" [5].

В народной педагогике воспитание трудолюбия - один из наиболее действенных факторов воспитания. Трудолюбе - важнейшее каче-: ство учителя, которое он должен воспитывать и в своих учениках - "если кто-нибудь работает вяло, заставляй его работать больше других. Желание работать и отсюда выносливость в работе, это громадное сокровище в жизни" [5, С. 118].

Таким образом, в педагогической системе Коменского проявилось взаимодействие концепций авторитарного, гуманистического и народного воспитания, педагогической науки с народной педагогикой.

Литература:

1. Григорьев А.Ф. Роль традиционной культуры народов Ставрополья в системе воспитания духовно-нравственных ценностей: проблемы и противоречия // Kant. - 2015. - № 3 (16). - С. 11-16.

2. Гусейнов A.A., Ирлитц Г. Краткая история этики.- М.: Мысль, 1987. - 589 с.

3. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М. : Академия, 1999.- 167 с.

4. Калантарян Л.А. Становление педагогики народного художественного творчества в русле развития отечественной гуманистической педагогики XIX века // Современные исследования социальных проблем. - 2012. - №1(09).

5. Коменский Я.А. О воспитании: Золотой фонд педагогики / сост. Н.М. Матвеева. - М.: Школьная Пресса, 2003,- 192 с.

О си

-О X

9

со

CU

си

S

31

THE BEGINNING OF THE PUBLIC PHASE OF WOMEN'S EDUCA TION IN RUSSIA Kolpacheva Oiga Yurievna, DSc of Pedagogical sciences, Professor E-mail: [email protected]

Kanevskaya Janna Olegovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor E-mail: [email protected]

Avdeeva Liiia Nlkolaevna, PhD of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.