Научная статья на тему 'Роль иностранного языка в формировании межкультурной компетенции субъектов образовательной среды высшей медицинской школы'

Роль иностранного языка в формировании межкультурной компетенции субъектов образовательной среды высшей медицинской школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШАЯ ШКОЛА / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / СТУДЕНТ / СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / HIGHER SCHOOL / INTERCULTURAL COMPETENCE / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PROFESSIONAL COMPETENCE / HEALTH CARE SYSTEM / STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Знаменская Стояна Васильевна, Францева Маргарита Владимировна, Бирюкова Татьяна Ивановна

В статье рассмотрены вопросы, связанные с формированием межкультурной и коммуникативной компетентности студентов медицинских вузов в процессе их подготовки к будущей профессиональной деятельности. По мнению авторов статьи, решение поставленной задачи возможно посредством создания в образовательной среде специальных установок на изучение иностранного языка. Повышение психологической и коммуникативной компетентности, развитие профессионально значимых личностных качеств будущих врачей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Знаменская Стояна Васильевна, Францева Маргарита Владимировна, Бирюкова Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of english language in formation of medical student''s intercultural and commu-nication competences in the educational environment of high medical school

The article considers some questions related to the formation of medical student's intercultural and communication competences in the course of their professional training. According to the authors' opinion, the solution of this task is possible by creating special attitude to foreign language learning in the educational environment, development of the students' psychological and communicative competences and professionally significant personal qualities of the future doctors.

Текст научной работы на тему «Роль иностранного языка в формировании межкультурной компетенции субъектов образовательной среды высшей медицинской школы»

В случае неудовлетворительных результатов, заведующий на основе пояснений наставника и молодого специалиста принимает решение:

- установление повторного срока наставничества с прежним наставником;

- установление повторного срока с новым наставником;

- перевод работника (с его согласия) на другую должность/профессию с установлением нового срока наставничества.

Установление повторного или нового срока наставничества возможно не более одного раза.

При признании адаптации успешной молодой специалист под руководством заместителя заведующего по BMP определяет направления своего профессионального развития, составляет план дальнейшей работы по повышению профессиональной компетентности, планомерной подготовки к последующей аттестации [4, с. б].

Грамотно организованная работа заведующего, заместителя заведующего по BMP, наставника способствует успешной адаптации молодого специалиста, благоприятного вхождения в профессию воспитателя.

Литература:

1. Дыбина О.В. Моделирование методической работы дошкольной образовательной организации в условиях инновационной деятельности // Научное мнение. - 2016. - № 11. - С. 97-102.

2. Дыбина О.В. Оценочные высказывания педагогов в работе с детьми дошкольного возраста // Научное отражение. - 2016. - № 1 (1). - С. 12-16

3. Дыбина О.В. Реализация системы методического содействия воспитателям детского сада в повышении их профессиональной квалификации // Общество: социология, психология, педагогика. -2016.-№ 6.-С. 46-51.

4. Методические рекомендации по адаптации молодых специалистов / AHO ДО "Планета детства "Лада". - Тольятти, 2016.

-О X

9

со

CU

си

THE ROLEOF ENGLISH LANGUAGE IN FORMATION OF MEDICAL STUDENT'S INTERCULTURAL AND COMMUNICATION COMPETENCES IN THE EDUCA TIONAL ENVIRONMENT OF HIGH MEDICAL SCHOOL Znamenskaya Stoyana Vasilievna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor E-mail: stoyana2010@yandex.ru

Frantseva Margarita Vladlmlrovna, PhD of Psychological sciences, Assistant E-mail: frantseva-198Wmail.ru

Birukova Tatiana Ivanovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of foreign language, Stavropol State Medical University, Stavropol, Russia E-mail: vaiinall2 @mail.ru

The article considers some questions related to the formation of medical student's intercuiturai and communication competences in the course of their professional training. According to the authors' opinion, the solution of this task is possible by creating special attitude to foreign language learning in the educational environment, development of the students' psychological and communicative competences and professionally significant personal qualities of the future doctors.

Keywords: higher school; intercuiturai competence; educational environment; professional competence; Health Care system, student.

s

25

РОЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ МЕЖКУЛЬ ТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВА ТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВЫСШЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ ШКОЛЫ

В статье рассмотрены вопросы, связанные с формированием межкультурной и коммуникативной компетентности студентов медицинских вузов в процессе их подготовки к будущей профессиональной деятельности. По мнению авторов статьи, решение поставленной задачи возможно посредством создания в образовательной среде специальных установок на изучение иностранного языка, повышение психологической и коммуникативной компетентности, развитие профессионально значимых личностных качеств будущих врачей. Ключевые слова: высшая школа; межкультурная компетенция;, образовательная среда; профессиональная компетентность; система здравоохранения; студент; субъект деятельности.

УДК 378.12 ВАК РФ 13.00.08

©Знаменская С.В., 2017 © Францева М.В., 2017 ©Бирюкова Т.И.

ЗНАМЕНСКАЯ Стояна Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент

stoyana2010igiyandex.ru

ФРАНЦЕВА Маргарита Владимировна, кандидат психологических наук, ассистент

fran tse va-198 l@mail. ru

БИРЮКОВА Татьяна Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент

va Una 112 @ mail.ru

кафедра Иностранных языков, Ставропольский государственный медицинский университет, Ставрополь, Россия

Одной из ведущих тенденций современного высшего образования является ориентация на компетентностный подход, нормативно закрепленный в 2001г., который предполагает проектирование компетентностной модели выпускника. Сам процесс подготовки будущего выпускника обусловлен и детерминирован спецификой конкретной профессии, особенностями предписанных профессиональных функций, требованиями, предъявляемыми к личности и деятельности той или иной сферы деятельности.

Если говорить о студентах медицинских образовательныхучреж-дений, то здесь следует учитывать специфику деятельности представителей практического здравоохранения и систему требований, предъявляемых обществом и профессиональным сообществом к уровню их профессиональной компетентности.

Врачебная специальность является одной из самых сложных и ответственных профессиональных видов деятельности в системе "человек - человек", т.к. врач отвечает не только за сохранение, укрепление здоровья пациента, но и за его жизнь.

Среди огромного количества задач, актуальных проблем и возникающих противоречий, важное место занимает вопрос о профессиональной компетентности врачей и других представителей медицинской сферы деятельности, формирование которой должно осуществляться задолго до начала практической деятельности в системе здравоохранения. Иначе говоря, речь идет о формировании профессиональной компетентности будущего врача и таких ее составляющих, как коммуникативная и межкультурная компетенции, нравственная культура и т.д.

Выделение последних компетенций следует объяснить тем, что сегодня невозможно рассматривать медицину без понимания того, что она является наукой о человеке, что она, по мнению И.В. Силуя-новой, работает не с веществом, полем или информацией, а с живым страдающим человеком. Поэтому медицинские знания не ограничиваются естествознанием, но предполагают нравственное измерение [10]. Именно поэтому современная медицина уже не представляется без того, что успех деятельности врача во многом зависит от его способности выстраивать отношения с пациентами на основе гуманистических принципов, с учетом понимания их индивидуальных различий: возраст, пол, традиции, культура, вероисповедание и пр. Все это, по утверждению Р. Перес Ловелле и Н.В. Кудрявой, непосредственно вытекает из гуманистической психологии. Однако обозначенный вопрос имеет и экономическое значение, т.к. при разных возможностях клиенты будут пользоваться медицинскими услугами того врача, обращаться в те медицинские учреждения, где им будет более комфортно, а все их индивидуальные особенности, потребности будут учтены [7].

И такое представление о деятельности и личности современного врача позволяетутверждать, что от него (врача) требуется не только высокий уровень профессиональной компетентности, профессионализм деятельности, но и профессионализма личности, под которым понимается высокий уровень сформированности профессионально значимых личностных качеств: ответственность, активность, инициативность, эмпатия, доброжелательность, коммуникабельность и пр. В частности, по мнению Л.А. Лещинского, для врача-терапевта нужны следующие профессионально важные качества: активный гуманизм, доброта и любовь к людям, выдержка, терпимость по отношению к пациентам, оптимизм, готовность к самопожертвованию, высокая психологическая культура и пр. [4].

В существующих исследованиях, проведенных, в том числе, и на студентах - будущих врачах, при описании идеального портрета врача были названы следующие характеристики: уравновешенность, самоконтроль и саморегуляция, жизнерадостность, оптимизм, спокойствие, сила воли, дисциплинированность, способность к рефлексии, психологическая компетентность, желание сотрудничать с больным, общ ител ь н ость, ответствен н ость, п рофес-сиональная компетентность и т.д. [1; 3; б]. Как видно, среди перечисленных качеств и характеристик достаточно часто встречаются те, которые характеризуют коммуникативную сферу личности врача, имеющую важную значимость при описании профессионализма его личности и деятельности. Но, в контексте заявленной проблемы,речь необходимо вести и о такой составляющей профессионализма, профессиональной компетентности как межкультурная компетенция.

Существуют разные представления о феномене межкультурной компетенции. Но, на наш взгляд, наиболее глубоко это понятие раскрыто в исследованиях В.И. Наролиной, которая интерпретирует его как способность личности, проявляющуюся в открытости к познанию чужой культуры и восприятию психологических, социальных и культурных различий, в стремлении к кооперации с представителями других культур, в умен и и преодолевать стереотипы и использовать приемлемые для условий коммуникации модели поведения, стили общения, коммуникативные средства и т.д. [5].

Обобщая существующие определения, можно сделать вывод о том, что межкультурная компетенция - это знание жизненных привычек, установок данного социума, формирующих мотивации формы поведения, невербальных компонентов, системы ценностей, которая формируется в процессе обучения иноязычному общению с учетом культурных традиций, ментальных различий носителей языка и является необходимым условием для успешного ведения диалога между представителями разных культур.

Но одним из важных при этом остается вопрос о формировании межкультурной компетенции. По мнению некоторых исследователей (O.A. Данилова, P.A. Свиридон, Т.П. Суродеева), формирование межкультурной компетенции предполагает овладение такими умениями, как способность субъекта взаимодействия видеть в представителе другой культуры нетолько то, что отличает людей, но и то, что объединяет; менять ожидания и оценки в результате

изучения, понимания и признания ценности другой культуры; преодолевать культурные барьеры; отказываться отустоявшихся стереотипов; использовать знания о чужой культуре для более глубокого познания культуры своего народа; знакомиться с такими явлениями и понятиями, как принципы эффективной коммуникации, основные функции культуры, влияние культуры на восприятие и коммуникацию в ее различных сферах и видах и др. [2; 9].

К этому следует добавить и такое условие, как изучение иностранных языков. Это объясняется тем, что установление разнообразных и многоуровневых контактов, развитие конструктивных форм общения, по мнению В.И. Наролиной, предполагает владение иностранными языками, что позволяет одновременно познавать стили вербального и невербального поведения, культурные ценности и нормы, принятые в определенной культуре, предста-: вителями которых является субъект взаимодействия [5].

Этот вопрос приобретает еще большую значимость в той ситуации, когда врач осуществляет свою деятельность в условиях поликультурной среды, многонационального региона.

Конечно, не все врачи обладают всем набором необходимых для успешного профессионального самоосуществления качеств, способностей. Но специфика самой деятельности требует их развития. Поэтому при решении задачи, связанной с формированием профессиональной компетентности, профессионализма личности и деятельности представителя системы практического здравоохранения, правомерно говорить о необходимости психологической подготовки будущего врача к деятельности в условиях сложной поликультурной, многонациональной среды. И в качестве значимых психологических факторов, влияющих на формирование и развитие потребности, готовности, способности врача работать в такой ситуации, мы рассматриваем: повышение психологической и коммуникативной компетентности, создание установок на изучение иностранного языка, обеспечивающих осуществление сложной системы межличностных отношений, возможность встраиваться в профессиональное сообщество независимо от места проживания, быть конкурентоспособным в этом сложном меняющемся мире.

И если задача, связанная с формированием коммуникативной компетентности будущих врачей решается более успешно благодаря созданию специальных условий в образовательной среде вуза (реализация образователь-

-О X

9

со

CU

си

S

27

ных программ по психолого-педагогическим дисциплинам, деятельность психологических служб вуза и т.д.), то формирование установок на изучение иностранного языка не всегда имеет желаемый результат. Когда как существующие исследования и практика показывают, что для будущего врача знание иностран-ныхязыков важной в силу целого ряда причин.

Так, многие исследователи отмечают, что для студентов медицинского вуза эти вопросы весьма актуальны в связи со спецификой учебно-профессиональной деятельности. Например, студентам медицинских вузов приходится запоминать большой объем медицинской терминологии на латинском языке, работать с информацией, включая иноязычную, в короткие сроки вырабатывать новые способы самообучения, морально приемлемого профессионального поведения; воспринимать и перерабатывать новую информацию; решать проблемы мотивации, интеллектуальных, эмоциональных нагрузок и условий работы, направленных на обеспечение эффективной деятельности врача (Л.П. Быкова, Н.Г. Веселов, А.Н. Глушко, В.П. Дуброва, В.В. Лудан, Т.Ф. По-лищук, Б.А. Ясько и др.).

Кроме этого, в процессе осуществления профессиональной деятельности врачи часто работают в международных компаниях, участвуют в различных программах, проектах, которые выходят за пределы одной страны, участвуют в международных конференциях, семинарах, форумах, грантах и пр. Действительно, это тот случай, когда можно говорить: "врачи без границ". А знания языков помогают решать поставленные задачи перед медицинским сообществом на уровне мировых стандартов.

По мнению многих ученых, изучение иностранного языка следует рассматривать как одну из важных личностных потребностей, обеспечивающих субъекту любой сферы профессиональной деятельности возможность конструктивного социального взаимодействия [8; 9]. В подтверждение этих высказываний можно привести данные, полученные в результате экспериментальных исследований. Доказано, что при овладении иностранным языком развиваются эмоции, повышающие активность личности; стимулируется познавательная деятельность; увеличивается энергия и напряжение сил человека; повышается продуктивность когнитивных процессов (запоминание, категоризация); развивается креативный подход к решению различного рода учебно-профессиональных задач и др. А созда-

ние в процессе профессиональной подготовки студентов медицинского вуза специальных психолого-педагогическихусловий для развития языковой способности, обеспечивает высокий уровень овладения иностранным языком, что способствует повышению успешности учебно-профессиональной деятельности будущих врачей [11].

В работах А.П. Пересыпкиной при анализе вопроса, связанного с изучением иностранного языка студентами медицинских вузов, доказана взаимосвязь между уровнем коммуникативной и межкультурной компетентностей. В частности, исследователь акцентирует внимание на том, что формирование и развитие межкультурной компетенции должно осуществляться с учетом того, что у изучающих иностранный язык одновременно развивается и коммуникативная компетентность [8].

Проведенный анализ показывает, что высокий уровень коммуникативной и межкультурной компетенций, включающихзнание иностранных языков и их использование в процессе обучения в вузе, существенным образом определяет успешность личности не только в процессе обучения, становления профессиональной компетентности в будущей деятельности профессионала, но и при построении жизненной стратегии, реализации общего замысла жизненного пути субъекта деятельности.

Литература:

1. Васильков A.M., Василькова А.П. Ковалев A.C., Сошкин П.А. Формирование и развитие профессионально важных качеств врачей // Ананьевс-кие чтения - 2001. Тезисы научно-практической конференции. - СПб., 2001. - С. 145-146.

2. Данилова O.A., Суродеева Т.П. Формирование межкультурной компетенции студентов в процессе обучения иностранному языку // Язык. Культура. Общество : межвуз. сб. науч. тр. Вып. 2. - Саранск, 2010. - С. 81-83.

3. Дуброва В.П., Елкина И.В. Представления студентов высшей медицинской школы об "идеальном" враче // Возрастная, педагогическая и кор-рекционная психология : сборник научных трудов. Вып. 4. - Минск, 2003. - С.149-154

4. Лещинский Л.А. Деонтология в практике терапевта. - М., 1989.

5. Наролина В.И. Развитие межкультурной коммуникативной компетентности студентов медицинских и фармацевтических вузов. - М., 2009. -96 с.

6. Одерышева Е.Б. Эмоциональные и коммуникативные свойства личности врачей - преподавателей медицинского вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2000.

7. Перес Ловелле Р., Кудрявая Н.В. Психологические основы деятельности врача. - М.: ВУНМЦ, 1999. - 202 с.

8. Пересыпкин А.П., Цурикова Л.В., Гусакова Н.Л., Бочарова E.H. Формирование коммуникативной и межкультурной компетенций в процессе обучения студентов иностранному языку // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки . - 2011. - Том 11. - № 18 (113). - С. 277-282.

9. Свиридон P.A. Формирование межкультурной компетенции будущего специалиста в области мировой экономики средствами делового английского языка / P.A. Свиридон : сб. научных трудов II Международной летней школы для молодых ис-

следователей "Инновационные образовательные технологии в преподавании иностранных языков". - Томск : ТГПУ, 2005. - С. 72-84. 10. Силуянова И.В. Современная медицина и православие. - Сергиев Посад: Изд. Моск. Подворья Св.-ТСЛ - "Татьянин День", 1998. - 205 с. Ю.Францева М.В. Психолого-педагогические условия формирования успешности учебно-профессиональной деятельности студентов медицинского вуза в процессе овладения иностранным языком : дис.... к. психол. н. - Тамбов, 2009. - 193 с.

X

9

THE IDEAS OF NATIONAL PEDAGOGICS IN WORKS YA.A. KOMENSKY

Kalantaryan Lyubov Alexeevna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Theory and Technique of Music Education, Stavropol state Pedagogical Institute, Stavropol, Russia

In article the analysis of pedagogical views of Ya. A. Komensky is given. The author pays special attention to judgment of the major parameters of his pedagogical theory, such as democratism, nationality and humanity. The author reveals influence of methods of national education on formation of the pedagogical concept of Komensky.;

Keywords: humanistic concept of education; concepts of national pedagogics; methods of moral education of the personality.

ИДЕИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ТРУДАХ Я.А. КОМЕНСКОГО

В статье дан анализ педагогических воззрений Я.А. Коменского. Особое внимание автор уделяет осмыслению важнейших параметров его педагогической теории, таких как демократизм, народность и гуманизм. Автор выявляет влияние методов народного воспитания на становление педагогической концепции Коменского.

Ключевые слова: гуманистическая концепция воспитания; концепции народной педагогики; методы нравственного воспитания личности.

УДК 378 ВАК РФ 13.00.01

© Калантарян Л.А., 2017

СО CU

си

КГ1 V

S

29

В понимании моральной природы человека, философия Нового времени разделилась на два направления. Представители одного направления - Н. Макиавелли, Т. Гоббс - признавали человеческую природу изначально испорченной, злой. Представители другого - Т. Мор, и Ж.Ж. Руссо - считали ее изначально доброй. И те и другие сходились в том, что человек является эгоистическим существом, при этом одни - видели причину эгоизма в естественной природе человека, другие - в социальном неравенстве. Но и в том и в другом случае классический буржуазный гуманизм рассматривает человека, живущего в обществе как существо погрязшее во зле [2, С. 279]. Гуманистическая концепция расширяет свои горизонты за счет теории рациональности души и самораскрытия человека. В век Просвещения, в трудах И.Г. Гер-дера, К.А. Гельвеция, И. Канта утвердится мысль о бесконечном социальном, интеллектуальном и моральном совершенствовании человека, разуме как движущей силе этого совершенства.

Гуманистические идеи философии нового времени проникали и в систему воспитания и образования. Так, иезуитская педагогика использовала новации в обучении - классно-урочную систему, принцип поэтапного (от менее сложного к более сложному) освоения материала, регулярность использования различных упражнений и т д. Данная система воспитания, транс-

КАЛАНТАРЯН Любовь Алексеевна, кандидат педагогичесий наук, доцент, кафедра Теории и методики музыкального образования, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь, Россия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.